Находясь еще на земле и пребывая в смертном теле, святые проникали духом в горний мир, и одни из них видели сонмы ангелов, другие удостаивались созерцать Самого Бога, некоторые были восхищены до третьего неба и слышали там неизреченные глаголы. Вступив в вечную жизнь и получив еще большее просвещение своих душ, они теперь имеют возможность проникать с неба на землю, созерцать дела и события знакомого им мира земного и постигать происходящее между живущими на земле. Господь дивно прославил Своего угодника — святителя Николая; многочисленные и многообразные чудеса подаются всем, с верою призывающим его святое имя. Светло светит солнце и согревает своими лучами землю, но еще светлее сияет великий чудотворец Николай, просвещая своими чудесами и молитвами души человеческие. Братие и сестры! Святитель Николай всю свою земную жизнь посвятил на служение Богу и людям. Постараемся же и мы в своей жизни постоянно исполнять заповеди Господни, и пусть святитель Христов Николай будет всегда для нас путеводной звездой в Царство Небесное. Аминь Цель земной жизни последователя Христа — приготовление к вечности Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс 142:8). Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя (Пс 118:19). Такими словами святой пророк Давид выразил чувство неудовлетворенности ничем земным и постоянного стремления к Богу, к угождению Ему. Земную жизнь святые угодники Божии часто сравнивали с длинным и дальним путем, а человека — со странником. “Зем­ная жизнь наша — путь, — писал святитель Игнатий (Брян­­ча­нинов), — только измеряется этот путь не расстоянием, а временем”. Как на обыкновенном пути переменяются предметы, беспрестанно заменяются одни другими, так и на пути земной жизни сменяют друг друга события. И неизвестно человеку, какое событие ожидает его в каждый наступающий день. Путник, идущий в далекий, но дорогой для него город, старается нигде не задержаться. Если необходимость заставит его остановиться в гостинице, то ничто в ней не привлечет его внимания. Ни к чему на пути он не прилепится душой, потому что знает, что любая привязанность может отвлечь от вожделенной цели. Христианин должен быть подобен этому благоразумному путнику. Земное шествие должно иметь одну цель — достижение вечного небесного града, и ничто земное не должно отвлекать.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

Непогрешимой хранительницей чистой истины Христовой, столпом и утверждением ее является Вселенская Церковь , поэтому учительство истинных священнослужителей должно состоять в раскрытии истины, в Церкви пребывающей. «Закон для пастырей всех веков – усвоить преданное, хранить его, чтоб и преемникам своим передать его таким же, без прибавления измышлений» 16 . В своем учительстве священники, подобно Апостолам, должны возвещать истину Христову, утверждать в верующих спасительное познание Сына Божия и через то вводить их в общение с Богом. «И к нынешнему пастырству простирает речь Господь: «Дадите вы ясти народу вашему». И пастырство должно на совести своей держать обязательство – питать народ истиною. В Церкви должна идти неумолчно проповедь слова Божия» 17 . Основным источником богооткровенной истины является Священное Писание , которое всякого последователя Христа «учит, обличает, исправляет, обучает всякому добру и чрез то ведет его к совершенству полному; и пастырю, на коем лежит проводить пасомых этим означенным путем, оно дает полное до подробностей руководство» 18 . Священник должен глубоко изучить Божественное Писание и святоотеческие творения и, собирая, как мудрая пчела, богооткровенную истину, нести ее пасомым. Существенное свойство проповеди составляет назидательность. Проповедь без назидания есть то же, что «кимвал звяцаяй» ( 1Кор 13:1 ), неопределенный звук трубы ( 1Кор 14:8 ), речь на незнакомом языке ( 1Кор 14:19 ). Расстройство, происшедшее в человеке вследствие отпадения от Бога, обнаруживается в упадке и неправильном действии трех главных сил его духовной природы: слепоте ума, окаменении сердца и расслаблении воли. Воссоздание грешника должно состоять в приведении этих сил к свойственному им чину и порядку: «в просвещении ума, в оживлении омертвелого чувства, в укреплении слабой воли и направлении ее к делам богоугодным» 19 . Силы духа человека остались нераздельны и после грехопадения, поэтому для воссоздания этих сил назидательное сло­во проповедника должно просвещать их совместно, оживлять и укреплять. Поучительность, глубокая убедительность, воз­буждающая, влекущая сила – вот три нераздельных свойства