Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1й седмицы Великого поста Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит Тя Христос Бог, везде Сый и вся Исполняяй. Кондак покаянного канона прп. Андрея Критского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы слышали с вами сегодня одно из самых умилительных и трепетных церковных песнопений, которое всегда звучит в начале Великого поста на вечерних Богослужениях, чтобы подвигнуть нас на духовные подвиги и напомнить о скоротечности земной жизни: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит Тя Христос Бог, везде Сый и вся Исполняяй». Кто автор этих взволнованных строк? Кающийся грешник, взывающий со слезами к своей погибающей душе? Нет, прекрасный кондак сей написал величайший угодник Божий, подвижник веры, учитель покаяния, преподобный Андрей Критский. Тот, кто еще при жизни сподобился чистоты ангельской… Уж если он так скорбит о душе своей, чистой и святой, постоянно бодрствующей на страже спасения, то что говорить нам, грешным и непотребным, на каждом шагу творящим всяческие беззакония?! Как часто, обремененные житейской суетой, различными земными проблемами и хлопотами, мы с вами забываем о самом главном – о спасении своей души. Не помышляем о часе смертном, не радеем о благочестии. Вот и спит наша душа, погрязшая в греховном забвении и мирских искушениях. Спит и не желает просыпаться. Тем не менее, конец приближается … Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Настоящее есть грань, передвигающаяся безостановочно… грань между будущим и прошедшим». И далее: «Что значит земная жизнь человека? Она – тень жизни, ступень к жизни, преддверие к жизни вечной».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Часто люди, называющие себя верующими и православными, свое нежелание ходить в храм на богослужения объясняют тем, что имеют бога в душе и им посредники между ними и богом и никакие «обряды» не нужны. О том, можно ли быть христианином вне Церкви и ее таинств – и прежде всего вне Евхаристии, – что такое на самом деле вера в «бога-в-душе» и какие духовные опасности она таит, рассуждает протоиерей Димитрий Струев – настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» г. Липецка, председатель отдела по работе с молодежью Липецкой и Елецкой епархии, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры Липецкого государственного педагогического университета. Распятие. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в. Давайте прежде ответим на вопрос: у веры в бога-в-душе какие задачи? Охранять от неприятностей. Удачу приносить. Ну, еще в виде совести напоминать о том, как можно и как нельзя поступать, – но напоминать не слишком настойчиво, потому что мы все равно по-своему сделаем. А смысл этих напоминаний в том, что мы должны, во-первых, правильно вести себя в социуме, чтобы проблем не заработать, во-вторых, ощущать себя добропорядочными людьми, не теряя чувства собственного достоинства. Кроме дарования удачи нам, желательно, чтобы бог-в-душе наказывал тех, кого мы считаем плохими людьми. Но это в принципе не обязательно, если они нас не слишком достают. Есть у бога-в-душе еще и такая функция: делать нашим покойным родственникам землю пухом и вообще чтобы им там было хорошо, независимо от того, верили ли во что-нибудь они сами. Но эта функция не слишком важная, поскольку «а кто знает, что там вообще есть», «никто оттуда не возвращался» (замечу, кстати, что говорящие так отрицают Воскресение Христово, даже не задумываясь об этом) и так далее. В отличие от бога-в-душе, Бог не обещает нам комфорта: “В мире будете иметь скорбь” (Ин. 16: 33) В отличие от бога-в-душе , Бог не обещает нам комфорта: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16: 33). Но еще Он напоминает нам о том, что в мире, в котором мы будем иметь скорбь, мы ненадолго, а впереди – вечность, и в эту вечность Он зовет нас за Собой.

