Богоявлению тезоименитый,/святителю Феофане,/ученьми Твоими многи люди просветил еси,/со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,/моли непрестанно о всех нас. Кондак святителю В день праздника Богоявления в 1998-м году мы с архимандритом Георгием (Тертышниковым) вместе шли из академии. На улице была огромная очередь за крещенской водой. Проходя недалеко от академической библиотеки, отец Георгий сказал: «Людей никак не могут собрать на выборы, а за водой никто не заставляет идти, но народ все равно за ней устремляется, и даже крепкие морозы не пугают!» По пути он поделился со мной своей радостью. Это был особый для него день – день преставления святителя Феофана (день престольного праздника храма, в котором святитель ежедневно служил, находясь в затворе, да и имя его произошло от греческого «Θεοφανς», что переводится как «Богоявленный»). Отец Георгий пояснил, что, по его предложению, день церковной памяти святителя Феофана был установлен на 10 января (23 января по новому стилю) – в день рождения святителя, так как в сам день Богоявления совершать службу святым не предусмотрено уставом. Уже после кончины отца Георгия имя Вышенского Затворника, по просьбе братии лавры и с благословения Святейшего Патриарха Кирилла, было дополнительно внесено в общецерковный месяцеслов официального календаря Московской Патриархии в день преставления святителя (6/19 января) . Архимандрит Георгий оказался первым человеком в новейшей истории, который популяризировал наследие святителя Феофана Архимандрит Георгий оказался первым человеком в новейшей истории, который популяризировал наследие святителя Феофана, показав, что его труды очень актуальны для наших современников и отвечают на многие сложные вопросы нынешнего современного общества. Будучи человеком огромного трудолюбия, исполненным творческих сил, отец Георгий начал свое знакомство с личностью Вышенского подвижника, с его духовным наследием еще во время обучения в Московской духовной академии. Сегодня жизнь и богатое духовное наследие святителя Феофана известны многим. Неоднократно переиздавались его многочисленные труды по христианской нравственности, переводы аскетической письменности (в том числе перевод «Добротолюбия»), глубочайшие толкования Священного Писания, письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, и многое другое. Но мало кто знает о том, как происходило обретение мощей святителя. А ведь история возвращения честных мощей на Вышу тесно связана с Троице-Сергиевой обителью.

http://pravoslavie.ru/144025.html

В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-bepcuя .   Дмитрий Павлов 27 апреля 2023 г. 14:30 Тридцать лет назад, 18 апреля 1993 года, на Пасху в Оптиной пустыни были убиты трое насельников обители — иеромонах Василий (Росляков) и иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Эта трагедия стала потрясением для всей страны, где только началось возрождение церковной жизни. Восемнадцатого апреля в Оптиной пустыни особо торжественный день, который собирает множество людей почтить память убиенных братий. Над местом их погребения на монастырском кладбище установлена часовня. О том, какими были эти монахи, чем они запомнились братии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал игумен Филипп (Перцев). PDF-bepcuя. Елена Алексеева 18 апреля 2023 г. 15:00 В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 20 марта 2023 г. 17:00 Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-bepcuя .