назидательного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана – многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его совета, поддержки и ободрения. Через свои одухотворенные письма святитель «обильно проливал лучи света Божественного на грешный мир» с. 593]. Эти письма, несомненно, имели важное значение для тех, кто их получал, были истинным руководством в их нравственной жизни; они были исликой отрадой и духовным утешением для многих душ в тяжелые, скорбные минуты. Письма святителя важны и тем, что в них обрисовывается его личность как учителя Церкви Христовой. Содержание писем крайне разнообразно, но основной тон их – нравоучительный. Они, как и книги, содержат ответы на один и тот же великий вопрос – вопрос о пути ко спасению. «Лучшее употребление дара писать, – учил епископ Феофан, – есть обращение его на вразумление и пробуждение грешников от усыпления» с. 27]. Многие ревностные иноки, представители интеллигенции и простого глубоко религиозного русского народа составляли большую цуховную семью богомудрого архипастыря. Лучшие современники видели в нем истинный светильник христианства и всей душой стремились иметь с ним духовное общение, возможность которого открывала переписка. Все произведения преосвященного Феофана преисполнены благодати Христовой, духовной силы, искренности и глубокой веры, горячего желания спасения всякому человеку. «Глубокий и неиссякаемый кладезь мудрости духовной представлял собой епископ Феофан, кладезь, из которого черпали и долго еще будут черпать люди, жаждущие религиозно–нравственного образования и просвещения в духе Православной Церкви» Реки богомудрых учений и потоки воды живой Христова учения истекли из сердца и ума святителя Феофана. Это нетленное сокровище, драгоценное наследие оставлено им сынам Церкви Православной. «Из вдохновенных страниц творений святителя Божия, дошедшего в своем духовном совершенстве до недосягаемых почти вершин духа, каждый может почерпнуть бесконечно много для души и сердца… Залежи драгоценностей для того и созданы, чтобы их добывать и ими пользоваться» с. 206].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Период моей учебы в семинарии был очень благодатный, хотя к такой учебе, конечно, мы мало были с детства подготовлены. Что я до этого читал? Евангелие, Послания, некоторые жития. Знаний не хватало, нагрузка была большая, но все равно Господь не оставлял... В семинарии как-то раз пришлось пережить одну неприятность. Через месяц после начала учебы вызывают меня в паспортный стол и сразу берут на испуг: «Почему это вы без прописки живете? Вас судить будут, в Московской области только три дня разрешается жить без прописки». Я говорю: «Я учусь в семинарии». Они мне: «Как вы будете служить Родине?». - «Как служил, так и буду служить», - отвечаю. И вот когда уже увидели, что напугать не получается, тогда подняли меня на второй этаж, закрыли на ключ и давай уговаривать: вот, мол, нам нужны помощники-осведомители, чтобы за всеми следили, докладывали, чтобы нам помогали. Я говорю: «Как я буду помогать вам? Буду молиться за вас». Один не выдержал этого слова «молиться», как вскочит, меня за грудки поймал, к двери вытолкнул. «Салажонок!» - кричит. Потом опомнился немного, сказал: «Смотри, никому не говори, где ты был». И слава Богу, после этого они ни разу больше не вызывали. Еще был случай, я уже в третьем классе семинарии учился. Тогда отличников переводили из первого сразу в третий класс, чтобы заполнить свободные места и больше принять студентов на младшие курсы. И вот появилась одна антирелигиозная заметка в «Молодом коммунисте», и там были указаны мои имя и фамилия: мол, некоторые молодые люди, вот как Николай Никитович (то есть я), попали под влияние этих церковников и т. д. И как посыпались после этой статьи ко мне письма! Много писем, до тысячи почти доходило. Писали из разных концов страны, спрашивали, как я стал верующим. Конечно, я сразу понял, что если мои письма перехватят в КГБ, то опять же жди неприятностей. Я никому ни одного ответа не дал, и старцы тоже мне сказали: если хотят узнать о вере, пускай приходят в храм, храмы для всех открыты... Когда я заканчивал третий класс семинарии, так Господь устроил, что уже созрело желание стать монахом. Мы подали прошение вместе с другим семинаристом - он сейчас архимандрит Антоний (Кузнецов), насельник Свято-Никольского монастыря в Гомеле. Тогда же пришел в монастырь и будущий архимандрит Георгий (Тертышников). Прямо перед Новым годом в 1969 году нас всех и постригли: отца Георгия, отца Пантелеимона (Долганова; сейчас он Митрополит Ярославский и Ростовский), отца Антония. А я четвертым полз...