26-го июня 1725-го года в Святейшем Синоде получен был именной указ 25-го июня о том, что Государыня Императрица за благо рассудить изволила «преосвященного Феофана, архиепископа Псковского, перевести на Новгородскую степень, а на его место, на Псковскую степень, преосвященного Феофилакта, архиепископа Тверского». Выслушав этот указ, 30-го июня, «выше именованные преосвященные архиепископы Святейшему Синоду словесное свое предлагали прошение, чтоб Ее Величеству Государыне Императрице от Святейшего Синода об них доложить: понеже они на прежних своих степенях уже установились и, за присутствием своим в синодальном правительстве, новых, по применении, епархий осмотреть им будет вскоре не возможно, того ради дабы от Ее Величества о увольнении их паки по-прежнему милостивая была учинена резолюция». Святейший Синод, после продолжительного обсуждения, решил доложить Государыне ходатайство двух своих старших членов и на Новгородскую кафедру избрал кандидатов Ростовского епископа Георгия (Дашкова). Доклад Государыне поручено было «учинить, усмотря благопотребное время», двум заседавшим в Святейшем Синоде архимандритам: Петру Симоновскому и Афанасию Спасо-Ярославскому 1886 . Архимандриты Петр и Афанасий были с докладом «в летнем доме» 1-го июля 1887 . Государыня повелела: «по силе выше-упомяненного, присланного в Синод указа, перевести преосвященного Феофана, архиепископа Псковского, на престол Новгородской архиепископии и быть ему архиепископом же, ему ж ведать и обретающийся при Санкт-Петербурге Александро-Невской Монастырь, яко настоятелю, и писать ему титул таковым же образом, как писано было бывшему Новгородскому архиерею Феодосию» 1888 . 2-го июля, после синодального заседания, в котором была заслушана эта высочайшая воля, преосвященный Феофан отправился к Императрице лично, видел ее «при летнем Ее Величества доме в саду», докладывал «резоны», по которым он и преосвященный Феофилакт не решались принять новое назначение, и относительно себя просил, чтобы «ежели того ему переведения Ее Величество отменить не соизволить, то б повелела быть из оных мест в одном: в Новгородской епархии, или в Невском Монастыре».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича, в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича), в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова), предсказавший последнему архиерейское служение и казнь. В 1725 г. указом Ростовского еп. Георгия (Дашкова) мон-рь был обращен в жен., в него перевели ок. 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря, 7 бывш. насельников В. м. перешли в ростовский Преображенский мон-рь. Из Рождественского мон-ря в В. м. были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 г. настоятельница В. м. игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский мон-рь, поскольку в В. м. ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах. В 1731 г. В. м. вновь стал муж. К 1744 г. к мон-рю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 г. В. м. был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с сер. XVIII по сер. XIX в. сменилось ок. 35 настоятелей). С 18 марта 1819 г. в В. м. пребывал на покое по собственному прошению Уфимский еп. Августин (Сахаров), родиной к-рого было с. Зверинец близ В. м. В монастыре еп. Августин составил «Полное собрание духовных законов» (в 15 томах) и др. сочинения, архиерей погребен у юж. стены Троицкого собора.

http://sobory.ru/article/?object=00602

Ещё в XIX в. биографию Н.Н. Кудрявцева подробно исследовал известный русский историк Д.А. Корсаков в своей работе «Н.А. Кудрявцев и его потомство», опубликованной в XXIX томе (1887 г.) историко-литературного журнала «Исторический Вестник» (вместе с фотографией «с фамильного портрета» Н.Н. Кудрявцева XVIII в.),(7) а затем помещённой (с дополнениями и исправлениями) в изданную в 1891 г. в г. Казани книгу «Из жизни русских деятелей XVIII века». Н.Н. Кудрявцев являлся младшим сыном стольника Никиты Алфёровича Кудрявцева (ум. в 1728), в разное время служившего Казанским воеводой, комендантом г. Казани и Казанским вице-губернатором. В 1704 г. он начал службу рядовым в одном из драгунских полков, сражаясь в Северной войне против шведов под начальством генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева, уже в 1706 г. дослужившись до звания поручика. В 1709 г. Н.Н. Кудрявцев предположительно принимал участие в Полтавской битве, за что, по семейному преданию, был награждён Царём Петром I Алексеевичем шпагой. С 1711 г. он служил в Казани и участвовал под начальством Казанского губернатора П.М. Апраксина в походе на Кубань. «В 1718 г., - писал Д.А. Корсаков, - Нефёд Никитич переведён прежним чином поручика в гвардейский Преображенский полк; в 1722 году мы находим его снова в Казани и на Волге в свите Петра Великого принимающим деятельное участие в персидском походе: он посылается императором в калмыцкие улусы для " взятия калмыцкого войска и для других дел " , и, начальствуя над Калмыками, участвует в сражении близ поселения Эндери на Кавказе, где русские войска, по неосторожности главного начальника, бригадира Ветерани, потерпели поражение. Пётр Великий оказывал в это время большое доверие Нефёду Никитичу: император вручил ему весьма значительную, по тому времени, сумму денег (10,000 рублей) на раздачу Калмыкам и на покупку для войск лошадей, и находился с ним в переписке».(8) С 1726 г. Н.Н. Кудрявцев был женат на княжне А.П. Давыдовой - дочери князя П.Х. Давыдова и племяннице вице-президента Святейший Правительствующий Синода, архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия (Дашкова).

