Следующая веха в биографии деда — 1925 год, его рукоположение во диаконы местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским). Затем начало служения в церкви Петра и Павла в Сергиевом Посаде, настоятелем которой был отец Сергий Сидоров. В ту пору, когда мой дед принимал первый священнический сан, Русская Православная Церковь уже многие годы терпела гонения со стороны власти. Фактически массовыми они стали уже в 1922 году в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей, которой власть ответила на попытку Церкви самостоятельно помочь голодающим Поволжья. С 1922 по 1925 год было проведено несколько сотен процессов против священников и мирян, которые сопротивлялись изъятию церковных ценностей. Десятки и сотни священников и мирян были осуждены на различные сроки заключения или лишения прав. Так что в 1925 году принимать сан — это был поступок. Это был поступок, который предопределил, в конечном счете, дальнейшую судьбу отца Михаила. В том же 1925 году, в декабре, он был арестован в рамках одного из дел митрополита Петра (Полянского). Собственно говоря, это дело состояло из двух дел. Одно из них было выделено как дело Сергиево-Самаринской группировки, или Самаринско-Сергиевой группировки, по имени Александра Дмитриевича Самарина, которому приписали главенствующую роль в формировании такой антисоветской организации. А второе дело, в рамках того же дела, было дело владыки Феодора (Поздеевского) и Даниловской общины. Все участники этого дела были арестованы в конце 25-го года, и большинство получило самые разные сроки. После нескольких месяцев заключения отец Михаил отправляется в ссылку. У него был приговор — 2 года ссылки. Он отправляется в ссылку в Турткуль, и это время, проведенное им в ссылке, становится, как он сам говорит, временем учебы, временем глубокого постижения христианских истин и временем практического их применения в своей собственной жизни. В одном из писем жене он пишет, что нигде он не чувствовал себя так свободно и нигде он не чувствовал такой насыщенности жизни и насыщенности общения, как в ссылке, где одновременно с ним находился, в том числе, епископ Герман (Ряшенцев), сыгравший немалую роль в его дальнейшей судьбе. Владыка Герман благословил отца Михаила на принятие иерейского сана, и в 27-м году он был рукоположен владыкой Никодимом (Кротковым) в сан священника.

http://radonezh.ru/text/nepridumannye-su...

«Удивляет меня очень успех григорианского раскола. Чем могут люди увлекаться? Ведь у григориан нет особой идеологии ни по какому вопросу, отличной от Православия. Григориане отличаются от православия только своей неканоничностью, своею преступною незаконностью, лживостью. Признают григориане митрополита Петра, а этот последний считает их, григориан, раскольниками. Мне сильно, сильно больно, что мой бывший келейник, обученный мною Матфей Долиндо, является главным заправителем неправого григорианского раскола. К моему горю, сам Григорий (Яцковский) ведь мой келейник по Киевской Академии. Два года мы жили с ним в одной келье. Что поделаем, Владыко святый, исполняются над нами слова Божественного Евангелия. Будем молить Господа, чтобы он, Небесный наш Пастыреначальник, сохранил бы нас в Своей истине до конца! Об этом я постоянно взываю к Нему — Всеблагому и Всемилостивому Господу нашему. Да поможет Вам Всемогущий вернуть заблудших в ограду Святой Церкви». Для поддержания духа верующих епископ Герман собирал сведения о находящихся в местности близ Алма-Аты мощах апостола и евангелиста Матфея с целью прославления этой местности. К исследовательской работе по этому вопросу он старался привлечь профессуру и образованное духовенство, отбывающих ссылку в Алма-Ате. На Литургии ссыльным священникам Владыка благословлял причащаться в алтаре в полном облачении. И нередко алтарь Николаевской церкви был переполнен духовенством — от диаконов до архиереев. Среди последних в Алма-Ате находились архиепископ Херсонский и Николаевский Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский). При их участии в начале весны 1932 года игумен Феоген был возведен в сан архимандрита. Анастасия Нагибина рассказывает: «Владыка Герман был слаб здоровьем. Многолетний строгий пост, с одной стороны, и текущие тревожные политические и внутрицерковные события, с другой, изнуряли его до крайней степени. Кроме того, духовенство и миряне ежедневно целыми семьями или тайком в одиночку шли к Владыке, желая получить от него поддержку и совет: «Куда деваться? Как жить?» Всех он принимал, благословлял, утешал, помогал, как мог, материально. У Владыки сдавали нервы. Он предчувствовал, что вот-вот его арестуют, и ждал ареста. Отец Александр опасался за его здоровье и часто говорил: «Я боюсь за Владыку. Он очень худой, очень нервный. Ему бы врача надо». Владыка рассказывал, что, засыпая, положив голову на подушку, он слышит разговор о своем аресте.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

