В некоторых местах существует обычай: на вечерне в прощеное воскресенье вместо обычного отпуста священник, обратившись к народу, читает молитву «Владыко Многомилостиве». При этом народ преклоняет колена до земли. Молитва эта помещена в конце великого повечерия, есть она и в последовании полунощницы в Служебниках Киевского издания. После окончания этой молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли. Народ отвечает также земным поклоном, а затем прикладывается ко Кресту, который держит священник в руках 386 . ЧИН ПРОЩЕНИЯ В сыропустное воскресенье после отпуста вечерни совершается чин, или обряд прощения. На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

790 Этого взгляда относительно начального момента в обращении (именно, что свободе человека в этом моменте предшествует благодать Божия), в общем, держатся протопр. И.Л. Янышев («Православ.-христ. учение о нравственности». С. 386 и дал.) и проф. Катанский (названный выше труд его – «Учение о благодати Божией» и пр., стр. 329 и др.). Проф. же П. Лепорский («Православ. богословск. энциклопедия». Т. II. СПб., 1903. С. 648–649) более точным находит учение, что «благодать и свобода действуют всегда (след., и в начале веры – вследствие призывания) совместно и в зависимости одна от другой». Но как может в один и тот же момент происходить и призывание к обращению, и самое обращение? Если есть призывание, то должно ему последовать и соответственное поведение, то есть обращение, но слить в один момент то и другое едва ли возможно. Св. отцы Церкви признают – именно относительно самого начала обращения, – что благодать предшествует свободе. Один из мужей апостольских пишет: «Если Он (Бог) попустил нам в прежнее время следовать по собственному нашему произволу беспорядочным страстям..., то Он только терпел это и не благоволил о том неправедном времени, но приготовлял настоящее время праведности, дабы убедившись в прежнее время из собственных наших дел, что мы недостойны жизни, ныне удостоились ее по благости Божией, и показавши, что сами собой не можем войти в Царствие Божие, получили эту возможность от силы Божией» (Послание к Диогнету. Памятники древн. христ. письменности в рус. перев. Т. IV. М., 1863. С. 22). Св. Ириней Лионский говорит: «Как дикая маслина, если не будет привита, остается бесплодной.... так и человек, пока не примет через веру привития Духа, продолжает быть тем, чем был прежде» (Advers. Haeres V, 10, п. 2). Св. Григорий Богослов пишет: «Нужна Божия помощь и для того, чтобы пожелать добра; тем паче самое избрание должного есть нечто Божественное, дар Божия человеколюбия». Творения. Т. 3. М., 1844. С. 225. 791 Лютеранские и реформатские воззрения на даруемое во Христе оправдание и на его условия со стороны человека обстоятельно изложены в Правосл. догматич. богословии прот. Н. Малиновского. Т. III. С. 421–463.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Проповедь перед причастием произнес епископ Истринский Серафим. По отпусте Божественной литургии из алтаря был вынесен и установлен на центральном аналое ковчег с частицей мощей равноапостольного великого князя Владимира. Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и прочитал молитву Крестителю Руси. Были вознесены молитвы о ныне тезоименитом Президенте России Владимире Владимировиче Путине. Богослужение завершилось возглашением многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и ныне тезоименитому Президенту страны Владимиру Владимировичу Путину. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Их были удостоены: «Еще раз всех с праздником, а награжденных — с наградами. Спаси вас всех Господь. Молитвами святого великого и равноапостольного князя Владимира да сохранит Божественный промысл всех нас в вере православной, Отечество наше — в единстве, в солидарности и в безопасности. С праздником!» — сказал в завершение Святейший Владыка. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , Фотоальбоми в День Хрещення в Христа Спасителя У день пам " князя Володимира Предстоятель Церкви звершив в Христа Спасителя за темою Служба преподобноисповеднику Рафаилу Оптинскому [Документи] Святковий концерт на честь Хрещення у У Хрещення у День Хрещення в Успенському Кремля. Хресний Молебень пам " ятника Володимиру на Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения : та звернення] Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] з дня народження : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко з ключовими словами День Хрещення – нагороди   новини Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя та очолив на Раменського Кирил очолив чин наречення на Раменського, Петра (Зобова) на Кудимкарського, (Тихонова) на Колпашевського Торжества Православ " я Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя в У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5670283...

