Уже в детстве у Георгия ярко проявились характерные черты личности: от отца он унаследовал сильный и глубокий ум, от матери – нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность. Во внешнем облике Георгий унаследовал, по свидетельству ближайших родственников, черты матери. Природные задатки и качества души, приобретенные в семье, развитые и умноженные непрестанной работой будущего святителя над собой, раскрыли его душу для благодатного воздействия и водительства Божия и составили основу того светлого и цельного облика Затворника, который нам известен из его жизни и трудов. «Первые жизненные впечатления человека являются обычно наиболее глубокими и сильными, а потому и подобное семейное воспитание, несомненно, имело большое нравственное значение, бессознательно, но прочно заложив в душе ребенка истинное зерно будущей жизни великого христианского подвижника. В особенности важно, что это зерно было насажено нежною рукою любящей матери. Счастливая пора детства святителя с этой стороны очень напоминает подобный же период в жизни вселенских учителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , когда древние матери–христианки в добром семейном воспитании полагали начало будущей славы своих великих детей» с. 13]. Под мудрым руководством отца и под нежной, любовно согревающей попечительностью матери, при благочестивой настроенности всего семейства протекали первые годы детства Георгия. Отец Василий часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этих посещениях резвый мальчик не прочь был иногда пробраться к церковным колоколам и позвонить. «Однажды после вечерни он был заперт на колокольне сторожем, не заметившим его. Чтобы избежать неприятности дожидаться тут другого дня, мальчик не задумался спуститься по веревке, протянутой от колокола к земле. Была серьезная опасность для жизни, но, видимо, Господь хранил Своего избранника» с. 12–13]. Узнав о случившемся, отец Василий сказал многозначительные, пророческие слова: «Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь, или архиерей!» с. 8].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

26 января 1888 г. Учрежденный собор Лавры ходатайствовал о пострижении послушника Константина в монашество. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий ходатайство удовлетворил, и 28 марта того же года соборный иеромонах Авраамий в Гефсиманском скиту Лавры совершил постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид 5 . Через полтора года, 13 сентября 1889 г., Учрежденный собор Лавры ходатайствовал перед митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием о рукоположении монаха Кронида в сан иеродиакона, «избрав из среды монашествующих по способности и хорошим нравственным качествам” 6 . 25 сентября во время Божественной литургии в Троицком соборе Лавры монах Кронид был рукоположен во иеродиакона Преосвященным Христофором (Смирновым) , епископом Волоколамским. 20 мая 1892 г. Учрежденный собор Лавры ходатайствовал перед митрополитом Московским и Коломенским Леонтием (Лебе­дин­ским) о рукоположении иеродиакона Кронида во пресвитера, «свидетельствуя о его полезном для обители прохождении послушаний при всегдашнем безукоризненном поведении” 7 . 23 мая за Божественной литургией в Крестовой домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери митрополит Московский и Коломенский Леонтий рукоположил иеродиакона Кронида в сан иеромонаха. Отец Кронид был назначен смотрителем литографий и фотографий, а с 1896 г. состоял смотрителем епархиального училища иконописания, находящегося при Лавре. В 1895 г. иеромонах Кронид отдал последний долг сыновней любви своей матери Агафии, посетив ее перед кончиной. К тому времени он уже лишился отца, скончавшегося в 1890 г. Смерть родителей была тяжелой утратой для отца Кронида, неж­ного и заботливого сына. Находясь у смертного одра своего отца, он писал иеромонаху Никону (Рождественскому) : «Изму­чил­ся физически и нравственно. Пишу сие письмо и рыдаю, смотря на своего милого и неоцененного родителя Я так убит горем, что совершенно лишился сна и пищи Боюсь на себя навлечь гнев батюшки отца наместника, но в то же время нет моих сил оставить отца при последнем издыхании Прошу Вас, отец Никон, ради братских чувств, передайте батюшке отцу наместнику, что я прошу у него прощения за промедление нескольких дней и кланяюсь ему в ножки” 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Александр (Семёнов Тян-Шанский), епископ. Отец Иоанн Кронштадтский . Обнинск, 1995. (Репр. воспроизведение с изд.: Париж, 1990) Антоний (Блум), митрополит. Духовное руководство в Православной Церкви//Труды. М., 2002. Антоний (Блум), митрополит. Человек перед Богом. М., 1995. Антоний (Голынский-Михайловский) , архиепископ. О молитве Иисусовой// Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы/авт.