«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (Ин. 13: 34) Памяти исповедника Георгия Седова 3/16 декабря Русская Православная Церковь вспоминает исповедника Георгия Седова. Его верность Церкви (каждодневная, будничная, но от этого не менее стойкая и непоколебимая, чем верность тех, кто шел умирать за Церковь), как и верность Церкви и стойкость многих и многих православных, помогла Церкви выжить в годы гонений. Георгий Седов помогал выживать и преследуемому советской властью епископу Афанасию (Сахарову), о котором долгие годы заботился и за которого хлопотал. Егор Егорович (так всю жизнь его звали близкие) Седов принадлежал к тому замечательному типу русских людей, ясность и простота души которых делала все их поступки основательными и каждый шаг надежным. Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей, не изменили своим жизненным принципам из страха, не утратили цельности, остались верными до конца. Их крепостью устояла Россия в годы невиданных по жестокости испытаний. Родился Егор Седов в 1883 году в семье крестьянина деревни Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. У него были две младшие сестры – Мария и Евдокия. Отец, Егор Седов-старший, унаследовал и утвердил в своей семье русские православные традиции. Каждое воскресенье и во все церковные праздники он ходил в храм. И делал он это не потому, что так полагалось, а по сердечному расположению – любил он богослужение. Ближайший храм был в деревне Лыково, в трех километрах от дома, он был для семьи приходским. Но особенно любил Егор Седов молиться в соборе города Владимира. Ходил туда довольно часто, хотя до города было 40 километров. Как дети подросли, брал их с собой. Бывало, идут дети, а отец их обгоняет, так стремилась к храму, спешила его душа. Единственный сын в семье, Егор-младший стал, подобно отцу, прихожанином Лыковской церкви и, подобно отцу, с радостью ходил молиться во Владимирский собор. Гостеприимный дом Седовых часто посещали священники из Владимира и монахи. Учился Егор грамоте, как все крестьянские дети, в семье и с юности занимался крестьянским трудом.

http://pravoslavie.ru/28677.html

Мостище, урочище. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Георгия Победоносца, что на Мостище на реке Средней Карта и ближайшие объекты Троицкая, что на Мостище зданием каменная, с такою же колокольнею; построена в 1829 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище в 150 саж. от церкви, обнесено с западной стороны каменною оградою с жел. решеткою, с остальных сторон железною проволочною с шипами. Престолов 3: а) во имя Пресвятой Троицы, б) св. вмч. Георгия Победоносца и в) святит. Николая Чудотворца. Расстояние от Костромы 135 в., от Галича 15 в. Ближайшие церкви: Христорождественская с. Свиньина в 2 в. и Введенская с. Денисьева в 8 в. http://www.old-churches.ru/ga_022.htm Церковь Троицы. Комплекс. 1-я треть, кон. 19 в. Костромская область, Галичский, р-н, Мостище, уроч, Лопаревская сел. адм. Местонахождение ОКН на 1917 г.: Мостище, Галичский у., Костромская губ. Одна из лучших в районе классицистических церквей, отражающая все три стадии стиля (ранний, зрелый и поздний), а также сохраняющая некоторые реминисценции барокко в декоре. Большой интерес представляют сохранившиеся элементы первоначальной отделки интерьера. Впервые церковь упоминается как Георгиевская в 1628 г., но в 1656 г. она уже называется Троицкой. Существующая церковь Троицы построена вместо деревянного храма в 1829 г. Приделы в трапезной (Георгия Победоносца и Николая Чудотворца), были расширены с юга и севера в 1889 г. на средства почетного гражданина А.К. Седова, жителя Петербурга. Проект новых объемов был составлен архитектором Лыткиным, наблюдал за строительством инженер А. Смуров, после окончания работ освидетельствование произвел инженер Я. Змеев. Тогда же фасады всей церкви были вновь оштукатурены и окрашены, над двумя входами устроены металлические зонты, настенная живопись в интерьере «очищена и исправлена». Возможно, в тот же период были сооружены две сторожки, а между ними кирпичная ограда с железной решеткой (не сохранилась), которая проходила вдоль западной границы участка. Все постройки кирпичные и оштукатуренные. Комплекс расположен на возвышенности, над поймой реки Средняя. Село не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=31092

