Б. (Брест Литовский), город. Берестово, село. Болеслав, князь Ляцкий. Болеслав, сын Владимира Святого. Болонь, местность. Буг. Буды, воевода. Берн. В. Варвара, ведикомученница. Василий (Владимир Святой). Варяги. Василия св. церковь . Велынь (Волынь), область. Вениамин, сын Иакова. Вифлеем. Владимир Святой. Владимир Всеволодович Мономах. Владимир Давыдович, сын Давыда Гостиславнча, князь Вышегородский. Владимир Волынский, город. Волга. Всеволод Владимирович, князь Волынский. Всеволод Ярославич, великий князь Киевский. Всеслав Владимирович, сын Владимира Святого. Вышегород. Вышеслав Владимирович, князь Новгородский, сын Владимира Святого. Вячеслав Чешский, св. мученик. Г. Гедеон. Георгий, митрополит Киевский. Георгий, св. мученик. Георгий, епископ Туровский. Георгий Угрин, отрок князя Бориса. Герман, игумен св. Спаса. Греческая земля. Григорий, игумен монастыря св. Андрея. Горясер. Д. Давид, царь – псалмопевец. Давыд (Борис), св. князь. Давыд Ростиславыч, князь Смоленский. Давыд Святославич, князь Черниговский. Даниил, пророк. Даниил, епископ Юрьевский. Дан. Димитрий Солунский. Днепр. Дорогобуж. Древляне. Добрыня, отец посадника Коснятина. Е. Ева (Евга). Евпл, св. мученик. Евстафий Планида, св. мученик. Египтяне. Едем. Елович, убийца св. Глеба. Енох. Ефратов дом. Ж. Ждан (Никола). 3. Захария, пророк. И. Игнатий, архимандрит. Игнатий, епископ Туровский. Игорь Рюрикович, князь. Израиль (Израильтяне). Изяслав Владимирович, князь, сын Владимира Святого. Изяслав Ярославич, вел. князь. Исаак, праотец. Исаия, пророк. I. Иаков, праотец. Иерусалим. Иоаким, епископ Туровский. Иоанн Богослов. Иоанн Дамаскин. Иоанн, митрополит русский. Иоанн Предтеча 2. Иосиф, праотец. Иуда Искариот. Иудеи. К. Каин. Киев. Константин Великий . Коснятин (Константин) Добрынин, воевода. Л. Лазарь, епископ Переяславский. Лазарь, поп. Ламех. Лахернитис. Летьское поле (Лотское). Лот. Льта (Алта, Ельта, Олта). Любеч. Ляхи. Ляшько, убийца св. Глеба. М. Мартынъ, старец. Матфей, евангелист. Мина, епископ Полоцкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

в кафедральном соборе св. Вацлава (Вячеслава) г. Оломоуца состоялась хиротония Матфея Павлика во священника. Оломоуцкая римско–католическая консистория назначала его в разные приходы, благодаря чему он смог изучить различные национальные и религиозные устремления чешского народа. У него родилась мысль описать историю чешских религиозных движений в XIX веке, а также определить роль Кирилло–Мефодиевских идей в истории чешского народа. Но церковные католические власти, пытаясь отвлечь внимание отца Матфея от Православия, поручили ему руководство журналом «Pozorovatel» («Наблюдатель»). Затем он назначается администратором храма при лечебном учреждении для душевнобольных в Кромержиже (1906–1920) и духовником монахинь (с 1910 г.) ордена св. Креста, состоявших в числе медсестер данной больницы. Заметный шаг к Православию отец Матфей сделал во время Первой мировой войны, когда проявил усердную заботу об инвалидах. Целый ряд католических священников оправдывал тогда агрессию Австрии против Сербии. Это побудило отца Матфея приняться за издание в духе Кирилло–Мефодиевских идей журнала «Pravo národa», в котором начали печататься статьи, призывающие к реформе Католической Церкви. После Первой мировой войны (1920) отец Матфей выходит из юрисдикции Римской Церкви и присоединяется к новому религиозному движению—Национальной Чехословацкой Церкви. Это движение он стремится воссоединить с Православной Церковью. Участвуя в новом религиозном движении, отец Матфей Павлик защищал Православие, боролся с рационализмом и радикалистическими устремлениями главы движения и его группы. Своим друзьям по религиозному движению, которые утверждали, что «чешский народ призван произвести реформу в Церкви в духе современности», он говорил: «Основать новую Церковь не может человек XX столетия… Даже Ян Гус не стремился основать новую Церковь, ибо Церковь как таковая основана Христом … А потому нам остается только одна дорога — к трезвому, легкому и успешному решению весьма щепетильного вопроса, перед которым мы стоим лицом к лицу: собрать весь народ, участвующий в религиозном движении, воедино.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

