Автор советует душе следовать новозаветным примерам праведности, уклоняться от греха, упражняться в посте и молитве: «Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением (Из новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление; так подражай праведным и отвращайся примера грешных и умилостивляй Христа молитвою, постом, чистотою и непорочностью). Следующий сюжет — сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне и искушения, которые предложил Ему диавол. Преподобный Андрей призывает нас, подобно Иисусу, преодолевать искушения молитвой и постом: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится» (Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом). Читать полностью отрывок из Библии Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом , где был Младенец.

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Апостол Павел в своем послании к Евреям называет Христа предтечею 11 ( Евр.6:20 ), который проложил нам путь в Царство Божие. Тем самым Он указал нам, где наше истинное Отечество, в которое мы должны стремиться. Таким вот образом Бог даровал нам, людям, спасение (т.е. исцеление) от греха. В православной среде довольно распространено выражение: «спасай свою душу». Верно, что надо заботиться о своей душе, но человек не бесплотный ангел и состоит не из одной только души, но еще из тела. Поэтому спасать нужно не только одну душу, а все человеческое естество целиком. Следует сразу пояснить встречающиеся в Евангелии упоминания о душе. Например: «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:25-26 ). Или вот еще: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Дело в том, что употребляемое в Евангелии слово «душа» означает жизнь. Выходит, что, кто готов пожертвовать своей жизнью ради Христа или ближнего, обретет ее в вечности. (Тема души раскрывается в четвертой главе). Приложение ко второй главе Бог становится ближе (о воплощении) История праздника Рождества Христова своими корнями уходит в далекую древность. Когда первые люди, Адам и Ева, были выгнаны из Рая, Бог пообещал им, что пошлет Спасителя. Наши прародители верили в это и ждали из поколения в поколение, что должен прийти Избавитель. Со временем люди начали забывать о своем Истинном Боге, уклонялись в идолопоклонство, но оставались и те, кто был верен Ему. Одним из таких праведников был Авраам, которого и призвал Господь, пообещав, что от него произойдет великий народ, в котором и родится Спаситель. Народ стал называться «Израиль». Затем в израильском народе был царь Давид, которому Бог пообещал, что именно в его роду будет явлен Спаситель. И вот одна молодая девушка по имени Мария из рода Давида родила Сына, Которого назвали Иисус. Это довольно распространенное имя среди евреев и означает «Бог спасает». Слово же «Христос» означает «помазанник», то есть тот, кого помазывали оливковым маслом. Это был священный ритуал и совершался он над царями, священниками и пророками. Христом Иисуса стали называть потом, так как Он совместил в Себе служение царя, священника и пророка. Иисус был не просто обычным младенцем, которых в те времена, как и теперь, рождалось множество. Тогда, больше двух тысяч лет назад, родился Сам Бог.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

Аскетический идеал христианства и его осуществление в монашестве южных славян Игумен Варфоломей (Денисов), кандидат богословия День славянской письменности и культуры традиционно называют церковно-государственным праздником. Именно в нём Церковь и государство нашли точки соприкосновения в осмыслении нашей истории. Но в то же время нужно заметить, что в этой оценке ставятся разные акценты, и это связано со спецификой существования данных институтов. Государство ставит перед собой цель внешнего обустройства жизни человека, а Церковь заботится о внутреннем преображении души. В богословской и святоотеческой литературе мы можем встретить множество образов, в которых раскрывается универсальная форма взаимодействия Церкви и государства. К одному из самых удачных примеров можно отнести образ сосуществования души и тела. Человек, согласно христианскому вероучению, должен заботиться как о душе, так и о теле, которое, по словам апостола Павла, есть храм Духа Святаго ( 1Кор.6:19 ). Но в большей степени важно попечение о душе, мир которой требует совершенствования через внутреннее усилие воли человека. Христос призывает: ищите же прежде Царства Божия и правды Его ( Мф.6:33 ). Забота о душе человека и есть первостепенная задача Церкви. Церковь с её духовным потенциалом становится стержнем государства, его духовной опорой. Говоря о миссии святых Кирилла и Мефодия, мы должны отдалиться от светской утилитарной оценки их заслуг. Святые братья осуществляли свою миссию не с целью приобщить непросвещённые народы к византийской цивилизации, а в первую очередь с целью