Завершилось пребывание ковчега с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской в Рыбинской епархии 10 октября 2017 г. 16:28 С 26 сентября по 7 октября 2017 года в Рыбинской епархии пребывал ковчег с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской, созданный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по  решению   Священного Синода  ( журнал 4  от 9 марта 2017 года) к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь. В ковчеге находятся мощи 50 святых. За эти дни святыню приняли у себя девять благочиний Рыбинской епархии. Несколько тысяч верующих смогли приложиться к честным мощам. 30 сентября ковчег встречали в Рыбинске — на памятном месте, посвященном погибшим узникам Волголага, где планируется строительство храма в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин в сослужении клириков Рыбинской епархии совершил Божественную литургию под открытым небом. Владыка Вениамин отметил, что среди мощей, находящихся в ковчеге, есть мощи святых Рыбинской земли — святителя Тихона , Патриарха Всероссийского, святителя Агафангела, священномученика Николая (Любомудрова) и исповедника Георгия (Седова). Епископ Вениамин неоднократно совершал богослужения в храмах Рыбинской епархии, куда приносилась святыня. Особым событием стало освящение храма священномученика Вениамина, епископа Романовского, совершенное 5 октября в городе Тутаеве. Принесение святыни сопровождалось мероприятиями, посвященными памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Так, в Пречистом под председательством правящего архиерея прошел круглый стол «Новомученики и исповедники XX века», в Данилове состоялась краеведческая конференция «Память их в род и род». Вниманию участников мероприятий были предложены епархиальные издания, посвященные новомученикам и пострадавшим за веру в Рыбинской епархии, а также передвижной стенд с их фотографиями. 8 октября ковчег был принесен в Ярославскую епархию . Рыбинская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Седова Серафима Георгиевна Дочь исповедника Георгия Седова. 12 января 1960 г. 12/I–60 Дорогой наш Владыка святой, просим вашего благословения. Мама Анфиса, Сима и сестра наша Маша, мы ваше письмо получили, были очень рады, что нас не забыли, читали ваше письмо, мы все четверо плакали, теперь, Владыка святой, пишу про Тятю, как он болел, болел очень шибко, он у нас никогда не охнул, был очень терпеливец, а было ему ни сидеть, ни лежать, была водянка и нарывы. Владыка святой, у нас Тятя все просился: «Отпустите, отпустите меня», – а я ему говорю: «куда тебя отпустить», говорит: «домой, на тот свет». Все говорил, не один раз, все просился, говорит: «мне здесь надоело, там лучше». В 10 часов вечера кричал: «ангел, ангел», – а на другой день помер, похороны были в Николу, отпевали 2 священника и дьякон и все певчие. Только как стали отпевать, то отколь взялася бабочка, летел[а] от [иконы] Спасителя и села ему на руки и потом опять полетела к Спасителю, а от Спасителя летела и села ему на левое плечо, посидела и опять полетела к Спасителю, а третий раз только повилась и улетела к Спасителю, очень все дивились, что такого дива не было. Народу было полно, и все остались на отпевание, отец Иван прощался и плакал, просил прощения и говорил речь, теперь все хватились тяти, что порядку нет [в] церкви. Отец Иван хочет Анфису ставить в старосту, а я ее ругаю: «Не вставай, – говорю, – будешь плакать, как Тятя». Владыка святой, каждый день собирался к Вам приехать, и все только твердил: «Вот я поеду [в] Петушки, очень хотелось с Вами повидаться». У мамы очень сердце сдало и болит голова, очень нам теперь плохо без Тяти, и, когда сидел, был, нам и то было легче, чем теперь. Владыка святой просим ваших молитв, помолитесь о нас, грешных, писала Сима. Д. 41. Л. 122–123 об. Подлинник. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 2: О - Ю. - 2014. - 791 с. : ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В 1933 году, после окончания срока заключения, Егор Егорович тоже не захотел возвращаться в деревню Чурилово, но не поехал и к родным. В деревне Козлово Ростовского района Ярославской области он нашел работу, позволившую выплатить долг за покупку дома в Тутаеве: он нанялся в пастухи и работал столько времени, сколько потребовалось для собрания необходимой суммы. В 1936 году на заработанные деньги он выкупил дом и сам переселился туда. В Тутаеве его дочь Анфиса работала на фабрике «Тульма». Егор Егорович также устроился на эту фабрику – ухаживать за лошадьми. Серафима Егоровна рассказывала: «Бывало, придет он на конюшню, а лошади, как услышат его голос, так все заржут! Его и лошади любили». Поселившись в Тутаеве, Егор Егорович стал прихожанином Воскресенского собора. В отличие от многих непоминающих, он никогда не оставлял церковное богослужение и храм, более того, хорошо читая по-церковнославянски, он часто, особенно в будние дни, прислуживал псаломщиком. Тогда же познакомился Егор Егорович с членами подпольной общины старо-тихоновской ориентации (непоминающих) при храме в селе Котово Угличского района. Когда в Котово переехал епископ Василий (Преображенский), Егор Егорович стал иногда участвовать в тайных богослужениях архиерея. Егор Егорович не заблуждался в оценке церковных событий военного времени. «Сейчас дали некоторую свободу Церкви, – говорил он. – Разрешили Собор, выбрали патриарха. Но во всем этом чувствуется, что сделано неискренне. Собор и выборы были заранее подготовлены, проведены без согласия и присутствия других патриархов. Все эти отступки власти не нравятся партийцам…» В его доме по-прежнему останавливались изгнанные монахи и репрессированные священники. Любили ходить к нему и нищие; Анастасия Степановна их кормила. Повторно Егор Седов был арестован 24 декабря 1943 года сотрудниками 2-го отдела УНКВД. Причиной ареста и основанием для обвинения явились показания ранее арестованного иеромонаха Дамаскина (Жабинского), очень часто бывавшего у него в доме, и собранные после этого агентурные сведения. Егора Егоровича обвинили в антисоветской деятельности, участии в работе контрреволюционного подполья, нелегальном сотрудничестве с епископом Василием (Преображенским), в проведении нелегальных религиозных обрядов.