125 Вероятно, имеется в виду жительница с. Боголюбова, Владимирской обл. Шахова Надежда Ивановна, с которой еп. Афанасий поддерживал переписку. Родилась в 1887 г. В 1932 г. была арестована. Приговорена к ограничению права проживания в Москве, Ленинграде, Иванове. 128 Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич, 1877–1937) – епископ. С 1919 или 1920 г. настоятель Балаклавского Георгиевского монастыря, архимандрит. 14.9.1923 хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии; в. у. Черниговской епархией. С 1923 (1924?) г. епископ Глуховский, викарий Черниговской епархии. В 1923–1924 гг. в заключении. В 1924 г. выслан в г. Харьков. В 1925 г. арестован по делу митр. Петра (Полянского) . Приговорен к трем годам ссылки. С 1926 по 1928 гг. в ссылке в пос. Полой, Енисейской губ. С апреля 1929 г. на поселении в г. Стародуб, Западной обл. Летом 1929 г. организовал посылку гонца к находившемуся в ссылке Местоблюстителю патриаршего престола митр. Петру (Полянскому) с целью получения ответов на многие вопросы церковной жизни, в частности, о границах полномочий заместителя Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . С 1929 по 1934 (1933) гг. в Соловецком лагере особого назначения. В 1934 г. арестован, приговорен к трем годам ИТЛ. Расстрелян в Карагандинском лагере. 131 Имеется в виду Герман Николаевич Медведев, сын дочери Л. И. Синицкой, Татьяны Григорьевны, внук о. Григория и Людмилы Ивановны Синицких. Родился 17.3.1937. В настоящее время доцент кафедры математики физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В письмах к Людмиле Ивановне и дочерям Владыка постоянно интересовался судьбой Германа. Во время приезда с матерью в 1962 г. в Петушки Германом были сделаны фотографии, часть которых публикуется в настоящем сборнике. 132 Миловский Николай Михайлович (1861–1927) – протоиерей. Был настоятелем церкви Воскресения Христова на Остоженке, затем служил в церкви Ризположения на Донской ул. В 1922 г. был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей». Приговорен к пяти годам тюремного заключения (вероятно, в 1923 г. освобожден). (см.: Протодиакон С. Голубцов . Московское духовенство в преддверии и начале гонений, 1917–1922 гг. М., 1999, стр. 172–173).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

1996. 2/3 (9/10). С. 368. Руководителем подпольной Академии его называют различные свидетельства. В частности, об этом говорит в своих неопубликованных воспоминаниях митрополит Чилийский Русской Православной Церкви Заграницей Леонтий (Филиппович); см. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья//Церковь и время. 1991. 2. С. 57; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 462, прим. 67. Затем информацию о руководстве епископом Варфоломеем тайным учебным заведением подтвердил протоиерей Глеб Каледа: Протоиерей Глеб Каледа. Очерки жизни православного народа в годы гонений. (Неопубликованные фрагменты)//Личный архив Л. В. Каледы. Свидетельства митрополита Леонтия и отца Глеба очевидно опираются на устные предания, имеющие под собой почву: члены монашеских общин Высоко-Петровского монастыря подтверждают факт учёбы некоторых их духовных братьев и даже написания ими диссертаций. В частности, как на студентов епископа Варфоломея указывают на преподобномучеников Германа (Полянского) и Феодора (Богоявленского). Но ничего более конкретного петровские прихожане сказать не могут: тайный монастырь и тайная Академия были совершенно независимы друг от друга. 17 В перечне, составленном Е. А. Тучковым, под номером 15 значится “ПОПОВСКАЯ АКАДЕМИЯ. Содержание видно из заглавия. Академия нелегальна. В настоящее время перерыв в работе. Разрабатывается”. — Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 166. 18 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. С. 109–112. 19 Ранее время существования подпольной Академии оценивалось по-разному: то как 1919–1928 гг., то как 1919–1938 гг.; см. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. С. 112, 175. 21 Мы предполагаем, что именно так следует прочитать эту подпись на дипломе священника Василия Надеждина. Ср. опубликованный автограф отца Павла Флоренского: Ныне и Присно. Русский журнал для чтения.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovan...

