Да, Валерий Николаевич действительно образец верного сына культуры России. А разве можно забыть выставку в храме святой Ирины в Москве с одноимённым названием его книги «Росс непобедимый», устроенную коллегами и юными ушаковцами к 90-летию писателя, как и сегодняшнюю – попечением Заслуженного художника России Евгения Долгачева и семьи Лапкиных в Доме художника в Можайске... Господи, всего из выставки не перескажешь, как не перескажешь умения В.Н. Ганичева любить Отечество, людей, товарищей по литературному цеху, дружить с космонавтами Юрием Гагариным и Виталием Севастьяновым, полководцами Жуковым, Коневым, Баграмяном и Чуйковым, художниками Павлом Кориным, Сергеем Коненковым, Ильей Глазуновым и Юрием Селиверстовым, композиторами Георгием Свиридовым и Вячеславом Овчинниковым, полярником Артуром Чилингаровым, легендарными летчиками-фронтовиками Покрышкиным, Кожедубом, Ведерниковым, воздавать им должное, замечать молодых талантливых ребят и выдвигать их на передний край. Вообще любовь к людям, к России — это особенная черта Валерия Николаевича, как и умение отдавать себя всего Русскому делу. Тридцать лет назад они вместе с Митрополитом Смоленским и Калининградским, а ныне Патриархом Московским и всея Руси Кириллом создали Всемирный Русский Народный Собор и с того времени до последнего своего земного часа Валерий Николаевич оставался его верным солдатом... В этом году на Великом поле, которое дважды становилось свидетелем подвига наших воинов, вставших на защиту Родины, собираются священнослужители, ученые, писатели, художники, кинематографисты, музыканты и исполнители народных песен, дабы в единении сердец поклониться подвигу участников Бородинского сражения, да и не только им. Можайская земля была местом ожесточенных сражений и в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Тысячи воинов и мирных граждан полегли на Поле русской славы, защищая подступы к сердцу Родины – Первопрестольному граду Москве. Нынче мы снова переживаем нелегкие испытания, спасая от поругания русские духовные святыни и культуру на окраинных рубежах Святой Руси, где гонят Православную веру и Русское слово.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/23/na...

Существует в древнем виде до настоящего времени. (Её план и фасад см. в Собрании карт, планов и пр., л. XVI). [Борисо-Глебская церковь села Кидекши возобновлена в 1239г.,– Лаврентьевская летопись 2 издание стр. 446 (священа была великим священием, как необходимо предполагать, после возобновления). По уверению Тверской летописи, Святослав Всеволодович Юрьевский сам был мастером построенной им церкви: «и създа ю ( церковь ) Святослав чюдну, резаным каменем, а сам бе мастер» (Полное собрание летописей XV, 355).] В Переяславле-Залесском церковь Спаса, заложенная тем же Юрием Долгоруким, а после него доконченная Андреем Боголюбским (Лаврентьевская летопись под 1157г.). Существует в древнем виде до настоящего времени. (Городской собор. Её фасад у Мартынова и Снегирёва в Русской старине, год первый, а фасад и план в сейчас помянутом Собрании, л. XVII). В Юрьеве-Польском церковь святого Георгия, построенная тем же Юрием Долгоруким, а в 1230г. по причине обветшания заменённая новой от его внука Святослава Всеволодовича. Существует до настоящего времени. Весьма замечательна, как мы говорили выше, своими барельефами, которыми украшена сплошь и кругом вся и которые, к прискорбию, в значительной части закрыты позднейшими пристройками. (Её план, к сожалению, без фасада, в сейчас помянутом Собрании, л. XIII). Область Ростовская: В области Ростовской каменные церкви известны в самом Ростове и в Ярославле. В самом Ростове: 1 . Соборная церковь Успения Божьей Матери, вместо сгоревшей деревянной в 1160г., начатая строением после этого года. Когда оконченная – неизвестно (по Тверской летописи освящённая в 1162г.), но в 1187г. исписанная стенным писанием. (Лаврентьевская летопись, 1187 sub. fin.). Перед 1213г. она пала, вероятно, обгорев в великий пожар 1211г., и в этом году князем Константином Всеволодовичем (первым Ростовским после святого Бориса) заложена новая, которая, стояв до 1408г., в этом последнем году сгорела. Ныне существующий собор принимается за перестроенный после 1408г. древний; но мы решительно в этом сомневался и полагаем, что он гораздо позднейший.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В том же направлении великий князь Юрий осуществлял и монетную реформу. На монетах, которые он выпускал, изображался всадник, поражающий змия, т.