Она создала для меня идеальный режим питания и жизни. У меня не было денег. Для того чтобы поставить меня на ноги, она истратила на меня более полутора тысяч собственных своих денег. В течение нескольких месяцев она полностью справилась с моей дистрофией. Начисто освободила меня от припадков каменной болезни. А страшнейшие головные боли – как рукой сняло! Прямо-таки чуду подобно! Раиса стала для меня гением-целителем. Дал бы Бог, чтобы все, ею достигнутое, было надолго! До сих пор все остается в силе. (...) Посылаю Вам еще четырнадцать моих стихотворений из «Полного собрания». Из них – «Владимир на Клязьме», «Юрьев Польской», «Спас солдатенковской коллекции» и др. – явно из ряда «Святыни». «Житие Сергия Радонежского», «Корнилий», «Зосима и Савватий» – из ряда «Святыни»: «царь Феодор Иоаннович» из стихов о людях праведной жизни. Владыка святый! Если будет на то Ваша ласка, сообщите мне – хотя бы в кратчайшей форме – Ваше впечатление и критические замечания о каждом из посылаемых стихотворений или хотя бы о некоторых из них. В моей работе мне очень важно слышать Ваш голос! Пробую послать Вам некоторые из печатных моих работ. Не притязаю на то, чтобы Вы читали их: они слишком специальны. Только в двух статьях о Древней Руси Вы найдете, быть может, кое-что небезынтересное для себя. Работа же друга моего Антония Васильевича Флоровского о почитании св. Вячеслава на Руси, я думаю, будет для Вас интересна 486 . Я посетил Митрополичий совет здешней Православной церкви, желая достать для Вас службы чешским святым. Но таковых в наличности не оказалось. Сообщили мне только список чешских святых: св. Людмила, св. Вацлав (Вячеслав), св. Прокопий Сáзавский, св. Иоанн Чешский, св. Горазд. Владыка святый! Приложу все силы мои, чтобы выполнить послушание, и притом к указанному Вами сроку! Если возможно, пришлите мне (со своими замечаниями) образец – или образцы – «Слова Похвального». Вера и мальчики шлют Вам свой горячий привет. Мы с Верой говели на Страстной – в Пятницу и Субботу. В Великую Субботу здесь в Праге скончался мой друг (с 1906 года!) и друг всей нашей семьи – тут совершенно одинокий – черниговец – Александр Георгиевич Романицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Освободили его по требованию папы Uoahha VIII , который возвел его в архиепископы и сделал папским легатом. Но и после этого борьба с немецкими миссионерами продолжалась, так как в немецких странах «Филиокве» (прибавка слов «и от Сына» в Символ Веры ) было обязательно, в Риме же оно не было еще включено. Св. Мефодий вторично ездил в Рим и получил вновь разрешение совершать службы по-славянски и без употребления «Филиокве». После этого он отправился в Константинополь, где и скончался в 886 году. (Память св. Кирилла 5 апреля, св. Мефодия 14 февраля, а обоих братьев 11 мая). Великое дело просвещения славянских народов продолжалось после смерти св. Мефодия, хотя его ученики и были изгнаны немецкими епископами из Моравии и Паннонии. Распространение христианства росло в течение всего 10 века, когда были крещены поляки и чехи. В Чехии приняли христианскую веру княгиня Людмила и ее внук, князь Чешский Вячеслав. Оба они были убиты язычниками. Вся страна была крещена только во второй половине 10 века западными миссионерами. В Польше обе миссии действовали одновременно. Ученики св. Мефодия крестили половину страны и основали митрополию в Сандомире; немецкие миссионеры крестили юго-западные области Польши и учредили митрополию в Гнезно. До конца 11 века в Польше существовали две Церкви – одна православного обряда с богослужением на польском языке, – другая западного обряда с богослужением по латыни. Ученики св. Мефодия дошли также до Руси, и христианство благодаря их трудам проникло на Волынь и в Киевскую Русь. В конце 10 века совершилось крещение Руси (988), а западные миссионеры крестили Венгрию (995). Расцвет церковной