Человеку надо определиться: либо я люблю Бога, во имя Которого крестился, и соответственно живу по Его заповедям, либо я только говорю, что люблю Его, а живу по своим принципам. Необходим выбор и решительность. А решительности-то как раз и не хватает. И здесь выявляется ещё масса других причин, которые не дают человеку ходить в Церковь. 3. «Бог у меня в душе» Бог у меня в душе — и этого достаточно, считают приверженцы такой мысли. Зачем же тогда Господь Иисус Христос безвинно принял мучения, умирая на Кресте, страдал, проливал Кровь? Зачем Господь с человеком заключал Новый Завет (союз, договор)? В чём состоит эта заповедь Нового Завета? Всякий завет, то есть «договор», скреплялся кровью. Так и Новый Завет, то есть Новый Союз, Договор с Богом был заключен пролитием жертвенной крови Иисуса Христа. И если у меня Бог в душе, тогда зачем храм, священники, Таинства? Да и Сам Христос напрасно умер, если нет желающих исполнять Его волю. А воля Бога такова: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 54–56). И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Послание от Иоанна, глава 4, стих 21). Конечно, чувство присутствия Бога в душе заложено в каждом человеке при его рождении. Но не все люди раскрывают Ему своё сердце. Некоторые, загрязняя себя грехами, не стремятся к тому, чтобы омыться покаянием. Слово «покаяние» (греч. — «метанойя») означает не просто признание своего греха, оно предполагает непременное изменение образа мыслей и действий. Покаяние — это не констатация факта, что я — грешный человек, а конкретное действие, ведущее к изменению образа жизни. Если медлим, то мы всё более укореняемся в грехе и нам трудно его победить, как трудно вырвать дерево, имеющее глубокий корень, как трудно бывает бросить курить, когда появляется зависимость. Подобным образом человек, полюбивший грех, становится рабом своей плоти, а не рабом Божьим. Но Бог желает обитать в нас всегда — как в храме, то есть не только в душе, но и в нашем сердце, разуме, теле. Чтобы нам быть храмами Его Духа Святого, надо исполнять Его заповеди. Самая большая заповедь — это заповедь о любви. А как научиться всепрощению, милосердию, состраданию, бескорыстию? Разве можно этого достичь путём собственных усилий? Это же Божий дар! Один ребёнок рассуждал так: какой я всё-таки молодец, что родился на свет с белокурыми волосами и голубыми глазами! А родители его спрашивают: «Солнышко, разве это твоя заслуга?» Только Тот, Кто даровал нам жизнь через наших родителей, способен даровать и любовь. Чтобы стать частью Бога, Который есть Любовь, надо быть причастным Ему, надо ПРИЧАЩАТЬСЯ Его Тела и Крови, Которую Он пролил за всех нас.

http://pravmir.ru/pochemu-ya-ne-xozhu-v-...

Что такое антифоны на Литургии? Антифоны – это избранные стихи из псалмов, содержащие в себе пророчества о воплощении Иисуса Христа, к которым присоединяются краткие припевы Стихи эти с припевами, подобно утренним антифонам, попеременно поются на клиросах, почему и названы антифонами, то есть противугласниками. Какие припевы присоединяются к антифонным стихам? К 1му антифону прилагается следующий припев: «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти: аллилуиа». Ко 2му: «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (в Пасху), рождейся от Девы (в Рождество Христово), во Иордане крестивыйся (в Крещение), плотию распныйся (в Воздвижение), и т. п. При 3м антифоне вместо припева поется тропарь праздника. Прочитайте несколько стихов из псалма: «Благослови, душе моя, Господа», с переложением их с церковнославянского на русский язык. … Благослови (прославляй), душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя. Благословляй, душа моя, Господа, и все, что внутри меня, – имя святое Его, Благословен Ты, Господи. Благословляй, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все неправды твои, исцеляет все немощи твои, избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостию и благостию; насыщает благами желание твое; обновляется, как у орла, юность твоя. Прочитайте несколько стихов из псалма: «Хвали, душе моя, Господа». … Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Хвали, душа моя, Господа. Буду хвалить Господа во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока есть. Не надейтесь на вельмож, на сынов Адамовых, у которых нет спасения. Пр очитайте песнь: «Единородный Сыне».

