Благоверный князь Вячеслав 12 окт. (28 сент. по церк.кал.) Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав, или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы (смотри выше), которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав), погиб в 920-ом год в бою с уграми, и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, и построил для них великолепный храм во имя святого Вита. Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи устроили заговор против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935-ом году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургий только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронив их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

3. Св. мученик Марк пастырь . В правление Диоклетиана некий Магн, игемон Антиохийский, отправился вместе с воинами на охоту. Преследуя какого-то зверя, воины увидели, как подбежал он к Марку пастырю, охранявшему там свое стадо. И стал зверь играть и ласкаться вокруг Божия человека Марка. При виде этого 30 воинов [запросили] у Марка [духовных наставлений], уверовали во Христа и за это немедленно были усечены мечом. Игемон же связал Марка, привел его в город, призвал трех братьев-кузнецов: Александра, Алфея и Зосиму – и приказал им выковать орудия мучений для истязания святого Марка. Однако все эти три кузнеца, разговорившись со святым Марком, приняли Христову веру и отказались выполнять заказ игемона. Градоначальник приговорил их к смерти, повелев влить им в уста расплавленный свинец. А святому Марку после этого отрубили голову и положили ее в храме Артемиды, отчего – Божией силой – тот храм обрушился. 4. Св. мученик Вячеслав (Вацлав), король Чешский . Внук святой Людмилы. Занимая королевский престол, подвизался в вере, подобно великим отцам-пустынникам, утверждая Православие в своем народе. Строго следил за тем, чтобы в судах не пострадал кто-либо невиновный. По ревности к вере и по любви к ближним святой Вячеслав выкупал языческих детей, продававшихся на невольничьих рынках, и тотчас крестил их и воспитывал в христианстве. Перевел Евангелие от Иоанна на чешский язык. Перенес в Прагу мощи св[ятого мученика] Вита и святой мученицы Людмилы, своей бабушки. Его брат Болеслав пригласил его в гости и убил на своем дворе. Сразу после этого Болеслав начал привозить священников-немцев и вводить богослужение на латинском языке. Святой Вячеслав пострадал в 935 году. Его [святые] мощи почивают в Праге. От матери недоброй уродился добрый плод: Князь Вячеслав, что Богу угождал из года в год. Взращен он в вере был святой Людмилой И в благочестье восходил от силы в силу. Как райский крин, облекся в святую чистоту И с юных лет познал небесну красоту. Когда по воле Божьей в Чехии он воцарился,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

и глупа. – Император принял Вячеслава с особенным вниманием и ласками, - он сказал, что готов исполнить всякую просьбу его. Блаженный Вячеслав просил одного – мощей мученика Вита и император согласился на просьбу. Блаж. князь перенес мощи святого в Прагу и здесь построил для них храм в честь м. Вита. Тогда же он перенес мощи и св. бабки своей Людмилы в Прагу, в храм св. Георгия, построенный отцом его. Он весьма заботливо охранял покой подданных своих, чиновников избрал он из лучших христиан и строго следил за тем, чтобы в судах не тесним был невинный. По ревности в вере Христовой покупал он детей у язычников и окрестив их посвящал на служение Богу. Строгость его к самому себе напоминала древних пустынников. Часто сам он в течение ночи занимался печением просфор и утром сам же относил в церковь для св. литургии; особенно так, а не иначе, бывало, когда готовился он приобщиться святых таин. Если день он проводил за делами правления, то ночь посвящалась на молитву. Не редко, в зимнее ненастье, с верным старым слугою Подивоем шел он босыми ногами к утрени в какой-либо отдаленный храм. Дряхлый Подивой иногда кряхтел от стужи. Вячеслав с улыбкою говорил ему: «теперь зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу». Иногда св. Вячеслав, идя по замерзшей и кочковатой земле раздирал до крови ноги свои. «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха», поет ему церковь в древней службе22). Князь собирал рабов Божиих – священников и ставил по городам храмы, где каждый день совершалась служба. К его заботливости надобно отнесть перевод евангелия Иоаннова на чешский язык; остатки перевода доселе целые, по языку, относятся к его времени23). День Эммерама, которому посвящен был Вячеслав родителями24), он переводил в веселии о Боге.   22) Изв. акад. V, 276. 23) Отрывки перевода изд. Шафариком: D. Aeltesten Denkmahler d. bohmischen Sprache, Prag 1840 S. 107 f. 24) Древний текст: «приде день святаго Емърама, к нему же обещан святый Вячеслав, веселяшеся о Боге». В Макариевой чет. мин. вместо Емърама написали: «Авраама». Поправка неудачная. Эммеран был французским епископом и проповедывал

