Севергин , Василий Михайлович, ординарный академик Академии Наук по кафедре минералогии и член многих ученых обществ; род. 8 сентября 1765 г. и по происхождению был сыном «вольного человека», служившего придворным музыкантом. Находясь при отце, С. выучился не только русской грамоте, но приобрел также начальные сведения из латинского, французского и немецкого языков. 5 сентября 1776 г. он, по просьбе отца, был принят в Академическую гимназию, состоявшую тогда в непосредственном ведении ее инспектора – академика И. И. Лепехина, и с этих пор имя С., в течение полувека, неразрывно связано с Академией Наук. 14 февраля 1782 г. С., на основании лестного о нем отзыва Лепехина, был переведен из своекоштных в казенные воспитанники, и через два года, в 1784 г., произведен в студенты. Недюжинные дарования С. и его выдающееся прилежание обратили на него внимание тогдашнего директора Академии Наук – кн. Е. Р. Дашковой, и молодой студент был избран ею, еще с тремя товарищами, к отправлению за границу для довершения там своего научного образования. С. избрал предметом изучения минералогию; из университетов был избран Геттингенский, и 8 июля 1785 г. четверо молодых людей, снабженные инструкцией, составленной их руководителем Лепехиным, покинули Петербург. Пробыв за границей 3½ года, в течение которых геттингенские профессора, например Кестнер, Гмелин и Лихтенберг, неоднократно присылали в Академию самые лестные отзывы о работах С., последний 30 апреля 1789 г. возвратился в Петербург и вскоре же был подвергнут поверочному испытанию в приобретенных им познаниях. Успех этого испытания был таков, что лучшие академики-естественники того времени: Паллас и Лепехин, равно как и академики Крафт и Георги, засвидетельствовали, что С. с пользой провел время за границей и, сверх того, выразили мнение, что он имеет положительное призвание к ученым занятиям и исследованиям. Последнему убеждению содействовали, главным образом, работы (обе на латинском языке) по минералогии и химии, которые С. написал за границей и представил по возвращении на суд академиков: 1) о свойствах и образовании базальта и 2) о щелочных солях. Эти работы рассматривались академиками Палласом, Георги и Соколовым, причем первый, по поводу сочинения о базальте, сказал, что она так хороша, что он, если бы из устных ответов С. не убедился в его познаниях, то «готов был бы признать ее произведением другого, гораздо более опытного ученого».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

XI. Георгий Дашков и Игнатий Смола Лицо ростовского архиепископа имеет огромное значение в истории Феофана Прокоповича . Он был родом из дворян Дашковых 266 и вышел в люди ещё при Петре. Во время бунта астраханских стрельцов, в 1706 году, Дашков оказал важную услугу Шереметеву. Фельдмаршал рекомендовал его в особенное внимание Государя. «Митрополит здешней зело показал в бунт в укрочение ревность. Также троицкаго монастыря соборной старец Дашков сколько в тот бунт народу укротил и проходил какими мудрыми факциями, что нихто дела ево из бунтовщиков знать не мог, дивлюсь откуды такое ево мудрое произхождение явилось. И если бы не ево в том было радетельное произхождение, конечно б Астрахань разорилась. Астрахань, мая 5-го дня, 1706 г.». 267 Пётр не забыл услуги Дашкова и, 21-го августа, писал к Апраксину: «когда ваша милость в Петербург поедешь, то изволь взять с собою старца Дашкова, который был в Астрахане». 268 По приказу Государя, он определен келарем в Троицкий монастырь; после того был в нем архимандритом. Дашков воспользовался этим богатым, хлебным местом в свою пользу, как нельзя лучше. Никогда не ходил в общую братскую трапезу, как прежние архимандриты, а завёл свой стол. Одной прислуги было у него человек до двадцати. Вкладов золотом и серебром не отдавал в казенный приказ, а заводил на них кареты, коляски, шоры, покупал лошадей, строил конюшенные дворы и держал до полутораста конюхов. С вотчинных управителей, которых посылал без братского совета, брал взятки; а знатных людей, в которых заискивал, дарил деньгами и лошадьми; родственников своих, которых у него было очень много, награждал хлебом и всякими припасами, лошадьми и экипажами; – племянниц повыдал замуж за монастырских дворян, которых посылал потом в лучшие вотчины управителями. Поездки его к братьям в Алексин и в приписные монастыри для нашего времени почти баснословны. Забравши с собою множество всяких припасов он отправлялся в путь огромнейшим поездом: брал с собою до полтораста человек служителей и до двух сот лошадей. Дорогой, для ночлегов, разбивали палатки, около которых держали караул отставные гвардейские солдаты. – Зятья и братья с женами и детьми гостили у него по целым неделям, не отказывая себе ни в какой прихоти. 