Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. 1962 г. Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. 1962 г. 7 марта 1955 г. А. был освобожден из инвалидного дома и поселился в г. Тутаеве у своего давнего знакомого исп. Георгия Седова , к-рый способствовал освобождению А., заявив себя опекуном владыки. К этому времени относятся 2 письма святителя к духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. Письма имели широкое распространение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор Московского Патриарха (Молитва всех вас спасет. С. 414-419). 24 окт. 1955 г. А. переселился в пос. Ст. Петушки Владимирской обл. В 1956 г. возглавлял действовавшую при Патриархе Календарно-богослужебную комиссию (существовала год), помимо А. в работе комиссии участвовали протопресв. Н. Ф. Колчицкий , проф. Н. Д. Успенский , доцент А. И. Георгиевский , свящ. П. Соколовский, свящ. С. Орлов, инспектор Ставропольской ДС проф. Д. П. Огицкий , А. В. Ведерников . В последние годы А. вел обширную переписку (более чем с 400 чел.). Похоронен на Старом кладбище Владимира. Канонизирован определением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. А. был причтен к лику святых в чине священноисповедника. 15 окт. 2000 г. состоялось обретение мощей святого, к-рые 29 окт. крестным ходом были перенесены в Рождество-Богородицкий мон-рь Владимира. О. В. Косик А. - гимнограф и книжный справщик Создание новых служб После того как определением Поместного Собора от 26 авг. 1918 г. было восстановлено празднование дня памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, А. совместно с проф. Тураевым подготовил текст службы на этот день, основываясь на службе, созданной в кон. XV - 1-й пол. XVI в. иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Григорием . А. и Тураев существенно переработали службу инока Григория и дополнили ее новыми текстами. Новая служба была напечатана гражданской графикой в 1918 г., в 1930 г. переиздана слав. графикой в Париже, в 1946 г. только что созданное Издательство Московской Патриархии выпустило 3-е издание службы. Из него по цензурным соображениям были исключены песнопения, к-рые могли бы напомнить о гонениях на Церковь в XX в.

http://pravenc.ru/text/76846.html

Само освобождение нередко оказывалось делом хлопотным. Страдальцам, медленно умиравшим в лагерях, приходилось лишь уповать на Бога и усилия тех, кто оставался на свободе. Некоторые пастыри и миряне продолжали находиться в заключении еще долгие годы. Святитель Афанасий (Сахаров) так и умер бы в заключении, если бы не помощь его духовного сына – исповедника Георгия (Егора Егоровича Седова) (память 16 декабря). Более 10 лет, начиная с 1944 г., исповедник пытался вызволить святителя из неволи: писал ходатайства, консультировался с юристами. Святитель Афанасий, хотя и был признан инвалидом, свободу долго не получал и находился в инвалидном доме, режим которого мало отличался от лагерного. Только в 1955 г. находившийся на грани жизни и смерти епископ получил свободу. Егор Егорович перевез архипастыря к себе домой и несколько месяцев выхаживал его. Благодаря своему духовному сыну епископ Афанасий смог подняться на ноги и послужить Церкви. Он был назначен председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательском отделе Московской Патриархии. Сам исповедник Георгий умер через пять лет после освобождения епископа Афанасия. –Отпустите, отпустите меня, – говорил уже прикованный к постели Егор Егорович своим родным. –Куда тебя отпустить? – спрашивала дочь. –Домой, на тот свет, – говорил исповедник. – Мне здесь надоело, там лучше. Несмотря на освобождение репрессированных за веру, реабилитировались далеко не все. Государственная администрация усилила контроль и над своими чиновниками, жестоко пресекая даже минимальные симпатии к Церкви с их стороны. Поскольку в инструкциях ЦК КПСС предписывалось исключать из партии и комсомола тех, кто участвует в религиозных обрядах, имеет в квартирах иконы и проч., на местах стали внимательно следить за «несознательными». Показателен случай, когда в Сорочинске Оренбургской области три местных священника и 65 прихожан целый день бесплатно работали на просушке зерна на элеваторе. Работа была выполнена, и в конце рабочего дня председатель горсовета при всех поблагодарил настоятеля и пожал ему руку. За это председатель горсовета был уволен с занимаемой должности, а председателю райисполкома и начальнику районной милиции был объявлен строгий выговор как «потерявшим бдительность». В принципе такая картина наблюдалась повсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

от Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря: иеромонаха Патрикия (Петрова; 1877–1933), иеромонаха Сергия (Гальковского; †1918), иеродиакона Андроника (Барсукова; †1917), монаха Тавриона (Толоконцева; 1871–1939); от Рязанской епархии: священника Матфея Рябцева (†1918), протоиерея Николая Динариева (†1918), священника Николая Правдолюбова (1892–1941), священника Александра Орлова (1878–1941), протоиерея Сергия Правдолюбова (1890–1950), Евгения Дмитриева (1913–1937), Павла Парфенова (†1918), Веры Самсоновой (1880–1940); от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина, Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). Преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев) мая 1884 — †29 августа/11 сентября 1938 Прославлен в 2000 г. Память празднуется 29 августа/11 сентября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Схиархимандрит Игнатий (священно-архимандрит Агафон; Лебедев) родился в г. Чухломе Костромской губернии 28 мая 1884 года 86 и в крещении получил имя Александр. Родители его происходили из потомственных почетных граждан города. Отец, Александр Константинович Лебедев, был секретарем съезда мировых судей. Мальчик до 10 лет жил с родителями, после чего уехал в г. Солигалич для поступления в духовное училище, а затем — в г. Кострому для обучения в духовной семинарии. На этом образование Александра не заканчивается. В 1903 году он едет в г. Казань, где поступает учиться в Ветеринарную академию. Учась в Казани, Александр познакомился с руковод­ством старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова) 87 , которое привлекло его к монашеству. По окончании Академии Александр направляется в Зосимову пустынь под Москвой, настоятель которой игумен Герман (Гомзин) обещал принять Александра в число послушников обители. В родительский дом перед поступлением в монастырь Александр не заезжал, так как уже имел благословение родителей на иноческий путь. Была весна 1908 года.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

После отъезда епископа Афанасия во Владимирскую епархию погрустили в семье Седовых: «везде стало пусто», «вроде потеряли [что-то]». Но главное, как всегда, забота о том, чтобы владыке было лучше: «От всего нашего семейства пожелания Вам от Господа доброго здоровья и хорошего благоустроения...» на новом месте (письмо от 31 октября 1955 г.). Связь их по-прежнему не прерывалась. Когда мог, ездил Егор Егорович во Владимир, привозил все необходимое для владыки. Когда не мог, писал письма и посылал посылки. И владыка писал в ответ, посылал и посылочки к праздникам, которыми Егоровы очень дорожили. В 1950-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского собора в Тутаеве. С любовью заботился он о храме. Порядок был во всем: и ремонт производил, и в хозяйстве все имел, и денег в храме было достаточно. Не легко и не просто давалось ему это служение. Много тяжелых скорбей и искушений принесло оно. Хотел ли Егор Егорович заказать иконостас, купить дом для причта, сделать ремонт в храме – во всем встречал противодействие. «Уже и я изнемогаю, – писал он епископу Афанасию, – ни спокою, ни мира...» (письмо от 2 мая 1956 г.), «наболело уже очень много…» (письмо от 14 мая 1956 г.), «до чего надоели эти свары, хуже всего на свете» (письмо от 20 ноября 1956 г.). А на праздник Рождества Христова «меня как дубинкой [настоятель] ударил в голову… весь праздник болела голова… надо самому отказаться, подать заявление об уходе. Только вроде самому отказаться от Спасителя страшно, и народ не велит…» (письмо от 15 января 1957 г.). Обо всех своих делах, новостях и бедах писал Егор Егорович в Петушки епископу Афанасию, прося совета и молитвенной помощи: «Я многогрешный прошу Ваших святых молитв и благословения и целую Вас, сердечно горячо любящий Вас Егор». И владыка помогал советом, делом и молитвой. Когда после смерти Егора Егоровича старостой собора предлагали стать его дочери Анфисе Егоровне, сестра Серафима усиленно отговаривала ее: «Не вставай, – говорю, – будешь плакать, как тятя». В 1959 году во время ремонта стены храма Егору Егоровичу на голову упали три связанные между собой лестницы. Он домой дошел сам, но после слег. Проболел около года. Сначала надеялся поправиться, писал епископу Афанасию о том, что очень хочет приехать, но не может – нет сил, звал владыку в гости, просил прислать рецепт сердечного лекарства, а то что-то у врачей не получалось подобрать, как следует… Владыка написал в ответ, его письму были очень рады, читали и «все четверо плакали».

