– Как этот выбор восприняло ваше окружение, родные? – У моих родителей это вызвало вначале шок. У нас Православие все воспринимают как русскую веру. Но потом мой брат и папа тоже приняли Православие. Мама осталась протестанткой, но нашу веру уважает. Даже когда я нес послушание в Троице-Сергиевой Лавре, приезжала ко мне в гости. Окуналась в источники, но к иконам прикладываться отказывалась. Для чеха, конечно, непривычно быть православным. Но, я думаю, если будем заниматься миссионерством, народ со временем поймет, что Православие – это вера наших предков, вера древней Моравии, равноапостольных Кирилла и Мефодия и многих других великих святых, прославленных в нашей земле. – Расскажите немного о святых, которые почитаются в Чехии. – Для нас так же, как для русских и украинцев, самые близкие святые – Кирилл и Мефодий , наши учителя словенские, и их святые ученики – Седмочиленники Горазд, Климент, Наум, Ангелар и Савва. Конечно, святой князь Ростислав, который пригласил святых Кирилла и Мефодия. Также мы очень почитаем святого Иоанна Чешского . Он дворянского рода, хорват по происхождению и первый чешский пустынник. Иоанн жил пустынником в пещере в чешских лесах в 30 км от Праги. Интересно, что в лесу он встретил князя Боривоя I, мужа святой Людмилы Чешской. В пещере, где подвизался святой Иоанн, теперь каждый год мы служим Литургию. Эта пещера очень красивая, находится под католической церковью. Католики всегда в день памяти святого сдают нам ее в аренду. Св. блгв. князь Вячеслав Чешский Конечно, очень чтимы у нас святой Вячеслав, князь Чешской земли, и святая Людмила Чешская , его бабушка. Мощи святого Вячеслава покоятся в римо-католическом кафедральном соборе святого Вита. Честная глава его (как и честная глава святой Людмилы) отделена от мощей и хранится в этом же храме отдельно в реликварии. И рядом, в древней базилике святого Георгия Победоносца, сберегаются мощи мученицы княгини Людмилы. В праздники мы служим у мощей акафист, а потом в наших храмах совершается праздничная Литургия. К слову, в Праге всего восемь православных приходов.

http://pravoslavie.ru/87321.html

Таким образом, и святой Вячеслав, и святой Борис приняли вольную смерть, не возжелав поднять руки на брата, хотя в силу своего положения имели для этого все возможности: истинный христианин, даже будучи воином, не будет убивать из личной самозащиты или мщения. Мч. Вячеслав, князь Чешский. Икона. ЦАК. Московская Духовная Академия Говоря непосредственно о ситуации, предшествующей мученической смерти святых Вячеслава и Бориса и Глеба, Георгий Федотов акцентирует внимание на поведении чешского святого, которое выразилось в оказанном им сопротивлении в момент его убийства. Но необходимо иметь в виду, что нападение на святого Вячеслава было совершено неожиданно для него по дороге в храм и с психической точки зрения его реакция вполне объяснима. Во времена средневековья обеспечение военной безопасности являлось одной из основных обязанностей государя, который зачастую воспитывался и действовал при необходимости как воин. Так, в молитве святому Вячеславу упоминается, что он «супостатов полки от отечества своего силою ратною и мудростию управительною отгнал». Если обратиться к житию другого святого страстотерпца – благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174, память 4 июля), то можно обнаружить подобную психическую реакцию храброго и умелого воина при неожиданном ночном нападении пьяной толпы убийц. Безоружный князь, вскочив, хотел схватить меч, но накануне ключник предательски похитил меч святого Бориса, постоянно висевший над постелью князя. В такой ситуации святой Андрей, и в старости обладавший мощной силой, успел ударом повергнуть на пол первого из нападавших 12 . Как отмечал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) , со всей нервно-психической деятельностью нераздельно и теснейшим образом связана жизнь духа: «В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты – все то, что происходит в нашем феноменальном сознании… Все множество старых образов сохраняется почти без изменений, хотя они исчезли из сознания» 13 . В рассматриваемых случаях защитные действия страстотерпцев можно охарактеризовать как движение, согласное с природой, а не вопреки ей, то есть они не являлись проявлением душевной страсти – гневом 14 . Акт воли имеет в виду желаемую цель, к которой ведет то, о чем можно советоваться для последующего принятия добровольного решения 15 . В момент нападения двигательные реакции святого Вячеслава не являлись вольными, в отличие от его поведения накануне при известии о готовящемся заговоре, но с учетом психической природы человека – адекватными: дать отпор нападавшему. В то же время по мере снижения динамики в развитии опасной ситуации происходит осмысление собственного положения и дальнейшего поведения: «И схватив его и повалив на землю, спросил: “Брат мой, какое зло я сделал тебе?”» 16 .