е. Георгий Победоносец. Святой Георгий был патроном князя Юрия. Выпуск монет с изображением победоносного всадника говорил и о стремлении князя Юрия утвердить единодержавие, и о его решимости бороться с ордынцами (змей символизировал Восток). Вернувшись к власти, Василий II сохранил изображение Георгия Победоносца на монетах, введенное Юрием Дмитриевичем. Позднее оно стало также гербом Москвы. Закончив создание коалиции князей против Василия II, князь Юрий отправил своих сыновей Дмитрия Шемяку и Дмитрия Красного на Нижний. Не успели они добраться до Владимира, как получили известие, что 5 июня 1434 г. их отец умер. Между концом июня 1432-25 апреля 1433 г. Юрий Дмитриевич составил духовную грамоту. В ней он завещал Василию Косому Звенигород, Дмитрию Шемяке — Рузу, Дмитрию Меньшому — Галич и Вышгород. Совместно они должны были владеть жребием князя Юрия в Москве, Вяткой и Дмитровом. В 7-тысячный «выход» со Звенигорода шло 511 руб., с Галича — 525 руб. Князь Юрий Дмитриевич принадлежал к числу выдающихся политических деятелей первой трети XV в. Трезвый политический ум подсказывал ему решения, которые направлены были к укреплению единодержавия на Руси. Он понял, что опорой его на этом поприще наряду со служилым людом может быть русский город. Являясь наследником программы Дмитрия Донского, князь Юрий сознавал, что только в борьбе с Ордой можно добиться создания мощного единого государства. Он умел идти на компромиссы, когда это вызывалось насущной политической необходимостью. Он сам покинул столицу Руси, когда убедился, что сложившаяся там обстановка не давала ему шансов на успех. И вместе с тем князь Юрий снова начал борьбу за великое княжение, как только сумел сплотить вокруг знамени Дмитрия Донского достаточно сил, чтобы нанести поражение Василию II. На Русском Севере распространен был культ Георгия Победоносца, поражающего змия. В.Н. Лазарев, давая общую характеристику русской живописи XV в., отметил: «Образ Георгия особенно почитался на Севере — в Новгородской, Двинской и Вятской областях. Здесь Георгию были посвящены многочисленные церкви; его воспевали в духовных стихах... Постепенно образ «Егория Храброго»... сделался одним из самых популярных тем новгородской иконописи». На Севере образ Георгия Победоносца мог ассоциироваться с князем Юрием, наследником славных традиций Дмитрия Донского, так же как змей — с ордынцами.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

Скачать epub pdf 199. Ярослав II Всеволодович, в св. крещении Федор, великий князь киевский и владимирский сын Всеволода III Юрьевича (Георгиевича) Большое Гнездо, великого князя владимирского, от первого брака с Марией (в иночестве Марфа), дочерью Шварна, князя чешского (богемского). Родился в г. Владимире на Клязьме 8 февраля 1191 г.; постриги (обряд иосажения на-конь) были ему в 1194 г.; сделан князем Переяслава южного (Полтавской губернии) 10 августа 1201 г.; ходил на половцев зимой 1204 г.; «гнал» из Переяслава к Галичу (червенскому), но возвратился с дороги и выгнан из южной Руси Всеволодом Чермным, князем черниговским, в 1206 г.; был с отцом при взятии Пронска в 1207 г.; прислан княжить на Рязань в 1208 г.; по смерти отца принял в междоусобии старейших братьев сторону Юрия (впоследствии великий князь Юрий II) против Константина (см. 110) в 1212 г.; призванный новгородцами, теснил их из Торжка в 1215 г.; возбудив войну против себя и Юрия, был с ним вместе разбит новгородцами под предводительством князя Мстислава Удалого (см. 145) на Липицком поле (в Юрьевском уезде Владимирской губернии) 21 апреля 1216 г.; не пропускал сборщиков дани новгородской через Белоозеро и тем произвел мятеж в Новгороде в 1219 г.; снова призван новгородцами в 1222 г.; бесполезно пустошил с ними область Феллинскую в Ливонии и безуспешно месяц стоял под Колыванью (Ревелем) в 1223 г.; соединенно с великим князем Юрием II воевал против Новгорода в 1224 г.; в третий раз призван новгородцами в 1225 г.; с ними разбил литовцев близ Усвята в 1226 г.; с ними же впервые воевал северную часть Финляндии и без всякого насилия крестил диких корелян в 1227 г.; отвергнутый Псковом, старался вооружить на него Новгород, но, не успев в этом, с досадой без сыновей своих, оставленных им в Новгороде, уехал в свой Переславль-Залесский в 1228 г.; овладел Волоколамском, отчиной