Пн Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии 7 листопада 2023 р. 12:36 На портале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия опубликовано интервью протоиерея Сергия Звонарева — кандидата богословия, секретаря по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, автора недавно вышедшей в издательстве Московской духовной академии монографии «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века». — Отец Сергий, Ваш научный труд стал попыткой комплексного канонического, юридического и исторического анализа правовых норм, закрепляющих статус, компетенцию, состав, структуру, порядок работы органов высшей власти и управления Русской Православной Церкви в XX и начале XXI века. Исследованию данного вопроса Вы посвятили 17 лет. Можно ли назвать эту монографию трудом Вашей жизни? — Я бы охарактеризовал монографию как первый опыт моего научного исследования. Работа оказалась весьма растянута по времени. 17 лет — это продолжительное время, которое потребовалось для лучшего узнавания сложных исторических процессов, происходивших в Церкви, созревания моей собственной мысли. Могу ли я назвать монографию трудом моей жизни? Если отвечу положительно на этот вопрос, значит, буду жить только прошлым. Но человек призван жить настоящим и стремиться в будущее. Надеюсь, что, Богу поспешествующу, смогу еще послужить церковной науке. — Расскажите, пожалуйста, об этапах создания монографии. — Основа была положена еще в Московской духовной семинарии, куда я пришел со студенческой скамьи Курганского государственного университета. Получив юридическую специальность, я интересовался каноническим правом. А когда выбирал тему дипломной работы в 2004 году, как раз обратил свой взор на область центрального церковного управления, поскольку мне очень хотелось достоверно узнать, каковы же принципы функционирования высшей власти Церкви, как они сопрягаются с принципами построения системы государственной власти, «теорией ветвей».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6075136...

Формально на эту структуру возлагались дела, касавшиеся ведомства православного исповедания в объеме, аналогичном тому, в котором до восстановления патриаршества они подлежали ведению обер-прокурора Святейшего Синода, а также дела инославных и иноверных исповеданий 1 . Но взгляды Деникина на положение Церкви в государстве отличались от российской действительности синодального периода. В декларации председателю Особого совещания по вопросу отношений Церкви и государства Деникин ссылается на постановления Всероссийского Поместного Собора: «В согласии с новыми началами, на которых создается государственная жизнь России, и в соответствии с постановлениями Всероссийского Поместного Собора Православная Церковь свободна и независима в делах своего внутреннего распорядка и самоуправления» 2 . Тем не менее созданное им Управление исповеданий должно было «иметь наблюдение за соответствием постановлений власти Православной Церкви в делах, соприкасающихся с областью государственных и гражданских правоотношений, с существующими общими государственными узаконениями», а также быть посредником в осуществлении государственной материальной поддержки Церкви 3 . С одной стороны, Деникин учитывал мнение самой Церкви по вопросу своего желательного правового положения в государстве и в общих чертах принимал Соборное определение от 2 декабря 1917 года («О правовом положении Церкви в государстве»). С другой стороны, он считал необходимым создать государственное учреждение-посредник между высшей светской и высшей церковной властями. Тем не менее, по словам профессора, члена Временного высшего церковного правления на Юге России Павла Верховского, декларация Деникина по сравнению с позицией царской власти выглядела новаторской. Он называет этот документ «актом доверия, справедливо заслуженным Церковью за два тысячелетия ее бытия» 4 . Деникин не обозначил формы и методы контроля соответствия распоряжений церковной власти существующему законодательству и разрешения спорных ситуаций. Однако Верховский считал, что и они будут определены в соответствии с постановлениями Поместного Собора — в судебно-административном порядке, а не в виде бюрократического надзора 5 .

http://e-vestnik.ru/history/grazhdanskay...