евангельской проповеди . Донести весть о воскресшем Христе и было главной задачей славянских просветителей. Миссия есть неотъемлемое свойство Церкви, которое основывается на словах Христа: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все Дни До скончания века ( Мф.28:19–20 ). Но благая весть предполагает не только её принятие, не только веру в воскресшего Христа, как это утверждают протестанты, но и внутренние волевые усилия для преодоления своей греховности и для достижения идеала святости. Эта внутренняя работа воли человека, укрепляемая благодатью Святаго Духа, дарованной в силу искупительной жертвы Господа Иисуса Христа, и есть сердцевина христианского аскетического учения. Без аскетизма христианство превращается в отвлечённую философию, с положениями которой можно соглашаться или оспаривать их истинность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» ( Мф 5:9 ). В этой заповеди Господь называет блаженными тех, кто побеждает вражду и распри, способствуя мирным отношениям между людьми. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» ( 1Кор 14:33 ), и Отец послал Своего Сына, «чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол 1:1820 ). Сам Господь говорит Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин 14:27 ). Мирное состояние неотделимо от других добродетелей, по слову Псалмопевца: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» ( Пс 84:11 ). Для того чтобы способствовать примирению других, необходимо достигать умиротворения в собственной душе. Состояние внутреннего мира — это дар Божий, который неотделим от других благодатных даров. «Плод же духа: любовь, радость, мир» ( Гал 5:22 ); «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна» ( Иак 3:17 ). Миротворчество христианина состоит, во-первых, в стяжании внутреннего мира, а, во-вторых, в поддержании мирных отношений с другими людьми. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми», — говорит апостол Павел ( Рим 12:18 ). Но, кроме того, христианин призван прилагать усилия ради примирениях других. По слову святителя Иоанна Златоуста, «Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует еще более, — именно того, чтобы мы примиряли несогласия и Блаженный Иероним говорит об этой заповеди: «Разумеются те, которые сначала в сердце своем, а потом и среди несогласных братьев устанавливают согласие. В самом деле, какая польза в том, что другие примиряются с твоей помощью, когда в твоей собственной душе происходит борьба Стремящиеся к миру в душе и к примирению враждующих именуются сынами Божиими, ибо они уподобляются Христу — «так как и дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф 5:10–12 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Богооткровенная религия и в ветхозаветный период и в христианской Церкви имела прежде всего социальную направленность, а не индивидуальную. И Царство Божие было Царством народа Божия прежде, чем царством в душе человека. Социальное служение христианина обосновывается не прямым предписанием, а долгом христианской совести и любовью к ближнему, заповеданной Христом-Спасителем. Мы можем убедиться, что в Евангелии установлено равновесие между личным спасением и социальным служением. Оно  — в служении Богу через служение людям. Иисус Христос под служением человеку подразумевает служение Богу: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40). Поистине, глубокое своеобразие евангельской этики состоит в том, что ее можно считать и совершенно личной и глубоко социальной. Христос открывает людям беспредельную ценность личности, той души, которой не стоит весь мир, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16:26). Царство Божие  — это та драгоценная жемчужина, найдя которую, купец продает всё, чтобы купить ее (Мф 13:45-46). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф 6:33). Приведенные слова Иисуса Христа воспроизводят основной тон евангельского звучания и как будто оправдывают индивидуалистическое понимание христианства, или, как выражался К. Н. Леонтьев, трансцендентный эгоизм (письмо к В. В. Розанову от 27 мая 1891 года. «Русский вестник», 1903, кн. V, с. 165). Однако хотя и до сих пор находятся сторонники такого узкого понимания христианства, они не учитывают второй половины истины, заключенной в Евангелии, которое вкладывает социальную активность в самую природу Царства Божия, в самую глубину личной жизни. По евангельскому учению, сострадающая любовь должна быть направлена не только к душе человека, но и к телу его. Аскетические требования христианин может предъявлять только самому себе, но не другим. С любовью несовместимо существование резких социальных противоречий, таких, как богатство и бедность. Именно поэтому Христос и говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф 19:21). «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:24).