Новгорода, и ссорил племянников с дядей, и своим братом, великим князем Юрием II, в 1229 г.; в четвертый раз призван новгородцами, но, вторично оставив у них сыновей Федора и Александра (впоследствии Невский), через две недели уехал к себе, в Переславль, в 1230 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Надпись на камне о существовании Городца уже в начале XI века подтверждается археологическими раскопками, проведёнными известным специалистом по археологическим и культурным памятникам Рязанской области, кандидатом исторических наук Виктором Павловичем Челяповым. В ходе их было выявлено, что городище на месте Городца Мещерского существовало уже в XI веке (Челяпов В.П. Древнерусские памятники на северо-востоке Рязанской земли//Великое княжество Рязанское: историко-археологические исследования и материалы. М., 2005, с. 413-421). Предположение же о том, что первое летописное известие о Городце Мещерском относится к 1152 г., было сделано тем же В.Н. Татищевым. Историк ссылался на такое известие Новгородской летописи 1152 г.: «Юрий, вспоминая городы просто русские, иже быша владения его и отъяты Изяславом, построил Юрьев в поле и другие грады теми же имены» (Татищев В.Н. История российская. Т. З. М.-Л., 1964, с. 241). На основании этого известия Татищев полагал, что «по сему можно мнить, что городы имянами бывших тогда около Киева: Владимир, Вышгород, Галич, Городец, Добрянск» (там же, с. 242). Как видим, В.Н. Татищев полагал, что среди основанных Юрием Долгоруким городов мог быть и Городец, названный в память родного города князя — Городца Остерского, разорённого Изяславом в том же 1152 г. (РГАДА, ф. 201, оп. 1, ед. хр. 40, л. 102 об.; ПСРЛ. Т. 7, с. 56). Однако непосредственные сведения о нём в летописи отсутствуют. Известия об основании князем Юрием Долгоруким церквей и городов в Суздальской земле имеются в ряде летописей. Так, в Воскресенской летописи сказано: «Тогда же Георгий князь в Суздале бе и отверзл ему Бог разумней очи на церковное здание и многие церкви постави по Суздальской стране: и церковь постави камену на Нерли святых мученик Бориса и Глеба, и святого Спаса в Суздале и святого Георгия в Володимере камену ж, и Переслав град перевед от Клещика, и заложи велик град и церковь камену в нем постави святого Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гюргев град заложи, и в нем церковь постави камену святого мученика Георгия» (РГАДА, ф. 201, оп. 1, ед. хр. 40, л. 103; ПСРЛ. Т. 7, с. 57). Такое же известие находится и в Новгородской летописи по списку П.П. Дубровского (подлинник хранится в Российской национальной библиотеке, опубликован: ПСРЛ. М., 2004. Т. 43, с. 67).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии. Кем возвысилась Москва Московский герб 1730 г. На Русь святой Георгий пришел из Византии вместе с принятием христианства. Сын святого Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый первым принял крещение с именем Георгий, положив традицию почитания святого Георгия Победоносца на государственном уровне. Согласно византийскому же обычаю изображать на монетах и печатях как самого правителя, так и его святого покровителя, на монетах Ярослава впервые появляется пеший образ святого Георгия. Ярослав основал и первые на Руси Георгиевские храмы: Юрьев монастырь под Новгородом, для которого в 1170 году была написана древнейшая из сохранившихся икон святого Георгия – по заказу сына благоверного Андрея Боголюбского, князя Георгия, княжившего в Новгороде и ставшего первым мужем грузинской царицы Тамары. В Москву этот образ привез Иван Грозный, и ныне он хранится на северном клиросе Успенского собора. В Киеве Ярослав Мудрый основал Георгиевский монастырь, наподобие Георгиевских храмов Константинополя. День освящения его собора, 26 ноября, стал вторым, «зимним», праздником святого Георгия Победоносца. (По преданию, именно в этот день святой Георгий победил змия.) Имя «Георгий» в переводе с древнегреческого означает «земледелец», и два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: «Юрьем починают, Юрьем и кончают». На Руси его называли Егором и Юрием – от сокращенного Гюргия. Судьбоносное для Москвы событие произошло в конце XI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием – так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч – еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя – всадника, попирающего копьем змия.

