Вид Саровской обители. Гравюра конца XIX века Из своего путешествия Андрей возвратился в Лысково. Мать неохотно давала согласие на его поступление в монастырь, и это на время остановило его. Но по указанию явившегося ему во сне преподобного Андрея Критского 27 июля 1818 года Андрей снова пришел в Саров с просьбой принять его в монастырь. Игумен Нифонт выслушал его внимательно и дал ему небольшую келлию. Поступив в Саровскую обитель, Андрей исполнял различные иноческие послушания, среди прочего пел на клиросе и был чтецом. Он не сподобился пользоваться советами и наставлениями великих Саровских подвижников – отца Марка и преподобного Серафима: отец Марк скончался 4 ноября 1817 года, а преподобный Серафим был в затворе с 1810 по 1825 год и до 1820 года сохранял обет молчания. Никакому старцу в послушание он не был поручен, и по- прежнему его руководительницей в духовной жизни оставалась настоятельница Алексеевской общины. Болезненное состояние игумении Олимпиады, доверявшейся его врачебному искусству, давало повод к частым посещениям настоятельницы, во время которых Андрей сам врачевался духовно (4, с. 53–55). Начало иноческого пути Пробыв около полутора лет в Сарове, Андрей вернулся в Арзамас. Мать Олимпиада убедила его поступить в Высокогорский монастырь, находившийся в четырех верстах от города. 27 июня 1822 года послушник Андрей, по указу Святейшего Правительствующего Синода, иеромонахом Арсением, строителем Высокогорской пустыни, был пострижен в монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Печерского (7, л. 8). Новый постриженник характеризовался как «весьма способный» (7, л. 8 об.), и это побудило начальство вскоре после пострижения рукоположить его в священный сан. 20 июля того же года епископ Нижегородский Моисей 6 рукоположил монаха Антония во иеродиакона, а 22 июля – во иеромонаха (3, с. 277). Со времени поступления в Высокогорскую пустынь иеромонах Антоний находился под непосредственным духовным руководством игумении Олимпиады. Она приучала его к иноческим подвигам и прежде всего – к отсечению всяких излишних желаний. «Основные черты духовного устроения отца Антония, – пишет П.С. Казанский , – в начале его монашества, выражающиеся в его дневнике, сохранились и во всю его жизнь. Мы не видим здесь строго аскетического направления, видно сердце чувствительное. Оно доступно наслаждению красотами природы, что было, как говаривал не раз отец Антоний, прирожденным свойством его души. Видно и расположение сердца к дружеским отношениям, но особенно выступает желание делать добро другим ради самого добра. Сердце его находило особое утешение в том, чтобы врачевать больных, утешать несчастных, помогать неимущим, и для этого он готов был отказаться и от добрых желаний, если они служили только для собственного его блага и утешения» (3, с. 279–280).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Материалы для канонизации К. были собраны трудами архим. Георгия (Тертышникова, † 1998) и братии ТСЛ. К. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 13-16 авг. 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-59458; РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25235. Соч.: Кронид (Любимов), прмч. Троицкие цветки с луга духовного: Рассказы о явлениях силы Божией, собранные в обители Прп. Сергия. М., 1996; он же. Беседы и проповеди: В 2 т./ТСЛ. Серг. П., 1998; он же. Беседы, проповеди, рассказы/ТСЛ. Серг. П., 2001. Ист.: Акты Свт. Тихона. С. 165. Лит.: Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание архим. Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//АиО. 1998. 2(16). С. 146-163; Сщмч. архим. Кронид (Любимов), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры/ТСЛ. Серг. П., 2000; ЖНИР: Моск. Ноябрь. С. 274-288. Иконография К. разрабатывалась преимущественно выпускниками иконописной школы при МДА на основе его сохранившихся фотографий, где он запечатлен один (см.: Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1(6). С. 93) или вместе с др. подвижниками, напр. с прп. Алексием (Соловьёвым) и его келейником (фотоснимок 4/17 февр. 1925, Серг. Посад). С одной из ранних фотографий (до 1917, ГТГ; см.: Павел Корин: Реквием: К истории «Руси уходящей». М., 2013. С. 92) написан живописный поколенный портрет (2-я пол. XX в., ТСЛ), где К. представлен в рясе и клобуке с крестом и панагией на груди, в руках держит книгу (на левой - четки). Последняя фотография была сделана в московской Таганской тюрьме в 1937 г. (ГАРФ). Фрагмент иконы Собор новомученников и исповедников Российских. 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона в Москве) Фрагмент иконы Собор новомученников и исповедников Российских. 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона в Москве) Одно из первых изображений К. помещено на иконе «Собор новомучеников и исповедников Российских», созданной к канонизации 2000 г. (мастерская ПСТБИ под рук. прот. Александра Салтыкова, храм Христа Спасителя). К. написан в среднике в 1-м ряду в левой части и, по-видимому, в 5-м клейме, где показано закрытие Троице-Сергиевой лавры и изъятие св. мощей прп. Сергия Радонежского (один из безымянных уходящих монахов опирается на игуменский посох). Образ К. воспроизводился на списках и творческих повторениях этой композиции. Так, на иконе 2002 г., выполненной Н. В. Масюковой в иконописной мастерской МДА (ц. свт. Тихона, патриарха Всероссийского, в поселении Московский г. Москвы), он представлен 2-м слева в 1-м ряду в мантии архимандрита, без куколя, у него окладистая борода и зачесанные назад волосы с проседью. На иконе 2013 г. (иконописец И. Е. Чанга) К.- тоже в левой группе святых, правой рукой опирается на жезл, левая в молении, голова покрыта округлым клобуком.