269 – В 1718 г. Дашков посвящён в епископа ростовского; 270 в 1721 году за доношение, весьма противное и дерзостное во многих нарекательных терминах к липу св. Синода, обявлен ему выговор с угрозою, что если у Синода прощения не испросит, то без должного за то наказания не останется. – В 1725 г., по смерти Петра по именному указу Екатерины определен в Синод «третьим архиереем» к Феофану Прокоповичу и Феофилакту Лопатинскому. 271

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А.А. Половцов Дашков, Георгий (в схиме Гедеон) Дашков, Георгий, из дворянского рода Дашковых, во время астраханского бунта, в 1706 году, был настоятелем в Астраханском Троицком монастыре, вместе с астраханским архиереем Сампсонием, принимал деятельное участие в деле увещевания возмутившихся астраханцев и, как представитель от духовенства, участвовал в депутации усмиренных астраханцев, встретившей фельдмаршала Шереметева под Астраханью. Заслуги в деле прекращения астраханского бунта, выдающийся ум и энергия настоятеля Троицкого монастыря обратили внимание фельдмаршала, который и рекомендовал Дашкова Царю Петру, как человека с выдающимися административными способностями. Петр велел Апраксину немедленно привезти из Астрахани энергичного настоятеля. Монашеский клобук оставлял доступной для Дашкова только область церковного управления, в которой он вскоре и занял выдающееся положение. По приказу Государя Дашков определен был сначала келарем в Троицком монастыре, потом назначен в нем архимандритом, а в 1718 году был посвящен в сан епископа и получил в управление Ростовскую епархию. По смерти Стефана Яворского Дашков, уже тогда сильный своими связями, домогался звания синодального вице-президента или перевода в Крутицу, о чем неоднократно просил ходатайства влиятельного камер-юнкера Вильяма Монса. Хлопоты Дашкова об этом, однако, не увенчались успехом, но, по смерти Петра, в 1725 году, именным указом Екатерины он был назначен в синод третьим архиереем к Феофану Прокоповичу и Феофилакту Лопатинскому на место синодального советника Калязинского архимандрита, Рафаила, переведенного архиереем во Псков. Бывший Калязинский архимандрит, получив назначение во Псков, в Синоде был оставлен по-прежнему, вероятно, благодаря проискам Феофана Прокоповича , видевшего в Дашкове опасного соперника. Синод, по настоянию Прокоповича, вошел даже с представлением к Государыне о том, как быть с Георгием Дашковым ввиду того, что в Синоде и без него уже присутствуют три архиерея. Государыня, однако, подтвердила свой прежний приказ и повелела Георгию Дашкову быть в Синоде советником так же, как и Рафаилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Гостешево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь построена в Гостешеве в 1830 году, и ходит легенда, что княгина Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, которой принадлежало это село, " в этом селе приготовляла материалы на сооружение каменного храма " . Но в Клировых ведомостях за 1849 год говорится, что построена сия церковь " тщанием прихожан " . Престолов в ней было три: " в настоящей холодной, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы; иконостас окрашен и позлащен; в приделах же холодных, еще не освященных, с южной стороны во имя великомученика Георгия; с северной во имя Святителя и Чудотворца Николая " . Настоятелем в середине XIX века в Гостешеве был Григорий Петрович Прозоровский, сын священника. Диаконом при храме состоял Василий Васильевич Херсонский. Дьячок - Илья Алексеевич Сахаров. Что касается собственно застройки храма, то исследователи М. Дунаев и Ф. Разумовский не без основания полагают, что проект " сочиняла сама