«Благодать в своем призывающем действии возбуждает совесть и внушает страх Божий, то есть оживляет естественные свойства человеческого духа. Она дает возможность духу возвысить свой голос над голосом низших сил человеческого существа» (10, с. 186). Первые признаки этого духовного просвещения могут являться в чувстве неудовлетворенности прежним образом жизни, в сознании его беззаконности и нарушения правды, в движениях совести. Как свет озаряет человеку путь и помогает ему познать, что он заблудился и идет неправильным путем, так и предваряющая благодать приводит человека к сознанию греховности, порождает недовольство его настоящим духовным состоянием. Просвещающая благодать делает человека способным к познанию живущего в нем зла и дает силы возненавидеть его. Под действием благодати Божией грешник, как от сна пробужденный, видит свою греховность, чувствует опасность своего положения и начинает заботиться о том, как бы избавиться от своей беды и спастись. При благодатном озарении человек находится в некотором томительном, скорбном состоянии недовольства собою и своим положением за «оскорбление Бога и осквернение себя» (9, с. 129). Благодать открывает человеку добро, способствует тому, чтобы человек полюбил его. Озаряя нравственное состояние человека и призывая его к оставлению пути греха, благодать возбуждает его духовные силы к исканию добра и шествию по пути истины. По учению Православной Церкви взаимодействие Божественной благодати и свободы человека охватывает весь процесс спасения с начального его момента – призывания. Благодать, таинственно действуя на человека, начинает, продолжает и завершает его спасение в условиях земной жизни при участии, однако, его самого. «Свобода, – учит святитель Феофан, – принадлежит лицу человека и составляет его характеристическую черту. Своими мыслями, желаниями, чувствами и соответствующими им делами должен заведовать сам человек. В сем смысле он сам для себя правительственное лицо» (11, с. 38). Свои спасительные действия благодать совершает, не уничтожая человеческой свободы, но идя навстречу ей со спасительными дарами. «Даром учреждено домостроительство спасения; даром призываются ко спасению, далее же самые первые шаги по пути требуют уже и собственных усилий; даже благодатные силы приди сам и получи богоучрежденным способом» (2, с. 537). В деле спасения Божественная благодать и свобода человека должны быть неразлучны, так что, коль скоро прекращается действие одной из этих сил, останавливается и дело спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Вся земная жизнь христианина должна быть приготовлением к вечности. Суть же этого приготовления — в постепенном, непрестанном познавании Христа и в следовании за Ним через исполнение Его заповедей. Добродетельная жизнь, основанная на исполнении Евангельских заповедей, делает христианина уже на земле причастником неба. Святые Отцы учат, что только тот, кто в земной жизни возродился во Христе и соделал себя способным к восприятию начатков небесной радости, будет удостоен ее в бесконечно большей степени на небе. Только духовно возрожденную душу принимает Бог в Свое благодатное Царство, куда вводит ее уже здесь, во время ее земного странствования. Все угодники Божии с усердием устремлялись на путь возрождения своей души Духом Святым, и божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, озаряла их немерцающим светом, и из земных соделывала небесными. На них исполнилось обетование Господне: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин 14:23). Святые Божии, проводя на земле ангельскую жизнь, в содружестве с ангелами славословили Создателя своего. Восприняв и ощутив всем существом эту новую вечную жизнь, святые относились к дольнему, земному миру, как к образу мира невидимого. “Небо — истинное отечество человека, — пишет святитель Игнатий, — шествие туда надо совершать в самом себе”. Братие и сестры! Время земной нашей жизни бесценно; в это время мы решаем нашу вечную участь. Положим твердое намерение провести благоразумно и богоугодно наше краткое земное странствование. Проведем его в приготовлении к вечности, призывая на помощь Матерь Божию и святых, достигших уже Небесного Отечества. И тогда, окончив земную жизнь, мы услышим сладчайший глас Спасителя мира: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф 25:34). Аминь. Необходимость подвига в духовной жизни Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братие и сестры! Все мы призваны Воскресшим Господом к спасению, живому общению с Богом, которое здесь, на земле, должно быть целью христианского подвига, источником вечной радости и блаженства.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