в кафедральном соборе св. Вацлава (Вячеслава) г. Оломоуца состоялась хиротония Матфея Павлика во священника. Оломоуцкая римско-католическая консистория назначала его в разные приходы, благодаря чему он смог изучить различные национальные и религиозные устремления чешского народа. У него родилась мысль описать историю чешских религиозных движений в XIX веке, а также определить роль Кирилло-Мефодиевских идей в истории чешского народа. Но церковные католические власти, пытаясь отвлечь внимание отца Матфея от Православия, поручили ему руководство журналом «Pozorovatel» («Наблюдатель»). Затем он назначается администратором храма при лечебном учреждении для душевнобольных в Кромержиже (1906-1920) и духовником монахинь (с 1910 г.) ордена св. Креста, состоявших в числе медсестер данной больницы. Заметный шаг к Православию отец Матфей сделал во время Первой мировой войны, когда проявил усердную заботу об инвалидах. Целый ряд католических священников оправдывал тогда агрессию Австрии против Сербии. Это побудило отца Матфея приняться за издание в духе Кирилло-Мефодиевских идей журнала «Pravo národa», в котором начали печататься статьи, призывающие к реформе Католической Церкви. После Первой мировой войны (1920) отец Матфей выходит из юрисдикции Римской Церкви и присоединяется к новому религиозному движению—Национальной Чехословацкой Церкви. Это движение он стремится воссоединить с Православной Церковью. Участвуя в новом религиозном движении, отец Матфей Павлик защищал Православие, боролся с рационализмом и радикалистическими устремлениями главы движения и его группы. Своим друзьям по религиозному движению, которые утверждали, что «чешский народ призван произвести реформу в Церкви в духе современности», он говорил: «Основать новую Церковь не может человек XX столетия... Даже Ян Гус не стремился основать новую Церковь, ибо Церковь как таковая основана Христом ... А потому нам остается только одна дорога — к трезвому, легкому и успешному решению весьма щепетильного вопроса, перед которым мы стоим лицом к лицу: собрать весь народ, участвующий в религиозном движении, воедино.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Владислав, король 136,166, 167,177 Владислав IV, король 247, 248, 252, 253 Владислав Опольский, князь 138 Войшелк (сын князя Миндовга) 135 Волжин А. 286 Волконский Михаил, князь 174 Волохов Игнатий 205 Вольтер 341 Вонифатьев Стефан, протопоп 182, 183, 184, 186, 198, 200, 202 Воронихин А. 293 Воронцов И., граф 333 Воронцов Феодор 75 Воронцова Мария, графиня 359 Воротынский, князь 167 Востоков В., прот. 469 Восторгов Иоанн , прот. 375, 396, 401 Врангель, генерал 469, 470 Всеволод-Гавриил, князь 87, 127 Всеволод Георгиевич, князь 39 Всеволод III Константинович, князь 129 Всеволод Мстиславович, князь 28 Всеволод Черниговский 95 Всеволод III Юрьевич, князь 100 Всеволод Ярославович, князь, 34, 35, 36, 98, 114, 127 Выговский Иван, гетман 256 Вышатич Ян, боярин 117 Вячеслав Чешский, св. 87, 88 Гавриил Бонулеско-Бодони, митроп. 281 Гавриил Красновский, епископ 428 Гавриил Петров, митроп 274, 305, 313, 314,368 Гавриил Огородников, архим. 445 Гавриил,патриарх 202 Гавриил, митроп. 276, 301, 349 Гавриил, архиеп. 333 Гавриил, епископ 434, 468, 469 Гавриил, протопоп 122 Гагарин С., князь 333, 359 Гай Токоав, епископ 373 Галактион, епископ 172 Галактион Вологодский, преп. 175, 177 Гарнак, проф. 317 Гастольд, боярин 144 Гаюк, монг. император 40 Гегель 341 Геде(и)мин, князь 51, 135, 136 Гедеон, митроп. 