В. Д. Королюк полагал, что поход был направлен против племен хорватов (Перемышль) и дулебов (Червен), но это вызывает большие сомнения. По мнению В. В. Седова, дулебы – название более крупного племенного объединения, давшего впоследствии начало волынянам, древлянам и отчасти дреговичам. Их археологические культуры почти неразделимы. Хорватов он локализует только по Днестру. 319 Высказывается предположение, что Перемышль и Червенские города были хорватскими княжествами и подчинялись не Чехии, хотя и граничили с ней, а Венгрии. Возможно, что непосредственно перед походом Владимира они были захвачены Польшей. 320 Память о походе Владимира на Польшу как значительном событии сохранялась в Галицкой Руси, куда вошли впоследствии Червенские города, и в XIII в. Как пример он упоминается под 1227 г. в Галицко-Волынской (Ипатьевская) летописи. О войнах с Чехией не только ничего не сказано, но, наоборот, под 1254 г. летописец Даниила Галицкого подчеркивает, что до его князя «ни Святославъ Хоробрыи, ни Володимеръ Святыи» не ходили на Чехию. Можно предположить, что поход на Польшу и только что захваченные ею Червенские города был после 995 г. и потому не вошел в источник Иакова. Однако, в «Памяти и похвале» Иакова помимо сведений о первой польской войне отсутствует еще и сообщение о походе на хорватов в 992 г. Общепризнанным является мнение, что именно этот поход помешал польскому князю Болеславу, сыну и наследнику Мешко, прийти на помощь Оттону III в войне с лютичами. 321 Скорее всего, поход Владимира на ляхов через тогдашнюю чешскую территорию состоялся все-таки в 979 г. Либо источник Иакова, либо он сам намеренно выпустил все сведения о столкновениях с Польшей. Вероятно, именно поход на Червенские города принес Владимиру очередную жену– «вторую чехиню». 322 Ее сыновьями были Мстислав, князь Тмуторокани, и Святослав, княживший у древлян. Далее следуют известия о походах на вятичей и родственных им радимичей. И те и другие отложились от Киева. Видимо, это произошло после гибели Святослава. В НС и «Повести временных лет» упомянуты два похода один задругам. Святославу тоже пришлось ходить на них дважды. В «Памяти и похвале» поход на радимичей предшествует походу на вятичей, в летописи он указан после похода на ятвягов. Более правильной представляется последовательность в источнике Иакова – радимичи были западными соседями вятичей и непосредственно соприкасались с полянами и северянами. Рассказ о походе на радимичей дополнен колоритными подробностями о воеводе Волчьем Хвосте, который разбил их на реке Пищане (правый приток Сожа). Его имя было хорошо известно. В новгородском рассказе о Любечской битве Ярослава Владимировича со Святополком Ярополчичем в 1016 г. так назван киевский воевода. Конечно, к тому времени настоящего Волчьего Хвоста уже не было в живых, потому в киевском рассказе, сохранившемся в НС и «Повести временных лет», это имя и не упоминается. Зато новгородцы считали, что именно он выкрикивал оскорбления: и сами они плотники, и князь у них хромой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я тоже жажду твоих ласк и любви! Действительно, приходят прекрасные вести. Идиотский Петр. даже не умеет достаточно оценить их. Бог да благословит тебя и наших дорогих героев! Я очень рада, что отправили икону, чтобы благословить ею всех. Молебен перед домом, должно быть, производил очень трогательное впечатление. Она передаст войскам твой привет, а также молитвы, – они почувствуют близость к тебе. Дивный день, стало прохладнее, что является истинным благодеяньем после ужасающей жары. Поставила мои свечки, работала в лазарете и сейчас собираюсь покататься с 3 девочками, пока Татьяна ездит верхом. Понравился ли тебе поезд Пуришкевича? Пожалуйста, сообщи, был ли это 1 или 2, так как в 2 находится сестра моего крымца Седова, и он очень хотел бы знать, какой поезд ты посетил. У меня нет ничего интересного. Когда приблизительно начнет наша гвардия наступать? Сокровище мое, в молитвах, в мыслях постоянно с тобой. Я так по тебе скучаю! Сегодня уже 2 недели, как мы расстались с тобой в Курске! Как это было ужасно! Благослови и защити тебя Господь! Осыпаю тебя нежными поцелуями, муженек мой любимый, и остаюсь вся Твоя. Ц. ставка. 31 мая 1916 г. Моя душка-женушка! Нежно благодарю тебя за твое дорогое письмо. Погода сейчас дивная после вчерашнего ливня. В комнатах опять стало совсем прохладно. Я сделал длинную прогулку в лесу и поле с Валей Д., пока Бэби играл у шоссе. Затем мы отправились в кинематограф, где было очень интересно. Сегодня мы отправляемся на прогулку по реке после смотра на нашей станции некоторым проезжающим полкам. В общем, наши успехи всюду удовлетворительны, за исключением одного места, как раз в середине наших обоих наступающих флангов. Австрийские войска и некоторые германские дивизии делают отчаянные усилия, чтобы прорваться в этом месте, но безрезультатно. Принимаются все необходимые меры для поддержки нашего корпуса и подводятся резервы. Здесь у нас, конечно, тяжелые потери, но что же делать! Но эти войска доблестно исполнили свой долг – они должны были привлечь внимание неприятеля и этим помочь своим соседям.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-nikolaja-...