http://e-vestnik.ru/history/page/2/

О том, как были обретены мощи святителя Феофана, а также его сподвижника, вышенского настоятеля архимандрита Аркадия (Честонова), рассказывает непосредственный участник событий, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки митрофорный протоиерей Георгий Глазунов.      История обретения мощей святителя Феофана В 1973 г. – на следующий год после моего назначения в Эммануиловку – летом из Академии приехали сюда игумен Марк (Лозинский), он преподавал в Академии гомилетику, и студенты МДА иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников). Чайку попили, они стали интересоваться Вышей. Мы тут же поехали в монастырь. У меня была там знакомая кладовщица. Я попросил ее открыть нам Казанский храм, находящийся тогда под складом в ее ведомстве. Мы все осмотрели. Запустение было ужасное, окна выбиты, все загажено птичьим пометом, накиданы какие-то бочки, покрышки, железки, спинки кроватей. Мытье надгробия детьми из села Эммануиловка      Мы помыли надгробие могилы святителя – мраморную плиту в метр толщиной, она стояла над склепом, в котором сбоку была пробита дыра. Могила была вскрыта, искали какие-то сокровища, золото. Как пробивали склеп, так, видно, в нем и остались лежать какие-то железяки, трубы. Отслужили панихиду по святителю Феофану и решили забрать отсюда его честные останки. Спустя некоторое время отец Елевферий для этого вернулся. Кладовщица на этот раз впустила нас в храм и тут же закрыла нас на замок, предварительно поинтересовавшись: «А что вы тут будете делать?» – и пригрозив: «Если что-то найдете, поделитесь!» – «Ладно-ладно». А сами принялись очищать склеп от мусора. Отец Елевферий спустился вниз в могилку, я помогал ему сверху. Панихида по святителю Феофану Затворнику перед обретением его мощеи      Было темно, светили фонариком. Провозились часа четыре. Потом увидели разломанный гробик. Он был развален на четыре части. Разбирая далее, мы увидели, что голова у святителя разбита на три части. Наверно, бросали что-то тяжелое. Собрали все косточки, каждый суставчик, позвонок. Потом нашли Евангелие, как новенькое: листочки белые-белые, печать чистая. Полностью сохранилось! Только вот если в руки его взять, страницы ломались.

http://pravoslavie.ru/94184.html

Слово архимандрита Георгия (Войтовича) при наречении во епископа Пинского и Лунинецкого 1 червня 2022 р. 20:21 1 июня 2022 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Георгия (Войтовича) во епископа Пинского и Лунинецкого. При наречении архимандрит Георгий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Изволением Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь быть епископом Церкви Христовой. Предстоя перед Господом Богом, перед Вами, Ваше Святейшество, и архипастырями Православной Церкви я исповедую и глубоко переживаю свое недостоинство и осознаю высоту предстоящего служения. Особенно волнительным для меня является то, что епископское служение мне предстоит совершать на родной полесской земле, где я родился и вырос, где проходил мой церковный путь. Осознавая ответственность епископского служения, возлагаю надежду на силу ваших святительских молитв о даровании мне духа премудрости, духа разума, духа страха Божия (ср. Ис. 11:2-3). Сегодня с благодарностью вспоминаю всех, чьими трудами, примером и молитвой Господь наставлял меня на жизненном пути. Сыновне благодарю своих родителей, которым я обязан самой жизнью и воспитанием. Особая моя благодарность приснопамятному Патриаршему Экзарху всея Беларуси, блаженнопочившему митрополиту Филарету (Вахромееву), от которого я воспринял диаконскую хиротонию и под чьим мудрым руководством мне довелось начать свое церковное служение. Молитвенно вспоминаю моего наставника — почившего архиепископа Стефана (Корзуна), рукоположившего меня в сан пресвитера, и под архипастырским омофором которого я более 30 лет исполнял церковные послушания. Неизгладимый след в моей монашеской жизни оставили архимандрит Георгий (Тертышников) и архимандрит Иоанн (Маслов). С теплотой в молитвах и любовью вспоминаю я тех архипастырей, пастырей и близких моему сердцу людей, кто на протяжении всей моей жизни делились со мной мудростью, пастырским опытом и дарили неоценимую радость общения. Благодарю Вас, Ваше Святейшество и Вас, Ваше Высокопреосвященство владыка Экзарх, а также всех членов Священного Синода, что оказали доверие возглавить древнюю Пинскую кафедру.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5932653...