http://pravoslavie.ru/91539.html

В те времена вся Европа страдала от интриг, заговоров и междоусобиц, порождаемых жаждой власти. Известно, что рыба лучше ловится в мутной воде, поэтому завистники и честолюбцы де- Святой благоверный князь Вячеслав Чешский. Современная икона лали всё возможное для того, чтобы омрачить мирное правление Вячеслава. Начали с того, что попытались смутить его душу: поссорить с матерью, тем более что княгиня Драгомира оставалась язычницей, без всякой симпатии относилась к своей святой свекрови Людмиле и, по-видимому, была не очень довольна сугубо христианским образом жизни своего старшего сына. Но этот коварный план реализовать не удалось, — должно быть, потому, что Вацлав почитал свою мать, как это и подобает христианину. Тогда заговорщики совратили с пути истинного младшего брата князя, Болеслава, подговорив его убить брата и самому занять княжеский престол. И Болеслав соблазнился, и решился на страшное дело братоубийства. Его сугубый грех состоял в том, что для того, чтобы совершить убийство, он пригласил князя Вячеслава на освящение храма, а потом “дружески” уговорил задержаться ещё на день. Верные слуги предупреждали Вячеслава о том, что его брат участвует в злодейском заговоре. Но князь отказался в это поверить. Уже в самом этом отказе от того, чтобы омрачить свою душу подозрением и самому развязать братоубийственную распрю, можно усмотреть его святость. Утром 28 сентября 935 г. благоверный князь отправился в церковь на богослужение и был убит в дверях храма братом и его приспешниками. Тело князя разрубили на куски и бросили без погребения, но его мать, отыскав останки, положила их в дворцовой церкви 1 . Кровь мученика на церковном пороге никак не могли отмыть, а через три дня она исчезла сама. Можно думать, что новопреставленный святой предстательствовал перед Богом за своего злодея-брата, потому что Болеслав раскаялся и перенёс мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в соборе святого Вита (перенесение мощей празднуется 4 марта). Очевидно, его покаянию способствовало то, что в самый день убийства у него родился сын; в дальнейшем Болеслав дал обет посвятить его Богу.