Святой Арсений Эласонский: удивительные приключения грека на Руси Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. 18 августа, 2010 Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. Арсений Эласонский, почивший на русской земле в 1625 году, вот уже более четырех веков почитается в Греции как святой. Его имя, несправедливо забытое в России, сегодня становится одним из символов возрождения Православия и глубокого духовного единства двух народов – русского и греческого. В эти дни в Суздале – городе, где святой был архиепископом последние годы своей жизни, – проходят и церковные, и светские торжества в его честь. И центром празднеств стала первая за пятнадцать лет Литургия, отслуженная в стенах древнейшего суздальского собора Рождества Богородицы. Именно здесь, под спудом, почивал святой, сыгравший важную роль в истории России. Итак, обо все по порядку. Инициатором вскрытия захоронения Арсения Элассонского пять лет назад стал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, тогда еще – митрополит. Его письмо, адресованное президенту Владимиро-Суздальского музея заповедника (ВСМЗ) Алисе Аксеновой, в чьем ведении и сейчас находится суздальский Богородицерождественский собор, послужило поводом к дальнейшей канонизации святителя Русской Православной Церковью. Тогда же, пять лет назад, мощи святителя были обретены. — Мы знали, что он был похоронен под спудом Богородице-Рождественского собора в Суздальском кремле. На специальной карте было отмечено это место. Однако об этой личности мало говорили, — вспоминает президент ВСМЗ. — С другой стороны, в храме был разгар реставрации, стояли леса. И мне долго пришлось объяснять владыке, что пока невозможно приступить к вскрытию. И все же мы ускорили работу реставраторов. Обретение мощей Арсения Элассонского стало настоящим событием, объединившем и музей, и духовенство, и руководство администрации области, и ученых.

http://pravmir.ru/svyatoj-arsenij-elason...

В Москве прошла презентация монографии «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века» 13 ноября 2023 г. 11:20 10 ноября 2023 года в Культурно-просветительском центре «Книжная палата в Черниговском» в Москве состоялась презентация монографии секретаря Отдела внешних церковных связей по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарева «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века». Данный научный труд вышел в 2023 году в издательстве Московской духовной академии . Мероприятие открылось приветственным словом председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония . Отметив, что в основе представленного ныне церковным академическим кругам, церковным практикам и широкой публике научного труда лежит кандидатская диссертация, которую автор защитил в 2007 году в Московской духовной академии, будучи сотрудником Отдела внешних церковных связей под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Патриарха Московского и всея Руси), митрополит Антоний сказал: «Эта работа является попыткой комплексного исследования института высшей власти и управления Русской Православной Церкви в XX — начале XXI столетия». Архиерей констатировал: «Церковное общество начала XX века находилось в поиске путей обновления принципов управления Церковью. Активные дискуссии, которые велись, в первую очередь, в Предсоборном Присутствии, выявили глубокую неудовлетворенность синодальным устроением церковной жизни, засильем в ней чиновничьего духа. Цветом тогдашней академической мысли была предложена форма высшего церковного управления, которая могла бы гармонично сочетать в себе Патриаршее и соборное начала. Тогда многое было сделано для конструирования церковно-государственных отношений, при которых отводилось особое место автономии Церкви, но под высшим патронатом православного государя, а также проектирования митрополичьих округов, призванных децентрализовать церковное управление и создать благоприятные условия для развития местной специфики церковной жизни. Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов благодаря огромной работе, проделанной в предсоборных органах, напряженной дискуссии в отделах и на пленарных заседаниях, не только восстановил институт Патриаршества, но и создал целую систему высшей церковной власти и управления, которая состояла из Поместного Собора, Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха».

http://patriarchia.ru/db/text/6076415.ht...