-сост. Η. М. Новиков: в 4 т. Т. 1. М., 2004. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности//Философия свободного духа. М., 1994. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. Бердяев Н. А. Смысл творчества//Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни//Житие преподобного Серафима Саровского . Киев, 2005. Булгаков С. , священник. Благодатные заветы преподобного Сергия русскому богословствованию//Сергий Радонежский: сборник. М., 1991. Варсонофий Оптинский , преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Оптина Пустынь, 2005. Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления. М., 2001. Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. Глубоковский Η. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. Григорий Нисский , святитель. Об устроении человека//О человеке: [Сборник]. М., 2004. Громов Μ. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 6–9 июня 1988 года, о канонизации святых//Канонизация святых. М., Добротолюбие: в 5 т. Троице-Сергиева Лавра, 1993. Т. 3. Древнегреческо-русский словарь/сост. И. X. Дворецкий; под ред. С. И. Соболевского. М., 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Братие и сестры! Господь Иисус Христос должен родиться и пребывать также и в наших сердцах. Он Сам говорит: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23). “Истинный христианин, — учит Святитель Игнатий (Брянчанинов), — почивает в Господе, и Господь почивает в нем”. Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим. Разве не знаете, — пишет апостол Павел, — что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Сердце истинного христианина Святый Дух созидает духовно и преобразует в жилище Божие. Такой христианин становится богоносцем и, начиная уже здесь, на земле, свою вечную жизнь, обретает бесценное сокровище, о котором говорит Господь: Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21), то есть достигает подлинной цели земной своей жизни, ибо, по словам духовного писателя, “христианин тот, кто носит в сердце своем Христа”. Братие и сестры! Господь наш Иисус Христос — посреди нас. Он завещал Своим ученикам: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20). Христос невидимо стоит у дверей сердец наших и взывает: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр 3:20). Откликнемся же на зов Спасителя нашего, исполним Его святую волю, и тогда мы сможем сказать вместе с апостолом Павлом: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Аминь. Святитель Христов Николай — великий молитвенник за весь род христианский Братие и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь перенесения в г. Бар святых мощей великого угодника Божия — святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Это торжество связано со следующим историческим событием. В XI веке турки-сельджуки начали наступать на христианский Восток, предавая все огню и мечу и производя страшные опустошения. Они овладели городом Миры Ликийские в Малой Азии, где покоились мощи святителя Николая. Тогда святитель Николай является одному благочестивому пресвитеру в г. Баре Италийском и велит перенести свои мощи из Мир в город Бар. Христиане снаряжают особый корабль и приплывают в Малую Азию. Как богомольцы они приходят в церковь, где лежали святые мощи святителя Николая, раскапывают землю, обретают священную раку и, открывши ее, находят ее полною благоухающего мира, истекшего от мощей угодника Божия. Священники благоговейно переносят мощи на корабль и благополучно прибывают в город Бар 9 мая 1087 года.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

