В основе наших размышлений я использовал опыт лютеранских земельных Церквей в Балтийских республиках. Здесь, конечно, мы должны усмотреть между ними разницу. Если Эстония является фактически лютеранской страной, то в Латвии имеется три основных конфессии (католичество, лютеранство, православие), а в Литве среди общего числа христиан лютеране составляют незначительное меньшинство. Надо заметить, что на фоне секулярного общества лютеранские Церкви, которые в Эстонии и в Латвии до войны были государственными Церквями и оставили сильный след протестантской этики на государственном устройстве, ныне стали Церквями меньшинства. Лютеранство утвердилось в регионе Балтии одновременно с победой Реформации и г. Рига (столица Латвии) стал одним из важных центров лютеранства. Позднейшие переделы Балтии между Швецией и Польшей, а потом и Россией определили конфессиональные границы, и Балтия, а особенно территория Латвии, стала очень своеобразным и уникальным регионом соприкосновения различных культурных типов . Так, через Латвию проходит граница между северной и южной Европой - здесь встретилось католичество юга Европы с лютеранством севера, а также граница между западным и восточным религиозно-культурным типом: между " западными " конфессиями - католичеством и реформированным католичеством (лютеранством) и восточным православием. Перекрещивание обеих выше названных культурных границ делает Латвию очень интересным объектом для изучения практического экуменизма и взаимного влияния разных христианских парадигм, поскольку все конфессии научились жить вместе в сбалансированном мультикультурном обществе. Балтийские Церкви, как и другие восточноевропейские Церкви из-за агрессивного распространения коммунистической идеологии и оккупации со стороны СССР, были на сорок с лишним лет оторваны от общеевропейского богословского развития. Агрессивная среда, где Церковь должна была защищаться и сохранить свою идентичность, создала своеобразное богословие и церковную практику. Как известно - внешняя опасность делает Церковь консервативной, потому что только в такой форме возможно пережить гонения и полную рациональную неопределенность. В послевоенные годы лютеранская Церковь в Латвии была особой мишенью коммунистического режима , поскольку прежде она являлась государственной Церковью. Почти все богословские контакты с западом были перерезаны, довоенные активные связи со скандинавскими странами и Германией - парализованы, но стали возможны и поощрялись связи с востоком . Сегодня очень интересно наблюдать, что в практику лютеранской Церкви проникли элементы католического и православного богословия, что является результатом взаимного влияния трех конфессий в замкнутом пространстве (ярким примером этого является очень сильная, на фоне европейского лютеранства даже непонятная оппозиция против рукоположения в духовный сан женщин).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=988...

Оратор указывает, что все просьбы к прошлому кабинету о предоставлении правосл церкви в Латвии тех же юрид прав, какие уже предоставлены другим церквам, остались гласом вопиющего в пустыне. «То, что всем дано, нам не дано и не дается». Получалось такое впечатление, что прав во как бы радовалось нашим затруднениям и нарочито затягивало устранение их. Во главе этого удушения нас бесправием всегда шло министерство внутр дел, а с его камертона пели и прочие министерства и даже то высокое учреждение, которое по идее своей должно быть руководителем в области законности, а на деле обратилось в политический флюгер, служащий политическим ветрам данного момента. Православную веру в Латвии исповедуют 167,5 тысяч полноправных граждан Латвии. Разумная государственность должна бы внушать заправилам госуд корабля, что с таким количеством граждан нельзя не считаться, что их нельзя низводить на положение бесправных и удушаемых, ибо как никак это количество составляет почти 10 проц всех живых сил Латвии. Между тем здания Православной Церкви реквизированы вопреки правам и воле прав церкви. Богатейшие, громадной ценности библиотеки сих заведений исчезли без ведома церкви неведомо Живые преподавательские силы разгромлены. А для лютеранской церкви на госуд средства содержится богословский факультет при университете. Для католиков на госуд средства куплено и оборудовано среднее пастырское учебное заведение. Высшее богословское образование католики получают на госуд средства за границей. Только у православных отнято, что у них было, и ничего вместо отнятого не дается. Мы, православные, получаем впечатление, что нас удушают не только бесправием, но и насильственно создаваемое духовною тьмою, невозможностью пополнить пастырские кадры надлежаще подготовленными пастырями. В Православной Церкви особою формою религиозной жизни является жизнь монашеская, монастырская. И в новообразовавшихся государствах невозбранно существуют православные монастыри. В пределах Латвии был единственный мужской монастырь – Алексеевский. Он удушен. Здания и святыни его