Закрыть itemscope itemtype="" > Национальность для Бога значения не имеет! 21.04.2010 535 Время на чтение 7 минут Митрополит Рижский и всея Латвии Александр рассказал «Субботе», почему Латвийскую православную церковь нельзя считать рукой Москвы . И чем опасно увлечение несколькими религиями одновременно В нынешнем году по редкому совпадению западные и восточные христиане (православные, католики, лютеране, протестанты, англиканцы) отмечали Пасху в один день. Символично, что накануне этого праздника президент России Дмитрий Медведев подписал указ о награждении орденом Дружбы Митрополита Рижского и всея Латвии Александра, благодаря усилиям которого Русская православная церковь в Латвии с каждым годом становится многочисленней и пополняется бывшими представителями других религиозных конфессий. В пасхальные дни мы по традиции встретились с Митрополитом Рижским и всея Латвии Александром — поздравили с получением высокой государственной награды России и поговорили за жизнь. Спасите наши души — Спасибо! — поблагодарил нас владыка за поздравление. — Но эта награда предназначена не только мне, но и всем православным людям нашей страны, которые поддерживают нашу церковь, живут с миром в сердцах и стараются распространять свою любовь на всех людей вне зависимости от их вероисповедания. — Владыка, мы живем в многоконфессиональной стране. Скажите, изменилась ли как-то в нашей стране тенденция отношения к Латвийской православной церкви как к руке Москвы или церкви исключительно для русских людей? — Это не секрет — так не только думали раньше, так по-прежнему многие продолжают думать. Как только не называют — и рукой Москвы, и пятой колонной. Взглядов разных много. Но наше духовенство всячески старается трудиться, чтобы это стереотипное и в корне неверное представление рассеялось. Латвийская православная церковь — это не церковь русских в Латвии. Да, мы действительно являемся частью РПЦ Московского патриархата, но вместе с тем мы имеем статус самостоятельности и очень многие вопросы у нас решаются внутри самой церкви — независимо, а не под чью-то диктовку. Но этот факт в нашей стране почему-то многие не хотят брать во внимание.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

«Мне кажется очень важным, что в Латвии обеспечиваются права всех верующих», — продолжил Святейший Владыка, напомнив, в частности, что в этой стране предоставляется возможность юридической регистрации браков, заключенных в храмах. Наличие в Латвии такой правовой нормы, полагает Святейший Владыка, дает современным людям возможность осознать значение роли Церкви в таком важном деле, как созидание семьи. В ходе встречи было отмечено, что служение Церкви в социальной сфере также встречает поддержку со стороны латвийского государства, в том числе и в сфере окормления священнослужителями православных военнослужащих в латвийской армии, а также заключенных, находящихся в пенитенциарных заведениях. Святейший Патриарх Кирилл также говорил о появляющихся время от времени претензиях со стороны раскольнических групп, которые пытаются претендовать на имущество Латвийской Православной Церкви, что вызывает беспокойство многих верующих людей. «Мы надеемся, — сказал Его Святейшество, — что Латвийская Православная Церковь будет защищена законами Латвии, и такие попытки со стороны нечестных людей не будут ни в коей мере реализованы». Предстоятель Русской Церкви также поблагодарил руководство и народ Латвийской Республики за внимание к православным верующим, живущим в стране, что выразилось, в частности, в недавнем решении Сейма Латвии об объявлении Рождества Христова по юлианскому календарю официальным праздничным днем. «Мне известно, что Вы поздравляете православных верующих страны с Рождеством, и я знаю, как Ваше поздравление отзывается в их сердцах. Это очень добрая и хорошая традиция», — сказал в продолжение темы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Говоря о значимости роли Православной Церкви в деле воспитания подрастающего поколения, Святейший Владыка отметил: «Состояние нравственности в молодежной среде сейчас вызывает обеспокоенность во многих странах, это касается и России, и Западной Европы. Потеря молодым поколением нравственных ориентиров представляет опасность для будущего всей человеческой цивилизации. Поэтому важно, чтобы все институты гражданского общества, включая Церковь, могли сегодня активнее участвовать в воспитании молодежи». Его Святейшество выразил уверенность, что преподавание в общеобразовательных школах Латвии межконфессионального предмета «Христианское учение» является важным вкладом в стабилизацию социальной сферы, в нравственное воспитание молодежи и улучшение межнациональных отношений в латвийском обществе. Предстоятель Русской Православной Церкви считает правильным, что к религиозным общинам, которые имеют право преподавать в школах, предъявляются довольно высокие требования: «Это важно, потому что иногда, к сожалению, под видом религиозной деятельности развивается деятельность совершенно другого характера, поэтому обращаться к детям с религиозным посланием в школах должны только те религиозные организации, которые признаются государством».

