II. Древнехристианская символография 4 Не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята 5 . Идеальный духовный образ Спасителя, по примеру апостола, живо сохранялся и в душах верующих, и служил заменою личного созерцания Богочеловека. Но скоро или не скоро этот внутренний образ, по свойству человеческой природы, должен был, так сказать, проситься наружу, чтобы облечься во внешнюю, видимую форму, получить объективное телесное бытие, воплотиться, если можно так выразиться. И он-то был внутренним мотивом первоначального христианского искусства, определявшим различные фазы его развития и, в то же время, средоточием и высшей целью его. Образ этот слишком всеобъемлющ, слишком высок, а искусство было еще слишком слабо и неопытно, чтобы создать для него разом более или менее соответствующую форму. Оно должно было идти к осуществлению его медленно, путем опытов. Для этой цели оно должно было воспользоваться отчасти теми формами представления, какие предлагала ему древность, насколько формы эти могли служить для выражения духовных идей христианства не только без ущерба, но и с пользою для веры. С образом Богочеловека Иисуса Христа, в какой бы форме Его ни представляли, в непосредственной или, более или менее, отдаленной связи стояли все заветные верования, чаяния и надежды древних христиан, тем больше, что символически-художественные формы, благодаря своей эластичной природе, допускали самое широкое применение. 1 Духовный образ Спасителя Богочеловека Иисуса Христа и Его искупительной смерти, ближайшее выражение свое нашел в монограмме имени Христова и в изображении креста. а) Одним из первых, если не самым первым предметом символически-художественного представления древних христиан было, как и естественно ожидать, драгоценное имя Господа Иисуса Христа, имя, которое, по словам апостола, выше всякого имени, пред которым должно преклоняться всякое колено небесных, земных и преисподних, которое всякий язык должен исповедать и кроме которого нет другого имени под небесами, о нем же подобает спастися 6 . Нужно ли более сильное побуждение к благоговейному почитанию имени Христова и к уяснению неизмеримо-глубокого, таинственного значения его как в области литературы церковной, так и в области церковного искусства? «Христос, говорит Лактанций , не собственное имя, а наименование власти и царства. По словопроизводству с греческого и еврейского оно означает помазанника Божия, предвозвещенного и прообразованного царем Давидом и другими пророками, и потому, как выражается Августин Sacramenti plane nomen est 7 . Чтобы иметь всегда пред глазами это святейшее и таинственнейшее имя, не подвергая его кощунственному поруганию язычников, христиане употребляли монограмму этого имени, слагавшуюся из двух начальных букв X и Р. Употребление такого рода монограмм, было в обычае у греков и римлян 8 . Монограмма имени Христова бесчисленное множество раз встречается на древнехристианских памятниках как частных, так и общественных.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

I. Нам, сознающим свое недостоинство, конечно, следовало бы всегда хранить молчание и исповедывать пред Богом свои грехи; но так как все прекрасно в свое время, а Церковь, которую Бог создал на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну Сыну Его, - я вижу, - поражается как бы морскою бурею, слишком высоко поднимается следующими друг за другом волнами, приводится в безпорядок и потрясается вследствие несноснейщаго дуновения злых ветров, свыше сотканное одеяние Христа, которое сыны нечестивых упорно старались разорвать, раздирается тело Его, которое есть слово Божие, разрезывается на различные части, также и искони крепко хранимое предание церкви, - то я не счел разумным молчать и наложить на язык узы, боясь с угрозою произнесеннаго определения, говорящаго: аще усумнится не благоволит душа моя в нем И: если увидишь меч грядущ и не будеши глаголати брату твоему, крове его от руки твоея взыщу Поэтому, поражаемый невыносимым страхом я решил говорить, не ставя величия царей выше истины. Ибо Богоотец Давид, - слышал я, - говорил: глаголах пред цари, и не стыдяхся напротив, этим сильнее побуждаемый к речи. А ведь слово царя имеет большую силу для склонения на свою сторону подданных; потому что из бывших с самаго начала людей, которым было известно, что земной царь подчинен высшей власти и что над царями господствуют законы, пренебрегли царскими приказаниями немногие. II. И так, прежде всего утвердивши как бы некоторый киль или основание для размышления: сохранение церковнаго законодательства, при посредстве котораго обыкновенно происходит спасение, я снял преграду у слова и выпустил его, как бы хорошо взнузданнаго коня, из загородки. Ибо в самом деле я счел ужасным, даже более, чем ужасным, чтобы Церковь, блистающая столь великими преимуществами и искони украшенная преданиями благочестивейших мужей, возвращалось паки на худые стихии трепеща страхом, где нет страха и как бы не знающая истиннаго Бога боялась впадения в идолослужение, и даже хоть в весьма малой степени лишалась совершенства, как бы на средине очень прекраснаго лица имея некоторый постоянно остающийся укол, портящий всю красоту свою неуместною прибавкою. Ведь малое, когда оно приводит к великому, не есть малое, так как прибавочная черта: чтобы древле получившее силу предание Церкви было поколеблено не мала, потому что осуждены прежние наши наставники, взирая на образ жизни которых, должно было бы подражать вере [их]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

