Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «АЛЬФА И ОМЕГА» правосл. журнал просветительского характера. Зарегистрирован в 1994 г. как «Ученые записки Общества для распространения Свящ. Писания в России», воссозданного в том же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II . В 1996 г. Патриаршее благословение получил и сам журнал. Выходит 4 раза в год, объем каждого номера ок. 400 страниц. Журнал содержит следующие разделы: Библеистика (проповеди на темы Свящ. Писания, труды правосл. библеистов, библиографические обзоры); Святоотеческая экзегетика; Патристика (в обоих разделах публикуются новые переводы творений отцов Церкви и статьи об их жизни и учении); Церковь в истории (работы по истории Церкви и ее роли в истории человечества); Церковь в вечности (жизнеописания святых, малоизвестные жития, в т. ч. переводы житий святых неразделенной Церкви; в этом разд. публикуется Патерик новоканонизированных святых РПЦ); Крещение народов (история евангелизации стран и народов); Апологетика (анализ совр. критики Православия, история правосл. апологетики, правосл. т. зр. на проблемы совр. жизни); Культура Церкви (история и совр. состояние иконописи, исследования церковной лит-ры, вопросы правосл. воспитания и образования); Диалоги и монологи (обсуждения научных проблем широкого гуманитарного профиля правосл. специалистами); Русь неуходящая (свидетельства о жизни Церкви в ХХ в.); Материалы и сообщения (заметки, рассказы о жизни приходов РПЦ, о правосл. храмах за рубежом, рецензии, письма и т. д.; в этом же разд. публикуются учебные материалы, напр. история Всел. Соборов, история древних Вост. Церквей). Др. разделы не имеют постоянного характера, в них помещаются поэтические и прозаические тексты, печатаются работы по вопросам перевода Свящ. Писания; в 1995 г. в неск. номерах публиковалась подборка поэтических переводов отдельных псалмов, выполненных в XIX-XX вв. Среди авторов журнала - преподаватели и учащиеся духовных и светских учебных заведений, архиереи, священнослужители, монашествующие и миряне (в т. ч. митр. Сурожский Антоний (Блум) , еп. Сергиевский Василий (Осборн) , архим. Макарий (Веретенников) , архим. Георгий (Тертышников) , прот. М. Дронов, диак. А. Кураев , мон. Игнатия (Петровская), С. С. Аверинцев , А. Л. Дворкин , В. К. Шохин, Т. А. Миллер, Ю. Г. и П. Ю. Малковы, А. И. Сидоров и др.). М. А. Журинская Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114192.html

52 . Руководство к духовной жизни, составленное по толкованию 118 псалма. – Москва: Лепта-Пресс, 2005. – 864 с. – (Путь святости; вып. 2). (Е) 53 . Симфония по творениям: в 2 кн./сост. архим. Георгий (Тертышников). – Рязань: Зерна, 2003. Кн. 1: От буквы «А» до буквы «К». – 528 с.: ил., портр. (Е, Р) Кн. 2: От буквы «М» до буквы «У». – 496 с.: ил., портр. (Е, Р) 54 . Симфония по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского : справ. изд./сост. архим. Георгий (Тертышников). – 2-е изд. – Москва: Даръ, 2008. – 640 с. – (Духовное наследие). (Е, Р) 55 . Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. – Владимир: Тип. губ. правления, 1869. – 684 с. (В) 56 . Слова к Тамбовской пастве преосвященного Феофана. – Москва: [б. и.], 1867. – 208 с. (Т) 57 . Слово веры: о православии: слова и проповеди. – Москва: Правило веры, 2002. – 539 с.: портр. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). – Печ. по изд.: Слова Санкт-Петербург. Дух. Акад. ректора архим. Феофана. – Санкт-Петербург, 1859; Феофан (епископ). Слова к тамбовской пастве. – Санкт-Петербург, 1861; Феофан (епископ). Слова к владимирской пастве. – Владимир, 1869. (Е, Р) 58 . Советы православному христианину: и комментарии. – Москва: Галактика, 1994. – 192 с. (Е) 59 . Советы православному христианину: и комментарии. – Москва: Православ. приход Храма Казан. иконы Божией Матери в Ясенево, 2000. – 192 с. (Е) 60 . Советы православному христианину: и комментарии. – Единец: Единецко–Бричанская епархия Молд. митрополии Моск. патриархата, 2003. – 192 с. (Е) 61 . Созерцание и размышление: с приложением Жития святителя Феофана и Службы ему. – Москва: Сретен. монастырь: Правило веры, 1998. – 639 с.: 1 л. портр., 20 гравюр. (Е) 62 . Сокровищница духовной мудрости: антология святоотеческой мысли/сост.: М. Нейгум, архиеп. Павел (Пономарев), иером. Ростислав (Оборотов), прот. Иоанн Киевский. – Москва: Московская духовная академия; Козельск (Калуж. обл.): Введенская Оптина Пустынь, 2002. – Т. 1: Агиология – Богопочитание. – 576 с. – Библиогр.: с. 564–573. (Е)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