http://pravenc.ru/text/2462035.html

После разговора с командиром никаких проблем у меня действительно не было. Иногда замполит пробовал что-то позубоскалить. Но меня выручало другое: я неплохо разбирался в электронике и средствах связи, в нашей части это очень ценилось. После армии я поехал помолиться в Троице-Сергиеву лавру. Там у меня был один знакомый, впоследствии профессор Московской духовной академии архимандрит Георгий (Тертышников). Он меня привёл в семинарию. Походили, потом зашли в комнаты, где жили семинаристы, и я понял: всё, это моё. Должен сюда поступить. В первый год поступить не удалось. Вмешались власти. Многое пришлось претерпеть: вызывали и в КГБ, и в военкомат… Помню, пришёл, на меня орёт в военкомате такой мордатый: «Мы тебя…» «А что я? Я уже армию нормально отслужил». «Куда поступаешь?» «В семинарию». «А где она?» «У нас, в Советском Союзе». Довольно смело ему отвечал… Но всё равно. Хорошо сдал экзамены, но, несмотря на это, подошёл и увидел, что в списках меня нет. Не поступил, не прошёл. А ещё дело в том, что я к тому времени перебрался уже в Подмосковье и пытался поступить в семинарию от Московской епархии. И владыка Филарет (Вахромеев), который тогда был ректором, вызвал меня и сказал: «Ты должен уехать, иначе никогда не поступишь». И владыка Филарет направил меня к митрополиту Гедеону в Смоленск. Сказал, чтобы я приезжал на следующий год. Целый год был иподиаконом владыки Гедеона. Жил в колокольне, лазил по лестнице на второй этаж. Замечательный период. Пожалуй, один из самых светлых. У меня было тогда только две дороги – на службу и «домой» на колокольню. Постоянно занимался. И, приехав на следующий год, поступил сразу на второй курс семинарии. А затем меня опять вызвал владыка Филарет и говорит: «Давай вот лето сиди, занимайся, сдашь экстерном экзамены за 3 курс», – потому что это создавало возможность принять больше студентов в семинарию. Так я и сделал, а в сентябре поступил на 4 курс, то есть окончил семинарию за два года. К тому времени под влиянием лавры я серьёзно задумал остаться в монастыре. И, поступив в академию, стал послушником, а затем принял постриг.

http://pravmir.ru/mitropolit-chelyabinsk...

