О, если б мой предсмертный стон Облечь в отчётливую оду! (141–142) 1923 Поразительные строки, лучше чего бы то ни было раскрывающие внутреннюю трагедию поэта, сакрализовавшего своё творчество при тяготении к антропоцентричному мировосприятию. Ходасевич осмыслил и ощутил творчество в секуляризованном пространстве бытия именно как трагедию — никто ни до него, ни после, кажется, не постиг того с подобным совершенством и глубиною. Нет, не понять, не разгадать: Проклятье или благодать, — Но петь и гибнуть нам дано, И песня с гибелью — одно. Когда и лучшие мгновенья Мы в жертву звукам отдаём, — Что ж? Погибаем мы от пенья Или от гибели поём? А нам простого счастья нет. Тому, что с песней рождено, Погибнуть в песне суждено… (246). 1926–1927 О гибельности художественного творчества для поэта и для самого творимого мира — нельзя сказать гениальнее. Здесь прозрение поразительной мощи! Не оттого ли — как знать! — последние десять лет жизни Ходасевич почти не создаёт стихов. Обстоятельства ли не складывались, иссякал ли талант, душевных ли сил не хватало — он пишет всё что угодно, но только не стихи. Книга о Державине, работа над книгой о Пушкине, статьи, эссе, литературная критика… Он работал много, на пределе сил, которые не были у него безграничны. В книге литературных воспоминаний «Некрополь» (1939) Ходасевич дал несколько ярчайших характеристик литераторам-современникам. С его суждениями позволительно не соглашаться, но не считаться с ними — нельзя. Самую же блестящую характеристику он дал самому себе — своими стихами. Георгий Владимирович Иванов Георгий Владимирович Иванов (1894–1958) — ещё один большой поэт, невеликая известность которого мало соответствует размеру его одарённости. Он более изыскан и утончён, чем требуется для массовой популярности. Кажется порою: с высокомерным изяществом взирает он на суетность бытия. И не без брезгливости. Известный портрет, сделанный Юрием Анненковым в 1921 году, передаёт внутреннюю суть натуры Иванова совершенно (и беспощадно?). Поэма в прозе “Распад атома” (1938) сконцентрировала в себе мировидение поэта достаточно откровенно.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Но не дивись тому: земель страх и Царей, Беднее, на песках, скончался и Помпей! 35. Подражание Виргилию Так ты носишь мед не себе пчела, Ниву пашет вол, но не для вола: Так носит руно не себе овца, Вьет птица гнездо разве для птенца citatacitata 283 citata. 36. Надгробная надпись Георию Конискому, сочиненная им самим Колыбель Нежин, Киев мой учитель; Я в тридцать восемь лет сделался Святитель. Семьнадцать лет боролся я с волками, А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами. За претерпенные труды и непогоду, Архиепископом и Членом стал Синоду. Георгий именем, я из Ковиских дому, Коню подобен бывал почтовому. Сего тут падла зарыл грешны кости Год седмисотный пятый девяностый. Конец второй части. 262 Луцк, древний Княжеский Российский город, данный в удел от Великого Князя Владимира сыну его Подвизду, а по другим Подвизу, со всею Волынскою землею, в 1000 году по Р. X. См. Федор Эмин. «Российская история» в 3-х томах. Т. I. стр. 347. Прим. Соч. 263 Полоцк, древний город, завоеванный Великим Князем Российским Владимиром у Рогвольда в 980 году, и отданный потом, в удел, сыну его Изяславу в 989 году. Прим. Соч. 264 Перемышль, древний Российский город, завоеванный Великим Князем Владимиром у Мечислава, Короля Польского в 982 или 985 году по Р. X. См. Росс. Ист. Кн. Щербатова, Т. I. стр. 247 и «История польская, соч. аббата Солиньяка», перевод Федора Эмина с французского, в 2-х частях. 