202 Гедеон Балабан, епископ 237, 239, 240, 241, 242, 246, 258 Гедеон Криновский , епископ 274, 315 Гедеон, епископ 215 Гедеон Сломинский, иером. 320 Гедимин 236 Гейденштейн Р. 130 Геласий, митроп. 155 Гендрикова А. В. 399 Геннадий, патриарх 62, 115 Геннадий, архиеп. 69, 74, 85, 120, 122, 123 Геннадий, архим. 67 Георгий Амартол 116 Георгий Владимирский, князь, св. 88, 129 Георгий Всеволодович, князь 39 Георгий Дашков, архиеп. 268, 269, 270 Георгий Конисский , епископ 274, 306, 315, 355,356,357,358 Георгий, митроп. 119 Герасим, митроп. 21, 57, 58 Герасим, еп. 133 Герасим, преп. 14 Герасим, иеромонах 398 Герасимов Д. 121 Герберштейн 70 Гервасий, игумен 398 Герман Аляскинский 368 Герман, патриарх 17, 27

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всего два чуда отмечены до канонизации святых Бориса и Глеба, а уже славянская и варяжская Русь стекалась в Вышгород в чаянии исцелений» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 40, 41). Святых князей Бориса и Глеба церковная служба называет «страстотерпцами»: «Святые Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургически выявленный чин «страстотерпцев» – самый парадоксальный тип русских святых. В большинстве случаев представляется невозможным говорить о вольной смерти: можно лишь говорить о непротивлении смерти» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 50). Текст «Сказания» дается по изданию: Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII в. М., 1978. 23 «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» – цитата из 1 Послания апостола Петра, гл. 5, стих 5. Эти строки своеобразный парафраз из книги притчей: «Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать» (Притчи, гл. 3, стих 34). 26 ...Как Иосиф Вениамина! – эпизод из книги Бытия. Иосиф и Вениамин – сыновья библейского патриарха Иакова, горячо любившие друг друга. 30 Мученик Никита – согласно преданию, готский воин, живший на берегах Дуная (372). После истязаний язычниками был брошен в огонь. Мощи сначала были перенесены в Киликию, а затем, позже, в Константинополь. Мученик Вячеслав (Вацлав) – чешский князь, годы княжения 921–929, был убит братом Болеславом I. 31 Мученица Варвара – пострадала около 306 г. в Финикии. Согласно преданию, она была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Решившись посвятить себя безбрачию, она не внимала советам отца и отказывала всем женихам. Разгневанный отец отдал ее на мучения, а затем собственноручно обезглавил. Мощи святой Варвары были перенесены в Константинополь. Над ними был воздвигнут храм. Затем в XII в. мощи были перенесены в Киев, где и хранились в Златоверхо-Михайловском монастыре. 33 Псалтырь – струнный инструмент, напоминающий гусли или арфу, под аккомпанемент которого в Древнем Израиле исполнялись псалмы. В данном случае имеются в виду псалмы, которые поет святой Борис. Псалтырью в Древней Руси называлась Книга псалмов, авторство которых приписывалось царю Давиду. Всего в Псалтыри 150 псалмов. 35 Канон – в данном случае особая форма богослужебных песнопений, которые входят в состав Утрени и не которых других служб. Состоит из ряда песен, связанных единством воспеваемого праздника или святого. Всего в каноне девять песен, которые составлены по особому правилу. Каждая песня состоит из «ирмоса» и «тропарей». Ирмоса обычно поются, а тропари читаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Два раза уже рассказали мне, что в доме Пермскаго архиерея найдена типография прокламаций, и напечатанныя прокламации, разложенныя в одной комнате для просушения. Подобный случай в Киеве вам известен. Скажите о сем ректору Академии. Подземные люди вьют вьют себе гнезда у духовенства, вероятно, и потому, что здесь менее могут подозревать, и частию потому, чтобы, в случае открытия, очернить духовенство, разрушение которого есть одна из целей