Потом наш классный руководитель архимандрит Георгий (Тертышников) стал говорить нам, надо вам с духовником определиться и решить, какой путь выбрать: жениться или монашество. Вот тогда-то я понял, что есть два пути – монашество и семейная жизнь. Стал думать. Разговаривал с отцом Кириллом (Павловым), отцом Илием (Ноздриным), а потом уже стал ходить к отцу Науму (Байбородину). Ездил и к отцу Иоанну (Крестьянкину). Духовник сказал: «Лучше монашество». Тогда я сказал: «Батюшка, благословите». Так мой путь определился. Без всяких уже метаний и сомнений. К семейной жизни я, в принципе, никогда не стремился. Всегда общался с девушками ровно, как с друзьями: и в школе, и в техникуме, никого не выделяя. В семинарии у меня было послушание – петь в смешанном хоре. И снова – ко всем ровное дружеское отношение. Как говорится, ничего личного. – Как родители восприняли новость о вашем монашестве? – Тут было попроще: с родителями я уже три года не жил, был более самостоятельным, отслужил в армии. Но мама все равно переживала. Успокоил, что вопрос внуков обязательно решит младший брат. А потом взял ее к духовнику. Привел ее к батюшке, она исповедовалась, побеседовала. Потом говорю ей: «Мама, это воля Божья». Потом я просил у родителей благословение на постриг. Они благословили, икону Казанской Божьей Матери подарили. Таинство Крещения в новосибирском закрытом детском туберкулезном санатории – Вскоре после пострига вы уехали в Новосибирск. Вновь – перемена жизни… – Впервые в Сибири я побывал, когда служил в армии в Красноярске. И у меня уже тогда была мысль, что не просто так меня туда Бог послал. Я заканчивал 3 курс семинарии, когда к нам приехал владыка Сергий (Соколов) и сказал: «Мне нужен семинарист, миссионер, который поедет со мной». Я согласился, но сначала попытался сказать, что, может, нужно доучиться на очном отделении. Но услышал в ответ: «Езжай, это воля Божья». Тут уж рассуждать не стал, подошел к владыке Сергию: «Я готов». Он сказал, что сначала надо постриг принять, рукоположиться.

http://pravmir.ru/episkop-karasukskiy-fi...

В 1969 году Николай Тертышников вступил в братство Свято-Троицкой Сергиевой лавры и 26 декабря, в день Пяточисленных мучеников, был пострижен в монашество с именем Георгий, в честь великомученика Георгия Победоносца. Постриг совершил наместник Лавры архимандрит Платон (Лобанков, впоследствии епископ Воронежский и Липецкий; †1975), а духовным наставником новоначального стал известный пастырь и духовник Московских духовных школ иеромонах Иоанн (Маслов, впоследствии схиархимандрит; †1991). Четырнадцатого января 1970 года митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси; † 1990) монах Георгий был рукоположен в сан иеродиакона, а спустя пять месяцев, 14 июня, в день Святой Троицы, состоялась его иерейская хиротония, которую совершил епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев, впоследствии митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси; † 2021). Иеромонаху Георгию было определено послушание принимать исповедь у богомольцев, которая в то время проходила в крипте Успенского собора. Осенью 1972 года под руководством игумена Марка (Лозинского) иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов и иеромонах Елевферий (Диденко, впоследствии архимандрит; †2016) приехали в Вышенскую обитель в Рязанской области, где 22 года провел в затворе святитель Феофан. С 1938 года на территории монастыря размещалась областная психиатрическая больница. Казанский храм, где находился склеп, в котором был погребен епископ, администрация больницы приспособила под склад. Знакомая кладовщица разрешила войти. Протоиерей Георгий Глазунов позднее вспоминал: «Картина была грустная: выбитые окна, на полу в куче дрова, бочки, кровати... Везде царил хаос, и в этом хаосе был погребен святитель Феофан... Сначала мы очистили склеп от хлама, после чего обрели разломанный на части гробик. Череп святителя Феофана был разбит на три части — наверное, чем-то тяжелым ударили. Мы перебрали все пальчиками, буквально сантиметр за сантиметром, и, на удивление, собрали абсолютно все: голени, ребрышки, позвоночник. Там же, в склепе, обнаружили Евангелие святителя Феофана, кусочки облачения». Останки святителя были бережно собраны и с чрезвычайным благоговением перевезены в Лавру. Там отец Георгий (Тертышников) досконально их описывал, омывал, приводил в порядок. По благословению архимандрита Кирилла (Павлова; †2017) мощи поместили в крипте Успенского собора. Долгое время об этом знали всего несколько человек.