Л.К. Александрова-Чукова, протоирей Сергий Звонарев Проблематика высшего управления Русской Православной Церкви по дневникам протоиерея Н. К. Чукова 1925–1930 гг. Источник Скачать epub pdf Содержание Нестроения в Петроградской (Ленинградской) епархии после процесса 1922 г. и позиция протоиерея Н. К. Чукова Высшее церковное управление после кончины Святейшего Патриарха Тихона 1925–1930 гг. – Из Дневника протоиерея Н. К. Чукова     В последние десятилетия свет увидели несколько публикаций дневников протоиерея Н. К. Чукова (митрополита Григория) 1 , относящихся к разным аспектам его многосторонней деятельности. Настоящая подборка дневников посвящена вопросам канонической преемственности высшей церковной власти в 1925–1930 гг.Она начинается днем кончины свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России(† 7 апреля 1925 г.), после которой уже имевшиеся ранее нестроения в Церкви, связанные с революцией, «большевицким походом на Церковь » и обновленческим расколом, усугубились вынужденной необходимостью передачи высшей церковной власти на основании актов и завещаний, поскольку Поместного собора Всероссийской Церкви, намеченного на 1921 г., советская власть провести не разрешила. Дневник охватывает период жизни и служения протоиерея Николая между третьим и четвертым его арестами.     Нестроения в Петроградской (Ленинградской) епархии после процесса 1922 г. и позиция протоиерея Н. К. Чукова 30 ноября 1923 г. настоятель Казанского собора и бывший ректор Богословского института в Петрограде протоиерей Н. К. Чуков вместе с другими осужденными на Петроградском процессе 1922 г. был освобожден и оказался без места, так как собор захватили живоцерковники, а корпорация института во избежание подобного же захвата в мае 1923 г. приняла решение о его закрытии. В 1924 г. протоиерей был назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора, а в 1925 г. возглавил Высшие богословские курсы в Ленинграде 2 . После расстрела митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) в 1922 г. северная кафедра вдовствовала четыре года. За это время Петроградской (Ленинградской) епархией временно управляли викарии, в частности, в мае-июне 1922 г. 3 епископ Ямбургский Алексий (Симанский) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Обращение Собора православных архиереев к высшей государственной власти Украины Президенту Украины В.А.Ющенко, Правительству Украины, Председателю Верховной Рады Украины А.Морозу, депутатам Верховной Рады Украины Собравшись в эти дни в Златоверхом Киеве – крещальной купели Руси, в духовном сердце Украины, третьем уделе Пресвятой Богородицы, для празднования юбилея 40-летия епископского служения Предстоятеля святой канонической Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, мы, Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей мира, епископат Украинской Православной Церкви, обращаемся к Вам с апостольским приветствием: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 1. 3). Велика и знаменательна радость события, которое собрало нас в Сионской горнице Киева – Успенской Киево-Печерской лавре, ведь сорок лет тому назад благодать Святого Духа возвела на церковную свещницу достойного сына украинской земли, сделав его апостольским преемником, повелев своими делами и благовестием светить людям «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4. 12). Радуясь по этому поводу, выражаем также и свою обеспокоенность напряженной и нездоровой межконфессиональной ситуацией, которая складывалась на протяжении последних пятнадцати лет и сегодня имеет место на Украине. Констатируем тот досадный факт, что современное состояние украинского Православия, к сожалению, далеко от того, каким оно должно быть в независимом, хотя и молодом, однако богатом своей историей и традициями государстве. Более чем тысячелетняя история Православия на этой священной земле позиционирует Украину как православное государство. Однако украинское Православие из-за существующего раскола парализовано в исполнении своей главной задачи: служить Богу и ближнему в мире, согласии и любви. Проходит уже полтора десятилетия с того времени, как Телу Христову в Украине — Украинской Православной Церкви расколом были нанесены тяжелые и болезненные раны. За прошедшее время эти раны не только не зажили, а наоборот, еще больше стали кровоточить.