их действования. – Обер-прокурор Св. Синода на сих днях намерен выехать из Петербурга, и на пути в Яровлавль конечно будет в Лавре и в Академии. – Мир вам и здравие. Июня 13-го 1862. Что мне делать с пальцем? Продолжаю тоже, что в Лавре. Ни лучше, ни хуже. Когда открываю его на время служений: он бывает холоднее прочих, и боль чувствуется не только в верхнем, но иногда и в среднем составе. Врач Рохманов говорит, что от сего способа облегчения он делается более чувствительным в действию воздуха, и менее способным переносить зиму. Советует, оставить воду, а облегчать палец сперва корпией с полотном, а потом только полотном, чтобы постепенно приучить переносить действие воздуха. Послушаться сего или нет? – 1450 Отцу наместнику мир. Вчера я видел не мало ржи, лежащей на земле. Не время ли просить у Господа ведра! – У меня от вчерашней поездки заболело горло, и я остался ныне дома. Теперь лучше. Сказываю сие, чтобы вы не вздумали навестить меня в сию неблагоприятную погоду. Мир празднующим. Июня 14-го 1862. 1451 Мир и здравие отцу наместнику. И братии мир. О иконе св. Вячеслава напомнил мне Алексей Петрович. Если можно, желательно, чтобы написана была в непродолжительном времени. Из Варшавы едва ли можно получить полезныя свдения. Это князь Чешский. Вспомните о иконе Пресвятыя Троицы, которую надобно послать в Весьегонск. Лучше ранее, нежели позже. Алексей Петрович с добрым подвигом проходит свое служение; и в некоторых случаях Бог дает ему примечательный успех. Когда я ему сказал о моих затруднениях по службе: он предложил мне другаго викария. Но мне не хочется, чтобы сделано было что нибудь для меня, а не по общему устройству и порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Канонизация князя Владимира по самому типу нового святого представляла великое новшество в традициях Греческой Церкви. Известно, что подавляющее большинство ее святых, после мучеников, принадлежат к чину преподобных и святителей. Миряне встречаются в ее календаре (в отличие от Русской Церкви) в виде исключения. Правда, Греческая Церковь канонизовала многих своих царей, и на этот прецедент ссылались, конечно, на Руси. Сравнение с царем Константином встречается и в Летописи, и под пером Илариона и Иакова. Как ни естественна была эта параллель: Владимир — Константин, русские книжники упустили одно — теократический характер власти в Византии и вытекавший отсюда особый оттенок царской канонизации. Греческая Церковь канонизовала почти исключительно царей, имена которых связаны с созывом Вселенских Соборов и с торжеством Православия. Эти канонизации — как бы «вечная память» хранителям веры, независимая от их личной святости. Но лишь «эпистемонарх» 189 Церкви, «епископ внешних», «царь и первосвященник» имел право на такую теократическую канонизацию. Киевский князь, простой «архонт» в глазах византийцев, конечно, не мог стоять на одной линии с царями ромеев. Русская Церковь была подчинена не ему, а митрополиту, а чрез митрополита — патриарху и императору константинопольским. Прославить князя как святого можно было лишь в случае его особых личных, то есть для греков непременно аскетических подвигов. А свежее предание о Владимире не позволяло стилизовать его под аскета. Мы знаем, правда, многочисленные случаи канонизации князей — отнюдь не аскетов — в древней Русской Церкви. Число их доходит до 50 имен. Но о первых из них, Борисе и Глебе, мы знаем положительно, что митрополит сначала «бе неверствуя» им. Святые братья могли еще преодолеть греческое недоверие в качестве мучеников и чудотворцев. Большинство же князей, прославленных в домонгольское время, погребены вне Киева, то есть их канонизации совершалась, вероятнее всего, местными русскими епископами. Не Греческая Церковь, а христианский Запад мог давать нашим предкам прецеденты для княжеских канонизаций (святой Вячеслав Чешский 190 ).

