Вячеслав . Значение имени : образовано от славянского «вящая слава», то есть «наибольшая слава»; День памяти : 17 марта; Святой благоверный князь Вячеслав Чешский :Святой князь Вячеслав (в чешском произношении — Вацлав) был родом из тех мест, куда незадолго до его рождения прибыли из Константинополя знаменитые миссионеры, создатели славянской азбуки — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Княжить Вячеслав начал 18-летним юношей еще в 920 году. Еще с детства он был научен христианской вере. Это была заслуга его бабушки. Короткое время правления Вячеслава было эпохой расцвета Православия на Чешской земле. Князь поддерживал духовенство, заботился о христианском просвещении народа, во всех делах старался поступать по совести. Смертная казнь была заменена на более мягкие виды наказания, а дружинникам вменялось в обязанность заботиться о бедных, сиротах и вдовах. Кроме того Прага обязана Вячеславу строительством храма, который впоследствии превратился в величественный собор святого Вита. Немецкие епископы настроили против князя чешскую знать, а та, вступила в сговор с его родным братом Болеславом. Когда Вячеслав отправился в храм, заговорщики напали на него и умертвили. Впоследствии мощи святого Вячеслава захоронили в храме святого Вита. Через несколько лет он был прославлен как святой и стал почитаться покровителем Чехии, с ним связывают многие чудеса. Подготовил Игорь Цуканов ; Другие святые с именем Вячеслав : Священномученик Вячеслав Луканин (1882-1918), регент и диакон, последнее место служения — Спасо-Преображенский собор при Невьянском заводе Екатеринбургской епархии, в августе 1918 года был жестоко замучен и расстрелян красноармейцами, день памяти — 16 августа. Священномученик Вячеслав Закедский (1879-1918), священник, служивший в тюремной церкви города Рыбинска Ярославской губернии, был убит большевиками при подавлении Ярославского восстания в августе 1918 года, день памяти — 23 августа. Известные люди с именем Вячеслав : Вячеслав Тихонов (1928-2009), советский и российский киноактер (фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Доживем до понедельника», «Война и мир» и др.). Вячеслав Бутусов (род. в 1961 году), музыкант, основатель и лидер групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», автор поэтического сборника «Архии» (с предисловием М. А. Журинской) и еще нескольких книг; Интересные факты: 1. Собор святого Вита — самый известный храм в Чехии... 2. В житии святого князя Вячеслава есть много моментов, сходных с житием первых прославленных русских святых — князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (убиты в 1015 г.). Подобно Вячеславу, они пали от рук злодеев, направленных братом — Святополком... 3. В лике святых прославлена бабушка святого Вячеслава — Людмила Чешская...; Ил.: Святой благоверный князь Вячеслав Чешский, икона. Убийство святого Вацлава. Адольф Зиммерманн, 1852. Собор святого Вита в Пражском Граде//Фома. март 2021 — С.20-21. — (раздел « Вера », рубрика « Школа „Фомы“. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

В дальнейшем большую поддержку славянскому христианству оказал князь чешский св. Вячеслав и его бабушка Людмила. Православная традиция жила в чехах еще долго, особенно известен скончавшийся в начале XI века преп. Прокопий Сазавский. Известен также более ранний преп. св. Иван Чешский (любопытно, что его называют «Иван», а не «Ян», как здесь принято). Вот это приблизительно и все православные святые этих стран... Но неудовлетворенность католическим пониманием христианства долго оставалась здесь. Сам известный проповедник Ян Гус имел скорее протестантские тенденции, но один из его единомышленников Иероним Пражский питал определенные симпатии к православию, с которым он встретился в Вильне... Он, так же как и Гус, был предан сожжению... Еще в 15 столетии из Чехии направилась в Константинополь делегация с просьбой принять их церковь в свое ведение, но взятие К[онстантинополя] турками положило конец переговорам. Посылаю Вам фотографию, к сожалению очень неясную, иконы в правосл[авной] Церкви г. Оломоуца. По правую руку Христа стоят: св. Вячеслав и