http://pravoslavie.ru/18188.html

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 28-29 декабря 1998 года 9 2005 р. 15:00 28-29 декабря 1998 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  состоялось очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 28 декабря: СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о Соборной встрече Всемирного Русского Народного Собора «Россия: путь к спасению», состоявшейся в Московском Свято-Даниловом монастыре 9 октября 1998 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение фактом проведения под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Соборной встречи «Россия: путь к спасению», в которой приняли участие главы и представители органов высшей российской государственной власти, лидеры фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, видные общественные деятели, представители профсоюзов, мира науки и культуры, военачальники. 2. Принять к сведению Заявление Соборной встречи, предлагающее всем ветвям высшей государственной власти и различным общественным силам активизировать диалог и взаимодействие для преодоления кризисной ситуации в экономической и политической жизни России для недопущения возникновения подобной ситуации в будущем. 3. Считать полезным продолжение консультаций с представителями государства, политических и общественных организаций для реализаций решений Соборной встречи. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О времени празднования памяти свт. Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, которое в 1999 году выпадает на четверг Первой седмицы Великого Поста. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Перенести празднование памяти свт. Алексия, митрополита Московского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы на четверг 5/18 февраля Сырной седмицы. 2. Провести торжества по случаю дня Тезоименитства и 70-летия со дня Рождения Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в четверг 5/18 февраля 1999 года. 3. В остальных храмах Русской Православной Церкви руководствоваться указаниями церковного календаря Московской Патриархии на 1999 год относительно празднования дня памяти свт.Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца и Иверской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4970083...

Страхования владыки Феофана «Многие, желающие спастись, – писал владыка Феофан в одном из своих писем, – уходят в монастырь. Но ученые иноки имеют послушание от высшей церковной власти спасаться в миру. И не только церковные власти так установили, но и старцы благословляют этот путь. Помню по себе, как я стремился по окончании курса в академии уйти в монастырь. Но все великие прозорливые старцы, у которых я был (Алексий Валаамский, Варнава и Исидор Гефсиманские), не благословили меня это сделать. И все они говорили одно и то же, что нет на это воли Божьей!..» В высшей степени удивительно и в то же самое время показательно, что в жизни владыки Феофана, жившего, как нередкие из ученых монахов, не в монастыре, а в миру, были на протяжении всего жизненного пути те духовные явления, которые присущи только отшельникам, одиноко живущим и подвизающимся. С общежительными монахами, как правило, этого не случается. В жизни же Владыки такое было неразлучным и самым обыденным переживанием. В аскетической литературе, житиях святых это явление известно под именем страхований демонских, или попыток бесплотных врагов, темных подручных сил князя мира сего, запугать подвизающегося чрезвычайными духовными трудностями на этом пути, чтобы он отказался от подвижничества. Святой апостол говорит об этом: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ). Это та область духовной жизни, которую слепой мир, не зная и не понимая, совершенно отрицает, потому что сам он находится в добровольном плену и порабощении, в духовном ослеплении и обольщении этими мироправителями и не может войти в соприкосновение с духовной сферой, в которой все это происходит. Но все это реально и открывается только тем, кто ведет подлинную христианскую невидимую брань против темных демонских сил. Падшие ангелы по своей природе гораздо умнее и сильнее человека, но они не показывают своего бытия тем, кто идет угодным для них широким путем в погибель (см.: Мф.7:13 ). Но когда они видят человека, который высвобождается из плена, то начинают уже борьбу явную.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двадцать четвертая. Страхования, или духовная брань «Многие, желающие спастись, – писал Владыка Феофан в одном из своих писем, – уходят в монастырь. Но ученые иноки имеют послушание от высшей церковной власти спасаться в миру. И не только церковные власти так установили, но и старцы благословляют этот путь. Помню по себе, как я стремился, по окончании курса в Академии, уйти в монастырь. Но все великие прозорливые старцы, у которых я был (Алексий Валаамский, Варнава и Исидор Гефсиманские), не благословили меня это сделать. И все они сказали одно и то же, что нет на это воли Божией!.. » В высшей степени удивительно и в то же самое время показательно, что в жизни Владыки Феофана, жившего, как нередко бывает среди ученых монахов, не в монастыре, а «в миру», были на протяжении всего жизненного пути те духовные явления, которые присущи только отшельникам, одиноко живущим и подвизающимся. С общежительными монахами, как правило, этого не случается. А в жизни Владыки это было неразлучным и самым обыденным переживанием. В аскетической литературе, житиях Святых это явление известно под именем «страхований» демонских, или попыток бесплотных врагов, темных подручных сил «князя мира сего» ( Ин. 12, 31 ) запугать подвизающегося чрезвычайными духовными трудностями на этом пути, чтобы он отказался от подвижничества... А в более широком понимании, страхования – это та же «невидимая брань», которую ведет подвижник и к которой призваны все христиане. Святый Апостол явно говорит об этом: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Ефес. 6, 12 ). Эта борьба в явном присутствии темной духовной силы бывает нравственно невыносимой и гнетущей. Поэтому каждое страхование сильно утомляет, изнуряет подвижника... Но это та область духовной жизни, которую слепотствующий мир, не зная и не понимая, совершенно отрицает, потому что сам он находится в добровольном плену и порабощении, в духовном ослеплении и обольщении этими мироправителями и потому не может войти в соприкосновение с той духовной сферой, в которой все это происходит. Все это реально и естественно открывается только тем, кто ведет подлинную христианскую жизнь и борьбу, невидимую брань против демонских сил, которые суть падшие ангелы. По своей природе они гораздо умнее и сильнее человека, но они не показывают своего бытия тем, кто идет угодным для них широким путем в погибель ( Мф. 7, 13 ). Когда же они находят такого человека, который ведет подлинно духовную жизнь и высвобождается из их плена, то, убедившись в том, что он твердо стремится идти подвижническим путем, начинают уже борьбу явную. И если бы не всемогущий покров Божий, предохраняющий его от ярости бесовской, то демоны, в своей злобе, вмиг растерзали бы такого подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