88. Колхозного собрания не будет. Переяславской Рады тоже. А Украинская поместная церковь?//Бюллетень Центра Религиозной Информации. 1996. N 6 (17). С.12-13. 89. Комаров Е. «Да не обольстит вас никто...» Размышления о приходской жизни в Галиции//ЖМП. 1991. N 8. С.24-31. 90. Комаров Е. «Самостийность», «незалежность» и автокефалия. Заметки с Западной Украины и с межрелигиозного форума, проходившего в Киеве 20-21 ноября 1991 года//ЖМП. 1992. N 3. С.7-13. 91. Кто овцы, кто пастыри?//Правда Украины. 1995. 25 июля. 92. «Лimepamypha Ykpaiha». 1989. 28 сентября (укр.). 93. Листовки на стенах Киево-Печерской Лавры//Благовест-Инфо. 1996. N 27. 26 марта-1 апреля. С.8. 94. Лоза А. Чи ichye Ykpaihcьka Православна Церква Kuibcьkuй Nampiapxam?//Православний bichuk. 1996. N 1. С.43-55. (укр.). 95. Локосов В., Оловянников П. Конфликт глазами социолога//Наука и религия. 1991. N 6. С.11. 96. «Молода Украина». 1990. N 9. 97. Московский патриарх осудил «киевских раскольников»//Киевские ведомости. 1995. 25 июля. 98. Мусафирова О., Соб.корр.»Комсомольской правды» специально для «Независимости»//Независимость. 1995. 21 июля. 99. Насильственная смерть?//Всеукраинские ведомости. 1995. 25 июля. 100. Натыкина Н. «Как некогда блудный сын, я возвращаюсь в отчий дом»//Православная Москва. 1994. N 4 (10). 101. «Haцiohaлicm». Xapkib. 1992. N 1. (укр.). 102. «Наша bipa». 1994. N 10-11. (укр.). 103. «Наша bipa Православ " я». 1989. N 1. (укр.). 104. «Наша bipa Православ " я». 1989. П2-3.(укр.). 105. «Независимость». 1993. 24 февраля. 106. Николаев К.Н. Восточный обряд. Париж: YMKA-PRESS, 1960. 335с. 107. Николай (Юрик), митрополит Львовский и Тернопольский. Возрождение Святого Православия в Западных областях Украины. Доклад на торжественном акте 15 мая 1976 года во Львове//Львовский Церковный Собор. Документы и материалы. Издание Московской Патриархии. М., 1982. С.157-161. 108. «Новая газета». 1995. N 32. 109. Новые «епископы» УПЦ КП//Бюллетень Центра Религиозной Информации. 1996. N 6 (17). 16-30 апреля. С.4-5.

http://sedmitza.ru/lib/text/440094/

Упорные ревнители мнимой старины с каким-то негодованием относятся к церковному дозволению старообрядцам сохранять любимое ими двуперстие, когда они присоединяются на правилах единоверия к Православ. церкви. Эти ревнители обыкновенно говорят, «что св. Апостолы, и Св. отцы передали какое-нибудь одно перстосложение, а не два». – Конечно, если бы искренно было это предъявление старообрядцев, то они необходимо должны принять одно – троеперстное сложение, как несомненно переданное св. Апостолами и Св. отцами. Ибо, по свидетельству св. Иринея, «постоянное и всеобщее употребление чего-либо в Христовой церкви есть верный признак происхождения того от св. Апостолов» (S. Iren. oper. Oxon. Lond. MBCCII, pag. 205). Блаженный Августин говорит: «что содержится всею церковью, а соборами не установлено, но всегда удержано, то по истине передано Апостолами». (De baptiz. contr Donat, cap. IV, lib II Patr curs. lom. IX). Троеперстие же именно всегда и у всех православных народов было «всеобдержным обычаем» (чит. Увет. лист. 130 об. 131 и обор.), следовательно оно есть – несомненно, Апостольское предание. Впрочем, надобно сказать, что православные в обряде перстосложения никогда не оказывали такой нетерпимости, какою всегда отличались упорные старообрядцы. И хотя последние в своих челобитных заявляли жалобу царю Алексею Михаиловичу, будто их мучат за одно двуперстное сложение; но эта жалоба совершенно несправедлива. В тех же челобитных есть свидетельство, что православ. архипастыри были далеки от такой нетерпимости. Патриарх Иоаким (подписавшийся в сане архимандрита под соборным свитком 1667 г. см. Доп. к акт. ист. том. V, 102, стр. 476) говорит: «мы за крест (перстосложение) и молитву (т. е. за произношение Господи Иисусе Христе Сыне Божий… вместо Боже наш) не мучим и не жжем, но за то, яко нас (православных пастырей) еретиками называют и св. церкви не повинуются, сожигаем 61 : а креститися кто как хощет двема персты, или треми, или всею рукою, сие все едино, токмо бы знамение креста на себе вообразити: мы о том не истязуем». – И нижегородский архиерей сказал раскольникам: «всуе вы о сем стязуетеся, мы никогда за крест и молитву не мучим, но за непокорство, что возмущают народы, не велят в церковь ходити, исповеди и причастия от священника приимати 62 , и тем множество людей от церкви отлучили». (См. три челоб. изд. Кожанч. 1862 г. стр. 99, 106 и 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

