Так судит мир; но совсем не так рассудило Евангелие. И Господь Иисус Христос говорил: «какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (если она погибает) (Мф.16:26). Примеры того, как это бывает, мы в Евангелии же можем найти. Вспомните одну из самых коротких и вместе с тем одну из самых устрашающих и грозных притч Господа Спасителя о человеке, у которого был богатый урожай. Как он сам себе говорил: «Много у меня хлеба — некуда собрать. Я мои житницы и амбары сломаю, соберу все это туда и скажу своей душе: душа моя! Имеешь многие блага, на много лет тебе хватит. Почивай, ешь, пей, веселись!» . И тут на него и на его «благополучие» обрушился страшный приговор Божия правосудия, ибо Бог ему сказал: «Безумец! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (сказано по-славянски «истяжут» , т.е. немилостиво отнимут, вырвут у тебя), а то, что ты заготовил, кому останется?» (Лк.12:16-20).    Вот так и сегодня Господь говорит в Евангелии: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Т.е. бессмертную человеческую душу ее Творец оценил дороже всего этого мира.    Помни же, человек, как драгоценна для Бога душа твоя. Господь ее ценит дороже всего мира со всеми его богатствами. Чтобы спасти наши души грешные, Господь пригвоздился ко Кресту, на котором совершил наше спасение и которому мы ныне поклоняемся.    Но когда Господь говорит нам, что человек, который хочет за Ним идти, должен взять крест свой и отвергнуться себя, то что это значит? Как говорят св. отцы, «отвергнуться себя» — это значит, обойтись с собою так, как человек обходится, например, с запачкавшейся и изодранной одеждой, которую нельзя ни починить, ни вычистить. Она отбрасывается, он ее отвергает. Вот он так должен отвергнуться себя, отвергнуть свои прихоти и грешныя наклонности, осудить весь свой суетный образ жизни, в котором он запутался и погряз с головой в суете и грехах, и идти за Христом, исполняя Его заповеди.    Что касается исполнения заповедей, то в теперешней жизни, которая кажется построена так, чтобы ни с одной заповедью Господней не считаться, исполнение заповедей будет, действительно, тяжким крестоношением, ибо человеку, стремящемуся исполнять заповеди Христовы, мир все время будет становиться на дороге и соблазнять его своими греховными утехами и грешными суетными приманками...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Таково значение молитвы в деле обновления души и в строе христианской жизни. Нет такого блага, которого нельзя было бы испросить молитвой: «просите и дастся вам, — говорил Господь, — вся возможна верующему» (Мф.7:7; Мк.9:23).    3) Подвиг милосердия. Этот подвиг завершает собой круг духовной жизни христианина. Первые два подвига — пост и молитва, ограждая человека от греха, оставляют его, так сказать, с самим собой и, насаждая в его душе добрые расположения, не дают еще человеку возможности проявить добро вовне, в окружающей жизни, в отношении наших ближних, а это необходимо и существенно важно в деле нравственного совершенства. Доброе расположение в одном скрытом состоянии, без проявления вовне, есть лишь слабый росток, неразвившийся и неукоренившийся. Укоренится он только тогда, когда доброе чувство или настроение проявится в соответствующих добрых делах; ибо недаром сказано «вера без дел мертва есть» (Иак.2:26).    Живое, сильное чувство и само потребует дела — это естественно и неизбежно. Подвиг милосердия и есть то поприще, где живой обновляющийся дух человека проявляет себя вовне, в соответствующих делах, и тем завершает процесс внутреннего возрождения.    Но этого сказать мало. Подвиг милосердия не только закрепляет добро в душе, а и сам очищает душу от греховных навыков, подобно посту и молитве, потому что милосердие и сострадание, поселяясь в душе, истребляют страсть себялюбия, а это — главная страсть, корень всех прочих страстей: и гордость, и корыстолюбие, и чувственность имеют своим началом страсть себялюбия. Ввиду такого значения этой страсти великое значение приобретает и подвиг милосердия как поборающий эту страсть. Недаром милосердие и любовь к ближним Господь наименовал главнейшей заповедью, поставив ее с заповедью о любви к Богу, и исполнение ее вменил в непременный долг Своим ученикам: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).    Любовь к ближним, развиваясь, приводит человека к стяжанию и другого высшего дара — любви к Богу, ибо сначала — низшее (любовь к людям), а потом и высшее (любовь к Богу): сначала любовь к тому, что видим и осязаем телесно, потом любовь к тому, что видим и осязаем лишь в духе. Поэтому если нет любви к ближним, нет и подавно любви к Богу. «Если кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» — поучает св.Иоанн Богослов (1Ин.4:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4039...