культуры С середины 9 века Восточная Церковь пережила период расцвета, проявившийся в церковной науке, искусстве и литургическом творчестве. Богословское образование достигло большой высоты благодаря трудам св. Фотия, покровительствовавшего науке. При нем патриаршая Академия в Константинополе стала крупным богословским центром. Византийское искусство расширило свое влияние на Западе после основания в пределах Равенского Экзархата нового культурного центра – Венеции. Там был построен в 832–883 годах собор св. Марка. Влияние Византии в Венеции было настолько сильно, что в конце 11 века, уже после разделения Церквей, византийские мастера украшали храмы на Западе мозаиками, сохранившимися до нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

под 28 сент.; у Дим. Рост. только отмечена память его). В житиях он изображается как государь, который «заботливо охранял покой подданных своих... По ревности к вере Христовой покупал он детей у язычников и, окрестив их, посвящал на служение Богу. Строгость его к самому себе напоминала древних подвижников. Часто сам он в течение ночи занимался печением просфор и утром сам же относил для св. литургии; особенно так, а не иначе было, когда готовился он приобщиться св. тайн. Если день он проводил за делами правления; то ночь посвящал на молитву. Нередко в зимнее ненастье, с верным старым слугою Подивоем шел он босыми ногами к утрени в какой-нибудь отдаленный храм... «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха», поет ему Церковь в древней службе (XII в.). Князь собирал рабов Божиих – священников – и ставил по городам храмы, где каждый день совершалась служба. К его заботливости надобно отнести перевод евангелия Иоаннова на чешский язык: остатки перевода, доселе целые, по языку, относятся к его времени» (Филарет, Жит., стр. 134). Сказание о мученической кончине св. Людмилы встречается в Прологах XIII–XIV в. – Синод. (Сергий, I, 246), Типогр. 153 и 156), Спасо-Прилуц. мон и др.; старо-печатный текст этого сказания, по содержанию, ничем не отличается от древнейших его текстов, проложное же сказание о св. Вячеславе (под 26 сент.) представляет краткое извлечение из древнего славянского его жития. Св. Людмила скончалась в 927 г., а св. Вячеслав в 935 (Филарет, 132 и 136 его же: «Свят. юж. слав.» 211). 4. Св. Киприан, митрополит Киевский. – В Летописях, как и в Прологе, св. Киприан называется сербом, но в действительности он был болгарин, близкий родственник Терновского патр. Евфимия, родной дядя митр. Григория Цамблака. Время рождения его, приблизительно, 1331 г. В молодости Киприан жил в одном из сербских монастырей на Афоне, где в его время происходила кипучая книжная деятельность над переводами с греческого языка на славянский священных и богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

После гибели Бориса и Глеба в борьбу за киевский престол вступил их брат Ярослав Мудрый, княживший в это время в Новгороде. Ярославу удалось в упорной борьбе одолеть Святополка и утвердиться на киевском престоле. Неизвестный автор «Сказания» связывает прекращение княжеских усобиц с этой победой Ярослава. 1 …от Рогнеды… — Рогнеда, дочь Рогвольда, полоцкая княжна. 2 …Призвал… Бориса, нареченного в святом крещении Романом… — Русские князья в древности носили два имени — одно «русское», «княжеское», а второе христианское, дававшееся при крещении. Христианское имя Бориса — Роман, Глеба — Давид. 3 О таких Приточник говорил… — Имеется в виду составитель книги притчей — иудейский царь Соломон, Книга притчей Соломона входит в Библию. 4 отец его Василий… — Василий — христианское имя Владимира Святославича. 5 …ночью разобрал помост в Берестове… отвез на санях… — По древнерусскому обычаю тело покойника выносилось через пролом и перевозилось на санях в любое время года. 6 …и поставил в церкви святой Богородицы. — Владимир был похоронен в Десятинной церкви Богородицы в Киеве. 