1766., Т. I. стр. 96. Прим. Соч. 265 Туров, древний Великокняжеский Российский город, который дан был от Великого Князя Владимира, в удел, сыну его Святополку в 986, или по мнению некоторых, в 1000 году по Р. X. Прим. Соч. 267 Все почти Российские Историки пишут, что От В. Кн. Владимира в 989 г. дан в удел сыну его Всеволоду город Владимир, без сомнения, Волынский; ибо построение Российского Владимира на реке Клязьме последовало уже в 992 г., что те же самые Историки утверждают, хота а то сумнительно. Справедливость сего доказывает и издатель Российского Географического Лексикона, под словом Владимир, на стр. 61, говоря при том, что сей город построен уже в XII столетии В. Князем Юрием Владимировичем Долгоруким. Ошибку сию некоторые и из новейших писателей сами приметили, но или не зная о состоящем ныне в Польше, а прежде бывшем в России, на Волыни, городе Владимире, либо не имея достаточного сведения о древней Российской Географии, не знали, как оную исправить. Чудно, что г. Емин, хваставшись званием премногих языков, в том числе польского, Литовского и Латинского, проронил важное сие место, не справясь с историками сих народов, тем паче, что сей писатель, сколь ни витиеват и плавен в слоге, свойственном историку, при всем том на многих и таких ссылался авторов, которых и на свете никогда небывало, как-то: Летопись Могилы, Брунона и других. Прим. Соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Скачать epub pdf 58. Всеволод III Юрьевич (Георгиевич) прозванием Большое Гнездо, великий князь владимирский и суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, князя суздальского и великого князя киевского, от второго брака с «гречанкою» (см. 155). Родился на месте, где теперь г. Дмитров (уездный Московской губернии), в 1154 г.; по смерти отца выгнан братом, князем Андреем Боголюбским, из земли суздальской и увезен матерью в Константинополь в 1162 г.; возвратившись оттуда, находился в рати Андреевой при взятии ею приступом Киева 8 марта 1169 г.; вместе с братом Михалком (см. 142) отразил половцев от Переяслава в 1170 г.; по смерти Глеба Юрьевича, князя переяславского, именовавшегося, но без значения, и великим князем киевским, дан Михалком вместо себя Киеву в 1171 г.; захваченный там Ростиславичами, отпущен к Михалку и с ним присоединился к рати Андреевой, двигавшейся на Киев, в 1173 г.; по смерти Андрея отправился было с Михалком в землю суздальскую, но, видя усобицу, возвратился на юг, в Чернигов, в 1174 г.; призванный оттуда с братом же владимирцами, посажен Михалком на стол Перелавля-Залесского в 1175 г.; по смерти Михалка пересел на стол владимирский и через неделю разбил другого претендента, Ярополка Ростиславича, племянника своего, 27 июня 1176 г.; поразил Глеба рязанского с половцами на р. Колокше и допустил ослепление племянников своих, Ростиславичей, мятежными владимирца-ми в 1177 г.; воюя с новгородцами, сторонниками Ярополка Ростиславича, испепелил Торжок и Волоколамск в 1178 г.; воевал с князем Святославом черниговским в 1180 г.; взял Торжок и заковал Ярополка в 1181 г.; ходил на болгар, называемых в летописи серебряными, осаждал их Великий город, но возвратился, заключив с ними мир, в 1183 г.; посылал новую рать на болгар в] " в г.; огнем и мечем пустошил землю князей рязанских, ему непокорных, в 1187 г.; явил первый пример обряда постригов, торжественно исполнив его над сыном своим, трехлетним Юрием (см. 192), в 1192 г.; посылал своих бояр возводить Рюрика Ростиславича на стол киевский, продолжавший именоваться великокняжеским, в 1194 г.; ходил войной на землю вятичей, владение Ольговичей черниговских, в 1196 г.; проник в глубину степей половецких, заставил половцев бежать от р. Дона к морю в 1198 г.; подчинил себе Новгород к 1201 г.; заковав на пиру князей муромо-рязанских, взял после трехнедельной осады Пронск в 1207 г. и сжег Рязань в 1208 г.; докончив завоевание Рязанского княжества, примирился с Ольговичами черниговскими в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В середине 1930-х через связи отца ее устраивают работать в журнал «Наш Союз», по сути – это голос парижского «Союза возвращения на родину». Как бы она ни была наивна, но неожиданно появившиеся в семье деньги, таинственные исчезновения отца, который сообщал, что едет в «командировки», не могли не вызвать любопытства у дочери: чем же занимается отец? А отец занимался вербовкой эмигрантов и получал деньги из Москвы за активную работу наводчика. По некоторым сведениям, он завербовал около 24 человек. Да прозрела ли она потом? Узнала ли она в Москве о смерти Гаяны? Круг их был слишком узким, и