   То же самое можно видеть и на примере апостола Павла. Хотя он и испытывал теснейшее общение со Христом, так что мог сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20), однако при этом выразил и всю боль человеческого естества в таких словах: «...но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:23-24).    В дальнейшем мы попытаемся рассмотреть этот закон греха, иной закон. Я надеюсь, что эта глава, названная мною «психопатологией», или учением о страстях, станет одной из главных в книге. Здесь мы постараемся с возможной тщательностью описать все страсти, как их изображают Господь, святые апостолы и отцы, поскольку нам хотелось бы дать определение тому ужасающему явлению, которое поражает нас и о котором мы, к несчастью, в большинстве случаев не подозреваем. 1. Что такое страсти    Слово «страсть» (παθος), как легко видеть, происходит от глагола «страдать» (πασχω) и обозначает внутреннюю болезнь. По словам Филофея Синаита, страсть «вообще, говорят, внедряется в душе долговременным пристрастием» (Добр. Т.3. С.419). В дальнейшем мы увидим, как отдельный грех становится страстью. Здесь же необходимо подчеркнуть прежде всего тот факт, что страстью называется какой-либо грех, если он повторяется часто и таится в душе долгое время. Святые отцы так разъясняют разницу между страстью и грехом: «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается» (Св. Никита Стифат. Добр. Т.5. С.92).    Учение о страстях было неоднократно изложено Господом и вошло в святые Евангелия. Несколько мест мы хотели бы выделить сейчас, чтобы вернуться к ним впоследствии. Господь, отвечая фарисеям на их вопрос: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» (Мк.7:5), обращает внимание на внутреннего человека: «Ибо извнутр, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство – все это зло извнутр исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21-23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

   Услышав это, я начал умственно читать сию молитву, и вдруг разлилось в душе моей великое умиление; и сама молитва начала изливаться в душе моей, и сделалось мне не только мирно и спокойно, но и сердце мое начало пылать и гореть любовью к Богу; посему весь страх и боязнь от меня совершенно отошли. Воин, остановясь, сказал: «Брат, вижу, что теперь тебе спокойно. Если хочешь всегда иметь мир, какой имеешь теперь, не должен быть ленивым, но часто творить молитву Иисусову. И всякий человек, который хранит сию молитву, очищается в душе от всякого греха и вкушает сладость любви Божией, как и ты теперь вкусил оной; но доселе ты обленялся и оставил совершенно сию молитву; посему приказываю никогда не оставлять ее и каждый вечер исповедовать духовнику все свои помыслы, хорошие и худые». Сказав это, он пошел прямо по узкой дороге, а за ним последовал и я.    Когда мы дошли до середины дороги, я увидел наверху стены большой крест; и воин, поклонившись три раза кресту, сказал тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». По учинении сего он сказал мне, чтобы и я сделал то же, что он делает, и после сего пошел далее. Продолжая путь, вскоре пришли мы к концу дороги, на краю коей увидел я великую пропасть, которая не имела конца и пределов со всех сторон, а внизу оной была темная бездна. Смотря на эту пропасть, увидел я в чрезвычайной дали высокие горы, досягающие неба, и чрез сию пропасть как бы мост, состоящий из одной узкой круглой жерди, не более кругом как только в одну четверть, и укрепленную одним концом в один конец дороги, а другим досягающую до горы и колеблющуюся как бы древесный лист от сильного ветра.    Видя, что воин намеревался идти прямо по этой жерди, я смотрел на правую сторону и на левую, ища, не попадется ли прохода безопаснее этой жерди. Заметив это и упрекнув, что я не творю молитвы и оттого опять смутился и пришел в страх, воин мне сказал: «Подай мне руку». И когда я подал ему оную, мы пошли по жерди, которая колебалась под нами как нить; отчего я, опять пришедши в смущение, не мог идти дальше. Воин, посмотрев на меня, сказал: «Брат, здесь надо призывать имя Божией Матери, Она здесь много помогает!». Услышав это, я в то же время начал взывать: «Пресвятая Богородице, помоги мне!». И вдруг боязнь, которую я чувствовал, удалилась, и я пошел за воином безбоязненно. Спустя немного пропасть эта кончилась, и мы достигли какого-то города. Здесь воин остановился и сказал: «Брат, теперь мы прошли все опасности». Я, смотря на город и видя множество дерев растущих, похожих на масличные, думал: для кого так много растет этих деревьев?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

