Через два месяца, 15 января 1878 года, в Петербурге сонмом русских архипастырей во главе с митрополитами Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором, Киевским и Галицким Филофеем, Московским Иннокентием, архиепископами – Литовским Макарием, Варшавским Леонтием и другими епископами архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии 17 . Для преосвященного Амвросия открылось еще более широкое поле деятельности. После смерти митрополита Иннокентия (1879) и до прибытия в Москву новоназначенного митрополита Макария (Булгакова) , преосвященный Амвросий управлял Московской епархией. Он был старшим викарием Московским до самой кончины митрополита Макария (Булгакова) (1882), а в дальнейшем занял самостоятельную Харьковскую кафедру 18 . Столичное общество с сожалением прощалось с преосвященным Амвросием. Профессор И. Н. Корсунский писал, что проводы показали, «как тонко понимала и высоко ценила Москва своего энергичного церковно-общественного деятеля и талантливого проповедника” 19 . 26 октября 1882 года преосвященный Амвросий в последний раз служил литургию в Богоявленском монастыре и произнес прощальное слово на тему «Мир оставляю вам, мир даю вам” 20 . Итогом московского периода проповедничества Владыки было издание второго сборника его избранных проповедей. Прибытие преосвященного Амвросия в Харьков 30 октября 1882 года вылилось в большое церковное празднество, в котором приняли участие харьковское духовенство во главе с викарием Харьковской епархии Преосвященным епископом Вениамином, администрация духовных школ, члены консистории и множество народа. Преосвященный Амвросий вступил на кафедру Харьковских архиереев в 62-летнем возрасте, но был полон духовных сил. «Проповеди его харьковского периода, – пишет один из биографов святителя, – имеют темы опять новые, сравнительно с прежними, но не менее прежних важные и глубоко поучительные для современного общества. В них также затрагиваются самые живые струны общественной жизни, самые тонкие и неуловимые для обыкновенного, заурядного взгляда черты духовного склада и характера современного общества” 21 . Преосвященный Амвросий развивает на новом месте разностороннюю церковно-общественную деятельность по управлению епархией: он благоговейно совершает богослужения, проповедует Слово Божие, вводит единообразие в церковном пении, ориентируясь на московскую традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

– Что ты? – спросил его старец. – К вам, батюшка, со скорбною душою, – отвечал отец Антоний. – Пойдем, радость моя, в келлию, – приветливо сказал старец. В келлии наедине иеромонах Антоний умолял старца Серафима сказать ему откровенно, совершится ли с ним то, что внушают ему скорбные помыслы, не приближается ли в самом деле смерть его. «Сижу ли я в келлии, – говорил отец Антоний, – выйду ли на монастырь, мне представляется, что последний раз вижу обитель. Из сего я заключаю, что скоро умру, потому указал уже и место могилы для себя. Желаю знать о своей смерти единственно для изменения жизни, чтобы, отказавшись от должности, посвятить остальные дни свои безмолвному вниманию. Извещение о смерти, – прибавил иеромонах Антоний, – не будет страшно для меня». Преподобный Серафим слушал рассказ, не изменяя положения и держа за руку иеромонаха Антония. Когда же тот закончил, блаженный старец, взирая на него с любовью, сказал: «Не так ты думаешь, радость моя, не так: промысл Божий вверяет тебе обширную Лавру». Отцу Антонию подумалось, что старец Серафим желает отвлечь его от скорбных мыслей, поэтому, прерывая его, сказал: «Батюшка! Это не успокаивает меня, не усмиряет моих помыслов; я умоляю Вас, скажите мне прямо, мысли мои о смерти не служат ли от Бога указанием на близкую мою кончину. И в таком случае я буду просить молитв о душе моей и приму мирно и с благодарностью Ваше слово. Мне хочется встретить час смерти с должным приготовлением». Преподобный Серафим с ангельской улыбкой отвечал: «Неверны твои