7 …увижу ли я хотя бы братца… как Иосиф — Вениамина? — Иосиф и Вениамин — библейские персонажи, младшие сыновья Иакова и Рахили. Проданный своими старшими братьями от других жен Иакова и рабство в Египет, Иосиф после длительной разлуки встречается с Вениамином. 8 Багряница — царское, княжеское одеяние, порфира. 9 Вспомнил он о мучении… мученика Никиты и святого Вячеслава… и как убийцей святой Варвары был ее родной отец. — Борис вспоминает имена тех святых, которые приняли мученическую смерть за исповедание христианства от рук своих ближайших родственников: Никита, царский сын, был предан мучениям и казнен отцом-язычником; Вячеслав (Вацлав), чешский князь (921—929), был убит своим братом Бoлecлaboм I и причислен Церковью к лику святых; Варвара приняла мученическую смерть за верность христианскому учению, казнена отцом-язычником. 10 …начинай заутреню. — Заутреня — ежедневное утреннее богослужение. 11 …поющего на заутреню Псалтырь. — Псалтырь — одна из книг Библии, собрание псалмов (хвалебных песнопений). Библейская традиция приписывает создание Псалтыри иудейскому царю Давыду (конец XI–haчaлo Х в, до н. э.). Псалмы пелись во время церковного богослужения.

http://predanie.ru/book/72284-skazanie-i...

Священный Синод Церкви состоит из четырех правящих архиереев. Верховным законодательным и административным органом является Поместный собор, в состав которого входят все епископы, представители духовенства и мирян. Исполнительным органом собора является Митрополичий совет, наполовину состоящий из мирян. 13.2.3. Святые и святыни Церкви Чешских земель и Словакии Монастырей в Церкви нет, однако известен основанный св. преподобным Прокопием в 1032 г. Сазавский монастырь, который на протяжении всего XI в. был культурным центром чешского Православия, там же хранились частицы св. мощей Бориса и Глеба. Среди особо чтимых святых надо назвать святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, св. княгиню Людмилу, одну из первых славянских мучениц (927 г.), потрудившуюся в деле распространения христианства среди чехов, и ее внука св. Вячеслава (929), продолжившего ее дело и так же мученически скончавшегося. В 1994 г. был канонизирован святой князь Ростислав Моравский – инициатор миссии святых Кирилла и Мефодия. Почитаются также преподобный Прокопий Сазавский (1053) из Богемии, основавший монастырь в 1012 г., и святой Иоанн Чешский Пустынник (883). 13.2.4. Духовное образование в Церкви Чешских земель и Словакии В Прешове существует с 1950 г. Православный Богословский факультет – основное образовательное заведение Церкви. Целью его является подготовка будущих священнослужителей, преподавателей религиозных и этических дисциплин, работников в сфере православного богословия и социального служения, а также сотрудников учреждений Православной Церкви. На факультете ведется образовательная и исследовательская деятельность во всех отраслях богословского знания, а также в области литургики, православной духовности и миссии Церкви. В состав факультета входит 9 кафедр: библейских наук, систематического богословия, практического богословия, церковной истории, византологии, церковного права, философии, основного богословия и социального служения, педагогики и психологии. С 1990 г. факультет имеет в Оломоуце свой филиал, в котором ведется заочное обучение. Существует также семинария при этом факультете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Болеслав III Кривоустый, кн. польский (1102–1138) IV, IXa, IXb, 166, 167, 175–178, 176–179, 197, 197–200, 199, 202, 202–203, 207, 214, 235, 235–236, 240, 250–251, 253, 255–257, 255–257, 263, 265, 280, 303–308, 303, 307, 311, 318, 322, 365, 368–369 Болеслав IV Кудрявый, кн. польский (1146–1173) IV, IXb, 198, 200, 200, 250–251, 250–251, 265, 265, 270, 280, 308, 308, 311 Болеслав I, кн. чешский (929/35–972) IV, VI, 184,185 Болеслав