В своей новой статье Сергей Худиев размышляет о том, почему грех лишает человека мира в душе.      Мир в душе — это то, чего ищут многие. В лучшем случае, ходят на тренинги, в худшем — глушат себя таблетками. Недавно я читал статью одного человека, который хотел поверить в Бога, чтобы обрести мир в душе — потому что его знакомые атеисты такого мира не имели. Стремление к миру в душе совершенно понятно, естественно, и ничего неправильного в нем нет — но слово Божие подходит к проблеме с другой стороны. Проблема нераскаянных грешников не в том, что они не имеют мира в душе; их проблема в том, что они не имеют мира с Богом. Это не психологическая, а онтологическая проблема. Она существуем в реальности, а не в наших головах. Часто мы не чувствуем мира по очевидной причине — мы его не имеем. Грех неизбежно порождает вражду — он и есть вражда. Прежде всего, вражда против Бога, упорное и ожесточенное противление Его воле. Корень греха в отказе признавать Бога — Богом, центром, смыслом, содержанием и оправданием нашей жизни. Как сказал блаженный Августин «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Мы созданы для того, чтобы познать Бога и возрадоваться Ему во веки; в Нем — и только в Нем — мы можем обрести подлинную жизнь. Мы так созданы. И пока мы ищем жизни где-то еще, мы находимся в трагическом конфликте с самой реальностью — с Богом, с нашей собственной природой, с ближними, со всем мирозданием. Как говорит Апостол Иаков, «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:2,3) Утратив подлинную цель своей жизни — Бога, человек устремляется к ложным целям. Отвергнув над собой власть Бога, люди бесконечно враждуют из-за того, кто из них будет властвовать над кем. Отказавшись от пира в доме Отца, люди вырывают друг и друга гнилые коренья, которыми пытаются утолить свой голод. Корень всех, всех без исключения человеческих бед именно в этом — «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13)

http://pravoslavie.ru/73391.html

Возражение 3. Далее, Христос, как это явствует из слов [Писания] ( Мф. 1 ; Лк. 3 ), принял Свое тело от других людей. Но, как было показано выше (1), голова является первым из членов. Следовательно, Христос не является Главой Церкви в том, что касается тел. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Филип. 3, 21 ). Отвечаю: человеческое тело естественным образом соотносится с разумной душой, которая является присущей ему формой и двигателем. И коль скоро душа является его формой, оно получает от души жизнь и другие свойства, которые принадлежат человеку в соответствии с его видом, а коль скоро душа является его двигателем, тело инструментально служит душе. Поэтому нам надлежит полагать, что человечество Христа имело способность «воздействовать», поскольку оно было соединено со Словом Божиим, с Которым Его тело, как было показано выше (6, 1), было соединено через посредство души. Следовательно, все человечество Христа, то есть по душе и телу, воздействует на все как в душе, так и в теле, но в душе первичным образом, а в теле – вторичным. [И так это] во-первых, потому, что «члены» тела, как говорит апостол ( Рим. 6, 13 ), представляются как «орудия праведности» в душе, которая живет во Христе Иисусе; во-вторых, потому, что жизнь славы проистечет от души к телу, согласно сказанному [в Писании]: «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим. 8, 11 ). Ответ на возражение 1 . Духовное чувство благодати достигает тела не первичным образом и по преимуществу, а вторичным образом и инструментально, о чем уже было сказано. Ответ на возражение 2. Тело животного, в отличие от человеческого тела, никак не соотносится с разумной душой. Следовательно, приведенная аналогия неудачна. Ответ на возражение 3. Хотя Христос принял материю Своего тела от других людей, однако и они все примут от Него бессмертную жизнь своих тел, согласно сказанному [в Писании]: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вот первое условие отклика: не держи душу при дороге, где ходят враги, где топчутся ноги тысяч людей, где дует ветер, где наметается мусор. Дорога эта – «внешнее» жизни. Это – распутье земли. Ведь нашим господином является зло, дьявол... А за ним и с ним все дети зла: и разнообразные силы торжества греха (грубость, жестокость, насилие, развращенность и прочее, прочее без конца), и рассеянность сменяющихся