В 1899 храм был отремонтирован, в 1901 его территория обнесена металлической оградой, в 1907 наконец-то построен церковный дом. До 1909 храм был приписан к церкви в Веймаре, а с 1911 – к церкви в Дрездене, откуда приезжали священники, которые вели службы поочередно и в Мариенбаде. На летний сезон 1914 из Петербурга прибыл о. Алексий Бургов, законоучитель Елизаветинского института. С началом Первой мировой войны русские перестали ездить на богемские курорты, и службы в церкви прекратились. После образования Чехословацкой республики они проходили лишь эпизодически из-за малого числа верующих. Во время немецкой оккупации храм перешел под управление архиепископа Германского и Берлинского Серафима (Ляде) из РПЦЗ, однако сведений о возобновлении в нем богослужений нет. Более того, расквартированная в городе часть СС задумала превратить здание в склад, против чего решительно выступили бургомистр и архиепископ Серафим. В 1945 в Западную Чехию, освобожденную американскими войсками, прибыли беженцы из СССР и Восточной Словакии, в числе которых были прот. Алексей Витлицкий и прот. Герман Жегалов. По их просьбе богослужения были возобновлены. Однако в стране начались чистки НКВД, и практически все русские эмигранты в стране попали в фильтрационные лагеря, из которых возвратились немногие. Настоятель прот. Герман Жегалов был тоже арестован и депортирован. В 1947 в район Хеба репатриировались с Волыни несколько сот чехов, которые в большинстве своем были православными. Их стала окормлять восстановленная Чехословацкая Православная Церковь. 1 сентября 1949 настоятелем храма был назначен митрофорный прот. Ян Крживка, который состоит им и в настоящее время. С той поры идут регулярные богослужения на чешском и церковнославянском языках. В послевоенные годы в храме было произведено четыре крупных ремонта. Так как от настенных росписей прошлого столетия сохранились лишь изображения четырех Евангелистов, то было решено заново расписать интерьер. С этой работой успешно справился чешский художник Милан Краус. За образцы изображений св. Вацлава (Вячеслава) и св. Людмилы были взяты витражи церкви свв. Петра и Павла в Карловых Варах. Алтарное изображение Спасителя воспроизвело фреску одного из соборов московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=11354

Васькова, жена Р.И. Васькова 119 Вексель, швед, погиб в больнице им. Ф.П. Гааза 110 Велар, см. Виолар Вельчанский Станислав Иосифович (1884 – не ранее 15 сентября 1937), социалист-революционер. Арестован в сентябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 62 Вениамин (Кононов Василий Васильевич; 1869 – 17 апреля 1928), преподобномученик, архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1917–1920) 153,180 Вербицкий Евгений, участник скаутского движения. Арестован в 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки 391 Веревкин, заключенный участник скаутского движения 346 Виктор (Святин Леонид Викторович; 1893 – 18 сентября 1966), митрополит, в 1930-е гг. епископ Китайский и Пекинский, начальник Российской Духовной миссии в Пекине 170 Виолар [Велар, Виллар], южноамериканский дипломат, муж грузинской княжны Караловой, по другим сведениям Чавчавадзе. Арестован в 1924 г. вместе с супругой по обвинению в шпионаже и отправлен на Соловки 129,136, 223 Вихра Вячеслав Вячеславович (1880–?), чешский военнопленный, спортивный инструктор. Арестован в декабре 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 398–399 Владимир Святославович 28 июля 1015), равноапостольный, великий князь, креститель Руси 583 Владимир Иванович, воспитатель детского дома в Одессе 362 Владимир, заключенный участник скаутского движения 393–394, 398, 406–407 Владимир, участник скаутского движения, красный командир 365 Вовонин, охранник 329 Войков Петр Лазаревич (1888 – 7 июня 1927), один из организаторов расстрела царской семьи. Убит в результате покушения 194 Войцеховский Юрий Львович (1905 – 1 сентября 1944), общественный деятель русской эмиграции. Убит в результате покушения 352 Волков Олег Васильевич (1900 – 10 февраля 1996), публицист, на Соловках был дважды: в 1928–1929 и 1931–1933 гг. Автор воспоминаний «Погружение во тьму» 332, 337 Воровский Вацлав Вацлавович (1871 – 10 мая 1923), полпред РСФСР в Италии с 1921 г. Убит в результате покушения 112