I. О кончине блаженного папы Григория К предыдущей статье I. О кончине блаженного папы Григория Тем временем, в год от воплощения Господа 605-й умер и отошел в вечное Царствие Небесное блаженный папа Григорий, правивший в великой славе римской кафедрой и апостольской церковью тринадцать лет, шесть месяцев и десять Поскольку он обратил нас, народ англов, от власти Сатаны к вере следует поведать о нем в этой церковной истории. Мы можем и должны по праву именовать его нашим апостолом, ибо, занимая важнейшее в этом мире положение и возглавляя церкви, давно утвердившиеся в вере Христовой, он еще и обратил ко Христу наш народ, прежде поклонявшийся идолам. К нему мы можем применить слова апостола: «Если для других я не апостол, то для вас; ибо печать моего апостольства-вы в Он происходил из народа римлян, и отца его звали Гордиан; он вел свой род от людей не только благородных, но и Так, предком его был Феликс, епископ на апостольском престоле и муж великой славы во Христе и в Он следовал традиции благочестия с тем же рвением, что и его предки и родственники, целиком пожертвовав благородным званием, принадлежавшим ему в этом мире, ради стяжания высшей славы, даруемой милостью Божьей. Отвергнув мирскую жизнь, он ушел в где вел жизнь настолько совершенную-как он сам впоследствии вспоминал со слезами,-что душа его воспарила над всем преходящим и над всеми вещами, подверженными изменению. Он не думал ни о чем, кроме как о небе, и хотя дух его был еще заключен в теле, он преодолевал созерцанием оковы плоти. Он возлюбил даже смерть, которую почти все считают наказанием, ибо видел в ней переход к жизни вечной и воздаянию за труды. И после он не радовался своему продвижению по пути совершенства, а скорее горевал о том, что утратил из-за многих своих пастырских забот. Однажды, к примеру, говоря наедине со своим диаконом Петром и вспоминая о былых своих духовных достоинствах, он сказал с грустью: «В пастырском служении утружден я делами всего мира и из отрадного спокойствия брошен в пыль земных тревог. Силы свои душевные трачу на великое множество дел и возвращаюсь к ним мыслями даже тогда, когда думаю о вечном. Знаю, что я приобрел и что потерял, и когда я вспоминаю о потерянном, приобретенное гнетет меня еще сильней».