Дашкова, ведь она была своим собственным архитектором " . " Храм принадлежит к типу центрических сооружений, широко распространенных в эпоху классицизма. В основу плана положен равноконечный крест, угловые части которого понижены. Над средокрестием на четырех массивных пилонах покоится купольная ротонда, расчлененная тройными окнами с филенками по сторонам. Ортогональная композиция фасадов усилена пилястровыми портиками. В интерьере, украшенном темперной живописью академического толка, - царство пространственных и световых эффектов. Полумрак в углах, широкие скрещивающиеся лучи в алтарной и боковых частях и, наконец, залитый светом купол обогащают замысел зодчего бесконечным разнообразием случайного " . О приходе Богородично-Рождественского храма Гостешева доподлинно известно следующее. В конце XVIII века от графов Паниных, Никиты Ивановича, воспитателя будущего императора Павла I, и Петра Ивановича, фельдмаршала, село перешло Е.Р. Воронцовой-Дашковой. В ведомости 1849 года записано: " Графа Воронцова-Дашкова крестьян в селе Гостешеве, в 78 дворах, число душ мужского пола 341, женского - 364. В деревне Гомельдон, в 28 дворах, число душ мужского пола 114, женского - 119; в сельце Льгове, в 30 дворах, душ мужского пола 108, женского - 119; в деревне Воронцовке, в 7 дворах, число душ мужского пола 39, женского - 49. В сельце Судакове инженер-полковника Масальского дворовых, в 1-м дворе, число душ мужского пола 8, женского - 11; крепостных, в 20 дворах, число душ мужского пола 77, женского - 80. Ни раскольников, ни инославных в сем приходе никогда не бывало " .

http://sobory.ru/article/?object=07318

А.А. Половцов Лев (Юрлов), епископ Воронежский Лев Юрлов (ростриг Лаврентий) – епископ Воронежский; сын нижегородского дворянина Михаила Матвеевича Юрлова, родился около 1678 года в отцовском имении, селе Семове Курмышского (ныне Макарьевского) уезда, Нижегородской епархии, скончался 28 января 1755 г., 77-ми лет от роду. В юных годах он лишился своих родителей и был взят на воспитание боярином князем Иваном Борисовичем Троекуровым. Воспитание и образование Лаврентий Михайлович получил домашнее; вместе с князем Иваном Ивановичем Троекуровым он участвовал волонтером в двух походах под Азов и в походе под Ругодив (Нарву) в 1701-м году. В конце XVII и начале XVIII вв. Лаврентий Юрлов состоял пажом при вдовствующей царице Марфе Матвеевне Апраксиной († 15 дек. 1715 г.), второй супруге царя Феодора Алексеевича, умершего в 1682 году. Во время службы при Дворе в жизни его произошли какие-то невыясненные роковые обстоятельства, и он должен был покинуть придворный круг и удалиться в монастырь. 23-летним юношей он отправился для предварительного испытания в Троицкий Сергиев монастырь, где и пребывал при архимандритах Илларионе Властелинском (1701–1704) и Сильвестре Холмском (1704–1708) под ближайшим руководством монастырского духовника иеромонаха Георгия Дашкова, некогда бывшего сподвижником Шейна под Азовом, по его собственным словам, «лет с десять или менее», откуда, вероятно около 1711 года, был послан строителем в Астраханский Троицкий монастырь, где, по его же словам, и пострижен в монашество с именем Льва духовником того монастыря иеромонахом Иоасафом, а в 1715 г. митрополитом Астраханским и Терским Сампсоном посвящен в иеродиаконы и затем и в иеромонахи. В 1716 году иеромонах Лев переведен был строителем в Астраханский же Спасо-Преображенский монастырь, а в 1718 г. перешел в Донской монастырь; из этого монастыря, по приглашению Георгия Дашкова, он переехал в Ростов. Однако вскоре иеромонах Лев был определен в число братства Александро-Невского монастыря, откуда взят был во флот на корабль «Ангут», а по окончании кампании Высочайшим Именным указом в 1720 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Рудзевич, Александр Яковлевич Рудзевич , Александр Яковлевич, генерал от инфантерии; род. в 1776 году, ум. 23-го марта 1829 г. в Валахии, похоронен близ Карасубазара. Отец Р. – татарин Якуб Измайлович, в царствование Императрицы Екатерины II оказал России важные услуги при покорении Крыма, за что пользовался расположением Императрицы, и умер в чине статского советника. По смерти Якуба жена его с двумя малолетними