В 1856 году архимандрит Феофан был послан в Грецию на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе. Указом Святейшего Синода от 13 июня 1857 года отец Феофан был назначен на должность ректора С.-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук. Ему было поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях столицы и ее окрестностей. В июне 1859 года состоялась хиротония архимандрита Феофана во епископа Тамбовского. Хиротония совершена в Александро-Невской Лавре собором епископов во главе с митрополитом С.-Петербургским Григорием. В 1861 году по решению Св. Синода епископ Феофан принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского . 22 июля 1863 года он был перемещен на древнюю Владимирскую кафедру. Епископ Феофан проявил себя ревностным проповедником. Плодом его проповеднических трудов явились публикации его слов, обращенных к Тамбовской и Владимирской паствам. 17 июня 1866 года Преосвященный Феофан, согласно прошению, уволен на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни, Тамбовской епархии. С этих пор началась его подвижническая жизнь, продолжавшаяся 28 лет. Святитель Феофан искал затвора, чтобы беспрепятственно предаться духовно-литературным трудам на пользу Церкви. После пасхальных дней 1872 года он прекратил всякое общение с людьми и затворился в отдельном флигеле, где принимал лишь настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. В своих кельях епископ-затворник устроил небольшую церковь во имя Богоявления и служил в ней Божественную литургию во все праздничные дни, а в последние 11 лет – ежедневно. В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни святителя. В свободное от духовных подвигов время он занимался богословскими трудами, писал письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях. Известно, что святитель занимался и иконописанием. «Затвор, – по словам проф. А.А.Бронзова , – дал возможность Преосвященному Феофану стать глубочайшим христианским психологом. Он дал ему потом возможность поделиться плодами своей мудрости, своих знаний с другими, оставив после себя богатейшее учено-литературное наследство, благодаря которому имя его никогда не умрет в русском обществе» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

В память этого священного события установлено в православном мире торжественное празднование. Братие и сестры! Святые угодники Божии на небесах находятся в ближайшем общении с ангелами, вместе с ними предстоят престолу всеведущего Господа и содействуют нам и всем членам Церкви земной в достижении спасения. Верование в молитвенное предстательство скончавшихся праведников за живущих на земле существовало еще в Церкви ветхозаветной. В Новом Завете истина о молитвенном предстательстве святых, находящихся в Царствии Небесном, за Церковь земную наиболее ясно засвидетельствована тайнозрителем — святым апостолом Иоанном Богословом. Он удостоился видеть, как двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр 5:8). По смыслу этого видения как фимиам приятен для нас, так приятны для Бога и молитвы святых подвижников благочестия. Почитание святых выражается в Православной Церкви в благоговейном воспоминании об их подвигах и делах, в прославлении их памяти, в празднованиях и в сооружениях храмов в их честь. Святые, движимые любовью, молились за других на земле, помогали своим ближним тем, чем могли. Эту любовь к своим братьям они сохраняют и в загробной жизни, ибо любовь никогда не перестает (1 Кор 13:8). В Царствии Небесном любовь их к ближним становится еще чище и искреннее. Исполненные этой любовью, они и молятся о нашем благе, ходатайствуя пред Богом, и заботятся о нас, своих земных собратиях. И если они молились за людей, еще живя на земле, то еще более благоуспешна их молитва на небе, где, как други Божии и возлюбленные Богом, они имеют большее дерзновение пред Ним. Блаженное состояние святых угодников Божиих располагает их желать и стараться сделать и нас участниками этого блаженства. В радостном состоянии мы обыкновенно стремимся разделить свою радость с другими; пребывающий в счастье по возможности старается облагодетельствовать и сделать счастливыми других. Искренно любящий не может быть покоен, когда видит любимого несчастным или заблуждающимся. Небожители любят нас совершенною любовью.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