II, кн. чешский (972–999) VI, 106, 106, 117–119, 118, 184–186, 185, 227 Болеслав III, кн. чешский (999–1002, ум. в 1037 г.) VI Болеслав, с. польского кн. Мешка III, кн. куявский (ум. в 1195 г.) IV, 309, 309–310, 315, 317, 319 Болеслав Высокий, кн. силезский (1163–1201) IV, IXa, 318, 320 «Большая люнебургская хроника» (XII в.) 326–327 «Большие хильдесхаймские анналы» (XI в.) 84, 105–106, 109, 117 Бонифаций, см. Бруно (Бонифаций) Кверфуртский Бонифаций (Винфрид), св., англо-саксонский миссионер, первый архиеп. майнцский (ум. в 754 г.) 55, 66, 69–70, 278 Боняк, хан половецкий (кон. XI – перв. треть XII в.) 362 Борживой I, кн. чешский (ум. в 888/94 г.) VI Борживой II, кн. чешский (1101–1107, 1109–1110, 1117–1120, ум. в 1124 г.) VI, 219, 219, 264, 303 Борис (Кальман), претендент на венгерский престол, с. венгерского кор. Кальмана, не признанный отцом (уб. после 1153 г.) V, 202–203, 236, 240–241, 240–241, 247, 248, 249, 249, 252, 255, 257, 264, 307, 364, 364–365, 367–370, 368 Борис Владимирович, св., кн. ростовский (уб. в 1015 г.) IXa, 63, 73–74 Борис Вячеславич, с. смоленского кн. Вячеслава Ярославича, внук киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого (уб. в 1078 г.) IXa, 345 Боэмунд I, с. апулийского и калабрийского герц. Роберта Гвискара, герц, тарентский (со втор. пол. 1080-х гг.), один из предводителей Первого крестового похода, кн. Антиохии (1098–1111) 212, 212 Боэций Анций Манлий Северин, богослов, полигистор (ум. в 524 г.) 300 Бресслау Х., см. Bresslau Н. Бретхольц Б., см. Bretholz В. Бржетислав I, кн. чешский (1034–1055) VI, 110, 110, 118, 177, 229–230, 229

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арина 7 августа 2018, 18:27 р.Б. Евгений 7 августа 2018, 13:00. Вот читаю Ваши комментарии, и думаю, первый раз еще можно было в пылу полемики для красного словца использовать такие образы, но по 2-ому кругу - это уже сознательное снижение до примитивного уровня истории собственной страны. Вячеслав 7 августа 2018, 17:35 14 мая на станции Челябинск. Чугунной ножкой от печки, выброшенной из проходившего эшелона с военнопленными-венграми, был ранен чешский солдат. В ответ чехословаки остановили поезд и подвергли самосуду виновника. По следам этого инцидента советские власти Челябинска на следующий день арестовали нескольких легионеров. Однако их товарищи силой освободили арестованных, разоружили местный отряд Красной гвардии и разгромили оружейный арсенал, захватив 2800 винтовок и артиллерийскую батарею. А вы говорите просто Красные напали.... Любите историю. Вячеслав 7 августа 2018, 17:34 1 апреля нарком иностранных дел Г. В. Чичерин направил телеграмму Красноярскому совету о приостановлении дальнейшего передвижения чехословацких эшелонов на восток: " Опасаясь японского наступления на Сибирь, Германия решительно требует, чтобы была начата скорая эвакуация немецких пленных из Восточной Сибири в Западную или в Европейскую Россию. Прошу употребить все средства. Чехословацкие отряды не должны передвигаться на восток. Чичерин " Легионеры восприняли это распоряжение как намерение Советского правительства выдать их Германии и Австро-Венгрии как бывших военнопленных. Вячеслав 7 августа 2018, 17:31 " р.Б. Евгений 7 августа 2018, 13:34 НО, большевики, как неоднократно это было в ходе гражданской войны, грубо нарушили свое обещание и в мае 1918 года остановили движение чехословацких эшелонов, а затем - начались нападение красноармейцев на эшелоны.ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО чехи (обороняясь) направили оружие против большевиков. " Опять придумки, недомолвки и додумки. Большевики, как и всякое правительство, не собиралось терпеть на своей территории вооруженных лиц иностранной державы. И после высадки во Владивостоке японцев,большевики, обосновано подозревая Антанту в двойной игре потребовало переменить место эвакуации корпуса на Мурманск.