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

(1) (Псалом) Давида. Спорь, Г-споди, с соперниками моими, воюй с воюющими против меня. (2) Возьми щит и латы и встань на помощь мне! (3) И обнажи копье, и закрой (путь) для преследующих меня, скажи душе моей: Я – спасение твое. (4) Да устыдятся и посрамлены будут ищущие души моей, да отступят назад и опозорены будут замышляющие зло против меня. (5) Да будут они, как мякина пред ветром, и ангел Г-сподень да оттолкнет (их). (6) Да будет путь их темен и скользок, и ангел Г-сподень да преследует их, (7) Потому что без причины спрятали они для меня сеть (над) ямой, без причины подкапывались они под душу мою. (8) Да придет на него гибель внезапная, и сеть его, которую он прятал, да уловит его самого, – на погибель (свою) попадет в нее. (9) А душа моя веселиться будет в Господе, радоваться спасению, (пришедшему) от Него. (10) Все кости мои скажут: Г-споди, кто подобен Тебе, спасающему бедного от сильного, бедного и нищего – от грабящего его? (11) Встали свидетели-злодеи: чего не знаю, о том допрашивают меня. (12) Платят мне злом за добро, гибелью – душе моей. (13) А я, когда болели они, одевался во вретище, мучил постом душу свою! А молитва моя – пусть бы вернулась она в лоно мое (ко мне)! (14) Будто друг, будто брат (это) мой – ходил я, как скорбящий по матери, мрачный, поникший. (15) А когда упал я, обрадовались и собрались против меня презренные, которых не знал я, терзают и не перестают, (16) С подлыми насмешками (из-за) лепешки скрежещут на меня зубами. (17) Г-споди, доколе смотреть будешь? Дай отдохновение душе моей от бедствия, (которое наводят) они, от львов – единственной моей! (18) Благодарить буду Тебя в собрании большом, среди народа многочисленного хвалить буду Тебя. (19) Пусть не радуются из-за меня враждующие против меня напрасно и ненавидящие меня несправедливо, перемигивающиеся глазами, (20) Ибо не миролюбиво говорят они, но против кротких земли замышляют коварные замыслы. (21) Развевают на меня рот свой, говорят: " Ага, ага, видел глаз наш! " (22) Ты видел, Г-споди, не молчи, Г-споди, не удаляйся от меня! (23) Пробудись и поднимись для суда моего, Б-г мой и Г-сподь мой, чтобы заступиться за меня. (24) Суди меня по правде Твоей, Г-сподь Б-г мой, и да не радуются они из-за меня. (25) Пусть не говорят в сердце своем: " Ага, (это) по душе нам! " Пусть не говорят: " Мы уничтожили его " . (26) Пусть устыдятся и осрамятся все радующиеся беде моей, пусть облекутся в стыд и позор возносящиеся надо мной. (27) Пусть торжествуют и веселятся желающие правоты моей и говорят всегда: " Да возвеличится Г-сподь, желающий мира рабу Своему " . (28) И язык мой будет проповедовать правду Твою, целый день – хвалу Тебе!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(1) (Псалом) Давида. Спорь, Гсподи, с соперниками моими, воюй с воюющими против меня. (2) Возьми щит и латы и встань на помощь мне! (3) И обнажи копье, и закрой (путь) для преследующих меня, скажи душе моей: Я – спасение твое. (4) Да устыдятся и посрамлены будут ищущие души моей, да отступят назад и опозорены будут замышляющие зло против меня. (5) Да будут они, как мякина пред ветром, и ангел Гсподень да оттолкнет (их). (6) Да будет путь их темен и скользок, и ангел Гсподень да преследует их, (7) Потому что без причины спрятали они для меня сеть (над) ямой, без причины подкапывались они под душу мою. (8) Да придет на него гибель внезапная, и сеть его, которую он прятал, да уловит его самого, – на погибель (свою) попадет в нее. (9) А душа моя веселиться будет в Господе, радоваться спасению, (пришедшему) от Него. (10) Все кости мои скажут: Гсподи, кто подобен Тебе, спасающему бедного от сильного, бедного и нищего – от грабящего его? (11) Встали свидетели-злодеи: чего не знаю, о том допрашивают меня. (12) Платят мне злом за добро, гибелью – душе моей. (13) А я, когда болели они, одевался во вретище, мучил постом душу свою! А молитва моя – пусть бы вернулась она в лоно мое (ко мне)! (14) Будто друг, будто брат (это) мой – ходил я, как скорбящий по матери, мрачный, поникший. (15) А когда упал я, обрадовались и собрались против меня презренные, которых не знал я, терзают и не перестают, (16) С подлыми насмешками (из-за) лепешки скрежещут на меня зубами. (17) Гсподи, доколе смотреть будешь? Дай отдохновение душе моей от бедствия, (которое наводят) они, от львов – единственной моей! (18) Благодарить буду Тебя в собрании большом, среди народа многочисленного хвалить буду Тебя. (19) Пусть не радуются из-за меня враждующие против меня напрасно и ненавидящие меня несправедливо, перемигивающиеся глазами, (20) Ибо не миролюбиво говорят они, но против кротких земли замышляют коварные замыслы. (21) Развевают на меня рот свой, говорят: “Ага, ага, видел глаз наш!” (22) Ты видел, Гсподи, не молчи, Гсподи, не удаляйся от меня! (23) Пробудись и поднимись для суда моего, Бг мой и Гсподь мой, чтобы заступиться за меня. (24) Суди меня по правде Твоей, Гсподь Бг мой, и да не радуются они из-за меня. (25) Пусть не говорят в сердце своем: “Ага, (это) по душе нам!” Пусть не говорят: “Мы уничтожили его”. (26) Пусть устыдятся и осрамятся все радующиеся беде моей, пусть облекутся в стыд и позор возносящиеся надо мной. (27) Пусть торжествуют и веселятся желающие правоты моей и говорят всегда: “Да возвеличится Гсподь, желающий мира рабу Своему”. (28) И язык мой будет проповедовать правду Твою, целый день – хвалу Тебе!