реквизированы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Закрыть itemscope itemtype="" > Всем нужно, наконец, понять, что Православие не было принесено в Латвию на советских танках в сорок пятом году 18.01.2006 367 Время на чтение 6 минут Положение православных верующих в бывших (или независимых) прибалтийских республиках является камнем преткновения для многих политических и общественных деятелей как России, так и ближнего зарубежья. Особую остроту этот вопрос приобретает в Латвии. В преддверии первого визита патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Республику Латвия в интервью корреспонденту портала " Интерфакс-Религия " Ольге Кирьяновой ситуацию прокомментировал митрополит Рижский и всея Латвии Александр. - Согласно данным государственной статистики, православные являются одной из самых крупных религиозных общин Латвии. Почему же депутаты латвийского сейма вновь отказали православным в просьбе объявить православное Рождество нерабочим днем, хотя это пожелание поддерживает и глава Евангелическо-лютеранской церкви страны архиепископ Ванагс? Намерена ли Латвийская православная церковь предпринимать дальнейшие шаги в этом направлении? - Мы сейчас стараемся достичь договоренности, чтобы те, кто празднуют Рождество Христово 7 января, могли не выходить на работу в этот день, и их бы за это не наказывали. Этот вопрос касается и старообрядцев - четвертой по численности христианской деноминации Латвии, которые тоже придерживаются старого стиля. Мы считаем, что, если того требуют интересы организации, человек может отработать пропущенный на Рождество рабочий день в одну из суббот. Такую норму мы хотим предложить в Закон о Православной церкви, который сейчас разрабатывается совместно нами и министерством юстиции Латвийской Республики. - Рождество Христово - храмовый праздник главного православного собора Риги. Как продвигается его восстановление? - Возрождение рижского Христорождественского собора - главная наша гордость последних лет. Это величественный храм, огромный по меркам Латвии. Сейчас на нем красуются новые купола, установлены новые иконостасы в приделах и нижнем храме, вокруг церкви возведена изящная прочная ограда. Продолжается наружный капитальный ремонт - самая дорогостоящая часть восстановительных работ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

«Московский Патриархат приветствует усилия эстонского руководства по урегулированию вопросов собственности ЭПЦ МП», - сообщает РИА «Новости» . «Согласно протоколам, 14 храмов и 4 церковных дома подлежат оформлению в долгосрочную аренду ЭПЦ МП на 50 лет. Однако процесс переговоров с органами местного самоуправления и передачи имущества ЭПЦ МП затянулся. Пока в собственность ЭПЦ МП переданы только церковь в Вильянди и храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая в Копли/Таллин/», - отмечено в сообщении. Тот же сайт сообщает, что «Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата заинтересована в ускорении решения ее имущественных вопросов» . «В Эстонии сохраняется очевидное неравноправие между ЭПЦ МП и ЭАПЦ» , - отмечает сайт «регионы России», цитируя сообщение Службы коммуникации ОВЦ связей Московского Патриархата. В заявлении, в частности, отмечается, что «ЭПЦ МП останется лишь арендатором церковной недвижимости, в то время как ЭАПЦ обладает правами собственности на здания, занимаемые ее приходами. Такое положение противоречит официальным соглашениям Константинопольского и Московского Патриархатов от 22 апреля 1996 года и 19 февраля 2001 года, в соответствии с которыми все православные Эстонии должны получить равные права, включая право на имущество». Полный текст заявления можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. На сайте «Регионы России» цитируются слова главы МИД России Игоря Иванова о ситуации в Прибалтике: «Яркий пример систематического нарушения обязательств, содержащихся в Хартии европейской безопасности и других документах нашей организации (ОБСЕ), - ненормальная ситуация с русскоязычным населением в странах Балтии»… Он также констатировал ухудшение ситуации в области свободы передвижения и контактов людей». «Православные Латвии до сих пор не имеют выходного даже в дни главных праздников – Рождества и Пасхи», - передает «Седмица.Ru». При этом, в сообщении отмечено, что согласно новому закону, принятому в Евросоюзе, «выходные дни в свои религиозные праздники получат не только представители основных конфессий, но и нетипичных для той или иной страны. Мусульманам, например, дадут отпуск для паломничества в Мекку». В Латвии же вопрос даже с традиционной религией до сих пор остается нерешенным: «политики Латвии по-прежнему пропускают мимо ушей не только пожелания верующих, но даже вежливые подсказки европейских и международных структур. И новый европейский закон о праве на отправление религиозных обрядов в Латвии, похоже, вновь не заметили. Среди заданий, решить которые Латвии предстоит до мая будущего года, ратификация этого документа не значится».