http://pravoslavie.ru/114448.html

Варда Фока, византийский полководец, предводитель мятежа против имп. Василия II (ум. в 989 г.) 87 Вартеслав, с. киевского кн. Святослава Ярославича (ошибочно; см. Ярослав Святославич) 339 Вартислав I, кн. западнопоморский (уб. в 1134/47 г.) 253 Василевский I, см. Wasilewski Т Василий I, имп. византийский (867–886) VIII, 22–24 Василий II Болгаробойца, имп. византийский (976–1025) VIII, 73, 83, 86–87, 87, 94, 94 Василий Блаженный, св. (ум. в 1557 г.) 77 Василий Виоанн (в латинизированной форме – Вулкан), византийский катепан Южной Италии (1017–1028) 87, 94, 94 Василий Педиадит, византийский военачальник в Сицилии (1040-е гг.) 95 Васильев A. A. (Vasiliev А.) 54 Васильевский В. Г. 32, 34, 87, 275 Василько Романович, кн. владимиро-волынский (1238–1268/9) IXb, 372 Василько Ростиславич, кн. теребовльский (ум. в 1124 r.)IXa, 199, 201–202, 255, 361 Василько (Ярополчич ?), кн. дорогичинский (ум. после 1182 г.) IV, IXb, 318 Васой (Василий), двоюродный б. венгерского кор. Иштвана I Святого (перв. пол. XI в.) V 137, 351, 356, 356 Вата, предводитель языческой реакции в Венгрии (ср. XI в.) 356 Вацлав, св., см. Вячеслав (Вацлав), св. Вацлав (Вячеслав) I, кор. чешский (1230–1235) VI «Великопольская хроника» (нач. XIV в.) 311, 324 Вельф II, гр. швабский (ум. в 1030 г.) III, 189 Вельф III, герц, каринтийский (1047–1055) III Вельф IV, герц, баварский (1070–1101) III, VII Вельф V, герц, баварский (1101–1120) III, 337 Вельф VI, мгр. тосканский, герц, сполетанский (1152–1191) III, 188, 279, 279 Вельфы, знатный немецкий род (с IX в.) III, 81, 188–190, 221, 267, 347 «Венгерский хроникальный свод XIV в.» 224, 348–349, 351, 353–372 «Венская иллюстрированная хроника», см. «Лицевая (иллюстрированная) хроника» Вергилий Публий Марон, римский поэт (ум. в 19 г. до н. э.) Вернер, мгр. Саксонской северной марки (1003–1009; ум. в 1014 г.) 328 Вернер, архиеп. магдебургский (1063–1078) 154 Вернер, еп. мерзебургский (1059 [?]–1093) 154 Вернер, еп. мюнстерский (1132–1151) 280 Верхуслава, ж. польского кн. Болеслава IV, д. новгородского кн. Всеволода Мстиславича (ум. ок. 1160 г.) IV, IXb, 200

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32 Главными областями Польши, в которых княжили разные линии из рода Болеслава Кривоустого, были: Малая Польша, Мазовия, Великая Польша, Силезия и Поморье. Малая Польша была великокняжеской областью. Столицей ее был Краков. В конце XII века после Казимира II Справедливого († 1194) она распалась на два княжества: Краковско-Сандомирское, с землей Люблинской и Лукомской, и Мазовецко-Куявское. Первое называлось собственно Малой Польшей и заключало в себе города: Краков, Сандомир, Перемышль, Замостье, Красностав, Холм, Люблин и Белу и – Подлясье. Малая Польша опиралась на духовенство и, взамен этой помощи, не скупилась на разные для него привилегии. После сына Казимирова, Лешка Белаго († 1227), малопольским князем был сын его Болеслав Стыдливый, над которым, во время малолетства его, держал опеку силезский князь Генрих Бородатый и, по смерти его († 1249), сын его Генрих II. Болеслав скончался в 1278 г. бездетным. С ним прекратилась старшая линия Пястов на польском престоле. Великокняжеская краковская