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Король венгерский Гейза II сначала отказался, велел сказать Изяславу: «Теперь у меня рать с императором греческим, когда буду свободен, то сам пойду к тебе на помощь или полки свои отпущу». Польские князья велели отвечать: «Мы недалеко от тебя; одного брата оставим стеречь свою землю, а вдвоем к тебе поедем»; чешский князь также отвечал, что готов сам идти с полками. Но Изяславу было мало одних обещаний; он опять отправил послов в Венгрию, Польшу и Богемию с большими дарами; послы должны были говорить князьям: «Помоги вам Бог за то, что взялись мне помогать; садитесь, братья, на коней с рождества Христова». Те обещались, и король венгерский послал десятитысячный вспомогательный отряд, велев сказать Изяславу: «Отпускаю к тебе полки свои, а сам хочу идти на галицкого князя, чтоб не дать ему на тебя двинуться; ты между тем управляйся с теми, кто тебя обидел; когда у тебя войско истомится, то я пришлю новое, еще больше, или и сам сяду на коня»; Болеслав польский сам поехал с братом Генрихом, а Мечислава оставил стеречь землю от пруссов. Между тем Изяслав, приготовляясь к войне и зная теперь, как трудно идти против общего убеждения в правах дядей пред племянниками, обратился к старику Вячеславу, который сидел тогда в Пересопнице, и послал сказать ему: «Будь мне вместо отца, ступай, садись в Киеве, а с Юрием не могу жить; если же не хочешь принять меня в любовь и не пойдешь в Киев на стол, то я пожгу твою волость». Вячеслав испугался угроз и послал сказать брату Юрию: «Венгры уже идут; польские князья сели на коней; сам Изяслав готов выступить: либо мирись с ним, дай ему, чего он хочет, либо приходи ко мне с полками, защити мою волость; приезжай, брат, посмотрим на месте, что нам Бог даст – добро или зло; а если, брат, не поедешь, то на меня не жалуйся». Юрий собрал свое войско и выступил из Киева с дикими половцами; а Изяслав с своими союзниками двинулся из Владимира. В Пересопницу к Вячеславу собрались сперва племянники его – Ростислав и Андрей Юрьичи, потом пришел сам Юрий, Владимирко галицкий прислал свои полки, сам также подвинулся к границе и тем напугал поляков и венгров; страх польских князей еще увеличился, когда они получили весть от брата, что пруссы идут на их землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Митрополит Алексий установил в 1364 г., по сношению с патриархом, общее празднование памяти свв. мучеников литовских Иоанна, Антония и Евстафия. Вел. кн. Димитрий Иоаннович после Куликовской победы прибыл в Троицкий мон. и просил пр. Сергия отслужить литургию и панихиду о воинах, павших на брани. Вслед затем по почину вел. князя установлена была Церковью Дмитриевская суббота. В субботу перед 26 октября, днем великомуч. Димитрия Солунского, ежегодно совершается с тех пор поминовение всех православных воинов, живот свой положивших. По случаю внезапного ухода в 1395 г. Тамерлана из Руси, перед чем в Москву была перенесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, немедленно на месте встречи образа соорудили храм, вскоре и монастырь. Самый день встречи иконы, 26 августа, – Сретение – установлено было праздновать. В святцах XI – XIV в. из славянских святых имелись Кирилл философ и брат его Мефодий., кн. Вячеслав чешский и Иоанн Рыльский. В месяцесловах XV в. упоминаются еще, в одних – преп. Параскева-Пятница, Святители Савва и Арсений, в других вместе с Саввой