26. Дайнеко, А. М. «Спасибо Вам за память обо мне» [Текст] : письма свт. Луки (Войно-Ясенецкого) к свящ. Мартину Римше// Вестн. Православ. Свято-Тихоновского гуманитар. ун-та. Сер. 2, История. История Рус. Православ. Церкви. 2013. 3 (52). С. 52–61. Письма относятся к ташкентскому периоду жизни: первое написано 10 марта 1928 г., второе – 20 июля 1929 г. 27. Письма архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) А. М. Фокину 1934–1937гг. и воспоминания А. М. Фокина об архиепископе Луке (В.Ф. Войно-Ясенецком) 1968 г. [Текст]/[подгот. публ.] В. Г. Бухерт//Археографический ежегодник за 2009–2010 годы/[отв. ред. С. О. Шмидт]. Москва, 2013. С. 471–487. 28. Мир и благословие. Письма архиепископа Луки [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Слово. 1991. 3. – С. 47–49: фот. Письма 1942–1943 гг. Н. Пузину, сотруднику музея-усадьбы Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. 29. Климова, С. М. Религиозный ренессанс в стране воинствующего атеизма [Текст]/С. М. Климова//Человек. 2012. 6. С. 104–108. Письмо Местоблюстителю Патриаршего престола Алексию, датируемое июлем 1944г., в котором затрагиваются вопросы религиозной жизни в стране, предлагается программа религиозного воспитания молодёжи. 30. Телеграмма Генералиссимусу И. В. Сталину [Текст]/Тамб. архиеп. Лука Войно-Ясенецкий , проф. хирургии//Журн. Моск. Патриархии. 1946. 3. С. 44. Литература о жизни и деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого 31. Забавникова, Е. С. Публицистика архиепископа Луки (профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого) в религиозно-политическом контексте 1940–1950-х гг.: автореферат дис. ... канд. филолог. наук: 10.01.10/Забавникова Евгения Сергеевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. Воронеж, 2016. 25 с. 32. Каликинская, Е. Детство со святителем Лукой: по воспоминаниям родных и близких святителя Луки Крымского [Текст]/Е. Каликинская. Москва: Авторская Академия, 2016. 88 с. фот. 33. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) [Текст]/сост. О. Л. Рожнева. Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. 160 с. 34. Крутикова, Э. А. Нравственное и патриотическое начала в опыте жизни Сергия Радонежского, святителей Тихона Задонского и Луки Войно-Ясенецкого [Текст]/Э. А. Крутикова//Где дух Господень, там свобода: материалы XI междунар. форума. Липецк, 2016. С. 74–77.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru   за темою У Христа Спасителя «Старий обряд у Церкви: минуле сьогодення» Проблеми старообрядних Церкви обговорять у На наукового «Крапивенський 4» обговорили перспективи подолання руського розколу Митрополит Волоколамский Иларион: Объединение невозможно, если одна из сторон считает другую «еретической» [Ihmepb " ю] Портал Богослов.ru та «Тетянин день» запустили «Священик XXI Кирил: Там, де Хрест Христа, неминуче рано чи життя людей до пекла На слово» пройшов круглий присвячений постраждалим На експертна платформа У закликали дати право на аборту будь-якому медичному документ XI Загальноцерковного з " [Документи] Кирила учасникам XXV Конгресу та VII медичного форуму : та звернення] У вшанування Церкви щодо обмеження та " У " Фавор " » пройде онлайн-навчання з допомоги залежним та близьким На читаннях пройшла з допомоги наркозалежним Учасники читань обговорили церковну допомогу залежним людям питання допомоги наркозалежним обговорили на XI Загальноцерковному з " У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи За депутата у захоплено Покровський храм села Православна Церква в небаченого та насильства Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник Влада приховати факти порушення прав з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Предстоятеля Церкви у зв " язку з терористичним актом у «Крокус : та звернення] У екзархату пройшов курс з Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля : У з Руською Православною Церквою [Ihmepb " ю] У пройшла IV науково-практична читання» Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами РПСЦ – Церква громадська думка – проблема – проблема та – – розколи в – Церква – icmopuчha Церкви –   ihmepb " ю «Исследуйте Писания»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5543088...

Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] Евангельские группы сегодня: опыт епархий [Стаття] Молодий настоятель [Стаття] Вийшов у номер «Журналу за 2024 У Баку пройшла двомовного молитвослова азербайджанською та мовами Видано повний переклад Великого покаянного канону Критського тайською мовою На перекладу книги Царств табасаранською мовою Текст служби свята Господнього церковнослов " янською та мовами з поясненнями коментарями [Документи] у 2023 Синоду митрополичого округу Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Киргизии С.Н. Жапарову с 55-летием со дня рождения : та звернення] У рамках виставки-форуму Слова» в присвячена Року мови в СНД Представники Церкви взяли участь у з злагоди у голови мусульман Кавказу у зв " язку з терактом у Красногорську та звернення] Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» [Ihmepb " ю] У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Кирила з дня народження : та звернення] з ключовими словами життя – – школи – – Журнал – переклади Святого Письма та богослужбових книг – Православ " я в – Православ " я та   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»? И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь В.Р. Легойда: Виживання " глобальне Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3694782...

Служба приводит христианина к осознанию того, что каждый человек подвержен духовной слепоте и омрачил грехом свои душевные очи. «Душевныма очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме Свет Пресветлый» 586 . Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в шестую Неделю по Пасхе, в понедельник, вторник и среду шестой седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи совершается в среду 6 седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство Вознесения Господня, которое длится только один день. Служба отдания праздника Пасхи совершается подобно службам отдания двунадесятых праздников. В последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и Литургии бывает таким же, как и в Светлую седмицу: священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог» и прочее. Но отпуст с Крестом бывает только после Литургии (отпуст после Литургии произносится полный, пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый» с воспоминанием святого дня). На отдание Пасхи поются также и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Перед службами – звон торжественный, напоминающий пасхальные дни. На утрене после кафизм поется постоянная для всех дней Святой Пасхи воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше». Канонов три: пасхальный, Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется ирмос 9 песни пасхального канона с припевами, как на Пасху, и после канона – ексапостиларий пасхальный: «Плотию уснув» (дважды), а второй ексапостиларий – из службы Недели о слепом. Часы читаются обычные (трипсалмные), а не пасхальные. После Литургии священнослужители поднимают Плащаницу с Престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую «гробницу»). Особого чина для перенесения Плащаницы Уставом не положено. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

21 После отделения Запада от Востока, много возникало на Востоке канонических вопросов относительно латин, напр. о признании их священства, евхаристии, смешанных с ними браках, и пр. Но не встречаем какого-либо недоуменного вопроса о крещении. См. эти вопросы у Леунклавия in jure graeco-romano lib. 5. 22 См. требник изд. 1639. сн. Спор с лютеранами в России в 1644 г., по случаю преднамеренного бракосочетания дочери царя Михаила Федоровича с принцем датским, в рукоп. соловецкой библиотеки. 33 Сократ. 5, 22. Augustin, de tempore serm. 160. opp. t. 10. s. Ambros. de pascha cap. 5. Concil. gallic, et h ispan. 39 Православ. исповедан. част. 1. вопр. 103. Православ. катехизис, о крещении. О восприемниках см. ниже. 43 См. книг. правил. Св. Афанасий великий, при исчислении книг св. Писания, замечает: «Ради большей точности присовокупляю и сие: яко есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные отцами для чтения нововступающим, и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое учение апостолов и Пастырь». Св. Афан. вел. прав. 3. 51 В книгах Апостольских постановлений сказано: «мужчину да воспринимает диакон, а женщину диаконисса». lib. 3. cap. 16. 53 В книге о должностях пресвитеров прибавлено: «если по каким-либо особенным обстоятельствам это случилось бы, то иноверный восприемник обязывается при крещении произнести символ Церкви православной». 61 Кормч. там же. Harmenopuli prochir. 4, 6. Blastar. ap. Leunclavium t. 1. pag. 488. Древние греческие канонисты считали духовное родство между воспринятыми от одного лица, хотя бы даже они принадлежали к разным семействам. vid. ibid. Правила западной Церкви полагают в духовном родстве даже пресвитера, совершающего крещение, с крещаемым и его родителями. Conecil. trident. sess. 24. de matrim. cap. 2. Читать далее Источник: Иоанн (Соколов), епископ. Обзор церковных постановлений о причащении и покаянии//Православный собеседник, 1859. Ч. 1. С. 259-297; Ч. 2. С. 377-394. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010