Но истинно православные с нетерпением ждали приезда святителя. Они не только неукоснительно выполняли распоряжения епископа Германа, но и, не боясь властей, как, например, церковный совет Вознесенского храма (бывший женский монастырь) г. Алатыря, приглашают его к себе служить и жить. Епископ Герман рассылает многочисленные послания на русском и чувашском языках, в которых предлагает не признавать раскольников, выданные ими награды не принимать, удалять второбрачных священников, освидетельствовать брачные обыски, вести записи о крещеных, бракосочетаниях, вести метрические книги. «Придет время, и ими будут дорожить», убежден он. Такие же наставления он направлял ульяновской пастве. Умоляя оставить обновленчество, приводит в качестве примера такие города, как Чебоксары, Ядрин, Цивильск, Мариинский Посад, где нет ни одной обновленческой церкви. Объясняет, что Тимофей – обновленец, еретик и что он лишен сана. В начале 1925 года епископ Герман получил от М. И. Калинина разрешение на открытие в городе Казани «Пастырских курсов для чувашей» и на издание православного журнала «Вестник Православной Церкви АЧО». Но Чувашское ОГПУ не разрешило. После смерти патриарха Тихона 12 апреля 1925 года епископ Герман подписывает акт о передаче высшей церковной власти Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) и дает распоряжение благочинным оповестить всех о кончине патриарха Тихона, совершить заупокойные службы и после каждой литургии панихиду. Председатель чувашского церковного управления обновленческий архиепископ Тимофей (Зайков) пишет донос в отдел областного исполкома на епископа Германа: «Епископ Герман призывает жить по-старому, снимает неугодных ему священников и назначает новых. Выступает против священного синода. Областное церковное управление обвиняет в расколе, выступает с контрреволюционными речами, лишен сана, учиняет поборы, возмущает народ, призывает к старому царскому режиму». 244 Деятельность молодого и энергичного проповедника становится заметной для антихристианской власти. Начинаются ночные визиты сотрудников ОГПУ, обыски и допросы. На этот раз он безропотно не кладет свою голову на плаху, как это было в селе Мураты. Епископ понимает, что он нужен Церкви, народу. Он должен бороться за чистоту православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гавриил (Абалымов; 1881–1958) – епископ Осташковский, викарий Тверской. Гавриил (Зырянов ; 1844–1915) – старец Седмиезерной пустыни, схиархимандрит, духовный отец схиигумена Игнатия (Лебедева) в молодости, преподобный. Гавриила (Елизавета Николаевна Чиркова; 1906–1981) – тайная монахиня, духовная дочь зосимовских старцев Игнатия и Исидора. Гаврилов Василий Дмитриевич – псаломщик храма села Бужаниново. Гаврилов Николай Иакимович – владелец нотопечатни в Москве. Галактион – иеромонах. Галактион (Игнатий Хореев; † 1900) – монах, сын блаженного Филиппушки. Гамбе Мария Сергеевна – преподаватель МГУ. Гарадцева Аграфена. Гедеон (Черкалов Герман Никитич; 1873–1937) – игумен. Гедеон (Смирнов Григорий Сергеевич; 1880 – 10.12.1937) – иеромонах Троице-Сергиевой Лавры. Геннадий – послушник Столобенского монастыря. Геннадий – иерей. Георгий Победоносец (†303) – великомученик. Герман (†1567) – святитель, архиепископ Казанский. Герман «младший» (Полянский Борис Иванович; 1900–1939) – (2000), архимандрит, духовник Высоко-Петровского монастыря. Расстрелян под Мариинском в 1933, преподобномученик. Гермоген († 1612) – священомученик, патриарх Московский и Всея Руси, чудотворец. Глаголева Софья Павловна. Глазунов Александр Константинович (1865–1936) – российский композитор, дирижер. Гоголь Н.В. (1809–1852) – великий русский писатель. Головин Владимир Васильевич – помещик, устроитель Зосимовой пустыни. Головин Димитрий Васильевич – сын В.