http://sedmitza.ru/lib/text/440589/

I. Святые Эфиопской церкви Говоря о месяцеслове эфиопской церкви, его первый и пока единственный исследователь – Людольф, заметил, между прочим, следующее: «nomina Sanctorum et Martyrum, nobis fere ignotorum reperiuntur non ob praeviam canoniza-tionem, quam illi ignorunt, sed of felicem illorum memoriam» 4 . Точно также d’Abbadie говорит o прославлении святой Валатта-Петрос, что эта святая «peut-etre la dernifere que la уоих du peuple ait canonise en fithiopie, oü l’on n’a pas nos regles precises sur la bdatification et la canonisation» 5 . О6а авторитетных знатока Абиссинии, конечно, правы, утверждая, что в эфиопской церкви нег канонизации в ее современной, особенно римской форме, но дают ли они полный ответ на вопрос, каким путем попали в эфиопские богослужебные книги и четьи-минеи туземные святые, откуда пошли многочисленные обширные жития („gadl“ сб. „борение“, „подвиг“ 6 ) национальных подвижников и героев веры? Только ли felix memoria и voix du peuple имели здесь решающее значение, или дело не обходилось без авторитета высшей церковной власти? Ответить на этот вопрос и мы не в состоянии уже вследствие крайней скудости и случайности нашего материала. Месяцесловов в нашем смысле для эфиопской церкви у нас под руками нет, кроме одного краткого (п° 13,7 f.) и одного фрагментарного (166,6) в Париже; их заменяют для нас синаксари, соответствующие нашим прологам. Эти синаксари расположены в порядке коптского года и представляют перевод с коптских с присоединением кратких житий некоторых из национальных святых или простых заметок: „память такого-то святого“; иногда эта заметка сопровождается „саламом“ 7 в честь святого; эти „саламы“ обыкновенно сопровождают и жития и представляют туземное, абиссинское произведение. Эфиопские синаксари имеются в различных европейских собраниях рукописей 8 до сих пор они еще не изданы, равно как и попытка познакомить ученый мир хотя бы в переводе с их оригиналом – коптскими синаксарями, благодаря протестантскому фанатизму, осталась невыполненной: вышла только половина года в немецком переводе Вюстенфельда 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99679.html 12 февраля 2013 Протоиерей Владислав Цыпин Как работает соборный разум Источник:  http://pravoslavie.ru/Православие.ру Одним из важных деяний прошедшего Архиерейского Собора стала новая редакция Устава Русской Православной Церкви. Этот документ регламентирует схему церковного управления на всех уровнях – от центрального до приходского. Новые положения Устава комментирует ведущий специалист по каноническому праву, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин. Протоиерей Владислав Цыпин Протоиерей Владислав Цыпин – За последние годы в жизни Церкви происходили разнообразные изменения, что естественно. Неужели они настолько глобальны, чтобы менять Устав? – Новая редакция Устава действительно должна была отразить те новшества, которые уже прочно вошли в жизнь Церкви за последние десять лет. Например, в тексте Устава, который, напомним, был принят в 2000 году, теперь появились определения о статусе митрополий (на основании выработанного ранее положения о митрополиях). Митрополии – это, как правило, результат разделения одной большой епархии на несколько при сохранении уз, которые их связывают. Архиерей, занимающий правящую кафедру, становится митрополитом всей своей бывшей епархии: он председательствует на архиерейских советах митрополии, в который входят все правящие и викарные епископы; его имя возносится за богослужением. Но епархии, входящие в состав митрополий, находятся в прямом каноническом подчинении высшей церковной власти. Главная цель преобразований епархиальной структуры была в умножении числа кафедр, с тем чтобы епископы стали ближе к своей пастве и церковная жизнь была бы под более пристальным наблюдением архиерея. Но все же в новообразованных епархиях могут возникать вопросы, связанные с недостатком опыта молодых епископов, которым придется выстраивать всю систему епархии практически заново на новой кафедре, поэтому новым епархиям полезно сохранить связь с центральной кафедрой региона, ставшей митрополичьей.

http://religare.ru/2_99679_1_21.html

VII. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ I. Цесаревна Елисавета II. Достижение престола III. Эпоха силы и влияния Лестока IV. Могущество Бестужева V. Эпоха событий, подготовлявших Семилетнюю войну VI. Эпоха Семилетней войны VII. Государственное управление при императрице Елисавете Петровне VIII. Церковь и просвещение IX. Внутренний быт при Елисавете Петровне. Хозяйство, ремесла и торговля X. Болезнь и кончина императрицы Елисаветы Петровны Сенат. - Его деятельность для водворения порядка в империи. - Ревизии. - Губернаторы. - Окраины. - Южная Русь. - Переселение сербов в российские владения. -Крепостное право в России. - Побеги. - Крестьянские бунты и волнения. - Разбои. - Тайная канцелярия. -Управление городов. - Благочиние. - Пожары. - Войско. В управлении государством с воцарением Елисаветы Петровны не стало уже кабинета высшей власти, посредствующей между Высочайшею особою и сенатом. Но около государыни всегда были близкие люди, чаще других видевшие и слышавшие ее, а потому имевшие большую власть пред другими, и хотя кабинет по форме был уничтожен, но, в сущности, он продолжал быть при государыне, не имея, впрочем, прежнего названия. В первые годы своего царствования императрица сама часто посещала сенат и обращала внимание на дела; но год от году такие посещения становились реже, и мало-помалу императрица стала утомляться, так что, исключая близких людей, редко кто удостоивался ее видеть. Одною из первых обязанностей восстановленного в своей силе сената было - пересмотреть все до того бывшие указы и отметить из них те, которые признаются противными государственной пользе . Итак, с первых дней царствования Елисаветы Петровны сенат получил как бы власть законодательную. Высочайшая особа составляла главу этого законодательного органа; государыня была тогда для всех доступна: в январе 1742 года всем и каждому было дозволено подавать лично государыне челобитные, и для этого назначался определенный в неделю день. Но это продолжалось недолго, и 28-го числа мая того же года указано было подавать челобитные не иначе, как в соответственное присутственное место. Сенат имел, кроме того, высшую судебную власть: никто без утверждения сената не мог быть приговорен к политической смерти . До 1753 года, хотя смертной казни и не было, но преступникам, осужденным на политическую смерть, отсекали правую руку, а с вышеприведенного года ограничили наказание - кнутом и рванием ноздрей. В это же время последовало облегчение для женского пола: жен преступников не приневоливали идти с мужьями в ссылку; им дозволяли жить в своих приданых имениях и домах, либо выделяли им на содержание часть мужнего движимого имущества,а в 1757 году женщины,приговоренные к телесному наказанию, освобождаются от рвания ноздрей и наложения клейм.