сыновьями и двумя дочерьми была вызвана из Крыма в Петербург, помещена в доме графа Брюса и получала содержание от правительства. Вскоре дети ее были крещены в православную веру, причем восприемниками их были – сама Императрица, Великая Княгиня Елисавета Алексеевна и Великие Князья Александр Павлович и Константин Павлович; старший сын Якуба Измайловича получил имя Александра; 6-го апреля 1786 г. он был записан сержантом в Преображенский полк и поступил в существовавший тогда в Петербурге Греческий кадетский корпус, где учился шесть лет; 27-го марта 1792 г. был он произведен в капитаны Генерального Штаба, а через три месяца отправлен в армию, действовавшую в Польше. В день возмущения в Варшаве, 6-го апреля 1794 г., Р. выступил оттуда вместе с другими войсками и в одной из схваток с мятежниками был ранен в правую руку. Оставаясь потом в корпусе генерала Ферзена, Р. был в сражениях при Песочном и Служеве, снял план укреплений Варшавы во время блокады ее русско-прусскими войсками, строил батареи при переправе корпуса Ферзена через Вислу, обозрел неприятельские позиции под Мацеиовицами и снял план их, а на другой день, 29-го сентября, при атаке на поляков, вел колонну генерал-майора Тормасова. 20-го октября он участвовал в деле при Кобылке, а 24-го был на Прагском приступе, за который получил золотой знак на Георгиевской ленте. Приобретя известность в названных делах, Р. в 1796 г. был вызван в Петербург и послан в Выборг – для снятия топографических карт Финляндии. По воцарении Императора Павла Р. был отправлен им в Казань с повелением снять план с окрестностей ее и составить маршруты войскам, назначенным для маневров под Казанью. Потом Р. состоял при корпусе князя Дашкова; в январе 1799 года был командирован в армию генерала от инфантерии Ласси, расположенную между Ковной и Брест-Литовском, и 9-го ноября произведен в подполковники. В марте 1800 г. Р. был вызван, по Высочайшему повелению, в Петербург и в начале 1801 г., когда последовал разрыв России с Англиею, Император Павел послал его обозреть берега Финского залива от Петербурга до устья Наровы и составить описание береговой местности для предполагавшейся тогда обороны от нападения англичан.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГАВРИИЛ (БУЖИНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. Портрет. Сер. XIX в. (РИАМЗ) Гавриил (Бужинский) (ок. 1680 - 1731 ), епископ Рязанский и Муромский . Родился ок. 1680 г. в г. Изюм , ныне Харьковской обл., в купеческой семье. В 1706 году окончил Киевскую духовную академию . Среди его наставников был игум. Стефан (Яворский) . В 1706 г. был представлен посетившему Киев царю Петру I . Вскоре по рекомендации Киевского митр. Варлаама (Ясинского) Гавриил был определен в Славяно-латинскую академию на должность учителя низших классов и проповедника. 20 сентября 1707 года пострижен в монашество , в 1708 г. рукоположен во диакона . В 1709 году рукоположен во иеромонаха . С 1714 г. - инспектор Славяно-латинской академии. В 1714 году был вызван Петром I в Санкт-Петербург , определен насельником в Александро-Невскую Лавру . В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота, участвовал в морских походах. Произносил проповеди в присутствии Петра I, переводил некоторые философские и исторические произведения. С 1720 года - префект Славяно-греко-латинской академии . 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита , назначен настоятелем Костромского Ипатиевского монастыря . В феврале 1721 г. стал советником Святейшего Синода и директором синодальных типографий и уч-щ. С 20 марта 1722 года - настоятель Троицкого Сергеева монастыря , но по инициативе Петра I оставался в Санкт-Петербурге. Представлял Синод в Комиссии по согласованию Российского уложения со шведскими и с эстляндскими законами. Был близок к Псковскому архиеп. Феофану (Прокоповичу) . После смерти Петра I влиятельным лицом в Синоде стал архиепископ Ростовский Георгий (Дашков) - враг Феофана Прокоповича. С этого времени изменилось и положение Гавриила Бужинского. Он потерял прежнее влияние и был удален в сане епископа в Рязань. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского , в епархию прибыл 22 января 1727 года.