http://pravoslavie.ru/33086.html

Скачать epub pdf 171. Святослав III Всеволодович, в св. крещении Гавриил, великий князь владимирский сын Всеволода III Юрьевича (Георгиевича) Большое Гнездо, великого князя владимирского, от первого брака с Марией (в иночестве Марфа), дочерью Шварна, князя чешского (богемского). Родился в г. Владимире на Клязьме 27 марта 1196 г.; привезен на княжение в Новгород 1 января 1200 г.; сменен в Новгороде старшим братом своим Константином (см. 110) в 1206 г.; возвращен Новгороду в 1208 г.; низложенный князем Мстиславом Удалым (см. 145), заключен новгородцами, но потом отпущен к отцу в 1209 г.; по смерти отца получил в удел г. Юрьев-Польский (Владимирской губернии) и, приняв участие в междоусобии старших братьев, взял сторону Юрия (впоследствии великий князь Юрий II, см. 192) в 1212 г.; ходил с братом Юрием осаждать брата Константина (впоследствии великий князь, см. 110) в Ростове в 1213 г.; отряженный Юрием, осаждал с 10 тысячами Ржевку (г. Ржев Тверской губернии), но принужден пятьюстами всадников князя Мстислава Удалого снять осаду в 1216 г.; ходил на болгар камских и сжег город их Ошел (пониже устья Камы) в 1220 г.; ходил с новгородцами на рыцарей в Ливонию, где опустошил берега р. Аа и осаждал, но не взял, город Кесь (Венден) в 1221 г.; получил стол Переяслава южного (Полтавской губернии) в зиму 1228–1229 г.; окончил строением юрьево-польский Георгиевский собор в 1234 г.; уцелев в битве с татарами 4 марта на р. Сити, получил от нового великого князя Ярослава II (см. 199), брата своего, стол суздальский в 1238 г.; по смерти Ярослава II в Орде, сел, как старший в роде, на стол владимирский в 1247 г.; выгнан из Владимира князем Михаилом I Ярославичем Хоробритом (см. 140), племянником своим, в 1248 г.; замещен на столе владимирском другим племянником, Андреем Ярославичем (см. 21) в 1249 г.; ездил с жалобой в Орду, но без успеха, в 1250 г. Умер в Юрьеве-Польском 3 февраля 1253 г. Тело его погребено там же, в Георгиевском соборе. Великий князь Святослав III (именуемый в старинных рукописных святцах святым) был женат на княжне муромской, не называемой по имени (см. 77), и имел сына Дмитрия, который умер схимником в 1269 г. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В ужасе отворачивались и убегали люди. Только царь, не отрываясь, мрачно смотрел на юношу. И Небесный Царь смотрел на Георгия. И Ангелы удивлялись страдальцу, но не смели спросить: «Доколе?» Всё когда-то закончится. Есть у всего предел. Понял царь, что не сломит Георгия. Понял Георгий, что скоро увидит Спасителя. После жестоких мук меч показался ему игрушкой. Стал на колени воин, никогда, кроме молитвы, не стоявший на коленях. Голова отделилась от тела, и ясными были глаза. Моли Бога о нас, Георгий. О тех, кто плавает в море, о тех, кто терпит беду, о тех, кто идёт на бой. Обо всех, кто тебя любит. Обо всех, кто любит Христа. Тебе, близко к Нему стоящему, Христос ни в чём не откажет. На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьём змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий, в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той мест ности. Её отвели к берегу озера и привязали, и она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьём поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками. Святого Георгия особо почитали на Руси, чему свидетели и тысячи храмов в его честь, и поэзия — от древнейших фольклорных стихов до лучших произведений XX века. Традиционно Георгий нередко именуется Егорием Храбрым, Юрием, на Западной Украине — святым Юром. Золото Церкви Есть люди, о которых говорят: «У него золотые руки». Гораздо меньше людей (но всё- таки они, слава Богу, есть), о которых говорят:

http://azbyka.ru/fiction/vozduh-nebesnog...