мысли, я говорю тебе, что промысл Божий вверяет тебе Лавру обширную», – и, к большому удивлению отца Антония, преподобный Серафим стал просить его милостиво принимать из Сарова братию, если кто придет в Лавру или кого он пришлет. Далее старец Серафим сказал: «Не оставь сирот моих, когда дойдет до тебя время». Не выдержал отец Антоний и в порыве беспредельной любви и уважения к старцу бросился к нему, обнял его и долго плакал. Не понимая значения сказанных слов, он остановился вниманием своим на слове «сирот»; ему казалось, что старец говорит о скорой своей кончине. Блаженный Серафим продолжал: «Поминай моих родителей Исидора и Агафию». Затем стал советовать покоряться во всем воле Господней, быть прилежней к молитве, строго исполнять свои обязанности, быть милостивым и снисходительным к братии. «Матерью будь, – говорил он, – а не отцом братии, и вообще ко всем будь милостивым и по себе смиренным. Смирение и осторожность есть красота добродетели». Затем преподобный Серафим несколько раз обнял гостя, благословил висевшим на его груди крестом и сказал: «Теперь гряди во имя Господне. Время уже тебе, тебя ждут».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Чтобы люди действительно спасались и достигали вечной блаженной жизни, они должны стремиться во время земной жизни к духовному совершенству, образцом которого является Господь Иисус Христос, «Так как образец совершенства для христиан есть Иисус Христос, – пишет святитель Феофан, – и мера сего совершенства есть совершеннейшее Ему уподобление, то обязанность стремиться к совершенству есть то же, что обязанность подражать Господу Иисусу Христу, вообразить Его в себе, отпечатлеть Его совершенства в себе» с. 456]. Последователь Христа должен все свои внутренние и внешние действия располагать по воле Божией, принося свою свободу в жертву Богу. Отличительная черта истинно христианской деятельности – делать шаги не иначе как уверившись, что на то есть воля Божия. «К Господу прилепившийся в Господе пребывает, – учит святитель Феофан, – и Господь в нем пребывает. Оттого он Господом только и дышит и всячески старается войти в Господни намерения, виды, планы, чтоб не допустить ничего не Господнего» с. 240]. Во время земной жизни человек, стремящийся ко спасению, должен стараться исполнять волю Божию, выраженную в заповедях Господних. Христианин должен так устроить свою жизнь, чтобы она велась по известному плану, постепенно возвышаясь и совершенствуясь, сообразуясь в своих проявлениях с чертежом небесным – Божественным, каковым является христианский, изображенный в слове Божием Самим Господом и апостолами с. 74]. Воля Божия составляет основание всех заповедей Господних. Поэтому правилами для жизни христианина должны служить заповеди Христа Спасителя, исполнять которые он дает обет и обязуется при крещении. Человек, исполняющий заповеди Божии, тесным и скорбным путем достигает вечной блаженной жизни. Сам Господь заповедал нам, что только «по сему тесному пути войдем в Царство Небесное» с. 93]. Последователь Христа должен идти «тропинкой, что проходит извилинами, минуя обрывы, острые каменья и колючки» с. 142]. Христианин должен постоянно трудиться над исполнением заповедей Господних, но всю надежду спасения полагать в единой милости Божией. Без помощи Божией невозможно преуспеть человеку в деле спасения. Эту истину епископ Феофан Затворник излагает в следующих словах: «Как чрез море не перенесешься без корабля, сколько ни жалей и ни напрягай сил, так не сможешь стать полным осуществителем заповедей Божиих без помощи свыше, как бы ни было сильно желание твое и напряженны усилия» с. 436]. Поэтому христианин должен постоянно сознавать свои немощи и помнить, что спасти от опасностей его может только Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