I Восшествие на престол и характер Александра I. Отношение правительства к церковным делам. Сперанский. Состав высшей церковной администрации. Первые обер-прокуроры Синода. Кн. Голицын. Новые члены Синода. Начало преобразований в духовенстве. Комитет 1808 г. Комиссия духовных училищ. Духовно-учебный капитал. Возвышение Феофилакта Русанова . Филарет Дроздов . Его отношения к митрополиту и Феофилакту. Ослабление силы последнего. После крутого царствования императора Павла I восшествие на престол Александра I (12 марта 1801 г.) встречено было с живейшим восторгом во всех слоях русского общества. Новый государь был воспитанник благородного республиканца Лагарпа, был любимый внук Екатерины Великой, царствование которой теперь рисовалось в дали прошлого одними только светлыми чертами своего гуманного и либерального характера; а слова первого манифеста Александра прямо гласили, что он будет царствовать по законам и сердцу мудрой своей бабки, и, следовательно, прямо обещали конец всем суровостям и восстановление правления гуманного и либерального. О личности нового государя записки современников отзываются с единодушным и каким-то страстным увлечением, как о личности в высшей степени обаятельной, каком-то ангеле во плоти. Его ласковость, нежное сострадание ко всякому несчастному, признание человеческих прав в каждом человеке, как бы низко он ни был поставлен, простота частной жизни, поэтическая любовь к природе, глубокое отвращение от испорченных нравов двора, искреннее стеснение пред своим собственным величием и положением неограниченного монарха страны – все это показывало друзьям свободы, что они дожили до полного осуществления поэтических благожеланий Державина, когда-то приветствовавшего рождение порфирородного отрока словами; «Будь на троне человек». Государственное направление Александра выработалось среди противоположных и сильных впечатлений его юных лет, сначала впечатлений крайнего революционного движения в Европе конца XVIII в., потом впечатлений таких же крайностей монархической реакции прошлого царствования. Он вынес из этих впечатлений одинаковое отвращение от тех и других крайностей, стремление к их взаимному примирению и самоограничению, многосторонние, примирительные убеждения, осуществление которых мечтал найти в конституционном строе государства. Для большинства заурядных людей такая многосторонность убеждений непонятна, понятнее направления односторонние, прямолинейные; от того современники и считали его – одни опасным для монархий либералом, другие напротив врагом свободы, консерватором, представителем абсолютизма власти, третьи – человеком двойственным, колеблющимся на ту и другую сторону, или же слабым, поддающимся разным влияниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010