http://pravoslavie.ru/88880.html

В.В. Каширина Учение святителя Феофана Затворника о душе мира как традиция библейско-святоотеческого богословия Петр (Алексенко), иеродиакон, кандидат богословия, насельник Климовского Покровского мужского монастыря Клинцовской и Трубчевской епархии Брянской митрополии Ближайшим поводом к написанию данной статьи стал тот факт, что в исследовательской литературе о свт. Феофане Затворнике (1815–1894) присутствует некое недоумение и неловкость при оценке его учения о так называемой душе мира. В изложении этого учения исследователями очевидна некоторая неуверенность в его традиционности для православного богословия. Так, архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской) на основании терминологического сходства видит истоки учения Феофана Затворника о душе мира в языческой философии древних, в частности Платона: «Мнение епископа Феофана о душе мира во многом напоминает учение древнего греческого философа Платона о существовании мировой души, являющейся основной движущей силой мира. Заимствования некоторых положений своей теории из учения древних философов епископ Феофан не только не отрицает, но и сам ссылается на имена прославленных мыслителей древности» 464 , под которыми владыка Пимен подразумевает упомянутых святителем Г.Г. Шуберта (1780–1860) и Г.В. Лейбница (1646–1716). Действительно, при изложении своих идей о душе мира свт. Феофан делает следующие ссылки: «Невещественные силы душевного свойства, с инстинктом производить то и то, по норме в них вложенной Богом, сопровождаемым некиим темным чутьем. Это Лейбницевы монады» 465 : «Помню, на это нам в академии уроки читал Авсенев – сначала Петр Семенович, а потом архим. Феофан. Скончался в Риме. Помнится мне, что у Шуберта geschichte des seele – история души – подробно раскрываются сии положения» 466 . Подобно и прот. Г. Флоровский принял упоминания этих мыслителей свт. Феофаном за указание на первоисточники излагаемого учения, поэтому патролог выводит его из философии эпохи романтизма: «Отеческую аскетику Феофан сочетает с романтической психологией и натурфилософией.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Введение в систематический свод учения святых отцев церкви о душе человеческой §2. Свидетельства отцов и писателей Церкви о важности сведений о душе человеческой Видно, высоко ценили отцы Церкви учение о душе нашей, когда во многих случаях излагали это учение. Действительно – «из всех наук, – говорит ученый пресвитер Александрийской церкви, – величайшая наука – познать самого себя. Ибо кто познает самого себя, тот уведает Бога» 59 . Потому и Моисей, представляя яснее изречение: «Узнай себя» говорит часто: «Внемли себе» 60 . Подобно сему и Антоний Великий пишет: «Кто знает самого себя, тот знает и Бога» 61 . «Мы должны прежде всего стараться познать самих себя. Кто имеет правильное познание о самом себе, тот имеет правильное познание о тварях, которые Бог произвел из ничего, тот знает также и достоинство умного и бессмертного духа человеческого» 62 . «Кто знает самого себя, тот знает, что душа человеческая бессмертна, что Господь наш Иисус Христос есть истинный образ Бога отца, что по подобно сего вечного образа Божия сотворены все духовные разумные существа» 63 . «Никто не может познать Бога, не познав прежде самого себя» – повторяет за Антонием Великим Великий Афанасий 64 . И по словам Василия Великого : «Точное наблюдение себя самого дает достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя...» 65 . Итак, познание души человеческой, весьма важно, не только само по себе, по и в отношении к познанию Бога и тварей. Потому-то св. Григорий Богослов и Иоанн Златоуст познание о душе ставят наряду с другими предметами христианского любомудрия. «Для меня кажется непростым и немалого духа требующим делом с рассуждением вести домостроительство истины наших догматов, т. е. нашего любомудрого учения о мирах или мире; о веществе, о душе, об уме и умных существах, как добрых, так и злых, о промысле и проч.» 66 . Указывая на различные предметы самопознания св. Григорий продолжает: «Сие-то, или что-нибудь из сего, старайся познать, человек» 67 . «Если ты приходишь сюда (т. е. в храм), в год раз или два, – замечал св. Златоуст, – то скажи мне, чему необходимому мы можем научить тебя касательно души, тела, бессмертия... твари дольней и горней, природы человеческой, ангелов.... Все сие, и еще гораздо больше сего христианин должен знать и во всем этом давать ответ, когда его спросят». 68

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Жатвы Господни ВВЕДЕНИЕ В наше время известные силы, лихорадочно пытаются овладеть миром, полностью захватить власть над ним. Они не поступали бы так, если бы восприняли серьезно слова Христа Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16:26)? Но именно беспечное отношение к своей душе, породило стремление, и заставило их трудиться до кровавого пота ради безраздельной власть над миром. Забота же о душе, о вечном спасении каждого человека, оттеснена на задний план и оставлена в удел неискушенным «младенцам», то есть «немудрой и неразумной» массе простого народа (см. Мф. 11:25). А вытесненив заботу о душе, они вытеснили и самого Христа, вытеснив на задворки Христа, они вытеснили и Царство небесное как высшую цель человеческой жизни, а на ее место, определенное и завещанное Богом, вознесены земные цели: во-первых, политико-экономические, затем культурно-социальные и, так называемые гуманистические. Иными словами, место рая небесного, обещанного тем, кто был из него изгнан, и должен вновь заслуживать его, занял рай земной для всего человечества (если оно дожвет до него), без различий заслуг и достоинств человека. Согласно плану этих властолюбивых сил, на земле необходимо создать равенство и уравнивание всех человеческих существ. Равенство и уравнивание не только по отношению к хлебу, но и духу, не только к политическим правам и культуре, но к вере и нравственности. И поскольку «неисследимое богатство Христово» (Еф. 3:8), богатство Его истины и духа невозможно уравнять со скудостью других земных вероучений и философий, то силы сии бомбардируют Христа беспощадно и жестоко, то явно и открыто, то тайно и лукаво. «Восстань, Господи, да не преобладает человек…» (Пс. 9:20). При таком положении вещей неудивительно, что кто-то из христиан глубоко озабочены будущим своей святой веры, кто-то стал равнодушен к Христу, к Его Церкви и собственной душе. А самые слабые из них, под давлением мощной лживой пропаганды, начали склоняться к мысли, что Христос — пережиток прошлого, что мир победил Его, и в «новой эре» двадцатого века человеку не остается ничего иного, кроме иллюзорного укрытия под якобы более надежным кровом науки или прогресса, культуры или техники, демократии или гуманности, или какой-либо другой современной идеи, движения или организации. «Только бы беспечально и комфортно прожить краткий земной век! — так говорят близорукие, испуганные и обманутые.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3749...