3797 Настоятель Свято-Михайловского храма в г. Обухов Киевской епархии, секретарь Киевского епархиального управления. 3799 Вторая дата – дата ареста, после которого не смог уже вернуться на кафедру. В заключении и в ссылке, затем жил на Валдае, где арестован по доносу, осужден 19.02(04.03)1938 и вскоре расстрелян. 3801 Помещен условно. Внесен в список архиереев Болховской кафедры (викарной Орловской), поскольку его следующая кафедра – Орловская. Упоминается Болховским в списке 1930 г. (однако он может содержать неточности). 3802 Назначен либо в период ссылки на р. Печора, либо после 1931 г. По M. Е. Губонину, «некоторое время но управлял»; по ММЛ РПИ, «проживал на Печоре». Возможно, что по отбытии 5-летней ссылки был назначен непосредственно на Пугачевскую кафедру (вторая дата), а сведения о его бытии епископом Рославльским ошибочны. 3803 Имел пребывание в г. Брянск, часто именуется Брянским, но в реальности был епископом Рославльским. Эмигрировал в 1944 г. По ММЛ РПИ, в 1943 г. бежал заграницу; белорусский «автокефалист». Это неверно, ибо принадлежал к временной Белорусской автономии, возглавляемой митрополитом Пантелеимоном (Рожновским). По некоторым сведениям, перешел в унию. (Это соответствует действительности: «В июле 1945 г., будучи эмигрантом в Германии, он перешел в католичество восточного обряда, спасаясь от насильственной репатриации на родину. Умер в католическом монастыре в Бельгии» (Афанасий (Мартос), архиепископ. Белорусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 1990. С. 281). Скончался в Брюсселе в 1962 г. 3806 Архиепископ. Определение Св. Синода и Патриарха от 04(17)03.1924 (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 272, л. 86) говорит о перемещении архиепископа Иосифа в Одессу временно управляющим с оставлением за ним Ростовской кафедры. (Очевидно, его дальнейшее именование должно быть – «бывший Ростовский». Эта дата принята за основную, в скобках – все время пребывания «бывшим Ростовским».) Завещательным распоряжением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого сщмч. Петра (Полянского) от 23.11(06.12)1925 указан (3-м) в числе Заместителей Патриаршего Местоблюстителя на случай внезапного прекращения своей деятельности последним. Осуществлял возложенное на него послушание с 25.11(08.12) по 16(29)12.1926.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

