Потихонин Владимир Васильевич, 1910 г.р.Родился в Латвии, нвысшее образование. В 1940 г вступил в ас студенческую организацию «Рутения». В 1944 г завербован в качестве тайного агента. Ган Виктор Станиславович, 1923 г.р. уроженец Калининской обл., поляк, в 1938 с матерью выехал в Латвию, с приходом немцев, поступил на работу в библиотеку Псковского музея и обрабатывал читателей в ас духе. В Риге работал в немецком отделе пропаганды. Его квартира была конспиративной, завербован в тайные агенты. Черепенькин Леонид, 20 лет, сын главы г. Пскова работал в псковской библиотеке и в Штабе Розенберга по сортировке книг, член НТСНП. Национальный архив Латвии д. 43966, т. 3, л. 59. Виноградов Иван Иванович работал в одной из строительных немецких частей. Уехал в Польшу. Национальный архив Латвии д. 43966, т. 3, л. 55. Национальный архив Латвии д. 43966, т. 3, л. 171. Национальный архив Латвии д. 43966, т. 3, л. 27. Там же, л. 184 об. Отец Алексий Ионов, 35-лет, окончил Богословский институт в Париже, служил в г. Остров, затем - в Миссии. Он стал прообразом фильма «Поп». В отличие от художественного фильма, уехал с немцами в Германию. Национальный архив Латвии д. 43966, т. 3, л. 226 об. (Собственноручные показания Котона А. от 28 декабря 1944 г). Там же л. 34. Там же л. 45 об. Национальный архив Латвии д. 43966, т. 3, л. 56,57. Национальный архив Латвии д. 43966, т. 3, л. 36. Борис Врангель - племянник барона Врангеля, воспитывался в Бельгии, жил в интернате. Знаком со священником А.Ионовым. Прибыл в г. Остров в декабре 1942 года из Германии, где жила его мать. В Острове он служил в учреждении, которое заведовало сбором зерна и других культур с крестьян. Был знаком со священником Н.Миро новичем, который при аресте дал неблаговидные показания о нем. Б. Врангель в 1944 г уехал в Германию (АФСБ СПб П-22852, л. 60-60 об). Имела братьев: Анатолия, Георгия, Владимира и сестру Зою. Национальный архив Латвии д. 43966, т. 3, л. 135. Там же л. 75-76. Приехала в числе первых миссионеров и работала от Миссии в дсаду.

http://ruskline.ru/analitika/2015/02/21/...

Конфессиональное разделение народа Латвии, говоря языком некоторых поверхностных аналитиков, примерно такое: настоящий латыш должен быть лютеранином, настоящий латгалец (народность восточной Латвии) – католиком, настоящий русский – православным. Латыш, который стал православным, по мнению подобных аналитиков, покинул лагерь своих. Особенно в последнее время в связи с событиями на Украине, когда всё русское на высоком уровне воспринимается негативно, и это используется нацпатриотами, чтобы спровоцировать межнациональный конфликт.    С семьей      Что касается уровня жизни православных в Латвии (в рамках Евросоюза), то со времени вступления в ЕС уровень жизни значительно понизился. Это обострилось в связи с введением санкций ЕС против России. Особенно ведь пострадали новые, беднейшие члены ЕС, так как их ресурсы два десятилетия вывозились как трофеи в страны-победители в холодной войне. И не только трофеи, но и пленные вывозились, и до сих пор вывозятся, только в комфортных самолетах и по своей воле. – А православные приходы – их закрывают, или вопреки всему всё же появляются новые? Во времена сщмч. Иоанна Рижского в Латвии было 75 латышских и 77 русских приходов. Сейчас в Латвии около 8 номинальных латышских приходов – Новых приходов в Латвии открылось очень мало. Мне больше всего близко к сердцу состояние латышских приходов. И очень больно, что серьезной миссии Православия в латышской среде до сих пор нет. В Риге всего лишь один храм латышского прихода. И в провинции их можно пересчитать по пальцам, но и к ним приезжают и уезжают батюшки из столицы, у которых и так по пять-семь приходов. Православной миссии среди латышей уделяется мало внимания. Если было бы по-другому, на общую политику страны могли повлиять и православные латыши, но в настоящей ситуации их влияние почти незаметно. Во времена священномученика Иоанна Рижского в Латвии было 75 латышских и 77 русских приходов. А в настоящий момент в Латвии, по-моему, примерно 8 номинальных латышских приходов. И в нескольких латышских приходах службы уже совершаются на церковнославянском языке.

