Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устройство высшего управления православных поместных церквей Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Предлагаемый очерк устройства высшей власти автокефальных Церквей носит выборочный характер. Речь пойдет не о всех Православных Церквах, и не о тех, которые занимают первые места в диптихе, а о самых многочисленных, паства которых исчисляется миллионами чад, о тех, которые являются национальными Церквами своих народов, их духовной колыбелью. Сербская Православная Церковь. Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белг-радско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее 5 лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под представительством старейшего члена Собора - Митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора - митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://sedmitza.ru/lib/text/432422/

VII. Некоторые аспекты современной жизни католической церкви Протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, церковного права и церковной истории. Высшее управление римско-католической церкви 890 29.1. Папа. Раздел Римско-католического Кодекса канонического права о высшей церковной власти начинается с преамбулы, в которой говорится, что, подобно тому как по установлению Спасителя святой Петр и другие апостолы составляли единую коллегию, так и Римский первосвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, составляют единое целое. Епископ Римской церкви, на котором лежит ответственность, возложенная Господом на первого среди апостолов – Петра, является главой епископской коллегии, викарием Христа и пастырем всей земной церкви; ему принадлежит в церкви власть ординарная, верховная, полная, непосредственная и универсальная. Эту полную и верховную власть в церкви он получает через законное избрание, принятое им, и через епископское посвящение. Поэтому если верховным первосвященником избирается епископ, то он становится таковым после того, как выразит свое согласие, а если не епископ, то он должен быть тотчас посвящен во епископа. В случае отказа Римского первосвященника принять возлагаемую на него ответственность необходимо, чтобы отказ был сделан им по собственной воле, без принуждения и выражен вполне однозначно. Римский первосвященник имеет власть не только над всей церковью, но и над каждой из Поместных церквей. Исполняя миссию верховного пастыря церкви, Римский первосвященник всегда действует в сотрудничестве с другими епископами и всей церковью, но от него одного зависит, будет ли эта миссия исполняться им единолично или коллегиально (при этом учитываются нужды церкви). Приговоры и декреты Римского первосвященника обжалованию и отмене не подлежат; апелляции на них не подаются. Епископы оказывают помощь Римскому первосвященнику в исполнении его миссии, и организационные формы такой помощи могут быть разными, например, посредством проведения собора епископов. Ему помогают также кардиналы и другие лица и учреждения: все они действуют по его поручению и от его имени. Когда Римская кафедра вдовствует, никаких преобразований в управлении церковном не проводится, действуют лишь законы, специально изданные на этот случай.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

ГЛАВА II. ИСПОВЕДЬ И ПОКАЯНИЕ В ДРЕВНИХ МОНАСТЫРЯХ ВОСТОКА Старческая исповедь, о которой должна пойти теперь наша речь, – исповедь инока перед своим духовным отцом – явление нравственно-дисциплинарного порядка. Но по своей нравственной задаче – очищения человеческой совести – она сходна с сакраментальной исповедью, составной частью покаяния, нередко смешивалась с нею (особенно с исповедью тайной) и развивалась среди монашества, если можно так выразиться, за ее счет. А это обстоятельство содействовало возникновению в монашестве преувеличенных представлений о полномочиях старцев в деле врачевания человеческой совести. Поэтому, желая определить настоящее место старческой исповеди рядом с исповедью сакраментальной, мы доджны говорить вообще о покаянной дшциплине в древних восточных монастырях. Монастыри были первоначально частными религиозными обществами, свободно самоуправлявшимися. Самостоятельно выработали они свой дисциплинарный строй, что можно видеть и из истории описанного института старчества. Такое положение монашества продолжалось более столетия. Когда во время монофизитскрго движения обнаружилось, что монашество представляет грозную силу, в своей