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Преосвященный основал в Харькове (1884) богословско-философский журнал «Вера и разум” с «Листком для Харьковской епархии”, заменившим прежние «Епархиальные ведомости”. В журнале сотрудничали видные профессора духовных академийи университетов – В. Д. Кудрявцев-Платонов, П. И. Линицкий , И. Н. Корсунский , В. П. Бузескул,В. К. Надлер, И. В. Платонов, А. Н. Хайницкий, М. А. Остроумов, А. С. Лебедев и др. 22 . По инициативе преосвященного Амвросия в Харькове были открыты воскресные внебогослужебные собеседования. Для борьбы с расколом и сектантством с разрешения Святейшего Синода Преосвященным был учрежден Миссионерский Совет. В 1886 году владыка Амвросий был возведен в сан архиепископа 23 . 17 ноября 1898 года харьковское епархиальное духовенство, представители правительственных, общественных и сословных учреждений, ректор и профессора университета, множество народа торжественно отметили пятидесятилетний юбилей служения выдающегося архипастыря в священном сане. В адрес юбиляра со всех концов России были получены приветственные телеграммы; прежде всего от членов Святейшего Синода и многих архипастырей Русской Православной Церкви, а также от Московской Духовной Академии, от видных деятелей Церкви, профессоров и ученых России; в посланиях выражалось признание заслуг и подчеркивалось значение трудов архиепископа Амвросия для Русской Церкви и русского общества 24 . 18 марта 1900 года высокопреосвященному Амвросию исполнилось 80 лет. Этот юбилей Владыка отметил скромно, в кругу близких ему лиц, но замечательная дата вызвала горячий отклик общественности, посвятившей любимому пастырю ряд статей. В последние дни своей жизни святитель особенно часто повторял предсмертные слова святого Иоанна Златоуста : «Слава Богу за все” 25 . Первый год нового столетия был последним годом жизни знаменитого витии. Утром 1 сентября 1901 года Владыка почувствовал себя нездоровым и послал за духовником, который приобщил его Святых Тайн. Прибывшие врачи констатировали у Владыки кровоизлияние в мозг. Вечером 1 сентября над болящим Владыкой было совершено таинство Елеосвящения епископом Иннокентием, викарием Харьковской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Сейчас, вспоминая то время, удивляешься синхронности событий: ведь все это совпало и с моим личным «началом новой жизни». Молодая семья, рождение дочки – мы снимали квартиру на Ленинградском шоссе у метро «Водный стадион», - все эти радонежские события мы переживали вместе. И все это было новым, как новой была и становилась наша Россия. Сейчас говорят о «лихих 90-х», но для меня они навсегда останутся самыми яркими и перспективными, самыми интересными и свободными. Именно свободными – мы всегда по-хорошему гордимся своей свободой: творческой, человеческой, личностной. Кстати, тут очень мудро построена концепция радиостанции: «Радонеж» - это не церковное, в строгом смысле слова, радио, а независимое СМИ, где работают православные журналисты. И вещает оно на церковную аудиторию, не ограничивая себя какими-то строгими «канонами» именно «церковной журналистики». Главный наш девиз: правда, безпристрастность в освещении событий, никакого лукавства или «сюсюканья». Этим именно отличаются, как я считаю, передачи радиостанции от многих других «братьев и сестер», православных СМИ. Интонация, которая с самого начала существовала в нашем эфире, которую определили наши отцы-основатели (протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Артемий Владимиров, архимандрит Амвросий (Юрасов), архимандрит Георгий (Тертышников), Владимир Леонидович Махнач, Николай Николаевич Лисовой, Виктор Николаевич Тростников, Игорь Ростиславович Шафаревич, - она практически не изменялась. Искренность, простота, доходчивость и любовь к слушателям, конечно. Главная идея и смысл нашей работы – проповедь Православия, проповедь Слова Божия, Евангелия и примеров жития подвижников благочестия. Христианское учение о спасении, толкуемое святыми отцами, получает на «Радонеже» особое преломление и воплощение. С современным слушателем нужно уметь говорить на эти темы – не занудно, не назидательно, а просто, ясно и доходчиво. Нам повезло: по милости Божией, такие авторы, цвет нашей православной интеллектуальной и творческой мысли, - сегодня с нами, с «Радонежем». Чего стоят, например, выступления отцов Валентина Асмуса, Владислава Свешникова, Азы Алибековны Тахо-Годи, Владимира Микушевича, Всеволода Троицкого…

http://radonezh.ru/2023/02/13/radiostanc...