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

26 ноября 2000 года Неделя 26я по Пятидесятнице (Лк., 66 зач., XII, 16–21) И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. О признаках духовного богатства Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Как мы можем узнать, приобрели ли мы духовное богатство? Каковы признаки богатства в Боге? Еще преподобный Серафим Саровский говорил, что мы под предлогом просвещения и образования настолько отдалились от христианских истин, что уже не можем рассудить, есть ли в нас благодать Святого Духа. Апостол Павел очень кратко перечисляет все признаки духовных дарований: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (см. Гал.5:22-23 ). Значит, по своему настроению мы уже можем судить о том, есть ли в нас благодать, приобрели ли мы ее в данный момент или потеряли. Первым и важнейшим признаком духовного богатства и присутствия в душе благодати Божией является духовный мир и покой. Но нужно отличать его от покоя телесного. Нам бывает трудно даже объяснить, что представляет собой мир, даруемый нашей душе Богом. А вот покой телесный мы испытываем тогда, когда все наши житейские обстоятельства складываются удачно, когда мы уверены в себе и нас ничто не смущает. Если мы сами сыты и здоровы и у наших родных все хорошо, то мы бываем спокойны, но это состояние не имеет ничего общего с тем благодатным чувством духовного мира, которое испытывают истинные христиане, ибо оно, напротив, часто даруется им в тяжких скорбях. Например, когда христианина посещает тяжелая болезнь или он подвергается сильнейшему искушению от людей, то Господь укрепляет его, чтобы он смог достойно перенести это искушение. Тогда человек внешне скорбит, но в его душе одновременно водворяются мир и совершенный покой. Если в самых невыносимых скорбях благодать Божия дарует человеку духовный мир, то это есть признак того, что эти скорби посылаются Богом для испытания и утверждения человека в истинном христианстве.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   Итак, чтобы в душе человека жила радость, ему необходима вера. Дети оттого счастливы, и незлобивы, и просты душой, что они верят. Лучше быть вечным ребенком, нежели досадующим, скучным и мрачным взрослым. Нашу веру ослабляет всего более гордый разум. Но ныне такое время, что юноша считает себя опытнее старика, маленькая девочка — умнее своей матери. Оттого наши юноши стары и наши девочки переросли свои лета. Юноша скучен, девочка скучна... Увы! Отлетели от них радости, отлетели потому, что в душе уже есть некоторая надломленность чувств. Бедные юноши! Как им свой век доживать?.. Не узнать им чудес Божия милосердия!     2. С истинной верой нераздельно соединено Божие милосердие. Апостол Павел говорит: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5-7). Упование на благодать Божию отгоняет от человека отчаяние и сомнение. Нет такого греха, который превышал или побеждал бы милосердие Божие. Но для того, чтобы возжечь в душе такое упование, для этого требуется не быть беспечным и нерадивым о своем спасении. Так, если мы испрашиваем у Господа радостей, но с тем вместе прогневляем Его своими беспутными поступками, то, очевидно, наша молитва не донесется до неба. Истинное же упование христианское спасает нас от всех грехов и вместе с этим утверждает на пути правды и святости. Истинное упование низводит в душу ту тихую покорность воле Божией, которая делает человеческую душу кроткой.     3. От ищущих благодатной и нетленной радости Божие Правосудие требует, чтобы они сами способны были утешать других или, по крайней мере, сами бы ни на кого не огорчались. «Если станешь испрашивать себе милости Божией, — говорит Учитель Церкви св. Златоуст, — то она дается только сердцу примиренному, душе, чуждой всякой горечи, злобы, зависти и гордости».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