http://pravoslavie.ru/75863.html

11.                       Арефа(Митренин), присп .: Окт. 24 12.                       Арсений(Дмитриев), прмч .: Н. 20 13.                       Арсений Коневский, прп.: Ин. 12 14.                       БорисОрнатский , мч. М. 31 15.                       Василий Канделябров , сщмч.: Н.20 16.                       Вениамин (Казанский) Петроградский, митр., сщмч .: Ил. 31 17.                       Викторин Добронравов, сщмч .: Д. 15 18.                       Владимир Лозина-Лозинский, сщмч,: Д. 13 19.                       Владимир Пищулин, сщмч.: Ян. 28 20.                       Григорий (Лебедев), Шлиссельбургский, еп., сщмч .: С. 4 21.                       Григорий Поспелов, сщмч.: Мр. 13 22.                       Григорий Сербаринов, сщмч.: Д. 26 23.                       Екатерина Арская, мц .: Д. 4 24.                       Елисавета, вел. кн., прмч .: Ил. 5 25.                       Емелиан Панасевич, сщмч,: Н. 20 26.                       Игнатий (Брянчанинов), Кавказский, еп.: Ап. 30 27.                       Иларион(Троицкий), Верейский, архиеп., сщмч .: Ил. 11, Д. 15 28.                       Иоанн Ковшаров, мч.: Ил. 31 29.                       Иоанн Кочуров, сщмч.: Окт. 31 30.                       Иоанн Кронштадтский, прав.: Ин. 1, Д. 20 31.                       Иоанн Сарв, сщмч.: Н. 20 32.                       Иоанн Стеблин-Каменский, сщмч.: Ил. 20 33.                       Иоанникия (Кожевникова), прмц.: Н. 20 34.                       Карп Эльб, сщмч.: С. 11 35.                       Кира Оболенская, мц. : Д. 4 36.                       Кирилл (Смирнов) Казанский, митр., сщмч.: Н. 7 37.                       Ксения Петербургская, Христа ради юродивая: Ян. 24; М, 24 38.                       Лев (Егоров), прмч .: С. 7 39.                       Макарий Римлянин, Новгородский, прп.: Ян. 19 40.                       Мария Лелянова, прмц.: Ап. 4 41.                       Мария, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 42.                       Мартирий Зеленецкий, прп.: Мр. 1; Н. 11

http://mitropolia.spb.ru/docs/tekst-sluz...

Постановили: (...) 2. Подтвердить решение Святейшего Патриарха Тихона от 6/19 июля 1921 года за 1026 о даровании Православной Церкви в Латвии самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских, принимая во внимание, что Православная Церковь в Латвии находится в пределах самостоятельного государства. (...) Об уставе Латвийской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 23 декабря 1992 г.) Слушали: Проект Устава Латвийской Православной Церкви, представленный Преосвященным епископом Рижским и Латвийским Александром. Справка: 3 декабря 1992 года в г. Риге состоялось епархиальное собрание духовенства, представителей монашествующих и мирян Рижско-Латвийской епархии, на котором его участники проголосовали (при одном воздержавшемся) за принятие Устава Православной Церкви в Латвии, при этом единодушно заявив о своем горячем и искреннем желании оставаться под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в канонической юрисдикции Московского Патриархата. Постановили: 1. Утвердить представленный проект Устава Православной Церкви в Латвии, составленный с учетом гражданского законодательства суверенного Латвийского государства и самостоятельности, предоставленной Святейшим Тихоном, Патриархом Всероссийским, Православной Церкви в Латвии 6/19 июля 1921 года и подтвержденной Священным Синодом от 11 августа 1992 года. О самостоятельности Латвийской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором 1994 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», η. 1) 1. Утвердить решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 августа 1994 года о подтверждении самостоятельности Эстонской Апостольской Православной Церкви и Латвийской Православной Церкви в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских. Утвердить также решения Священного Синода от 20 октября 1992 года и от 23 декабря 1992 года об Уставах этих Церквей. I.4.3. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Другое дело практика, которая стоит за словами о " Новом или старом мировом порядке " . Как-то даже в речи не укладывается политическая риторика с церковной. Все же попробуем их сложить. Teзuc I Традиционные церкви Латвии: лютеране, католики, православные, старообрядцы, баптисты как в довоенное время, так и в эпоху Второй Республики играют производную роль в обществе. В истории новой Латвии, начиная с момента Третьего народного пробуждения (Атмоды), христианские идеи носили прикладной характер. Традиционные конфессии – лютеранская и католическая церковь в Латвии периодически пытались оказывать влияние на государство, но... все-таки, такого рода давление не складывалось, в так называемый, религиозный (церковный) фактор в политической жизни Латвии. Резкий рост общин в харизматической церкви Латвии в последние годы, участие в последних муниципальных выборах, вхождение представителей харизматической церкви в правительство, Сейм, бизнес, заявления Алексея Ледяева о грядущем " Новом мировом христианском порядке " , в котором Латвия станет и уже стала подходящей экспериментальной площадкой, вообще-то позволяет сформулировать вопрос о возникновении религиозного (церковного) фактора в политической жизни Латвии. Таблица 1. Рост пятидесятнических общин в Латвии с 1999 года по 2004 год, сравнение роста общин пятидесятников с ростом общин других конфессий Латвии год Количество общин пятидесятники католики православные лютеране баптисты 1990 187 89 252 61 1995 9 198 108 297 79 2000 16 247 114 302 87 2001 16 250 114 308 89 2002 43 252 117 307 90 2003 53 250 119 305 89 2004 51 251 118 304 93 Teзuc II Партия священников – это новый бизнес-проект. Никакого отношения партия священников не имеет ни к европейскому по своей сущности политическому направлению христианских демократов, ни к осуществлению " Божьего царства " (Нового мирового порядка) на латвийской земле. Немного истории... Наберитесь терпения. История Первой латвийской партии началась в начале 2002 года. Как записано в партийных анналах, с возвращения из Америки пастора Эрика Екабсона произошло объединение двух христианских партий: " Новой христианской партии " (председатель Гунтис Дишлерс) и " Христианского демократического союза " (председатель Юрий Кокин).