7 сентября 2011 года в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки состоится презентация проекта первого научного издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Выход в свет этого издания должен стать важнейшим событием празднования 200-летия со дня рождения святителя, которое будет торжественно отмечаться Русской Православной Церковью в 2015 году. О проекте издания рассказывает заместитель председателя Издательского Совета, заместитель председателя Научно-редакционного совета игумен Евфимий (Моисеев). - Отец Евфимий, как и когда возникла идея начать работу над изданием Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Вышенского? - Идея зародилась в Московской духовной академии в 2009 году, и это, наверное, неслучайно, поскольку именно здесь преподавал замечательный исследователь и знаток духовного наследия святителя Феофана, насельник Троице-Сергиевой Лавры, приснопамятный архимандрит Георгий (Тертышников), который был курсовым наставником на том курсе, где я в свое время учился. Впрочем, в те годы – а это была середина 1990-х – никто и не помышлял о таких масштабных издательских проектах. Большой вклад в дело издания наследия святителя Феофана внесло издательство «Правило веры», которым руководит М. А. Гольдфельд, получивший на эти труды благословение архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Это издательство в течение вот уже многих лет ведет проект, который тоже называется «Полное собрание творений святителя Феофана Затворника». Однако полностью отдавая должное трудам Михаила Александровича, которые уже принесли замечательные плоды, должен отметить, что наследие святителя Феофана настолько велико и обширно, что силами одного издательства, тем более частного, его невозможно охватить в полной мере. Значение личности и трудов святителя Феофана Затворника для отечественной духовной традиции таково, что его творения должны исследоваться и издаваться на общецерковном уровне, а не только силами отдельных энтузиастов. Без преувеличения можно сказать, что это издание – дань памяти Русской Церкви святителю Феофану Затворнику.

http://pravoslavie.ru/48497.html

Ангел-хранитель Московской духовной академии. Памяти Константина Ефимовича Скурата 18 декабря, 2021. Архимандрит Савва (Мажуко) Архимандрит Савва (Мажуко) — о своем учителе 15 декабря ушел из жизни Константин Ефимович Скурат, заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории. Ему было 93 года. Архимандрит Савва (Мажуко) вспоминает Константина Ефимовича. Кто я такой, чтобы писать об этом человеке? И в учениках у него я ходил недолго, и знаком с ним как следует не был. Но вот не стало Константина Ефимовича Скурата, заслуженного профессора Московской духовной академии, и вдруг так захотелось написать о нем несколько строк. Архимандрит Савва (Мажуко) Я из церковных скифов — можно ли так назвать наше христианское поколение? Да, вполне законное прозвище. В начале девяностых в храмы хлынул такой поток восторженных и наивных неофитов, который Русская церковь не видела, пожалуй, со дней великого крещения в Киеве.  Любопытные и дикие скифы приходили брать уроки у Солона, мудрейшего из греков, пугая этим не только греков, но и своих земляков. Неофитская молодежь девяностых — племя дикарей, очарованных нетленной красотой Евангелия.  Да, мы были дикарями, эта религиозная дикость прорывается у нас даже сейчас после трех десятков лет церковной жизни, и, наверное, наш пламенный энтузиазм, а также небывалое количество светских чужаков пугали и радовали людей церковной традиции, которым мы обязаны так многим. В 1994 году я в числе других церковных скифов атаковал Московскую духовную семинарию и, к своему великому счастью, был принят в число студентов. В те годы был какой-то невероятный конкурс, огромное число жаждущих учиться, и никогда не забуду, как плакали одаренные и совсем юные ребята, которые не смогли поступить. Хочу верить, что в наш практичный век остались еще юноши, способные об этом плакать. Великие мудрецы открыли свои сокровища! Наш великий златоуст Алексей Ильич Осипов! Кротчайший и молитвенный отец Георгий (Тертышников) — благоговейнейший аскет, Алексей Константинович Светозарский — умный и правдивый! А отца Матфея студенты называли просто «батя», потому что он стал легендой при жизни и авторитетом непререкаемым. 

http://pravmir.ru/angel-hranitel-moskovs...