http://patriarchia.ru/db/text/1345666.ht...

Православие в Латвии имеет глубокие корни Интервью с Митрополитом Рижским и всея Латвии Александром – Владыка, к сожалению, мы очень мало знаем о Православной Церкви Латвии. Не могли бы Вы вкратце обрисовать Ее историю и нынешнее положение? – Прежде всего, хочу подчеркнуть, что Православие в Латвии имеет глубокие корни. Земли, составляющие территорию нынешней Латвийской Республики, находятся на историческом пути «из варяг в греки». Это обстоятельство способствовало распространению христианства среди местных племен – летиголов (латгалов), селов, земгалов, корсей (куршей), ливов, вендов. Вера никем не насаждалась, они обращались в христианство, в православие, из язычества добровольно. Археологические памятники свидетельствуют о том, что уже к XI веку на берегах Даугавы стояли православные храмы. Одной из первых на правом берегу устья реки, там, где сейчас находится исторический центр Риги, была возведена православная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В конце XII века латвийские земли постепенно завоевали рыцари Ордена крестоносцев, которые разоряли и уничтожали православные храмы, силой насаждая католичество. Притеснение православных верующих продолжалось несколько столетий. Все это время существовала только рижская Никольская церковь, где молились многочисленные русские торговые гости, имевшие лавки и подворья в городе. Главной святыней храма был древний образ святителя Николая. В XVII столетии шведы разорили храм, а икону увезли в Швецию. Сейчас она хранится в музее Университета Упсалы. Шведы подарили нам фотографию святого образа, но о возвращении святыни речи, конечно, нет. После распада Ливонии ее земли между собой поделили Литва, Дания, Швеция и Польша. Православие тогда еще оставалось верой значительного числа населения. Особенно велико было число православных в Илуксте и Екабпилсе (Якобштадте), где был основан Святодуховский мужской монастырь. Для борьбы с Православием иезуиты, которые очень активно действовали на территории бывшей Ливонии, стали насаждать униатство.

http://pravoslavie.ru/4651.html

В первый день своего пребывания на Латвийской земле, Святейший Патриарх Алексий посетил Рижский замок, где состоялась встреча с Президентом Латвийской Республики В.Вике-Фрейбергой. Предстоятель Русской Православной Церкви оставил запись в Книге почетных гостей, после чего Его Святейшество и Президент имели частную беседу в Золотом зале замка. В Гербовом зале в торжественной обстановке Президент Латвии вручила Его Святейшеству орден Трех звезд (I степени) — высшую награду Латвийской Республики. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ответном слове поблагодарил Президента за высокую награду и вручил ей орден святой благоверной княгини Ольги (I степени) на ленте. Вечером 27 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь. По прибытии в обитель Его Святейшество почтил память замученных и убиенных в годы репрессий русских жителей Латвии у памятного камня, который располагается на территории монастыря. Затем Святейший Патриарх Алексий в сослужении митрополитов Калужского и Боровского Климента, Рижского и всея Латвии Александра, Таллиннского и всея Эстонии Корнилия, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, епископа Сергиево-Посадского Феогноста, епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия, епископа Егорьевского Марка совершил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе. По окончании Всенощного бдения Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий посетил монастырский храм преподобного Сергия Радонежского и принял участие в беседе с настоятельницей игуменией Магдалиной (Полын) и насельницами обители. В воскресенье 28 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова города Риги. Его Святейшеству сослужили те же архипастыри, что и накануне вечером в Свято-Троицком соборе. На литургии присутствовали Президент Латвии В.Вике-Фрейберга с супругом, Председатель Сейма И.Удре, Премьер-министр А.Калвитис, кардинал Янис Пуятс, архиепископ Лютеранской Церкви Латвии Янис Ванагс, представители армянской и мусульманской общин, а также послы иностранных государств.

