Князя с усиленным войском; – их могла беспокоить и судьба князей и Новгородцев, бывших заложниками в Твери, а потому они в следующем 1317 г. отправили к В. Князю своего Архиепископа Давида, с мольбой о мире и об отпуске на окуп заложников Новгородских. И не послушал Князь мольбы Архиепископа и не отпустил князей Афанасия и Феодора и Новгородцев, бывших заложниками в Твери. Он знал, что столько раз изменявшие ему Новгородцы, в союзе с князем Московским, и теперь не останутся ему верны, и без всякого стеснения и опасения будут ему вредить, если он выпустит из своих рук Афанасия и Феодора, содержание которых в Твери могло удерживать своеволие одних и враждебные действия другого. Притом же такой мир мог казаться и постыдным и бесчестным для В. Князя, а главное непрочным, потому что Новгородцы, только уступая необходимости, предлагали его, не преставая питать в себе враждебные к нему расположения. Ему хотелось не принять условия мира, какие ему предложат, но самому предложить, какие он найдет соответствующими княжескому достоинству, а главное необходимыми для пользы и спокойствия государства. Усиление Московского княжения обширной областью Новгородской, обольщенной князем Юрием, и возбужденной против Тверского Князя, грозило опасностыо и даже гибелью не только В. Князю и его отчине, но и прочим князьям. Вот почему В. Князь с такой настойчивостью и такими строгими мерами, хотел смирить увлеченных Георгием Новгородцев. Вот почему он не иначе согласился на мир с ними, как взявши с них клятву, что они, ни в каком случае, не будут вмешиваться в их распрю с Георгием. И действительно, Новгородцы, сколько ни благоприятствовали князю Юрию, но, поскольку не знали, где он, принуждены были принять условия мира, предложенные В. Князем Михаилом, «чтобы им не вступаться ни за которого из них» и на этом заключили мир. Увидим, как оправдалась предусмотрительность мудрого Михаила. Князь Московский Георгий восхищает достоинство В. Князя «Сыны века сего», говорит Спаситель, «мудрее сынов света в роде своем».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Страна Воскресения» В этом году исполняется 10 лет со дня кончины Георгия Васильевича Свиридова (1915–1998). 16 апреля в 19.00 в Большом зале Московской консерватории, как сообщил  руководитель хора Государственной Третьяковской галереи заслуженный артист России Алексей Пузаков, прозвучит последнее произведение Георгия Васильевича – цикл «Песнопения и молитвы. (Для хора без сопровождения)» в исполнении хора Государственной Третьяковской галереи и мужского хора московского Сретенского монастыря. Это будет первое исполнение полной редакции «Песнопений и молитв». Оно будет сопровождаться видеопроекцией фресок Дионисия из Ферапонтова монастыря, снятых фотохудожником Юрием Холдиным († 2007). Концерт получил название «Страна Воскресения».   Цикл «Песнопения и молитвы», написанный в 1991–1997 годах, занимает особое место в творчестве композитора. Музыка этого цикла, подобно Писанию и молитвам, к словам которых она обращается, бесконечна по духу, говорит обо всем самом важном, касающемся человека и мира. «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях… Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное – находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы… Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа», – эти слова Свиридова могут служить ключом к пониманию цикла «Песнопения и молитвы». Цикл поражает богатством своих образов и настроений. Вереница библейских персонажей встает перед нами. Тут и вечно проклятый Иуда, и самый юный и любимый ученик Христа Иоанн, тут и кающийся блудный сын, и Всемилостивая Богородица. Особняком стоит часть под названием «Из Ветхого Завета». Мощь и необыкновенное по силе жизнеутверждение выражено в Давидовых псалмах – непоколебимый «Царь славы», чудесное светлое спасение трех отроков в пещи («Песнь очищения») и миротворный покой «Господней земли». Совсем иное чувствуется в Новозаветных песнопениях. Предчувствие Голгофы слышно в песнопении «Странное Рождество видевше…». И хотя есть светлая «Рождественская песнь», все же главными остаются песнопения Страстной недели. Больше всего их в последней части цикла под названием «Другие песни». Аскетизмом, строгостью и вместе с тем глубокой сердечностью наполнены «Монастырские стихиры» для мужского хора.