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в Сарове принял участие в похоронах академика Юрия Трутнева 11 августа 2021 г. 12:09 10 августа 2021 года  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил город Саров, где в этот день простились с академиком Юрием Трутневым — выдающимся российским ученым, создателем отечественного ядерного и термоядерного оружия, который прожил 93 года и трудился до последних своих дней. Утром 10 августа было совершено отпевание Юрия Трутнева в храме в честь святых Царственных страстотерпцев. Затем на площади Ленина состоялся митинг, в котором приняли участие первый заместитель руководителя администрации Президента России Сергей Кириенко, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, генеральный директор государственной корпорации «Росатом» Алексей Лихачев, президент Российской академии наук Александр Сергеев, начальник 12-го ГУ Министерства обороны РФ Игорь Колесников, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, глава Сарова Алексей Сафонов, представители Министерства обороны РФ, Ядерного центра, Саровской дивизии Росгвардии и сотни жителей города. Выступавшие зачитали соболезнования от Президента России Владимира Путина и министра обороны страны Сергея Шойгу. Участники траурного мероприятия прошествовали к Вечному огню за установленным на лафете гробом, покрытым флагом Российской Федерации. От Вечного огня похоронный кортеж направился к городскому кладбищу. Юрий Алексеевич Трутнев был похоронен на Аллее почетных граждан, возле своей супруги Людмилы Сергеевны. Во время церемонии прощания военнослужащие на бархатных подушечках держали награды Юрия Трутнева. Усопшему были оказаны воинские почести: почетный караул, холостые выстрелы в воздух. Военный духовой оркестр Саровской дивизии Росгвардии играл гимн России. Глава Нижегородской митрополии вложил в руку новопреставленного раба Божия Георгия разрешительную молитву. В своем архипастырском слове правящий архиерей отметил: «Вера Христова в том, что человек рождается из небытия в вечность. А земной его путь — " только миг между прошлым и будущим " . И в этот миг земной жизни человек призван Богом сделать выбор… Юрий Алексеевич Трутнев всю свою жизнь положил на служение Родине. А служение Родине — это служение людям, ближним. Он занимался ратным делом — созданием меча и щита, которые нас многие десятилетия оберегают от войны. Когда мы взираем на историю нашего Отечества, то видим, сколько врагов приходили на нашу землю, чтобы ее поработить. И всегда наш народ являл сыновей, которые обладали мужеством, крепостью, силой духа и защищали свою страну. Одним из них был брат наш Георгий, Юрий Алексеевич Трутнев. Господь да упокоит его душу в Царстве Небесном! А нам желаю подражать ему в том, как нужно жить на земле, любить свою Родину и полагать жизнь за други своя».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Открытие и первые концерты Центра хоровой музыки под руководством народного артиста России профессора Э. М. Маркина состоялись в 1986 году. Надо сказать, изначально в проекте Эдуарда Маркина смущало некое обстоятельство, - Театр хоровой музыки расположился в храме. Но по тем советским временам оно было малосущественным. В церквях города Владимира расположены планетарий, архив, проектное учреждение, музей и т.п. За счет размаха и масштаба осуществленного проекта по Георгиевской улице это обстоятельство долгое время было в тени. Спустя 20 лет ситуация переменилась, а бывшая такой нарядной и красивой, Георгиевская церковь сильно сдала, обветшала фасадами, давно не слышно и анонсов концертов Театра Хоровой музыки. 11 января 2006 года Георгиевская церковь возвращена Владимиро-Суздальской епархии Московского патриархата, а Театр хоровой музыки видимо переедет в другое место. Хорошо это или плохо, однозначно трудно сказать. Во всяком случае, хорошо известна пословица " чему быть, того не миновать " . Георгиевская церковь - памятник федерального значения. При подготовке статьи дополнительно использованы материалы следующих источников: http://vgv.avo.ru/1/1/630/006_20.HTM http://www.interfax-religion.ru/ Церковь во имя св. вмч. Георгия находится в центре города, по-прежнему в «земляном городе». По времени своего построения – это древнейшая из церквей г. Владимира. По старинным записям, хранившимся в церкви до 1778 г., Георгиевская церковь основана в 1129 г. великим князем Юрием Долгоруким в честь «своего ангела» св. вмч. Георгия. Вероятно, вначале она была построена по тому же архитектурному типу, как и прочие древние каменные церкви Суздальской области XII–XIII ст., но как внешний вид ее, так и дальнейшая судьба остаются неизвестными до XVII в. Конечно, те бедствия, которые обрушивались на Владимир за время ее существования, не миновали и Георгиевской церкви: она страдала и от вражеских нашествий, и от частых пожаров. Существование ее в XVII ст. подтверждается записью в патриарших книгах под 1628 г.: «церковь св.

http://sobory.ru/article/?object=01842

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010