Владимир. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь во Владимире весьма древнее сооружение. Церковь первоначально построена в 1157 году Юрием Долгоруким на своем княжеском дворе. Храм назван в честь небесного покровителя князя Юрия Долгорукого, - одного из самых почитаемых на Руси святого великомученика Георгия Победоносца. 28 июля 1778 года Георгиевская церковь была разрушена во время пожара. Вновь отстроена в стиле провинциального барокко. От древней церкви в ней сохранились отдельные белокаменные блоки в цоколях. В 1847 году к храму с юга пристроили придел в честь князя Владимира. Существующая ныне церковь значительно отличается от первоначальной. Эта нарядная, стройная постройка, выполненная в формах стиля барокко - редкий для Владимирской области образец церковной постройки 2-й половины XVIII века. Основной объем представляет из себя почти равносторонний двусветный четверик. Он завершен двумя восьмериками. Венчается храм луковичной главой на цилиндрическом барабане. С востока к четверику примыкает маленькая одночастная апсида, перекрытая конхой, а с запада - небольшая трапезная и шатровая колокольня. Стены и своды храма были расписаны в 1-й половине XIX века одаренным мастером, владевшим художественными приемами эпохи классицизма. Церковь была закрыта для прихожан в начале 1930-х годов. Тридцатые годы оставили о себе характерную заметку – глава церкви была буквально изрешечена пулевыми отверстиями. Далее церковь использовалась на хозяйственные нужды советских учреждений, в том числе в 1960-70е как цех масло-жирового заводика и коптильни колбас. Обследование церкви в середине 1980-х выявило слой жирной черной копоти по фрескам основного объема в районе барабана главы толщиной примерно в один сантиметр. Надо сказать, в то же примерно время рядом с церковью на прилегающей территории располагался медицинский вытрезвитель с камерами предварительного заключения следственного изолятора. Хозяйствующие субъекты, не особо задумываясь над археологическими вопросами и проблемами сохранности культурного слоя, врыли огромную многокубовую металлическую ёмкость для топочного мазута рядом с фундаментами трапезной, стена которой треснула. Одним из последних учреждений, занимавших церковь в советский период, был музыкально-хореографический ансамбль «Вишенка». И по тем временам блестящей идеей оказался проект Театра хоровой музыки. Изюминка проекта была в том, что коллективы этого жанра редко имеют собственные помещения с необходимой акустикой. По тем временам проект был очень творчески смелым, интересным и многообещающим в плане резкого скачка вверх общей культуры городского народонаселения. В середине 1980-х по Георгиевской церкви под нужды Театра были проведены необходимые проектно-исследовательские работы (архитекторы Мелешенко С.Л., Ефимов Д.В., инженеры Ершов Э.Я., Щелоков О.О.) и начаты реставрационные работы (Владимирреставрация, дир. Зайцев В.И., гл. арх. академик Столетов И.А.).

http://sobory.ru/article/?object=01842

В.В. Каширина О служении святителя Феофана Затворника на Тамбовской и Владимирской кафедрах: влияние архипастыря на умы современников из числа духовенства Зосима (Шевчук), архимандрит кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Свято-Феофановской духовной семинарии города Владимира, настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимира ответственный за духовное окормление молодежи города Владимира Отдела по делам молодежи Владимирской епархии Для меня, как настоятеля Свято-Георгиевского храма г. Владимира, основанного еще великим князем Юрием Долгоруким в 1129 г. «в честь своего Ангела», имя святителя Феофана Затворника очень близко и дорого. Как известно, святитель Феофан был крещен на следующий день после своего рождения, 11 (24 по н.