http://pravoslavie.ru/1276.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ Красный († конец дек. 1237, окрестности г. Пронска (ныне рабочий пос. в Рязанской обл.) (?)), кн. Рязанский. Из рязанских Рюриковичей. Предположительно младший сын рязанского кн. Игоря Глебовича († 1195), родной брат рязанского кн. Георгия (Юрия) Игоревича , дядя Рязанского св. блгв. вел. кн. Олега Ингваревича . В большинстве справочников и исследований О. И. отождествляется с блгв. вел. кн. Рязанским Олегом Ингваревичем. Так, напр., решали проблему его идентификации Д. С. Лихачёв и вслед за ним И. А. Лобакова ( Лихачёв. 1949. С. 257; Лобакова. 1997. С. 476). Нек-рые исследователи вопреки наблюдениям А. Е. Преснякова ( Пресняков. 1918. С. 225-226) отрицали сам факт смерти О. И. в 1237 г., т. к. Олег Ингваревич умер в 1258 г. (см., напр.: Кусков В. В. История древнерус. лит-ры. М., 19986. С. 141). Биография Основные сведения о деятельности О. И. есть в древнерус. летописях и поздних хронографах XVI-XVII вв., в «Повести о разорении Рязани Батыем», древнейший список которой сохранился в составе рукописного сборника 2-й трети XVI в., происходящего из б-ки Иосифова Волоколамского монастыря (РГБ ОР. Ф. 113. 526. Л. 229-258 об.). Вероятно, О. И. был в числе князей («своеи братии»), о к-рых говорится в источниках в связи с победой рязанского кн. Ингваря Игоревича в 1219 г. над русско-половецким войском князей Глеба и Константина Владимировичей (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 444; Т. 7. С. 126; Т. 15. Вып. 1. Стб. 329; Т. 24. С. 87; Т. 25. С. 116; Т. 30. С. 85; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 305). Во второй раз о действиях О. И. косвенно свидетельствуют летописные источники в известиях 1237 г., когда поздней осенью в Рязани местные князья во главе с кн. Юрием Игоревичем, а также правители Мурома и Пронска проводили совет, на к-ром решался вопрос о дальнейших действиях после захвата монголами рязанской пограничной крепости Нузла. Было принято решение не пускать монг. послов в города, а выехать к ним на переговоры «на Воронажь». Выслушав требование о десятине «во всем», князья заявили 3 монг. дипломатам, что «олна нас всех не будеть, тоже все то ваше будеть». С «Воронажа» рус. князья отпустили их во Владимир ко двору Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , у к-рого правители Рязанской земли «просяче помочи» (ПСРЛ. Т. 3. С. 74-75).

http://pravenc.ru/text/2578289.html

Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Митрополичьего округа в Республике Казахстан 22 августа 2011 г. 12:27 11-18 августа 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегация  Митрополичьего округа в Республике Казахстан во главе с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром  посетила Варненскую митрополию Болгарской Православной Церкви . В состав делегации вошли руководитель Паломнического центра Митрополичьего округа протоиерей Игорь Светличный, председатель Отдела внешних связей иеромонах Серафим (Петровский), протодиакон Георгий Засыпкин, секретарь Митрополичьего округа О.Н. Овчинников, референты митрополита А.В. Митрошин и Е.С. Сидоров. В ходе поездки гости посетили православные святыни и памятные места Варненской епархии, приняли участие в торжествах по случаю 132-летия основания Военно-морского флота Болгарии, которые возглавил Президент Республики Болгария Георгий Пырванов, встретились с поверенным Республики Казахстан в Республике Болгария Темиртаем Избастином и генеральным консулом Российской Федерации в г. Варна Юрием Соловьевым. 14 августа митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл и митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершили Божественную литургию в Успенском храме г. Каварна. Вечером, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы (по новоюлианскому календарю), митрополит Александр совершил всенощное бдение в Успенском храме с. Оброчище. 15 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Варненский Кирилл, митрополит Астанайский Александр и викарий Варненской епархии епископ Главиницкий Иоанн совершили Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Варны. За богослужением молился митрополит Западноевропейский Симеон (Болгарская Православная Церковь). По окончании Литургии состоялся крестный ход, который стал главной частью торжеств, посвященных Дню города, отмечаемого по древней традиции в праздник Успения Божией Матери. В крестном ходе приняли участие премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, министр обороны Болгарии Аню Ангелов, командующий ВМФ Болгарии контр-адмирал Пламен Манушев, мэр г. Варна Кирилл Йорданов и другие официальные лица.