38 После этого Матрона Андреевна безуспешно хлопотала о новом свидании с сыном. Приводим одно ее письмо к Е. П. Пешковой от 23.5.1929: «Уважаемая Екатерина Павловна! Обращаюсь к Вам с просьбой исходатайствовать перед органом О.Г.П.У. о разрешении мне свидания с сыном Афанасием Григоро­вичем Сахаровым (епископом), находящимся в Соловецком лагере. При сем прилагаю заявление на имя председателя Московского О.Г.П.У. две фотогра­фические карточки и удостоверение о родстве, засвидетельствованное нота­риальным отделом 23 мая. Очень желательно было бы получить личное свида­ние, так как я уже и стара и слаба здоровьем. О сопровождающем, по Вашему указанию, не хлопочу, так как Вы писали, что до Кемь меня может прово­жать даже не родственник и не имеющий права на получение свидания...» (ГА РФ. Ф. 8409 Д. 368. Л. 238)). На это письмо последовал отказ. Матрона Андреевна снова шлет запрос (16.8.1929), но опять безуспешно. Увидеться с сыном ей больше не пришлось – 30 ноября следующего года ее не стало. 39 Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич; 1885–1937) –епископ. В 1926 г. был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Рас­стрелян в одном из Мариинских лагерей. 40 Рафаил (Гумилевский Георгий Петрович; 1886–1937) – епископ Александ­ровский, викарий Ставропольской епархии, в 1925 г. был арестован, нахо­дился в Соловецком лагере особого назначения. В 1928 г. выслан на Урал на три года. Расстрелян в г. Семипалатинске. Сведениями о наименовании его епископом Златоустовским мы не располагаем. 41 Амвросий (Полянский Александр Алексеевич , 1878–1934) – епископ Вин­ницкий. В 1925 г. был арестован в Москве по делу митрополита Петра (Полян­ского). С 1926 по 1929 гг. находился в Соловецком лагере особого назначения. Неоднократно подвергался арестам, тюремному заключению и ссылкам. Скон­чался в ссылке в Средней Азии. 42 Герман (Ряшенцев Николай Степанович; 1884–1937) – епископ Волоко­ламский. С июня 1929 г. находился в заключении в Кемьском лагере, затем на Соловецком острове. С конца 1930 г. в г. Кеми на положении ссыльного. Рас­стрелян в г. Сыктывкаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

392        Митрополит Киевский и Экзарх Украины Михаил (Ермаков, 31.6.1862–17.3.1929) – окончив Киевскую Духовную Академию (1887), служил по духовно-учебному ведомству. Хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии (31.1.1899). Епископ Ковенский, викарий Литовской епархии (1899–1903); епископ Омский и Семипалатинский (1903–1905); епископ Гродненский и Брестский (1905–1921, с 1912 г. – архиепископ). 14 февраля 1915 года в самый разгар артиллерийского боя Владыка прибыл в северо-восточное укрепление Гродно и под неприятельскими выстрелами совершил торжественное богослужение, обошёл все укрепления, окропил их святой водой и благословил чудотворной иконой Божией Матери Колческой, после чего обратился к защитникам укреплений с воодушевляющей речью. С 1924 г. митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины. Бескомпромиссный борец с липковщиной и другими расколами. Второй после митрополита Сергия (Страгородского) кандидат на должность заместителя Патриаршего Местоблюстителя, назначенный актом от 6.12.1925 митрополита Петра (Полянского) . Вскоре был арестован и лишь в 1927 г. освобождён. Являлся старейшим по хиротонии (1899) архиереем. Отказался от предложения архиепископа Григория (Яцковского) возглавить Временный Высший Церковный Совет, созданный после кончины свт. Тихона 9.12.1925. Скончался в Киеве. 394        Преподобный Алексий (Соловьев , 17.1.1846–19.9.1928) – иеросхимонах Зосимовой пустыни. Родился в Москве в приходе Симеона Столпника в семье священника. После окончания Московской Духовной Семинарии (1866) и женитьбы (12.2.1867) на Анне Павловне Смирновой ( 27.1.1872) рукоположен во диакона (19.2.1867) и назначен в храм Свт. Николая в Толмачах. Рукоположен во иерея (4.6.1895) и определен пресвитером в Большой Успенский собор Кремля. Переехал в Зосимову пустынь (24.10.1898), пострижен игуменом Германом (30.11.1898) с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Постепенно к старцу Алексию за духовным советом и утешением стали стекаться люди со всех концов России. К нему (как и к отцу Герману) за духовным советом обращалась и преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Ушёл в затвор (6.6.1916). Участвовал в монашеском съезде в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1917), где был избран на Всероссийский Церковный Собор. Именно он, после Литургии в храме Христа Спасителя, вынул из ларца перед образом Владимирской иконы Божией Матери жребий с именем Патриарха – свт. Тихона. Пострижен в схиму (1919) с тем же именем – в честь Алексия, человека Божия. После закрытия Зосимовой пустыни переехал вместе со своим келейником отцом Макарием в дом духовных своих детей в Сергиевом Посаде на улице Дворянской. Там он и скончался. 26.7.1994 одновременно с прославлением преп. Зосимы состоялось перенесение мощей старца Алексия с городского кладбища Сергиева Посада в Зосимову пустынь. Канонизирован на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16.8.2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