М., 1877; Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкия Сергиевы Лавры архим. Антонию, 1831-1867 гг. М., 1877-1884. Ч. 1-4; Казанский П. С. Очерки жизни архим. Антония, наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878; И. Ф. Случай из жизни архим. Антония//ДЧ. 1879. Ч. 1. С. 89-103; Субботин Н. Митр. Филарет и архим. Антоний как почитатели заветов и памяти прп. Серафима. М., 1904; Об отказе митр. Московского Филарета освящать Триумфальные ворота в Москве по совету архим. Антония: Из зап. Преосвящ. Леонида, архиеп. Ярославского//ДЧ. 1905. Ч. 3. С. 35-36; ЖПодв. Май. С. 48-78; Нилус С. Святыня под спудом. Серг. П., 1911. С. 39-41; Хибарин И. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архим. Антоний//ЖМП. 1954. 7. С. 11-12; Георгий (Тертышников), архим. Архим. Антоний (Медведев), наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Жизнеописание. Серг. П., 1996; он же. Житие прп. Антония (Медведева), наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. Серг. П., 1996; Филимонов К. Сергиев Посад: Страницы истории: XIV - нач. XX в. М., 1997. С. 120; Голубцов С. , протодиак. Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет. М., 1998. С. 9-18. Архим. Георгий (Тертышников) Иконография Сохранилось неск. живописных и графических прижизненных портретов А. На портрете 1858 г. (ГИМ) он представлен по пояс, сидящим возле стола, в рясе и клобуке, с панагией, наперсным крестом, орденами св. Владимира и св. Анны на груди. Аналогичный по иконографии и стилистическим особенностям портрет сер. XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ), вероятно, написан тем же художником. На небольшом поясном изображении кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. (РГБ) из собрания Оптиной пуст. (по-видимому, работа оптинского живописца) у А. изображены 2 наперсных креста, орден св. Владимира 2-й степени, в руке четки. Наиболее точно внешний облик А. воспроизводят эстампы: литография 1862 г. (ГИМ), выполненная в мастерской И. Корелина по рисунку Шемиота (для изд.: Портреты духовных лиц. СПб., 1862. Вып. 3), и тонолитография 1863 г. (ГИМ). Уникальным памятником является митра 1871 г.

http://pravenc.ru/text/115982.html

Архимандрит Елевферий (Диденко) родился 4 января 1940 года в городе Батайске Ростовской области. В 1973 году окончил Московскую духовную академию. В 1974 году назначен помощником инспектора. Преподавал Священное Писание и гомилетику. С 1974 по 1983 год — старший помощник инспектора, а с 1983 по 1985 год — заведующий Церковно-археологическим кабинетом. К началу 90-х — наместник Киево-Печерской лавры. В 1992 году смещен с настоятельства за отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи в поддержку решения Собора Украинской Православной Церкви о даровании ей автокефалии. В настоящее время клирик храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Самаре, духовник Самарской семинарии. Архимандрит Георгий (Тертышников) родился 22 июня 1941 года в селе Книгино Ипатовского района Ставропольского края. В 1973 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, тема диссертации: «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника». Изучение наследия святителя Феофана стало главным трудом жизни отца Георгия: им была составлена симфония по трудам святителя, к 1988 году он готовил материалы к канонизации святителя Феофана, в 1990 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». Архимандрит Георгий преподавал в МДА историю Русской Церкви, общую церковную историю, догматическое богословие, гомилетику. В 1989 году отец Георгий — старший помощник инспектора МДА. В 1990 году в течение нескольких месяцев был ректором Тобольской семинарии. Собрал материалы к канонизации радонежских святых: преподобных Кирилла и Марии, преподобного Варнавы Гефсиманского и архимандрита Антония (Медведева). Скончался 2 октября 1998 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/obretenie-moshhej-svya...