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Еще одна ваша книга посвящена чешским святым. А как появилась эта тема? – Да, случилось так, что Чешское подворье Православной Церкви обратилось ко мне с предложением написать книгу о Людмиле и Вячеславе Чешских. Работа над этой книгой заняла семь лет. Я ездил в Чехию и Словакию, сидел в архивах, собирал материалы. Я думал, что книга никогда не выйдет – не было финансов. А потом Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы, узнал, что эта книга готова и дал средства. Также помог Владимир Ремек, чешский летчик-космонавт, который был атеистом, а потом стал христианином. Мы были у него с архимандритом Серафимом, представителем Церкви Чешских земель и Словакии в Москве. Архимандрит все и организовал, посодействовал, и книга вышла. И произвела очень сильное впечатление. Оказалось, что имя Людмила очень популярно. На службе 29 сентября в церковь святого Николая в Котельниках, собираются сотни Людмил. Я помню, мне пришлось подписывать книгу в День святой Людмилы, у меня рука отвалилась, а очередь все не заканчивалась. И я понял, что такие книги нужны. И я обратился к более серьезным темам – написал книги о святителе Николае Мирликийском и Георгии Победоносце. Святитель Николай – главный святой для очень многих людей по всему миру, а Георгий Победоносец – великомученик. И некий символ для России: георгиевская ленточка и георгиевский крест – имеют особое значение в нашей стране. – Как отразилась на вашем внутреннем мире работа над книгами о святых людях? – Если вы имеете в виду важность духовного делания в такой работе, то я отвечу так. Как говорят хирурги: чтобы помочь пациенту и сделать серьезную операцию, нужно быть трезвомыслящим человеком. Я стараюсь очень внимательно относится к каждой мелочи, использовать научный подход. Важно подать материал хорошим литературным языком, текст должен быть интригующим и интересным. Когда работал над книгой о святителе Николае, происходили разные небольшие чудеса при поездках в Бари и Миры Ликийские. Наверное, такое переживали многие верующие люди.

http://pravoslavie.ru/134220.html

Училище я закончил с красным дипломом и получил рекомендацию в консерваторию. Пошёл на композиторское, но мой педагог сказала дерзновенно, словно духом прониклась: «Слава, помяни моё слово, ты будешь работать хоровиком». И я действительно четверть века регент и 33 года - концертмейстер в детском хоре, ну а где концертмейстер, там и хормейстер. Как-то мне предложили съездить в Прагу. Мой руководитель, профессор Калмыков, снимал тогда дачу у одной верующей женщины, которая мне сказала: «Слава, ты едешь в Прагу. А ведь твой святой покровитель - Вячеслав Чешский. Постарайся о нём что-нибудь узнать». Ладно. В Праге вышел прогуляться. Вижу, стоит конная статуя. И тут словно кто-то мне говорит: «Глупенький, это Вячеслав Чешский. Ты ведь хотел о нём узнать». Это было совершенно необычно - услышать эти слова, непонятно откуда пришедшие, изнутри, а может быть, извне. Так Господь нас познакомил. А когда отправился посмотреть Праховские скалы, проезжая Стара Болеслав, я увидел ещё одну статую. Сердце снова забилось - кто это? Оказалось, что мы проезжаем то место, где в Х веке святой Вячеслав был убит на ступенях храма родным братом. Согласно летописи кровь не высыхала несколько дней. На Руси святого князя очень почитали, ему молились мученики Борис и Глеб. Так небесный покровитель вошёл в мою жизнь. Но до веры было ещё далеко. Помыслы были посвящены музыке, жизнь была наполнена ею, и нельзя сказать, что мне чего-то недоставало. Я или писал музыку, или занимался пианизмом, или слушал партитуры. Было жгучее желание вступить в Союз композиторов, потому что без этого никуда - зал не снимешь, издавать тебя не будут. Вступил я туда в 84-м году, мне было 29 лет. А через год пришёл в храм. - Это было как-то связано с той музыкой, которую вы писали? - В основном я писал камерную музыку: виолончельная соната, вокальная сюита, романсы, прежде всего для хора. Правда, был у меня концерт, который назывался «Борис и Глеб», написанный на духовный стих: «Зря корабле напрасно приставаема,//Возописта прекрасеная два брата Бориса и Глебо://Брате Святополче, не погуби наю,//Ещё бо есми велми млады». Эту музыку отметили как очень своеобразную и посоветовали работать в этом направлении.