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Лев, в мире Лаврентий Юрлов, родом из дворян Юрловых. Отец его, Михаил Матвеевич Юрлов, в год рождения Лаврентия был помещиком в нижегородской губернии в курмышском уезде, села Семова. Лаврентий в юных летах остался сиротою и взят на воспитание в Москву, в дом боярина князя Ивана Борисовича Троекурова и воспитывался вместе с сыном его, И. И. Троекуровым. По достижешии зрелого возраста, он ходил вместе с ним, в качестве волонтера, в походы, два раза под Азов и под Ругодев. 340 После ругодевского похода, 23 лет, в 1721 г. он решился вступить в монашество и, для предварительного испытания себя, отправился в троицкий сергиев монастырь, где и находился при архимандритах Иларионе Властелинском и Сильвестре Холмском, пользуясь ближайшим руководством монастырского духовника, иеромонаха Георгия Дашкова, лет с десять. Из троицкого монастыря Юрлов послан строителем в приписной к нему троицкий же астраханский монастырь, где и пострижен в мантию духовником того монастыря, иеромонахом Иосафом, а митрополитом Сампсоном посвящен в иеродиакона и иеромонаха; в 1716 году переведен в астраханский спасо-преображенский монастырь. По смерти Сампсона, по случаю возникших неудовольствий с преемником его Иоанном, Лев просил рязанского митрополита Стефана о переводе его в Москву, куда он и переведен для жительства, впредь до усмотрения, в донской монастырь. В эту пору бывший духовник его в троицко-сергиевском монастыре, Георгий Дашков, посвящен в епископы ростовские. Лев выпросился с ним в Ростов и жил при нем несколько месяцев. Вскоре после этого, когда, по указу Петра I-ro, велено было из Москвы прислать в новооснованный александро-невский монастырь несколько «доброжительных монахов», Лев послан был вместе с прочими и, в бытность в александро-невском монастыре, находился в кампании на корабле Ангуте; по окончании оной, высочайшим именным указом определен архимандритом в переяславский горицкий монастырь рязанской епархии. 341 По обычаю того времени, основанному на Регламенте, почетнейшие архимандриты вызываемы были в Синод для присутствования и для ознакомления с делами епархиальнаго управления. Переяславский архимандрит вызван был в Синод в 1727 году 342 и, в том же году, произведен в епископы воронежские, с увольнением от присутствования в Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