жизненных влияний. Как в таких условиях Божие семя может дать рост? Вот Божией волей семя попало в душу, и тяжелые ступни торжествующего зла потоптали его (семя было потоптано – Лк.8:5 ), а птицы – рассеянность – поклевали его, и опять душа осталась пустой, ветер дороги бьет ее и холодно ей и неуютно... Не держи душу при дороге! Держи ее за оградой, которою оградил ее Отец Небесный. Иное (семя) упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло... когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло (потому что не имело влаги – Лк.8:6 ). Посеянное на каменистом месте означает тех, которые... не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются ( Мк.4:5–6, 16–17 ), ...временем веруют, а во время искушения отпадают ( Лк.8:13 ). Вот и второе условие: позаботься о плодоносности почвы для сада твоей души... позаботься, чтоб был в ней чернозем (земля) – эта среда, насыщенная силою для добрых произрастаний. Скапливай в душе такую силу! Она – результат доброй мысли и доброго дела. Так пусть осадки их будут глубже в твоей душе. Когда отслоение добра ничтожно, тогда Божиему семени не за что в душе и зацепиться и не на чем укрепиться. Тогда растет Божие семя хилым и безжизненным, почти не имея корней в душе. Потому, когда приходит искушение, скорбь (а они неизбежны), увядает чахлый росток и гибнет... Нет для него основы, закрепы в душе, и нет у него сильного корня, и зной жизни («взошло солнце»), тягота жизненных испытаний губят слабый побег добра. И нет для него поддерживающей влаги! Влага – это роса Божией благодатной помогающей силы. Конечно, из камня не появится влага... Роса благодати обильна там, где почва насыщена влагою добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Где то место, в котором за гробом определено вечно страдать нераскаявшимся грешникам? Где Престол Божий? Где пределы мира? Когда и как совершится кончина мира? Эти вопросы занимали людей от сотворения мира и до нашего времени, и человечество для их решения употребляло и употребляет все усилия ума. Само Слово Божие оставляет этот вопрос без окончательного ответа. Однако из многих мест Священного Писания открывается, что место ада – внутри земли. Тотчас после падения прародителей Бог, прогневанный за нарушение данного Им закона, определяет преступникам и наказание – гибель человеку, состоящему из души и тела, смерть и душе, и телу. Но сотворенный по душе и телу для вечности бессмертным, человек не мог и после падения уничтожиться, как не уничтожились падшие ангелы. Следовательно, смерть есть только наказание человеку, наказание душе и наказание телу. Наказание, но не уничтожение! И бессмертный человек все-таки остается бессмертным. Истина гласит, что цель наказания – исправиться, загладить преступление. Чтобы Бог мог оправдать виновного и пресечь дальнейшее развитие зла. Следовательно, наказание есть благодеяние для преступников закона. Что же такое смерть и в чем она состоит для души и для тела? Для души смерть состоит в ее удалении от Бога. А для тела смерть состоит в разлучении с душой, с которой оно было так крепко и таинственно соединено, и в превращении в землю, из которой было сотворено. Одна участь постигнет и душу и тело, как неразрывно между собой соединенные, – удаление от Бога. В этом смысл всякого наказания, простирающегося и в посмертное состояние. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). Значит, земля дает приют и телу и душе, поэтому для бессмертной души, прогневавшей Бога, Им определяется и место пребывания, и место наказания в земле. Человеческое сознание, руководимое духом, не зря определило такое место заключения повинной душе. Ведь оно должно быть лишено всего радостного, находиться далеко от живых, быть скрытым в земле, и притом в ее глубине. Слова Бога о том, что человек возвратится в землю, глубоко запали в его сущность: народы всех времен представляли себе ад именно внутри земли.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