В. Головина, продолжатель возрождения пустыни. Голубцова Мария Александровна – дочь профессора Московской духовной академии. Гомзин Алексей Семенович – брат прп. Германа. Гомзин Василий Семенович – брат прп. Германа. Гомзин Симеон Матвеевич († 1859) – отец прп. Германа. Гомзина Марфа Федотовна (1811–1848) – мать прп. Германа. Гомзина Матрена Матвеевна – родная сестра отца прп. Германа. Горева Наталья Алексеевна – духовная дочь зосимовского старица Досифея. Грачева Мария – жительница села Мордыш. Григорий (Козырев; 1882–1937) – епископ Суздальский с 1927 г., епископ Барнаульский с 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Герман намного пережил своего игумена Зосиму. Более пятидесяти лет он прожил на Соловецком острове. Многолетняя духовная жизнь научила его божественной мудрости. Он не стремился к почёту и не имел особого красноречия, но, вероятно, знал грамоту, так как после него сохранился книжный сборник. Он любил слушать назидательное чтение и в монастыре начал собирать библиотеку. Герман знал, что жизнь великих подвижников служит назиданием для многих, поэтому велел своему ученику Досифею записывать всё, что сам помнил о жизни преподобного Савватия. Впоследствии Досифей станет игуменом и по поручению Новгородского архиепископа Геннадия напишет житие преподобного Зосимы и похвальное слово. Всю жизнь святой Герман служил обители и по разным делам неоднократно плавал на материк. В одном из таких путешествий в 1479 году кончина застала его в новгородском монастыре Антония Римлянина, куда он приехал по поручению игумена Арсения. Ученики повезли тело старца на остров, но из-за распутицы были вынуждены похоронить его на берегу реки Свири при часовне у деревни Хавроньино. Через пять лет его мощи были обретены нетленными и перенесены на Соловецкий остров, где 30 июля 1484 года их положили рядом с мощами преподобного Савватия. В 1514 году по указу великого князя была произведена опись Соловецкого монастыря. Среди замечательных богослужебных предметов, бывших в храмах обители, особо отмечены Деисус, вырезанный на мамонтовой кости, большой запрестольный крест из рыбьих зубов (моржовых клыков) и железное клепало. В 1539 году великий князь Иван Васильевич Грозный пожаловал для строения монастыря земли и прислал Евангелие, Апостол и ещё двадцать две книги. В 1554 году во время игуменства Филиппа (Колычева) на Соловки был прислан впавший в ересь Матвей Башкин, бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. Специальной грамотой было предписано держать Артемия в уединённой келье, не разрешать ему проповедовать и допускать к нему только священника, принимающего покаяние. Правда, Артемий пробыл в заточении недолго – в этом же году ему удалось бежать в Литву, где он на удивление стойко в печатных изданиях защищал догматы православия от нападок католицизма. По преданию, на Соловках окончил свою жизнь протопоп Сильвестр , автор «Домостроя», впавший в немилость к царю и сосланный сначала в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15(28).08.1920–03(16).06.1933: Венедикт Плотников Кронштадтская (обн.) 28 .02(13.03).1923–1924: Николай Сахаров 1924–1927: 05(18).02.1927–08.1927: Павел Раевский Крутицкая 1920–18(31).01.1922: Евсевий Никольский 01 .1922–1923: Никандр Феноменов 1923–29.08(11.09).1936: Пётр Полянский 29 .08(11.09). 1936–30.01 (12.02). 1944: 30 .01(12.02).1944–06(19).09.1960: Николай Ярушевич Крутицкая (обн.) 1922–1922: Антонин Грановский 05(18).06.1922–23.06 (06.07).1922: Леонид Скобеев 23 .04(06.05).1923– 1924: Александр Введенский 1924–1946: 1946–02.1946: Сергий Иванцов 1946–1949: Филарет Яценко Крымская (обн.) см. Симферопольская (обн.) Кубанская см. Краснодарская и Кубанская Кубанская (обн.) 1922–1923: Иоанн Левицкий 03(16).08.1923–22.02(07.03).1932: Михаил Орлинский 1929–: Герман Никольский Кудымкорская 1929–03(16).04.1931: Илия Бабин Кузнецкая 10(23).01.1924–1924: Никита Прибытков Никон Пурлевский 1928–08(21).10.1928: Никон Соловьёв 1928–1932: Герман Коккель 25 .09(08.10).1929–22.10(04.11).1935: Серафим Юшков 22 .10(04.11).1935–02.1936: Павел Чистяков Кузнецкая (обн.) 1927–1932: Василий Лысенко 1929–1932: Николай Наганов Куйбышевская 11(24).07.1914–1918: Михаил Богданов 1919–1921: Филарет Никольский 1919–1919: Тихон Оболенский, в. у. 1921–: Павел Гальковский, в. у. 1922–1924: Анатолий Грисюк 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 1925–1926: Сергий Зверев, в. у. 1926–1928: Анатолий Грисюк , паки 1928–1933: Александр Трапицын 04(17).10.1933–08(21).05.1935: Пётр Руднев 08(21).05.1935–24.11(07.12).1937: Ириней Шульмин 1937–1939: 12(25).09.1941–26.11(09.12).1941: Андрей Комаров 12(25).12.1941–01.1942: Питирим Свиридов 1942–26.03(08.04).1952: Алексий Пальцын Куйбышевская (григ.) 1929–: Анатолий Левицкий Куйбышевская (обн.) 1923–1924: Алексий Орлов, в. у. 1924–12(25).11.1924: Александр Анисимов 27 .01(09.02).1925– 19.02(04.03).1925: Пётр Сергеев 1926–1928: Александр Анисимов, паки 1928–1935: Андрей Расторгуев, в. у. 1932–23.09(06.10).1937: Василий Виноградов Кунгурская 17(30).03.1924–1927: Аркадий Ершов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2. НИКОДИМ, Иеродиакон, учитель Философии, был начальников Семинарии с 1748 года, но вскоре скончался. 2. СИЛЬВЕСТР Страгородский, в 1753 году определён из учителей; а в 1756 году определён Ректором. 3. СИЛЬВЕСТР Страгородский, Иеромонах, в 1756 году определён из Префектов. В 1757 году пожалован Архимандритом Переяславского Никитского монастыря, и после Епископом оной же Епархии. 3. ИОАННИКИЙ Святоша, Иеромонах, определён в 1756 году. В 1760 году произведён Архимандритом в Новгородский Вяжицкий монастырь. 4. ГАВРИИЛ Озинский, Иеромонах. В 1760 году определён из учителей Философии. В 1761 году произведён Архимандритом Сийского монастыря. 5. АРСЕНИЙ, Иеромонах и Богословия учитель. Определён Префектом из учителей Философии в 1762 году. В 1764 году произведён Архимандритом в Спасо-Ярославский монастырь. 6. ИСАИЯ Германовский, Иеромонах и Богословия учитель, определён в 1764 году из учителей Философии. В 1766 году посвящён в Архимандрита, и определён Ректором. 4. ИСАИЯ Германовский, Архимандрит, в 1766 определён из Префектов. В 1770 отбыл в Киев. 7. ВЕНИАМИН Румовский, Иеромонах. Определён в 1768 году, а с 1770 года Ректором и Архимандритом Зеленецкого монастыря. 5. ВЕНИАМИН Румовский,  Архимандрит. В 1770 году определён из Префектов. В 1774 году хиротонисан в Епископа Олонецкого. 8. ИОАННИКИЙ Орловский, Иеромонах. В 1774 году, Марта 2, определён учителем Философии и Префектом из Ректоров Рязанской Семинарии, и в том же 1774 году, Июля 20, Ректором. 6. ИОАННИКИЙ Орловский, Иеромонах. В 1774 году в Феврале определён из Префектов, и в том же году Сентября 8, произведён в Архимандрита Зеленецкого монастыря. В 1783 году переведён в Рязанской Солотчинской монастырь, где и скончался в 1802 году. 9. ИННОКЕНТИЙ Полянский,  Иеромонах. В 1779 году, Августа 14, из Рязанской Семинарии переведён в Санкт-Петербургскую, в которой с 1 Сентября того же года обучал Философии, и был Префектом по 18 Августа 1782 года. Потом переведён Префектом же в Московскую Академию. 7. ВЕНИАМИН Багрянский, Архимандрит. В 1782 году определён из Префектов Новгородской Семинарии; в 1784 году переведён Ректором же в Новгородскую Семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В день своих именин (6/19 ноября) он служил литургию в церкви Павла Исповедника у Екатерининской больницы и угощал собравшихся у него друзей именинным пирогом, а в ночь с 30 ноября на 1 декабря в его квартире в 1-м Крестовском переулке был произведен обыск, и епископ Герман был арестован, хотя ордер на арест был выписан «для порядка» 10 декабря 62 . Следственное дело хранит только один краткий протокол допроса, бывшего 16 декабря 1925 года 63 : Сколько раз вы по вашем возвращении из ссылки бывали в Даниловском монастыре? Раз пять: раза три молился и два раза