http://pravoslavie.ru/4866.html

В том же году в ходе эвакуации всего населения немецкими властями о. Кирилл вместе со своей общиной, со всей церковной утварью был увезен в Латвию, в г. Бауск. Здесь, в Латвии, до конца своей жизни о. Кирилл служит только в Церкви. 20 сентября 1943 года Рижским епископом Иоанном (Гарклавсом) он был назначен в Спасо-Преображенскую пустынь Валгундской волости Митавского уезда. Но постоянного служения о. Кирилла в Пустыньке пока не получилось: из?за нехватки священников его часто отзывали служить в разные места Латвии. Он временно, до приезда о. Сергия Виноградова, служит в женском монастыре г. Илуксте, Двинского уезда, а осенью 1949 года помогает ослепшему настоятелю Троицкого храма в с. Голышево в Латгалии; затем совмещает служение в Дубултском Свято-Владимирском и в Кемерском Петропавловском храмах. На Пасху 30 марта 1953 года по благословению архиепископа Филарета о. Кирилл был возведен в сан игумена и осенью этого же года – 23 октября – его назначили на постоянное служение в Спасо-Преображенскую пустынь. С этого времени началось ее возрождение, духовное и материальное, превращение ее в духовный центр для жителей не только Латвии, но и всей страны. Все это совершилось благодаря духоносному служению в ней старца Кирилла, великого молитвенника и доброго пастыря. Пустынька была мало кому известна за пределами Латвии. В нее, бедную, разоренную войной, приезжали редкие паломники, в основном из Латвии. Но прошло немного времени, и народ потянулся в нее со всех концов страны – от Владивостока до СанктПетербурга. Существует предание, что на месте Пустыньки жил когда?то старик-лесник, латыш. Трижды ему было видение православного креста. «Что?то здесь должно быть, – говорил он собратьям, – наверное, русская церковь ». Сестры Мансуровы, Екатерина Борисовна (1861–1926) и Наталья Борисовна (1868–1935), подвижницы, исполненные миссионерского духа, основали в Риге в 1892 году женскую общину, переименованную в 1902 году в Свято-Троицкий женский монастырь – оплот Православия в Прибалтийской окраине. Они попросили землю для нужд монастыря, и в июле 1894 года монастырь получил высочайший дар от Государя: 173 десятины земли с лесными угодьями недалеко от Митавы 2 , близ реки Аа.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

16 Архиепископ Иоанн. Чем потешаются. «Вера и жизнь», 1927, No 2, с. 10. 17 Речь архиепископа Иоанна в сейме о несправедливостях по отношению к Православной церкви в Латвии. «Вера и жизнь», 1926, No 6, с. 6. 18 ЛГИА, ф. 7469, оп. 1, д. 31, л. 62. 19 См.: ЛГИА, ф. 7469, оп. 1, д. 66, л. 99; д. 68, л. 25–26, 30, 135–136; Поммер А. Православие в Латвии... С. 101. 20 См.: ЛГИА, ф. 7469, оп. 1, д. 31, л. 28. 21 Balevics Z. Pareizticgo baznca Latvij. Rga: Avots, 1987. 65.–66.lpp.; Екабсон Э., Флейшман Л. Первый российский консул в независимой Латвии. В кн.: Avoti. Труды по балто-российским отношениям и русской литературе. В честь 70-летия Бориса Равдина. Ч. I. Белобровцева И., Меймаре А., Флейшман Л. (ред.). Standford: Slavic studies, 2012. С. 136. 22 См.: Н.И.Ш. Обновителям церкви. «Вера и жизнь». 1923, No 5/6, с. 30–31. 23 См., например: Архиепископ Иоанн. Годовщина кончины патриарха Тихона. «Вера и жизнь», 1926, No 5, с. 6–8; Он же. Заговор. «Вера и жизнь», 1928, No 7, с. 97–100; О Руси страждущей. Речь архиепископа Иоанна, произнесенная на открытии в Режице памятника воинам, павшим в мировую войну. «Вера и жизнь», 1927, No 11, с. 1–4; Память жертв лихолетья. (Речь архиепископа Иоанна перед всенародной панихидою по жертвам десятилетнего лихолетья в России, в Рижском кафедральном соборе, 6 ноября 1927 года). «Вера и жизнь», 1928, No 1, с. 4–10. 24 Так, например, российские эмигранты просили у синода разрешить открыть в Риге «эмигрантский» приход. Синод ЛПЦ на заседании 23 октября 1925 года отклонил эту просьбу. См.: ЛГИА, ф. 7469, оп. 1, д. 68, л. 113. 25 Noteikumi par pareizticgs bazncas stvokli. Grm.: Likumu un Ministru kabineta noteikumu krjums. 1926.gads. Rga: Kodifikcijas nodaas izdevums. 413.–414.lpp. 26 Поммер А. Православие в Латвии... С. 101. 27 См.: ЛГИА, ф. 7416, оп. 2, д. 1, л. 37–38, 65, 112, 122; д. 2, л. 56–57, 82. 28 Труфанов В. Из истории Рижской православной Духовной семинарии (1926–1936). В кн.: Православие в Латвии. Исторические очерки. Сб. статей. Вып. 2. Гаврилин А. В. (ред.). Рига: «Благовест», 1997. С. 5–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