— Отец Матфей! Начнем с традиционного вопроса: откуда Вы родом, из какой семьи? — Родиной моей является Северный Кавказ, пригород Владикавказа, станица Архонская бывшей Терской области. Родился я в семье благочестивой, православной и певческой. Среди моих предков есть монашествующие. В частности, дедушкина сестра (по линии матери) — матушка София — была монахиней в монастыре св. великомученика Георгия на Куре, около города Георгиевска (может быть, Вы слышали такие наименования станиц и городов, как Моздок, Курская, Георгиевск). До революции монастырь был в ведении Владикавказской и Моздокской епархий. В моем роду я представляю уже четвертое поколение певчих. Мамочка моя до сих пор поет на клиросе (у нее контральто), хотя ей уже 91 год. Дедушка начинал в местном станичном церковном хоре, затем оказался в конвое наместника Кавказа генерала-губернатора графа Воронцова-Дашкова 1 . При нем был конвой, почетный видимо, и хор (собственно хор и составлял этот конвой). Это был знаменитый мужской хор, которым руководил Михаил Калатилин. Дедушка был его помощником. Потом он окончил Тифлисскую консерваторию и стал оперным певцом. В 1913 году, как раз в год 300-летия дома Романовых, он пел Ивана Сусанина в «Жизни за царя» Глинки на сцене тифлисской оперы. Сохранились даже фотографии, где он снят в костюме Ивана Сусанина. После революционных событий дедушка оказался в Белой Армии Деникина и управлял хором в Пятигорске (этот коллектив состоял из 120 человек). С разгромом добровольческой армии многие уехали, а дедушка попал в ссылку, в Сибирь, еще при Ленине. Вернулся… и остался церковным регентом. А в 1937 году в возрасте 49 лет дедушку расстреляли, на второй день праздника Рождества Богородицы. По описаниям бабушки и мамы, я знал о том, как это происходило. Лишь после перестройки появилась возможность навести справки. Действительно, был расстрелян 22 сентября 1937 года. Но как мама рассказывала, со слов кладбищенского сторожа, его закопали живым. Выстрелили в него, он упал, но еще был жив… Так-то вот… Я родился через полгода после его кончины.

http://pravmir.ru/arximandrit-matfej-mor...

При архиерейских палатах устроил «контору церковных дел». Поддержал начинание кн. И. А. Урусова по возведению в с. Чечкине Суздальского у. храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (1730-1733). При И. во время копания рвов для строительства нового Казанского храма в Суздале был найден гроб с останками иконописца инока Иоакима, написавшего в XVII в. чтимую Суздальскую Казанскую икону Божией Матери (см.: Поселянин Е. Богоматерь. М., 2002. Кн. 2. С. 74). В 1728 г. И. участвовал в торжествах по поводу коронации имп. Петра II , а спустя 2 года по распоряжению Синода с янв. 1730 г. служил панихиды в церкви Слободского дворца у гроба умершего императора (ОДДС. Т. 10. 27. С. 67). С 21 июля 1730 по апр. 1735 г. член Святейшего Синода. В сент.-окт. 1730 г. вместе с архиеп. Сарским Леонидом присутствовал при допросе в Сенате митр. Игнатия (Смолы) и архиеп. Георгия (Дашкова) по делу Воронежского еп. Льва (Юрлова) , вовремя не объявившего пастве манифест о воцарении императрицы и не упомянувшего ее имени на литургии (Там же. 117. С. 241). В июле-нояб. 1731 г. участвовал в разбирательстве по делу «о проступках» камчатского миссионера иером. Игнатия (Козыревского) (см.: Там же. 81. С. 166-179). 13 апр. 1731 г. И. был переведен на Ростовскую кафедру, 16 июня того же года возведен в сан архиепископа. В 1731-1740 гг. И. восстановил кафедральный Успенский собор, пострадавший при пожаре 1730 г. В соборе построил деревянные резные иконостасы: большой, «круг столпов», над гробницами Ростовских святителей Исаии и Игнатия , а также в приделе во имя свт. Леонтия Ростовского. Для иконостасов, вызолоченных «красным и двойным золотом», были написаны новые иконы. Устроил «сени и место архиерейское резное предивной работы». В ризницу собора вложил саккос «рудожелтой материи золотной, в середине крест вынизав жемчугом с венцами», напрестольное Евангелие («полуалександрийской бумаги, облочено бархатом червчатым»), иконы Спасителя и евангелистов, «чеканные серебряные, золоченые» (Летописец. 1890.