Продолжать движение дальше было невозможно, но танкисты понимали истинную цену их каждого выстрела. Так и не покинул экипаж пылавшую боевую машину, до последнего дыхания посылая в цель снаряд за снарядом. Посмертно герои были награждены орденами Отечественной войны I степени. В числе отважных неразлучные земляки-ленинградцы: младший лейтенант Румянцев Николай Михайлович, проживавший до войны по улице Седова, 20 и его друг старшина Морозов Константин Федорович из Парголово. Нет на земле их могил, и до сего времени подвиг героев был неизвестен ленинградцам. Тем временем два танка полка продолжали выполнять боевую задачу. Высоту взяли. Развивая наступление, танкисты с десантом освободили деревню Жервень и форсировали реку Реут. К 21 часу 24 апреля 1944 года 38-й отдельный танковый Днестровский полк завершил свой последний бой. Однако и после него оставшиеся две боевые машины в составе стрелковых частей громили врага до 5 мая 1944 года. Менее чем за два месяца полк прошел с боями свыше 130 километров, более 500 километров сумел преодолеть маршем по бездорожью на своих танках. За этот период танкисты уничтожили около 1420 гитлеровцев, 40 различных орудий, 108 пулеметов, подбили и захватили 38 танков, 17 бронетранспортеров, 101 транспортную автомашину, захватили 3 склада горючего и взяли в плен 84 немецких солдат и офицеров. 21 солдат и 10 офицеров полка пали смертью храбрых на полях сражений. Для многих из них пророческими оказались слова Патриарха Сергия, сравнившего поле боя с огненной печью. За проявленные мужество, доблесть и героизм 49 танкистов были награждены орденами и медалями СССР. Но заметим, что только к награждению орденами командование полка представило 82 человека. К сожалению, судьба 33 представлений к настоящему времени остается неизвестной. В последующем, находясь в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего, 38-й полк был переименован в 74-й отдельный тяжелый танковый, а затем переформирован в 364-й тяжелый самоходный артиллерийский полк. При этом, учитывая высокие боевые заслуги личного состава в ходе Уманско-Ботошанской операции, ему было присвоено звание " Гвардейский " и сохранено почетное наименование " Днестровский " .

http://pravoslavie.ru/archiv/dmitrydonsk...