http://religare.ru/2_22791_1_21.html

Для светских СМИ заседание Синода оказалось очередным поводом выступить со своим очередным драгоценным суждением по поводу не только отдельных иерархов, Патриарха Алексия, но и в целом Церкви. Так, автор «Новых Известий» Михаил Поздняев в своем материале «А вас я попрошу остаться...» высказал массу досужих доводов по поводу здоровья Патриарха Московского и  всея Руси, по поводу несостоявшегося ухода на покой митрополита Владимира (Котлярова) и т.д. Обвинения против Церкви, в том, что, де она не является народом Божиим, нужны были автору лишь для того, чтобы в очередной раз позлобствовать по поводу нормальных взаимоотношений Церкви и светской власти, который так раздражают журналистов. Портал «Соотечественники» также касается проблем взаимоотношений Церкви и власти: «должна ли, вправе ли Церковь сотрудничать со светской властью? Митрополит Рижский и всея Латвии Александр решает его однозначно: должна и вправе. Ибо это работает на единство общества, которого нам так сегодня недостает». В интервью   митрополит Рижский и всея Латвии Александр отмечает: «Наши традиционные конфессии заслуживают того, чтобы на их нужды обратили внимание и законодатели, и правительство, и местные власти… Церковь и структуры управления государством работают на одно общее дело – помогать людям. Если государство заботится о правовой, социальной и экономической составляющей нашей жизни, то Церковь радеет о моральных ценностях, о духовной жизни». Также митрополит рассказывает о положении Православной Церкви в Латвии, о законодательных шагах, которые предпринимаются для нормализации ситуации между конфессиями и властью. Между тем, ситуация в Латвии далека от нормальной. «Девять общественных организаций Латвии, в том числе «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ), Латвийский комитет по правам человека, Русская община Латвии и Русское общество в Латвии, направили открытое письмо в парламент страны с требованием «срочной и безоговорочной ратификации Всеобщей конвенции по защите прав нацменьшинств», - сообщает из Риги журналист «Газеты» Константин Казаков в статье «Русский для русских» .