http://patriarchia.ru/db/text/1601792.ht...

Рано стал участвовать доблестный Князь в битвах своего родителя, которого был лучшею опорою. Горькая была тогда эпоха междоусобий княжеских за наследие Мономаха, престольный Киев, который служил виною раздора между единокровными. Не только старший род Ольговичей, княживший в Чернигове, оспаривал сию великокняжескую столицу у младшего рода Мономаховичей, который в ней водворился по царственной доблести Владимира, хотя и в ущерб роду Олегову, но даже и потомство Мономаха не могло между собою умиротвориться. Изяслав, храбрый внук его, как сын старшего Мстислава, овладел престолом вопреки прав дядей своих, слабого Вечеслава и тревожного Юрия, который искал Киева, не смотря на старейшинство брата Вечеслава, и соединился против своих единокровных с Ольговичами, всегда довольными междоусобиями Мономаховыми. Долго держался Изяслав в Киеве, признавая иногда соправителем и дядю Вечеслава для большей законности; но счастье неоднократно ему изменяло; на краткое время и Георгий восседал на престоле отеческом. В одну из таких счастливых эпох, роздал он уделы южные своим сыновьям и поставил старшего Андрея в соседний Вышгород, потому что это был всегда удел наследников Киевского престола; но внезапно явился любимый Киевлянами Изяслав и бежал опять Георгий, не умевший снискать любви граждан; не могли спасти его доблести сыновние. Не щадил себя в битвах Андрей, вступаясь за родителя, хотя и непрестанно склонял его к миру, ибо видел его непостоянство и сомневался в его праве, при жизни старшего дяди Вечеслава. Мужество Князя особенно прославилось под стенами Луцка, который осажден был войсками Георгия в 1150 году. – Ночью бежали от пустой тревоги союзные ему Половцы и вся дружина начала колебаться, но князь Андрей презрел общий страх и лучше хотел умереть, нежели сойти с места. Он устремился в битву, чтобы отразить сильную вылазку осажденных, гнал неприятеля и был окружен ими на мосту; братья его, Ростислав и Борис, остались далеко, не зная его опасности, ибо пылкий Князь забыл велеть распустить свою воинскую хоругвь; два только воина могли за ним следовать и один из них пожертвовал ему своею жизнью. Камни сыпались с городских стен, уязвленный конь Андреев исходил кровью, острая рогатина прошла сквозь, луку седельную; витязь готовился умереть великодушно, изломав копье, исторг он меч и призвал имя святого Феодора Стратилата, небесного витязя, которого память в тот день совершалась, и, сразив Венгра, готового пронзить ему грудь, благополучно возвратился к отцу. – Добрый конь вынес всадника из опасности и пал мёртвым; благодарный Князь велел схоронить его на берегу реки Стыря. Отец и дядя Вечеслав, который в то время был за одно с Юрием, и все бояре обнимали и хвалили юного витязя, ибо мужески сотворил он паче всех тут бывших, говорит летописец, а воины все твердо веровали, что сам Стратилат спас юношу, призвавшего имя его в битве.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Создание мон-рей продолжалось и в XVI в. В 80-90-х гг. на северо-западе Костромского края, на р. Монзе (правый приток р. Костромы), прп. Адриан Монзенский основал Благовещенский Ферапонтов мон-рь. Два с лишним года в мон-ре прожил прп. Ферапонт Монзенский . Костромской край является родиной свт. Ионы , митр. Московского. В 1433-1453 гг. территория К. и Г. е. неоднократно подвергалась разорению во время междоусобной войны за московский престол между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным и его дядей Георгием (Юрием) Димитриевичем , князем галичским и звенигородским, а впосл.