http://blog.predanie.ru/article/sotsialn...

«Богородице, Дево, радуйся!» и пр. (Слава) «Креститель Христов! Помяни всех нас, чтобы мы избавились от своих беззаконий, потому что тебе дарована благодать – молиться за нас». (И ныне) «Молитесь за нас, святые апостолы и святые все, чтобы избавились мы от несчастий и скорбей, потому что в вас мы приобрели теплых ходатаев пред Спасителем». «Богородица! Прибегаем к Твоему милосердию: не призри наших молений во время искушений, но избавь от падений, – единая чистая, единая благословенная». Последняя дневная служба есть великое повечерие. Великое повечерие Общий состав Великого повечерия слагается из трех частей, «во образ Святыя Троицы и в умилостивление за нас», как выражается блаженный Симеон Солунский . Каждая часть состоит из нескольких, – большею частию, трех псалмов, без сомнения, в честь и славу Пресвятой же Троицы, из новозаветных молитвословий и песнопений. И псалмы, и молитвословия, и песнопения премудро применены Св. Церквию и ко времени дня, и к нашему нравственному состоянию. Вот пред нашими очами человек верующий, совершивший дневные подвиги свои и готовящийся упокоиться мирным сном. Спокойно встречает он время сна, хотя этот сон есть подобие смерти, хотя бесчисленные враги угрожают и душе, и телу его. Он верует с Давидом, что Господь хранит праведников, что Господь слышит, когда они иризывают Его, он не смотрит на врагов своих, он не боится их и повторяет в душе своей слова псалмопевца: «я спокойно ложусь и сплю; ибо Ты, Господи, един даешь мне безопасность». Так говорит человек-праведник. Но представляя себе праведника, готовящегося возлечь на ложе свое после дневных трудов и подвигов, мы обращаем очи и сердце наше к Тому, Кто един на земле, среди всех врагов Своих, был чист и свят, к Господу Иисусу Христу, когда Он жил на земле, и по окончании дневных трудов Своих, подъятых ради нашего спасения, приближался к гробовому ложу Своему. Затем, мы припоминаем себе и всех святых Божиих человеков, – всех истинных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа, которые, верно исполняя Его заповеди, неустанно трудясь ради славы имени Его, ради нравственной пользы своих ближних, ради собственного своего спасения, спокойно, с верою в Господа, с молитвою к Нему, с веселием и миром в душе, приближались к ложу своему. «Ты мне вложил в сердце веселие большее, нежели у нечестивых во время обилия хлеба и вина, и елея, на их вечерних пиршествах. Я спокойно ложусь и сплю; ибо Ты, Господи, един даешь мне безопасность», – так помышляют они в сердце своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Более подробное изложение об этом таинственном учении умного делания, о непрестанной сердечной Иисусовой молитве не входит в задачи нашего труда. Но именно оно раскрывает загадочный смысл слов Невесты: аз сплю, а сердце мое бдит. Бл. Феодорит разумеет слова Аз сплю, а сердце мое бдит в значении слов Спасителя, сказанных Им Своим засыпающим ученикам в Гефсиманском саду: «дух бодр, плоть же немощна» ( Мк. 14:38 ). «Хотя, говорит, естество и склоняет меня закрыть очи мои и предаться сну: мыслию однако бодрствую, и сна лености убегаю, когда посещения жениха своего ожидаю и толкущаго его слышу». Господь пришел к душе и стучит. 5:2 Глас брата моего ударяет в двери: отверзи ми, сестро моя, ближняя моя, голубице моя, совершенная моя: глава моя наполнися росы, и власи мои капель нощных. 