корона сделалась предметом искательства многих князей великопольских, мазовецких, силезских. Малопольские бояре возвели на престол из Мазовии племянника Болеславова, сына Казимира куявского, Лешка Черного († 1289). После него краковским престолом овладел мазовецкий князь Болеслав, но принужден был уступить его силезскому герцогу Генриху III (глоговскому). По смерти Генриха княжеством овладел чешский король Вячеслав II и передал его сыну своему Вячеславу III. Но чешское правление продолжалось недолго, всего 15 лет. Владевший в Мазовии, брат Лешка Черного, Владислав Локеток, князь умный и отважный, выгнал Чехов и, утвердившись на княжеском престоле, венчался королевским венцом (1306–1333). Царствование сына его, Казимира III Великого, знаменитейшего из королей польских, было золотым веком для Польши. Со смертью бездетного Казимира (1370), прекратилась династия Пястов на королевском престоле, с которой народ польский столько столетий делил свою судьбу и под правлением которых достиг значительной степени могущества и влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

344 Источники. Cosmas, Chronica Boemorum, ар. Pertz, SS. IX. Зеленогорская рукопись, изд. Шафарика и Палацкого в Die ältesten Denkm. d. Böhmisch. Sprache. Краледворская рукопись, изд. Некрасова, Спб. 1872 г. Жизнеописания: 1) св. Вячеслава, изд. Востокова, так же Ганки в Casop. 1830 г. и у Pertz Scr. IV. 2) Людмилы, изд. Ваттенбаха в Beiträge zur Geschichte; Менкена в SS. rer. Germanic. III. p. 1808. 3) Св. Войтеха, изд. Pertz SS. IV. Пособия. Важнейшие – труды профессора Томка, ряд статей, помещенных в Casopis – Ceského Museuma; Apologie der ältest. Gesch. Böhmen, помещенная в Abhandlung, der königlich. böhmisch. Gesellsch. Prag. 1865; Jirecek, Slowanské Pràvo v Cechach а na Morave; Wocel, Pravek zeme Ceské, v Praze. 1866, Druhé oddeleni; Palacky, Dejiny nàrodu Ceského. W Praze. 1848. 345 Принято поселение Славян в Чехии относить ко времени после 451 года по Р. Хр., когда Маркоманны и их соседи, Квады, примкнули к огромному войску Аттилы, направлявшемуся в Галлию, и когда в Чехии осталось только небольшое число их, легко подчиненное новыми поселенцами – Palacky, Dejiny nàrodu Ceského 1. str. 91–2. В 494 году часть Герулов, в следствие понесенного ею поражения от Лонгобардов, искала новых мест поселения на севере, при этом она проходила через земли, заселенные Славянами, получив от них свободный пропуск; Procopius, De bello Gothico. 11, 15. Но невероятно, чтобы все колена, образовавшие чешский народ, поселились в одно и тоже время. У Косьмы пражского, древнейшего свидетеля о жизни Чехов, сохранились предания, касающиеся только колена, поселившегося близь Праги и называемого Чехами; другие колена и другие местности входят в историю постепенно, теряя свою особность и втягиваясь мало-помалу в область князей пражских. До тех пор, нужно полагать, каждое колено жило отдельною жизнью, на отдельной территории, не стоя в связи с коленом Чехов пражских. Можно представить положительные доказательства в пользу того, что было несколько осадков поселений в Чехии. С появлением Авар начинаются враждебные столкновения их со Славянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010