Людмила, св. Прокопий (кланяется) и св. Иван, по левую: Мефодий, Кирилл и пять вышеназванных их последователей. Кроме того здесь изображены чешские деятели (не святые) по правую руку: Ян Гус и Юрий Подебрадский, по левую: Амос Каменский с мальчиком. Внизу подпись: «Через них и мы были приведены к Православному учению и прияли от Бога благодать» (skrze ne i my przivedeni jsme byli k ucheni pravoslavnimu a prijali od Boha milost). На других фотографиях изображены: св. Вячеслав, Людмила, преп. Прокопий Сазавский, св. Кирилл и Мефодий, а на 3-й преп. Иван Чешский. Мне очень совестно, что я так мало собрал для Вас материала по интересующему Вас вопросу. Но у меня слишком мало свободного времени, и мне трудно заняться этим делом. Здесь выходит 4 раза в год журнал на русском языке «Православная мысль». Я постараюсь выписать этот журнал для Вас, там иногда бывают статьи как раз по интересующему Вас вопросу. В 1956 г. в этом журнале была моя статья: «Небо видимое и небо духовное». В ней я старался оградить данные веры от сомнений, возникающих от псевдонауки. Я по образованию астроном, и этот вопрос мне близок... Я попросил свою сестру Татьяну Викторовну прислать Вам этот номер для ознакомления и очень прошу Вас дать мне подробный разбор этой статьи, так как заметка, помещенная в «ЖМП» (1957. 7, стр. 74), меня не удовлетворила. Большое Вам спасибо за фотографию иконы «Всех святых, в земле Российской просиявших», также за присылку «ЖМП» и календарь на 1958 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

298 Патрик Ирландский , епископ, просветитель Ирландии († ок. 460; память 1730 марта), один из наиболее почитаемых Западной Церковью святых. Как указывает сам Патрик в своей «Исповеди», родом он происходил из юго-западной Британии, был сыном богатого декуриона Кальпурния, диакона местной Церкви. Шестнадцати лет был похищен ирландскими пиратами и шесть лет пас скот. Через десять лет по возвращении на родину вновь пленен морскими разбойниками и продан в Галлию, где его выкупил купец-христианин. Уразумев из всех этих событий Божественный Промысл о себе, Патрик решил посвятить свою жизнь служению Богу. Приняв епископский сан от британских епископов, около 432 года он обратился с проповедью Евангелия к ирландцам, многих из которых крестил. Им было основано несколько монастырей (причем монахи были подготовлены к христианскому просвещению народа), изобретена ирландская азбука, он наладил связь с Британской и Галльской Церквами. Устроив Ирландскую Церковь с митрополией в городе Армахе, Патрик отошел ко Господу. В настоящее время день святого Патрика в Ирландии – государственный праздник. 299 Вацлав Чешский, мученик († 935; память 417 марта, 28 сентября11 октября), князь-страстотерпец (в русский святцах – Венцеслав, Вячеслав), правивший с 924 года. Внук святой Людмилы (см. примечание 76). Несмотря на царский венец, подвизался подобно великим подвижникам, утверждал Православие в своем народе. Был очень справедлив и строго следил за тем, чтобы в судах никого не осуждали безвинно. По христолюбию и милосердию покупал языческих детей, которых продавали в рабство, крестил их и воспитывал как христиан. Перевел на чешский язык Евангелие от Иоанна. Брат Вацлава Болеслав, зазвав святого царя в гости в свой дворец, убил его и стал насаждать в стране католичество и приглашать священников-немцев. 300 …Святого Прокопия Карпатского " … Вероятно, имеется в виду Прокоп Богемский, Чешский († 1053; память 1629 сентября), иеромонах, основатель Предтеченского монастыря на реке Сазава. 301 Святитель Петр Цетиньский, чудотворец, митрополит Черногорский († 1830; память 1831 октября, Неделя третья по Пятидесятнице).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