http://radonezh.ru/2023/01/24/ieromonah-...

ГЕОРГИЙ Коссов (1855-1928), прот., священноисп. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Александрович Троицкий (1873-1931), свящ., священноисп. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ [Егор] Егорович Седов (1883-1960), исп. (пам. 3 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ГЕОРГИЙ (Бранкович Джордже; 1830-1907), архиеп. Карловацкий, митрополит и Патриарх Сербский в 1890-1907 гг. ГЕОРГИЙ [Геваргезе, в португ. традиции — Жоржи ди Крус] († 1637), архидиак., глава христиан Индии в 1597–1637 гг. ГЕОРГИЙ (Грязнов Александр Иванович; 26.01.1934 — 1.04.2011), архиеп. Людиновский, вик. Калужской епархии ГЕОРГИЙ (Летич Джордже; 1872–1935), еп. Банатский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1931–1935 гг. ГЕОРГИЙ (Тертышников Николай Иванович; 1941–1998), архим., доцент МДА, духовный писатель, богослов ГЕОРГИЙ (Ходр) (род. 1923), митр. Библосский, Ботрисский и Гор Ливанских (Антиохийский Патриархат) ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГЕОРГИЙ ВАРДАН († после 1237 или 1238), митр. Керкирский, церковно-политический деятель, богослов, писатель ГЕОРГИЙ ГАЛИСИОТ (1278/80 - после 1357), визант. ритор, сакелларий храма Св. Софии в К-поле, патриарший писец ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ГЕОРГИЙ МАЦКВЕРЕЛИ еп. Ацкурский, церковный деятель и писатель, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 2 апр.)

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Живой и общительный Георгий, по воспоминаниям чернавских старожилов, любил играть и проводить время со сверстниками. Большое влияние на формирование его характера оказало и общение с сестрами, унаследовавшими от матери добрый и кроткий нрав. В 1823 году Георгий поступил в Ливенское духовное училище. В день отъезда его на учебу был отслужен молебен Царице Небесной перед местно почитаемой Владимирской иконой Божией Матери. Отец Василий устроил своего сына на квартиру к учителю духовного училища Ивану Васильевичу Петину, который оказал большое благотворное влияние на мальчика. Он побуждал его исправно готовить уроки, помогал ему в этом деле и учил послушанию учителям, уважению к старшим и вообще благонравию, следил за его религиозным настроением. Смотрителем Ливенского училища был настоятель Георгиевской церкви Василий Скрябин. Нравственный и духовный климат в училище был самый благоприятный. Способный, хорошо подготовленный отрок Георгий легко прошел курс духовного училища и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведен в Орловскую духовную семинарию. Именно здесь юноша впервые начал сознательно работать над собой; тогда же впервые сказались и ясно обнаружились некоторые основные склонности его души, которым он остался верен до конца жизни. В годы учебы в семинарии у Георгия появилось необычайное, все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому . В обществе своих родных юноша совершил паломничество в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского , в то время еще не прославленного. (До конца своей жизни епископ Феофан благоговел перед памятью святителя Тихона, подражая ему в жизни и творениях.) В семинарии Георгий учился так же успешно, как и в училище. Во главе Орловской семинарии стоял тогда архимандрит Исидор, впоследствии известный иерарх Русской Церкви – митрополит Санкт–Петербургский и Новгородский. Преподаватели семинарии были люди исключительно даровитые и усердные. Учителем словесности был иеромонах Платон, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. Философские науки преподавал профессор Евфимий Андреевич Остромысленский, увлекавший юных семинаристов своими замечательными лекциями. Ему, по–видимому, был обязан Георгий своим особенным интересом к философии и психологии, так как, будучи в числе лучших учеников, ради этих наук он сам пожелал остаться на повторный курс в философском классе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