http://pravoslavie.ru/75228.html

Ещё раз и также между строк именно этот месседж заявления президента Чехии подтвердила его пресс-атташе. «Президент Чехии Пётр Павел, говоря накануне о необходимости " пристально следить " за россиянами за рубежом, не имел в виду, что это нужно делать прямо сейчас, и не предлагал " интернирование или какое-либо преследование " . Об этом заявила его пресс-секретарь Маркета Ржехакова в письменном комментарии " Радио Свобода " (признано СМИ-иноагентом в России), которому Павел давал интервью. По ее словам, чешский президент упомянул о наблюдении за японскими гражданами в США во время Второй мировой войны " в контексте того, что ограничительные меры в отношении граждан вражеских стран не являются чем-то новым и применялись в прошлом, хотя и более жестким образом " » ( РБК ). Ключевые слова здесь «вражеские страны». Это чисто военный термин. Таким образом, своей рекламой политической ксенофобии президент Чехии Пётр Павел еще немного подвинул сознание европейцев к той жутковатой для них реальности, что их страны как члены НАТО находятся в состоянии войны с Россией, потому что так угодно гегемону, который ей эту войну объявил и объявит её любому, кто проявит волю к суверенности. Кому, как не ему, экс-генералу НАТО, об этом не знать, имея полную информацию о количестве переданных Украине чешских вооружений и прошедших подготовку в чешских военных частях бойцов ВСУ и количестве воющих в их рядах чешских наёмников. А если завтра гегемон скажет «надо», Пётр Павел станет вторым Владимиром Зеленским и сам будет воевать с Россией до последнего чеха. Потому что война за гегемонию Атлантов – это такая война, у которой есть своя девальвация: сегодня ее «цена» – россияне и украинцы, а завтра это могут быть чехи и немцы, и вообще кто угодно. Александр Вячеславович Буздалов , главный редактор сайта « История идей » Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/11/pi...

Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 422, 473, 475); о др. списках см. при изд. текста ( Панченко. 1969). Содержание рассказов об И. Ч. в составе «Космографии» и в «Истории о Бохеме» чрезвычайно близко друг к другу (отдельные мелкие детали не имеют исторического значения) и восходит в итоге к «Хронике» Бельского, язык (в отличие от эпизода в Хронографе Западнорусской редакции) последовательно русифицирован. Отдельные отличия в деталях изложения (напр., сообщение, что кн. Борживой был «греческого закона») понятны из контекста; вполне объяснимо с т. зр. конфессиональной принадлежности рус. редактора повести и устранение явно нехрист. имени отца И. Ч. (Гестимул). Рукописная традиция повести остается недостаточно исследованной, имеющиеся в лит-ре указания на существование лишь 5 ее списков отражают совр. уровень изученности. Ни в одном из списков текст не именуется житием, не имеет календарной приуроченности и не помещается в агиографических сборниках; литургическое почитание И. Ч. в правосл. восточнослав. традиции отсутствует. Наряду с т. зр. о позднем происхождении и вторичном характере восточнослав. повести об И. Ч. в лит-ре (прежде всего чешской - обзор мнений см.: Панченко. 1961 . С. 650-651; Он же. 1969) существует мнение о том, что она является старослав. памятником кон. IX или X в., попавшим на Русь в домонг. период, подобно житиям первых чеш. святых - кн. Вацлава (Вячеслава) и его бабушки Людмилы. Однако эта гипотеза не учитывает реальных текстологических связей повести об И. Ч. и специфики бытования чеш. житий на Руси. Последние присутствуют в древнерус. книжности в совершенно ином контексте (с заметной литургической составляющей) - они включены в сборники уставных чтений (Торжественники, Минеи-Четьи, Пролог), их влияние обнаруживается в памятниках древнейшей рус. агиографии (сочинения Борисоглебского цикла, Житие кнг. Ольги). В последние годы защитником гипотезы древнего происхождения «славянской легенды» выступает чеш. исследователь Й. Шевчик ( Ševik .