http://pravoslavie.ru/4901.html

Митрофанов напомнил, что в 2018 году Конституционный суд ввел другую норму. «Та новая церковь, которая докажет в суде свое происхождение от периода до «советской оккупации», может требовать через суд имущество церквей «старых», - пояснил евродепутат. - В течение трех десятилетий существовал баланс интересов в отношениях между латышской политической элитой и ЛПЦ. В обмен на лояльность, на отказ от поддержки русских партий Латвии и интересов русского населения власти Латвии сохраняли принцип «одна конфессия - одна церковь». Для ЛПЦ этот принцип был важен в том числе изза опасений, что появление параллельных юрисдикций поставит под угрозу владение недвижимостью. Это не только храмы, но и служебные постройки, земля в престижных районах городов Латвии. Собственность вернулась церкви в ходе процесса реституции в начале 1990х. Нюанс в том, что накануне национализации в 1940х годах ЛПЦ перешла в каноническое подчинение Константинопольскому патриархату, а начиная с советского времени и по сей день представляет собой самоуправляемую церковь в составе Московского патриархата. Полная лояльность уже не защищает ЛПЦ от политического вмешательства. То есть в случае появления в Латвии параллельной православной юрисдикции, находящейся в подчинении Константинополю, вставал логичный вопрос о перераспределении недвижимости». «Возможно, отдельные комбинаторы от политики уже просчитывают личные материальные приобретения в случае передела недвижимости между ЛПЦ и новыми православными церквами», - предположил депутат Европарламента. Возможная легализация ЛПАЦ - следование международным правовым прецедентам по защите свободы совести, сказал «НГР» депутат Сейма Латвии Борис Цилевич. «В Латвии нет оснований комуто запрещать создавать свою церковь, - уточнил народный избранник. - Единственное исключение из законодательной практики страны - Римскокатолическая церковь: у Латвии конкордат с Ватиканом. Проблема возникает с делегированными функциями. Согласно латвийскому законодательному регулированию, в стране есть несколько традиционных конфессий, которым государство делегирует определенные права. Например, признает браки внутри этой общины. Принцип «одна конфессия - одна церковь» не применяется к латвийским старообрядцам, так как у них нет единого управляющего центра».

http://ruskline.ru/opp/2019/oktyabr/2/ko...

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6й; седален сщмч. Ермогена, глас 8й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7й – 3 , и вмч. Феодора, глас 1й – 3 ; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него» , или: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его» , или: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются» , или: «В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится» ;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7й: «Приидите, ублажим пастыря добраго…» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6й: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4й: «Российския земли первопрестольниче…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6-й; седален сщмч. Ермогена, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7-й – 3 , и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него» , или: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его» , или: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются» , или: «В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится» ;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7-й: «Приидите, ублажим пастыря добраго...» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

Он благословил уехать далеко-далеко, где меня никто не знает, и там принять духовный сан. Ехать надо было на Урал, в большой город Пермь. Там владыка Леонид ранее служил архиереем, в этом городе его хорошо помнили и уважали. Когда я сказал маме, что еду в Пермь, она, никогда на востоке России не бывавшая, ахнула: «Да куда же ты собрался? Да сколько же верст до этой самой Перми?» Но все же отпустила меня, благословив в дорогу святой иконой Божией Матери. А владыка, провожая меня на Урал, сказал, что будет ждать моего возвращения: пройдет несколько лет, и я смогу вернуться домой. Все вышло по благословению владыки, и прослужив на Урале около трех лет, я вернулся в Латвию. Тысячелетие Крещения Руси открыло для Церкви новые возможности, и владыка Леонид поставил вопрос о назначении в Латвийскую епархию викария. Решение было положительным, а кандидатом высокопреосвященнейший владыка рекомендовал меня, как коренного местного жителя, знающего латышский язык и местную культуру. Так в 1989 году, приняв монашеский постриг и удостоившись сана архимандрита, я стал епископом Даугавпилсским, викарием Рижско-Латвийской епархии. Владыка Александр, мы почти ничего не знаем об истории Православной Церкви в Латвии. Проведите, пожалуйста, для нас небольшой исторический экскурс. В Латвии четыре основные христианские конфессии: Лютеранская, Католическая, Православная Церковь и Старообрядческая. Православие является у нас исторически первой Церковью. Вера наша распространилась на территории Латвии в XI-XII веках из соседних восточнославянских земель, прежде всего в Подвинье и на востоке Латвии. В те давние времена здесь были православные княжества, крупнейшим из которых была Ерсика. В XI-XIII веках в столице Ерсикского княжества, в городе Ерсика (до его разорения) существовали православные храмы с богатым убранством и даже колоколами (хотя колокола в то время были редкостью), о чем свидетельствует Хроника Генриха Латвийского, написанная в XIII веке. В этом княжестве местное население – латгальцы – в основном были православными. Были уже и священники-латыши. Сыном одного из таких священников был замечательный переписчик книг Юргис (Георгий), как он сам пишет о себе «сын попа лотыша». До наших дней сохранилось полностью переписанное им напрестольное Евангелие-Апракос, которое хранится в Российской Государственной Библиотеке.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/28/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010