http://mospat.ru/archive/86325-zhurnaly-...

В поисках компромисса с правительством священномученик Иоанн ходатайствовал перед патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления, и это ходатайство было удовлетворено: 21 июня 1921 г. патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Церкви. Архиепископ Иоанн стремился объединить православных латышей и русских, нему это удавалось. Популярность его в Латвии была велика, и в 1925 г. его избрали в республиканский сейм. В парламенте архиепископ Иоанн не без успеха отстаивал равноправие Православной Церкви с другими Церквами Латвии. Священномученик Иоанн одинаково хорошо проповедовал на родном латышском и на русском языках. Многим особенно запомнилась его речь, произнесенная в память о почившем первосвятителе Российской Церкви патриархе Тихоне, которого он глубоко чтил. Свято хранил архиепископ Иоанн каноническое единство с Московской Патриархией, что после кончины патриарха Тихона многих в Латвии раздражало. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. священномученик Иоанн был заживо сожжен на пригородной даче. Преступление так и не расследовали до конца, однако в народе считали, что возможных виновников убийства следует искать среди агентов латвийских властей или советской разведки. После его кончины в жизни Латвийской Церкви произошли серьезные перемены. Церковь без согласия Московской Патриархии перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 29 марта 1936 г. митрополит Фиатирский Герман возглавил хиротонию во епископа с возведением в сан митрополита Рижского и всей Латвии бывшего до тех пор гарнизонным священником в Даугавпилсе Августина (Петерсона). После присоединения Латвии к Советскому Союзу латвийское духовенство через покаяние было принято в юрисдикцию Московской Патриархии. Митрополит Рижский Августин (Петерсон) ушел на покой. С 1917 по 1921 г. Литовской епархией временно управлял викарный епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский). 28 июня 1921 г. он был назначен правящим архиереем с возведением в сан архиепископа Литовского и Виленского. В конце Гражданской и Первой мировой войн его епархия оказалась разделенной государственной границей между Литвой и Польшей. Епархиальный центр Вильно вместе с Виленским краем, в котором была сосредоточена большая часть православного населения епархии, оказались в пределах Польского государства. Владыка Елевферий за решительное неприятие незаконной автокефалии Польской Церкви был подвергнут в Польше трехмесячному аресту и содержался при этом в одном из католических монастырей. Только в апреле 1923 г., по настоянию литовского правительства, он был освобожден и смог переехать в столицу Литвы Каунас. Архиепископ Елевферий не признал раздела своей епархии, учиненного священноначалием Польской Церкви, поставившей на Виленскую кафедру в 1922 г. архиепископа Феодосия (Феодосиева).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