http://drevo-info.ru/articles/14871.html

Глава V. Реформа в положении монастырей, произведенная в царствование императрицы Екатерины II (1764–1797) Содержание. Общий смысл реформы. Ее осуществление в придонских монастырях. Закрытие 17 монастырей, – оценка этого факта. – Положение монастырей заштатных. Их земельные владения и угодья. Их управление. – Монастыри штатные. Секуляризаторские стремления русского правительства, определенно обнаружившиеся со времени Петра I, продолжались в течение всего XVIII столетия. Они были настолько сильны, что с ними не могли справиться приверженцы старого взгляда на монастыри даже в благоприятные для них моменты. Ни Георгий Дашков с единомышленниками в царствование Петра II, ни Арсений Мациевичь в царствование Елизаветы Петровны не могли остановить исторического дела. Сторонники церковной старины и, в частности, старинных монастырских привилегий большие надежды возлагали на набожную императрицу. Но эти надежды были тщетны. Лично имп. Елизавета благотворила монастырям, посещая их для богомолья, но этим и ограничивалась ее традиционная любовь к монашеству. Но в государственном положении монастырей она не только не произвела перемены в старом направлении, а напротив продолжила и возвела в форму законопроекта те планы, какими задавался Петр I: в ее царствование, именно к 1757 г., принципиально был разработан проект отобрания церковных и монастырских вотчин в казну. Петр III только воспользовался этой работой предшествующего царствования, объявивши закон об отобрании церковных вотчин. Вступившая на престол путем дворцового переворота императрица Екатерина II, желая привлечь на свою сторону духовенство, обещала отменить этот закон и, действительно, формально отменила его. Но когда миновала нужда в этой тактической уступке, она пошла к той же цели своих предшественников и завершила вековое дело реформой 1764 года. Монастырские вотчины были отобраны в казну; часть монастырей была признана штатными, с небольшим казенным жалованьем на их содержание; другая часть осталась за штатом, т. е. на своем содержании; наконец, беднейшие монастыри, существовавшие кое-как ранее при земельном обеспечении, теперь были закрыты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ I АЛЕКСЕЕВНЫ Значение времени, протекшего от смерти Петра Великого до вступления на престол Екатерины II. – Положение старой и новой знати при смерти Петра Великого. – Гвардия. – Совещание о престолонаследии. – Восшествие на престол Екатерины. – Манифест об этом. – Спокойствие Петербурга. – Отправление генерала Дмитриева-Мамонова в Москву для сохранения порядка. – События в древней столице во время присяги. – Речи в народе о Петре и Екатерине. – Похороны Петра Великого. – Выходка Ягужинского. – Стремления Меншикова. – Толстой, Апраксин, Ягужинский; ссора последнего с Меншиковым. – Герцог голштинский. – Характер императрицы. – Вопрос о крестьянах. – Учреждение Верховного тайного совета. – Состав Совета. – Отношения его к Сенату. – Возобновление крестьянского вопроса в связи с финансовым. – Решение их. – Ревизия графа Матвеева в Московской губернии. – Поддержание флота. – Поправка денежного дела. – Заботы об уложении. – Меры для усиления торговли. – Горные промыслы. – Ладожский канал и Миних. – Войско. – Отступление