http://pravoslavie.ru/28677.html

Но с 1927 года началось многолетнее непрерывное заключение епископа Афанасия. Участие и помощь Егора Егоровича сопутствовали владыке все эти годы. Связь между ними никогда не прерывалась, они регулярно переписывались, Егор Егорович был в курсе событий многострадальной жизни заключенного епископа, посылал ему необходимые вещи, продукты и деньги. Наступило время, когда люди стали скрывать веру, боялись приходить в храм, исключали из своей жизни всякое общение с духовенством, жены и дети отрекались от преследуемых властями своих мужей и отцов-священников. Тогда Егор Егорович счел своим долгом как члена Церкви заботиться о священнослужителях, заключенных в тюрьмы города Владимира, и голодающих священниках на приходах во Владимире и Юрьеве-Польском. Он узнавал о них и привозил им мед со своей пасеки, картофель и другие продукты. Бывало, подъезжает он к дому, стучит. Матушка выглядывает с испугом: «Кто это?» Отец посмотрит и говорит: «Отворяй, свой». А Егор Егорович сбросит с телеги привезенное у дверей или у калитки и – дальше в путь. А в доме его запасы не убавлялись, на всех хватало, и семья была всегда сыта. Бог посылал достаток. В колхозы Егор Егорович никогда не вступал. В период коллективизации его двоюродный брат служил уполномоченным от сельсовета по деревне Чурилово. Церковность Егора Егоровича и благополучие его семьи вызывали неприязнь брата-уполномоченного, и она была так велика, что в 1932 году брат ходатайствовал о том, чтобы Егору Егоровичу было дано такое твердое задание, выполнить которое он бы не смог и после этого был бы раскулачен. Ходатайство было удовлетворено, и Егор Егорович осужден на один год исправительно-трудовых работ, а все его хозяйство конфисковано. Семья осталась без кормильца и без средств существования. Анастасии Степановне пришлось искать помощников пахать землю. Старшая дочь Егора Егоровича Мария вышла замуж за прихожанина лыковской церкви. Они венчались, несмотря на издевательства и насмешки жителей села. Зять советовал Анастасии Степановне уехать из Чурилова. Предложил поселиться в Ярославле. Семья переехала, дом нашли за Волгой. Но жить там оказалось очень тесно и трудно, и работа нашлась только на другом берегу. Зять пошел советоваться к батюшке: куда переехать? Тот сказал: «Переезжайте в Тутаев, у меня там знакомые есть. Купят они вам дом, деньги отдадите после». Так и сделали.

http://pravoslavie.ru/28677.html

В 1907 году Егор Егорович женился на Анастасии Степановне. С годами в их семье родилось пятеро детей: дочери Анна, Мария, Анфиса, Серафима и сын Михаил. В церковь ходили все. Егор Егорович запрягал лошадь, сажал малышей в сани и вез в Лыково. В воскресные дни и в дни церковных праздников даже при советской власти не работал никогда, исполняя заповедь Божию: «Так не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; Ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12: 29–31). Сам Егор Егорович всякое дело делал с молитвой. В послереволюционные годы церковность семьи Седовых вызывала насмешки. Егора Егоровича прозвали монахом. «Монахи не женятся», – отвечал он резонно. В конце 1920-х годов он был избран старостой лыковской церкви. Егор Егорович был высокого роста, крепкого сложения и здоровья, хорошим хозяином и заботливым семьянином. Хозяйство у него было большое: две лошади, корова, огород, пасека. По советским меркам оно оценивалось как середняцкое. Оно требовало постоянного приложения труда. Работали тоже всей семьей, дети сызмала помогали взрослым. Урожаи на их участке всегда были лучше, чем у соседей. «У всех не уродилось, а у нас уродилось», – вспоминала его дочь. Когда начались аресты духовенства, дом Седовых еще чаще стали посещать священники и монахи, в основном изгнанные из храмов и монастырей, в поисках временного крова и утешения. Приходили в сумерках, чтобы никто не увидел. Егор Егорович привечал всех; Анастасия Степановна накормит, напоит, а то и оденет, и ночевать оставит. Огород у Седовых был очень большим. Гости уходили на пасеку и молились там без свидетелей. Егор Егорович был человеком, глубоко преданным Церкви. События, происходившие в ней, его волновали. И получилось так, что Господь послал ему кормчего в надвигавшейся буре. В 1918 году во Владимирскую епархию священноначалием был направлен иеромонах Афанасий (Сахаров), проходивший свое послушание сначала в должности преподавателя Владимирской духовной семинарии. В 1920 году он был в возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Владимирского Рождественского монастыря. Неизвестно, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Егора Егоровича с отцом Афанасием, но для церковного старосты, неустанно помогавшего духовенству храмов и монастырей, оно должно было произойти неизбежно. Очень скоро между ними сложились отношения глубокой взаимной любви. Егор Егорович стал близким и преданным духовным сыном отца Афанасия. Более чем через 30 лет он будет писать письма владыке Афанасию с тем же чувством горячей сыновней любви: «Христос посреди нас, наш родной и дорогой папочка, приветствую с праздником…» (28 октября/10 ноября 1954 г.); «Дорогой наш возлюбленный п.[реосвященный] в.[ладыка]!..» (8 мая 1956 г.).

