Плодотворна издательская деятельность в Чехо-Словацкой Православной Церкви: после Второй мировой войны изданы Типикон, Великий сборник (богослужебный), Служебник, Требник, Молитвослов для мирян, книга правил Вселенских и Поместных Соборов, ряд богословских книг и публикаций на чешском, словацком и русском языках по истории Православной Церкви, катехизису, литургике, церковному праву, проповеди Митрополита Елевферия («На Божией ниве»), епископа Прешовского Алексия («Мир и безмятежие даруяй»), учебные пособия по различным богословским дисциплинам и др. 625 В 1956 г. был переведен —245— на словацкий язык и издан труд архимандрита Сергия (Страгородского) , впоследствии Патриарха Московского, «Православное учение о спасении». В настоящее время регулярно выходят ежемесячные журналы: с 1945 г. «Hlas Pravoslaví» на чешском языке и с 1955 г. «Odkaz sv. Cyrila a Metoda» на словацком языке (некоторые статьи на украинском – (русинском) языке) и с 1967 г. «Pravoslávny teologický zborník» на чешском и словацком языках. Ежегодно выпускаются церковные календари на словацком и чешском языках, в которых помещаются статьи на церковно-исторические и богословские темы 626 . «Православная Церковь в Чехословакии, – говорится в Уставе Церкви, – издает и распространяет с согласия государства, в целях религиозного воспитания, необходимые книги, журналы и иные виды печати» 627 . Сегодня переводами православной литературы и издательской деятельностью занимаются в основном работники Прешовского богословского факультета, а также иерей Иоанн Баудиш (издательство «Elias» (Илия), город Йиглава, Моравия), протоиерей Иосиф Фейсак (при храме св. Вячеслава, город Брно, Моравия), Павел Милко (работник Пражской епархии) и др. На чешский язык были переведены труды многих святых Отцев, популярностью также пользуется книга Владимира Лосского «Догматическое богословие» (на чешский язык переведена прот. проф. Павлом Алешем), книги о старце Паисии Святогорце , труды иером. Серафима Роуза (на словацком языке) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- Станислав- польское имя. Орден даже у них есть этого святого. - Такой         все-таки святой: польский или чешский? - Владислав - сербский, Вячеслав - чешский. - Дело в том, что надо так. Написать записку «Станислав», а в скобках написать (крещеный). А уж какое его имя, с каким именем крестили - самое главное, что крещеный человек. Вот еще такой случай. Сколько грузинских имен мы встречаем! Мы этих святых и не знаем даже. Я однажды стою на панихиде, и записка- и я не мог удержаться от смеха. О упокоении Коко, Хохо, Хехе. И надпись крещеные грузины. Ну, что это за Коко имя? А вот есть такое грузинское... А вот что за Хехе такое это имя? А вот пишут это имя и в скобках (крещеные грузины). Ну, таких имен в святцах нет, также нет имен у сербов Снежана, Златка, Драгомир и прочее,   прочее. Они, сербы, празднуют день покровителя рода и празднуют день своего крещения. И поэтому здесь невозможность такая, и необходимо за него молиться и записки подавать. С тем реальным именем, которое он носит, раз неизвестно какое было у крещеного. Потому что сейчас его переименовывать: «Станислав- пусть будет Владислав»? Но как возможны  такие перемены? Самое главное, что в записках пусть пишется «крещеный человек»- вот это самое главное. - Кстати, батюшка, у нас много имен первохристианских святых, например, как-то говорили в храме, есть Констанция, крещеная, православная датчанка. Оказывается, в Тихвинском храме много мощей первохристианских святых привезены, и там есть святая Констанция. То -есть, если у нас в календаре мы не знаем ее, то она на самом деле в церковных святцах присутствует. - А еще, а еще 20 тысяч Вифлеемских младенцев, они святые. А как их имена были? Там, может быть, тоже какие-то имена были нам неведомые. - У нас еще один звонок. Мы слушаем вас. Говорите, пожалуйста. - Здравствуйте, батюшка. - Здравствуйте. - Прошу ваших молитв обо мне Павле, моей маме и бабушке. - А бабушку как зовут? - Лидия. А маму Ольга. - Дай Бог Господь им всем здравия душевного и спасения. - Я бы хотел бы спросить вашего мнения. Как вы относитесь к неопровержимым доказательствам теории эволюции, которая не позволяет понимать библейское учение о шести днях буквально?