В первые шесть лет пребывания в Вышенской пустыни Преосвященный Феофан не уединялся окончательно. Главным занятием его в это время была молитва и богослужение. Он твердо помнил заповедь киевского старца Парфения, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом и сердцем Богу. Очевидец, один из иноков Вышенской обители, говорил, что Святитель “горел как свеча или неугасимая лампада пред Ликами Христа, Богоматери Заступницы и святых Божиих” 12 . Вместе с иноками обители он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни совершал литургию соборно с братией. Своим благоговейным служением епископ Феофан доставлял духовное утешение всем присутствующим в храме. Один из вышенских иноков 13 , современник Святителя, впоследствии вспоминал: “Едва ли кто из нас, иноков вышенских, когда-либо слышал во святом алтаре какое стороннее слово из уст святителя Феофана, кроме последования богослужебного. И поучений он не говорил, но самое служение его пред престолом Божиим было живым поучением для всех. Бывало, среди верующего простого народа только и слышны сердечные вздохи умиления и возгласы: “Господи, помилуй!” 14 Благоустройство и монастырская тишина действовали благотворно на душевное состояние подвижника, и он совершенно успокоился от жизненных треволнений, неизбежно связанных с деятельностью епархиального архиерея. Он охотно принимал к себе посетителей – родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений; выходил из келлии на прогулку, а иногда, хотя весьма редко, и выезжал. В 1871 г. он совершил даже освящение храма на Екатерининском заводе и при этом произнес превосходное слово о назначении храма вообще, и в частности новосозданного. Конечно, трудно было на первых порах совершенно отрешиться от мира и были сильны порывы к возвращению в него. Тогда-то возникла мысль снова занять кафедру. Но это было только временное, преходящее состояние – неизбежная дань обычной слабости человеческой природы перед полной победой над ней. Сознание долга скоро одержало верх, и колебания сменились настроениями совсем иного рода. При подвигах поста и молитвы и при постоянных научно-литературных трудах все это быстро прошло. По крайней мере, в 1870г., по свидетельству одного очевидца, епископ Феофан “настолько уже свыкся со своею жизнью на Выше, как будто с малолетства там поселился” 15 . Когда в 1872г. начальство предложило ему принять в управление Московскую епархию, а потом в том же году заседать в судном отделении Святейшего Синода, он отказался от того и от другого 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

В период пребывания в Вышенской пустыни были написаны основные богословские труды епископа Феофана Затворника , которые можно подразделить на три вида: нравоучительные, истолковательные и переводные. За эти труды С.– Петербургская духовная академия в 1890 году удостоила его степени доктора богословия. Передать всё, что было написано святителем, невозможно. «Это может сделать только тот, кто сам прошел всю школу духовного воспитания и роста, выносил, прочувствовал, сделал родным для себя путь нравственного воспитания» 3 . Многообразны предметы и крайне разнообразно содержание литературно-богословского наследия Преосвященного Феофана. Но среди этого разнообразия главной является мысль о христианском спасении. Этот вопрос разрабатывается во всех нравоучительных сочинениях епископа Феофана. Особенно большое и важное приобретение представляют для православных христиан и богословской науки печатные труды его по христианской нравственности. В них Преосвященный Феофан Затворник предстает перед нами не только как великий мыслитель, но и как богомудрый подвижник, предлагающий для руководства учение святых отцов, предварительно исполненное им в жизни. Высота личности святителя-затворника позволяет смотреть на его труды как на продолжение и развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности. Поэтому его творения по праву цитируются при разрешении многих богословских вопросов, где требуется святоотеческое подтверждение тех или иных положений 4 . Особый вид литературных трудов епископа Феофана представляет его переписка. Со всех концов России поступали в Вышенскую пустынь письма к богомудрому архипастырю. Лучшие современники видели в нем истинного светильника христианства и всей душой стремились иметь с ним духовное общение, проявлявшееся в последнее время в многочисленной переписке. Многие ревностные иноки, религиозная интеллигенция и простой верующий народ составляли большую духовную семью богомудрого святителя. Нередко почта приносила до 20–40 писем в день. К нему обращались за советом, за разрешением недоумений, у него искали утешения в скорби, облегчения в бедах все, начиная с сановников и кончая самым последним из простолюдинов 5 . Святитель чутко улавливал духовные потребности писавшего и, не жалея своих сил, обстоятельно и сердечно разъяснял все вопросы и недоумения. Он как-то особенно умел войти в положение писавшего, и между ними сразу устанавливалась самая близкая духовная связь, при которой жизненные нужды высказывались с полной искренностью и ответственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