http://pravenc.ru/text/471553.html

Советским временам и своему знаменитому деду Вячеславу Михайловичу Молотову и делу его жизни – построению Советской России, посвящено историческое исследование современного государственного деятеля, политолога, историка Вячеслава Алексеевича Никонова ( Москва ). Материал под названием «Молотов в Нижнем Новгороде» является главой из книги В.А.Никонова «Молотов: Наше дело правое». В главе рассказывается о малоизвестной ныне экспедиции, организованной по инициативе Ленина и осуществленной уполномоченным и политкомиссаром агитпарохода «Красная Звезда» В.М.Молотовым. Основной ее целью являлась агитация за новые порядки. Молотову в этой экспедиции помогала Н.К.Крупская. Пароход шел по Волге и Каме, совершая остановки во многих населенных пунктах. На остановках проводились митинги, беседы с населением. Этот поход много способствовал успеху в дальнейшей деятельности В.М. Молотова, которому после выполнений ленинского задания, было предложено остаться в Нижнем Новгороде в качестве председателя губисполкома и члена бюро губкома РКП (б). О роли Февральской и Октябрьской революций в судьбах чехов и словаков, вследствие этих революций вышедших из Австро-Венгерской империи и образовавших единое государство Чехословакию, мечтавшую в то время о панславянизме, рассказывает чешский дипломат, историк, политический деятель Иржи Опршал (Чехия, Прага) в статье « Влияние Февральской и Октябрьской революций 1917 года на возникновение Чехословакии». К теме славянского братства относится статья члена Президиума Всеславянского союза, Председателя Правления Международной общественной организации «Объединение русинов в России» Андрея Фатулы «Карпатская Русь. Кто такие русины?» Автор не только повествует об истории русинов, но размышляет над сегодняшней и будущей судьбой этого великого, в XX веке практически истребленного народа. Сегодня русинов могло бы быть 6 млн., а осталось около 700 тысяч. О русских судьбах на примере собственной жизни рассказывает посол, государственный деятель, Валентин Власов в статье « Из записок “кавказского пленника”» . Он был захвачен в 1998 году чеченскими боевиками и освобожден спустя полгода после длительных переговоров с бандитами представителей государственных органов .

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/24/sv...

Вопросом: «Брат мой, какое зло я сделал тебе?» – святой Вячеслав проявляет достойное страстотерпца беззлобие Именно в этом вопросе, заданном в условиях смертельной опасности, вместо которого воину следовало бы осуществить упреждающее действие на поражение противника, святой Вячеслав проявляет достойное страстотерпца беззлобие. Подобно Христу, Который показал апостолам, что происходившее во время Его ареста есть дело высочайшего Промышления, князь, будучи осведомлен о предательстве, не только не бежал, но пошел даже навстречу предателю. Он, подобно Христу, в час ареста старавшемуся вразумить Иуду, говоря: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого» (Лк. 22: 48), вопросом к брату-убийце пытался образумить того: «Не стыдно ли тебе предавать таким образом?» И, подобно Христу, Который не воспрещал Иуде предавать, допустил лобзание и Сам Себя добровольно предал в руки врагов 17 , святой Вячеслав являет пример непротивления: разделяет с братом-предателем трапезу накануне и не производит по своей воле никаких действий на поражение своих убийц. Святой благоверный князь Вячеслав Чешский В целом реакцию святого Вячеслава при нападении можно представить и как среднее между добровольным и невольным, что хотя неприятно и тягостно, но принимается «ради избежания большего зла» 18 . В этой связи, продолжая сравнение страданий святых Вячеслава и Бориса, а также святого Андрея Боголюбского, особенно важно иметь в виду, что Борис еще не имел великокняжеской власти, а только мог претендовать на нее, тогда как Вячеслав и Андрей уже были верховными властителями и несли ответственность за свою жизнь как начальники каждый в своем государстве: ибо «когда кормчий сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая уже надежда останется для подчиненных?» 19 . И действительно, по убиении святого Вячеслава злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого князь приютил в своем доме 20 . А после убийства святого Андрея жители Боголюбова разграбили княжеский дом, и много случилось бед: дома посадников и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили; грабители приходили грабить и из деревень; начались грабежи и в самом Владимире 21 .