независимости даже опасную для Церкви, церковное законодательство на Халкидонском Соборе (451) подчинило монастыри надзору епископов. Из частного общества монастырь превратился в церковный институт. Но внутренней монастырской жизни правила IV Вселенского Собора не касались, и хотя впоследствии законодательство императорское (Юстиниана) и церковное (VII Вселенского и Двукратного Соборов) и занималось внутренней дисциплиной монастыря, однако не для изменения или преобразования ее, а только для упорядочения, чтобы упрочить э жизни монастырей дисциплину, выработанную устроителями монашества, только сохранить ее от расстройства – не больше 303 . Из такого положения монашества в Церкви периода Вселенских Соборов вытекало три следствия для состояния покаянной дисциплины в монастырях того времени. Она вырабатывается самостоятельно, независимо от представителей высшей церковной власти. Сами епископы признавали эту самостоятельность. Один египетский монах тяжко согрешил (воровством, по другим известиям – блудом); епископ послал его к преп. Пахомию и так писал подвижнику: «Мы послали его к тебе, чтобы ты судил его, ибо он монах» 304 . Самобытная покаянная дисциплина монастырей в значительной степени отличалась от церковной, потому что разрабатывалась в связи с институтом старчества. Наконец, она представляла, по крайней мере на первых порах, значительное разнообразие в монастырях разных видов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Глава I Развитие церковно-гражданского законодательства в России началось, между прочим, на основании законов и юридических начал, уже определенно выработанных и установившихся в Греческой Империи и принесенных оттуда к нам вместе с верой и Церковью 11 . В числе греческих законов русское государство и церковь русская приняли закон или, точнее, юридическое начало о безусловной подсудности суду церкви духовных лиц по делам гражданским. Порядок гражданской подсудности русского духовенства в древней России, на основании указанная начала определенный по образу греческой империи 12 и по каноническим правилам 13 , состоял в следующем: монашествующие, духовные лица и состоящие в клире судились не только в церковных, но и в гражданских делах между собой, пред епископами: епископы подлежали суду митрополита 14 высшей же суд для всех их был на соборах 15 и пред князьями 16 . Но молодое русское государство, принявшее христианскую веру из страны, в которой самостоятельная гражданская жизнь стояла уже на значительной степени развития, не ограничилось в указании пространства гражданского суда церкви одними греческими законами. Первые христианские русские князья, по всей справедливости, видели в новой вере начало, назначенное, между прочим, и к устроению гражданской жизни юного государства 17 . Из благоговения к вере и Церкви 18 они расширили судебно-гражданскую власть церкви особыми уставами, по которым эта власть получила с течением времени прогрессивное развитие до значительный. размеров 19 . Устав первого христианского князя св. Владимира предоставил гражданскому суду церкви, между прочим, класс людей богоделенных, т. е., лиц состоящих по особенным качествам их под покровительством церкви 20 . Св. Владимир установил гражданский суд церкви. «Сей ряд и суд церковный» «установляли» и подтверждали впоследствии и другие, великие и удельные князья 21 . Самостоятельность «ряда» или «устава» предоставлявшегося церкви всегда ограждалась установителями от всякого вмешательства и от всякой «обиды» светской власти 22 . Ряды и суды церковные, установленные первыми князьями, были неоспоримым основанием церковно-гражданского суда до Соборного уложения 1649 г. 23 и даже подтверждались после 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Закрыть itemscope itemtype="" > Парижу он предпочел Соловки О своем деде и о сокровенной тайне Троице-Сергиевой лавры читателям " Трибуны " рассказывает внук великого русского философа - " академик Павел Васильевич Флоренский 27.07.2005 543 Время на чтение 8 минут 25 ноября 1937 года на заседании Особой Тройки УНКВД Ленинг радской области П. А. Флоренский был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в ночь с 8 на 9 декабря, накануне выборов по новой сталинской Конституции. Из обвинительного заключения по делу N- 2886: " Флоренский Павел Александрович, профессор богословия, служитель культа (поп), выходец из знатной дворянской семьи, по политубеждениям крайне правый монархист, автор печатных трудов по богословию, в которых откровенно выражены его монархические убеждения ( " Защита божества " , " Столп и утверждение истины " и т. д.). В 1928 году арестовывался ОГПУ и осужден как активный участник церковно-монархической организации на 3 года... " . Церковно-монархического заговора по свержению устоев власти не существовало. Но была тайна. Тайна, связавшая отца Павла Флоренского и его единомышленников. Ее унесли с собой в мир иной все к ней причастные. Но не исчезают бесследно мысли, хранимые в сфере духа - " пневматосфере, как называл ее П.