В земной жизни человеку, стремящемуся к Богу, «неминуемо будут угрожать опасности сбиться на распутии, заблудиться и погибать, воображать себя спасаемым» с. 6]. Желающим достигнуть вечной жизни препятствует диавол, крепко привязывающий к себе свои жертвы, а в случае бегства от него расставляющий искуснейшие сети, чтобы в них вновь поймать грешника, устремившегося было к Христову свету. «Воображайте себя идущей по зыбкой дощечке, – наставляет преосвященный Феофан одну особу, – лежащей над пропастию. Со всех сторон стрелы и злобные враги, готовые столкнуть в пропасть. Рука Божия сверху протянута и готова во всякую минуту поддержать и защитить; но все же бдительной опасливости прекращать не должно. Ни одного еще человека не было, который бы без труда, тревог и смущений крутых достиг Царствия Божия» с. 179). Человек, ищущий спасения, должен чаще обращаться к Спасителю с молитвой о помощи, с упованием, что Он доведет до желанной цели «имиже весть Судьбами» с. 182]. Вся земная жизнь христианина должна быть посвящена Богу в любое время, во всех обстоятельствах. Никакое место не отделяет нас от Вездесущего Бога, ибо спасение зависит не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. По словам святителя Феофана, «спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между Ангелами погиб. Апостол между апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник на кресте спасся» с. 44]. Христианин должен спасаться в тех условиях житейских, в которые он поставлен Промыслом Божиим, и устроять свой путь жизни так, чтобы он всецело был направлен к достижению Отечества Небесного. «В духовной жизни, – пишет святитель Феофан, – есть град пресветлый, куда все стремятся, и дороги в него разные и всем в него доходить можно. Но стань переменять дороги, очень не дивно, что и не доберешься до того града» с. 126]. Промысл Божий помогает всякому, идущему за Христом к вечной жизни, а Сам Господь является их руководителем и наставником на этом пути. «Истинные христиане, – по словам епископа Феофана Затворника , – в объятиях любви Господней, как растения в теплице. Она их питает, растит, укрепляет, совершает» с. 521].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

В рубрике Труды Лаврских насельников — две публикации: совсем небольшой текст иеродиакона Галактиона “О внешнем виде христианина” и жизнеописание архимандрита Тихона (Агри­кова), в схиме Пантелеимона, составленное иеромонахом Зосимой. Первая из названных работ по жанру — скорее увещевательная проповедь, вторая — классическое жизнеописание из тех, которые при соответствующих обстоятельствах кладутся в основу жития. Что же их объединяет? На наш взгляд, общее в них — дух мирен, ради которого и принимают постриг, а с ним и нелегкий иноческий крест. Можно себе представить, каким диссонансом лаврской жизни врезаются в нее группы пестро и непривычно разодетых туристов, но никакого обличительного раздражения в тексте отца Галактиона нет. А в жизнеописании архимандрита Тихона над всеми грозными и бурными событиями ушедшего века разливается тишина горнего мира, которая чем дальше, тем ближе подходит к иноку, покрывая его благодатным облаком. Рубрика Духовная поэзия, конечно, прежде всего интересна представленными в ней стихотворениями иноков-насельников Лавры. Хочется упомянуть “Прощальный плач иноков, изгоняемых из обители”, вполне достойный стать еще одним высоким свидетельством эпохи гонений, и замечательный образец духовно-философской лирики — “Славит Бога вся природа” игумена Виссариона. Составителей “Троицкого сборника” следует поблагодарить за их труд. А тех, кто по незнанию пренебрегает церковной культурой — от души пожалеть, коль скоро они не ознакомятся с этим образцом монастырской словесности. 1 О первом выпуске Троицкого сборника см. Сержантов П. Христианская пе­риодика: созидание и возрождение//Альфа и Омега. 2001. 1(27). 2 Материалы к биографии преподобномученика Кронида в свое время публиковались в нашем журнале: Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Альфа и Омега. 1998. 2(16). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/retsenziya-troitskiy-s...