служил; и в первом и во втором случае оставался на чай с братией и служащими. Кого из епископов Даниловского монастыря вы знаете? Знаю служащих там епископов Парфения, Амвросия, Дамаскина, Пахомия, Иоасафа (Удалова) – в Москве встречал, знал его еще с детских лет. Нам неизвестно, в каких условиях допрашивали Владыку. Краткость протокола не свидетельствует о краткости и тем более о легкости самого допроса. Так, арестованный по тому же делу священник Сергий Сидоров перенес десятки изнурительных допросов, преимущественно ночных, с «неистовой руганью» и угрозами следователей. В очерке об архиепископе Николае (Добронравове) отец Сергий ярко описал обстановку одного из допросов: «Помню серую мглу сумерек, лицо Казанского (следователя. – А. В.), хриплый крик Тучкова (уполномоченного ОГПУ по делам религии. – А. В.) и нечленораздельный возглас С., который все время целился поверх моей головы в окно маленьким браунингом... Встав со стула, С. разразился такими воплями, что звякнули стекла дверей и окон». Все это довело отца Сергия до нервного потрясения, и он провел несколько месяцев в тюремной больнице 64 . Как видно из допроса Владыки, следователя даже не интересовала его церковная позиция (многих других обвиняемых подробно об этом расспрашивали), хотя согласно обвинительному заключению, вина его состояла в том, что он входил в число архиереев, составлявших так называемый «Даниловский синод» – к нему причислялись также проживавшие или служившие в Даниловом монастыре архиереи Амвросий (Полянский), Николай (Добронравов) , Парфений (Брянских), Дамаскин (Цедрик), Прокопий (Титов) и Гурий (Степанов) , – которые якобы служили проводниками указаний двух бывших обер-прокуроров – Самарина и Саблера. Несомненно, позиция епископа Германа как православного архиерея и русского патриота была не менее «черносотенной», однако «даниловской линии» (критика Патриарха и устранение от церковно-административных дел), как видно из его переписки, он явно не сочувствовал. Он болезненно переживал начавшееся именно по этой причине свое расхождение с архиепископом Феодором. Да и само появление Владыки в Даниловом монастыре, как признавался он в письме Вере Тимофеевне, «послужило к радости не столько заменяющих» архиепископа Феодора, «сколько простых и постоянных его почитателей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вечером к берегу причалили корабли новгородского купца Иоанна. Он познакомился с Савватием и был восхищён его духовной беседой. Узнав, где и как жил старец, Иоанн предложил ему богатое подаяние. «Мне это не нужно, – сказал отшельник, – раздай это бедным, ибо для души есть великая польза в том, чтобы творить милостыню». Купец был очень расстроен тем, что святой старец ничего не взял у него для себя. Тогда Савватий предложил ему: «Останься, друг, здесь до завтра, ты не пожалеешь об этом, и дальнейший путь твой будет спокойным». Купец ответил, что спешит попасть на торг со своим товаром и должен нынче же выйти в море. Но как только Иоанн вышел к причалу, на море поднялась буря, и ему пришлось вопреки желанию остаться на берегу. Утром добрый купец постучался в дверь старца, чтобы принять благословение в путь. Ответа не было. Тогда Иоанн вошёл в келью и увидел старца, сидящего в куколе и мантии с кадильницей в руке. Старец скончался с молитвой на устах. Это было 27 сентября 1435 года. Игумен Нафанаил вместе с Иоанном похоронил почившего Савватия. Слух о смерти преподобного Савватия дошёл до Германа, который был очень опечален тем, что лишился своего спутника. Близ устья реки Сумы Герману встретился инок Зосима, искавший удобного места для безмолвия. Герман рассказал ему о Соловках и подвигах Савватия. Зосима был поражён услышанным и решил вместе с Германом отправиться на Соловецкий остров. Летом 1436 года они прибыли на остров и остановились недалеко от морского берега, близ озера с чистой пресной водой. Они