http://pravoslavie.ru/28677.html

от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина, Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). 67 См. о нем: Каледа Л. Воспоминания об отце, священнике Владимире Амбарцумове//Альфа и Омега. 2000. 2(24). – Ред. 68 См. о нем: Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Альфа и Омега. 1998. 2(16). – Ред. 71 О канонизации Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, в лике местночтимых святых Оптиной пустыни, см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 3(21) за 1999 г. – Ред. 72 О канонизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 1(15) за 1998 г. – Ред. 75 О канонизации митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 77 О канонизации архимандрита Сергия (Шеина) см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 78 О канонизации протоиерея Иоанна Кочурова см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 79 О канонизации протопресвитера Александра Хотовицкого см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 80 О канонизации Великой княгини Елисаветы см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 81 О канонизации инокини Варвары см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 82 О канонизации святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 1(15) за 1998 г. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

- Можно и так сказать. Только теперь я прежде всего священник. - Но едва ли ты мечтал в детстве о церковной службе? - На будущего священника я, конечно, был мало похож. Проказничал: гусей дразнил, дрался, чужие арбузы с бахчи таскал. А еще с цыганами убегал из дома - хотелось странствовать... Школу с первого дня невзлюбил: скучно! А когда прочитал «Робинзона Крузо» (сильнейшее впечатление!), сидение за партой стало просто в тягость. И с учителями спорил. Они мне: Бога нет. Как же так - у меня и родители, и дедушка верующие, и Бог им всегда помогает... - Как же ты про Северный полюс узнал? - От деда. Михаил Севастьянович служил еще в царской армии, офицером. Не дворянин, но выходец из крепкой поморской семьи. Он меня многому научил и по жизни направил. А его родной брат, Николай Севастьянович, мой двоюродный дед, служил священником в Пермской губернии, в декабре 1918-го чекисты его запытали насмерть. Недавно РПЦ причислила деда Николая к священномученикам. В том же кровавом году был расстрелян другой мой родственник - священник Симеон Конюхов. В 1927-м в тюрьме умер священник Петр Семенович Конюхов, а протоиерей Павел Конюхов в 1930-х годах скончался в заключении. В 1937-м был расстрелян еще один мой двоюродный дед - священник Петр Севастьянович Конюхов. Вот в такой узел все это завязано... А дед Михаил был военным геодезистом, знал Георгия Яковлевича Седова, одного из первых полярных исследователей. Оба они выходцы из рыбацких семей. Первая российская экспедиция на Северный полюс была подготовлена плохо. Когда льды сковали судно, Седов попытался добраться до полюса на собачьих упряжках, но заболел и погиб. А моего деда направили в действующую армию - началась Первая мировая... Он заслужил Георгиевский крест. Когда после революции пошли гонения на офицеров, дед посчитал за благо рвануть куда-то подальше, чем не только себя, но и семью нашу спасал от погибели. Для меня был самым интересным человеком на свете. От него я узнавал больше, чем от всех школьных учителей. Дед хотел, чтобы я стал путешественником, как Седов. Подарил мне свой крестик и оставил наказ, чтобы я, когда вырасту, непременно донес его до Северного полюса.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