Главное чудо, которое совершается в Церкви Христовой, – это соединение человека с Богом и возрождение падшего человеческого естества для вечной блаженной жизни в Царствии Небесном. В этом смысле великие учителя духовной жизни, такие, как святитель Феофан Затворник, – самые настоящие чудотворцы. «Многих спас от духовной смерти своими письмами Преосвященный Феофан, многих возродил к новой жизни, многих направил на путь истины и всем указал действенные средства к нравственному усовершенствованию», – писал об этом архимандрит Георгий (Тертышников). Господь призвал святителя Феофана в Свои Небесные обители 19 января 1894 года, в самый день Богоявления (по-гречески «Феофания») – праздника, в честь которого он получил свое монашеское имя. Очевидцы вспоминали, что при облачении в архиерейские одежды на его лице явно для всех просияла улыбка. «Три дня стояло тело в домовой церкви и еще три дня в монастырском соборе, и тление не коснулось его: почивший имел вид спокойно спящего человека». Многие люди еще в дни земной жизни Вышенского подвижника были уверены в его святости. В этом убеждали и благодатное действие его книг, и многолетний молитвенный труд в затворе. Преподобный старец Варсонофий Оптинский в беседе со своими учениками говорил о свт. Феофане: «Все мы твердо верим, что принял Господь его чистую душу в Свое Небесное Царствие». Простой народ задушевно называл святителя «батюшка, отец Феофан» Простой народ задушевно называл святителя «батюшка, отец Феофан». До революции его портреты часто можно было видеть рядом с иконами в крестьянских домах. Имя его стояло в помянниках тамбовчан вторым после имени тогда еще не канонизированного преподобного Серафима Саровского. У настоятеля Вышенской пустыни игумена Аркадия (Честонова) часто спрашивали, какие чудеса происходят на могилке владыки. А чудесные зн а мения действительно были. Так, вскоре после преставления свт. Феофана ко Господу в Шацке овдовела жена видного чиновника, министра финансов, г-жа К-на. «Мы прожили с мужем почти 30 лет душа в душу, и мне было тяжело потерять его, – поведала она.– Я впала в тоску, вследствие которой появились нервные спазмы горла, душившие меня. Сама жизнь казалась мне в тягость. Многих просила я молиться за себя. И вот, в одну благодатную минуту я перед иконой Царицы Небесной молила Ее вразумить меня, что надо сделать, чтобы облегчить свою душу от чрезмерной печали.