При посредничестве Глубоковского в 1924 г. в той же газете «The Church Times» (от 19 сентября) была опубликована статья архиепископа Иоанна (Поммера) «Православные в Латвии», рисующая тяжелое положение православной Церкви и ее главы (архиепископ Иоанн вынужден был около трех лет жить в подвале после конфискации в 1921 г., накануне его приезда в Ригу, архиерейского дома со всем его имуществом) 3076 . Статья вызвала отклики и полемику в английской прессе. Латвийский посол в Англии Г. В. Биссенек опровергал приведенные в ней сведения, член Латвийского парламента А. Бочагов и лондонский священник В. И. Тимофеев подтверждали и дополняли материал статьи. В архиве архиепископа Иоанна (Поммера) сохранилось несколько писем Н. Н. Глубоковского , относящихся к 1924−1925 гг., на основании которых можно предположить, что они были лично хорошо знакомы и встречались за границей. Сам Глубоковский писал специально о положении православной церкви в Латвии в статье «Русская Православная Церковь и современное положение православной церкви на Украине, в Грузии, Польше, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литве» (1926 г.). Он упомянул также о православной Церкви в Латвии в связи с проектом создания своеобразного «северного патриархата» «с образованием единой автокефальной церкви из приходов Финляндии, восточной Карелии (со включением находящейся в России), Эстонии и, может быть, Латвии – с полною автономностию каждой в своих внутренних делах», заметив при этом, что лишь благодаря «исключительной стойкости архиепископа Рижского Иоанна, Латвию не удалось втянуть в эту странную комбинацию, а в остальном же она устроилась благоприятно, но не давала практического успеха для автокефалических вожделений» 3077 . В 1924 г. в Англии вышло еще несколько статей Глубоковского, но они посвящены взаимоотношениям между англиканами и римокатоликами, о чем речь ниже. С 1925 г. статей Глубоковского в английской печати более не появляется, за исключением его докладов на конференциях, печатающихся в специальных сборниках по материалам этих конференций.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В том же году в ходе эвакуации всего населения немецкими властями о. Кирилл вместе со своей общиной, со всей церковной утварью был увезен в Латвию, в г. Бауск. Здесь, в Латвии, до конца своей жизни о. Кирилл служит только в Церкви. 20 сентября 1943 года Рижским епископом Иоанном (Гарклавсом) он был назначен в Спасо–Преображенскую пустынь Валгундской волости Митавского уезда. Но постоянного служения о. Кирилла в Пустыньке пока не получилось: из-за нехватки священников его часто отзывали служить в разные места Латвии. Он временно, до приезда о. Сергия Виноградова, служит в женском монастыре г. Илуксте, Двинского уезда, а осенью 1949 года помогает ослепшему настоятелю Троицкого храма в с. Голышево в Латгалии; затем совмещает служение в Дубултском Свято–Владимирском и в Кемерском Петропавловском храмах. На Пасху 30 марта 1953 года по благословению архиепископа Филарета о. Кирилл был возведен в сан игумена и осенью этого же года — 23 октября — его назначили на постоянное служение в Спасо–Преображенскую пустынь. С этого времени началось ее возрождение, духовное и материальное, превращение ее в духовный центр для жителей не только Латвии, но и всей страны. Все это совершилось благодаря духоносному служению в ней старца Кирилла, великого молитвенника и доброго пастыря. Рижская пустынька Пустынька была мало кому известна за пределами Латвии. В нее, бедную, разоренную войной, приезжали редкие паломники, в основном из Латвии. Но прошло немного времени, и народ потянулся в нее со всех концов страны — от Владивостока до СанктПетербурга. Существует предание, что на месте Пустыньки жил когда-то старик–лесник, латыш. Трижды ему было видение православного креста. «Что-то здесь должно быть, — говорил он собратьям, — наверное, русская