Всякой канонизации предшествовала подготовительная работа по изучению житий, трудов и подвигов канонизуемого. Это обязательное условие соблюдалось как при единичном, так и при групповом прославлении угодников Божиих. В каждом отдельном случае Церковь , рассмотрев подвиги канонизуемого, определяла основания к его канонизации. После этого выносилось определение о причислении предложенного подвижника к лику святых Божиих угодников. В исследованиях, относящихся к предлагаемой канонизации, были представлены результаты изучения житий, чудес, трудов и подвигов всех нижепоименованных подвижников. Их многообразные подвиги духовного совершенствования призваны озарить путь к спасению современному христианину. «Труды по подготовке данной канонизации выявили необходимость и дальнейших изучений вопроса о прославлении святых, как живших в прошлом веке, так и завершивших свою подвижническую жизнь и подвиги в новое время. Они как звезды на тверди небесной над Русской землей; но требуется достаточно времени и углубленных трудов, дабы представить их жизнь и подвиги для назидания верным” 8 . Осуществленные за последний период канонизации святых в Русской Православной Церкви являются свидетельством возрождения в ней прерванной на многие десятилетия традиции прославления подвижников веры и благочестия, которая присуща Церкви на протяжении всего ее исторического бытия. Немногочисленная по своему составу Синодальная Комиссия по канонизации святых, образованная на заседании Священного Синода 10–11 апреля 1989 года, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры. В зависимости от степени распространенности почитания подвижника он причисляется к местночтимым или общецерковным святым, «но критерии канонизации остаются одни и те же” 9 . Как известно, основания для канонизации формировались на протяжении многовековой церковной истории. Основанием для канонизации являются: «неустанная проповедь слова Божия, мученичество и исповедничество за Христа, ревностное святительское служение, высокая праведная жизнь, безукоризненное Православие. Критериями канонизации служат народное почитание подвижников, дары чудотворения, засвидетельствованные при жизни святого или после его смерти, и, нередко, хотя и не обязательно, наличие святых мощей” 10 . «Канони­зация должна служить укреплению веры, объединению членов Церкви в любви и согласии, она не должна создавать каких-либо поводов к смущениям и разделениям. Исходя из этих подходов, Комиссия взвешенно и тщательно изучает все поступающие в ее распоряжение материалы и лишь после этого предоставляет их Святейшему Патриарху и Священному Синоду” 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Живоначальная Троица, спаси меня!». Когда же ему легче стало дыхание, то стал, молясь, плакать, и все в страхе. Растирали ноги, давали святой воды, и часа через два пришел в память. Вот что он говорил: «Когда я перевязал ноги лежащему в ранах, думал, что бы мне ему еще сделать? Помазать бы маслицем от преподобного, – и пошел за маслом, но, как бы забывшись, пошел в кладовую. В пустой комнате перед кладовой вдруг у меня голова закружилась, и я, не успев ни молитвы сотворить, ни перекреститься, упал на пол. И вдруг окружило меня множество демонов, иные стали бранить, иные передразнивали усердие к больным, иные грозили, другие стали щипать и тормошить. Я не знал, что мне делать; молиться не вспомнил, а стал от них на полу обороняться. Но когда изнемог от них, и они очень стали давить на меня, я закричал: «Батюшка, преподобие отче наш Сергие, защити меня!» И в ту же минуту вижу преподобного Сергия, прямо идущего ко мне, а толпа демонов мгновенно побежала, по мере его приближения, прочь от меня. Преподобный Сергий благословил меня и сказал: «Не бойся, они уже не придут к тебе, молись Господу " ». Когда он это пересказывал, то страх так велик был в нем, что все тело трепетало, и он, не прерывая молитвы, беспрерывно плакал до самого вечера. Вечером вымазали его маслом от преподобного, ночь провел он тихо, а поутру приобщили его святых тайн, и совершенно выздоровел и в обеде опять служил больным. Подлинно, аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага, купно и человекоубийцы. Так истинно доброе намерение нередко попущением Божиим подвергается искушениям от противных сил, дабы человек опытно познавал покровительство Божие и немощь противных сил и утверждался в вере и уповании на Бога. VI. Саввинское подворье Января 20-го, 1837 г. Новоспасский отец архимандрит Поликарп вчера в половине второго часа пополудни предал дух свой Господеви. Накануне соборовался елеем. После того сделалось ему легче. Кончина мирная. Особенно успокоил его сон перед смертью , в котором он видел кого-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