http://sedmitza.ru/lib/text/443423/

X. «Благодать святого огня» на Живоносном Гробе Господнем в великую субботу «Нынешнее празднование св. огня при Гробе Господнем, пишет покойный проф. A. А. Олесницкий , отличается в высшей степени народным характером. Оно исключительно принадлежит Иерусалиму и нигде более не повторяется, точно так же, как не повторялись вне Иерусалима праздники ветхозаветного огня. Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман, в особенности те, которые имеют в Палестине какую-нибудь собственность. Семейный очаг не мыслим без согревающего и освещающего элемента, а этот последний источается для всей Палестины от Святого Гроба. Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками Св. Гроба из Европы. Таким образом праздник Гроба Господня есть праздник счастия и благосостояния страны. Неудивительно после этого, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний о св. огне и его чудесных свойствах, что в обстоятельствах, сопровождающих освящение огня, его цвете, яркости и проч. народ видит признаки счастливого и несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира, – что ко дню освящения огня в Иерусалим стекаются несметные толпы из окрестных сел и городов, жаждущие лично прочитать свою судьбу, начертанную на скрижали Св. Гроба 146 ». Литанию великой субботы, дня получения «благодати святого огня», проф. A. А. Олесницкий называет «торжеством освящения огня при Гробе Господнем», и начало появления этого торжества относит ко временам ветхозаветным, к построению Соломонова храма в Иерусалиме, когда на приготовленные жертвы пал с неба огонь, который постоянно потом поддерживался священниками. «Если небесный огонь, как знак промыслительной заботливости небесного Отца, согревал своею теплотою ветхозаветный Иерусалим, то он не мог угаснуть, говорит названный профессор, для Иерусалима новозаветного и продолжает доселе утешать собою любящих град Царя Великого и Его святыню. Только свой очаг огонь имеет ныне не среди опустошенных дворов Соломонова храма, а в святилище новозаветном, в вещественном ковчеге Нового Завета – Гробе Господнем. Как ветхозаветный огонь разгорался особенно во дни великих жертвоприношений, так и новозаветный св. огонь разгорается в день великой новозаветной Жертвы, когда воспевается Церковью красное Солнце правды, зашедшее во Гроб, чтобы воссиять из него светоносным днем воскресения. Некогда праздник огня при Гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти, он был перенесен к предшествующему дню».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Αρχεο Нужна ли «светская» теология Церкви? 19 Δεκεμβρου 2012 τος 20:35 В дискуссии о теологии в высшей школе, помимо узкоспециальных тем, таких как методология, преодоление кадрового дефицита, создание научно-богословских центров и борьба за государственное признание кандидатских и докторских богословских степеней, важным является вопрос о том, должна ли Церковь взаимодействовать с университетскими кафедрами теологии. Как же должно выглядеть сотрудничество Церкви с подразделениями теологии в светских вузах? Об этом размышляет ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев . Теология — греческое слово, прочно вошедшее в большинство европейских языков — в церковнославянском и в русском языках употребляется в буквальном переводе — «богословие». Понятие «теология» для христианина раскрывается в двух смыслах: это, с одной стороны, таинственное созерцание Божественных откровений и, с другой стороны, систематическое изучение религиозной жизни человека и человечества во всех ее проявлениях. Во втором смысле теология — целый комплекс гуманитарных дисциплин: систематическое богословие (догматика), библеистика, история Церкви, патрология, каноническое право, церковная археология, церковное искусство и т.д. В XIX — начале XX века в духовных академиях Российской империи выросла научная богословская школа мирового уровня, имена и труды русских ученых богословов того времени украсили мировую науку. С приходом богоборческой власти Русская Православная Церковь лишилась и своей богословской науки, и ученых, и библиотек. После войны удалось открыть духовные школы, целью которых была пастырская подготовка будущего духовенства. В настоящее время ведущие учебные заведения Русской Православной Церкви — Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия , Московская , Санкт-Петербургская , Киевская духовные академии, Православный Свято-Тихоновский университет строят свою образовательную деятельность в соответствии с православной ветвью государственного поликонфессионального образовательного стандарта по теологии и мировым уровнем теологической науки.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4527735...