http://pravmir.ru/svyatoy-vatslav/

Афанасий (Гороховский), схимонах – II, 165; III, 21. 23. 26. Б Балашов – I. 15; III, 6. Бароний, книга – I, 66. Бем Яков – I, 79. 81. Бернард Клервосский – I, 41. Богданов И.А., ученый – I, 59. Боголюбский Андрей, князь – I, 36. Боголюб, иерей – I, 36. Борис Годунов – I, 84. Борис, дьяк – II, 142. Борис, свм. – I, 36; II, 142. 143. 189. 190. Борковский Константин, архм. – I, 18. Буберцов Роман – I, 61. Булава, гетман – I, 58. Булгаков Петр, свящ. – III, 8. Бутервек Фридрих – I, 82. Быков Г.И. – III, 6. 20. Белобережская Брянская пустынь – I, 126. В Вакх, муч. – II, 193. Вальсамон, толкователь – III, 13. Варвара, вм. – I, 12. Варвар, св. – II, 193. Варлаамий, св. – I, 13; III, 7. Варсонофий, св. – I, 13; II, 160. 171. 186. Варсонофий, архм. – II, 137. Василиса, св. – II, 192. Василий Великий – I, 26. 29. 41. 44. 97; II, 139. 140. 141. 148. 165. 175. 177. 179. 180. 181. 182. 183. 184. 185. 186; III, 23. Василий Новый, преп. от. – III, 7. 25. Василий, князь Ярославский – I, 75. Василий, св. – I, 66. 69. 70. 109; II, 143. Васильев Андрей, дьячек – I, 105. Васильев В.Ф., граф – III, 16. Ватопедский монастырь – I, 9. Вахнов А.В., учитель – II, 187. Введенский Орловский девичий монастырь – I, 126. Величковский Паисий, старец – II, 158. 159. 160. 161. 163. 170. 172. 176. 187. 188; III, 21. 22. 23. Венедикт, преп. – II, 193. Веревкин Матюшка, попов сын – I, 37. Вертоград многоценный, книга – I, 64. Веселовский А.Н., ученый – I, 63. Виссарион, преп. отец – I, 62. Виктор, иеромонах – I, 15. Вкладныя книги – II, 195. Владимир, св. князь – II, 143. Власий, еписк. Севастийский – II, 146. Власов Ив., переписчик – I, 12. Вознесенский А., студент – III, 9. Волынский Ив. Ив. – I, 128. Вольтер, писатель – III, 16. Воронков Тарас, старообрядец – I, 121. Воронский монастырь в Молдавии – II, 173. 175. Воскресенский Василий, баккалавр – I, 82. Воскресенский Г.А. , проф. – III, 3. 5. Воскресенский монастырь – I, 42. Второзаконие, кн. Моисеева – II, 183. Вырвич Алощий – III, 21. Вячеслав Чешский, св. – II, 142. Г