http://pravenc.ru/text/468885.html

Служебная деятельность Кантемира. Начало служебной и литературной деятельности Кантемира относится к царствованию Петра II, когда при дворе возвысилась русская партия, мира во главе которой стояли Долгорукие и Голицыны; но не русский по происхождению и воспитанный хотя в России, но по началам европейского образования, Кантемир не мог сочувствовать этой партии, тем более, что в случае её торжества, он, как и другие, опасался гонений на реформы и возвращения старых порядков; он стал на сторону новой, или иностранной партии, во главе которой находились Остерман, Феофан Прокопович, Татищев и др. Сочувствие Кантемира к этой партии вполне выразилось в его первой сатире «На хулящих учение», которая была написана против врагов реформы и нового образования, и в которой самые резкие насмешки были направлены против монашества, считавшегося главным противником реформы, с ясным указанием на главного его представителя и личного врага Прокоповича, Ростовского архиеп. Георгия Дашкова. Прокопович и вся новая партия приняли сатиру Кантемира с восторгом; Прокопович написал ему приветственные стихи, в которых назвал его рогатым пророком: «Не знаю, кто ты, пророче рогатый; Знаю, коликой достоин ты славы: Да почто ж было имя укрывати? Знать, тебе страшны сильных глупцов нравы. Плюнь на их грозы, ты блажен трикраты. Благо, что дал Бог ум тебе толь здравый; Пусть весь мир будет на тебя гневливый, Ты и без счастья довольно счастливый» Подобное же приветствие в латинских стихах написал Кантемиру другой сторонник реформы, Новоспасский архимандрит, Феофил Кролик 161 . Ободренный их похвалами, Кантемир стал продолжать писать сатиры, которые сделали имя его популярным в обществе, как защитника наук. Между тем, случилось обстоятельство, которое должно было выдвинуть его вперед и на служебном поприще. При восшествии на престол Анны Иоанновны, Верховный Совет вздумал ограничить права её самодержавия; но дворянство подало адрес императрице с просьбою царствовать самодержавно; адрес этот составляли Татищев и Кантемир. Этим обстоятельством объясняется то, что Кантемир так скоро возвысился на служебном поприще, что 22 лет был назначен резидентом при посольстве в Англии. Исполняя обязанности резидента в Лондоне, Кантемир прилежно занимался чтением книг, переводил песни Анакреона, оды и послания Горация, историю Иустина и др. В 1738 г. Кантемир был переведен посланником в Париж 162 . Здесь он познакомился с знаменитыми в то время французскими учеными и писателями, Монтескье, и перевел его «Персидские письма», Мопертюи, под руководством которого написал книгу об алгебре, и Фонтенелем и перевел его книгу «О множестве миров». При такой любви к ученым и литературным занятиям, Кантемир мог написать очень много сочинений и сделаться знаменитым русским писателем; но, к сожалению, частые неприятности по службе скоро расстроили его слабое от природы здоровье, и он умер в 1744 г. на 36 г. от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Соборный во имя Зачатия св. Анны, построен в 1691 г. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем; находящийся в связи с ним под одной крышей во имя св. Иакова, епископа ростовского, (построен графиней А. А. Орловой-Чесменской в 1836 г.) . В северной стороне соборного храма покоятся под спудом мощи основателя монастыря св. Иакова, епископа ростовского. Над гробницей находится серебряная рака, сооруженная графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, а на стене, за гробницей, в золоченой раме за стеклом находится икона св. Иакова, шитая золотом по малиновому бархату. В юго-западном углу того же храма почивают на вскрытии в великолепной раке из кованого серебра с чеканкой, устроенной наподобие гробницы императрицей Елизаветой Петровной, мощи св. Димитрия, митрополита ростовского, обретенные в 1752 г. (память 21 сентября); на голову святителя возложена драгоценная митра, пожертвованная графом Николаем Петровичем Шереметевым. Близ северной стены паперти погребены: знаменитый благочестивою жизнью и подвигами иеромонах Амфилохий, бывший с 1780-1824 гг. гробовым старцем при мощах св. Димитрия; архимандрит Иннокентий, управлявший монастырем 29 лет с 1818 г. по 1847 г. В соборном храме находятся две замечательные иконы: на западной стороне правого столба местно чтимая Ватопедская икона Божией Матери, келейная св. Димитрия, привезенная им в Ростов в 1702 г. при вступлении на митрополию, и на западной стороне левого столба - Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами: с этой иконой встречала св. Димитрия ростовская епархия. Леонид Иванович Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А. Д. Ступина. 1908 г. Основанный в конце XIV века Зачатьевский собор, как и все другие строения обители, был деревянным. В 1686 году деревянный храм разобрали, на его месте построили каменный собор, освященный митрополитом Ионой (Сысоевичем) во имя Живоначальной Троицы. Подобно другим; храмам, построенным в это время собор имел шатровую колокольню о шести колоколах. В 1725 году усердием епископа Ростовского Георгия (Дашкова) был пристроен к Троицкому собору с северной стороны каменный Зачатьевский придел. В 1754 году по указу святителя Арсения (Мацеевича; † 1772) соборный храм обители был переосвящен в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, а придел — в честь святителя Иакова. В Зачатьевском соборе хранились чудотворная Ватопедская икона и особо чтимая Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с припадающими Ростовскими чудотворцами. Обе эти иконы принадлежали святителю Димитрию и были принесены в храм вслед за его гробом. Они почитались богомольцами еще до обретения святых мощей святителя Димитрия, в последующие годы были богато украшены.