Сидя в кресле после соборования, тихо сказал наместнику: «Говори братии, что я буду тебе говорить. Я видел сон. Пришел ко мне муж, должно быть, святой, имени не знаю, и сказал: «Спаситель послал тебе возвестить, что Он прощает грехи твои и дарует тебе жизнь не за добродетели твои, а потому, что многие о тебе молят и просят " ». После сего он просил молитв у братии и замолчал. Послал лекарю благодарность и велел сказать, чтобы он более не ездил. Недели за полторы предполагал ехать в Петербург около 20 января. Погребение будет в пятницу, 22-го числа. VII. Спасо-Бородинский монастырь (Года и числа в подлиннике не означено.) Спрашиваете, не имею ли какой мысли, как умножить способы. Никакой, кроме упования на Бога и покорности воле Его. К тому прибавлю повиновение слову, не дозволяющему мне 4 возмущаться заботами. Не докучая никому, когда уже все деньги, оставленные мною на траты сего лета, истощились, так что недоставало отдать за дрова для обжигания кирпича, слышу, что во время литургии был в церкви старичок, ближней деревни поселянин, который хочет со мною поговорить. Отперла дверь келлии: входит в рубище и лаптях престарелый муж. «Слушай-ка, горькая пташка, ведь тебе на храм деньги надобны, а мне надобны молитвы, меня зовут Николаем; худо вижу: одни ли мы? Пересчитай-ко, сколько тут денег?» – «Триста, раб Христов». – «Только-то? Завтра принесу более. Пятнадцать только верст живу от твоего монастыря. Какая ты стала худая! Я тебя видел в год разорения, не такая ты была, теперь едва жива». Девяносто лет ему. Сдержал слово и принес еще столько же денег. Не отыскал более. Эта милостыня была мне по сердцу. Господь ее послал! VIII. Сергиева Лавра Апреля 23-го, 1840 г. Со смиренною любовию преклоняюсь перед наказующею рукою Создателя и Спасителя нашего. Причина пожара не отыскана, но по всему, вероятно, неумышленная неосторожность. Многие слышали запах гарью в 10 часов вечера в монастыре, а в мезонине шестеро жили, вероятно, за аршин от этого курева, и никто не слышал, Богу попустившу и невидение, и неслышание.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Слово Божие, творения святых Отцов при благоразумном их усвоении с опытным применением в жизни могут заменить духовного руководителя и наставника. «Для тех, которые вступили на путь к лучшему и совершеннейшему, – пишет святитель Феофан, оно (Слово Божие – а. Г.) дает нужные указания в сомнительных случаях, когда нет наличного опытного руководства и когда и это само встречает неразрешимости, не позволяющие давать окончательного решения, которые устранили бы всякое колебание в шествующем» 22 . Благоразумное чтение святоотеческих наставлений питает и растит душу христианина. Усердно изучая творения святых Отцов, последователь Христа может приобрести большую практическую и духовную мудрость, стяжать нетленное духовное сокровище. «Вот и собирайте, – наставляет преосвященный Феофан, – как пчелка, медок с цветов. Будущее даст место и случаи приложить все к делу. Запасец не помешает. Есть пословица: береги денежку про черный день. В жизни много расходов. Собирайте же, не утомляясь. Все пригодится» 23 . Особенно полезными для христианина епископ Феофан считал творения вселенских учителей – святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого : «Книжка Василия Великого – самая нужная для нас. Но у него и все другие премудры и высоконазидательны. Вот увидите! У него умозрение преобладает. У святого Иоанна Златоуста более сердечности и убеждения при простоте речи» 24 . Из творений подвижников Древней Церкви особенно ценны творения преподобных Макария Египетского и Исаака Сирина . Вначале епископ Феофан советует познакомиться с творениями святого Макария, которые хотя и составляют «море мудрости духовной» 25 , но представляют собой только преддверие к творениям преподобного Исаака Сирина 26 . Важное значение для духовного совершенствования христианина имеют наставления преподобных Отцов – авторов «Добротолюбия», аввы Дорофея , Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Иоанна Лествичника 27 . Для духовников и пастырей святитель Феофан считал очень полезными творения преподобных Варсонофия и Иоанна 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Среди творений епископа Феофана мы почти не встречаем трудов, носящих сугубо догматический характер, но поскольку нравственное учение христианства стоит в неразрывной связи с христианскими догматами, то и в трудах преосвященного Феофана в самых разных местах