http://radonezh.ru/text/est-li-u-nas-sta...

Житие святого Вячеслава, князя Чешского Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии 1 ], и приходился внуком святой мученице Людмиле 2 ]; его родители — Вратислав 3 ], князь Чешский и жена его Драгомира имели кроме него еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой. Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами: — Господи Боже, Иисусе Христе, благослови сие отроча, якоже благословил еси праведных Твоих — Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену. С этого-то особенно времени Божией благодатию отрок стал расти и преуспевать. Бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал к удивлению учителей. Но волею Божиею случилось, что князь Вратислав скоро умер 4 ] и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь, в сане правителя, выказал он в особенности свои дарования: вместе с своею матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: выдал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф.25:35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мученица княгиня Людмила 29 сент. (16 сент по церк.кал.) Блаженная Людмила, по происхождению сербка, была княжеского рода. Выйдя замуж за чешского князя Боривоя, она переселилась в Чехию – в то время еще языческую страну. Понимая превосходство христианства, супруги Боривой и Людмила приняли крещение от святителя Мефодия, просветителя славян. Они построили первую церковь в Богемии (около Праги), строили и другие церкви и пригласили из Болгарии священников для просвещения своих подданных. Когда князь Боривой умер в возрасте 36-ти лет, он оставил после себя трех сыновей и одну дочь. Святая же Людмила, овдовев, начала раздавать свое имущество нищим и вести строгую благочестивую жизнь, за что чешский народ полюбил ее. В течение всего 33-летнего правления ее сына Ростислава (Братислава) святая Людмила заботилась об укреплении христианства в Чехии. После смерти Ростислава на престол вступил его 18-ти летний сын Вячеслав, воспитанный в христианстве княгиней Людмилой. Драгомира, мать Вячеслава, старалась вернуть чехов к прежним языческим верованиям и воздвигла гонение против христиан. Она возненавидела Людмилу и, пользуясь молодостью Вячеслава, начала всячески притеснять ее, так что Людмиле пришлось удалиться из Праги в город Течин. Сюда Драгомира послала двух бояр с заданием убить Людмилу. Эти бояре с помощью местных злоумышленников в субботу ночью ворвались во дворец, где спала святая Людмила, схватили ее и задушили веревкой. Это случилось в 928-ом году, когда Людмиле исполнился 61 год. Погребли святую мученицу в городе Течине у городской стены. С тех пор каждую ночь над местом ее погребения стали являться горящие свечи. Местный слепец прозрел, когда коснулся земли от ее могилы. Князь Вячеслав, узнав о чудесах, совершающихся у могилы его святой бабушки, торжественно перенес нетленные мощи святой Людмилы в Прагу и положил их в церкви великомученика Георгия. Несколько лет спустя князь Вячеслав тоже мученически пострадал (смотри об этом ниже). Блаженная Людмила почитается покровительницей Чехии, и от гроба ее продолжают совершаться чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

По ревности к вере Христовой покупал он детей у язычников и, окрестив их, посвящал на служение Богу. Строгость его к самому себе напоминала древних пустынников. Часто сам он в течение ночи занимался печением просфор и утром сам же относил в церковь для Святой Литургии; особенно так, а не иначе, бывало, когда готовился он приобщиться Святых Таин. Если день он проводил за делами правления, то ночь посвящал на молитву. Нередко в зимнее ненастье с верным старым слугою Подивоем шел он босыми ногами к утрене в какой-либо отдаленный храм. Дряхлый Подивой иногда кряхтел от стужи. Вячеслав с улыбкою говорил ему: «Теперь зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу». Иногда святой Вячеслав, идя по замерзшей и кочковатой земле, раздирал до крови ноги свои. «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха», – поет ему Церковь в древней службе 451 . Князь собирал рабов Божиих – священников – и ставил по городам храмы, где каждый день совершалась служба. К его заботливости надобно отнести перевод Евангелия Иоаннова на чешский язык: остатки перевода, доселе целые, по языку относятся к его времени 452 . День Эммерама, которому посвящен был Вячеслав родителями 453 , он проводил в веселии о Боге. В последнее время блаженный хотел сам передать управление княжеством брату, с тем чтобы посвятить всего себя на служение Богу. Но брат определил ему другой путь. «Наустиша и (Болеслава) на брата своего». Кто это и по каким побуждениям? Последствия обнаруживают дело. Советники требовали от Болеслава, чтобы умерщвлена была и Драгомира. Следовательно, это не были люди, любившие славянскую народность. С другой стороны, вслед за смертью Вячеслава введены были в Богемию ксендзы, которых прежде того не терпели в Богемии. Присоедините к сему еще и то, что на Вормском сейме немцы открыто выразили свое негодование против князя, ревнителя благочестия отеческого, и благосклонность Оттона к Вячеславу могла только усилить зависть в Болеславе и возбудить решимость – стать на стороне немецкого романизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ина молитва О святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны, да простит Господь Бог наша согрешения, вольная и невольная, и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы людския, да утвердит нас в истинней вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, тако горняя мудрствовати, а не земная, прославляюще Единосущную Троицу во веки и в век века. Аминь. Благоверный князь Вячеслав Чешский († 28 сентября 935) был внуком святой мученицы Людмилы († 927, память 16 сентября). Воспитанный своей бабушкой в глубоком благочестии, святой после смерти отца вступил на княжеский престол еще в юношеском возрасте. К тому времени он овладел славянским, латинским, греческим языками. Глубокая образованность и особенные дарования отличали его в управлении страной. Завистливые вельможи решили погубить святого и стали сначала восстанавливать его против матери, а затем подговаривать младшего брата, Болеслава, занять княжеский престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви и попросил его задержаться погостить еще на один день. Несмотря на предупреждения слуг, святой князь отказался верить в заговор и возложил всю надежду на Бога. Когда на следующий день, 28 сентября 935 года, святой Вячеслав шел к утрене, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Мать, услышав об убиении сына, собрала все части тела и положила их в недавно освященной церкви при княжеском дворце. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через три дня она исчезла сама. Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в церкви во имя святого Вита, которую создал сам мученик. Память благоверного князя Вячеслава духовно связана с мученической кончиной святых русских страстотерпцев – князей Игоря, Бориса, Глеба и Андрея Боголюбского – и глубоко чтится в Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. В начале IV века по Р.Х. 1. Чехия занимает среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята Кельтским народом — бойями, от которых она носит другое название — Богемии. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами, маркоманами, ведшими долгие войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране славянские племена чехов, по которым и страна прозвалась Чехией. Когда святые братья, Кирилл и Мефодий, распространяли христианство в славянских странах — Моравии и Паннонии, тогда ими же были крещены и чехи, и у них введено было богослужение на славянском языке; христианство у чехов распространилось очень сильно и скоро у них появились святые подвижники; в православной церкви известны: блаженная Людмила, святой Вячеслав и преподобный Прокопий, живший уже в XI веке (память его празднуется 16 сентября). Но еще до крещения чехов святыми первоучителями славян появились в Чехии и немецкие миссионеры, которые стали распространять богослужение на латинском языке, а так как они при этом пользовались покровительством могущественных немецких государств, соседних с чехами, то им с течением времени удалось совершенно вытеснить славянское богослужение, которое уже в XI в. приходилось защищать святому Прокопию, хотя местами оно продолжало сохраняться и позже. 2. Память ее празднуется 16 сентября. 3. Вступил на княжеский чешский престол в последних годах IX в. 4. Князь Вратислав умер в 920 году по Р.