ст.) января 1815 г. При святом крещении его назвали именем Георгий в честь празднуемого 8 января по церковному календарю преподобного Георгия Хозевита (скончался ок. 625 г.), подвижника и чудотворца, жившего в монастыре Хозива в палестинской пустыне. Промыслительно так случилось, что при открытии первых регулярных богослужений в Свято-Георгиевском храме, после более чем 50-летнего перерыва, по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, 6 августа 2008 г., на главный Престол храмового комплекса во время вечернего архиерейского богослужения был возложен специально подписанный и священнодействованный для сего храма святой антиминс с мощами святых мучеников Хозевитских. И теперь нам радостно ощущать духовную общность между этими древними святыми, жившими на Святой Земле – в т.ч. и святым великомучеником Георгием, покровителем нашего храма, и положившими основание государственности в нашей Отчизне святыми державниками: в лице святого благоверного князя Андрея Боголюбского, святого благоверного Великого князя Александра Невского и, конечно, прославленного сравнительно недавно, но не менее великого святого Феофана Затворника , бывшего в свое время архиереем Владимирской кафедры, и не раз литургисавшим и проповедовавшем в Свято-Георгиевском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ Красный († конец дек. 1237, окрестности г. Пронска (ныне рабочий пос. в Рязанской обл.) (?)), кн. Рязанский. Из рязанских Рюриковичей. Предположительно младший сын рязанского кн. Игоря Глебовича († 1195), родной брат рязанского кн. Георгия (Юрия) Игоревича , дядя Рязанского св. блгв. вел. кн. Олега Ингваревича . В большинстве справочников и исследований О. И. отождествляется с блгв. вел. кн. Рязанским Олегом Ингваревичем. Так, напр., решали проблему его идентификации Д. С. Лихачёв и вслед за ним И. А. Лобакова ( Лихачёв. 1949. С. 257; Лобакова. 1997. С. 476). Нек-рые исследователи вопреки наблюдениям А. Е. Преснякова ( Пресняков. 1918. С. 225-226) отрицали сам факт смерти О. И. в 1237 г., т. к. Олег Ингваревич умер в 1258 г. (см., напр.: Кусков В. В. История древнерус. лит-ры. М., 19986. С. 141). Биография Основные сведения о деятельности О. И. есть в древнерус. летописях и поздних хронографах XVI-XVII вв., в «Повести о разорении Рязани Батыем», древнейший список которой сохранился в составе рукописного сборника 2-й трети XVI в., происходящего из б-ки Иосифова Волоколамского монастыря (РГБ ОР. Ф. 113. 526. Л. 229-258 об.). Вероятно, О. И. был в числе князей («своеи братии»), о к-рых говорится в источниках в связи с победой рязанского кн. Ингваря Игоревича в 1219 г. над русско-половецким войском князей Глеба и Константина Владимировичей (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 444; Т. 7. С. 126; Т. 15. Вып. 1. Стб. 329; Т. 24. С. 87; Т. 25. С. 116; Т. 30. С. 85; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 305). Во второй раз о действиях О. И. косвенно свидетельствуют летописные источники в известиях 1237 г., когда поздней осенью в Рязани местные князья во главе с кн. Юрием Игоревичем, а также правители Мурома и Пронска проводили совет, на к-ром решался вопрос о дальнейших действиях после захвата монголами рязанской пограничной крепости Нузла. Было принято решение не пускать монг. послов в города, а выехать к ним на переговоры «на Воронажь». Выслушав требование о десятине «во всем», князья заявили 3 монг. дипломатам, что «олна нас всех не будеть, тоже все то ваше будеть». С «Воронажа» рус. князья отпустили их во Владимир ко двору Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , у к-рого правители Рязанской земли «просяче помочи» (ПСРЛ. Т. 3. С. 74-75).