   Вопрос 140. Если кто не воздерживается от вредных яств, принимая же их неумеренно, впадает в болезнь, то надобно ли заботиться о нем? Ответ. Невоздержание есть явный порок, и прежде всего необходимо позаботиться о сем недуге, как уврачевать его. Ибо человеколюбивый Бог, желая показать, как велико зло невоздержания, попускает нередко душе страдать недугом неумеренности в том, что вредно для тела, чтобы чрез телесное злострадание, которому подвергается от неумеренности, могла она придти в сознание собственного своего вреда и быть напутствованной к воздержанию во всем. Прилагать же немедленно попечение о теле потерпевших вред от неумеренности согласно, правда, с разумом и с требованиями милосердия, однако же надобно делать сие не без рассмотрения, но озаботившись о том, чтобы при врачевании тела не оставить неуврачеванной душу. Посему если усмотрит кто, что подобный человек телесным врачеванием научается тому, чтобы при своих недугах благосознательно пещись и о душе, то должно прилагать о нем телесное попечение. Если же, принимая врачевание тела, окажется он небрегущим о душе, то лучше такового предоставить болезням, которые терпит от своей невоздержности, чтобы, со временем пришедши в сознание себя самого и вечного наказания, мог он принять попечение и о душевном здравии. Ибо «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11, 32 ).    Вопрос 223. Поскольку Господь сказал: «ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми» ( Матф.6, 17–18 ); что делать, когда и против воли делается видим для людей, кто желает поститься по какой-нибудь угодной Богу причине, как, видим, не редко поступали и святые? Ответ. Заповедь сия касается тех, которые стараются исполнять заповедь Божии напоказ людям, чтобы удовлетворить страсти человекоугодия. Ибо о том, что заповедь Господня, исполненная в славу Божию, естественным образом не может укрыться у боголюбцев, Господь сам объявил, сказав: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом» , и прочее ( Матф.5, 14–16 ). Вопросы о страсти блуда

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

§ 10. Поскольку не слышащие только слово Божие ублажаются, но слышащие и соблюдающие его, как говорит Христос: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28), то мы должны стараться и слышать, и слышанное соблюдать с Божией помощью. Поэтому апостол увещевает христиан: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак.1:22—24). Ибо не для того Бог слово Свое объявил, чтобы оно только вне, на хартии, как некое мертвое начертание, лежало, но чтобы внутри, в сердцах наших плод свой имело. Ибо Слово Божие есть семя живое, божественное, которое должно на земле сердец наших духовными плодами прорастать. Какая польза от семени, на земле посеянном, если оно плода не приносит? Так и слово Божие, проповеданное и слышанное, не будет нам на пользу, если плода в сердцах наших не приносит, то есть если по его правилу не стараемся нашу жизнь исправлять. Монарший указ для того публикуется, чтобы подданные его волю знали и исполняли. Так и слово Божие для того опубликовано, чтобы мы по его правилу нашу жизнь исправляли. Нет никакой пользы в том, чтобы слышать слово Божие, но по правилу его не жить, более того, в сугубое осуждение будет слышанное и несоблюденное слово Божие, как будет сказано ниже. §11. Бог в Своем святом слове говорит душе человеческой: «Я Господь Бог твой, и прочее; душе говорит: Уклоняйся от зла и делай добро; веруй, смиряйся, люби, терпи», и прочее. Душа должна слушать глас Божий, повиноваться, каяться, веровать, любить, терпеть и прочее. И когда помыслы злые возникают, не принимать их, а когда добрый совет внутри чувствуется, следовать ему. Следовательно: 1) Нет никакой пользы внешне казаться исправным, а внутри быть неисправным; телом смиряться, а душою гордиться; на языке веру и любовь иметь, а на сердце неверие и плоды его. Все это есть лицемерие. 