Архимандрит Георгий отметил, что “представленное архимандритом Макарием сочинение — единственный на сегодняшний день в церковно-исторической науке труд, в котором с такой полнотой и тщательностью исследованы жизнь и творения Всероссийского свя­тителя Макария. Все, что написано до сих пор, — это либо биографические очерки, либо предварительная оценка трудов митрополита Макария. Магистерское сочинение архимандрита Макария представляет собой наиболее полное и ценное научное исследование в данной области”. Отвечая на вопросы оппонентов, о. Макарий подчеркнул, что “се­годня подводится черта проделанной работе, но не ставится точка, ибо личность митрополита Макария настолько многогранна и изучение его деятельности настолько плодотворно, что оно не может быть ограничено лишь одной диссертацией”. После дискуссии было проведено тайное голосование, и подавляющим большинством голосов профессора и доценты Московской Духовной Академии высказались за присвоение архимандриту Макарию (Веретенникову) ученой степени магистра богословия. Сам объем данной диссертации свидетельствует о большой проделанной работе, этапом которой явилась подготовка материалов к канонизации святителя Макария. Изучение жизни и деятельности святых подвижников — наш священный долг, и в этой связи наиболее рельефно выступает то свойство данной работы, что она посвящена жизни и деятельности митрополита Макария не только как выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, но и как Святителя, прославленного в лике святых на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1988 г. Прошедшая защита — вклад в историю Московской Духовной Академии, а сама диссертационная работа существенно обогащает церковно-историческую и агиологическую литературу. Доцент Московской Духовной Академии архимандрит Георгий (Тертышников) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/xronika-zashhita-disse...