- его сыновьями Василием Георгиевичем Косым и Дмитрием Георгиевичем Шемякой. После поражения Дмитрия Шемяки в битве под Галичем в 1450 г. Галичское княжество было присоединено к Московскому и преобразовано в Галичский у. В XV - 1-й пол. XVI в. в вост. части Галичского у., примыкающей к р. Унже, стали почитать прп. Макария Унженского и Желтоводского, которого местные жители считали защитником от вражеских набегов. После взятия в 1552 г. войсками Иоанна IV Васильевича Грозного Казани и покорения Казанского ханства рус. население постепенно освоило Ветлужско-Унженское междуречье, вошедшее в состав Галичского у. Жившие здесь черемисы (марийцы) приняли Православие и постепенно ассимилировались. Во 2-й пол. XVI в. Дмитрий Иванович Годунов и его племянник Борис Феодорович Годунов способствовали расцвету Ипатиевского мон-ря, где находилось родовое кладбище Годуновых. С 1584 г., когда Б. Ф. Годунов стал фактическим правителем гос-ва при царе Феодоре Иоанновиче , в мон-ре развернулись широкомасштабные строительные работы, продолжавшиеся ок. 20 лет. За это время на месте деревянной обители был выстроен каменный мон-рь. С сер. XVI в. в крае началось строительство каменных храмов. Во 2-й пол. XVI в. были возведены 6 храмов: Успенский и Троицкий в Костромском кремле, Богоявленский в Богоявленском мон-ре в Костроме, Троицкий и Богородице-Рождественский в Ипатиевском мон-ре, Богоявленский в с. Красном (ныне пос. Красное-на-Волге Красносельского р-на Костромской обл.).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Гр. С.Д.Шереметев выставил вопрос: «У вел. кн. Василия Ивановича сын Георгий от Соломонии Сабуровой, с которой он незаконно развелся. Какая судьба этого сына? В Сузд. мон., близ гробницы Соломонии, гробница ее дочери. Три года новая супруга вел. князя литовка, Елена Глинская, бесплодна. Положение ее критическое в виду отвергнутой Соломонии. Ив. Вас. Грозному 12 лет, когда умирает Соломония. Он растет под страхом, что у него есть брат законнее его, Георгий Вас. Развитие его подозрительности не в связи ли с сомнительностью его происхождения? Что побуждало Ивана Грозн. обращать особое внимание на Суздаль? Что побудило его выбрать в жены старшему сыну племянницу Соломонии?» (Р. Арх. 1895, 5, с. 288). Заметим, что известие это идет от Герберштейна (по изд. Старчевского, 18–19, ср. Одерборн, 196, 232–33; Анонимов, 42–43), причем, он сам не доверяет ему, но прибавляет, что слух имеет сторонников. Виновницей его была жена казначея Юрия Траханиотова, за что вел. князь подверг будто бы ее телесному наказанию и удалил от двора. Молва могла смешать Георгия с братом Ивана IV от Елены, родив. после него, 6 лет спустя (Соловьев, VI, 413, и Сказ. Курбского, 183). Соломония (в монашестве Сусанна, Соловьев, VI, примеч. 375) по своей судьбе вызвала религиозное почитание в Суздале и, вероятно, отсюда идет монастырское предание, что она разрешилась сыном Юрием, после пострижения, который жил при ней и умер 7 лет, причем показывают и камень, покрывающий его могилу, возле ее гробницы (Алфав. справ. переч. госуд. рус. и пр., сост. М.Д.Хмыровым , I, 75, ср. 19). Фр. да-Колло пишет, что вел. князь, «не имея удовольствия быть отцом, не весьма уважал супругу, так что я, находясь в Москве, должен был ходатайствовать о свободе брата ее, сидевшего в темнице за легкую вину» (Карамз., VII, пр. 402). Он же сообщает, что, при выборе царем невесты, обыкновенно их осматривали повивальные бабки (ib., IX, 110, ср. VII, пр. 402). О Соломонии и ее чествовании см. еще акт сузд. Покров. мон. 1650 г. (Рус. Стар. т. XVI, 383–384). Книга столовая сузд. Покров. девич. мон. 1685 г. (Архив практич. свед. Калачова 1861, VI, 20 и дал.); о службе ей (Барсуков, Агиография и Строев, 259). Бестужев-Рюмин видел в этих рассказах только легенды (Письма о смутн. врем. 56–57). Мнение м. Платона (II, 36) о показании кн. Курбского см далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