слухи должны были до нее дойти хотя бы через П. Н. Толстого. В 1939 году Ариадна была арестована. Пятнадцать лет спустя, в мае 1954 года, А. С. Эфрон посылает из Туруханска, где она отбывает ссылку так называемых «повторников», заявление на имя Генерального прокурора СССР Руденко с просьбой о пересмотре дела и об отмене приговора. В заявлении она, в частности, напишет: «Меня избивали резиновыми ‘дамскими вопросниками’, в течение 20 суток лишали сна, вели круглосуточные ‘конвейерные’ допросы, держали в холодном карцере, раздетую, стоя навытяжку, проводили инсценировки расстрела...» И далее: «Я была вынуждена оговорить себя...» И еще: «Из меня выколотили показания против моего отца...» 14 В результате она признается в своей шпионской деятельности на французскую разведку. В большой игре – большие ставки, но с чертями лучше не садиться играть в подкидного дурачка. А ведь лукавого трудно определить сразу, он коварно превращается в доброго пастыря. Сколько было этих, заманенных Сталиным?! Блок записал на память две строки Бальмонта: «Святой Георгий, убив дракона,/Взглянул печально вокруг себя». В 1915 году у ММ (тогда – Е. Ю. Кузьминой-Караваевой) вышла в свет философская повесть «Юрали». Это ритмическая проза, напоминающая ветхозаветные апокрифы. Герой повести – молодой певец, сказочник, учитель. Он похож на проповедника, его искания порой непоследовательны и даже противоречивы. Поэтесса назвала своего героя Юрали. Первая часть имени – усеченное «Юр», сокращенное от Георгий (Юрий), в память о любимом отце Елизаветы Юрьевны. Вторая часть – от мусульманского «Али» – мудрый, возвышенный. В те далекие годы работы над текстом «Юрали» поэтесса еще не знала, что у нее родится сын и она его назовет Юрием.

http://bogoslov.ru/article/5098393

Самый жаркий день за все лето. Гуляли и потели до докладов. Мой разговор с д. Алексеем перед завтраком. В 2 1/2 смотрел 9 челов. моего 1го Восточно-Сибирского стрелк. б., прибывших для службы в Сводном батальоне. С наслаждением купался в море. В 7 ч. поехали в Красное Село. Обедали у себя внизу с д. Владимиром, т. Михень, д. Мишей и Георгием. Разразилась сильная гроза, но духота была все-таки колоссальная! Вышли в сад перед палатку, откуда смотрели на замечательные яркие молнии. Читали до 11 ч. 25-го июля. Вторник. К счастью день простоял великолепный и жара была небывалая: 24 град. в тени. В 9 1/4 отправился из дому верхом на в венгерке на Военное поле, где началось тактическое учение всей кавалерии под руководством Николаши. Решены были две задачи, вторая длинная атака на линии пехоты. Аликс и все дамы с инвалидами семейства — Георгием и Юрием — смотрели с Царского валика. Ученье закончилось церем. марш., причем полки 2й кав. дивизии проскакали полевым галопом. Оттуда я проследовал за д. Кирпуны к месту смотра некоторых батарей со всех бригад округа. Особенно меня занимала стрельба и фугасное действие мортирных батарей. Около 2х вернулся домой почти изжаренный. Был большой завтрак для начальства. Целый день обливались потом. В 6час. отправились на скачки, прошедшие вполне благополучно. Раздавал как всегда призы за стрельбу офицерам и нижн. чинам. С места скачек вернулись в Петергоф. Заехали к Ксении и Сандро — годовщина их свадьбы. Обедали вдвоем и катались; вечером еще было 19°. Кличка лошади. 26-го июля. Среда. День простоял серый и теплый. Вчера был свободный для меня день, сегодня опять принялся за занятия. После докладов принимал на Ферме. Завтракал у нас д. Миша. Читал. Катался на велосипеде и купался в море, Аликс присутствовала при этом. После чаю еще читал. Перед обедом шел дождь. Вечером прокатились по Ропшинскому шоссе и на Бабигон. 27-го июля. Четверг. С 23° температура опустилась до 14° и это уже кажется чувствительным. В течение дня было всего два коротких дождя.