http://pravoslavie.ru/28677.html

Из тех, кого священник видит регулярно, — космонавты Юрий Лончаков, Антон Шкаплеров, Валерий Корзун, Алексей Леонов. Они даже попросили отца Василия сделать небольшой список с первообраза (примерно 10 ´ 10 см), который в ноябре 2014 года взял с собой на МКС Антон Шкаплеров. Этот список находился в космосе по июнь 2015 года, а потом космонавты передали его Воскресенскому собору. Сегодня его в дорогом окладе вместе с сертификатом можно увидеть рядом с первообразом.       «С этим списком связана забавная история, — рассказывает отец Василий. — Когда нам ее только привезли, одна из бабушек спросила меня, по какому случаю ей молиться. Я растерялся, — вспоминает священник. — А потом говорю ей полушутя: “Если эта икона больше полугода летала вокруг Земли, то, наверное, молиться ей нужно о благополучии воздушных путешествий”. Сказал и забыл». Буквально через полчаса отец Василий вышел из храма и увидел, как эта прихожанка уже других, таких же, как она, собрала и объясняет им: «На самолете полетим или кто полетит, к этой иконе надо идти и перед ней помолиться, чтобы все хорошо прошло». C тех пор он, когда на уроках православной культуры в школе показывает детям фильм «Космос как послушание», всегда приводит в пример историю с бабушкой: «Ребята, если кто-то вдруг вам скажет, что перед полетом надо обязательно помолиться именно той иконе, которая побывала в космосе, знайте, откуда это взялось. Но все же помните, что помолиться Богу никогда не грех». Справка По преданию, икону Всемилостивого Спаса написал преподобный Дионисий Глушицкий в XV в. для купола деревянного храма, один из приделов которого был назван в честь святых князей Бориса и Глеба. После того как рядом построили каменный Воскресенский собор, икону перенесли в него, а деревянный храм разобрали. Вес иконы около 250–300 кг, размеры — 298 × 276 см2. В 1749 г. по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ вывезли в Ростов Великий, в архи­ерейский дом. Сделано это было из-за того, что возле иконы в большом количестве собирались на молитву старообрядцы. Разогнать раскольников возможности не было, и оставался один способ — убрать икону. Ее вернули в Тутаев только в 1793 г. Обратно образ несли на руках. С того времени и стал проводиться правобережный крестный ход, который был запрещен большевиками в 1930-м и возобновлен в 1989 г. Крестный ход по левой стороне впервые прошел в 1888 г. и был приурочен к 900-летию Крещения Руси. Он традиционно проходит в последнее воскресенье перед праздником Илии Пророка. Этот крестный ход также был запрещен при советской власти и возобновлен в 1990 г. В соборе есть еще две древние святыни — это икона святителя Николая Чудотворца (XV в.) и деревянный крест, по преданию приплывший по Волге (изготовлен ранее XV в.). В соборе также пребывают святые мощи его старосты, исповедника Георгия Седова († 1960). 

http://e-vestnik.ru/church/tutaev_krestn...