2) Всякий грех сначала в душе появляется,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А где же мы, стоящие с верой и надеждой у запертых царских врат, ведущих в Царствие Небесное? А вот они – маленькие зеленые ягодки, не видимые с земли, но хорошо видимые с Небес, – недоспевшие, недозревшие, кислые и горькие на вкус. Но мы здесь, в винограднике, висим, спеем среди ветхозаветных титанов и новозаветных святых. «Святии апостоли, молите Бога о нас». Плоды сии безымянны, лишь подписанные сутью душ наших: душа-злодейка, душа-блудница, душа-сонная ленивица. Не для них ли Андрей возопил: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается». Слабые, немощные, медленно зреющие, возможно с червоточиной, но всегда заботливо укрытые от зноя и града широкими рядами листьев, похожих на омофор Пречистой Богородицы. «Пресвятая Богородица, спаси нас». Все мы плоды одного дерева – Живого Виноградника Господа нашего Иисуса Христа. Он Ствол и Начало жизни, Глава и Творец всему. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 3–5). Человек рождается, чтобы прийти к Богу. Не все доходят, но и плоды не все созревают. Песня за песней течет канон, душа путешествует по винограднику, созерцая молодую зеленую лозу и засохшие плети. Вот на берегу куча хвороста – пища для огня, а вот ягоды упавшие и загнившие – пища для червей. И глядя на всё это, понимаешь: без покаяния нет прощения. «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас». Вот и завершилось чтение Великого Покаянного канона Андрея Критского. Четыре дня пролетели, как один. Окончилось путешествие по дивному саду, лодка ткнулась в причал, а уходить не хочется. В голове всё звучат и звучат слова: «Душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». А вокруг непередаваемый аромат цветущего виноградника, а в нем на ветвях – маленькие зеленые ягодки, за четыре дня пожелтевшие с одного бока. Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас.

http://pravoslavie.ru/137961.html

А для всех этих дел требуется богатство. Только тогда богатство будет препятствовать достижению Царства Небесного и приобретению нищеты духовной, если мы будем иметь пристрастие к нему, будем поставлять его выше благ духовных и если будем употреблять его для роскошной и плотоугодной жизни, подобно тому неразумному богачу, который говорил душе своей: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей и веселись». Но от этого должно отклонять богатых слово Самого Иисуса Христа: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Душа человека дороже всех богатств мира, и потому неразумно привязываться к ним и ради них забывать о спасении души. Но из богатых немногие имеют столько твердости духа, чтобы хранить себя от пристрастия к богатству; большинство их привязываются к нему и впадают в те грехи, к которым склоняет оно. Посему таким людям для приобретения нищеты духовной Слово Божие внушает совершенно отказываться от богатства и избирать себе нищету телесную. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на Небесах; и приходи и следуй за Мною», – так говорил Сам Господь богатому. Отсюда же видно, что нищета телесная может служить средством к усовершенствованию нищеты духовной. Но такое значение нищета телесная может иметь только в том случае, если она избирается добровольно ради Бога. В противном же случае нищета эта может причинять вред делу спасения, склоняя человека к отчаянию, тунеядству, воровству и тому подобным грехам. В награду за нищету духовную Господь обещает нищим духом Царство Небесное или вечное блаженство на небе. Но они становятся участниками этого Царства еще и здесь, на земле. Не имея пристрастия к земным благам, они не испытывают беспокойства о недостатке их и чувствуют мир в душе своей. Не надеясь на свои добродетели и совершенства, они во всем полагаются на благодать Божию, исполняющую их радостью и внушающую им твердую надежду на спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А затем: ты не один! «Ангелы служили Ему». Вот твоя невидимая охрана. Божия рука теперь сопутствует тебе, и ограждение твое крепко. Только не изменяй Богу! Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков ( Мк.1:16–17 ). Люди живут у моря жизни, и все они – рыболовы. Они кидают в море жизни сети души и ловят ими ценное или сор жизни. Пойди к Начальнику лова – Богу – и через Него закидывай сети... И прежде всего поймаешь свою душу, а то ведь она на стороне, на глубоком «сорном дне». И они (Симон и Андрей) тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним ( Мк.1:18 ). Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего... последовали за Ним ( Мк.1:19–20 ). Люди – ловцы и закидывают сети души, а сети дырявые и их пытаются починить. И всех зовет Господь... Как чутко откликнулись чистые души призванных апостолов: они тотчас пошли; пошли, оставивши все: имущество (сети)... да что имущество? – они пошли, оставивши отца своего. Пример нерадивой душе! Сколько зовов пройдет через нее. А она тупа, глуха, бесчувственна... Господь же зовет и зовет. Гибель души приходит по ее нерадению. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал (когда Господь вошел в синагогу): оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас... Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него ( Мк.1:23–26 ). Здесь образ столкновения мира Христа и мира земли. Мир земли не выносит мира Божия, и в душе, начавшей борьбу за добро, он ожесточенно выталкивает добро: «Оставь меня, это мне не годится... Это не для меня». И в первых схватках добра со злом, когда в душе, поддерживаемой Божией силой, начинает поборать мир добра, зло оставляет насиженное гнездо, всячески потрясая душу. Запомни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

«А ты будешь жалить его в пяту» , – то есть, хотя дьявол сможет повредить что-то в этом человеке, который родится от женщины без участия мужчины, но этот человек уничтожит его. Что это за человек, рожденный одной женщиной без участия мужчины? – Христос. – Да, Христос, Который уничтожил силу дьявола, его мощь. Итак, «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт.3:16 ). Жена была проклята именно таким образом. Во-первых, будет болезнь при беременности, токсикоз. Во-вторых, будешь в муках рожать детей. И, втретьих: ты хотела стать над мужем, а теперь он будет господствовать над тобой. Действительно, женщины до пришествия Христа и в нехристианстве до сих пор находятся в порабощении. Отношение мужчины к женщине в этих народах, как к рабыне, что явилось результатом Божьего проклятия в Эдемском саду. И это проклятие отменено только Искуплением, потому что новая Дева, Дева Мария, исправила преступление древней девы, поэтому в наши дни в церкви к женщине должно относиться с уважением. Итак, наконец, сказано: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:17-19 ). Итак, первое: за тебя проклята земля, которую Я дал во владение тебе, над ней ты был поставлен властелином, Я на нее проклятие обрушу из-за тебя. Она не будет больше тебе служить, она будет распадаться, она будет подвержена закону тления. Ты не сможешь больше легко трудиться, для тебя труд никогда не будет в радость, потому что работа для тебя будет скорбью. И, более того, земля твоего тела будет произрастать страсти, будет рождать болезни; проклятие касается не только земли в смысле почвы, но и тела, которое было сотворено из праха, оно тоже будет произрастать терния и волчцы. Григорий Богослов говорит, что после грехопадения наша душа стала «трупоносицей», то есть носительницей трупа. Каждый человек знает, что чем дольше живет, тем больше изнашивается его тело, с рождения человека начнется его распад. Чем дольше человек живет, тем более тяжко его душе, тело становится тяжелее, в старости особенно ярко это видно, когда надо подумать о душе, тело болеет, мешает душе, бунтует, и в юности бунтует, человек хочет подумать, а у него гормоны бушуют. Это страшное явление как раз следствие того, что тело вышло из-под контроля души.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010