О бессмертии души против сектантов адвентистов 11 Как учит православная Церковь о душе человека? Православная Церковь учит, что душа человеческая получила от Бога самостоятельное бытие и никогда не уничтожается. Хотя тело человека в известное время становится трупом и разрушается, однако, душа его продолжает и будет существовать до тех пор, пока Господь не воскресит (не восстановит из праха Иов 19:25 ) тела, когда душа и тело соединятся для блаженной жизни, или для совместного мучения. Неужели существуют люди, которые учат о душе иначе, чем Православная вера? Таковы – адвентисты, утверждающие, что душа разрушается вместе с телом: когда человек умер, то душа его, по их мнению, погибла, а тело гниет и уничтожается и, таким образом, человек исчезает. По мнению адвентистов душа и тело, это – одно и то же: душа – это кровь в теле, а кровь, как известно, уничтожается вместе со всем телом, в котором она повсеместно течет. Правильно ли адвентисты понимают, что тело и душа человека, это – одно и то же? Нет, не правильно, потому что душа и тело – совершенно отличны одна от другой: тело – из земли, «из праха земного» ( Быт. 2:7 ), а душа есть «дыхание Божественной жизни» ( Быт. 2:7 ). Да и созданы-то тело и душа отдельно. Как повествуется в св. Писании о создании человека? «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». ( Быт 2:7 ). Значит, отдельно было сотворено тело человека, и отдельно получила бытие душа. Почему же в некоторых местах Писания душею называется кровь ( Лев. 17:14 ; Втор. 12:23 )? Это говорится не о человеческой душе, происшедшей от Божия дуновения, а о душе животных; животная душа получила свое начало не от Божия дуновения, а от неразумной природы, воздействовавшей по Божию повелению. Так и говорится в св. Писании: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов и зверей земных» ( Быт 1:20, 24 ). Поэтому и сказано ( Втор. 12:23 ), что душу животных можно (но, конечно, не должно) есть; о человеческой же душе нигде не сказано, что она может служить пищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Дионисий Свечников  «Я верю в Бога, но в церковь не хожу, у меня Бог в душе». Эта довольно распространенная фраза определяет веру многих людей. Можно даже назвать это религией, но она сугубо индивидуальна у каждого человека, объединяющим фактором служит лишь понятие «бог в душе». Каждый вкладывает в нее свое понимание. Попробуем разобраться. Объясняя для себя Бога, часть человечества пользуется определениями тех или иных религий. В случае с «богом в душе» определения могут быть очень разными, поэтому, в первую очередь, необходимо понять — кем ощущает себя человек. Если он сообщает, что не ходит в церковь , вероятно, считает себя христианином, но в силу каких-то факторов или личных убеждений, не посещает храм. Во многих случаях люди плохо знакомы или вовсе не знакомы со Священным Писанием и основами христианской веры. Несомненно, они знают или хотя бы слышали о Декалоге — 10 заповедях, возможно, даже пытаются соблюдать некоторые из них. Это не может не радовать, и с такими людьми определенно есть о чем говорить, разъясняя основы православной веры.   Но зачастую «бог в душе» — это совершенное дистанцирование от религий. Причины могут быть очень разными, и не имеет смысла их все рассматривать. Общим для всех в этом процессе является рисование Бога таким, каким хочет Его видеть каждый отдельный человек. По своей сути «боговдушество» — это религиозные фантазии индивидуума. Следствие — создание своей собственной религии, где есть место и «догматике» и ритуалам. Каким же рисуют люди для себя Бога? Какими качествами наделяют его? Удивительно точно говорит об этом британский писатель и богослов Клайв Льюис: «В наши дни под благостью Божией мы понимаем прежде всего Его любовь к нам, и в этом мы отчасти правы. Но под любовью почти все мы понимаем желание, что бы мы были счастливы любой ценой. Нам нужен, в сущности, не Отец, а небесный дедушка, добродушный старичок, который бы радовался, что «молодёжь веселится», и создал мир лишь для того, чтобы нас побаловать. Хотя, даже сейчас мало кто из отцов скажет: Пускай будет мерзавцем, лишь бы ему хорошо жилось».