И Он лицеприятия не имеет, Он всех кающихся милует и спасает, ибо на то и пришел. Спасайся.   Письмо сотое Дивлюсь я, что ты не знаешь немощей и болезней души. Разве ты не чувствуешь их? Почему же вопрошаешь: какие бывают болезни души? Малая ли болезнь слепота, которая лежит на душевных очах и не дает человеку видеть Бога, суды и чудеса Его, и своего бедствия и окаянства не познавать? Малая ли болезнь – глухота, из-за которой душа не слышит гласа Божия? Сколько душу не призывает глас Слова Божия, но она не слышит того. Малая ли немощь – гнев, который, как лихорадка тело, душу сокрушает? Посмотри на человека, который гневается: как он весь трясется. Когда то на теле видится, то что же в душе делается? Зависть, ненависть и злоба, как чахотка тело, душу снедают, так что и тело бледнеет и истаивает от злых тех болезней. Словом, столько немощей и болезней в душе, сколько греховных и вредных страстей. Что у тела члены, то у души мысли. Немощно и болезненно тело, когда немоществуют и болезнуют члены его; немоществует и душа, когда у нее плохие мысли. Так уязвил душу сатана, ослепил очи ее, что не видит света Божия! Поэтому молится Псаломник: Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс 118:18). Заткнул уши ее, и не слышит Слова Божия, и прочие многоразличные болезни причинил ей, и оставил бедного человека еле живым, на пути мира сего лежащим. Поэтому пришел милостивый Иисус, чтобы возвратить душе здравие. Слава милосердию Его со Отцом и Духом Святым! Спасайся. Письма 101 – 110   Письмо сто первое Вопрошаешь: какие мысли у души худые и какие добрые? Ответ: 1) Господь говорит: Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк 7:21-22). 2) Также плохими и злыми являются мысли, в душе рождающиеся, об искании в мире этом богатства, чести и славы (1 Ин 2:15-16), и прочих утех. 3) Словом, все те мысли в душе плохие, которые запрещены словом Божиим. 4) Когда душа таким мыслям соизволяет, то они ее оскверняют и делают мерзкой пред Богом, хотя внешне эти мысли через телесные члены и не выходят; если же и внешне проявляются и делом совершаются, то еще более нечистой ее делают. Все это зло извнутръ исходит и оскверняет человека, – говорит Господь (Мк 7:23). 5) Видишь, что бедная душа, благородное создание, по образу и по подобию Божию созданное, связана этими вредными страстями, как человек в темнице сидящий узами, и не может свободно делать и даже приступить к тому, что ей свойственно, как образу Божию, ибо не позволяют ей эти злые стражи и враги. От такой беды и окаянства пришел избавить ее Иисус, Избавитель наш, Который говорит нам: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин 8:36). Ибо без Него душа от того бедствия освободиться не может.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Как бы человек нравственно ни упал, как бы его дута ни была заражена инфекцией греха со стороны диавола, но в душе у него остается искра Божия, способная охватить душу и из грешника сделать святого. Какая же искра Божия имеется в душе человеческой? Это совесть. Нет человека, у которого не было бы совести Святые отцы заповедуют хранить совесть. Они говорят, что если ты хочешь, чтобы и душе твоей воцарился Бог, если ты хочешь, чтобы душа твоя стала Царством Божиим, то храни свою совесть. Если будешь хранить свою совесть, то в душе твоей воцарится Бог, а если будешь ее попирать, то в душе навсегда останется диавол и царство греха. В творениях святых отцов, подвижников, где даются практические указания, как жить, как трудиться, указывается, что одной из основных, главных задач является хранение совести. В Евангелии есть такие слова Господа Иисуса Христа: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф. 5:25). О каком сопернике говорит Святое Евангелие? О совести. Хранение совести — это первый шаг к тому, чтобы в душах наших воцарился Бог. Преподобный Авва Дорофей, книга которого является азбукой христианской духовной жизни, учит нас хранить совесть по отношению к Богу и по отношению к людям. У каждого из нас есть, с одной стороны, открытая сторона жизни — наши поступки, слова, действия; с другой — есть сокровенная, тайная сторона — наши чувства, мысли, желания. Хранить совесть по отношению к Богу — значит стараться о том, чтобы в нашей тайной, сокровенной стороне жизни было все угодно Богу. Если мы заметим мысли, не угодные Богу, мы должны эти мысли пресечь. Если мы заметим, что поднимаются чувства, противные Богу, мы должны их сокрушить. Если мы заметим желания, но угодные Богу, мы должны такие желания подавить. Когда мы, заботясь о тайнах сокровенной стороны нашей жизни, стараемся, чтобы наши мысли, чувства и желания были угодны Богу, то этим самым сохраняем совесть по отношению к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2805...