мы находим раскрытие и догматического учения. Особенностью раскрытия святителем христианской догматики является четкость воззрений на самые трудные и ключевые пункты этой богословской науки. По свидетельству упомянутой комиссии профессоров Петербургской духовной академии, в трудах епископа Феофана «некоторые пункты догматического учения нашли не только полное и основательное раскрытие, но и такие формулы, каких православная отечественная догматика до этого не имела. В особенности это нужно сказать относительно истин: участия всех Лиц Святой Троицы в различных моментах нашего спасения с преимущественным преобладанием одного из Лиц Святой Троицы в том или другом моменте нашего спасения» л. 5]. Одним из важнейших дел жизненного подвига преосвященного Феофана являются его замечательные труды по изъяснению Слова Божия, которые представляют собой ценный вклад в русскую библеистику. Епископ Феофан считался одним из выдающихся экзегетов своего времени, а его истолковательные труды, по словам профессора Московской духовной академии П. С. Казанского , являются «великим подарком для Православной Церкви» с. 581). «Внимательный читатель находит в них не только все нужное для полного и ясного понимания священного текста, но вместе с тем и глубоко продуманное и прочувствованное разъяснение множества разного рода догматических, в особенности же нравственных христианских истин, понятий, вопросов» л. 6]. Переводческая деятельность святителя Феофана неотделима от его богословских трудов. Важнейшая из переводных работ святителя Добротолюбие посвящена главным образом духовной жизни великих учителей древнего христианского аскетизма. Добротолюбие представляет собой широкое, всестороннее изображение и истолкование различных аспектов духовной жизни – от самых простых и безыскусных наблюдений до высочайших, вдохновенных созерцаний, запечатленных необыкновенной глубиной психологического проникновения во внутренний мир человека. Добротолюбие было любимой книгой в русских церковных кругах, особенно в монастырях; оно имело широкое значение как масштабное выражение учения о христианской жизни. Оно формировало воззрения в области духовной жизни и благочестия и «одновременно представляло собой своего рода учение, употреблявшееся и рекомендовавшееся старцами» с. 221].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Стоит отметить, что в обучении и воспитании, которое осуществлялось начальными духовными школами того времени, были как преимущества, так и недостатки. Однако мудрое отцовское решение и таланты преподавателей Ливенского училища сыграли положительную роль, и личность будущего святителя испытывала на себе главным образом влияние первых, а не последних. Благодаря сильным сторонам современной ему системы начального духовного образования, Георгий Говоров еще в отрочестве помимо знаний усвоил целостность мировоззрения, приобрел систематичность мышления и закалил свой характер. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. Душеполезное чтение.1897. Ч. 1. С. 50. Эта дата указывается в исследовании архимандрита Георгия (Тертышникова) «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника» ) «Светильник земли русской. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника»//Богословские труды. М., 1990. С. 152. Письмо иерея П. Виноградова к Володковой Марии Антоновне от 19 ноября 1903 г.//АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Ед. хр. 4012. Л. 133. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 50. Крутиков Николай. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 16 об. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 51. Ср. также упоминание святителя Феофана о своем детстве из его позднего письма, в котором он увещевал вдову своего покойного друга Степана Онисимовича Бурачка, Ольгу Степановну Бурачок, возгревать в себе страх Божий: « Я не помню, прошлый раз писал я Вам, чтоб страх Божий возгреть. Если не писал, так вот рецепт: страх Божий. В школе, помню, до прихода учителя мы на головах ходили. Но как только учитель показывался, все по местам и ни гу-гу! То же сделает и страх Божий, когда появится в душе. Все там в струнку встанет » (Письмо епископа Феофана к Ольге Степановне Бурачок от 1 октября 1877 года//ИРЛИ. Ф. 34 (С. О. Бурачок). 481. Л. 7—8 об. (4 с. или 2 разворота). [Скопированы отчасти Бурачком (1991—1992) и сверены А.М. Гупало (9.10.1996)).

http://bogoslov.ru/article/5052886

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010