После богослужения Святейший Патриарх Кирилл осмотрел экспозицию, посвященную планам развития Городецкого монастыря и гуманитарного миссионерского центра. Его Святейшество сопровождали полпред Президента в ПФО Г.А. Рапота, министр юстиции А.В. Коновалов, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев и архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мужской монастырь был основан одновременно с городом Городцом в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким. По преданию, народ просил князя внести в новый город Феодоровскую икону Божией Матери, но ее не удалось сдвинуть с места, и потому у въезда в город была основана обитель, названная в честь чудотворного образа. В монастыре перед своей кончиной принял монашеский постриг святой благоверный князь Александр Невский. Он скончался в стенах Федоровского монастыря в 1263 году. Городец и Феодоровскую обитель неоднократно разоряли ордынские ханы. В XVII веке город возродился; в 1700 году Городецкий Феодоровский монастырь вновь стал действующим. В начале XVIII века в монастыре был возведен каменный Феодоровский собор с приделом в честь святого Александра Невского. В 1927 году монастырь закрыли. Колокольня использовалась как водонапорная башня; в корпусах в разное время располагалась районная колхозная школа, трудовая коммуна правонарушителей и др. Храмы были уничтожены; сохранились лишь два крупных монастырских строения. 7 апреля 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил закладку главного храма монастыря — Феодоровского собора. В том же году Нижегородской епархии были переданы исторические келейный братский и трапезный корпуса. 27 мая 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Городецкого мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери в городе Городце. Пресс-служба Московской Патриархии Патриархия.ru Последний день Патриаршего визита в Нижегородскую епархию. Божественная литургия в Феодоровском монастыре Городца.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Стала позолота с подсвечника облезать прямо на глазах! Что же делать?! Дома она достала дорогое чистящее средство: с ним, думает, все быстро получится. Но стоило ей это модное средство нанести, как позолота с подсвечника стала облезать прямо на глазах! Как она это увидела, у нее прямо в глазах потемнело. Представила, что завтра в храме скажет, – и слезы градом полились у нее из глаз. Да и новый подсвечник теперь придется покупать… Села она рядом с подсвечником на пол, слезами горючими заливается, что делать, не знает. В это время с работы вернулся муж. Зашел и видит: посреди гостиной стоит церковный подсвечник, а рядом жена на полу сидит, плачет. Для нецерковного человека ситуация более чем странная. К счастью, ее муж оказался спокойным и благоразумным. Он принес стакан воды, вытер жене слезы, усадил на диван и обо всем хорошенько расспросил. А потом выяснилось, что именно ее муж, и никто другой, может помочь беде и все замечательным образом исправить! Муж работал инженером по металлам в компании, которая занималась поставками железа в разные регионы страны, и знал, что нужно делать в таких случаях. Он завернул подсвечник в пленку и отвез к себе на работу, где с помощью специальных реагентов восстановил позолоту так, что она стала лучше прежнего! А потом отвез сверкающий, как новенький, подсвечник в храм и на всякий случай подарил коробку специального средства для восстановления позолоты. Видит: стоит ее подсвечник у иконы святого Георгия Победоносца. А ведь мужа ее Георгием зовут! Когда в воскресение моя знакомая пришла на службу, увидела знакомый подсвечник на новом месте. Раньше он стоял в дальнем углу, а сейчас его установили в центре храма возле большой иконы великомученика Георгия Победоносца. А моей удивленной подружке бабушки-свечницы сказали, что, когда увидели, каким замечательным стал подсвечник, сразу решили переставить его к особо почитаемой народом иконе. Та их слушала, а сама чуть не плачет, только теперь уже от радости. Ведь ее мужа звали Юрием, в крещении – Георгием!