Х. 5. В 1015 году. 6. Столица Чехии, находится на р. Влтаве, приток Лабы. 7. Славянское племя, живущее по берегу Адриатического моря и по рекам Саве и Драве, притокам Дуная, к югу от Чехии. 8. Мученическая кончина святого Вячеслава, князя чешского, произошла в 935 г., в 28 день сентября. 1. Коринф — древнейший, знаменитый и богатый город древней Греции, лежал на Коринфском перешейке, соединяющем Пелопоннес (южную Грецию) с остальною Грециею, в прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива между Ионическим и Эгейским морями. Начало христианства в Коринфе положено было Апостолом Павлом. — В настоящее время развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто и имеющего лишь около 5000 жителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

463 18 октября 968 г. Адальберт получил от папы архиепископский паллиум, император наделил новую кафедру правами, равнявшими её с кафедрами майнцкою, кельнскою и трирскою. Весною 973 года, посетив Девин, император сделал богатые приношения церкви, состоявшие из поземельной собственности, книг и драгоценной утвари. 464 Без сомнения, еще до Болеслава II чешские князья заботились об устройстве в Праге епископии. Есть известие, что св. Вячеслав собирался в Рим для переговоров об этом деле с папою. С 895 г. Чехия входила в состав епархии регенсбургского епископа, но он, как и всякий другой епископ, крепко держался за свои церковные, соединённые с доходами, права, и не мог добровольно отказаться от Чехии. Когда, в 968 году, устроена была Оттоном архиепископия для Славян, когда и польский князь Мечислав получал уже своего епископа, Иордана, – Болеслав стал настоятельнее хлопотать о церковном устройстве страны своей. Сношения и переговоры с папой завязались еще гораздо ранее. Вскоре по вступлении на престол, Болеслав отправил в Рим сестру свою, Младу, поручив ей просить согласия папы на устройство епископии в Чехии. 465 Папа пишет к Болеславу в 971 году: «Наша дочь... Млада, называемая также Марией, между другими предложениями, приятными сердцу нашему, передала и твою просьбу, которою ты испрашиваешь нашего согласия на устройство епископской кафедры в твоих владениях, в честь и славу церкви Божией. Мы приняли твою просьбу с радостью и постановили, чтобы при церкви св. мучеников Вита и Вячеслава, была кафедра епископская. При церкви св. Юрия мы разрешили учредить монастырь бенедиктинского ордена, под управлением дочери нашей игуменьи Марии». Вероятно, в следствие настойчивых требований регенсбургского епископа, до 973 г. не было сделано назначения на пражскую кафедру; когда же, по смерти епископа Михаила, на регенсбургскую кафедру определен был св. Вольфганг, ревностный проповедник христианства между языческими Уграми, церковное освобождение Чехии и устройство в ней епископии совершились без особых затруднений. 466 Окончательное решение по поводу пражской епископии сделано было 467 в 973 году, в Кведлинбурге, куда, на праздник пасхи, собрались все чины духовные и светские, где были и Болеслав чешский и св. Вольфганг; 468 здесь же, в Кведлинбурге, получил от Оттона инвеституру и новый пражский епископ, Титмар, Сакс по происхождению, но долго живший в Праге и вошедший в расположение князя. 469 Титмар принял посвящение от майнцкого митрополита, которому с тех пор подчинена была Чехия в высшем церковном управлении. Сделано так, быть может, с тою целью, чтобы вознаградить его за ту утрату, которую он понес чрез учреждение девинской архиепископии. Летописец Косьма говорит о Титмаре, что он освятил много церквей и своею проповедническою деятельностью способствовал утверждению христианства в Чехии. Управлял он чешскою церковью до 982 года. 470

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