28.22 Отношения с РПЦ и богословские собеседования 4874. ФИЛАРЕТ, митр. Поздравительная телеграмма (по случаю хиротонии) д-ру Хансу Герни, Епископу Христо-Католической Церкви Швейцарии. – 1987, 1, 58. 28.3 Евангелическо-Лютеранские Церкви 28.31 История и современная жизнь 4875. ЮБИЛЕЙ Примаса Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Архиепископа д-ра Эдгара Харка. – 1984, 1, 69. 4876. НА КИРХЕНТАГЕ в Виттенберге. (ГДР). – 1984, 2, 57. 4877. К КОНЧИНЕ д-ра Адольфа Вишмана. (ЕЦГ). – 1984, 2, 59. 4878. МАРТИН НИМЕЛЛЕР, пастор. (ФРГ)/Сообщение о кончине. – 1984, 3, 69. 4879. КОНЧИНА презеса Карла Иммера. (ФРГ). – 1984, 4, 59. 4880. КОМАРОВ К., проф. Памяти пастора д-ра Мартина Нимеллера. 1984, 10, 44. 4881. НА КОНФЕРЕНЦИИ в Изерлоне (ФРГ) по изучению Лимского документа. – 1985, 4, 68. 4882. APXIENUCKON д-р Янис Матулис. (ЕЛЦ Латвии). Сообщение о кончине. – 1985, 8, 3. 4883. 15-ЛЕТИЕ евангелическо-лютеранской общины в г. Петрозаводске. – 1985, 8, 69. 4884. НА XXI евангелическом кирхентаге. – 1985, 10, 62. 4885. ЕПИСКОП д-р Вернер Лайх – председатель Конференции Союза Евангелических Церквей в ГДР. – 1986, 6, 64. 4886. ЮБИЛЕЙ Архиепископа д-ра Эдгара Харка. (ЕЛЦ Эстонии)-1986, 7, 63. 4887. БЕРЗИНЬШ Я., проф. Памяти Архиепископа Евангелическо Лютеранской Церкви Латвии д-ра Яниса Матулиса. (К годовщине со дня кончины). – 1986, 8, 62. 4888. ГАЙЛИТИС К., пастор. Новый Архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. – 1986, 9, 70. 4889. КУДРЯШОВ А., прот. Интродукция Архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии Эрика Местерса. – 1987, 1, 58. 4890. АЛЕКСИЙ, митр. Архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии д-р Эдгар Харк. Некролог. – 1987, 4, 52. 4891. КУДРЯШОВ А., прот. Экуменическое богослужение в Риге. – 1987, 6, 64. 4892. ЛЕХТОНЕ А., диак. Интродукция Архиепископа Евангелическо Лютеранской Церкви Эстонии д-ра Куно Паюлы. – 1988, 7, 67. 4893. БЕЛЯКОВА Е. Юбилей христианского публициста (Ханса-Вольфганга Хесслера, СЕЦ в Германии). – 1989, 5, 51. 4894. IV Генеральный Синод ЕЛЦ Латвии. (Хроника). – 1989, 10, 58.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В том же году в ходе эвакуации всего населения немецкими властями о. Кирилл вместе со своей общиной, со всей церковной утварью был увезен в Латвию, в г. Бауск. Здесь, в Латвии, до конца своей жизни о. Кирилл служит только в Церкви. 20 сентября 1943 года Рижским епископом Иоанном (Гарклавсом) он был назначен в Спасо–Преображенскую пустынь Валгундской волости Митавского уезда. Но постоянного служения о. Кирилла в Пустыньке пока не получилось: из-за нехватки священников его часто отзывали служить в разные места Латвии. Он временно, до приезда о. Сергия Виноградова, служит в женском монастыре г. Илуксте, Двинского уезда, а осенью 1949 года помогает ослепшему настоятелю Троицкого храма в с. Голышево в Латгалии; затем совмещает служение в Дубултском Свято–Владимирском и в Кемерском Петропавловском храмах. На Пасху 30 марта 1953 года по благословению архиепископа Филарета о. Кирилл был возведен в сан игумена и осенью этого же года — 23 октября — его назначили на постоянное служение в Спасо–Преображенскую пустынь. С этого времени началось ее возрождение, духовное и материальное, превращение ее в духовный центр для жителей не только Латвии, но и всей страны. Все это совершилось благодаря духоносному служению в ней старца Кирилла, великого молитвенника и доброго пастыря. Пустынька была мало кому известна за пределами Латвии. В нее, бедную, разоренную войной, приезжали редкие паломники, в основном из Латвии. Но прошло немного времени, и народ потянулся в нее со всех концов страны — от Владивостока до Санкт-Петербурга. Существует предание, что на месте Пустыньки жил когда-то старик–лесник, латыш. Трижды ему было видение православного креста. «Что-то здесь должно быть, — говорил он собратьям, — наверное, русская церковь». Сестры Мансуровы, Екатерина Борисовна (1861–1926) и Наталья Борисовна (1868–1935), подвижницы, исполненные миссионерского духа, основали в Риге в 1892 году женскую общину, переименованную в 1902 году в Свято–Троицкий женский монастырь — оплот Православия в Прибалтийской окраине. Они попросили землю для нужд монастыря, и в июле 1894 года монастырь получил высочайший дар от Государя: 173 десятины земли с лесными угодьями недалеко от Митавы , близ реки Аа.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