XVII в. по 1701 г. включительно//РИБ. Т. 3. Стб. 365, 521, 858). Эта икона, дата создания к-рой неизвестна, как и икона XVI в. под записью нач. XVIII в. из Вел. Устюга (ВУИАХМЗ), служит косвенным свидетельством распространения типа Д. С. на престоле в искусстве Сев.-Вост. Руси домонг. и послемонг. времени. Упрощенный вариант данного типа представлен также каменной иконкой XII в. (ГИМ). Тема наполовину извлеченного из ножен меча нашла отражение и в произведениях с изображением стоящего Д. С., также связанных с Владимиро-Суздальским княжеством. Это печати, к-рые В. Л. Янин приписывает кн. Всеволоду-(Димитрию) (1212-1238) - сыну вел. кн. Георгия Всеволодовича; М. В. Седова считает их печатями вел. кн. Всеволода Большое Гнездо. К ним примыкает икона XIII-XIV вв. (с живописью XVII-XIX вв.) из Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ныне в ЦМиАР), на к-рой святой обеими руками держит меч. Эти произведения принадлежат к иконографической традиции, известной в визант. искусстве XI-XII вв. Различные варианты образа Д. С.-воина имеются на печатях др. князей кон. XII - 1-й трети XIII в., связанных с Владимиро-Суздальской землей,- Ярослава Владимировича (в рост и на престоле), Ярослава и Святослава Всеволодовичей (в рост). На развитие рус. иконографии Д. С. особенно сильно должно было повлиять возведение и украшение дворцового храма вел. кн. Всеволода Большое Гнездо - собора во имя Д. С. во Владимире (90-е гг. XII в.), задуманного как символическая копия фессалоникийской базилики и хранилище реликвий святого - мироточивой «гробной доски» и «сорочки». В соответствии с традицией, известной по ряду рус. памятников домонг. времени, в состав созданных тогда же росписей собора мог быть включен цикл Жития Д. С. Рельефное изображение святого, скачущего на коне, очевидно, присутствует на юж. фасаде храма, в ряду изображений др. св. воинов-всадников, в т. ч. рус. князей Бориса и Глеба (М. С. Гладкая считает, что он представлен дважды: на зап. фасаде - вместе со св. Нестором и на юж. фасаде - с мечом в руке).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Федор Конюхов Всю жизнь отец Федор занимается тем, что ему нравится: имея талант художника (он учился живописи), рисует, путешествует, служит священником. Он стал им, потому что это у него в крови. В его роду все – священники и моряки. Священниками были его дед и брат деда, канонизированный как новомученик. Уже в школе в рыбачьем поселке Федя Конюхов спрашивал учительницу литературы: «Почему вы говорите, что Бога нет, если Пушкин в него верил?» Дед Федора очень любил Георгия Яковлевича Седова, в первой экспедиции которого на Новую землю он участвовал. Всегда жалел, что не был с ним в последней экспедиции. Дед умер, когда Феде было 8 лет. Уже тогда мальчик знал, что сначала станет таким путешественником, как Седов, что дойдет до Северного полюса, чтобы продолжить его дело, а лет в 50 перестанет путешествовать и будет служить священником на приходе. Феодор Конюхов на воздушном шаре По словам отца Федора, нужно соглашаться с тем, что есть, ведь никогда на земном шаре не будет рая, никогда не будет легко жить. Все время идут войны. Дед отца Федора воевал в Первую мировую войну, отец – во Вторую, дядя воевал в Корее в 1953-м году, брат – в Афганистане. Сам он служил мотористом на корабле во Вьетнаме, хотя и не воевал. В нынешней обстановке невидимой войны, как и всегда, уповать нужно только на Бога, Который поругаем не бывает. Отец Федор родился в верующей семье, накануне дня памяти апостола Андрея Первозванного. Устанавливая мировые рекорды, борясь со стихией в Тихом, Индийском, Атлантическом океанах, знаменитый путешественник не мог знать, что 13 декабря 2017 года, на следующий день после своего дня рождения, будет награжден Международной премией Фонда Андрея Первозванного «Вера и Верность» «за создание героического образа российского человека, мужество и силу духа победителя». Протоиерей Федор Конюхов получил из рук Президента России Владимира Путина высокую награду - орден Почета Помню, как во время XXV торжественной церемонии вручения премии «Вера и Верность» в Государственном Кремлевском дворце наш выдающийся современник сказал:

http://pravoslavie.ru/143393.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010