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

К. Михаил-Борис, мая 2, 906 г. Х в. Андрей юродивый, окт. 2, 909 г. Климент еп. И Наум, июл. 27, 916 г. К. Вячеслав с бабкою Людмилою, сент. 16, 935 г. Иоанн рыльский, авг. 18, 946 г. Ц. Петр, янв. 30, 967 г. Прохор пшинский, янв. 15. XI в. Григорий еп. янв. 8, 1012 г. К. Владимир сербский, мая 22, 1015 г. Пр. Гавриил лесновский, янв. 15. Пр. Петка – Параскева, окт. 14. Пр. Прокопий чешский, сент. 16. Пр. Иоаким осоговский, авг. 16, 1105 г. XII в. Иларион мглинский, окт. 21, 1164 г. Иоанн Кукузель, сент. 1. Стефан Нееманя, февр. 13, 1200 г. XIII в. К. Стефан первовенчанный, сент. 24, 1224 г. Св. Савва, арх. Серб., янв. 12, 1237 г. Пр. Роман, ноябр. 24 Арсений серб. 1267 г., окт. 28. Савва 2 арх. авг. 30. Евстафий арх. Янв. 4. Иоанникий чернорецкий, апр. 26. Петр коршишский, июн. 5. XIV в. К. Стефан Милютин, окт. 29, 1320 г. Пр. Козма, сент. 23, 1323 г. Никодим арх. авг. 30. К. Стефан дечанский, ноябр. 11, 1336 г. Даниил арх. авг. 30. Пр. Филофея, мая 28. Иоанникий арх. авг. 30. Пр. Феодосий, февр. 27, 1362. Ц. Урош, дек. 2, 1367 г. Кн. Лазарь, июн. 15, 1389 г. Спиридон и Ефрем п. авг. 30. XV в. Пр. Григорий, дек. 7, 1406 г. Стефан Лазаревич, июл. 19, 1427 г. Пр. Нектарий битольский дек. 5, 1500 г. Иоанн деспот, дек. 10, 1503 г. XVI в. Георгий муч. февр. 11, 1515 г. Стефан Щилянович, окт. 4, 1515 г. Феофил, июл. 8, 1548 г. Макарий арх., авг. 30, 1570 г. Василий арх. апр. 29. XVII в. Гавриил патр., авг. 30, 1659 г. XVIII в. Никодим, июл. 11, 1722 г. Дамаскин, янв. 16, 1771 г. Иоанн, мар. 4, 1784 г. Анастасий, авг. 29, 1794 г. Злата, окт. 18, 1795 г. XIX в. Никита, апр. 4, 1808 г. Игнатий, окт. 8, 1814 г. Онуфрий, янв. 4, 1818 г.   ПРЕДИСЛОВИЕ. Набожный сочинитель житий святых российской церкви (Спб. 1852-1859 г.) включил в свое описание нескольких святых славян южных, но весьма немногих, не более шести. В афонском патерике (Спб. 1860 г.) описаны святые славяне, подвизавшиеся на Афоне. Самое важное издание для истории святых славян – Сербляк, Белград 1861 г. Издатели говорят, что они пополнили прежнее издание Сербляка не только синаксарями и двумя акафистами, но и новыми службами. У них полные жития святых, известные в рукописных Сербляках, заменены краткими. Для их цели это нужно: но по многим причинам надобно жалеть, что не напечатаны полные жития. О святых, живших прежде XI в., нет и помина, как и в тех двух изданиях. Итак вот пока все печатные описания святых славян южных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Особое распространение почитание св. Вацлава приобрело в XIV в. при императоре Священной римской империи и одновременно чешском короле Карле IV, который старался подчеркнуть преемственность своей власти по отношению к местной династии. Им было написано (или отредактировано) житие св. Вацлава, в котором большое внимание уделялось его государственно-политической деятельности. Именно в эту эпоху созданы многие памятники культуры, связанные с почитанием святого. На иконах Вацлав изображался как молодой человек в рыцарском облачении, с мечом и знаменем в руках, его фигура помещалась в непосредственной близости от Христа. Вацлав даже считался постоянным чешским монархом, его трон на земле лишь временно занимал очередной князь или король, который тем самым становился наместником святого в этом мире. Именно так ученые толкуют изображение на печати Пражского университета, где изображен Карл IV, преклонивший колена перед сидящим на чешском троне св. Вацлавом. В центральном храме Чехии — соборе святого Вита на Пражском Граде — особо выделена капелла св. Вацлава, где он погребен. Стены капеллы и гробница святого украшены полудрагоценными камнями, а композиционный центр капеллы — статуя Вацлава работы Петра Парлержа — принадлежит к шедеврам чешской скульптуры. Сравнение сохранившегося черепа князя с головой статуи, которое недавно провели археологи, показало, что анатомически Парлерж изобразил князя удивительно точно. Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу). Уже в конце XI в. существовала тесная связь между Сазавским монастырем возле Праги и Киево-Печерской Лаврой. Тогда и появились на Руси рукописные сказания о «добром князе Винчеславе» и его благочестивых предках (так называемые «Пражске зломки»), а из уст в уста легенды о нем передавали и ранее. Сегодня можно воспринимать св. Вацлава как символ чешского патриотизма и национального самосознания. Историки уверяют, что традиционное растолкование таинственной битвы 929 г. не полностью соответствует истине. Согласно одной из легенд немецкий король, который перед битвой увидел Вацлава во главе чешской армии, сошел с коня и покорился ему. Когда Вацлав удивился, почему он сдается без боя, немецкий король ответил: «Разве я могу с тобой сражаться, если за твоей спиной стоят два ангела в таких пышных доспехах?»