поставили шалаши и провели ночь в молитве. Утром Зосима вышел наружу и увидел над этим местом необыкновенный свет и в воздухе церковь . Он рассказал об этом Герману, который вспомнил, как ещё при Савватии были чудесно изгнаны отсюда мирские люди. Это ещё больше утвердило Зосиму в мысли, что здесь должен быть монастырь. Помолившись, отшельники принялись валить деревья для постройки кельи. Все дни напролёт они работали, а ночью молились. В конце лета Герман отправился на сумский берег, чтобы запастись хлебом. Он надеялся успеть вернуться осенью, но ветры и ранний снег не давали ему выйти в море. Пришлось провести зиму на берегу. Зосиме, оставшемуся одному, грозила голодная смерть, и он стал молиться Богу о помощи. Скудные припасы уже подошли к концу, когда к нему пришли два человека с запасом хлеба, муки и масла и сказали: «Возьми это и положи у себя. Если будешь иметь нужду, то можешь употреблять в пищу до нашего возвращения». Изумлённый Зосима даже не подумал спросить, кто они и как попали зимой на остров. Он долгое время ждал их, но они больше не вернулись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всего по этому делу, которое потом было названо делом митрополита Петра (Полянского) , было арестовано около тридцати человек. Главным обвиняемым оказался Александр Дмитриевич Самарин, бывший в 1915 году обер-прокурором Святейшего Синода. Ему приписывалось создание «черносотенной церковной группировки, стремившейся разжигать и поддерживать постоянное обострение отношений между церковью и Соввластью». Все обвиняемые были признаны принадлежащими к этой группировке или содействующими ей. Владыка находится под следствием сначала во Внутренней тюрьме ОГПУ, а потом в Бутырках. 21 мая вынесен приговор: три года ссылки. На этот раз Владыка решает ехать один, хотя послушница Татьяна была готова за ним последовать, и не раз он порадовался потом этому своему решению, когда пришлось «валяться на грязном полу» и неделями ждать этапа. В сентябре он прибывает к месту своей ссылки – город Турткуль в Каракалпакии, не сразу находит жилье, а найдя наконец подходящее, с обычным своим добрым юмором сообщает знакомым: «Близко и ГПУ, и друзья, и базар» (15 сентября 1926 года). Как только ссыльные немного устроились на новом месте, произволом местного начальства им пришлось отправиться «на каюке вниз по Аму-Дарье в маленький уездный городок Ходжейли». «Плыли мы три с половиной дня... Чудные и ясные дни, месячные ночи, каракалпаки в своих огромных шапках в качестве матросов и капитана, более приветливые, иногда и прямо красивые берега, горы, подошедшие посмотреть на тех, кого Господь ради истины Евангелия сеет сейчас, как пшеницу, – все это не заставляло нервничать, а радоваться, – писал Владыка Н. А. Верховцевой. – Под Покров мы, сидя в каюке перед заходом солнца, при чудном пении их глубоким умилением справили все, к чему обязывает любовь к Честнейшей. Потом... мы часа полтора пели. Это так успокоило всех нас, что разлука на берегу уже в самый Покров нас не расстроила особенно». В архиве М. Е. Губонина сохранилась фотография, подаренная епископу Тихону (Шарапову) протоиереем Иоанном Благодатовым «в память совместного пребывания в Турткуле и путешествия на каюке до г. Кунграда», датированная октябрем 1926 года, на которой, кроме названных лиц, запечатлены также епископ Герман и епископ Проскуровский Валериан (Рудич).