(Cosm. 1923. Р. 43–44) 2.       II, 37. В год Воплощения Господня 1086-й. [По повелению римского императора Генриха III 871 в Майнце собирается собор 872 , на котором чешский князь Вратислав 873 поставляется королем Чехии и Польши 874 . На соборе брат Вратислава пражский епископ Гебхард, добивающийся упразднения Моравской епископии 875 , представил грамоту, утверждения которой папой Бенедиктом и императором Оттоном I в свое время добился пражский епископ св. Адальберт 876 . На основании этого документа император Генрих издает новую грамоту о том, что Моравия входит в юрисдикцию Пражской епископии. Следует текст грамоты с описанием границ Пражской епархии, сначала западных, потом северных.] На востоке она (Пражская епархия. – Сост.) имеет границами такие реки: Буг (Bug) 877 и Стырь (Ztir) 878 , включая город Краков (Krakoua) 879 и область, называемую Ваг (Wag) 880 , со всеми землями, относящимися к упомянутому городу Кракову. Оттуда она, с прибавлением границ с Венгрией (Ungari), простирается и доходит до гор Татры (Tritri) 881 . [Южная граница – по границе с Баварией до реки Ваг.] (Cosm. 1923. Р. 134–140) 865 Чешский князь Вячеслав (по-чешски – Вацлав, по-немецки – Венцель: все три формы происходят от слав. с носовым е. что и отражено в лат. Wenceslaus) был в 929/35 г. убит своим младшим братом Болеславом I и через три года перезахоронен в пражской церкви св. Вита. Церковное почитание св. Вячеслава, начавшееся уже в X в., привело к превращению его (наряду со св. Адальбертом-Войтехом Пражским) в одного из святых-покровителей Чехии. 868 Говорить в 967 г. о какой-либо «секте народа Руси», отличавшейся славянским богослужением, не было никакого основания. Поэтому либо послание целиком, либо данное место в нем должны быть признаны позднейшим фальсификатом, направленным против славянского богослужения на территории Чехии, которое при Братиславе II культивировалось в Сазавском монастыре. Его насильственное окончательное прекращение имело место в 1096 г. 870 Пражская епископия была открыта в 973 г., до этого чехо-моравские земли представляли собой часть диоцеза Регенсбургской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 июня 1915 года совершил подвиг иеромонах Ниловой пустыни Тверской губернии Амвросий (3). Во время боя у деревни Бобы Ново-Александрийского уезда (Польша), когда гренадеры дрогнули, герой-иеромонах с крестом в руках повел их в бой. Немцы были опрокинуты, но сам о. Амвросий погиб (4). Известен и другой случай. 29 августа 1914 года полку, в котором исполнял свои обязанности иеромонах Феликс (Носильников), было приказано перейти в наступление. Видя, что солдаты колеблются, пастырь, выйдя вперед, вдохновенной речью и собственным примером увлек солдат в атаку. Когда же наступление захлебнулось, иеромонах Феликс отказался отступать и с 30 солдатами остался на переднем крае под постоянным обстрелом. В бою 19 октября 1916 года погиб священник 318-го Черноярского полка Александр Тарноуцкий. Смерть настигла пастыря, когда он с крестом в руках шел впереди своего полка. Подоб-ного рода подвиг совершил в том же году и священник Василий Шпичак. Драгунский Казанский полк, где служил отец Василий, получил приказ наступать на австрийцев. Однако в полку возникло замешательство. Тогда о. Василий понесся вперед на своей лошади с криком «За мной, ребята!», а за ним, вдохновленный его примером, и весь полк (5). Известны имена других пастырей, водивших воинов в атаку. Это протоиерей Сергий Соколовский, священники Виктор Кашубский, Иоанн Терлицкий, Иоанн Долищинский, Михаил Дудницкий. В окопах Некоторые священники погибали во время совершения треб и проповеди на передовых позициях. Один из наиболее ярких примеров подвижничества и героизма — служение священника Александра Вознесенского. Этот пастырь окончил Ярославскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, несколько лет служил в Праге, где изучал движение последователей Яна Гуса. Результатом этих исследований стал объемный труд о гуситском движении, к которому приложена переписка Гуса. Отец Александр — автор акафиста благоверному князю Вячеславу Чешскому, он также перевел на чешский язык несколько церковных служб. Дальнейшее служение священника Александра было связано с армией, где ему удалось установить хорошие отношения с солдатами. С ними он говорил просто, свою образованность никогда не выставлял. «Не раз удивлялся выносливости его, — вспоминал священник Г.Кармазин, — когда, невзирая на последствия паралича ноги, он бодро шел в ряду солдат, ведя на ходу беседу с ними».