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

Блаженный Вячеслав просил одного – мощей мученика Вита и император согласился на просьбу. Блаж. князь перенёс мощи святого в Прагу и здесь построил для них храм в честь м. Вита. Тогда же он перенёс мощи и св. бабки своей Людмилы в Прагу, в храм св. Георгия, построенный отцом его. Он весьма заботливо охранял покой подданных своих, чиновников избрал он из лучших христиан и строго следил за тем, чтобы в судах не тесним был невинный. По ревности в вере Христовой покупал он детей у язычников и окрестив их посвящал на служение Богу. Строгость его к самому себе напоминала древних пустынников. Часто сам он в течении ночи занимался печением просфор и утром сам же относил в церковь для св. литургии; особенно так, а не иначе, бывало, когда готовился он приобщиться святых таин. Если день он проводил за делами правления, то ночь посвящалась на молитву. Нередко, в зимнее ненастье, с верным старым слугою Подивоем шёл он босыми ногами к утрени в какой-либо отдалённый храм. Дряхлый Подивой иногда кряхтел от стужи. Вячеслав с улыбкою говорил ему: «теперь зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу». Иногда св. Вячеслав, идя по замерзшей и кочковатой земле, раздирал до крови ноги свои. «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха»,– поёт ему церковь в древней службе 513 . Князь собирал рабов Божиих – священников и ставил по городам храмы, где каждый день совершалась служба. К его заботливости надобно отнесть перевод евангелия Иоаннова на чешский язык; остатки перевода доселе целые, по языку, относятся к его времени 514 . День Эммерама, которому посвящен был Вячеслав родителями 515 , он переводил в веселие о Боге. В последнее время блаженный хотел сам передать управление княжеством брату, с тем чтобы посвятить всего себя на служение Богу. Но брат определил ему другой путь. «Наустиша и (Болеслава) на брата своего». Кто это и по каким побуждениям? Последствия обнаруживают дело. Советники требовали от Болеслава, чтобы умерщвлена была и Драгомира. Следовательно, это не были люди любившие славянскую народность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Василий Декаполит , прп., исповедник (28 февраля/13 марта) Василий Захломский , Острожский, еп. (29 апреля/12 мая) Василий Кадомский , блж. (2/15 мая; 13/26 июня) Василий Мангазейский , прав. мч. (22 марта/4 арпеля; 10/23 мая) Василий Московский , Христа ради юродивый, чудотворец (2/15 августа) Василий Парийский , еп., исповедник (12/25 апреля) Василий Печерский , иеромонах, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (11/24 августа; 28 сентября/10 октября [Печер.]) Василий Рязанский , еп. (10/23 июня; 3/16 июля) Василий Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Василиск Команский , мч. (3/16 марта; 22 мая/4 июня) Васса Псково-Печерская , прп. (19 марта/1 апреля;) Вассиан Пертоминский , Соловецкий чудотворец, прп. (5/18 и 12/25 июня) Венедикт Нурсийский , игумен, прп. (14/27 марта) Вениамин Петроградский и Гдовский , митр., сщмч. (31 июля/13 августа; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Вениамин Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 13/26 октября) Вера Римская , отроковица, мц. (17/30 сентября) Виссарион Египетский , прп., пустынник, чудотворец (6/19 июня) Владимир (в крещении Василий), равноап., вел. князь, просветитель Руси (15/28 июля) Владимир Киевский и Галицкий , митр., сщмч. (25 января/7 февраля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Владимир Ржевский , блгв. князь (14/27 июля) Владимир Ярославич Новгородский , блгв. князь, чудотворец (4/17 октября) Владимирских святых Собор (23 июня/6 июля) Власий Севастийский , еп., сщмч. (11/24 февраля) Вонифатий Тарсийский , мч. (19 декабря/1 января) Всеволод (в крещении Гавриил) Новгородский , Псковский, блгв. князь, чудотворец (11/24 февраля; 22 апреля/5 мая; 27 ноября/10 декабря) Вукол Смирнский , еп., прп., ученик Иоанна Богослова (6/19 февраля) Вячеслав Чешский , блгв. князь, страстотерпец (4/17 марта; 28 сентября/11 октября) Гавриил Белостокский , Слуцкий, младенец, мч. (20 апреля/3 мая; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице [Белорус.]) Гавриил , архангел (26 марта/8 апреля; 13/26 июля; 8/21 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть . Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу — угрызения ли совести или что-то иное. Как бы там ни было, тело Вацлава — по одним сведениям, тайно, ночью, по другим, напротив, пышно и торжественно — перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава. Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» — мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу. Однако официально князь был канонизирован почти полвека спустя, после того как было основано пражское епископство. Выше упоминались и поныне пользующиеся большой популярностью «старовацлавские легенды». Вот одна из них. История эта произошла в 1126 году в Хлумецкой долине. Князь Собеслав I, собираясь на битву против оломоуцкого князя Отика Черного и германского императора Лотаря, повелел достать копье св. Вацлава из храма св. Вита и взять его на поле битвы. Князь рассказал священнику о том, как увидел во сне св. Войтеха. Святой указал ему, где хранится знамя Вацлава, которое должно было принести чехам победу. Священник поехал по поручению князя во владения рода Славников, нашел за алтарем церкви тайник, а в нем — древнее знамя: раздвоенное на конце шелковое полотнище с вышитой звездой. Знамя привезли на поле боя, надели на копье. Когда чехи шли в бой, в облаках над ними стоял св. Вацлав на белом коне и со знаменем. Немцы не устояли под натиском чехов. Видя поражение своего войска, Лотарь хотел бежать, но был окружен и с остатками войска сдался в плен. К этой легенде, а также к сказанию о бланицких рыцарях обращался в своем творчество классик чешской литературы Алоис Ирасек, написавший знаменитые «Старинные чешские сказания».