Итак, Русское государство и русская письменность существовали до 862 года. Правда, не все историки, всё-таки берущиеся за объяснение этих фактов, признают тогдашних русов славянами. Пусть так. Здесь уже широкое поле для гипотез, которые требуют для своего подтверждения (или опровержения) поисков фактов, а не их замалчивания. Где же был центр складывания этого Древнерусского государства? То есть, попросту, где был его стольный град? Здесь представляется плодотворной точка зрения академика В.В. Седова, который считал, что у раннего Русского государства, как у Франкского королевства (и тому подобных «варварских» государственных образований раннего средневековья), отсутствовала постоянная столица как таковая. Кстати, Седов, отождествляя территорию Русского каганата IX века с роменско-борщевской археологической культурой, представил убедительные доказательства того, что основное население этого раннего государства было славянским. Эта территория охватывала сопредельные области нынешних Российской Федерации и Украины : Орловскую, Брянскую, Курскую, Белгородскую, Полтавскую, Сумскую, Черниговскую, Киевскую. Интересными для локализации ядра Древнерусского государства выглядят историко-филологические изыскания академика О.Н. Трубачёва о «цвете» Руси. Всем нам известно название Белая Русь, менее известны Червонная и Чёрная Русь, но мало кто задумывался над тем, что они вообще означают. Трубачёв связал эти названия со сторонами света (которые у славян, как и у всех народов, имели соответствующие цветовые обозначения). Учитывая, что Белой Русью в XI-XII вв. называлась не столько та страна, которая так именуется сейчас, сколько позднейшая Московия (а запад нынешней Беларуси назывался Чёрной Русью), получается довольно любопытная, хотя и неоднозначная картина. Неоднозначная потому, что соответствие цвета и стороны света нам в точности всё-таки неизвестно. Но если исходить из наиболее вероятного предположения, что белый цвет указывает на восток, чёрный на запад, а красный на юг, то исходная точка, от которой расходились эти цветовые «векторы», располагалась где-то в окрестностях Белорусского и Украинского Полесья... Впрочем, здесь возможны разные варианты. Нужны дальнейшие изыскания в источниках, чтобы прояснить эту символическую географию Древней Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

А., Хорошев А. С., Янин В. Л. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981; Никольская Т. Н. Земля вятичей: К истории населения бассейна Верх. и Ср. Оки в IX-XIII вв. М., 1981; Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода: (X-XV вв.). М., 1981; Килиевич С. Р. Детинец Киева IX - 1-й пол. XIII в. К., 1982; Сагайдак М. А. Великий город Ярослава. К., 1982; он же. Давньокиïвський Noдiл. К., 1991; Седов В. В. Вост. славяне в VI-XIII вв. М., 1982; он же. Славяне: Ист.-археол. исслед. М., 2002; Высоцкий С. А. Киевские граффити XI-XVII вв. К., 1985; Др. Русь: Город, замок, село/Отв. ред.: Б. А. Колчин. М., 1985; Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Сев. Европе: Ист.-археол. очерки. Л., 1985; он же. История отечественной археологии: 1700-1917 гг. СПб., 1992; Равдина Т. В. Погребения с монетами X-XI вв. на территории Др. Руси. М., 1988; Куза А. В. Малые города Руси. М., 1989; он же. Древнерус. городища X-XIII вв.: Свод археол. памятников. М., 1996; Макаров Н. А. Население Рус. Севера в X-XIII вв. М., 1990; он же. Колонизация сев. окраин Руси в X-XIII вв. М., 1997; Носов Е. Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990; Николаева Т. В., Чернецов А. В. Древнерус. амулеты-змеевики. М., 1991; Юшко А. А. Моск. земля IX-XIV вв. М., 1991; M ü hle E. Die städtischen Handelszentren der nordwestlichen Rus " : Anfänge und frühe Entwicklung altrussischer Städte (bis gegen Ende des 12. Jh.). Stuttg., 1991; Петренко В. Погребальный обряд населения Сев. Руси VIII-X вв.: Сопки сев. Поволховья. СПб., 1994; Хозеров И. М. Белорус. и смоленское зодчество XI-XIII вв. Минск, 1994; Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. Смоленск, 1995; Леонтьев А. Е. Археология мери: К предыстории Сев.-Вост. Руси. М., 1996; Др. Русь: Быт и культура: [Сб. ст.]/Отв. ред.: Б. А. Колчин, Т. И. Макарова. М., 1997; Сорокин П. И. Водные пути и судостроение на сев.-зап. Руси в Средневековье. СПб., 1997; Вост. славяне: Антропологическая и этническая история. М., 1999; Археолёгия Бeлapyci. Mihck, 2000. Т.