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

4. Св. мученица Феодотия . Восемь лет переносила она лютые истязания за Христа от рук некоего игемона Симвликия, который в конце концов сошел с ума. [Была] усечена мечом около 230 года, в правление императора Александра Севера. Рассуждение Богобоязненный и верный Богу правитель – это настоящая небесная благодать для всего народа. Таким правителем был король Вячеслав Чешский. Его ревность к святыне веры и строгость в жизни напоминает нам древних подвижников. День посвящал он государственным делам, а ночь молитве. [Вместе] со своим старым слугой Подивоем зимой он часто босой ходил на утреню в храм. Нередко сам замешивал и пек просфоры, причем делал это обязательно, когда хотел причаститься Святых Христовых Таин. Его попечением воздвигнуты многие храмы, в которых ежедневно совершалось богослужение. Особую заботу проявлял он о сиротах и нищих. Был миролюбивым и в то же время прославился как великий и неустрашимый герой. Когда соседний князь Радислав вторгся в чешскую землю, Вячеслав отправил ему письмо, спрашивая, что побудило его к войне. Гордый Радислав в ответном письме потребовал, чтобы Вячеслав уступил ему всю Чехию и свой престол. Тогда Вячеслав собрал большое войско и выступил против своего неприятеля. Однако, видя две сильных рати, сокрушался он о том, что погибнет громадное количество людей. А посему отправил Радиславу такое послание: «Спор идет между мною и тобою: ты хочешь владеть Чехией, а я ее не уступаю. Позволь разрешить это дело поединком между нами двумя. К чему кровопролитная битва двух армий?» Князь Радислав согласился на единоборство, но был побежден Вячеславом и на коленях просил его о прощении. Созерцание Да созерцаю беззакония иудеев и Божие наказание (3 Цар. гл. 14), а именно: 1) как и народ, и царь Ровоам делали злое пред Господом; 2) как поставили они статуи и капища на холмах и как много блудников было в их стране; 3) как египетский царь напал на Иерусалим и захватил всё золото храма. Проповедь о единстве существа Отца и Сына Я и Отец – одно. Ин. 10:30

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 1897 году Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918 годах. 188. Константин равноапостольный, по прозвищу Философ (827-869) — речь идет о брате святого равноапостольного Мефодия. Они происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были детьми воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Создатели славянской азбуки. 189. эпистемонарх — означает начальствующего над науками или научными занятиями и знаниями, но в монастырской жизни этим именем назывался особый монах — надзиратель, в обязанности которого входило будить братию, начиная с настоятеля, к утреннему богослужению. Обходить во время службы кельи, чтобы в них не было спящих монахов, следить за тем, чтобы монахи не собирались для праздных разговоров. Из монастырской жизни этот термин был заимствован в XII веке для объяснения отношений между императором и церковью в Византии. 190. Вячеслав Чешский был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, Вячеслав был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми , и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. Он заботился о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он перенес мощи мученика Вита в Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита. Немецкое духовенство, преследовавшее святителя Мефодия, противодействовало святому Вячеславу, восстанавливая против него вельмож. Они стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Болеслав пригласил брата на освящение храма.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Вратислав, кн. брненский (1126–1146, с перерывом; ум. после 1146 г.) VI, 201, 201–202 Всеволод Давыдович, кн. муромский (ум. после 1124 г.) IV, IXa Всеволод Мстиславич, св., кн. новгородский (1117–1136, ум. в 1138 г.) IV, IXb, 200, 235 Всеволод Мстиславич, кн. белзский (ум. в 1195 г.) IXb, 310–313, 312, 316 Всеволод Ольгович, кн. черниговский (1127–1139), киевский (1139–1146) IV, IXa, 200, 206, 265, 280, 339 Всеволод Святославич, кн. киевский (1206, 1207, 1210–1214 ?]) IXa Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, вел. кн. владимиро-суздальский (1176–1212) 1Хв, 252, 315 Всеволод Ярославич, кн. киевский (1078–1093) II, VIII, IXa, b, 112, 119, 159, 161–162, 208, 233, 286, 342, 357–358, 360 Всеслав Брячиславич, кн. полоцкий (1044–1101) IXa Вулкан, см. Василий Виоанн (Вулкан) Вульгата, канонический латинский перевод Священного писания, основанный на переводе блаж. Иеронима Стридонского (IV–V вв.) 198, 299, 394 «Вышеградское продолжение хроники Козьмы Пражского» (ок. 1141 г.) 201–203, 261 Вышеслава, ж. познанского и калишского кн. Одона, д. галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла или его с. Владимира (ум. после 1194 г.) IV, IXa, 309 «Вюрцбургские анналы», см. «Майнцские анналы м-ря св. Альбана» Вячеслав (Вацлав), св., кн. чешский (921–929/35) VI, 58, 185, 185, 203, 203, 263 Вячеслав Владимирович, кн. зуровский, киевский (1150–1154, с перерывами) IXb, 281 Вячеслав Ярополчич, с. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1104 г.) 232 Вячеслав Ярославич, кн. смоленский (1054–1057) IXa Гаймар Жеффрей, см. Жеффрей Гаймар «Галицко-Волынская летопись» (XIII в.) 321, 324 Галл Аноним, см. Аноним Галл Гануц Вольф (имя искажено), ярл датский (перв. пол. – сер. XI в.) 142, 142 Гаудерих, еп. веллетрийский (втор. пол. IX в.), церковный писатель 103 Гебхард, гр. кверфуртский, б. св. Бруно (Бонифация) Кверфуртского 228 Гебхард, гр. зуплинбургский, о. германского имп. Лотаря III 329, 329 Гебхард, еп. айхштеттский (1042–1057) 110, 118 Гебхард (Яромир), еп. пражский (1068–1089/90) VI, 184, 186