http://azbyka.ru/bog-v-dushe-ili-besovsk...

Скачать epub pdf ВВЕДЕНИЕ В наше время известные силы, лихорадочно пытаются овладеть миром, полностью захватить власть над ним. Они не поступали бы так, если бы восприняли серьезно слова Христа Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» ( Мф. 16, 26 )? Но именно беспечное отношение к своей душе, породило стремление, и заставило их трудиться до кровавого пота ради безраздельной власти над миром. Забота же о душе, о вечном спасении каждого человека, оттеснена на задний план и оставлена в удел неискушенным «младенцам», то есть «немудрой и неразумной» массе простого народа (см. Мф. 11, 25 ). А вытесненив заботу о душе, они вытеснили и самого Христа, вытеснив на задворки Христа, они вытеснили и Царство небесное как высшую цель человеческой жизни, а на ее место, определенное и завещанное Богом, вознесены земные цели: во-первых, политико-экономические, затем культурно-социальные и, так называемые гуманистические. Иными словами, место рая небесного, обещанного тем, кто был из него изгнан, и должен вновь заслуживать его, занял рай земной для всего человечества (если оно доживет до него), без различий заслуг и достоинств человека. Согласно плану этих властолюбивых сил, на земле необходимо создать равенство и уравнивание всех человеческих существ. Равенство и уравнивание не только по отношению к хлебу, но и духу, не только к политическим правам и культуре, но к вере и нравственности. И поскольку «неисследимое богатство Христово» ( Еф. 3,8 ), богатство Его истины и духа невозможно уравнять со скудостью других земных вероучений и философий, то силы сии бомбардируют Христа беспощадно и жестоко, то явно и открыто, то тайно и лукаво. «Восстань, Господи, да не преобладает человек…» ( Пс. 9, 20 ). При таком положении вещей неудивительно, что кто-то из христиан глубоко озабочены будущим своей святой веры, кто-то стал равнодушен к Христу, к Его Церкви и собственной душе. А самые слабые из них, под давлением мощной лживой пропаганды, начали склоняться к мысли, что Христос – пережиток прошлого, что мир победил Его, и в «новой эре» двадцатого века человеку не остается ничего иного, кроме иллюзорного укрытия под якобы более надежным кровом науки или прогресса, культуры или техники, демократии или гуманности, или какой-либо другой современной идеи, движения или организации. «Только бы беспечально и комфортно прожить краткий земной век! – так говорят близорукие, испуганные и обманутые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Содержание Ектения великая Диакон: Миром Господу помолимся.   Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)  Тебе, Господи. Аминь. Первый изобразительный антифон Б лагослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Б лагослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. О чищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. И збавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. И сполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя. Щ едр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.   Б лагослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благословен еси, Господи. Ектения малая Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся.   Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)   Тебе, Господи. Аминь. Второй изобразительный антифон Х вали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем,  пою Богу моему, дондеже есмь. Н е надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. И зыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Б лажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа  Бога своего. С отворшаго небо и землю, море и вся, яже в них. Х ранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Г осподь решит окованныя, Господь умудряет слепцы. Г осподь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Г осподь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.   В оцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. Песнь Господу Иисусу Христу С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.   Е динородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Ектения малая Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Текст Божественной Литургии Содержание Ектения великая Первый изобразительный антифон Ектения малая Второй изобразительный антифон Песнь Господу Иисусу Христу Ектения малая Третий изобразительный антифон. Блаженны Малый вход с Евангелием Трисвятое Чтение Апостола Чтение Евангелия Ектения сугубая Ектения об усопших Ектения об оглашенных Херувимская песнь Великий вход Ектения просительная Символ веры Святое Возношение Отче наш Причастны (в субботу) Многолетие Запричастный концерт Причащение мирян Ектения малая Псалом 33 Многолетие Информация о первоисточнике Ектения великая Диакон: Миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)  Тебе, Господи. Аминь. Первый изобразительный антифон Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благословен еси, Господи. Ектения малая Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)   Тебе, Господи. Аминь. Второй изобразительный антифон Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего. Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них. Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2386...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010