Поместный Собор 1917–1918 гг. ЖМП 11 ноябрь 2022 /  18 ноября 2022 г. 13:00 Келейный труд и разочарование общественности К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА РАБОТЫ ПРЕДСОБОРНОГО СОВЕЩАНИЯ В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв.  PDF-bepcuя. Учреждение Предсоборного Совещания В декабре 1906 года Предсоборное Присутствие торопливо завершило свою работу с надеждой получить соизволение императора Николая II на созыв Поместного Собора. Присутствие, учрежденное императором, работало почти год — с 3 марта по 15 декабря 1906 года. За это время была проделана важная богословская и каноническая работа по организации Собора: подготовлены проекты основных документов, регулирующие созыв и порядок деятельности Собора, функционирование высшего церковного управления. Однако шло время, и каждый следующий год не приносил ничего нового в вопросе созыва Собора: сдержанная позиция государя видимым образом не менялась. Документы и материалы Предсоборного Присутствия, как невостребованные, были сданы в архив. Пресса тех лет писала об обманутых ожиданиях, бесконечно повторяемых словах о необходимости Собора, в то время как дело не двигалось с мертвой точки 1 . Однако активные члены Церкви возвышали свой решительный голос в защиту назревших церковных преобразований. Так, Л. А. Тихомиров подал докладную записку на имя председателя Совета министров П. А. Столыпина, в которой доказывал вред дальнейшего затягивания созыва Всероссийского Поместного Собора в условиях изменившихся общественно-политических отношений 2 .

http://e-vestnik.ru/analytics/keleynyy_t...

Приложение 2. Краткие биографические сведения о наиболее известных православных епископах, мучениках и исповедниках и о других церковно-политических деятелях, упоминаемых в публикуемых материалах Μ. Е. Губонин собирал сведения об иерархах Русской Православной Церкви в течение многих лет. Составленная им картотека, к сожалению, в основном была утрачена, а в публикуемом труде были приведены краткие данные только для 36 епископов. Силами кафедры Новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Богословского Института этот список был существенно дополнен и продолжен. При этом использовались книги: «Русские Православные иерархи» митрополита Мануила [Лемешевского], «Трагедия Русской Православной Церкви (1917–1945)» Л. Регельсона, «Новые мученики Российские» протопресвитера М. Польского , данные периодической печати и отдельные издания, а также сведения, полученные из прежде секретных архивов. Предлагаемый материал не претендует на полноту, но благодаря архивным изысканиям, произведённым в большой своей части трудами иеромонаха Дамаскина [Орловского], удалось проверить, уточнить, вновь установить многие сведения, – особенно даты, место и обстоятельства смерти деятелей Церкви, судьба которых часто была известна лишь по слухам. Сведения о наиболее известных деятелях «безблагодатных» расколов приводятся отдельно. Принципиальный подход редакции к проблеме церковных разделений 20–40-х годов сформулирован в Предисловии к Приложению 1 (см. с. 808). АВГУСТИН ( Беляев Александр Александрович), архиепископ Калужский и Боровский. 1886 г., 28 февраля – родился в с. Калиники Юрьевецкого уезда Ивановской губ., в семье священника. Окончил Кинешемское духовное училище и Костромскую духовную семинарию. 1911 г. – окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1911–1920 гг. – преподаватель в Пензенских мужских и женских учебных заведениях. 1920 г. – возведён в сан иерея с назначением священником Рождественской церкви г. Пензы. Арестован (на короткое время).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Скачать epub pdf Ангел-хранитель Валаама (святитель Игнатий Брянчанинов в истории Валаамского монастыря) Северным Афоном называли эту обитель современники. И не случайно с Валаамом тесно связано имя замечательного подвижника и аскета, духовного писателя XIX столетия святителя Игнатия (Брянчанинова) . На протяжении 30 лет Преосвященный Игнатий состоял в переписке с известным церковным деятелем того времени игуменом Валаамского монастыря Дамаскиным. В письме к нему епископ Игнатий с чувством восхищения отозвался о Валааме: «Валаамский монастырь есть один из первейших монастырей не только в России, но и во всем мире по удобствам своим к иноческой жизни. По служебным отношениям моим к сей обители я считаю моею священною обязанностью сохранять сие иноческое святилище». В 30-е годы XIX столетия в связи с нестроениями в жизни Валаамской обители возник вопрос об избрании нового игумена. Духовная консистория Святейшего Синода поручила разобраться в сложившейся ситуации настоятелю Троице-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию, в июне 1838 года назначенному благочинным монастырей Петербургской епархии. Энергией настоятеля Троице-Сергиевой пустыни были найдены и церковной властью вырваны зловредные плевелы на духовной ниве древнего Валаама. И в определении Святейшего Синода по делу о Валаамских беспорядках нельзя не видеть поощрительного влияния Высшей Церковной Власти к Игнатию (Брянчанинову) и очевидного желания, чтобы и в дальнейшем устроение дел и жизни Валаамского монастыря