За последние годы изданы десятки книг, в которых раскрыт подлинный облик Царя- Мученика на основании свидетельств современников, людей, близко знавших Царскую Семью. Десятки серьезных историков исследовали причины Русской катастрофы, известны слова о Святом Царе великих святых - прав. Иоанна Кронштадского, прп. Анатолия Оптинского, прп. Кукши Одесского, многих других подвижников благочестия. О святости и величии подвига Царя Мученика и всей Августейшей Семьи говорили и писали наши современные старцы архим. Иоанн Крестьянкин, схиархим. Иона Игнатенко и многие другие. По всей стране возводятся храмы в честь Царственных Мучеников, много лет идет всенародный Царский Крестный ход в Екатеринбурге. Известны сотни свидетельств чудесной помощи Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев православным христианам в России и других странах. Что же не дает смириться тем, кто пытается внушить сомнения в святости Государя? Какой дух заставляет их порочить память святого, прославленного Русской Православной Церковью? Последние несколько лет эта публика принялась настойчиво обвинять в «царебожии» тех, кто искренне почитает Царскую Семью. Усердно борется с какой-то «сектой царебожников» и при этом упорно пытается навязать свой взгляд на личность Святого Царя. Причем, претендуя на некую элитарность и особую просвещенность своего взгляда на историю. В отличие от «суеверного народа», который, по их мнению, любит «творить кумиров» и не способен трезво и «богословски выверено» почитать Царя. То некий византолог в 1914-м году в своих выступлениях пытается убедить в том, что «Николай и Вильгельм развязали мировую бойню и виновны в Первой Мировой войне», да и вообще «мировая война произошла потому, что существовал такой чудовищный строй, как монархия». То некий «эссеист» доказывает, что Царь-Мученик был «заурядным полковником», ну разве что «хорошим семьянином с оттенком пошлости». То некий историк называет Григория Ефимовича Распутина «гопником и хлыстом», хотя еще в 90-е покойный церковный ученый, известный своей молитвенной жизнью архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Георгий (Тертышников) предоставил Синодальной комиссии по канонизации доклад об отношениях Царской Семьи и Григория Распутина, после которого один из архиереев с удивлением произнес: «Но после Вашего доклада, дорогой батюшка, получается и Распутина канонизировать надо!». Уже изданы несколько томов исследований Сергея Фомина, недавно вышла книга выдающегося русского историка профессора Александра Николаевича Боханова, другие серьезные и добросовестные исследования, в которых раскрывается правда о личности оклеветанного и убитого верного Царского Друга, простого русского крестьянина Григория Ефимовича.

http://radonezh.ru/monitoring/nado-prosi...

Знание творений святых Отцов необходимо при толковании слова Божия, нужно оно также и для правильного прохождения христианского подвига. «Сердце сердцу весть подает», – говорит епископ Феофан, – те, кои давали наставления, давали от души, так как они сложились у них в сердце собственным рассуждением и опытом. Это – отзвук их сердечного настроения. Общий же дух, воодушевлявший их и все расположения их, был дух ревности о спасении себя и всякого человека. Тот же дух отражается в слове их и проникает всякое их писание» 17 . Читая святоотеческие наставления о спасении, христианин входит в настроение писавших эти наставления и в сочувствие ко всем расположениям, которые «исполняли сердце их» 18 , проникли в их писания и составляют главное почти содержание их. Для правильного усвоения святоотеческого учения необходимо соблюдать определенные правила. Вначале нужно, обратившись с усердной молитвой к Богу, возбудить в себе потребность знать то, о чем пишут святые Отцы. Творения святых Отцов святитель Феофан советует изучать постоянно и со вниманием, сохраняя при этом благоразумную умеренность. Для чтения духовных книг он советовал выбирать утренние и вечерние часы 19 . Святоотеческие наставления дают «крепость духу и сердцу» 20 , поэтому при изучения их надо постоянно стремиться к главной цели – запечатлению истин и возбуждению духа. Читать нужно с той целью, чтобы освещать память о Божественных истинах и напитывать ими душу. Питается же она только тем, что будет воспринято со вниманием, пройдет в сердце и затронет его. Чтение творений святых Отцов принадлежит к числу способов обновления и оживления молитвы. Иногда некоторые из наставлений святых Отцов производят особое впечатление на человека и вводят его в состояние созерцания; они могут служить духовной пищей на очень долгое время. «Если при чтении и размышлении какая-нибудь мысль исторгнет вас из среды тварей и перенесет пред лице Господа, – наставляет епископ Феофан, – закрывайте книгу и оставайтесь с сею мыслью хоть целый день» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