5:2 (Вот), голос моего возлюбленного, который стучится: «отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои – ночною влагою». Подобным образом слышим мы глас Жениха, пришедшего к душе, в Апокалипсисе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (3:20). Так и в полунощнице, памятуя о своем исходе, всегда вопием: «День он страшный помышляющи душе моя, побди вжигающи свещу твою, елеем просвещающи: не веси бо когда приидет к тебе глас глаголющий, се жених...» Глас Брата моего ударяет в двери... Когда приходит Господь, самый глас Его, Слово Его, ударяет в двери сердца. Звонит колокол церковный – это глас Брата моего стучит в двери. На ночном ложе лежишь без сна, сон бежит от очей, стучит, стучит сердце – не говори, что это пульс твой, прислушайся, не глас ли Брата твоего стучит в двери. Слышишь ли, душа?.. Бдишь ли?.. Или Слово отходит, не будучи услышано? Так Слово наставляло и провозвестников Своих, святых апостолов: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» ( Лк. 10:5–6 ). Как часто слово, как мяч от стены, отскакивает от дверей сердца нашего. А потом мы, как те неразумные, опоздавши, будем стоять у дверей Брачного Чертога и с ужасом стучать, говоря: Господи! Господи! Отвори нам. Но услышим в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас ( Мф. 25:10–11 ). Не отворившим не отворится!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Будут вкушать и поклонятся все тучные земли: пред Ним припадут все, сходящие в землю, и душа моя для Него живет, И семя мое поработает Ему: возвестит Господу род грядущий, И правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь. 22. Псалом Давида.    Господь пасет меня и ничего не лишит меня. На месте злачном – там Он поселил меня, у тихой воды воспитал меня. Душу мою обратил, наставил меня на пути правды ради имени Своего. Посему, если я пойду среди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мною: жезл Твой и посох Твой – они утешили меня. Ты приготовил для меня трапезу против притеснителей моих, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя, напоевающая меня, как (она) сильна! И милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей. И поселиться бы мне в доме Господнем на долгие дни! 23. Псалом Давида. В первый день недели.    Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие на ней. Он на морях основал ее и на реках устроил ее. Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на месте святом Его? Тот, у кого руки невинные и чистое сердце, кто в душе своей не увлекался суетою и не клялся лукаво ближнему своему. Сей получит благословение от Господа и милость от Бога – Спасителя своего. Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева. Князья, поднимете врата ваши и поднимитесь, врата вечные! И войдет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Князья, поднимите врата ваши и поднимитесь, врата вечные! И войдет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил – Он есть Царь славы.    Таже тропари, глас 3:    Живущи на земли, душе моя, покайся: персть во гробе не поет, прегрешений не избавляет. Возопий Христу Богу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши мя, помилуй мя. Доколе, душе моя, пребываеши в прегрешениих? Доколе приемлеши покаяния преложение? Приими во уме суд грядущий и возопий Господу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши мя, помилуй мя.    Слава: На Страшном судиши без оглагольников обличаюся, без свидетелей осуждаюся, книги бо совестныя разгибаются, и дела сокровенная открываются. Прежде неже во оном всенародном позорищи имаши испытати, яже мною содеянная, Боже, очисти мя и спаси мя.    И ныне: Недоразумеваемое и непостижимое есть, Владычице Богоблагодатная, содеянное о Тебе страшное таинство: Необъемлемаго бо, заченши, родиля еси, плотию обложеннаго от чистых кровей Твоих: Егоже, Чистая, яко Сына Твоего, моли спасти вся поющыя Тя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В дальнейшем мы попытаемся рассмотреть этот закон греха, иной закон. Я надеюсь, что эта глава, названная мною «психопатологией», или учением о страстях, станет одной из главных в книге. Здесь мы постараемся с возможной тщательностью описать все страсти, как их изображают Господь, святые апостолы и отцы, поскольку нам хотелось бы дать определение тому ужасающему явлению, которое поражает нас и о котором мы, к несчастью, в большинстве случаев не подозреваем. 