     Наверняка все слышали выражение «Бог у меня в душе». Подобные слова обычно произносят нецерковные люди, которые таким образом оправдывают свою непричастность к Церкви. Как бы и от Христа открыто не отрекаться, и в храм не ходить? Удобнее всего сказать: «Бог у меня в душе». Человек, может быть, «Отче наш» не знает, но утверждает то, о чем постеснялись бы сказать Серафим Саровский или Сергий Радонежский. Впрочем, был один святой, который дерзал говорить так. Это апостол Павел. «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), – написал он однажды. Но на страницах своих Посланий он раскрыл значение этих слов. Это именно тот текст, который сегодня перед нами. Из него мы видим, что значит иметь Господа в душе. Оказывается, близость к Всевышнему есть великое крестоношение, серьезный подвиг, дающийся огромными трудами. «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4:7–11). Чем выше человек, носящий в себе Бога («сокровище сие»), тем более он рискует быть непонятым теми, кто этого сокровища не имеет. А следовательно, стать ненавидимым и гонимым: «Мы отовсюду притесняемы». Имеющий в себе Господа становится причастным страданию и смерти Иисуса Христа, как бы продолжает их в себе. Апостол до такой степени проникнут чувством единения с Богочеловеком, что говорит: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса». Что значит эта мертвость? Омертвение для греха. Испытания и искушения от диавола и мира, но не по грехам, а незаслуженные, ибо скорби Христовы есть безвинные мученические страдания. Мертвость Христова предполагает очищение от страстей и отсутствие какого-либо влечения к мирским соблазнам.

http://pravoslavie.ru/106430.html

     В этом смысле надо понимать и те тексты, в которых речь идет о душе Господа Иисуса Христа. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления... (Ис. 53,10). Не оставлена душа Его в аде (Деян. 2, 31). Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26,38). Душа Моя теперь возмутилась (Ин. 12,27). На подвиг души Своей Он будет смотреть (Ис. 53, II).      Господь страдал и умер по человеческой Своей природе, и потому понятны эти тексты.      Но и о душе Самого Бога говорится в следующих текстах: И отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня (Зах. II, 8). Не потерпела душа Его страдания Израилева (Суд. 10,16). Любящего насилие ненавидит душа Его (Пс. 10,5).      Но, конечно, это не только метафора. Нельзя говорить о душе Духа абсолютно, как о душе человека, духа ограниченного и воплощенного. Здесь речь может идти только об аналогии с духом человеческим, по которой мы приписываем Богу ум, мышление, волю и чувства. Так понимаем мы и образ Божий в человеке.      Выше мы говорили о самосознании. Как понимать его? Сознание своей личности складывается у человека из органических ощущений, получаемых от своего тела, из восприятий, получаемых его органами чувств, из всей совокупности воспоминаний, из понимания своего духа, характера, настроений.      Где же складывается из этих элементов самосознание, кто субъект его? Не ум, как обычно понимают, а дух. Ибо ум - только часть духа, а не весь дух. Но часть не может объять целого. Это важное заключение, на которое мы сошлемся позже, когда будем говорить о бессмертии. И оно не произвольно, а основано на словах апостола Павла: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11-12).      Глубочайшую сущность существа нашего познаем мы не умом, а духом. Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога.      Такая же мысль и в словах премудрого Соломона: Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч. 20, 27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