http://pravoslavie.ru/119172.html

С. Сорокина Еще бы и проповедников побольше. В. Легойда Естественно. Потому что священник должен уметь проповедовать, он должен быть пастырем. Самое главное, что у него сердце должно болеть за свою паству. Все остальное менее важно. Конечно это тема качества церковного образования. Есть такая проблема? - есть. Пытаемся мы ее решить? - пытаемся. Решена она на сегодняшний день? - не решена. С. Сорокина А у вас есть кадровая проблема нехватки священников. В. Легойда Эта проблема всегда есть. Причем есть даже проблема, в каком-то смысле она кадровая. В семинарии приходят те же люди, которые приходят в вузы. И мне как преподавателю вуза и профессор со мной я думаю согласится... Ю. Кобаладзе Кстати, привет не передал с факультета. С. Сорокина Владимир Легойда преподает в МГИМО, как раньше и теперь. Несмотря на ныне занимаемую должность. Равно как и Юрий Георгиевич. В. Легойда Юрий Георгиевич наш любимый профессор. И соответственно мы же видим, кто приходит, все сложности, связанные с тяжелейшим состоянием нашей школы. Я не хочу никого обижать, я низко кланяюсь всем подвижникам учителям, но это очень тяжелая ситуация. И эти же школьники вчерашние приходят и в семинарии. С. Сорокина А в чем тяжелость, в качестве образования или в том, что недостаточно основы православия учат. В. Легойда Да причем тут основы православия. Ну, как-то вы совсем меня оцениваете. В векторе направления движения, ну можем поговорить более подробно. С. Сорокина Да, мы сейчас должны прерваться на новости. Встретимся через пару минут. С. Сорокина Еще раз приветствуем вас. Остановились мы на том, что такое сегодня образование. И какие тут проблемы. Что люди, приходящие в семинарии и академии сегодня те же студенты, кстати, качество и уровень абитуриентов мы с Юрием Георгиевичем хорошо знаем. Поскольку тоже принимаем студентов на творческих собеседованиях это очень даже серьезное испытание. В. Легойда Причем, что это значит в случае с церковью. Для обычного вуза это значит, что у нас в основном абитуриенты это школьники вчерашние. А когда были люди, служившие в армии, после рабфаков и так далее, это и атмосферно составляло другую историю в вузе и интеллектуально, безусловно. После педфаков. Сейчас в основном это школьники и большинство девчонок. В семинариях в основном все равно мальчишки, там нет этой темы, не буду говорить проблемы. Но это в основном школьники. И кстати, еще важный момент. В 90-е годы, когда и семинария была меньше, и проблем было больше у церкви организационно-устроительных. Но тогда было очень много ребят, которые после университетов, иногда не окончив университет, приходили в церковь, потому что не было раньше такой возможности. И вот этот процесс людей, которые с высшим образованием, он сейчас существенно меньше. Потому что тогда приходили те, кто может быть пошел бы в семинарию, но когда поступал в институт, не было такой возможности. И мысли такой не могло быть. И конечно этот университетский призыв сократился.

http://pravoslavie.ru/93238.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010