— Есть темы, за которые вы никогда не возьметесь, как бы вам не хотелось? — У меня много лет назад милостью Божией появился духовный отец, архимандрит Георгий (Тертышников), Царствие ему Небесное. Я тогда работала в «Русском доме», и отец Георгий каждую мою заметку читал. Все, что у меня выходило — все выходило как бы по его благословению. Потому что я страшно боялась, что смогу где-то превысить свои полномочия. И тогда он мне сказал: «Запомните: темы Причастия для вас не существует». То есть — не лезь туда, куда тебе не надо. И для меня это закон. Хотя вроде бы, можно все красиво написать: человек подходит к Чаше, горят свечи… Но — нельзя. Я никогда себе не позволю рассуждать о Причастии. Вообще, рассуждать о нем — страшно. Единственное рассуждение — это благоговейное молчание. И не объяснишь словами, даже детям, что такое Причастие. Это то, что понимается само. Мне, выросшей в атеистической семье, никто не объяснял, что такое Причастие. Но в один момент я поняла, сердцем, а не прочитав какие-то книги, объяснения. И, слава Богу, до сих пор понимаю. Нужно благоговейно подходить к этой теме. Когда показывают православные фильмы, трансляции служб и демонстрируют происходящее в алтаре — я считаю это неправильным. Даниил, родившийся на творческой встрече — Ваша новая книга, рассказывающая о житиях святых, — детская. Почему вы решили обратиться к непривычной для вас аудитории? — Была потребность взяться за детскую тему, но я долго боялась. Написав уже девять книг, решила, что десятую все-таки попробую сделать детскую. Хотя до сих пор страшно, она только недавно вышла, отзывов не так много. — Когда писали эту книгу, что-то приходилось менять в подходе к работе? — Конечно. Все-таки это же жития святых. Самое трудное было — отобрать жития, потому что не все можно пока детям рассказывать: очень много в житиях показывается страшных мук, страданий, и детям может быть непонятно все это. Детей надо очень дозировано подводить к этому. Ну, и мне приходилось не просто пересказывать жития на детском языке, а вводить маленьких читателей в книгу, делать рассказ занимательным. Авторский текст дает такую возможность. Например, если я повествую о святом праведном Прокопии, где будет речь и о падающих камнях, я сначала рассказываю, что у меня есть дома коллекция камушков, а среди этих камней есть особенный камень, который мне подарили в Великом Устюге. И далее — уже про святого Прокопия.

http://pravmir.ru/xoroshie-lyudi-natali-...