1. Что такое страсти Слово «страсть» ( πθος), как легко видеть, происходит от глагола «страдать» ( πσχω) и обозначает внутреннюю болезнь. По словам Филофея Синаита, страсть «вообще, говорят, внедряется в душе долговременным пристрастием» (Добр. Т.3. С.419). В дальнейшем мы увидим, как отдельный грех становится страстью. Здесь же необходимо подчеркнуть прежде всего тот факт, что страстью называется какой-либо грех , если он повторяется часто и таится в душе долгое время. Святые отцы так разъясняют разницу между страстью и грехом: «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается» (Св. Никита Стифат . Добр. Т.5. С.92). Учение о страстях было неоднократно изложено Господом и вошло в святые Евангелия. Несколько мест мы хотели бы выделить сейчас, чтобы вернуться к ним впоследствии. Господь, отвечая фарисеям на их вопрос: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» ( Мк.7:5 ), обращает внимание на внутреннего человека: «Ибо извнутр, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство – все это зло извнутр исходит и оскверняет человека» ( Мк.7:21–23 ). Объясняя притчу о сеятеле, Господь, в частности, говорит о том семени, которое упало в терние, что именно страсти подавляют семя, не позволяя ему принести плод: «...а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» ( Лк.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

В другой раз Иисус Христос по просьбе римского сотника исцелил слугу его, лежавшего в расслаблении и жестоко страдавшего. Сотник пожелал, чтобы исцеление было совершено заочно. Он верил, что всемогущая сила Иисуса не умаляется с расстоянием и что издали, одним словом Он может так же легко, как и вблизи, исцелять больных. Иисус одобрил веру сотника и по вере исполнил его желание ( Лк.7:2–10 ). В притворах иерусалимской Овчей купальни лежал один расслабленный в надежде, не удастся ли ему погрузиться в воду в то мгновение, когда ее колыхал Ангел Господень и делал ее целительной на это мгновение. Иисус сжалился над несчастным, 38 лет находившимся в болезни, и спросил его: – Хочешь ли быть здоровым? Больной отвечал: – Так, Господи, но некому опустить меня в купальню, когда возмутится вода. Иисус говорит ему: – Встань, возьми постель твою и ходи. Больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Спустя некоторое время Иисус встретил его в храме и сказал ему: – Вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже ( Ин.5:1–14 ). Телесное расслабление – это образ духовного расслабления, того душевного состояния, которое называется унынием, упадком духа, тоской. Человек, находящийся в этом состоянии, испытывает отвращение к труду, ни на что бы он не смотрел, ничто ему не мило. Так бывает с миролюбцами: в их душе, пресыщенной плотскими удовольствиями и земными радостями, появляется тягостная пустота, нестерпимая горечь. Ощущение спасительное! Миролюбцу дается возможность убедиться, что напрасно он ищет счастья в земных наслаждениях. Он должен оставить пристрастие к ним, подумать о душе, о вечности, о Боге и искать утешения в благочестии и добродетели. Но и это не всегда спасает от уныния. Оно нередко посещает людей духовной жизни. Тогда у человека пропадает охота к исполнению христианских обязанностей, к духовным упражнениям, не хочется ни молиться в церкви или дома, ни Слово Божие читать, ни размышлять о духовном, ни другое что богоугодное делать: все это ему неприятно, надоело, ко всему этому он потерял вкус. Он впадает в духовное разленение и, подобно телесно расслабленному, не владеющему членами, пригвожденному к одру, неподвижно лежит на одре духовной беспечности и в то же время жестоко мучится в душе, как мучился слуга сотника, лежавший в расслаблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010