1009. Гарькавый И. В. Страница жизни Церкви//АиО. 1995. 1(4). С. 114–125. Воспоминания об о. Глебе Каледе . 1010. Воробьев В., прот. Протоиерей Глеб Каледа – первый ректор Катехизаторских курсов: Памяти прот. Глеба Каледы//БСб. 1997. 1. С. 301–306. Мень А. В., прот. – см. также ИУ. 1011. Бессмертный-Анзимиров А. Приход о. Александра Меня в Новой Деревне//Страницы. 1996. 1. С. 63–77. 1012. Еремин А. Отношение о. Александра Меня к теме «Христианство и творчество»//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 116–119. 1013. Головкова Л. А. Следственное дело отца Владимира НАРСКОГО Серпуховской уезд Московской губернии]//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 351–355. 1014. Миллер Т. А. Восхищение Царства: К 90-летию прот. В. Н. Серебренникова/Т. М.//АиО. 1997. 2(13). С. 167–177. 1015. Шудрик И. А. Жизнь, духовное наследие и мученическая смерть профессора, прот. Николая Стеллецкого: (К 80-летию его трагической гибели)//BiP. 2000. 1. С. 71–78. 1016. Миллер Т. А. Свет во тьме//АиО. 1996. 4(11). С. 91–97. Воспоминания: о прот. Александре ТОЛГСКОМ (f 1962), служившем в московском храме прор. Илии в Обыденском переулке (Остоженка), и о прот. Иоанне Потапове (1897–1972), служившем в Богоявленском соборе и храме свт. Николая в Хамовниках. 1017. Шик Е. М. Воспоминания об отце//АиО. 1997. 1(12). С. 175–188. О свящ. Михаиле Владимировиче Шике, расстрелянном 27 сент. 1937 г. 1018. Шаховская-Шик Н. Д. Рассказы о детях/Публ., предисл.: Е. М. Шик//АиО. 1997. 3(14). С. 366–387. Шпиллер В. Д., прот. – см. также ИУ. 1019. Мейендорф И. , протопр. Слово об о. Всеволоде [Шпиллере]//Вестник ПСТБИ. М., 1992. Вып. 1. С. 17–19. Монашество 1020. Снопов Н. А. «От рода сего»//АиО. 1999. 4(22). С. 207–213. Жизнеописание схимонахини АГНИИ (Стародубцевой А. В.) 1884–1976, Караганда. Алексий Зосимовский (Соловьев) , прп. – см. ИУ. Варвара (Яковлева), ин., прмц.; Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. – см. 1247. Георгий (Тертышников), архим. – см. ИУ. 1021. Ермогена (Заломова В. С.), мон. О своей жизни: Из дневников/Публ., примеч.: М. К. Большакова//АиО. 1998. 1(15). С. 137–168.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1320. Голубцов С. , протодиак. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиеп. Иларион (Троицкий) //БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 108–170. 1321. Кривошеева Н. А. Деятельность сщмч. Илариона (Троицкого) на Священном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 гг.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 356–364. Иоанн Восторгов , сщмч. – см. также 860. 1322. Самойленко П., прот. Священномученик прот. Иоанн Восторгов : Ставропольский период жизни и деятельности, 1867–1894 гг.//ХЧ. 1997. 15. С. 15–28. 1323. Соколов В. И. Последний настоятель//ППр. 1995. 4. С. 90–105. О жизни, исповедничестве и мученической кончине (f 1937) пока не канонизированного прот. Иоанна Соколова , настоятеля церкви апп. Петра и Павла в гор. Смоленске. Подробнее см.: Соколов В. И. И тьма не объяла свет: История жизни, гонений и скорбей одной православной семьи в советское время. М., 2003. Кирилл (Смирнов), сщмч. – см. также ИУ. 1324. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. Письмо к м. Евдокии/Митр. Кирилл (Смирнов); Публ.: О. В. Косик//БСб. 1999. 3. С. 225–227. 1325. Журавский А. В. Жизнь и деятельность митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 203–212. 1326. Журавский А. В. Гжатский период жизни Казанского митрополита Кирилла (Смирнова) и арест 1934 года//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 246–252. 1327. Журавский А. В. Краткое жизнеописание митр. Казанского Кирилла (Смирнова)//ПС. 2000. 1. С. 204–246. 1328. Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание архим. Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры//АиО. 1998. 2(16). С. 146–163. Лука (Войно-Ясенецкий) , свт. – см. также 879. 1329. Никитин В. А. Горение духа и подвиг души: свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //ППр. 1996/1997. 5. С. 186–200. К годовщине канонизации. 1330. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Оптинский иеромонах Никон (Беляев) //ВестнЛДА. 1990. 3. С. 3–30. См. также 1251. 1331. Поликопа Р. Проповедническая, богословско-научная деятельность сщмч. Онуфрия (Гагалюка) //BiP. 2000. 1. С. 229–232.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24. Слово на освящение храма во имя святого Иоанна Предтечи в Тамбовском Казанском монастыре. Там же, 39, с. 265–270. 25. Речь при отпевании генерал-майора артиллерии В.А.Колобова. Там же, 47, с. 428–430. 1863 год 27. Слово, сказанное в августе 1863 года в Преображенском кафедральном соборе. Тамбовские ЕВ, 1863, т. 2, 18, с. 504–510. 28. Слово, сказанное 11 августа 1863 года, в 12-ю неделю по Пятидесятнице. Там же, с. 510–516. 29. Слово, сказанное 15 августа 1863 года в Тамбовской Успенской кладбищенской церкви. Там же, с. 516–520. 30. Слово Преосвященного Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, сказанное 18 августа 1863 года на последней литургии в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе. Там же, с. 521–529. 31. Прощальное слово Преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, жителям города Моршанска. Там же, с. 529. 32. Слово, сказанное 21 июля 1863 года в Кирсановском женском монастыре. Там же, 22, с. 689–692. 1865 год 33. Слово Преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, при вступлении на паству Владимирскую. Владимирские ЕВ, 1865, 1, с. 31–38. 34. Слово на освящение храма в девическом училище и на открытие сего училища 11 февраля 1865 года. Там же, 5, с. 263–272. 35. Письмо к епископу Игнатию (Брянчанинову) Приложение к магистерскому сочинению иеромонаха Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) ». Машинопись. МДА, 1967, т. 2, с. 48–50. 1866 год 36. Слово в пяток первой недели Великого поста. Владимирские ЕВ, 1866, 3, с. 124–131. 37. Слово в субботу первой недели Великого поста. Там же, с. 132–136. 1867 год 38. О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха. Тамбовские ЕВ, 1867, 4, с. 85–92; 5, с. 119–126; 6, с. 143–149; 7, с. 177–190; 8, с. 228–234; 9, с. 261–268; 10, с. 293–299. И отдельно: изд. 1-е, М., 1887, 50 с.; изд. 2-е, М., 1892, 52 с.; изд. 3-е, М., 1903, 52 с. 39. Некоторые предостережения православным христианам. Тамбовские ЕВ, 1867, 12, с. 479–485; 13, с. 1–6; 14, с. 89–95; 15, с. 129–136; 18, с. 215–223.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