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда папа был священником, то мы, его дети, также считались лишенцами, не получали карточек и не могли поступить в институт. Папа привозил продукты из Москвы – то, что нам собирали на приходе, урывая от себя. Много помогали Александра Романовна и Александр Васильевич Каледа – родители Глеба, с семьей которых я познакомилась в октябре 1930 года. Они приезжали к нам, и из Лавры мы ехали на извозчике, а Женя и Глеб бежали рядом. Тогда кто-то из нас сказал: «Хорошо бы нам всегда жить с Каледами вместе». Не помню, что бывала у Калед в те времена в Москве, но папа и Женя бывали там часто. И в день своего ареста 5 апреля 1932 года папа оставил у них для меня свой подарок – бювар для бумаг, он долго у меня хранился и пропал в войну. Обладая хорошим слухом и прекрасным голосом, папа любил петь и учил меня обиходному пению еще в Сергиевом Посаде. В Соломенной Сторожке папа служил до 1931 года, когда ушел за штат из-за сомнений в каноничности Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия. Когда отец Владимир уходил за штат, он пришел в семью Ивана Петровича Клушанцева 37 и сказал: «Судите, но не осуждайте». Супруга Ивана Петровича, Елизавета Степановна, была его духовной дочерью, а ее сестра – духовной дочерью преподобномученика архимандрита Германа (Полянского; †4 ноября 1937 г.) из Высокопетровского монастыря, который часто служил в храме Святителя Николая и был знаком с отцом Владимиром. Сохранилось почтовое поздравительное письмо 1932 года папе ко дню ангела и к выходу из тюрьмы. Там привет от «петровцев» и отдельное приветствие от отца Германа Лиде. Выйдя за штат, папа работал в ряде научно-исследовательских учреждений, занимался разработкой и конструированием различных приборов и установок, о чем имел авторские свидетельства. У папы были золотые руки, он любил выдумывать и мастерить всякие мелкие приборы. Помню, он что-то паяет, а потом ходит, дует в трубку. Так он сделал мне маленькую железную чернильницу-«невыливайку». Чернила мы носили из дома в школу в пузырьках или стеклянных чернильницах и вечно обливались ими. Первый арест

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

После этих событий настоятельница ясно понимала, что в России её ожидает гибель. Но она отказалась от всех предложений родных выехать к ним за границу. Великая княгиня не могла оставить вверенных ей Богом сестёр. В Марфо-Мариинской обители, как и прежде, принимали раненых солдат и больных, кормили бедняков и сирот. Зажиточные люди Москвы не оставляли обитель своей поддержкой. Но положение в стране всё более ухудшалось. В Москве вспыхнула эпидемия тифа. Тяжёлая болезнь подорвала силы настоятельницы настолько, что она долго не могла ходить. Не стало возможности достать продукты и медикаменты. Самые простые лекарства, даже вата и йод, добывались с огромным трудом. Не хватало бинтов, и сёстрам приходилось использовать простыни, чтобы делать перевязки больным. 7 ноября 1917 года было свергнуто Временное правительство. Власть в стране оказалась в руках Ленина и большевиков. Первое время, боясь осложнений со стороны Германии, к высшим кругам которой по происхождению принадлежала Елизавета Феодоровна, они не трогали Марфо-Мариинскую обитель. Наоборот, они утвердили специальный рацион для больницы. В общину сестёр стало регулярно прибывать снабжение. Два раза в неделю к обители подъезжал грузовик, который обычно был нагружен чёрным хлебом, вяленой рыбой, овощами и небольшим количеством жиров и сахара. В ограниченном количестве выдавался перевязочный материал и самые необходимые лекарства. По воскресным и праздничным дням соборная церковь Марфо-Мариинской обители, как и прежде, была переполнена народом. А в стране уже разгорался пожар чекистского произвола. Начались осквернения храмов, святых икон, мощей угодников Божиих, закрытие монастырей. Великая княгиня, во избежание оскорблений, запретила своим сёстрам выходить на улицу и сама почти не выходила за ворота. После заключения Брест-Литовского мира большевики пообещали Германии безопасность и беспрепятственный выезд Елизаветы Феодоровны за границу. Но она дважды наотрез отказалась принять немецкого посланника как представителя враждебной державы. Это был последний реальный шанс на спасение, от которого стойко отказалась великая княгиня Елизавета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010