О бессмертии души против сектантов адвентистов 11 Как учит православная Церковь о душе человека? Православная Церковь учит, что душа человеческая получила от Бога самостоятельное бытие и никогда не уничтожается. Хотя тело человека в известное время становится трупом и разрушается, однако, душа его продолжает и будет существовать до тех пор, пока Господь не воскресит (не восстановит из праха Иов 19:25 ) тела, когда душа и тело соединятся для блаженной жизни, или для совместного мучения. Неужели существуют люди, которые учат о душе иначе, чем Православная вера? Таковы – адвентисты, утверждающие, что душа разрушается вместе с телом: когда человек умер, то душа его, по их мнению, погибла, а тело гниет и уничтожается и, таким образом, человек исчезает. По мнению адвентистов душа и тело, это – одно и то же: душа – это кровь в теле, а кровь, как известно, уничтожается вместе со всем телом, в котором она повсеместно течет. Правильно ли адвентисты понимают, что тело и душа человека, это – одно и то же? Нет, не правильно, потому что душа и тело – совершенно отличны одна от другой: тело – из земли, «из праха земного» ( Быт. 2:7 ), а душа есть «дыхание Божественной жизни» ( Быт. 2:7 ). Да и созданы-то тело и душа отдельно. Как повествуется в св. Писании о создании человека? «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». ( Быт 2:7 ). Значит, отдельно было сотворено тело человека, и отдельно получила бытие душа. Почему же в некоторых местах Писания душею называется кровь ( Лев. 17:14 ; Втор. 12:23 )? Это говорится не о человеческой душе, происшедшей от Божия дуновения, а о душе животных; животная душа получила свое начало не от Божия дуновения, а от неразумной природы, воздействовавшей по Божию повелению. Так и говорится в св. Писании: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов и зверей земных» ( Быт 1:20, 24 ). Поэтому и сказано ( Втор. 12:23 ), что душу животных можно (но, конечно, не должно) есть; о человеческой же душе нигде не сказано, что она может служить пищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Однако к этой молитве добавляются и личные подвижнические усилия. Ибо задача громадна. Сводится она не к эллинской программе, чтобы человек отвоевал у безжалостных богов как можно более продолжительную и сносную жизнь [для себя] здесь, на земле, и не к намерениям гималайских йогов, пытающихся истребить в себе любые зачатки и желания всего живого вообще, а к тому, чтобы этой жизнью на земле заслужить вечное жительство в Царстве Небесном. Говоря кратко, цель всех подвигов святогорцев – это отвержение (совлечение с себя) ветхой души и приобретение (восприятие) новой. Кто хочет душу свою сберечь, то потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф.16:25 ) (у евангелиста Луки (17:33):... тот оживит ее). Человеческая душа важнее всего мира. Это по-своему признает и Веданта. Ибо... какая польза человеку, – говорит Иисус, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф.16:26 ). Впрочем, относится это не ко всякой душе. Не применимо это к душе зачахшей и разделившейся в самой себе. Чуждо это и той душе, в коей пребывает противоборствующая индийская триада, состоящая из Вишну, Брахмы и Шивы. Не затронет это и душу, в которой какая-либо из всех ее трех мер не приняла одной и той же закваски, то есть Святого Духа Божия, и в которой не отражается троическое единство Отца, Сына и Святого Духа, но ум мыслит наперекор сердцу, сердце восстает против разума (ума), а воля действует вразрез с первым или вторым либо вопреки обоим. Ведь такая душа, как и любой расколовшийся дом, приговорена к гибели. Поэтому о такой душе нельзя сказать, что дороже она всего света. Погрязшая во зле мира сего, такая душа должна разделить с ним и его участь, ниспав в преисподнюю. Важнее же всего мира та душа, которая обновлена крещением во имя Троичного Божества и навеки – Духом Божиим – объединена в себе ради Небесного Царства и вечной жизни. Это ее обновление (воссоздание) – все равно что новое рождение, или, по слову Спасителя, утрата прежней души и приобретение новой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Постоянно отмечай [происходящее] в душе твоей и наблюдай, и когда ты почувствуешь в себе, что Божественное промышление начало открывать себя душе, уразумей отсюда, что ты близок к гавани чистоты. Ведь когда человек начинает 2 подниматься