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Б. Межуев:  - Есть история, но можно ли ее подтвердить, не знаю, будто Гайденко и Давыдов пострадали во время подписных кампаний. Они заступились за кого-то, кого посадили, и подписали письмо какое-то, а за это вроде даже были изгнаны из Института Философии. Пиана Павлова работала в Институте естествознания и техники. Поэтому она писала много книг, посвященных философии естествознания. А. Михайловский:  - Книги, которые я принес сегодня, «История греческой философии в ее связи с наукой», «История новой европейской философии в ее связи с наукой». Это огромный масштаб. От Фалеса и Пифагора до Ньютона и даже далее, до Кантора, Гейзенберга и далее, но здесь уже в этих книгах она не говорит, как мыслитель, отвечающий на экзистенциальные вопросы. Мой старший коллега, Василий Георгиевич Моров, сказал в недавней беседе, что скорее всего ей переломили хребет.  Б. Межуев:  - Была такая точка зрения. Но это не помешало ей писать потом. Конечно, ее заставили сменить тему и заняться таким сайентизмом, это продукт тех событий. Но то, что она потом писала и по русской философии... Да, очень хорошая книга в соавторстве с Юрием Николаевичем Давыдовым, посвященная Максу Веберу, например.  Е. Никифоров: - Как вы ощущаете ее христианство?  Б. Межуев:  - Не знаю, была ли она человеком церковным, это ее дочери нужно вопрос задать. Она была человеком очень уединенным, особенно в конце жизни. Многие загадки своей жизни сохранила в себе. Может быть, более чем кто-либо из ее поколения. Но в истории философии для меня важен тот самый консервативный компонент, драйв. Когда ты чувствуешь, что за мысль надо отвечать. В современной истории философии, реже западной, чаще российской, есть ощущение, что это развлечение.  Е. Никифоров: - Как вы могли бы сформулировать христианство Пианы Павловны? Это продолжение размышления о времени и пространстве, то есть чисто философский дискурс или это была часть уже реальной жизни? У Хайдеггера меня всегда поражало, что все эти философы стремились к сущности,  к Дазайн к тому, что можно прорваться сквозь гигантскую плотность мыслей, слов, образов, ассоциаций, прорваться к сущему, к Богу, реальности. 

http://radonezh.ru/2021/07/15/vse-chto-d...

Может быть, он где-то был податлив на влияние, не всегда умел принимать решения в неожиданных ситуациях, но он старался, особенно после поражения на Липице, решать все миром. Во второе великое княжение, которое близкий к смерти князь Константин сам завещал ему вместе с опекой сыновей своих, Василька и Всеволода, Юрия Всеволодовича уважали, младшие князья признавали его власть, но единой державы все равно не было. И после Калки, на которую посланный князем Юрием отряд просто не поспел, все осталось по-прежнему: продолжались попытки подчинить вольнолюбивый Новгород Великий, воевали с мордвой, даже, увы, возымел обиду князь Ярослав на брата Юрия… Конечно, в то же время строились и украшались храмы, играли свадьбы… И многие верили, как всегда хочется людям верить, что страшные неведомые кочевники ушли навсегда, что это было не Божие предупреждение — опомнитесь, помиритесь все, объединитесь! — а только страшный сон. В суете обычной жизни многое казалось не очень важным, привычным, простительным; многие князья, которых мы сегодня почитаем как благоверных, в том числе и князь Михаил Черниговский, и сам князь Юрий, неоднозначно вели себя. Но внезапно пришла Вечность. Шел год 6746 (1237/1238). Была зима. Реки сковало льдом, и по ним можно было легко и быстро перемещаться. Но на этот раз это обыкновенно приятное обстоятельство оказалось роковым, открыв захватчикам пути почти ко всем городам Руси. И вот за считанные недели с лица земли исчезает прекрасное, величественное, могучее Древнерусское государство с его высокими теремами, чудесными искусствами, богатой литературой, замечательными людьми. Исчезает навсегда, мы теперь только отчасти можем представить себе тех русичей и ту страну, в которой они жили. Можем только отчасти представить и то , страшное, кровавое, изощренно жестокое, называемое татаро-монгольским нашествием, в чем они погибли. Великий князь Георгий Всеволодович объезжает на ладьях вновь завоеванные земли в устье реки Оки. Художник Г. Мальцев Первой на пути монгол была Рязань; после пятидневной осады она была взята, полностью сожжена и уничтожена, жители поруганы и зверски убиты.