http://e-vestnik.ru/analytics/voennoe_du...

Идея восстановить православное богослужение на чешской земле нашла широкий отклик в славянофильских кругах России (особенно в Москве), собравших средства (около 43 тыс. руб.) для ремонта и переоборудования здания. Этим делом занимались известный археолог граф А. С. Уваров и архитектор Д. Н. Чичагов из Москвы под руководством графа А. Е. Комаровского. Синод предоставил утварь, облачения, книги и ризницу, московская дума пожертвовала колокола, московские купцы (прежде всего А. Д. Башмаков) – иконостас. При ремонте, на который город отпустил 100 тыс. марок, пышный барочный интерьер храма с обилием лепки, позолоты и росписей не изменили, только были написаны изображения славянских святых: Владимира и Ольги, Кирилла и Мефодия, Людмилы и Вячеслава, Иоанна Рыльского и Климента Охридского. В алтаре чешский художник Майкенер изобразил Воскресшего Спасителя. Из-за подозрительного отношения австрийских властей здание решили не покупать, «так как это требует суммы, какая не может быть собрана без огласки... и контракт заключить от имени частного лица и вообще придать делу характер личный… а не общественного предприятия». В России считали, что «устройство православной церкви в Праге в настоящее время представляется особенно важным и своевременным, вследствие готовящегося провозглашения догмата папской непогрешности, глубоко поколебавшего совесть многих чехов…». Делом очень интересовался Император Александр III и сочувствовал вел. кн. Константин Николаевич. Бывший костел к октябрю 1872 был переоборудован, но освящен только 4 августа 1874 во имя свт. Николая с приделом равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Освящавшие храм прот. Раевский и четыре русских священника просили чехов «воздержаться от всяких демонстраций». На торжестве присутствовали К. П. Победоносцев, воспитатель Цесаревича, городской голова Гулет, депутации городов и обществ и видный национальный деятель Ф. Палацкий. Пел хор из Почтамтской церкви Петербурга. Собралось до трех тысяч человек, но в храм попала лишь половина. Чешская газета «Покрок» писала: «Можно надеяться, что Прага будет иметь теперь больше привлекательности для русских семей… так как она есть столица народа, говорящего на родственном языке».