4) Исаия Германовский, архимандрит, из префектов семинарии, с 1766 г.; в 1770 г. выбыл в Киев. 5) Вениамин Румовский-Краснопевков, архимандрит, из префектов семинарии, с 1770 г.; в 1774 г. 13 июля посвящен в епископа в Олонец; оттуда в 1775 г. 1 апреля переведен в Архангельск; из Архангельска в 1798 г. 26 октября в Нижний Новгород; в 1804 г. 11 ноября Всемилостивейше пожалован архиепископом. Скончался 16 марта 1811 г. 6) Иоанникий Орловский, архимандрит, из префектов семинарии, с 1744 г. Будучи ректором, он преподавал еще два года философию, а в 1776 г. сентября 9 принял богословский класс. В 1782 г., по случаю открывшейся настоятельской вакансии во второклассном Солотчинском монастыре, Рязанской епархии, состоялось определение св. Синода от 15 июля: «архимандрита Иоанникия за долговременные его в ректорском звании труды, по неимению сейчас других вакансий, перевести на первый случай во второклассный Солотчинский монастырь, обнадежа его определением впредь на настоятельскую вакансию высшей степени» 49 . Впрочем, он скончался в этом же монастыре в 1802 г. 7) Вениамин (Василий) Багрянский, родом из Москвы, священнический сын, обучался до философии в Московской академии и ректором Геннадием рекомендован: отменных перед прочими успехов, в понятии остроумен, в памяти превосходен; в 1766 г. по Высочайшему именному повелению отправлен был в Лейденский университет, где обучался философии, математике и истории, языкам еврейскому, греческому и французскому; по возвращении в Россию в 1776 г. пострижен в монашество и определен префектом и учителем философии в Новгородской семинарии; в 1782 г. произведен в архимандрита и определен ректором Александроневской семинарии; в конце следующего 1783 г. переведен в Новгородскую семинарию ректором и учителем богословия. Скончался в 1814 г. 8-го июня, в сане епископа Иркутского. 8) Иннокентий Полянский, с 1 января 1784 г. определен из префектов Московской академии, с возведением в сан архимандрита и тогда же назначен присутствующим в С.-Петербургской дух. консистории; 6 июля избран в члены Императорской Российской Академии; в 1785 г. исправлял чреду священнослужения и проповеди Слова Божия; в 1788 г. 8 мая рукоположен в епископа в Воронеже, где и скончался 15 апреля 1794 г. Префекты и учители философии

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

5) Арсений Верещагин, иеромонах, из здешних воспитанников, принял после Гавриила философский класс; в 1762 г. переведен на богословский и определен префектом семинарии; в 1764 произведен в архимандрита Спасоярославского монастыря; в 1773 г. декабря 22, из ректоров Тверской семинарии, рукоположен в епископа Архангельского в большой церкви Зимнего дворца, в присутствии Императрицы Екатерины II Алексеевны. Скончался в 1779 г. в С.-Петербурге, в сане Ростовского архиепископа и в звании члена св. Синода. 6) Исаия Германовский, родом малороссиянин, пострижен в монашество 1753 г. в кафедральном Борисоглебском монастыре Черниговской епархии и был в тамошней семинарии учителем риторики и пиитики; в 1759 г. преосв. Сильвестром, архиепископом С.-Петербургским, вызван в С.-Петербург и определен учителем риторики, а вскоре потом и философии; в 1764 г. назначен префектом семинарии; в 1765 г. произведен в архимандрита Староладожского Николаевского монастыря; в следующем определен ректором семинарии. 7) Вениамин Румовский-Краснопевков, иеромонах, из учителей здешней семинарии, с 1768 г.; в 1770 году произведен в архимандрита и определен ректором семинарии. 8) Иоанникий Орловский, иеромонах, в 1774 г. марта 2 определен из ректоров Рязанской семинарии; в том же году произведен, в архимандрита и сделан ректором семинарии. 9) Иннокентий Полянский, родился в 1753 г. и обучался в Рязанской семинарии; в 1773 г. пострижен в монашество и определен префектом семинарии; в 1778 г. 14 августа переведен префектом в здешнюю семинарию, а отсюда в 1782 г. августа 18 префектом в Московскую академию. 10) Николай Киждобрянский, родом славяно-серб, из военного звания, учился свободным наукам в западных академиях и православному богословию в Киевской академии; потом, в сане священника, проходил наставническую должность в училище, состоявшем при Карловатском митрополите Павле; по овдовении пострижен Карловским митрополитом Викентием в монашество, а Молдавским митрополитом Гавриилом, к которому перешел для обучения воспитанников архиерейской школы, возведен в сан архимандрита; в 1781 г. перешел в Новгородскую семинарию; в 1782 г. митрополитом Гавриилом вызван в С.-Петербургскую на класс философии и геометрии и определен настоятелем Кириловского монастыря; в следующем году переведен опять в Новгород префектом и учителем философии; но в 1784 г. снова вызван в С.-Петербург и обучал философии, геометрии и немецкому языку; в 1788 г. переведен ректором в Новгородскую семинарию и определен настоятелем Антониевского монастыря; в декабре 1790 г. вызван был в С.-Петербург на чреду священнослужения и для присутствия в консистории и, в бытность в С.-Петербурге, преподавал в семинарии экспериментальную физику, сохраняя звание ректора Новгородской семинарии, в 1791 г. 22 августа переведен в Иверский монастырь 51 . Учители