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергей 19 декабря 2023, 11:21 Павлу К. 1300 тн, уважаемый, это всего лишь 1.300 тн/0,77 гр/руб=1,7 млрд. рублей. Глупая идея с введением золотого рубля, угробила экономику России, проехалась по крестьянам и, наконец, закончилась революцией... Иоанна_ 15 декабря 2023, 12:22 " Принципы ленинизма " , равно как и фамилии деятелей, которые на крови русского народа воплощали в жизнь эти принципы, не должны вообще в положительном смысле упоминаться на православном сайте. Если не из любви к истине, то хотя бы из уважения к мученикам. Это всё равно что прийти в дом убитого и нахваливать его убийцу. Вячеслав 15 декабря 2023, 11:49 Иоанна_15 декабря 2023, 03:40 Пожалуйста читайте сообщение целиком, а не на " ключевые слова " реагируйте. Иначе так можно и Писание по цитатам разобрать и совершенно другой смыл получится. Иоанна_ 15 декабря 2023, 03:40 Вячеслав, " принципы ленинизма " - это материализм, то есть отрицание Бога, а также ненависть к Церкви и курс на её полное уничтожение. А мы на православном сайте. Может, хватит?? Вячеслав 14 декабря 2023, 08:10 А именно англичане, французы и американцы, а так же немного японцы. И заметьте они были на стороне белого движения, и выпинули их из страны большевики. Мало того выпинули, но ещё и предъявили счет за интервенцию. Т.е. французы захотели, чтобы мы вернули царские долги, а советское правительство подсчитав ущерб от гражданской войны предъявило иск, те отказались оплачивать ущерб, мы отказались отдавать долги за царя. На время наши друзья затухли на эту тему. Это потом, когда наши власти отошли от принципов ленинизма стали платить по царским долгам, но нам никто за ущерб не заплатил. Вячеслав 14 декабря 2023, 07:47 " Павел К.13 декабря 2023, 17:31 Вячеславу . У Царской России не было бы проблем с выплатой долга-мы не были банкротами благодаря даже только огромному золотому запасу в 1300 тонн. В ходе революции золото украли,вывезли в Чехословакию и США " Не было, много зерна вывозилось за рубеж, крестьяне голодали, а зерно вывозилось, деньги нужны однако. И участвовать в войне пришлось, как никак основной кредитор Франция. А золото украли не в ходе революции, а в ходе гражданской войны, чешский корпус, которого сформировали из пленных и вооружили ещё при царе. А потом припёрлись наши любимые друзья, за которых мы проливали кровь, верные союзническому долгу.