Но с 1927 года началось многолетнее непрерывное заключение епископа Афанасия. Участие и помощь Егора Егоровича сопутствовали владыке все эти годы. Связь между ними никогда не прерывалась, они регулярно переписывались, Егор Егорович был в курсе событий многострадальной жизни заключенного епископа, посылал ему необходимые вещи, продукты и деньги. Наступило время, когда люди стали скрывать веру, боялись приходить в храм, исключали из своей жизни всякое общение с духовенством, жены и дети отрекались от преследуемых властями своих мужей и отцов-священников. Тогда Егор Егорович счел своим долгом как члена Церкви заботиться о священнослужителях, заключенных в тюрьмы города Владимира, и голодающих священниках на приходах во Владимире и Юрьеве-Польском. Он узнавал о них и привозил им мед со своей пасеки, картофель и другие продукты. Бывало, подъезжает он к дому, стучит. Матушка выглядывает с испугом: «Кто это?» Отец посмотрит и говорит: «Отворяй, свой». А Егор Егорович сбросит с телеги привезенное у дверей или у калитки и – дальше в путь. А в доме его запасы не убавлялись, на всех хватало, и семья была всегда сыта. Бог посылал достаток. В колхозы Егор Егорович никогда не вступал. В период коллективизации его двоюродный брат служил уполномоченным от сельсовета по деревне Чурилово. Церковность Егора Егоровича и благополучие его семьи вызывали неприязнь брата-уполномоченного, и она была так велика, что в 1932 году брат ходатайствовал о том, чтобы Егору Егоровичу было дано такое твердое задание, выполнить которое он бы не смог и после этого был бы раскулачен. Ходатайство было удовлетворено, и Егор Егорович осужден на один год исправительно-трудовых работ, а все его хозяйство конфисковано. Семья осталась без кормильца и без средств существования. Анастасии Степановне пришлось искать помощников пахать землю. Старшая дочь Егора Егоровича Мария вышла замуж за прихожанина лыковской церкви. Они венчались, несмотря на издевательства и насмешки жителей села. Зять советовал Анастасии Степановне уехать из Чурилова. Предложил поселиться в Ярославле. Семья переехала, дом нашли за Волгой. Но жить там оказалось очень тесно и трудно, и работа нашлась только на другом берегу. Зять пошел советоваться к батюшке: куда переехать? Тот сказал: «Переезжайте в Тутаев, у меня там знакомые есть. Купят они вам дом, деньги отдадите после». Так и сделали.

http://pravoslavie.ru/28677.html

Ценнейшие научные материалы, собранные экипажем, дали новые сведения для гидрологии и гидрографии Центрального арктического бассейна. Ведь севернее 85-й параллели «Георгий Седов» пробыл в два раза дольше, чем станция «Северный полюс-1» во главе с И. Д. Папаниным и в два с половиной раза дольше, чем «Фрам» норвежца Нансена. Каждому седовцу – участнику дрейфа – в 1940 году было присвоено звание Героя СССР. Кроме того, за полярную службу во время Великой Отечественной войны Александр Александрович Полянский награжден орденом Ленина, медалью «Золотая звезда», значком «Почетный полярник», медалями «За оборону советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». В 1940 и 1977 годах были выпущены почтовые марки, посвященные подвигу «Георгия Седова» и седовцам. В память об А. А. Полянском названо открытое в 1956 году крупное озеро на другом конце света – в Антарктиде. Но если назвать озеро именем этого замечательного человека и полярного исследователя в другом полушарии оказалось просто, то увековечить его память на «малой Родине», в Вологде – значительно сложнее. Еще в 1995 году городская дума приняла решение назвать новую улицу города в честь А. А. Полянского. Но до сих пор это решение так и не реализовано. Здесь Вологда разделяет судьбу очень многих русских городов и их топонимики. В российских городах сейчас существуют десятки тысяч улиц, проспектов, площадей, носящих имена людей, не имеющих к славе и чести России и русского народа никакого отношения. А точнее говоря, имеющих отношение прямо противоположное. Проще говоря, носящих имена террористов, палачей и изменников. Заикнешься о восстановлении исторической справедливости, о придании городу достойного исторического облика – натыкаешься на расплывчатые рассуждения о том, что «все это – наша история, которую надо хранить и беречь» и «торопиться не надо». Но жители Вологды не теряют надежды, что когда-нибудь на карте города все-таки появится улица, носящая имя исследователя Арктики Александра Полянского, а на ней будет воздвигнут памятник беспримерному подвигу седовцев – настоящих героев России.