Политика эстонизации приводила к преднамеренному уничтожению памятников архитектуры, которые как бы не вписывались в эстонскую историю. Так, в 1922 году был снят с пьедестала памятник Петру Великому. Уничтожен также ряд православных храмов и часовен. Почти все время существования первой республике шла борьба сохранение собора Александра Невского в таллинском Вышгороде. В Эстонии открывались сборы средств на покупку динамита. В газетах писалось, что православный собор совсем не гармонирует с ганзейским обликом Таллина, поэтому его надо снести, а на его месте построить Пантеон Эстонии, выстроенный в авангардном стиле. (Как этот авангардизм будет соответствовать ганзейскому облику Таллина, умалчивалось). Правда, в силу многих обстоятельств, в первую очередь, борьбы местных православных, среди которых был священник Николай Пятс, брат президента, собор удалось отстоять. В Эстонии, где каждый пятый житель был православным, включая самого президента Пятса, условия борьбы за собор были более благоприятны, чем, например, в Польше. Но власти все равно сумели собор ограбить, сняв позолоту с куполов. Псково-Печорский монастырь лишился всех своих земельных владений, и оказался на дотации государства, которое требовало эстонизировать церковную службу и руководствоваться григорианским календарем. Выступавший против этого настоятель Иоанн (Булин) был лишен всех должностей. Латвия. В Латвии в 1897 году (в пределах современных границ республики) русских проживало 232 тысяч (12 % населения). Но в 1935 году в Латвии было 206 499 русских плюс 27 тысяч белорусов. Впрочем, эти данные, скорее всего, были занижены, ведь в быту русским языком пользовались 252 тысячи граждан Латвии. Собственно белых эмигрантов в 1922 году насчитывалось 16 тысяч человек, к 1937 году их количество сократилось до 13 тысяч. Русские были раздроблены на городских интеллигентов и рабочих, в основном достаточно высокого образовательного уровня, среднюю буржуазию, замкнутых в себе старообрядцев, бедное крестьянство в Латгалии. Уровень грамотности среди русских был самым низким из всех этносов Латвии. По отношению к советской России русские латвийцы были расколоты особенно серьезно. Не только газетные споры, но и уличные побоища между противоборствующими сторонами были частью повседневной жизни русских Латвии.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/01/...