http://sobory.ru/article/?object=31434

Предполагается, что хорваты получили церковное богослужение на славянском языке от Кирилла и Мефодия, когда те на своем пути в Рим сделали остановку в их землях. В 925 г. Сплетский собор подверг запрещению славянское богослужение у хорват, лишь в 1248 г. оно было вновь разрешено, но в ограниченном числе приходов, главным образом на острове Крк (Михайлов 1904, 1908; Banac 1984). Церковные книги хорват, отправлявших славянское богослужение, написаны на глаголице, почему сами они получили название глаголитов или глаголяшей. Известно также, что глаголица находила себе и бытовое применение у хорват. Славянское богослужение в Чехии было вновь вытеснено латинским после смерти в 885 г. Мефодия, моравского архиепископа, но некоторые литературные труды, созданные здесь несколько позже на церковнославянском языке, успели получить общеславянское распространение. Во-первых, это перевод с латыни Бесед на Евангелие папы Григория Великого (540–604), получившего в славянской письменности прозвание Двоеслова по своему сочинению Диалоги. Списки Бесед многочисленны, древнейший из них относится к XIII в., имеет восточнославянское происхождение (РЫБ, Пог. 70). Во-вторых, это Жития Вячеслава Чешского и его бабки Людмилы, отразившиеся на Руси XI в. в Сказании о Борисе и Глебе (см. Дмитриев 1987). Переводы Св. Писания с латинских оригиналов на чешский (но не церковнославянский) язык получают в Чехии исключительно широкое распространение в XIII и XIV вв., так что в 1488 г. чешская библия была напечатана в Праге в полном объеме своего текста (см. Kyas 1971). И перевод, и печатное издание не имели церковно-литургического назначения, они были плодом широких предреформационных движений эпохи. Чешская библия в своем рукописном и печатном виде оказала громадное влияние на письменность соседних славянских народов, переводы с нее делались в Польше, Белоруссии и на Украине. В XV-XVI вв. латинские оригиналы использовались и на Руси переводчиками Св. Писания. Так, ряд книг для Геннадиевской библии 1499 г. был переведен как раз с печатной латинской Вульгаты. Тогда же в Новгороде переводчик Димитрий Герасимов, один из участников работы над ГБ, перевел с латинского оригинала толкования на Псалтырь Брунона, епископа Гиперболейского (1032–1101). В конце XVII в. на Украине было сделано несколько переводов с латыни (см. Евсеев 1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Большинство сведений о князе Вацлаве взяты из церковных текстов и так называемых «старовацлавских легенд», записанных в средние века как на латинском, так и на славянском языках. Достоверных исторических сведений о нем сохранилось немного, и они достаточно противоречивы. На этом основании некоторые историки даже пытались утверждать, что св. Вацлав — фигура мифическая, и на самом деле его никогда не существовало. Происходивший из династии Пршемысловцев князь Вацлав родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно любопытных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу — как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии. Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти — младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Историки расходятся во мнениях, носили ли ее разногласия со свекровью Людмилой религиозный характер, или это была банальная борьба за власть. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей — Вацлава и Болеслава — занималась опять же Людмила.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим — напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она также была канонизирована как святая мученица и считается еще одной небесной покровительницей Чехии. Историки утверждают, что Вацлав не мог простить матери ее злодеяния и даже сослал в крепость Будеч. Однако есть и такая легенда, что вскоре после совершенного ею преступления княгиня Драгомира вместе со своим экипажем провалилась сквозь землю недалеко от пражского Града. Это место до сих пор показывают экскурсантам. Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел помимо родного славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. По одной из легенд, принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

То, что святые останки благоверного князя упокоились в храме, воздвигнутом его попечением, — простая вроде бы, но величественная по существу деталь. Христиане Чехии почитают святую мученицу княгиню Людмилу, но самый любимый чешский святой — это благоверный князь Вячеслав, мудрый и кроткий. Православные христиане Руси также издревле чтят память святого Вячеслава, — может быть, и потому, что он напоминает нам наших святых благоверных князей Бориса и Глеба тем, что предпочёл смерть войне с братом. Остаётся заметить, что благочестие, кротость и миролюбие не только не помешали, но и несомненно способствовали тому, что недолгое правление князя Вячеслава ознаменовалось ощутимыми политическими успехами в деле становления и укрепления чешской государственности. 1 Замечательно то, что именно мать взяла на себя его похороны и тем самым выполнила христианский долг. Можно предположить, что для этого ей понадобилась изрядная доля мужества, потому что братоубийца, надругавшийся над телом убитого, вряд ли способен был проявить должное сыновнее почтение; правда, не исключено, что его в то время уже посещали покаянные мысли. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyatoy-vatslav/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010