http://pravenc.ru/text/180421.html

В Смоленске археологи открыли древнерусский храм домонгольского периода (+Фото) 16 августа, 2013. Новостная служба Храм расположен на склоне левого берега Днепра в центре современного Смоленска. Есть некоторые основания предполагать, что храм был посвящен великомученице Параскеве Пятнице. Однако точно определить посвящение новонайденного памятника пока не представляется возможным. 16 августа. ПРАВМИР. В Смоленске архитектурно-археологическим отрядом Института археологии полностью раскопан и изучен ранее неизвестный древнерусский храм домонгольского периода, обнаруженный осенью 2012 года в процессе охранных раскопок. Об этом сообщается на  сайте Института археологии РАН , в статье члена-корреспондента РАН В. Седова. Выехавшая на место группа архитектурных археологов тогда же определила развал кладки как остатки четырехстолпного храма середины XII века с несколько более поздними, но тоже домонгольскими галереями. В мае-июне 2013 года были проведено масштабное археологическое изучение памятника, позволившее выявить его основные формы и некоторые детали, датировать храм и определить его место в истории архитектуры древнего Смоленска. Это первые раскопки домонгольского памятника в городе за последние двадцать лет. Храм расположен на склоне левого берега Днепра в центре современного Смоленска. Есть некоторые основания предполагать, что храм был посвящен великомученице Параскеве Пятнице. Однако точно определить посвящение новонайденного памятника пока не представляется возможным. По словам ученых, это был четырехстолпный одноглавый храм с тремя полукружиями алтарных абсид. Столбы, поддерживавшие барабан купола, были крестообразными в плане. Пол церкви был сделан из плинфы на растворе. На внешней поверхности стен выступали лопатки, делившие фасады на прясла, а на средней паре лопаток на каждом фасаде были расположены полуколонки, характерные для поднепровского зодчества середины XII века. В домонгольское время в храме было совершено несколько погребений. Одно из них было устроено в аркосолии, внутристенной арке в южной стене. Это захоронение мужчины, вероятно, ктиторское. Еще одно находилось в специальной плинфяной гробнице  у западной стены храма с внешней стороны. Интересно, что погребенные в этой гробнице женщина и ребенок были ориентированы необычно, как и сама гробница: по оси север-юг.

http://pravmir.ru/v-smolenske-arxeologi-...

Оставшиеся стихи (Л. 153-155) нотированы и имеют указания для пения, что соответствует структуре записи в визант. Асматиконе. Славянское и греческое ипакои Воздвижению Честного Креста в Благовещенском Кондакаре. Кон. XII? — нач. XIII в. Фрагмент (РНБ. Q.n.I.22. Л. 84 об.) Славянское и греческое ипакои Воздвижению Честного Креста в Благовещенском Кондакаре. Кон. XII? — нач. XIII в. Фрагмент (РНБ. Q.n.I.22. Л. 84 об.) Синодальный Кондакарь (ГИМ. Син. Тип. 777, сер. XIII в., 113 л.), самый небольшой из 5 списков, имеет неупорядоченную структуру. Вероятно, рукопись была некогда заново переплетена: песнопения помещены разрозненно, имеются большие лакуны. В нем только 2 воскресных кондака (1-го и 2-го гласов - Л. 94, 95). В этом Кондакаре содержатся 2 кондака, не найденные в др. источниках: кондак-подобен 2-го гласа о болящих (Л. 97 об.) и еще один, текст к-рого пока не поддается идентификации (Л. 98 об.). Как и в Лаврском Кондакаре, здесь есть 1-й тропарь 6-го гласа на Рождество Христово с 3 стихами, но без нотации (Л. 100-101). В этом Кондакаре больше причастнов, чем в других списках (Л. 106-142). В Кондакаре XII в. РГБ. ОИДР. 107 и РНБ. Погод. 43 (см.: Тихомиров. 1965. С. 101-103; Седова. 1996), содержащем кондаки, икосы, светильны с богородичнами и стихиры евангельские, кондакарная нотация присутствует только в кондаке мц. Евфимии (РГБ. ОИДР. 107. Л. 15-15 об.), а также в отдельных строках на листах 3, 5, 11 об. ( Velimirovic. 1972. P. 264). Как и Лаврский Кондакарь, он содержит нотированные вставки на полях, вероятно по функции напоминающие западные тропы . В других типах певческих книг также иногда встречаются образцы К. п. ( Rothe. 1993. S. 239-260). Так, в новгородской августовской Минее XII в. ГИМ. Син. 168 (Л. 1-1 об.) сохранилась т. н. катавасия на Преображение Господне со знаками кондакарной нотации, выписанная уставом XIII-XIV вв., текст к-рой «растянут» для пения с помощью добавочных гласных и слогов (см.: Щепкина и др. 1965. С. 148; СКСРК, XI-XIII. С. 128). Как показало исследование, текст заимствован (с небольшими изменениями) из причастна на тот же праздник, причем 1-й глас заменен 8-м, но нотация в целом совпадает с выписанной в Кондакарях.