http://pravoslavie.ru/157725.html

—237— присутствии президента Словакии. Так как и после интронизации Блаженнейший Николай остался управляющим (непосредственно) Прешовской епархией, то центр Автокефальной Церкви был переведен из Праги в г. Прешов. По справедливому слову архиепископа Пражского и Чешских Земель Христофора, Блаженнейший Николай – «Защитник Православия, выдающийся деятель нашей Церкви, старейший архиерей... В его лице я вижу мученичество и святость Церкви» 620 . 11. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского († 883), святого Ростислава князя Великоморавского (пригласил святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великую Моравию, † 870), святого Горазда I (после смерти святого Мефодия епископ Великоморавский), святых Ангеляра, Климента (епископа Охридского) († 916), Наума (Охридского) и Саввы (ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия), святой мученицы княгини Людмилы († 927), мученика князя Вацлава (Вячеслава) († 935), святого Прокопия Сазавского († 1053) и священномученика Горазда II († 4 сентября 1942 г.). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После —237— того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Борживоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Таин под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще более не сочувствие в чешском народе возбудило другое нововведение, распространившееся в западной церкви с 13-го века – причащать мирян только Телом Христовым, не дозволяя им вкушать от евхаристической чаши. Это нововведение встретило себе противодействие в Чехии более, чем во всех других западно-европейских странах, – и в некоторых местах у чехов причащение под обоими видами сохранилось, полагают, даже до времен Гуса. С другой стороны не сочувствие к католицизму в чешском народе, увлекаемом в него против убеждения и воли, выразительно сказывалось в том, что Чехия в 12-м, 13-м и последующих веках сделалась – можно сказать – главным притоном всяких оппозиционных папству сект. Катары, вальденсы, лолларды, адамиты и другие сектанты, преследуемые в других странах, находили вебе в Чехии радушный приют, и имели тем больший успех в народе чешском особенно потому, что они проповедовали народу свое учение на народном языке, к чему чехи всегда были особенно расположены. Вследствие этого, а также вследствие того, что народ чешский выказывал нередко явное сопротивление приказаниям папским но поводу сборов церковных, и прогонял из своей страны епископов, отличавшихся особенною ревностью об интересах папства, по сознанию самих западных писателей, ни одна страна в Европе в средние века не подвергалась так часто запрещениям и проклятиям папским, как Богемия. Между тем чешское правительство все более и более онемечивалось и сближалось с папством. В конце 12-го столетия (1197 г.) вступила на чешский престол новая династия, родоначальник которой – Премысл Оттокар – был утвержден в королевском достоинстве папою Иннокентием III-м. При этой династии римская церковь еще более стала распространять свое влияние в Чехии, чем было доселе. Сын Оттокара I-ro, Вячеслав с своею сестрою Агнесой сильно заботился о распространении в Чехии католических монашеских и рыцарских орденов,-и так как монахи собственно чешского происхождение не внушали к себе доверия приверженному к папизму правительству, то их стали удалять из своей страны, а чешские монастыри старались населять немцами, которые должны были явиться проводниками немецкого влияния на народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Митрополит Дорофей известен своей экуменической и миротворческой деятельностью. В январе 1973 г. он был единогласно избран на двухлетний срок председателем Экуменического Совета Церквей Чехословацкой Республики. 10. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского (+883), святой княгини Людмилы (920), мученика князя Вацлава (Вячеслава) (+929) и святого Прокопия Сазавского (1053). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Боривоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе Святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Тайн под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался. Святая Людмила была женой князя Боривоя и вместе с ним приняла около 874 г. крещение от святого Мефодия. Боривой недолго жил после крещения, и великий труд по утверждению православного учения в Чехии пал на княгиню Людмилу. Вместе со своим мужем и после его кончины она строила храмы, заботилась о священниках, поддерживала всех труждающихся и обремененных. Когда умер ее сын, законным наследником престола стал ее внук Вацлав, за воспитанием которого Людмила усердно следила. Но мать Вацлава Драгомира, предполагая, что Людмила оказывает влияние на Вацлава и на правительство страны не в ее пользу, с помощью двух бояр задушила ее в замке Тетине. Святую Людмилу как первую славянскую мученицу почитают все православные славяне (16 сентября ст. ст.). В Римско-Католической Церкви ее память чтят только чехи.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010