http://pravoslavie.ru/91539.html

Святая Людмила Чешская – Как вы работали над книгой о главных чешских святых? – Когда я занялся этой темой, выяснил, что на русском языке ничего значительного не выходило, ряд изданий представлял собой что-то вроде брошюрок. Хотя в Чехии выходило много разных книг. Мне пришлось пойти своим обычным путем: я просто перелопатил огромное количество литературы. Почти выучил чешский язык, работал с источниками на немецком, французском и других европейских языках. Мне помогали многие. Например, русские эмигранты, сотрудники Национальной библиотеки в Праге. Они допускали меня туда, куда другим было весьма трудно попасть. Еще один пример: тогдашний чрезвычайный и полномочный посол Чехии в России Владимир Ремек (кстати, летчик-космонавт, Герой России и Чехии) поддержал издание книги на русском языке. Когда я был в Чехии, то специально ездил по разным местам, связанным со святой Людмилой, посещал Пшов – город, где она родилась, Тетин, где она была убита, молился в базилике святого Георгия в Пражском Граде, где лежат ее мощи. Жития святых часто основаны на малом количестве фактов: цепляешься за каждую деталь, за каждый намек, за каждую находку, чтобы материал стал более насыщенным и интересным. Я убедился: чехи настолько почитают святую Людмилу и Вячеслава Чешского, что ты всюду можешь встретить какие-то достопримечательности, посвященные им: храмы, музеи, скульптуры, картины. Напомню, что святое крещение Людмила и ее муж Борживой приняли у равноапостольного Мефодия, который вместе с равноапостольным Кириллом создавал славянскую письменность. Можно отметить, что именно Мефодий так сильно повлиял на Людмилу, что она стала непреклонной в своей вере, стараясь жить по евангельским заповедям. – Людмилу Чешскую называют покровительницей бабушек, воспитателей и учителей. Вы как-то празднуете день ее памяти, поздравляете знакомых с именинами? Чехи настолько почитают святых Людмилу и Вячеслава, что ты всюду можешь встретить какие-то достопримечательности, посвященные им – У меня 27 сентября, на Крестовоздвижение, когда мы вспоминаем Константина и матерь его Елену, – день рождения. Кстати, в этот день родился и один из моих внуков. Потом 29 сентября – день святой Людмилы, это именины моей сестры. А 30 сентября – Вера, Надежда и Любовь. Эта последовательность праздников имеет для меня важное значение: в конце сентября мы вспоминаем о том, что каждый христианин несет свой крест и строит семью как малую церковь, следуя евангельскому идеалу.

http://pravoslavie.ru/156333.html

20 июня 2016 года, в день Святого Духа, стараниями благодетелей монастыря: Екатерины Викторовны Морозовой, Ирины Сергеевны Трушниковой, Юрия Юрьевича Зеленько и Натальи Васильевны Семенцовой с семьей, - святая обитель получила в дар иконы в иконостас и житийные иконы Небесных покровителей. Ко дню Святой Пасхи 2017 года в Неделю Ваий высокопреосвященнейшим Михаилом, архиепископом Пражским и Чешских земель духовник монастыря архимандрит Онуфрий/Томенюк/был награжден правом ношения второго креста с украшениями, а сестры обители - монахини Марионилла и Ангелина, и послушница Ольга - медалями Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Современное состояние [ править править код ] При Святой обители действует Духовно-Нравственный Центр «РАДОСТЬ МОЯ» , в котором проводятся просветительские и познавательные занятия для детей и взрослых. На уроках юные прихожане знакомятся с основами христианской культуры и истории, православными традициями и обычаями, выполняют творческие обучающие задания, а также готовят и участвуют в театрализованных выступлениях и постановках. Воспитанники ДНЦ распределены по 3 возрастным группам: Параллельно с занятиями детских групп для взрослых проводятся духовные беседы со священником, на которых слушатели имеют возможность задать волнующие их вопросы. Беседы проводит духовник монастыря архимандрит Мефодий. Занятия проходят по воскресным дням после Божественной Литургии и совместной трапезы на бесплатной основе. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Вячеслав Чешский, благоверный князь - 17 марта (перенесение мощей), 11 октября Людмила Чешская, княгиня, мученица - 29 сентября Контакты [ править править код ] Pravoslavný monastýr sv.Václava a sv.Ludmily Адрес: Plzeská 51, 267 12 Lodnice u Berouna CzechRepublic Телефон: +420 776 447 331 ; 608 861 815 Церковная лавка: +420 731 914 022 , + 420 731 913 847 E-mail: info@pravmonastyr.cz Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: В обители совершаются ежедневные богослужения в соответствии с установленным распорядком.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010