http://pravoslavie.ru/69154.html

«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры) Первое явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому (отроку Прохору) и чудесное спасение его после падения с колокольни. Нач. 50-х гг. ХХ в. (частное собрание) Первое явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому (отроку Прохору) и чудесное спасение его после падения с колокольни. Нач. 50-х гг. ХХ в. (частное собрание) Особое место в творчестве И. занимала тема рус. святых. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. по благословению священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, она работала над иконой «Все святые, в земле Русской просиявшие». И. создавала новую иконографию, разыскивая в источниках «подобия» лика каждого святого, подробно изучая житийный материал. В 1934 г. 1-я икона нового извода была освящена свт. Афанасием после малой вечерни в канун Недели Всех святых, в земле Российской просиявших; служба проходила с участием хора ц. свт. Николая в Клённиках в домовом храме иером. Троице-Сергиевой лавры Иеракса (Бочарова) в г. Лосиноостровском Московской обл. Этот образ стал келейной иконой свт. Афанасия, которую он завещал передать в ТСЛ (в наст. время в Троицком соборе лавры). В 1954 г. икона участвовала в первом престольном празднике (по составленной свт. Афанасием Службе русским святым) в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, устроенном в крипте под Успенским собором ТСЛ (ок. 1955 для этого придела И. написала творческую копию первообраза; хранится в ризнице ТСЛ). В кон. 30-х гг. И. выполнила еще один список Собора русских святых для архим. Гурия (Егорова) (до 80-х гг. образ находился у митр. Иоанна (Вендланда)), а в сер. 50-х гг. по ходатайству свт. Афанасия и по просьбе старосты исп. Георгия Седова - для Воскресенского собора в Тутаеве (в наст. время образ хранится в соборе). В нач. 60-х гг. подобная икона написана для митр. Нестора (Анисимова) (ц. Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции на территории Данилова мон-ря в Москве). Впосл. И. создала иконы «Святые первосвятители всея Руси» и «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (митрополичьи палаты ТСЛ), «Ярославские чудотворцы», «Радонежские чудотворцы», «Собор святых града Владимира и области его» с подписью: «В Успенский собор града Владимира в память юбилейного торжества по случаю 800-летия со времени его основания - смиренное приношение епископа Афанасия». В 1959-1962 гг. И. разрабатывала лицевые святцы рус. святых (частное собрание; см.: Russian Saints. 2000).

http://pravenc.ru/text/Иулиания ...

27 июня 1921 года архимандрит Афанасий (Сахаров) был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии и менее чем через год начался его исповеднический путь. Егор Егорович сразу принял на себя заботу о владыке, стремясь в периоды заключений чем только можно облегчить его положение и оказывая возможную материальную помощь. Почти на 30 лет он стал неустанным «опекуном» (по словам самого владыки) епископа, сопровождавшим его сердечным и деятельным участием во всех многочисленных скорбях и испытаниях. В промежутках между тюрьмами и ссылками владыка возвращался на служение во Владимир. Несомненно влияние епископа Афанасия на формирование церковной ориентации Егора Егоровича. Они были одного духа: лыковский храм никогда не был обновленческим, и несколькими годами позже Егор Егорович станет относить себя к непоминающим. Приезжая во Владимир, Егор Егорович всегда останавливался на ночь в доме владыки. И епископ Афанасий, когда позволяли дела, приезжал к Седовым. Служил в лыковской церкви, гостил в Чурилово. «Он благословлял детей, учил их молиться, говорил: на клиросе петь надо. Мы, дети, его очень любили. Какой он хороший был! Папа его звал “Владыко святый”. И все мы стали так его звать. А теперь он прославлен Церковью» , – вспоминала Сима – Серафима Егоровна Седова. В один из таких приездов, в день ангела Егора Егоровича, на службе в Лыково епископ Афанасий в проповеди о великомученике Георгии Победоносце говорил о мужестве исповедания веры, о верности Христу, о неприятии обновленчества. 2 января 1926 года, когда владыку арестовали в девятый раз, эту проповедь ему поставили в вину. 20 января епископ Афанасий писал из тюрьмы своей матери Матроне Андреевне Сахаровой: «…В заключение следователь Ефимов спросил, не могу ли я указать свидетелей, которые опровергли бы обвинение по 69-й статье (антисоветская агитация в проповеди в Лыково. – И.М.). Я, конечно, никого не указал: зачем заставлять людей волноваться. Но если бы там [в Лыково] кто-нибудь нашелся добрый человек, который бы не побоялся бы явиться в это прекрасное учреждение и опровергнуть донос, это было бы очень важно. Может быть, как-либо сумеете дать знать в Лыково». Матрона Андреевна сама дважды обращалась с заявлениями во Владимирское ОГПУ. И в Лыково «добрый человек» нашелся. 15 февраля на приходском собрании церкви села Лыково под председательством старосты Егора Седова было решено ходатайствовать перед Владимирским ОГПУ об освобождении из заключения епископа Афанасия. Егор Егорович был уполномочен собранием отвезти это прошение граждан во Владимир. 5 марта следственное дело было прекращено, и владыка освобожден.

http://pravoslavie.ru/28677.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010