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

754 «А тяж епископлих, – пишет князь, – не судити никому же, судить их сам епископ», т. е. тех тяж или дел судебных, которые подлежат суду епископов. 756 Напечатана в Дополнениях к Актам Истории, т. I, стр. 5; нужное нам место в грамоте стр. 7, col. 1 нач. 757 Ещё об одной тяже сказано так, что, может быть, разумеются две тяжи, причём речь об одной непонятная: «шестая (тяжа) вопрос, а то епископу, зелья и душегубства – тяжа (та же шестая, ибо седьмая далее) епископля». 758 Новелла Алексея Комнина у Ралли и П. V, 281, самый конец новеллы (дела брачные имеют две стороны – церковную и гражданскую. Что по церковной стороне они подлежали суду церкви, это само собой разумеется, но император, как кажется, предоставляет их суду церкви и по гражданской стороне, cfr послание Константинопольского патриарха Германа II к нашему митрополиту Кириллу II, в Памятниках канонического права Павлова col. 83 нач.). 759 Техническое название законной жены в древней Руси было „водимая” (Летопись о жёнах Владимира под 980г.), т. е. ставшая сожительницей по брачному обряду Киевскому или Полянскому, о котором летописец говорит: „не хожаше зять (жених) по невесту, но привожаху вечер, а заутра приношаху по ней что вдадуче”. 760 «Суды церковные даны законом Божиим и прежними цари и великими нашими князи; князю и боярам и судиям в те суды нельзе вступатися..., то дано клирошаном на потребу, и старости и немощи и в недуг впадших чад мног кормление, нищих кормление, обидимых помогание»... и пр., Памятники канонического права Павлова, col. 118. 761 Стоглавник гл. 68, соборные статьи 28 Мая 1667г., – в Акт. Экспед. т. IV, стр. 205, статьи о святительских судах патриарха Адриана, – в приложении к диссертации Калачова о Кормчей, в Чтениях Общества Истории и Древностей 1847г. стр. 11, докладные пункты Синода 12 Апреля 1722г., – в Собрании Законов т. VI, [См. «Дополнения и поправки " ] . 762 Имеем, однако, некоторые указания, что расширение суда церковного совершилось не без борьбы между властью церковной и государственной: В житии преподобного Аврамия Смоленского говорится о епископе Смоленском Лазаре, занимавшем кафедру в первой четверти XIII века и оставившем её в 1225г. или перед этим годом: «сей бо беяше ради Бога оставил епископью свою и за многие обидения святих церквей, иже обидят властели, отъимающе чюжая без правды», – Православный Собеседник 1858г., ч. 3, стр. 376 начало. Патриарх Константинопольский Герман в своём послании к митрополиту Кириллу 2 приказывает всем нашим князьям, под угрозой неразрешимого отлучения, огребаться отнюдь от святительских судов, – в Памятниках Павлова col. 82 fin.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010