Симеон сербский (Архиеп. Макарий). Богослужебные книги и чинопоследования, переписывавшияся у нас и приносимые вновь из Греции, были, преимущественно, те же, которые употреблялись до татарского ига. Встречались и новые, но очень немногия. Впервые, как отмечалось выше, наряду с Уставом Студийским появляется Иерусалимский Устав св. Саввы (известны один список XIII в. и два XIV). В XV в. известно большее число списков этого Устава. В них внесены и т. н. Марковы главы или правила иером. Марка относительно господских и богородичных праздников. Из отдельных чинопоследований, песней и молитв перешедших из Греции известны несколько канонов и акафистов и молитва особая Св. Духу в день Пресв. Троицы патриарха Филофея, помещенная в Служебнике митр. Киприана. В самой Русской Церкви известны в монгольский период служба и канон Свят. Петру, составленные еп. ростовским Прохором, последование похвальное Пресв. Богородице 26 августа – в день Сретения ея чудотворной иконы и канон Святителю Алексию, составленный архим. Питиримом, впоследствии епископом пермским, по случаю открытия мощей (Архиеп. Макарий).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Не радостно было Феодору видеть такой исход дела, на которое он без сомнения полагал не малые надежды, но по крайней мере церковь Русская теперь ограждена была мирным договором Витовта, и надо было пользоваться хоть этим до поры, до времени. Чтобы не раздражать врагов, блаженный Феодор даже пошел, около этого времени (1410), в поход с королем Ягеллом против немецких рыцарей-крестоносцев, которые делали постоянные набеги на Литовскую землю, чтобы насильно крестить жмудов в римскую веру. В известной, замечательной битве под Грумвальдом преподобный Феодору, вместе с другими начальниками отрядов, поручено было охранять самую особу Ягелла, и без сомнения блаженный князь не мало содействовал здесь успехам победы. Между тем на Волынь, и в особенности к Феодору, все чаще и чаще начали доноситься нерадостные вести из Чехии. Вот латиняне засудили Гуса и сожгли его на костре; такая же участь постигла вскоре и его другого последователя Иеронима Пражского. Судьба этого последнего, тем более поразила православных обывателей Литвы и Волыни, что не за долго пред этим (апрель 1412 года), он сам был на Литве в Витебске с Витовтом и здесь торжественно засвидетельствовал свою любовь к православной вере, предпочетши поклониться мощам и иконам русским, а не латинским, с которыми латиняне вместе с православными выходили встречать Витовта. В Чехии почти весь народ поднялся на защиту учения своих излюбленных учителей, и в память славного Гуса его последователи начали называться гусситами. Но больше всех были озлоблены против латинян гусситы, которые поселились близь Праги на горе Таборе и взяли к себе начальником знаменитого Пражского гражданина Яна Жижку. Они скоро сделались грозою врагов своих под названием таборитов, и так были уверены, что Жижка ведет их к победе, что даже по смерти его сняли с него кожу и натянули ее на барабан, чтобы раскатами этого барабана, как бы голосом самого Жижки призывать сражающихся к бою и торжеству. К довершению несчастия умер тогдашний король Чешский Вячеслав (1419), и ему наследовал немецкий император Сигизмунд, который по наущению папы, решился употребить все возможные средства, чтобы сразить не покорных и утопить в крови учение Гуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010