http://pravenc.ru/text/1841898.html

В Караганде состоялась молодежная конференция «Православие и мир» 19 октября 2006 г. 13:09 15 октября по благословению митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия в Караганде прошла молодежная конференция «Православие и мир». Для участия в конференции были приглашены православные священнослужители, ученые, педагоги, врачи, юристы. Среди главных участников: Т.Т. Савченко, доктор филологических наук, профессор, А.М. Еремеев, кандидат медицинских наук, доцент кафедры Карагандинской медицинской академии, Н.Д. Седова, врач-психиатр, Д.Т. Чиров, кандидат педагогических наук, ветеран войны и труда, В.И. Кинзирявый, подполковник, начальник службы вооружения соединения внутренних войск по Центральному Казахстанскому региону, настоятель строящегося Крестовоздвиженского храма иерей Игорь Лисицын, клирик Свято-Введенского собора иерей Ахия Рахимжанов. Почетными гостями конференции стали благочинный Карагандинского округа протоиерей Михаил Патрикеев, С.В. Раков, атаман Карагандинского областного филиала Союза казаков Степного края, казачий полковник, А.А. Дорофеев, заместитель председателя Карагандинской организации ветеранов войны в Афганистане, А.И. Афанасьев, преподаватель КарГТУ, В.А. Архипов, адвокат, Б. Исабеков, режиссер, С.И. Пугачев, главный специалист Департамента внутренней политики при областном акимате, О.В. Захарова, юрист. Присутствовали также духовенство Карагандинского и Абайского благочиний, преподаватели воскресных школ и православная молодежь. Размеры конференц-зала ограничили число участников до 140 человек, хотя желающих участвовать было гораздо больше. Главными для обсуждения были выбраны следующие три темы: В русле основных тем главным участникам конференции задавались вопросы, которые затем обсуждались всей аудиторией. Каждый человек мог выразить свою точку зрения, задать любой интересующий его вопрос. Иногда обсуждение перерастало в горячую дискуссию. В рамках конференции состоялись презентации нескольких молодежных отделов: миссионерского и социального служения, клуба православных путешественников и издательского отдела. Всем присутствующим было предложено участвовать в их работе. Во время перерыва было прослушано выступление хора Свято-Благовещенского прихода Караганды, исполнившего духовные песнопения. Конференция, как отмечают ее организаторы, стала очередным опровержением прогнозов некоторых социологов, утверждающих, что большинство православных христиан в Казахстане — пожилые люди, а стало быть, Православие в стране не имеет перспектив. Митрополичий округ Казахстана /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/152902.htm...