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

В 1717 году при епископе Вологодском и Белозерском Павле (Васильеве; 1716–1725) вместо деревянного храма была построена каменная церковь во Имя Пресвятой Троицы. Святые мощи преподобного Герасима Вологодского были перенесены в новоустроенный храм и ныне пребывают под спудом. Перенесение честных мощей святаго благовернаго князя мученика Вячеслава Чешскаго (Службу зри 28 сентября) Тропарь, глас 4: Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/помолися к Владыце о нас,/избавити ны от напасти/видимых и невидимых враг,/чтущих пресветлую память твою. Другий тропарь, глас 1: Благочестиваго корене отрасль пречестная,/святый благоверный великий княже Вячеславе,/поборник быв Восточныя в Чехах Церкве/и прибежище теплое убогим и сирым,/яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть,/во главу усечен рукою брата пред враты церковными./Темже и всели тя Христос/яко исповедника правыя веры во обители Небесныя,/прослави всечестную память твою в словенских языцех/и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя./Молися о людех твоих ко Господу,/да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша. Кондак, глас 1. Подобен: Лик Ангельский: С лики Ангельскими предстоя,/блаженне княже Вячеславе,/наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес,/всем, притекающим верою под твою святыню,/источаеши цельбам дарование. Святой мученик Вячеслав, благоверный князь Чешский Святой мученик Вячеслав, благоверный князь Чешский был внуком чешского князя Боривоя и супруги его святой мученицы Людмилы († 927; память 16 сентября), которые первыми среди чешских князей приняли христианство (от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян). С малых лет наставленный своей бабкой в правилах христианского благочестия, святой Вячеслав вырос ревностным христианином. После смерти отца князя Братислава, он вступил на престол в возрасте 18-ти лет. Мать Вячеслава Драгомира пыталась возвратить Чехию к языческим суевериям и обычаям. Воспротивившаяся этому свекровь, святая Людмила, была умерщвлена наемными убийцами. Святой Вячеслав остался верен заветам бабки. Он мудро и справедливо правил Чехией, насаждая благодетельное для страны христианство , заботясь о духовном просвещении народа. Сам князь был образованным человеком, прекрасно владел греческим и латинским языками, что облегчало управление государством. Он отличался миролюбием и добрым нравом, заботился о неимущих, особенно почитал духовенство. В Праге святой Вячеслав воздвиг великолепный собор во имя святого мученика Вита († ок. 303; память 16 мая), который доныне является украшением города.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010