от страстей, тотчас эта святая сила прилепляется к душе и не удаляется от нее ни днем ни ночью и показывает ей Божественное домостроительство. И ведь [все,] совершающееся втайне и наяву человека и во [всем] творения века сего, вплоть до [самого] малого из всего, что есть, – и существующего, и [даже] еще не [существующего], – открывает душе она сила, прилепившаяся (d-naqqp) к ней. И открывает ей силу действий 3 Божиих, и показывает ей Божественное промышление, непрестанно соприсутствующее всему в этом творении и все в нем совершающее 4 ; а также [показывает], как оно всегда соприсутствует человеку 5 , и во всякое время хранит его от сопротивников, когда он не чувствует этого и не знает [об этом], и направляет его ко всему, что относится ко спасению и покою души его и тела его и обретению жизни его. А затем та же самая Божественная сила, которая все это совершает 6 , тайно показывает человеку саму себя – в умопостигаемом откровении его духовной природе, то есть уму (mad). Когда же человек сподобится принять эту силу в душе своей, ничего более не остается у него (tu layt lh), кроме изумления, и тишины 7 , и слез, источающихся во всякое время, как вода, и с этого времени человек прекращает все дела 8 . И с тех пор ты будешь видеть в этом во всякое в зрелище постоянства промысла Божия по отношению к творению рук Его. Ум, поглощенный изумлением, утихшие чувства, немощный человек, поверженный на лицо свое в молитве, ибо нет у него языка, чтобы говорить, и, опять, [ему] недостаточно сердца, чтобы молиться, но от изумления происходящим даже сама молитва упразднилась (bal): это то упразднение, которое лучше делания [и которое бывает,] только когда человек умиряется во всех своих чувствах и движениях и непрестанно повергается на лицо свое пред своим Господом – вплоть до того, что и кости его возносят хваление Бога в тишине своей в этом известном упразднении, как сказал пророк: «Все кости мои скажут: Господи, кто подобен Тебе?» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/tr...

с. Беспорядочное поведение, которое не может не действовать разрушительно на совесть людей, нас окружающих. Пример завлекает. 2. Какое наказание ожидает нас за такое преступление? а) Того покарает Бог! Это значит: “кто растлевает душу ближнего своего, того долготерпеливый, но правосудный Бог, наконец, самого разрушит праведным судом Своим и попустит ему оставаться вечною развалиною жизни, попираемою темными сялами.” (Ср. Рим. 1:25–26; 2 Петр. 2:12 ). а) но горе тому человеку, через которого соблазн приходит , сказал Иисус Христос (Мф.18:6–7 ). “Вовлекая других во грех, вы будете вдвойне наказаны” (1 Кор. 10:12 ). Ничем так люди не пренебрегают, как своей душой “ Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ” (ст.16)? Какое высокое достоинство приписывается нашей душе? Душа названа храмом Божиим! Не должно ли это возбуждать в нас особенной заботливости о чистоте, благолепии и украшении души? И однако — ничем так люди не пренебрегают, как своей душой. 1. Неудивительно, если вы пренебрегаете души других, ибо вы нерадеете в первую очередь о своей собственной душе. “Что касается до меня, говорит блаженный Августин, то я желал бы быть лучше лошадью и всякой другой вещью большей части христиан, чем их душей; ибо они оказывают более заботливости, любви и привязанности ко всякой другой вещи, чем к своей душе.” Нельзя ли сказать этого и о вас? Сколько раз в неделю вы даете корм вашей лошади? — В неделю? Спрашиваете вы; я был бы очень плохим хозяином, если бы не давал корму два раза в день. A сколько раз вы даете пищи вашей душе, не говорю в день, в неделю, в месяц, но в целый год?… Я лучше желал бы быть вашей лошадью, чем вашей душой и т. д. 2. Взгляните на всю вашу жизнь, посмотрите на то, что вы делаете с утра до вечера, от начала до конца года, — и вы увидите, что ни о чем так мало вы не заботитесь, как о вашей душе и служении Богу, для Которого она создана. Утром вы молитесь небрежно, иногда даже одеваясь или прохаживаясь. Вечером вы читаете молитвы, полуспя и полусидя, с таким же почтением, как если бы вы разговаривали со своим слугой. Остальное время дня вы не думаете более о Боге и не говорите о Нем. В воскресные и праздничные дни вы приходите в церковь, но душу оставляете дома, — и так проходит год за годом, до смерти.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010