К этому времени епископ Феофан устроил в своих покоях церковь во имя Богоявления, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет – ежедневно. Время затвора есть важнейший период, можно сказать, центр жизни Преосвященного Феофана, ибо тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги, и прежде всего подвиг молитвенный. Жизнь Святителя в это время была сокровенной, невидимой для людей, а ведомой одному лишь Богу. “Мы не посвящены в уединенную жизнь епископа-затворника, хотя и можем представить, как она трудна для человека. Приняв на себя тяжелый обет затворничества, Владыка на целые десятки лет удалял себя от людей” 23 . Что побудило святителя Феофана предаться полному затвору после немногих лет обычного пребывания на покое в Вышенской пустыни? Без сомнения, главным побуждением служило искреннее, сознательное, выработанное долговременным опытом жизни в иноческом чине желание полного, совершенного отрешения от мира и всего, что в мире. Ободряющими же к тому для него, как епископа, примерами могли служить такие высокие образцы из истории Церкви Вселенской, как святой Исаак Сирин , а из истории Русской Церкви – столь чтимый Преосвященным Феофаном святитель Тихон Задонский . Удалившись от мира и его сует, порвав видимое, непосредственное общение с людьми, епископ Феофан сделал это не по недостатку любви к людям, а единственно из желания оградиться от всего, что могло отвлекать его от молитвенного служения Христу 24 . Святитель-затворник стремился совершенно забыть о мирской суете. “Я бы теперь, – говорил он, – уже и все окна и двери заложил и заколотил, лишь бы ничего не слышать и не видеть, что творится там вне” 25 . В сознании Святителя затвор отождествлялся с непрестанным молитвенным подвигом. “Ибо затвор что есть? – пишет он. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет” 26 . На различных поприщах его церковно-общественного служения жизнь его была поистине хождением пред Богом. “Надо добиваться того, чтобы непрестанно ходить пред Богом, со страхом и благоговеинством. Ибо Он везде есть и во всем Своем величии” 27 , – писал Преосвященный Феофан. В собственной жизни он постоянно добивался этого, памятуя наставление одного из подвижников иноческой жизни – святителя Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского, данное ему вместе с другими молодыми учеными-иноками по пострижении их в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Как ни ограничивал Преосвященный Феофан сношения с внешним миром, и в частности прием посетителей, но все же это отвлекало его от главного дела, ради которого он пришел на Вышу. Он ясно видел, что то и другое несовместимо. И тогда явилась мысль о полном затворе, которая, впрочем, осуществилась не вдруг. На подобный подвиг нельзя было решаться без надлежащей подготовки и предварительных опытов, и последние были сделаны. Сначала Святитель провел в строгом уединении святую Четыредесятницу, и опыт был удачным. Об этом своем решении он писал 3 марта 1873г. одной почтенной особе в г.Тамбов: “Нынешний пост я положил не показываться людям и к себе никого не принимать” 17 . “Если Бог благословит так хорошо протерпеть до Пасхи, то и навсегда так будет. Или по крайней мере от Пасхи до Пасхи” 18 . Потом он уединился на более продолжительное время – на целый год – и после того принял приезжего инока. Последнее оказалось неудобным, и тогда уже бесповоротно был решен вопрос о полном затворе. 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА В ЗАТВОРЕ После пасхальных дней 1872г. епископ Феофан, раздав все свое имущество бедным, начал вести затворническую жизнь. Он прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить с братией на богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал к себе только настоятеля пустыни, духовника 19 игумена Тихона и келейника о.Евлампия. Со всеми другими, кто жаждал его духовного руководства, он сносился только письмами. Часто и в письмах он напоминал собирающимся посетить его в затворе: “Вы желали на Вышу. Ворота нашей обители отворены для всех; мои же двери для всех заперты. Я не могу никого принимать, и не принимаю” 20 . “Когда зароют в могилу, тогда приходи, кто хочет, и поклончик положи” 21 . Настоятель архимандрит Аркадий снабжал Святителя-затворника всем необходимым и “стремился к тому, чтобы предоставить полное спокойствие, чтобы ничто не мешало и не тревожило его. Отец архимандрит окружил Преосвященного Феофана такою любовью и вниманием, предоставил ему такие удобства, каких можно было только пожелать” 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Мы при тщательном рассмотрении гомилетического наследия святителя выделили три проповеди, которые посчитали соответствующими этим критериям: 1 . Речь к воинам, только что обученным и отправляющимся к месту назначения (Вручаем вас покрову и заступлению Владычицы Богородицы!). Это краткое слово – благословение воинов на предстоящее им служение и призыв к христианской жизни. (Новобранцы только что обучены и отправлялись в северо-западный край. После обедни на площади молебен был, и они благословлены иконою Владимирской Божией матери – свт.). 2 . На пострижение в монахи отца протоиерея г. Шацка, нареченного в монашестве Германом и предназначенного быть архимандритом Черниева монастыря (существо иночества – быть едину с единым Богом непрестанно). Эта проповедь более пространная, чем первая, но тоже произнесена по конкретному поводу, посвящена назиданию новопостриженного монаха в иноческом житии. 