http://pravoslavie.ru/158696.html

Очень хорошо помню рыжую лошадку и ходок – тогдашние наши транспортные средства передвижения. Надёжные и здоровые были эти средства передвижения. Ещё хорошо запомнился велосипед и пробковая шляпа-шлем, которую любил носить летом твой папа. Хорошо помню твою маму Антонину Фёдоровну и всех её братьев и сестёр. Именно в это время в Хайлар приехал из Маньчжурии консул из Советского консульства. На банкете бизнесменов, как сейчас говорят, он произнёс тост за Сталина. Консул заметил, что папа поднял бокал, не выпив. Консул, заметив это, громко сказал: «Товарищ Волегов, Вы не выпили за Сталина!», на что папа спокойно ответил, что он не пьёт вообще и, выпив сейчас, он уронит своё достоинство. После этого эпизода мы ждали с ужасом ареста папы, но Бог милостив, этого не произошло. Вспоминая добрым словом всех без исключения моих родственников и наших общих знакомых, Георгий переходит к своему отъезду из Хайлара: «Выехали мы из Хайлара в двадцатых числах 1954 года с большим душевным подъёмом, хотя где-то украдкой в тайниках души была тревога за будущее; жаль, конечно, было расставаться с насиженными местами. Но воспитанное во всех нас чувство патриотизма и любовь к Отчизне возобладало над всем. Это чувство, несмотря на все невзгоды и переживания, сохранилось и сейчас. Кстати, как впоследствии достоверно стало известно, всем взрослым был уготован ГУЛАГ, а детям – детдом. Но Господь Бог не допустил этого. Большевистское руководство грызло друг друга, с приходом Хрущёва Н.С. потеплело. В то время им было не до нас. Их всех поглотила внутренняя борьба за власть. Итак, в начале августа мы прибыли на целину в Омскую область, Горьковский район, Иконниковский совхоз, где я сначала работал бригадиром на животноводческой ферме; затем через год меня направили руководить кооперативом (торговым) в этом же совхозе. Так началась моя торговая деятельность. Пришлось учиться советской торговле и так далее». Тут Георгий подробно описывает все этапы пройденного пути и образования, полученного братьями Георгием, Юрием и Александром; развитием жизни семьи, воспитания и образования детей (сын Димитрий уже 27 лет работает хирургом-стоматологом в поликлинике военного госпиталя). А сам Георгий вышел на пенсию с должности главного специалиста сметного отдела.

http://azbyka.ru/fiction/lyudi-i-sudby-v...