В чрезвычайных случаях благодать Божия оказывает свое действие решительно, как при обращении апостола Павла или Марии Египетской. «В обыкновенном порядке обращений большею частью бывает так, что приходит человеку только мысль – переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях» (9, с. 104). С особой силой благодать возбуждает душу через слово Божие, а именно: через проповедь о Христе, чтение и слышание Священного Писания . «Как слово Божие проходит до разделения «души же и духа, составов же и мозгов» ( Евр. 4, 12 ), так и благодать проходит до разделения сердца и греха, и разлагает незаконный их союз и сочетание» (9, с. 81). Грешник часто сравнивается с погруженным в глубокий сон человеком, которого необходимо разбудить, чтобы он осознал себя и начал совершать добрые поступки. Божественная благодать вначале действует на человеческий дух, который по природе есть зритель Божественного порядка, имеет способность возвышать человека над всем чувственным, вести его в духовную область. «Но в греховном состоянии дух теряет свою силу и сорастворяется с душевностью, а через нее – с чувственностью до того, что будто исчезает в них» (9, с. 128). Для возбуждения дремлющего в человеке духа и введения его в созерцание Божественного порядка благодать или непосредственно действует на него и, исполняя его силою, дает возможность разорвать сковывающие его узы, или опосредованно стряхивая с него покровы и сети, дает этим свободу вернуться в свойственное ему состояние. 17 Как блеском молнии, благодатным возбуждением все освещается в человеке и вокруг него, сердцу возвращается чувство, и воля пробуждается от беспечности. В одно мгновение грешник вводится сердцем в тот порядок, из которого изгнан грехом, «восставляется в цепи творения в ту связь, из которой самовольно исторгся грехом» (9, с. 127 – 128). То, что происходит с грешником, которого посещает благодать Господня, ведущая его по пути очищения в состояние чистоты и непорочности, Христос Спаситель изобразил в притче о блудном сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Вострышев Михаил. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, Русское слово, 1997 (Жизнь замечательных людей) Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961 Гаврилов М.Н. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. – Очарованный странник, 1992 Галкина С.Г. Воспоминания о Владыке Луке (Войно-Ясенецком) /Жизнь. Информационный листок православного медико-просветительского центра «Жизнь». 1996 Ганаго Борис. Бриллиантовые слезы. Русский дом, 6, 2001 Гауф Вильгельм. Сказки. М.: Правда, 1990 Георгий (Тертышников), архим. Житие преподобного Варнавы, старца Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 Геродот. История в девяти томах. М., 1999 Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 Глиндский Владимир, прот. Основы христианской православной веры. Джорданвилль, 1990 Глубоковский Н.Н. Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и Его искупительном деле. – София (Болгария), 1932 Григорий Богослов , свт. Собрание творений. Т. 1, 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 Гримм, братья. Сказки. – Минск: Полымя, 1983 Губанов В.А. Бог и вселенная. Библия опережает науку на тысячи лет. М., 1998 Гурьев В., прот. Пролог в поучениях. М., 1997 Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего: Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) . М., 1995 Димитрий Ростовский , свт. Алфавит духовный. М.: Паломник, 1991 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998 Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. М.: Отчий дом, 2001 Достоевский Ф.М. Идиот/Полн. собр. соч. Т. 8. – Л.: Наука, 1973 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Правило веры, 1999 Древний патерик, изложенный по главам. М.: Правило веры, 1997 Дронов Михаил, прот. Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей ? М.: Новая книга, Ковчег, 1995 Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. 1, 2, 6. М.: Христианская литература, 1996, 1997, 2000 Дунаев М.М. Путь к свету. К 150-летию со дня рождения В.М. Васнецова/Русский дом, 5, 1998

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010