от программы Петра Великого. – Просвещение. – Нравы и обычаи. – Церковь . – Дело архиепископа Феодосия. – Донесение архиепископа Георгия Дашкова. – Синод и Верховный тайный совет. – Перемены в Синоде. – Раскол. – Отношения к западным исповеданиям. – Дела на украйнах. Люди Западной Европы, смотря на удивительные явления, происходившие в первой четверти XVIII века в Европе Восточной, говорили, что все эти преобразования суть следствия одной личной воли царя, со смертию которого все введенное им рушится и восстановится старый порядок вещей. Теперь преобразователь был во гробе и наступило время поверки, прочен ли установленный им порядок. Железной руки, сдерживавшей врагов преобразования, не было более; Петр не распорядился даже насчет своего преемника; русские люди могли теперь свободно распорядиться, свободно решить вопрос, нужен ли им новый порядок, и ниспровергнуть его в случае решения отрицательного. Но этого не случилось; новый порядок вещей остался и развивался, и мы должны принять знаменитый переворот со всеми его последствиями как необходимо вытекший из условий предшествовавшего положения русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ (Юрлов Лаврентий Михайлович; ок. 1678, с. Сёмово Курмышского у. (с XVIII в.- Макарьевского у. Нижегородской губ.) - 28.01.1755, Москва), бывш. еп. Воронежский и Елецкий. Род. в семье нижегородского дворянина, рано осиротел; был взят на воспитание боярином кн. И. Б. Троекуровым (1633-1703), одним из приближенных молодого царя Петра I Алексеевича и его свояком, последним главой Стрелецкого приказа. Вместе с сыновьями кн. Троекурова Федором и Иваном участвовал в Азовских походах 1695 и 1696 гг. Был пажом царицы Марфы Матвеевны. В 1700 г. в начале Северной войны участвовал в осаде Нарвы, закончившейся 19 нояб. поражением рус. войск. Обстоятельства и время принятия монашества достоверно неизвестны. В собрании «Анекдотов» об имп. Петре Великом И. И. Голикова со слов вдовы адмирала А. И. Головина, сына И. М. Головина (1680-1737), одного из ближайших сподвижников царя, приведен рассказ «Происшествие об украденном кубке». Якобы паж Юрлов на ассамблее в Немецкой слободе в Москве украл любимый кубок царя и спрятал в карете царицы Марфы. Царь, раскрыв преступление на месте, велел царице на следующее утро прислать пажа к нему. Вечером царица расспросила Юрлова о случившемся и тот ей во всем признался. Видя раскаяние юноши, она дала ему неск. червонных и «велела спасаться, как он знает». Юрлов ушел в Вологду и постригся в монахи. Сам епископ на допросе в 1730 г. рассказал, что он до 1711 г. «лет с десять» находился в Троице-Сергиевом монастыре. В 1706 г. в Сергиев монастырь вернулся из приписного астраханского во имя Святой Троицы муж. мон-ря несший там послушание строителя иером. Георгий (Дашков) . Вскоре он стал казначеем, затем келарем «у Троицы», а в апр. 1711 г.- настоятелем в сане архимандрита. Белец Юрлов сблизился с о. Георгием и впосл. разделил его участь. В сер. 1712 г. Л., уже будучи монахом Троице-Сергиева мон-ря, как следует из рекомендательных писем митр. Новгородского и Великолуцкого Иова митрополитам Казанскому Тихону (Воинову) и Астраханскому Сампсону († 3 апр.

http://pravenc.ru/text/2463251.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010