Но впереди еще много дел, в том числе и в нижнем храме собора. Предстоит сделать гидроизоляцию и гидродренаж - очень трудоемкие и требующие немалых средств работы. Нужно закончить роспись внутренней части собора, завершить ремонт фасада, благоустроить территорию вокруг храма. Предстоят серьезные материальные вложения, но я верю, что с Божией помощью и при содействии добрых людей православная святыня - собор, освященный в честь празднования Рождества Христова, - обязательно полностью возродится. - Имеются ли в Латвии частные православные школы? Целесообразно ли открытие таких школ в условиях закрытия государственных общеобразовательных школ на русском языке обучения? - Православных гимназий в Латвии, к сожалению, пока нет. Одна из причин - разобщенность русских людей, в том числе предпринимателей, без поддержки которых в этом вопросе не обойтись. Я говорю о русских не только по крови, но и по духу, о тех, кто ощущает себя наследником великой русской культуры. Сразу после перестройки нагнетание негативного отношения к России и Русской православной церкви было столь велико, что многие православные жители Латвии стеснялись этого, быть православным оказалось немодно. Ситуация давно уже изменилась, люди тянутся к Церкви. Сейчас соотечественникам самое время поддержать нас. В России имеются сильные общественные организации и личности - политики, ученые, журналисты, которые заинтересованы в сохранении ее величия и политического авторитета. В Латвии это очень сложно. Все русские политики друг с другом ссорятся, предъявляют взаимные претензии, а в итоге распыляют силы. Ситуация с православием в Латвии в целом отличается от российской, имеет свою специфику. Да, Православная церковь - единственное, что сплачивает русских, и каждый, кто считает себя русским и православным, должен иметь в душе любовь, благоговение и благодарность Церкви. Вместе с тем в Церкви, по слову апостола Павла, " нет ни иудея, ни эллина " . У нас открыты православные латышские приходы, где богослужение ведется на национальном языке, прихожане-латыши - это приблизительно пятая часть моей паствы. У нас семь священников-латышей, пятеро рукоположены мной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константинополь пытается вытеснить РПЦ из Латвии Официальная Рига, возможно, легализует «национальную» православную церковь 02.10.2019 736 Время на чтение 6 минут Если автономную церковь зарегистрируют, она сможет претендовать на имущество ЛПЦ, в том числе кафедральный собор Рождества Христова в Риге. Фото с сайта www.sobor.lv Благочинный Латгальского и Курземского округов Латвийской православной автономной церкви архимандрит Филарет (Романов) написал в своем Facebook, что ЛПАЦ фактически находится на стадии регистрации. Эта юрисдикция подчиняется Константинопольскому (Вселенскому) патриархату и в настоящее время не имеет официального статуса в государстве в отличие от Латвийской православной церкви Московского патриархата (ЛПЦ). Спустя некоторое время Филарет удалил запись. Вместо нее он поставил русский перевод выступления в Сейме Латвии депутата-националиста от правящей коалиции Александра Кирштейнса. «Историк Генрик Стродс не нашел подписи российского патриарха на документе о том, что Латвийская православная церковь в 1940 году присоединилась к Московской патриархии. Почему? Потому что в то время в России не было патриархов, они были ликвидированы. Только в 1943 году Сталин назначил офицера НКВД Сергия (Страгородского) патриархом Русской православной церкви», - сказал депутат. Он напомнил, что в Риге, Тукумсе и Даугавпилсе есть 11 общин ЛПАЦ, возглавляемых архиепископом Виктором (Контурозовым): «Эти приходы посещают как потомки депортированных при Сталине латышей, так и верующие из Украины , Белоруссии, России, Польши. Не только православные, но и католики и протестанты. Не может быть так, чтобы мы признавали единственной законной церковью ту, которую нам навязали при Сталине, у которой нет томоса Вселенского патриарха, которая создает в Латвии хаос с празднованием Рождества». Кирштейнс отметил, что ЛПЦ празднует Рождество по «чуждому» латышам юлианскому календарю, в то время как в ЛПАЦ по григорианскому календарю - вместе с западными церквами и находящимися в подчинении у Константинополя православными юрисдикциями в Эстонии и Финляндии. «Мы сверху не можем надавить на верующих. Но мы должны признать: в Латвии законным путем никогда не ликвидировалась Латвийская православная церковь Константинопольского патриархата», - сказал депутат.

http://ruskline.ru/opp/2019/oktyabr/2/ko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010