церковь». Сестры Мансуровы, Екатерина Борисовна (1861–1926) и Наталья Борисовна (1868–1935), подвижницы, исполненные миссионерского духа, основали в Риге в 1892 году женскую общину, переименованную в 1902 году в Свято–Троицкий женский монастырь — оплот Православия в Прибалтийской окраине. Они попросили землю для нужд монастыря, и в июле 1894 года монастырь получил высочайший дар от Государя: 173 десятины земли с лесными угодьями недалеко от Митавы  , близ реки Аа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В Гербовом зале в торжественной обстановке Президент Латвии вручила Его Святейшеству орден Трех звезд I степени - высшую награду Латвийской Республики. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ответном слове поблагодарил г-жу президента за высокую награду и вручил ей орден святой благоверной княгини Ольги I степени на ленте. Вечером 27 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь. По прибытии в обитель Его Святейшество почтил память замученных и убиенных в годы репрессий русских жителей Латвии у памятного камня, который располагается на территории монастыря. Затем Святейший Патриарх Алексий в сослужении митрополитов Калужского и Боровского Климента, Рижского и всея Латвии Александра, Таллиннского и всея Эстонии Корнилия, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, епископа Сергиево-Посадского Феогноста, епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия, епископа Егорьевского Марка совершил Всенощное бдение в Свято-Троицком соборе. По окончании Всенощного бдения Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий посетил монастырский храм преподобного Сергия Радонежского и принял участие в беседе с настоятельницей игуменией Магдалиной (Полын) и насельницами обители. В воскресенье 28 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова города Риги. Его Святейшеству сослужили те же архипастыри, что и накануне вечером в Свято-Троицком соборе. На Литургии присутствовали Президент Латвии В. Вике-Фрейберга с супругом, Председатель Сэйма И. Удре, Премьер-министр А. Калвитис, кардинал Янис Пуятс, архиепископ Лютеранской Церквей Латвии Янис Ванагс, представители армянской и мусульманской общин, а также послы иностранных государств. Храм не смог вместить всех пришедших на Литургию, и потому площадь вокруг него была заполнена молящимися. Богослужение транслировалось на больших экранах, установленных в центре города и в прямом эфире латвийского телевидения.

http://sedmitza.ru/lib/text/429898/

К прославлению И. РПЦ в 2001 г. рижским иконописцем прот. Александром Шабельником на основе фотографий 20-30-х гг. XX в. с учетом пожеланий архиеп. Рижского и всей Латвии Александра (Кудряшова) были написаны образы И., ставшие иконографическими образцами. И. представлен в архиерейском богослужебном облачении - в красном саккосе, белом омофоре и митре, с панагией, правая рука с благословляющим перстосложением (с крестом или без него), в левой - закрытое или раскрытое (текст: Мф 5. 11) Евангелие. К перенесению мощей святого в 2003 г. тем же иконописцем исполнен ростовой вариант этой иконографии, помещенный над ракой И. в кафедральном соборе в честь Рождества Христова в Риге. Образ И. этого извода (с крестом и раскрытым Евангелием) с частицей мощей находится в Москве в соборе Покрова Пресв. Богородицы Марфо-Мариинской обители; др. аналогичная икона (И. с благословляющей десницей) - в Латвийской христ. академии в Юрмале. Выносная икона И. с поясным образом святого и неск. аналойных икон находятся в храмах Латвии. Известны 2 иконы И., отличные от распространенной иконографии: на одной И. изображен благословляющим дикирием и крестом, в саккосе с орнаментом и в митре, с панагией на груди. На другой он в черном клобуке, архиерейской мантии и епитрахили, с благословляющей десницей, в левой руке - посох. Лит.: Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и тр. сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005; Житие св. сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского. Рига, 2008. В. А. Александрова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/469171.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010