Во время проповеди необходимо не только просветить ум слушателя раскрытием и объяснением ему истины. «Настоящая проповедь есть та, которая светла и просвещает, тепла и согревает, сильна и влечет, обязывает, заставляет делать. Не так в ней распределены сии достоинства, чтоб составляли отдельные части; но она вся во всем своем составе и в каждой части исполнена света, теплоты и силы и действует ими нераздельно. Они составляют внутренний дух ее. Это идеал, до которого всякая проповедь должна возвышаться по мере сил проповедника» 20 . Но назидать и созидать своих пасомых пастырь сможет только в том случае, если его ум будет светло созерцать истины, сердце согреется любовью к этой истине, а воля утвердится на ней. Потому проповедник, желающий быть назидательным, должен усвоить истины Божии умом, запечатлеть их в сердце, расположить по ним свою волю так, чтобы они служили для нее и побуждением и правилом. Приступая к делу учительства, священник должен в основу своих учительских расположений положить искреннюю отеческую любовь к пасомым. Сердце проповедника должно быть исполнено любовью к слушателям, чтобы он, «чувствуя внутренне блаженство от того, что проникнут истиною, желал перевесть ее и в других, возвести и их в то благое настроение, в коем состоит сам» 21 . Это желание, духовная ревность облаженствовать других служит как бы каналом, по которому все, что есть в душе проповедника, переливается в души слушателей. Любовь пастыря «утверждает некоторую духовно родственную связь между проповедником и его слушателями, ощущаемую последними без объяснений, по которой и самая простая речь делается сильной и убедительной» 22 . «Слово, исходящее из уст проповедника, так настроенного, бывает светло, тепло и сильно. Тогда речь идет от сердца к сердцу и является победоносною: разоряет твердыни, низлагает помышления, пленяет всякий разум в послушание Христово ( 2Кор 10:4–5 )» 23 . Богооткровенные истины открываются пастырю постепенно. «И богопросвещаемые не все всё знают, и то, что знают, не все разом узнают» 24 . Поэтому для преуспеяния в деле богопознания проповеднику необходима постоянная помощь Божия, которая испрашивается непрестанной молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

По мысли святителя Феофана, цель благодатного возбуждения состоит в том, что оно освобождает человека от уз греха и поставляет его «в точке безразличия между добром и злом. Весы воли нашей, в которых она склоняется то на ту, то на другую сторону, должны теперь стать в уровень» (9, с. 127). Возбужденный благодатью поставляется в «среднее между грехом и добродетелью состояние» (9, с. 132), он стоит теперь, точно на распутии, и ему предлежит решительный выбор. 18 Дух Божий возбуждает, благовестие указывает, как и за что взяться. «Но Божественная благодать, – говорит епископ Феофан, – возбуждает только мысли и чувства. Коль же скоро надо образовываться желанию и склонению воли вследствие того, она отступает и ждет, что изберет хозяин дома души. Когда образуется желание и склонение произволения, она снова приходит на помощь и помогает установиться тому, на что склонилось произволение» (10, с. 180). Благодатное возбуждение не завершает дела обращения грешника, «а только зачинает» (9, с. 131 – 132), и после него предстоит труд над собою, и труд очень сложный. Как плод воздействия предваряющей благодати в душе появляются веропокаянные переживания, как учит святитель: «образуется сокрушение о грехах, желание избавиться от крайности, в какую они поставляют, вера в предлагаемый образ избавления, решение, принимаемое вследствие того, и приступление к Таинствам» (10, с. 180). Покаянная вера делает человека способным принять этот ничем не заслуженный великий дар милосердия Божия. При свободном принятии человеком призыва просвещающей благодати ему подается дальнейшая помощь в виде благодати особенной, которая называется так не только потому, что на этой ступени спасения ее действия и проявления в душе человека отличаются особенностями, не свойственными предшествовавшему виду благодати, но и потому, что она подается только тем, кто, осознав необходимость следования внушениям благодати просвещающей, ищет ее, подчиняется ей и шествует по пути, указанному ею. Особенная благодать вселяется в человека и бывает при нем со времени принятия Святого Крещения. Благодать, действовавшая до этого момента «извне», в Таинстве «входит внутрь и сочетавается с духом человека» (1, с. 180).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Три года мать Андрея упрашивала князя Е.