А избранных Он поднимает с Собой на гору и ставит их ум и душу выше нагромождений из земной пыли, чтобы кругозор их был светел и просторен, душа поднялась над кучами камня и глаз видел жизнь шире и глубже. И избранным наедине, чтобы и их не давил грохот торжествующего камня, лязг шумливого железа и победный вой слуг – рабов железа и камня, избранным, тем, кто способен понять, открывает судьбу нагроможденных камней. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие ( Мк.13:10 ). Человечеству, соблазняющемуся новыми богами, кичливо выдвигаемыми взамен смиренного Христа Господня, не будет оправдания. Ему открыт Свет, чтобы не сбиться с пути. Ему дана Божественная Правда, чтобы не обмануться фальсифицированной правдой. Проповедь вечного Евангелия пройдет через всю вселенную и все народы, чтобы никому не было оправдания, что он не просвещен и не знал Истины и по неведению и неразумению поддался соблазну. Возможность прикрыться перед Божией Правдой этой обманчивой отговоркой будет отнята. Глава 14 «Если бы Я не пришел и не говорил им (чрез Святое Евангелие), то не имели бы греха (не следуя Евангелию): а теперь не имеют извинения в грехе своем» ( Ин.15:22 ). Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить ( Мк.14:1 ). Бога в душе можно взять и убить только хитростью. Когда душа чиста и ее жизнь не испорчена, в ней настолько же естественно сознание и ощущение Бога, насколько естественны все нормальные, природные процессы ее жизни. Ведь сознание и ощущение Бога в чистой душе врожденны. Как часть тяготеет к целому, так сродное стремится к сродному, как сын тяготеет к отцу, так точно душа не может оторваться от сознания Бога и тяготения к Нему. И потому, чтобы изничтожить Бога в душе, надо предварительно ввести в жизнь души какой-то обман и хитрость, которые бы перетасовали все природные устремления души, замели следы ее истинной сущности и подсунули душе какую-то фиктивную правду о ней самой и о правде ее жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Августин. Как, ты полагаешь, что Богу трудно было создать нечто подобное себе? Разве ты не видишь, что это по силам даже нам, причем в самых разнообразных видах? Глава III Еводий. Пока достаточно и этого. Теперь скажи, сколь велика душа. Августин. В каком смысле ты спрашиваешь, сколь она велика? я не понимаю, спрашиваешь ли ты о ее широте, долготе, толщине, или обо всем этом вместе, или желаешь знать, какой она обладает силой. Мы имеем, например, обыкновение спрашивать, сколь велик был Геркулес, т.е. скольких футов достигал его рост, равно и сколь велик был сей муж, т.е. сколь велика была его сила и доблесть. Еводий. Я желаю знать о душе и то и другое. Августин. Но первое не может быть не только разъяснено, но даже и мыслимо о душе. Ибо о душе никоим образом нельзя предполагать, чтобы она была или длинна, или широка, или как бы массивна: все это телесное, и душу в этом роде представляем мы лишь по аналогии с телами. Поэтому и в таинствах благоразумно повелевается, чтобы презрел все телесное и отрекся от этого мира (который, как мы видим, суть мир телесный) тот, кто желает явиться таким, каким он сотворен от Бога, т.е. подобным Богу, так как для души нет другого спасения, другого обновления, другого примирения с творцом ее. Поэтому сколько велика душа, – если исследовать ее в означенном направлении,– я сказать не могу, но могу утверждать, что она не длинна, не широка, не обладает массой и не имеет ничего, что обыкновенно определяется при измерении тел. Почему я так думаю? – я готов представить тебе, если угодно, все основания. Еводий. Мне это угодно, и я сильно этого желаю: потому что мне кажется, что душа есть как бы ничто, если в ней нет ничего из сказанного. Августин. Но, может быть, прежде я покажу тебе, что есть много вещей, о которых ты не можешь сказать, что они ничто, и в которых, однако же, нет тех измерений, каких ты ищешь в душе, так что ты увидишь, что душа не только не есть ничто из-за того, что в ней нет ни долготы, ни широты и проч., но, наоборот, тем ценнее и тем значимей, что ничего этого не имеет, а потом мы рассмотрим, действительно ли она ничего этого не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010