http://pravenc.ru/text/2578289.html

Алфавитно-справочный перечень удельных князей русских и членов царствующего дома Романовых. Половина первая. А-И Источник 206. Агафия Владимировна 206. Агафия Владимировна, младшая из трех дочерей Владимира II – Василия Всеволодовича Мовомаха, вел. ин. киевского и всей Руси от второго брака с неизвестной, именуемой, в некоторых сказаниях, Христиной Инговной, королевной шведской 188), жена Всеволодка (Всеволода) Давидовича, князя городейского 570). – О времени и месте её рождения, – сведений нет; выдана за Всеволодка, в 1116 г.; прижив с вин, в течение 25-ти летнего брака, сыновей: Бориса, князя городенского 394), Глеба, князя переяславского 608), Мстислава, князя Городенского ); и дочерей, неизвестных ио имени: Всеволодковну старшую 571) – за Владимиром Давидовичем, князем черниговским 541), а по его смерти, за Башкордом, ханом половецким; Всеволодковну младшую 572) за Юрием (Георгием) Ярославичем, князем туровским ), овдовела 1 февраля 1142 г. Ничего больше о ней неизвестно. 207. Агафия Константиновна 207. Агафия константиновна, дочь, по видимому единственная, Константина Васильевича, князя ростовского (М ), от брака с Фетинией (Аи), дочерью Ивана Даниловича Калиты, вел. кн. московского (Л° 97), вторая жена Любарта-Федора Гедиминовича, князя Волынского.– Летопись именует ее однажды, отмечая, что она выдана замуж, в 1350 г. – Никаких других сведений о ней нет. По родословным же оказывается, чтоеяединствениыйсын,князь Дмитрий, был отцом двух сыновей, Александра и Михаила, родоначальников всех угасших и существующих ветвей фамилии князей Сангушек. 208. Агафия Ростиславовна 208. Агафия Ростиславовна, вторая жена Олега Святославича, князя новгород-северского ), дочь Ростислава-Михаила Мстиславича вел. кн. киевского 67), от брака с неизвестною (быть может, с дочерью Всеволода II Ольговича,, вел. кн. киевского, 57). О времени и месте её рождения – сведений нет; вышла за князя Олега, в Киеве. 19 июня 1165 г.; вместе с мужем, угощала, своего отца, в Чечерске, и вскоре же лишилась его, в 1167 г,; прижив, в течение 15-ти летнего брака, одного сына, Святослава-Бориса, князя рыльского ), овдовела, 18 января 1180 г. – Дальнейших известий о ней нет. 209. Аграфена (Агриппина)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 1948 году исполнится пятьсот лет самостоятельного и независимого автокефального существования Русской Церкви. В 1448 году Москва пережила события, положившие начало свободного и самобытного развития и расширения границ Русской Церкви и широкого процветания ее внутренней жизни и управления. Москва давно мечтала о наступлении этого момента, но Провидение проложило к нему долгий и тернистый путь, которым Православная Русь должна была пройти до исполнения своих желаний и ожиданий. Древняя Русь, крещенная греческим Востоком, вошла в состав Константинопольского Патриарха, как одна из митрополий его, и управлялась в церковных делах Константинопольским Патриархом и его Синодом. Патриарх Константинопольский поставлял Митрополита для Руси из ближайших своих сотрудников-греков и очень редко из русских епископов, также всех подвластных ему. Так продолжалось до XV столетия. Но и в последние годы Русской Церкви пришлось терпеливо пережить тяжелые обстоятельства, замедлившие и задержавшие ход исполнения заветных ожиданий. И все это было ей на пользу, и во всем этом видна была рука Провидения. В конце концов Русь получила автокефалию не от одного человека – представителя высшей власти государственной или церковной, не от случайного стечения событий, обеспечивших для того благоприятный момент: автокефалия Русской Православной Церкви явилась результатом естественного хода исторических событий, возвысивших Московское государство и Русскую Церковь , и выявлением достигнутых ими силы, могущества и богатства. Когда подошли уже сроки Москве занять высокое положение в Восточной Европе, а Русской Церкви возглавить православный мир, явились задержки и препятствия. Для одоления их потребовались время и напряжение сил. 1 июля 1431 года скончался Митрополит Московский Фотий. По воле великого князя Василия Васильевича собор русских иерархов, созванный им, избрал на Московский митрополичий престол преемником Фотия епископа Рязанского и Муромского. Иону, просветившего и обратившего в христианство язычников – мордву, мещеру, мурому. Избрав Иону на митрополию Московскую, и. великий князь и Собор предложили ему исполнить извечный обычай и отправиться в Константинополь к вселенскому Патриарху за утверждением избрания и поставления в сан Митрополита Московского и всея Руси. Политические обстоятельства задержали Иону в Москве. Не прошло двух месяцев по кончине Фотия, как юный великий князь Василий Васильевич должен был ехать в Орду на суд к хану для решения своего спора с дядею Юрием Димитриевичем Звенигородским о великом княжении. А по возвращении из Орды между ними началась междоусобная брань, тянувшаяся несколько лет с переменным успехом, с великими жестокостями и волнениями, а затем перекинувшаяся на борьбу между великим князем и князем Димитрием Шемякой, который уже овладел Москвой и ослепил Василия в 1446 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) “церкви многы” и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей 1785 . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также “церкви многы камены”, первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158 – 1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164), которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице 1786 . “Многы церкви” создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191 – 1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела – великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины. Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. 1787 “Многы церкви” создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207), б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) 1788 . “Многы церкви” создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222 – 1225), и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде 1789 . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) 1790 . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г. – 32, в 1193 г. – 14, в 1199 г. – 16, в 1227 г. – 27; в Ростове в 1211 г. – 15; в Ярославле в 1221 г. – 17 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) «церкви многы» и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также «церкви многы камены», первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158–1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164) , которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице . «Многы церкви» создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191–1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела — великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины . Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. «Многы церкви» создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207) ; б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) . «Многы церкви» создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222–1225) , и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г.— 32, в 1193 г.— 14, в 1199 г.— 16, в 1227 г.— 27; в Ростове в 1211 г.— 15; в Ярославле в 1221 г.— 17 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Закрыть itemscope itemtype="" > Как «петух» Москву клюнул... 04.10.2010 562 Время на чтение 4 минуты Дожили. Не успели двери московской мэрии захлопнуться за Юрием Лужковым, как в столице прошёл первый официально разрешённый «голубой» пикет. Не гей-парад, конечно, но всё-таки. Формальный указанный в заявке повод - протест против снятия авиакомпанией Swiss Airlines с рейса по требованию неких представителей власти скандально известного Николая Алексеева - активиста так называемого «гей-движения». Хотя, разумеется, цель была совсем иная, и вряд ли дававшие разрешение чиновники ЦАО Москвы этого не понимали. Сам пикет был немногочисленным - человек 20 (журналистов пришло чуть ли не вдвое больше), но довольно шумным. Совершенно очевидно, что проводился он не для того, чтобы застращать швейцарскую авиакомпанию, в офисе которой никого не было, а исключительно в качестве PR-akцuu извращенцев, демонстрировавших СМИ, что отныне, после отставки «мэра-гомофоба», все запреты для содомитов в прошлом, и с этого момента процесс превращения Москвы в Амстердам пойдёт полным ходом. Зарубежные (прежде всего - грузинские и израильские) сайты буквально захлёбываются от восторга по поводу «прорыва» извращенцев в России, напрямую связывая это в уходом Лужкова и вероятным желанием московских чиновников заранее «прогнуться» перед будущим более либеральным (возможно, и в плане сексуальной ориентации - тоже) начальством. Им вторят в интернете сами содомиты. Например, тот же Н.Алексеев пишет в своём блоге: «Мы приветствуем возможное назначение на пост мэра Москвы Александра Хлопонина! Это был бы идеальный вариант для будущего российской столицы. За такого мэра стыдно бы не было!» Что ж, как говорится, спасибо за предупреждение... Разумеется, самим москвичам всё происходящее понравилось куда меньше, чем с наслаждениием снимавшим «сенсационный» сюжет представителям СМИ. Во время пикета некие молодые люди обстреляли политически активных гомосексуалистов из водных пластмассовых пистолетов, а затем убежали. Потом кто-то (авторство берут на себя «Георгиевцы») подкинул к пикету живого петуха. Что ж, каждый выражает свой протест, как умеет, хотя подобная эпатажная клоунада - не стиль «Народного Собора».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Закрыть Не стать Иванами, не помнящими родства… Прошёл вечер памяти Ю.А.