http://pravoslavie.ru/140316.html

архимандрит Георгий (Тертышников) (22.06.1941–02.10.1998) Жизнеописания История Русской Православной Церкви Нравственно-аскетические труды Патрология архимандрит Георгий (Тертышников) Духовный писатель, богослов, насельник Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии. Биография В миру Николай Иванович Тертышников, родился в селе Книгино Ипатовского района Ставропольского края. В 1966 году поступил в Московскую духовную семинарию и после окончания ее в 1969 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. 26 декабря того года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым). 14 января 1970 года был рукоположен в сан иеродиакона митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) и вступил на стезю преподавателя духовных школ. В начале 1970-х годов был в составе группы православных священнослужителей, включавшей игумена Марка (Лозинского), иеромонаха Елевферия (Диденко) и священника Георгия Глазунова, которые обрели останки святителя Феофана Затворника и перевезли их в Троице-Сергиеву лавру. 19 июля 1990 года был назначен ректором Тобольской духовной семинарии, но по болезни не выехал в Тобольск и 27 октября того же года освобождён от этого послушания в связи с назначением на эту должность Тобольского еп. Димитрия (Капалина). С 1992 года выступал на православной радиостанции " Радонеж " с проповедями на различные темы, беседами по Библейской истории и об основах православной веры и нравственности по творениям святителя Феофана Затворника. В 1995 году им были проведены беседы о русском монашестве для центральной православной радиостанции Греции. В 1996-1997 годах участвовал в телепередаче " Тонус " в Сергиевом Посаде с беседами по Евангельской истории. 5 октября 1994 года был включен в состав Синодальной комиссии по канонизации святых. Особо почитая святителя Феофана, архимандрит Георгий подготовил также материалы к канонизации родителей преподобного Сергия - преподобных Кирилла и Марии, старца Варнавы Гефсиманского, архимандрита Антония (Медведева). Скончался 2 октября 1998 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Священное Писание и отцы Церкви о пастырстве 2059. Владимиров А., прот. О тайне пастырского служения (по 10-й гл. Евангелия от Иоанна): Опыт богосл. истолкования/Свящ. А. Владимиров//ЕжБк ПСТБИ, 1997. С. 64–66. 2060. Георгий (Тертышников), архим. Пастыри Святой Православной Церкви: (По творениям свт. Феофана Затворника )//ППр. 1995. 4. С. 13–28. То же: 2061. Георгий (Тертышников), архим. Пастырская душе-попечительность священнослужителей Православной Церкви: (По творениям свт. Феофана Затворника )//АиО. 1997. 3(14). С. 259–273. См. также 400, 2082. Призвание, служение, личная жизнь пастыря 2062. Антоний (Блум), митр. Сурожский. «Жизнь для меня – Христос»: Речь по случаю присуждения докт. степени «Гонорис кауза»//ВРЗЕПЭ. 1983. 113. С. 109–114. 2063. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Духовность и духовничество: Докл. на 2-й Междунар. церк. конф. Москва, 18 мая 1987 г.//ВРЗЕПЭ. 1989. 117. С. 183–190. 2064. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Как жить с самим собой: Очерк практического пастырского богословия: Докл. на Епархиальном Съезде 1989 г.//ВРЗЕПЭ. 1989. 117. С. 215–222. 2065. Владимиров А., прот. Благодать священства и природа пастырского слова/Свящ. А. Владимиров//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 75–78. 2066. Киселев А., прот. О призвании на пастырское служение//ВПС. 1996. 1. С. 16–17. 2067. Лукьянов В., прот. Благоговейное отношение пастыря к богослужению//АВ. 2000. 1. С. 29–35. Перепеч. из: Русский пастырь. Джорданвилль: Изд. Св.-Троицкой ДС. 1993. 16. С. 41–52. 2068. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Служить Богу в Церкви...: Беседа/Беседовала: И. Н. Слюсарева//Страницы. 1996. 1. С. 140–142. 2069. Святейшему Синоду Русской Православной церкви от Вальсамова братства: Рекомендации по введению новых дисциплинарных мер [для духовенства]//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 148–149. Иронические замечания. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Начало «Симфонии» было опубликовано в журнале «Вышенский паломник» (Рязань, 1996–2001 гг.). 4 С XVII в. в течение четырех веков важное место среди православных обителей занимала Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии. Она была одной из тех редких на Руси обителей, в которой старческое окормление было утверждено Уставом. Впоследствии Глинский устав, составленный по образцу Афонского, полностью или частично был заимствован многими русскими монастырями. 5 Здесь и далее использованы книги: Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в ХУ1-ХХ веках. М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1994; Маслов Н.В. Благодатный старец. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) . М., Издательство Московской Патриархии, 2000; Магистр богословия Московской Духовной Академии архимандрит Георгий (Тертышников)/Сост. прот. Сергий Правдолюбов . М., Святитель Киприан, 1998). 6 Возобновителем Глинской пустыни в 1942 году был ее прежний настоятель – архимандрит Нектарий (Нуждин). Он восстановил обитель, собрал братию, вновь ввел истинно подвижнический Устав, учредил старчество. Почувствовав свой близкий исход, отец Нектарий передал управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину, впоследствии схиархимандриту). 7 Бывшие иноки Глинской пустыни до начала 50-х годов составляли почти половину насельников вновь открытого монастыря. Благодаря их высокой духовной настроенности, верности древним традициям обители в Глинской пустыни строжайше соблюдались все монашеские обеты. Несмотря на то что почти две трети насельников были в те годы старше 60 лет, немощные телесно, но сильные духовно, они своей молитвенно-трудовой иноческой жизнью восстановили и благоустроили Глинскую пустынь. Их высокая духовная целенаправленность была результатом старческого окормления. Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., " ДАРЪ " , 2008. - 640 с. I8BN 978-5-485-00165-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010