http://sobory.ru/article/?object=05709

В дек. 1735 г. Г. был сослан в Иркутскую епархию. В нерчинском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре было предписано содержать Г. «даже до смерти неисходно и не слушая никаких объявлений его, хотя бы о государевом слове и деле». Погребен в мон-ре, оставшиеся после него вещи были распределены между братией. Жители г. Нерчинска чтили место захоронения, известны случаи исцелений по молитвам к Г. (к 2005 могила утеряна). 23 окт. 1740 г., во время правления Анны Леопольдовны , Г. был реабилитирован как невинно осужденный в предшествующее царствование. Лит.: Чистович И. А. Георгий Дашков//ПО. 1863. 1. С. 46-106; он же. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 195-204; Прил. к биографии преосв. Афанасия (Кондоиди)//Вологодские ЕВ. 1866. 9. С. 349-362; К биогр. Ростовского архиеп. Георгия (Дашкова)//Ярославские ЕВ. 1868. 16. С. 132-136; 17. С. 137-141; Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890; Титов А. А. Великий Ростовский пожар 1730 г.: По рапорту Ростовского архиеп. Георгия Дашкова. Ярославль, 1902; он же. Георгий Дашков//РА. 1902. Т. 2. 6. С. 313-334; Вахрина В. И. Успенский собор Ростова Великого. М., 2001; Кудрявцев С. Первая от Байкала, белокаменная: (О ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Калинино)//Забайкалье. Чита, 2003. Вып. 7; Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епарх. управления в России XVIII в. М., 2004. Иконография Сохранившихся изображений Г. не обнаружено. В описи 1743 г. портретной галереи Ростовского архиерейского дома указан портрет Г., написанный на полотне («Персона бывшего преосвященного архиепископа Георгия Ростовского, что на последок был схимонах Гедеон»). После перевода в 1788 г. Ростовской епископской кафедры в Ярославль портрет оставался в архиерейском доме и включен в его описи 1809, 1811 гг. и в самую позднюю - 1853 г. Дальнейшая судьба изображения Г., очевидно прижизненного, находившегося в Ростове более 100 лет, неизвестна.

http://pravenc.ru/text/164261.html

Строительство Ростовского подворья в Санкт-Петербурге связано с именем ростовского епископа Г. Дашкова из старинного рода Дашковых. Князья Долгорукие хотели восстановить патриаршество в России, а патриархом избрать архиепископа Георгия, но при Анне Иоанновне Г. Дашков был сослан в Успенский Нерчинский монастырь Иркутской епархии, где и умер. В 1780 г. архиерейская кафедра была переведена из Ростова в Ярославль, но подворье в Петербурге именуют, как и раньше - Ростовским и лишь с 1820 г. о нем говорится уже как о Ярославском подворье. В 1830- 1870- х. гг. здания подверглись ряду внутренних перестроек, незначительно изменены фасады. В 1838 г. по проекту архитектора Щедрина А. П. На подворье в Санкт-Петербурге проводились большие ремонтные работы при участии академика живописи Д. И. Антонелли, в 1855 г. - осуществлялся крупный ремонт под руководством архитектора Н. А. Сычёва. Подворье использовалось Синодом для приезжих архиереев, которые здесь и служили. У ярославцев была развита земляческая благотворительность. “Ярославское благотворительное общество” было старейшим в столице, создавал его председатель учебного комитета при Синоде протоиерей П. А. Смирнов. Обществом были открыты: приют для сирот, убежище для мальчиков, столовая для бедных, а также оказывалась единовременная помощь. В церковь Ярославского подворья поступали различные пожертвования от ярославцев, проживающих в Санкт-Петербурге, в числе пожертвований - серебряные ковчег и дарохранительница. В 1895 г. в здании был произведен капитальный ремонт под руководством архитектора Елкашева. Были проведены следующие ремонтные работы: в лицевом, надворном и прачечном флигелях устроен цоколь. Переделаны стропила и поставлены новые половые балки вместо сгнивших. Устроены новые полы и потолки; заменены оконные и дверные рамы; здание вновь отштукатурено и окрашено. В 1923 г. подворье было закрыто, церковь уничтожена. В самом здании разместились производственные мастерские НИИ им. Воейкова и бюро проверки ртутосодержащих приборов.

http://sobory.ru/article/?object=11090

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010