А. Флоренский. Сегодня внук философа - " Павел Васильевич Флоренский открывает нашим читателям сокровенную тайну своего деда. Клятва у мощей - " Еще в детстве я слышал от родных разные намеки и догадывался, что они скрывают от меня какую-то тайну, - " вспоминает Павел Васильевич. - " И только став взрослым, мне довелось обо всем узнать. История эта началась накануне Страстной Седмицы 1918 года в Сергиевом Посаде, когда в дом к моему деду - " отцу Павлу Флоренскому - " постучалась соседка. Женщина только что услышала телефонный разговор своего зятя-комиссара с Москво й. Речь шла о готовящемся на Пасху глумлении над мощами преподобного Сергия. Мой дед в то время был членом Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры и к тому же священником, то есть ему можно было рассказать без опаски в уверенности, что тайна исповеди сохранится. Отец Павел отреагировал не так, как эта женщина ожидала. Впоследствии она пересказала все местному учителю Волкову и очень возмущалась. Чем ответил ей Флоренский? Сказал, что ничего страшного, надо смириться, молиться, Господь не попустит... Она не знала, что сразу же после этого разговора отец Павел поспешил на соседнюю с Дворянской улицу, где жил граф Олсуфьев, его друг. Вместе они пошли в Лавру, в келью настоятеля архимандрита Кронида, в будущем прославленного как новомученика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШАЯ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ высшая власть во Вселенской или автокефальной Поместной Церкви . Согласно правосл. вероучению, Главой Церкви является Господь Иисус Христос (Еф 5. 23; Кол 1. 18). Однако в земном, историческом бытии Церковь как христ. община или совокупность общин имеет власть в себе самой, подлежащую каноническим характеристикам и осуществляемую человеческой инстанцией. Правосл. экклезиология и история Церкви свидетельствуют, что постоянно пребывающим носителем В. ц. в. является Богоучрежденный вселенский епископат (см. Епископ ) - преемник Собора апостолов . Возглавляя церковные общины и объединяясь вокруг первоиерархов автокефальных Церквей, епископы находятся в постоянном молитвенно-каноническом общении между собой, осуществляя тем самым общение между Поместными Православными Церквами; одновременно они решают возникающие во взаимоотношениях Поместных Церквей спорные вопросы и иные проблемы, употребляя принадлежащую им В. ц. в. Формы этого общения и координации могут быть разными: помимо молитвенного общения, к-рое никогда не прерывается, в эпоху гонений общение осуществлялось через посещения епископами Церквей своих собратий, через обмен посланиями, через Соборы архиереев отдельных провинций Римской империи (см. ст. Поместные Соборы ); после Миланского эдикта (313) Соборы стали созываться регулярно. Наиболее совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата являются Вселенские Соборы (см. Вселенский Собор ), к-рых в истории Церкви было 7. Каждый созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений. Прообразом Вселенских Соборов стал Иерусалимский Собор апостолов (Деян 15. 1-29). Помимо Вселенских и поместных Соборов в собственном смысле слова в истории Церкви были и такие Соборы, к-рые хотя по традиции и причисляются к поместным, но либо по важности постановлений, либо по составу имели большее значение, чем обычные поместные. К ним относятся Поместные Соборы, правила к-рых вошли в канонический свод, а также К-польские Соборы 879, 1156, 1157 гг., исихастские Соборы в К-поле 1341, 1347 и 1351 гг. и др., определения к-рых имеют догматический характер. Примером Собора, имевшего по своему составу общеправосл. значение, может служить Большой Московский Собор 1666-1667 гг. Хотя более 12 веков правосл. Церковь живет без Вселенских Соборов и вопрос о созыве нового Вселенского Собора продолжает оставаться открытым, это не значит, что она в наст. время не имеет высшей власти.