6 января 1894 года около 4 часов дня епископ Феофан мирно скончался в день престольного праздника своего келейного храма. При кончине святителя никто не присутствовал. Всю свою земную жизнь он любил уединение и умер наедине с Богом, на служение Которому он посвятил себя. Отпевание почившего святителя-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом при большом стечении духовенства и народа. После смерти епископа Феофана интерес к его личности и творениям непрестанно возрастал. В год смерти святителя на страницах «Церковного вестника» было сказано о нем, что «имя его, можно быть уверенным, не угаснет с его кончиною, но будет приобретать все больше известности и славы, как имя великого духовного просветителя, умевшего давать ответы на самые насущные вопросы духовной жизни» 6 . Христиане прошлого века сразу увидели в его сочинениях всестороннее руководство в духовной жизни. Преосвященный Феофан в одном из своих многочисленных творений пишет: «Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои» 7 . Добрые дела богомудрого архипастыря – это прежде всего его письменное наследие, которое называют «путеводной звездой для всех тружеников богословской науки» 8 . Реки богомудрых учений и потоки воды живой Христова учения истекли из сердца и ума епископа-затворника. Это нетленное сокровище, драгоценное наследие оставлено всем труженикам богословской науки и всем ищущим путь к вечной бессмертной жизни. В бессмертных произведениях почившего иерарха каждый христианин может почерпнуть для себя все, что необходимо для спасения души. Архипастырь в облагодатствованном церковно-общественном служении святителя Феофана может найти пример ревностного служения Церкви. Богослов в творениях Владыки найдет чистое православное учение по многим актуальным богословским вопросам. Пастырь-проповедник, руководствуясь учением Преосвященного Феофана о духовной жизни христианина, будет достойно вести своих пасомых по пути спасения, а в его гомилетических сочинениях может черпать неиссякаемый материал для своих проповедей. «В творениях святителя-затворника для каждого возраста духовного, для каждой степени образования есть своя духовная пища, своя наука, свое доступное учение, начиная от млека до твердой пищи, от азбуки духовной жизни до высшей мудрости духовной, доступной уже только совершенным» 9 . Особенно большое значение имеют эти труды для иночества, представляя совершеннейшие образцы иноческой жизни и давая мудрое руководство для нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

“Диссертация архимандрита Макария (Веретенникова), — сказал в заключение о. Владислав, — заслуживает самой высокой оценки; ее автору безусловно следует присвоить искомую степень магистра богословия”. Затем слово было предоставлено второму рецензенту, преподавателю Московской Духовной Академии священнику Афанасию Гумерову, который, характеризуя диссертацию архимандрита Макария, сказал: “Святитель Макарий соединял в себе первоиерарха Русской Церкви, с которым связана определенная эпоха, агиографа, оставившего после себя уникальное собрание жизнеописаний святых, и видного деятеля русской книжности. Этим объясняется разносторонний интерес к его личности и трудам историков Церкви, исследователей культуры, филологов, библиографов. Можно без преувеличения сказать, что работа архимандрита Макария представляет собой самую полную и фундаментальную книгу о замечательном Святителе, о духовном писателе и просветителе-книжнике. Автор смог создать целостный образ Всероссийского Первосвятителя, прославившегося неутомимыми трудами и как Первоиерарх, и как ученый  труженик. По своему исследовательскому уровню, по значимости поставленных научных и богословских вопросов, по обширности собранного и планомерно упорядоченного материала, по своей библиографической культуре, по решению ряда научных задач рецензируемая диссертация архимандрита Макария «Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси» — солидный вклад в церковно-историческую науку и заслуживает присвоения диссертанту искомой степени магистра богословия”. В дискуссии участвовали: профессора К. Е. Скурат, К. М. Комаров, архимандрит Матфей, Б. А. Нелюбов, А. И. Осипов, доценты архимандрит Георгий (Тертышников), священник Сергий Правдолюбов и преподаватель В. Д. Юдин. Профессор К. Е. Скурат назвал архимандрита Макария “живым компьютером”, а также отметил в своем выступлении, что “отец Макарий открыл новую рубрику в исследованиях по истории русской Церкви — «Макариотика», и его имя всегда связывают с митрополитом Макарием”.

http://pravmir.ru/xronika-zashhita-disse...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010