А. Грузинского отпустить сына, но тот не соглашался. Она просила вернуть вольную ее мужа, но ей было сказано, что вольная сгорела. Раздраженный уговорами, князь стал грозить, что отдаст Андрея в солдаты. Выход из этого затруднительного положения помог найти секретарь Макарьевского магистрата 5 Соловцев. Он достал копию вольной и метрическое свидетельство. На основании этих документов Андрею и его матери удалось приписаться к сословию мещан города Арзамаса. С того времени яснее и определеннее стала мысль об иноческой жизни, Андрей укреплялся в своем намерении. Инокиня Олимпиада снабжала Андрея святоотеческими книгами, в которые он дотоле не заглядывал. В подвале дома, где он жил, отыскался уголок, куда юноша удалялся, иногда на день или на два, и никто не знал, где он был. Там он приучался к молитве и внутренней сосредоточенности. Служба в больнице князя Е.А. Грузинского уже давно его тяготила. Он желал другого места, но тут возникло серьезное препятствие. Чтобы не подвергаться нападкам со стороны вспыльчивого князя и подготовиться к иноческой жизни, мысль о которой стала преобладающей в душе Андрея, он поехал в Арзамас. Оттуда, надев ветхую одежду и лапти, бедным странником отправился он в Саров и осенним дождливым днем 1817 года в рубище нищего явился в обитель. Первого встретившегося ему послушника спросил, к кому следует обратиться, чтобы приняли его в число братий. Вопрошаемый подозрительно осмотрел его с ног до головы. Заметив, что грязное рубище «странника» слишком уж не вяжется со всем прочим, послушник принял его за обманщика и заподозрил недоброе. Сказав, что в святой обители нет места таким шатунам, он посоветовал поскорее убираться, грозя призвать сторожей, чтобы выпроводить его. Далеко еще не нищий духом, Андрей запальчиво стал обличать послушника за несообразное с его званием лицеприятие и тем еще более убедил его в справедливости зародившегося подозрения. Но дальнейшие объяснения были прерваны появлением монаха, который увел послушника для исполнения какого-то спешного послушания. Монастырский работник указал Андрею вход к казначею, но и там он был принят сурово. Глотая слезы, Андрей направился к выходу из обители с твердым намерением впредь не бывать в Сарове. За воротами ему встретился отец Марк. Блаженный в одной рубашке, с обнаженной грудью и веткой в руках остановил бежавшего из обители Андрея и, положив ему руку на плечо, с улыбкой произнес: «Не искушай Господа Бога твоего». Андрей смысл обличения старца Марка понял так: Господь попустил ему быть искушенным таким неприязненным приемом за то, что он сам приходил искушать иноков. Со слезами раскаяния юноша пал к ногам блаженного. «Прости меня, батюшка, – просил он, рыдая, – и помолись обо мне Господу, согрешил я». Старец улыбнулся, перекрестил его и сказал: «Смиряйся – и спасешься. Иди с миром. Не убо прииде еще час. Господь управит путь твой в место сие».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Осенью 1972 года под руководством игумена Марка (Лозинского) иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов и будущий архимандрит Елевферий (Диденко) совершили поездку в Вышенскую обитель, где 22 года провел в затворе святитель Феофан. В 1938 году здесь была построена областная психиатрическая больница. Протоиерей Георгий Глазунов вспоминал: «Картина была грустная: выбитые окна, на полу в куче – дрова, бочки, кровати… Везде царил хаос, и в этом хаосе был погребен святитель Феофан… Сначала мы очистили склеп от хлама, после чего обрели разломанный на части гробик. Череп святителя Феофана был разбит на три части, – наверное, чем-то тяжелым ударили. Мы перебрали все пальчиками, буквально сантиметр за сантиметром, и, на удивление, собрали абсолютно все: голени, ребрышки, позвоночник. Там же, в склепе, обнаружили Евангелие святителя Феофана, кусочки облачения». Останки святителя были бережно собраны и с чрезвычайным благоговением перевезены в лавру. Иеромонах Георгии (Тертышников) служит панихиду перед гробницеи епископа Феофана, 1973 год      В то время отец Георгий приступил к сбору материалов для канонизации святителя Феофана и продолжил работу над магистерской диссертацией на тему «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении», защита которой состоялась 26 марта 1990 года на открытом заседании Ученого совета Московской духовной академии. 30 декабря 1992 года Ученый совет МДА утвердил тему докторской диссертации архимандрита Георгия – «Сотериология по Добротолюбию (в переводе святителя Феофана Затворника)». Будучи ученым монахом, внесшим огромный вклад в церковно-историческую науку, отец Георгий при этом оставался добрым и кротким пастырем. К нему тянулись люди самых разных профессий, образования и возраста. Его авторитет был высок не только среди мирян, но и среди братии монастыря. Лаврские духовники нередко присылали к нему и своих духовных чад с особенно сложными вопросами или обидами. Батюшка всегда был тактичным и мягким, старался найти особый подход к каждому. Он никогда не брал на себя роль строгого учителя, оставаясь утешителем кающихся грешников, в исправление которых он всегда верил, – никого не осуждал, не винил, а лишь пытался оправдать, дать каждому шанс исправиться. По воспоминаниям схиигумена Онуфрия (Талаца), от отца Георгия исходила какая-то теплота, мягкость, снисхождение.