Выразителями аскетической традиции Церкви стали православные подвижники, в том числе и подвизавшиеся на Руси (России). Среди наиболее ярких представителей отечественной аскетики XI–XIX веков были преподобные Антоний (†1073) и Феодосий (†1074) Киево-Печерские, Сергий Радонежский (†1392), Зосима (†1478) и Савватий Соловецкие (†1435), Нил Сорский (†1508) и Иосиф Волоцкий (†1515), Оптинские старцы, святители Феофан Затворник (Говоров; †1894) и Игнатий (Брянчанинов ; †1867), святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1909) и др. Все эти святые воплотили в своей жизни принципы и идеалы подвижничества, выработанные Вселенским Православием в первое тысячелетие ее истории, и дали свою интерпретацию аскетическому подвигу. Особое значение в изучении христианского подвижничества имеет аскетическая система святителя Феофана Затворника . Он дал первое изложение православной аскетики. Исследователь русской патрологии протоиерей Георгий Флоровский (†1979) отмечает, что святитель Феофан в своих произведениях всегда говорит «о душе, стоящей перед Богом, в сокрушении, и в покаянии, или в молитве» с. 391]. И по его заключению, он «не строил системы, ни догматической, ни нравоучительной. Он хотел только очертить образ христианской жизни, показать направление духовного пути. И в этом его несравненное историческое значение» с. 192]. А архимандрит Георгий (Тертышников), изучавший наследие Вышенского подвижника, отмечает, что произведения святителя Феофана «преисполнены благодати Христовой, духовной силы, глубокой веры, горячего желания спасения каждому человеку» и «с психологической проникновенностью» освещают «основные этапы духовной жизни человека» с. 553–554]. Опытное познание христианского подвига и методов его совершения было основным в богословском творчестве и всей жизни святителя Феофана. Изучение и осмысление аскетической системы святителя Феофана актуально в наши дни, и не только по причине особенностей понимания им подвига, который в целом, независимо от характера его произведений, обращен к состоянию души человека и посвящен единому кругу вопросов, связанных со спасением, но и потому, что в наше время очень важно дать современному обществу изложение аскетического учения Церкви в доступной форме. Именно многочисленными своими произведениями «святитель Феофан открыл для многих христиан забытую сокровищницу учения церковного в которой неизменно хранится свет вечной Истины» с. 551].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Когда появилась Вышенская пустынь, точно не знает никто, но в 1625 г. она уже существовала. Исследователи рассказывают, что расположенный в глухих местах монастырь был форпостом распространения христианской веры среди местной языческой мордвы. В XIX в. Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители сегодня - чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи свт. Феофана. А в 4 км от Вышенского монастыря располагается село с занятным для русского уха названием Эммануиловка, где возле церкви на берегу пруда есть целебный источник, освященный в честь свт. Феофана. В безбожное время в Вышенском монастыре располагалась психиатрическая больница. Свидетельствуют: владыка покоился в массивном склепе храма в честь иконы Божией Матери Казанской в Вышенской обители, а в храме находился склад больницы, причем в загаженном голубями помещении были выбиты окна, набросаны дрова, бочки, кровати. Но надгробие оставалось цельным - мраморная плита в метр толщиной стояла прямо над склепом. Протоиереей Георгий Глазунов, настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, рассказал - в опубликованной беседе - архиепископу Верейскому Евгению, как они с иеромонахом Елевферием (Диденко) в 1973 г. решили изъять мощи святителя из хлама и мусора и обрели разломанный гробик. Голова святителя оказалась разбитой на три части, но удалось собрать «абсолютно всё: голени, ребрышки, позвоночник». В склепе обнаружили и Евангелие святителя Феофана. Всё это привезли к о. Георгию домой, и впоследствии святыня негласно была доставлена в Троице-Сергиеву лавру. Мощи были поставлены во Всесвятском храме в подклете Успенского собора, где и находились до 1988 г. Отец Георгий (Тертышников) собирал и готовил о святителе материалы, которые позже явились одним из оснований прославления. Свт. Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе 1988 г., посвященном 1000-летию Крещения Руси. В том же году св. мощи были положены в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке, в специально устроенном приделе в честь святителя. Во время крестного хода при их перенесении многие видели на ясном небе сверкающую молнию. 14 лет мощи находились здесь и чудотворили. Еще в 1947 г. в этом храме нашла прибежище Богородичная Казанская Вышенская икона, спасшаяся от латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010