http://pravenc.ru/text/161097.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИАНСКИЙ РАСКОЛ в РПЦ (кон. 1925 - сер. 40-х гг. ХХ в.), назван по имени Свердловского архиеп. Григория (Яцковского) - инициатора создания и первого руководителя т. н. Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС). Второе, менее распространенное название раскола - «борисовщина» - происходит от имени др. организатора ВВЦС - Можайского еп. Бориса (Рукина) . Так же как и обновленчество , Г. р. был инициирован ОГПУ, к-рое использовало в собственных целях устремления части епископата к высшей церковной власти, представляемых как восстановление в Церкви коллегиального управления. Особое недовольство этих епископов вызывала практика передачи полномочий Патриарха через назначение преемников. Такое право, не предусмотренное церковными канонами, в силу исключительно трудных условий церковной жизни было предоставлено Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Патриарху свт. Тихону . После кончины свт. Тихона в соответствии с оставленным им завещанием Архиерейское совещание РПЦ 12 апр. 1925 г. признало Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . 10 дек. того же года митр. Петр был арестован. Согласно его завещательному распоряжению, патриаршие полномочия по управлению Церковью перешли к Нижегородскому митр. Сергию (Страгородскому , впосл. Патриарх). Из-за запрета на выезд из Н. Новгорода митр. Сергий не имел возможности прибыть в Москву и сообщил о принятии на себя функций временно исполняющего обязанности Патриаршего Местоблюстителя письмом, отправленным управляющему Московской епархией. Еще до ареста митр. Петра представители ОГПУ вели переговоры об условиях легализации церковного управления с архиеп. Григорием (Яцковским) и др. архиереями, недовольными твердой позицией Местоблюстителя в отношениях с гос. властями. 11 нояб. 1925 г. Комиссия по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от гос-ва (Антицерковная комиссия) ЦК РКП(б) поручила начальнику 6-го отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову «ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев» ( Цыпин. История РЦ. С. 137). 22 дек. с согласия ОГПУ в Донском иконы Божией Матери московском муж. мон-ре , где до того находилась резиденция Патриархии, состоялось совещание 10 архиереев. Остальные епископы РПЦ либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Обозревая устройство богослужения в нашей православной Церкви, мы не имеем в виду описывать богослужебные обряды, или излагать весь чин богослужения: мы будем сводить только общие и основные Правила о совершении богослужения н важнейшие постановления о главных и существенных его принадлежностях; также такие постановления, которые – а) руководствуют самих священнослужителей в исправлении духовных треб, а мирян в их употреблении,– б) которые относятся более к управлению богослужебной части, т. е. к благоустроению её в разных отношениях, к соблюдению надлежащего благочиния при совершении священных действий, к разрешению могущих возникать здесь недоумений и случаев, затруднительных для священников или мирян, к предупреждению и пресечению в богослужении всего, противного духу православной Церкви и действующим в ней законам. Словом сказать, мы будем излагать не обрядовую сторону богослужения, а закононоложительную, или законодательство православной Церкви относительно богослужения. В связи с общими, древними правилами мы будем приводить наши отечественные узаконения. В состав полного обозрения этого предмета должны войти: 1) общие постановления о православном богослужении, и 2) частные – относительно священных мест, священных действий и священных времен Церкви. На этот раз мы ограничимся только общими постановлениями и частными – относительно священнейших мест. 1. Общие постановления Так как в православной Церкви существует таинство священства, в котором избранные по достоинству лица освящаются на совершение церковного богослужения, так как есть положительный богослужебный устав, с различными чинопоследованиями, принятый и сохраняемый Церковью от древнейших времен Христианства: то всякое священнодействие должно быть совершаемо не иначе, как правильно поставленным священнослужителем,–и не иначе, как по уставу, заключающемуся в книгах церковных (напр. соб. пр. 6. лаод. 55. VI всел. 55. V II 4 4 т вселен. . карф. 1 1в). в). Запрещается всякое уклонение от церковного устава, всякое произвольное в нем изменение; также и нововведение, уставу противное 1 . Как тщательно и строго Церковь православная всегда охраняла древний устав богослужения, апостолами и отцами преданный, видно из правил вселенских соборов, которые осуждали всякое отступление от священным преданий и обычаев, по видимому даже неглавных и несущественных В богослужении: каковы напр. правила о не преклонении колен В церкви в дни воскресные и пасхальные _ (1 всел. 20.VI всел. 20). Утверждать и вводить в Церковь вновь