882 Помышляшеть же мучение... мученика Никиты исвятаго Вячеслава... и како святй Варвар отьць свой убоица бысть. – Борис вспоминает имена тех святых, которые погибли заверность христианству от руки своих ближайших родственников: Никита, царскийсын, был мучим и казнен отцом, не признававшим христианство; Вячеслав (Вацлав)– чешский князь (921–929 гг.), объявленный церковью святым, был убитбратом Болеславом I; Варвара за исповедание христианской веры была казненаотцом-язычником. 889 ...възложилъ на нь гривьну злату... – Здесь гривна – шейный обруч, ожерелье как знак отличия,награда. 891 ...мсяца июлия въ 24 дьнь, преже 9 каландъагуста. – В древнеримском календаре первыйдень каждого месяца назывался календами, 5-е или 7-е число месяца (день первойчетверти луны) – нонами, 13-е или 15-е число (день полнолуния) – идами. От этихтрех моментов дни отсчитывались назад (исходная дата включалась в счет дней).Поэтому, в счете по календам, 24 июля соответствовало девятому дню передавгустовскими календами. Календарный счет с упоминанием календ встречается вдревнерусских текстах редко и параллельно с указанием дат и дней неделисогласно юлианскому календарю, принятому на Руси вместе с христианством. 893 ...пришьла бяаше всть отъ Передъславы... – Предслава – дочь Владимира I от Рогнеды, роднаясестра Ярослава. 900 ...повьржену на пуст мст межю дъвма колодама. – Здесь либо имеется в виду колода – ствол упавшегодерева, либо колода – гроб, выдолбленный из двух половин цельного стволадерева. 905 И прибже въ пустыню межю Чехы и Ляхы... – Существует гипотеза, что выражение «между Чехами иЛяхами» – древняя поговорка в смысле «где-то далеко». 906 ...Ламехъ, зане вдвъ на Каин, тмь жеседмьдесятицею мьстися ему. – Ламех – одиниз потомков Каина, также совершивший убийство. В Библии сказано: «Яко седмицеюотмстися от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею» ( Быт. 4 ). 907 ...Якоже бо Иулиянъ цесарь... – Юлиан Отступник (Флавий Клавдий Юлиан), римскийимператор (361–363 гг.), восстановил в Римской империи язычество какофициальную религию и выступил против христианства. Имя Юлиана в христианскойлитературе стало нарицательным именем гонителя православия. Погиб либо отвражеской стрелы, либо от удара копьем в спину во время похода против персов в363 г. Неясные обстоятельства его гибели породили множество легенд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аминь!» . О Борисе, какой был видом. Сей благоверный Борис был благого корени, послушен отцу, покорялся во всем отцу. Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, борода мала и ус – ибо молод еще был, сиял по-царски, крепок был, всем был украшен – точно цветок цвел он в юности своей, на ратях храбр, в советах мудр и разумен во всем, и благодать Божия цвела в нем. 2 ...Володимиру, сыну Святославлю... – О княжении Владимира I Святославича в «Повести временных лет» рассказывается под 980–1015 гг. 3 Сего мати преже бе чьрницею, гръкыни сущи, и поял ю бе Яропълк... – О княжении Ярополка, его женитьбе и гибели в «Повести временных лет» рассказано под 973–980 гг. 4 А от Рогнеди... – О Рогнеде Рогволодовне, полоцкой княжне, в «Повести временных лет» говорится под 980 и 1000 гг. В статье 980 г. рассказывается также о женах Владимира и его детях от них. 5 И призъвав Бориса, емуже бе имя наречено в святемь крьщении Роман... – В древности был распространен обычай давать два имени – одно «русское», «мирское», «княжеское», а второе христианское, «крестное». Крестное имя Бориса – Роман, Глеба – Давыд. 7 ...и ночь проимав помост на Берестовемь... везъше на саньх... – Вынос тела через разобранную крышу и перевозка покойника на санях (в любое время года) – элементы древнерусского похоронного обряда. 11 «То поне узьрю ли си лице братьца... яко же Иосиф Вениямина?» – Иосиф и Вениамин – библейские персонажи: самые младшие дети ветхозаветного патриарха Иакова от Рахили, его любимой жены. Иосиф встречается со своим младшим братом Вениамином после длительной разлуки, виновниками которой являлись старшие их братья от других жен Иакова, продавшие Иосифа в рабство. 15 Пришед Вышегороду... – Вышегород– загородная резиденция киевских князей, городок в 15–16 км от Киева, выше по течению Днепра. 19 Помышляшеть же мучение... мученика Никиты и святаго Вячеслава... и како святей Варваре отьць свой убоица бысть. – Борис вспоминает имена тех святых, которые погибли за верность христианству от руки своих ближайших родственников: Никита, царский сын, был мучим и казнен отцом, не признававшим христианство ; Вячеслав (Вацлав) – чешский князь (921–929 гг.), объявленный церковью святым, был убит братом Болеславом I; Варвара за исповедание христианской веры была казнена отцом-язычником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010