3 . На выбор членов земства, в день сретения иконы Боголюбской (устроять порядки земства следует в духе христианском). Это краткое напутствие новоизбранных членов земства и призвание Божиего благословения на их труды. Возможно, что в процессе дальнейшей работы мы выделим и другие проповеди святителя, которые по стилю могут быть отнесены к экспромту. Источники и литература 1 . Георгий (Тертышников), архим. Светильник земли русской. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника //Богословские труды. Сб. 30. М., 1990. С. 152–175. 2 . Гомилетика: учебник бакалавра теологии/В.В. Бурега, Симеон (Томачинский), архим. М., 2018. 452 с. 3 . Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника: В память десятилетия со дня блаж. кончины святителя – Шацк, 1905. 349 с. 4 . Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшаго Архиепископа Амвросия, бывшаго Харьковского. Т. 5. Харьков. 1903. С. 81–82. 5 . Феофан Затворник , свт. Письма. Вып. 4. М., 2000. С. 50–51. 3 Гомилетика: учебник бакалавра теологии/В.В. Бурега, Симеон (Томачинский), архим. М., 2018. С. 257. 4 Гомилетика: учебник бакалавра теологии/В.В. Бурега, Симеон (Томачинский), архим. М., 2018. С. 259. 5 Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшаго Архиепископа Амвросия, бывшаго Харьковского. Т. 5. Харьков. 1903. С. 81–82. 6 Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшаго Архиепископа Амвросия, бывшаго Харьковского. Т. 5. Харьков. 1903. С. 84–85. 8 Гомилетика: учебник бакалавра теологии/В.В. Бурега, Симеон (Томачинский), архим. М., 2018. С. 267. Читать далее Источник: Игнатов Евгений, иерей. Проповеди святителя Феофана Затворника, произнесенные экспромтом//Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2021. 2 (10). С. 41-47. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На обратном пути иеромонах Антоний услышал, что едущий с ним монах начал плакать. «О чем ты плачешь?» – спросил отец Антоний. Инок отвечал, что по приезде в Саров он встретил преподобного Серафима, возвращающегося из пустыни в монастырскую келлию. Батюшка сказал ему: «Ну вот и вам предстоит разлука с вашим строителем». 23 февраля 1831 года скончался наместник Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий. Митрополит Московский Филарет, получив такое известие, озаботился выбором его преемника. В конце концов святитель остановился на настоятеле Высокогорской пустыни иеромонахе Антонии. «Но, – как сам он рассказывал, – не хотелось мне брать человека из чужой епархии, тогда как много их в своей. Но в это время явился странник, который и назвал мне наместником Лавры отца Антония. В этом указании, совершенно совпадавшем с моею мыслью, я увидел указание провидения». Письмом от 26 февраля 1831 года святитель Филарет пригласил отца Антония быть наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Преподобный отец строитель! – писал он. – Мысль, которую я вчера имел, но не успел сказать, сего дня, предварив меня, сказал мне другой, и сие внезапное согласие сделалось свидетельством того, что она пришла недаром. Сия мысль есть надежда, что при помощи Божией благоугодно Богу и преподобному Сергию можете Вы послужить в его Лавре, где упразднилось место наместника мирным преставлением благия памяти брата и служителя нашего архимандрита Афанасия. Призвав Бога и взыскуя Его воли, а не моей, приглашаю Вас в служение сие. Да будет Вам к принятию сего звания благим побуждением то, что это не Ваша воля и что я Вас призываю как послушник преподобного Сергия, который о Вашем ему чрез меня послушании будет благий пред Богом о Вас свидетель и за Вас предстатель. Призываю от Господа благословение Вам и сему начинанию споспешение». К письму был приложен конверт для епископа Нижегородского Афанасия о скорейшем увольнении иеромонаха Антония с должности строителя Высокогорской пустыни и отправлении его в Москву. 4 марта 1831 года епископ Афанасий написал ответное письмо митрополиту Филарету, в котором говорилось: «Поспешаю исполнить священную для меня волю Вашего Высокопреосвященства посланием избранного Вами на службу преподобному Сергию Радонежскому Высокогорской пустыни строителя иеромонаха Антония. Считаю моим долгом засвидетельствовать пред Вами о нем, что он с того времени, как имел счастие сделаться известным Вашему Высокопреосвященству, не утратил добрых качеств, обративших на него милостивое внимание Ваше, но продолжал употреблять в дело данные ему таланты, ведя себя постоянно с примерною честностью и устрояя вверенную ему обитель с отличным усердием, деятельностью и благопоспешеством. Почему дерзаю надеяться, что он, быв верен в малом, не посрамит избрания и ожидания Вашего и тогда, когда над многими поставлен будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010