составляемые службы и молитвословия, исключительное право принадлежит высшей духовной власти, собору, (карф. 116), или – в нашей отечественной Церкви Синоду 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Повесть о Темир Аксаке Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова Повесть ο неудачном походе Тимура на Русскую землю создана в период между 1402 и 1418 гг. в окружении московского великого князя Василия I Дмитриевича; она посвящена описанию этого события, но основным мотивом ее является идея избранности Москвы как политического центра Руси – в противопоставлении Киеву или Владимиру. Из Владимира как раз в это время была перенесена государственная святыня – икона Владимирской Богоматери, которая считалась покровительницей царствующего града и царской фамилии еще со времен Киевской Руси. Московский князь тем самым был представлен как правомочный наследник киевской, а затем и владимирской государственности. Именно потому автор повести так последовательно и настойчиво титулует своего князя великим и даже самодержцем – вещь необычная для XIV в. Β августе 1395 г. Тимур неожиданно вышел κ Ельцу, разграбил его и, простояв у Дона около двух недель, по неясным причинам повернул обратно, направляясь в Крым. По-видимому, вполне трезво оценивая обстановку, Тимур не пожелал связываться с мятежными «улусами». Он только что вторично и уже окончательно разбил своего соперника Тохтамыша и продолжал карательные экспедиции по татарским землям, подчиняя их своей власти. Выход на Русь был разведкой, подобной той, которую осуществил военачальник Чингисхана Сабудай в 1223 г., дав бой русским и половецким князьям на Калке. Решение Тимура на Руси было воспринято как Божье заступничество и как чудо. Β Москве на месте встречи иконы, которой приписано было свершение этого чуда, заложили памятную церковь и монастырь, названный в честь события Сретенским. Β повести, впоследствии неоднократно перерабатывавшейся, отразились некоторые идеологические противоречия XV в., в частности противоречия между великим князем московским и высшей церковной властью. Появились «распространенные» и «полные» версии рассказа, прославлявшие уже не князя, а церковных иерархов. Здесь публикуется первоначальная краткая редакция, в которой меньше традиционной церковной риторики и вымышленных позднее подробностей; так, здесь нет описания сна Тимура, заставившего его отступить, и того ужаса, который вызвало у него вещее сновидение. Здесь нет упора на заслуги церковных деятелей, например митрополита Киприана; все события контролируются московским князем и подчинены его распорядительным и своевременным действиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Александр Кырлежев Кандидаты в патриархи: объективные факторы Источник:  Риа-Новости Приближаются выборы Патриарха Московского и Всея Руси. Кажется, нет ни одного издания, бумажного или сетевого, которое не написало бы о возможных кандидатах. Привлекают, конечно, прежде всего страсти и скандальности, полемика и " гадания на кофейной гуще " . А можно ли рассмотреть ситуацию, отбрасывая личные пристрастия, идеологические предпочтения и, так сказать, суждения вкуса, продемонстрированные комментаторами? Попытаемся это сделать, принимая в расчет лишь объективные факторы (насколько это вообще возможно). Согласно Уставу РПЦ, кандидатом в патриархи может быть любой правящий архиерей старше сорока лет, имеющий высшее богословское образование и опыт церковного управления. Это если идти " снизу " . Если же думать о реальных претендентах, нужно идти " сверху " . И тогда рассматривать следует – прежде всего и по преимуществу – весьма ограниченную группу лиц, в соответствием с одним критерием: это " синодалы " , то есть постоянные члены Священного Синода. В данном случае главный фактор – длительное участие в осуществлении высшей церковной власти, постоянным органом которой и является возглавляемый патриархом Синод. То есть это иерархи, которые участвуют в принятии всех общецерковных решений и ставят под ними свои подписи. Таковых 7 человек (в скобках приводится год назначения постоянным членом Синода, то есть синодальный " стаж " ): митрополиты Кирилл Смоленский (1989), Владимир Киевский (1987), Владимир Санкт-Петербургский (1995), Филарет Минский (1981), Ювеналий Крутицкий и Коломенский (1972), Владимир Молдавский (2000) и Климент Калужский, управляющий делами Московской Патриархии (2003). Другие члены Синода – это епископы, вызываемые по очереди и на сравнительно краткое время. Иными словами, речь идет об архиереях, которые, занимая даже весьма удаленные от центра кафедры, постоянно вовлечены в дела церковного центра, знают специфику общецерковного управления и несут за него ответственность. Именно эта епископы административно-практически подготовлены к осуществлению функций патриарха как главы Поместной Церкви.

http://religare.ru/2_61570.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010