http://pravoslavie.ru/148507.html

Он сам был обессилен, в нервном напряжении. По его словам, сердце у него билось, как у пойманной птахи, и он ответил: «Благословите тогда крылышки, владыко!» – после чего раздался чей-то приглушенный, неожиданно вырвавшийся смешок. Это был Патриарх. «Я чувствую, что Святейший смотрит на меня, а у меня ноги подкашиваются, – вспоминал отец Марк. – Я посмотрел на него виноватыми глазами и увидел, что глаза у него добрые, как будто хочет успокоить. Я так благодарен Святейшему, что никакого наказания для меня не последовало, но пережил я этот случай весьма болезненно». Тем не менее из этого происшествия видно, что молодой иподиакон обладал сообразительностью, находчивостью, смелостью и не был лишен чувства юмора. Панихида у гробницы святителя Феофана. Иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов и игумен Марк (Лозинский) Игумен Марк (Лозинский) и архимандрит Серафим (Шинкарев) В 1972-м году отец Марк стал участником обретения и перенесения в лавру мощей святителя Феофана Затворника. Под его руководством иеромонах (будущий архимандрит) Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов и Евгений Диденко (будущий архимандрит Елевферий) совершили поездку в Вышенскую обитель, где 22 года провел в затворе святитель. Останки святого старца были ими бережно собраны и с чрезвычайным благоговением перевезены в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Там мощи хранились до 1988 года, когда их переправили в Рязанскую область и 5 июня, за день до общецерковного прославления, поместили в храме во имя Преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка. 29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из Сергиевского храма в Успенский храм возрожденной женской Вышенской пустыни. Игумен Марк нес в лавре очень большую нагрузку. А болезнь тем временем неумолимо прогрессировала. В последний год своей земной жизни батюшка мог служить только раннюю литургию: диабет требовал лекарства, а лекарство – еды. Но, несмотря на сильнейшую слабость, служил отец Марк благоговейно, со страхом Божиим. Игумен Марк (Лозинский) После праздника Рождества Христова 1973 года игумен Марк уехал к родителям в Тулу. Там у него обострился сахарный диабет, и он впал в кому. 29 января, в день рождения своего отца, протоиерея Ростислава, игумен Марк преставился ко Господу. Во время погребения, когда гроб с телом покойного опускали в могилу, произошел удивительный случай: во время пения «Святый Боже…» ко гробу с пением подлетела стая птиц. Пролетев над головами людей, птицы снизились и, прощебетав над гробом, вновь взмыли в небеса. Все были поражены: даже птицы прилетели попрощаться с дорогим батюшкой – благоговейным монахом и тружеником, посвятившим всю свою жизнь служению Богу и людям. Игумен Марк отошел ко Господу 29 января 1973 года и был погребен на Спасском кладбище Тулы.

http://pravoslavie.ru/150696.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010