Карякина «Память о прошлом – ради будущего» 05.10.2022 401 Время на чтение 17 минут 3 октября 2022 года в школьном классе и одновременно музее Ильинской средней школы Подмосковья собрались неравнодушные люди, лично знавшие Юрия Александровича Карякина (1952-2020 гг.), чтобы почтить его память. Собравшиеся делились своими воспоминаниями об этом выдающемся, удивительном, уникальном человеке – директоре школы, краеведе, почётном работнике общего образования РФ, создателе школьного Музея, посвящённого Гуслицкому краю. Нам посчастливилось лично пообщаться с Юрием Александровичем – прихожане и дети Воскресной школы нашего храма свт. Николы на Берсеневке дважды (в 2017 и 2018 гг.) приезжали в Гуслицы на экскурсии. От этих встреч благодаря Юрию Александровичу остались яркие и очень теплые незабываемые воспоминания, которыми мы хотели бы поделиться. А рабу Божию Георгию – вечная память и Царствие Небесное! Небольшая речушка с музыкальным названием Гуслица подарила свое имя селу, расположившемуся на ее берегах – Погост на Гуслице, позднее – Гуслицы. Село станет центром древней волости, самобытного старообрядческого региона, который долгое время также будет именоваться этим благозвучным названием – Гуслица.  С конца XIX века Гуслицкую волость упразднят, а село получит свое новое название –  Ильинский Погост, которое и носит по настоящий день. Пытаясь сохранить память о славном и интересном прошлом гусляков, о культуре этого края, его традициях, неравнодушные местные энтузиасты создают самородные музеи. Уже несколько десятков лет при сельской школе существует замечательный музей как раз-таки бывшего исторического центра Гуслиц – села Ильинский Погост. Сюда и держим мы свой путь. Ильинский Погост виден с дороги по высокой колокольне Воскресенской церкви. В середине 19-го века на отведенной церкви земле располагались крупные базары, сдавали в аренду мельницу. На вырученные деньги церковь и возвели, освящена она была в 1840-м году. Воскресенская церковь села Ильинский Погост строилась для борьбы со старообрядчеством. Велась летопись, гордились, когда старообрядцы переходили в лоно РПЦ – такие случаи были - 2-3 человека за год. Есть исповедальные книги, которые характерно отражают соотношение новообрядцев и старообрядцев: «Были на исповеди» – перечислено 10 семей, а потом пошли «записные раскольники» - и фамилии 100-150-ти человек. Церковь большая - на 2 тысячи прихожан; служили в ней 3 священника. Величественный, красивый храм с колокольней. Сейчас, правда, можно только дофантазировать, какой он был раньше, если убрать с крыши поросль кустарников, побелить, покрасить и т.п. Хотя есть подвижки – купол сделан не так давно, из Волгодонска был привезен материал под золото, смотрится очень красиво.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ne...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ II (Леон, Леонт) († до 1184), еп. (с 1158), архиеп. (с 1164 (?)) Ростовский (с перерывами). Л. был хиротонисан во епископа Ростова митр. Киевским Константином I летом или осенью 1158 г., после полутора лет вакантности Ростовской кафедры, т. к. его предшественник Нестор лишился епископии еще зимой 1156/57 г., сразу по прибытии Константина на Русь. Поскольку поиск замены для Нестора занял столько времени, Л. не был одним из тех кандидатов на рус. кафедры, которые прибыли из К-поля вместе с новым митрополитом для замены епископов - сторонников митр. Климента (Клима Смолятича) . Нестор и в самом деле отнюдь не принадлежал к приверженцам Климента. Это дает основание догадываться, что удаление Нестора и поставление Л. были связаны с конфликтом между Киевским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и его старшим сыном св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским , к-рого, очевидно, и поддержал Нестор. Но Л. не успел почувствовать сложность своего положения, поскольку уже в мае 1157 г. Юрий скончался и Андрей вопреки завещанию отца стал князем Владимиро-Суздальским. В первый же год своего святительства и правления Андрея Л. успел вызвать резкое недовольство подчиненного ему духовенства и вообще «ростовцев и суждальцев» тем, что «умножил бяше церковь грабяй попы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349; Т. 2. Стб. 493). Это кажущееся противоречивым выражение вызвало дискуссию. Согласно одной т. зр., Л. увеличивал число приходов и соответственно священников с целью получать с последних побольше платы за поставление (Е. Е. Голубинский ); согласно другой, стал взимать церковную подать не по числу храмов, а по числу престолов, увеличив ее, т. о., за счет приделов (Н. Н. Воронин ), или же попросту лихоимствовал (Ю. А. Лимонов). Между тем при прямой и наиболее естественной трактовке - Л. обложил духовенство тяжкими поборами на постройку церквей (П. П. Соколов) - летописное свидетельство хорошо вписывается в церковную политику Андрея Боголюбского, основной идеей к-рой до 1167 г.

http://pravenc.ru/text/2463541.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010