   Более ста лет прошло с тех пор, как единоверная Грузия, как в государственном, так и в церковном отношении, соединилась с Россией под одною общею и гражданскою и церковною властью. И такое присоединение Грузии к России в течение целого столетия не вызывало никаких возражений, особенно в отношении высшей церковной власти, бесспорно принадлежавшей Российскому Святейшему Синоду. Напротив, в распоряжении Святейшего Синода имеется много данных, исходящих и от грузинского народа, для доказательства благоплодности его управления в епархиях Закавказья. Самим Грузинским духовенством, в лице Преосвяшенного Кириона, ныне «грузинского католикоса»; в его «Краткой Истории Грузинской Церкви в XIX столетии» засвидетельствовано, что присоединение Грузии к России послужило источником возрождения находившейся в упадке церковной жизни в Грузии. Лишь в 1905 г. обнаружились попытки к восстановлению автокефалии Грузинской церкви, и вам, Преосвященные Епископы, хорошо известно, что в 1906 г. Святейший Синод постановил перенести на обсуждение предстоявшего Поместного Собора Русской Церкви, наряду со многими предметами из области высшего церковного управления, и вопрос о грузинской автокефалии, который, по каноническому порядку, и должен быть решен только Собором Православной Русской Церкви. Но в путях Божественного Промысла время созвания Поместного Собора Русской Церкви было предначертано лишь в 1917 году. И слава и благодарение Господу! — Священный Собор Русской Церкви в составе целого сонма иерархов, представителей клира и мирян от всех епархий собрался и совершил, с помощью Божией, многие важные деяния и, в частности, восстановил патриаршество в Русской Церкви и совершил наше избрание на патриарший престол Московский и всея России. На сей Священный Всероссийский Собор, по силе обнародованного положения о его созыве, приглашались и епископы Гурийско-Мингрельский и Имеретинский вместе с другими представителями Кавказских епархий, но, к великому нашему сожалению, они уклонились от участия в деяниях Собора, как и вообще все вы, Преосвященные Епископы, вместо того, чтобы принести свои пожелания и стремления к самостоятельности в церковном отношении на суд Всероссийского Священного Собора и, оставаясь в единении веры и любви с Православною Русскою Церковью, ожидать ее соборного решения, порвали с нею всякие сношения вопреки каноническим правилам и совершили целый ряд самочинных деяний.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Конференция об актуальных проблемах пастырства состоялась в рамках VII выставки-форума " Православная Русь " Источник:  Благовест-инфо Конференция на тему " Пастырство: традиции и современность " состоялась 8 ноября, в день открытия VII выставки-форума " Православная Русь – – ко Дню народного единства " . Общецерковный форум был посвящен 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. В пленарном заседании, которое прошло под председательством Патриарха Алексия II, приняли участие митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль), представители высшей государственной власти, супруга президента РФ Светлана Медведева. Открывая форум, Патриарх говорил о св. прав. Иоанне Кронштадтском как " образце доброго пастыря, " полагающего жизнь свою за овец " и воплотившего евангельский идеал жертвенной любви " . " Устроение во Христе жизни человека и церковной общины есть предназначение пастырского труда. Однако труд этот имеет успех лишь при условии заботы пастыря как о духовном возрастании его словесных чад, так и о преодолении собственных недостатков " , – – сказал далее Алексий II. По его словам, каждый пастырь " призван воплотить в своей жизни евангельский нравственный идеал " , при этом духовный наставник не должен, " поддавшись искушению тщеславия и гордости " , " заграждать собой Христа " . Подлинное пастырство, подчеркнул Патриарх, возможно лишь тогда, " когда священнослужитель осознает свою неразрывную связь с Полнотой Церкви " . " Единение пастыря с приходской или монашеской общиной, с собратьями по служению, со священноначалием " , " послушание пастыря законной иерархии " должно быть важной частью " экклесиологического сознания " каждого пастыря. К современному священнику время предъявляет новые требования: " В этот лукавый век пастырю необходимо быть бдительным, тонко чувствовать, чем живет современник, уметь отличать правду от лжи, проповедовать непреложный евангельский закон " , " идти навстречу людям, поддерживать слабых духом, помогать ищущим Истину обрести ее, содействовать в правильном выборе сомневающимся, возвращать надежду на спасение потерявшим ее " . Не стараясь " укрыться от вызовов секулярного мира за стенами храмов " , пастырь должен использовать для проповеди Евангелия все информационные возможности современности. " Лишь безграничная, живая любовь пастыря к Богу и своей пастве воистину созидает стадо Христово, направляя его на пути, ведущем в Жизнь вечную " , – – напутствовал священство Алексий II.

http://religare.ru/2_59258.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010