Может представиться странным, каким образом «мужи» князей, следов. их подчиненные могли быть судьями князей, хотя бы и третейскими? Это действительно странно, но мы имеет множество примеров из последующих веков, что в тяжбах между князьями судьями третейскими обычно были их бояре с тем только непременным условием, что они избирали или – выражаясь языком того времени «из ряжали себе третьяго» – суперарбитра. Таковым суперарбитром, как было сказано выше, избирался даже обязательно, митрополит. Вот эти примеры. В «докончальной» (договорной) грамате Вел. князя Димитрия Иоанновича Донского с князем Владимиром Андреевичем от 1388 года читаем: «А которая дела учинятся межи нами, н нам отслати своих бояр, ине (и они) нсправу учинят; а о чем сопрутся, ини (и они) едут к митрополиту, а не будет митрополита в сей земле, ине на третий, кого себе изберут: а которые бояре умолвят, то подоймет князь, которого умолвят (т. е. повинят, осудят), а боярам вины нет» 34 . В договорной грамате Рязанского князя Ивана Федоровича с князем Георгием (Юрием) Димитриевичем Галицким от 1433 г. читаем: «А что ея про межи нас учинит какова обида и нам от слати своих бояр и они учинят исправу; а о чем ея сопрут, ино им третей отец наш митрополит; а кого митрополит обвинит, ино ему обидное отдати, а не отдаст ино тебе то великому князю отправили, а то тебе не в измену, а так с обе стороны» 35 . В договорной грамате Суздальских князей Василия и Федора Юрьевичей с князем Димитрием Юрьевичем (Шемякою) от 1446 г. читаем: «А об обидных делех тобе, господине, отслати судей опчих, и нам, господине, отслати своих судей, и ни тому исправу учинят, а чего наши судьи не узнают, ино им третей ты, господин наш князь Дмитрий Юрьевич, до отца твоего до митрополита“ 36 . В договорной грамате князя Тверского Бориса Александровича с Вел. Кн. Василием Васильевичем от 1451 года читаем: «А что судил Киприан митрополит суден наших обчих Полукарпа и Михайла, и Ивана, и Клеменьтья, или что судили суды: наши обчии и граматы подавали, и что будет взято, то взято, и что будет не взято, то есмя ногренули (отступились) и граматы тех судов подрали, а кто выложит тех судов граматы, ино их подрати же“ 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Вечная память! Maria Popova 29 января 2017, 12:21 Нужно распространить эту информацию Георгий 3 июня 2016, 20:13 Этот материал необходимо распространять как можно больше. Об этом ужасе, к сожалению, мало кто знает. Андрей 30 октября 2015, 20:51 Нужен международный трибунал по преступлениям усташей по типу Нюрнбергского,чтобы все это вошло в учебники по истории и не имело шансов на повторение. А также международное признание геноцида сербов хорватами-усташами по этническому принципу. Вера 1 октября 2015, 00:32 Кто после этой информации поедет отдыхать в Хорватию (Кроацию)? Екатерина 30 апреля 2012, 10:22 И сейчас продолжается на земле Сербии геноцид сербов. В 21 веке в центре Европы. Многострадальный народ. Помоги им Господь и Матерь Божия! Сербия и Россия - сестры! Владо Зрнгич 11 апреля 2012, 21:39 Мой коментар будет кратким! Я, Владо Зрнич родился 17 феврал 1930 года в селе Туряк район Боснийская Градышка, Республика Сербска БиГ. Я вместе с матерью и остальными детьми, которых было всего 9, 7 июля 1942 и многими жителями восточного Подкозаря, были интерныровани в концлагеря Фшистской ХОРВАТИИ. Первый лагерт, в который я попал, был Старая Градышка. Здесь проводилас расортировка узников по другим лагерям: -Я со своими сверстниками с Козары был направлен в детский лагерь Ястребарско. - Вскоре мы были освобождены бойцами и командирами 4 кордунской партизанской бригадой под командой легедарного её командира С КОРДУНА Николаем Видовичем. Что было до и после того и вообще, как развывались события, я написал в книге В. Зрнич " Югославия в огне " , " КОЗАРА " .(Vlado.Zrnicy@ya.ru) Ульяна 27 февраля 2012, 18:08 Согласна с пользователем Юрием Алексеевичем. Побольше бы таких сильных, честных статей об истории Европы! А то некоторые наши соотечественники видят сучок в глазу нашей истории и не видят бревна в глазу европейской истории. Честные статьи об истории Европы не оставят камня на камне от утверждений таких клеветников как Познер И Сванидзе. Ульф 8 декабря 2011, 00:27 (т.е. единокровными сербами-католиками)

http://pravoslavie.ru/43279.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010