Получив от о. Алексея благословение вместе со сведениями о положении Царской Семьи, Сергей Владимирович поспешил к бывшему дому Тобольского губернатора, а ныне «дому свободы», где ему удалось повидать Царственных Узников, также как и Они увидели его. Через о. Алексея Васильева Сергею Маркову удалось установить связь с ключевой фигурой в цепи, которая связывала Царскую Семью с их друзьями на воле - с зятем Г.Е. Распутина-Нового Б.Н. Соловьевым, мужем старшей дочери Григория Ефимовича Матрёны. Для этого С.В. Марков совершил путешествие в родное село Распутиных-Новых Покровское. В целях конспирации С.В. Маркову пришлось поселиться в Тюмени и вступить в Красную армию инструктором-кавалеристом для формирования конной части. Эта должность создавала возможность принимать на службу офицеров, приезд которых ожидался из Петербурга. С появлением Сергея Маркова дело сдвинулось с мёртвой точки. Но драгоценные полгода были потеряны. И только лишь в апреле неожиданно появился Седов. Марков буквально столкнулся с ним в Тюмени в аптеке на главной улице. Вид Седова поразил Сергея Владимировича: «Вместо вылощенного штабс-ротмистра, всегда безукоризненно выбритого, с милым, располагавшим к себе лицом, серо-голубыми вечно смеющимися глазами я увидел форменного оборванца в засаленной ватной куртке, серо-синих латаных брюках, смазных сапогах. Дырявый картуз еле прикрывал всклокоченную шевелюру, и давно не стриженные усы заканчивались бородкой козликом... Я глазам своим не поверил, до того переменилось даже выражение лица. Лицо было страдальческое, огонек в глазах потух. Седов узнал меня, вышел из аптеки за мной на улицу, и на боковой улице мы условились сейчас же встретиться у Соловьева. Через час мы сидели втроем в жарко натопленной комнате старушки хозяйки Соловьева перед уютным, певшим свою песенку самоварчиком. Соловьев был не меньше меня рад встрече с Седовым. Ему много пришлось перестрадать, пока он приехал в Тюмень, где он находился всего лишь третью неделю. Он явился сюда, чтобы легализовать в профессиональном союзе свое положение чернорабочего, и в качестве такового получил место у одного тюменского домовладельца, где находился по сей день.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/28/...

Самый естественный глава такого правительства – разумеется, бывший председатель Революционного военного совета, бывший ярчайший оратор, бывший вождь 2 (а то и 1: на плакатах Бронштейна и Ульянова изображали практически равными), да вдобавок идейный вождь весьма обширного подполья (в Большом Терроре 1937.06.28–1938.11.17 и последовавшей за ним Большой Чистке соучастников Большого Террора троцкизм был самым расхожим обвинением). Понятно, подход к нему искали сразу несколько стран. 1940.05.24 несколько ветеранов Интернациональных бригад – добровольцев, сражавшихся на стороне законной власти в Испанской Гражданской войне и там не раз конфликтовавших со сторонниками Бронштейна, занимавшими немало видных постов в общереспубликанском и многих местных правительствах – во главе с великим художником Хосе де Хесус (более известным под псевдонимом Давид) Сиприановичем Альфаро Сикейросом вломились на виллу Бронштейна в Койоакане – пригороде Мехико. Они вбежали в спальню, выпустили по стенам и шкафам несколько очередей из пистолет-пулемётов. Лейба Давидович и его жена Наталья Ивановна – урождённая Седова – укрылись под кроватью. Вряд ли обстрелянные бойцы не догадались проверить столь очевидное укрытие. Скорее всего былой оппонент решил послать потенциальному клиенту враждебных стран последнее предупреждение. Судя по тому, что 1940.10.20 Хайме Рамон Пауич Меркадер дель Рио проломил череп Бронштейна ледорубом на укороченной (чтобы спрятать под плащ) ручке, предупреждение не было услышано. На следующий день Лев Революции скончался – или, как заявили многие соратники, ушёл в бессмертие. Неожиданный вождь Отчего же человек, до революции метавшийся между множеством политических течений (к большевикам он примкнул только в промежутке между Февральской и Октябрьской революциями), а в Гражданскую войну более всего известный свирепостью расправ над рядовыми красноармейцами (он ввёл в практику децимацию – принятый ещё в Древнем Риме обычай казни каждого десятого бойца отступившей воинской части) и политически сомнительным заигрыванием с военными специалистами, унаследованными от имперских вооружённых сил, стал прославленным вождём и кумиром миллионов?

http://religare.ru/2_96361.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010