стояло под ближайшим руководством и влиянием его, как знатока монастырских дел, мудрого и энергичного начальника. Для возрастания Валаамской обители представлялось крайне необходимым назначить нового настоятеля. Архимандрит Игнатий рекомендовал на этот пост известного ему своей подвижнической жизнью монаха скита во имя Всех Святых Дамаскина. Предложение было принято Святейшим Синодом и Государем. По поручению митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского; † 1843) архимандрит Игнатий направил монаху Дамаскину приглашение немедленно приехать в Петербург для представления. С этого короткого официального письма началась переписка между архимандритом (впоследствии епископом Кавказским и Черноморским) Игнатием и игуменом Валаамского монастыря отцом Дамаскиным. Со временем между ними возникла глубокая духовная дружба, продолжавшаяся до самой кончины Преосвященного Игнатия (†1867).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составитель И.В. Соловьев Скачать epub pdf Митрополит Мануил (Лемешевский). Каталог русских архиереев-обновленцев Материал для «Словаря русских архиереев-обновленцев» (1922–1944 гг.) От издателей «Каталог русских архиереев-обновленцев» митрополита Мануила (Лемешевского) печатается по машинописной копии третьей редакции автора. В нашем издании «Каталога» печатаются только биографии обновленческих архиереев в том виде, как они представлены в авторском тексте. Во всех возможных случаях редакция дополнила сведения митр. Мануила новыми данными, заимствованными из нижеследующих источников: Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 957–996 (сокращенно – Кат-ГУБ). Голубцов Сергий , протодиакон. Московская Духовная Академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения (Краткий справочник). По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999 (сокращённо – Голубцов). Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания. М.: Московский рабочий – ВПМД (Материалы по истории Церкви. Кн. 3) (сокращённо – Евлогий). Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея. М., 1991 (сокращённо – Зеленогорский). Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал, университета, 2001 (сокращённо – Лавринов). Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты/Предисл., примеч. И. В. Соловьева: В 3 т. изд.]. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви: Кн. 9) (сокращённо – Левитин). Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945 &91;2-е изд.]. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви: Кн.15) (сокращённо – Регельсон). Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб.: НЕСТОР, 1999 (сокращённо – Шкаровский).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Ю. А. Бирюкова. Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 г. Одним из главных и судьбоносных событий истории Русской Православной Церкви периода Гражданской войны стал Юго-Восточный Русский Церковный Собор (далее – ЮВРЦС), прошедший в г. Ставрополе Кавказском с 19 по 24 мая 1919 г. Собор состоялся спустя восемь месяцев после завершения третьей сессии прерванного революционными событиями Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. и, в определенной мере, воспринимался его участниками, организаторами и общественностью как преемник незавершенного московского Собора. Важнейшим поводом его созыва стала потребность в организации высшей церковной власти – Временного высшего церковного управления (далее – ВВЦУ) – на территории Юга России, контролируемой Вооруженными силами армии генерала А. И. Деникина, Всевеликим войском Донским и Кубанским войском и изолированной от Патриарха линией фронта Гражданской войны 1 . Кроме этого важнейшего деяния, Собор рассмотрел назревшие церковные проблемы: оживление прихода, духовных учебных заведений, укрепление церковной дисциплины, решение которых связывалось с необходимостью рецепции в новых условиях постановлений Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. В Соборе в качестве его членов приняли участие правящие и викарные архиереи, духовенство и миряне шести крупнейших епархий Юга России, члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на данной территории, представители военного духовенства, командования Добровольческой армии, Войскового круга Всевеликого войска Донского, Донского атамана, Кубанского казачьего войска и Кубанского краевого правительства. В числе участников были также многие известные церковные и общественные деятели, представители общественно-политических движений – Союза русских национальных общин, Совета государственного объединения России, участвовавшего и в подготовке Собора, Донского и Кубанского казачьих войск. Выступили генерал А. И. Деникин и В. М. Пуришкевич 2 . Круг работ, в которых история и документы Юго-Восточного Русского Церковного Собора получили хотя бы общее рассмотрение, оказывается довольно узким.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 сентября 1918 г. завершил работу Поместный Собор Русской Православной Церкви. Фото из коллекции Церковно-исторического архива ПСТГУ. ЖМП 4 апрель 2021 /  21 мая 2021 г. 16:00 Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви К 115-ЛЕТИЮ ПРЕДСОБОРНОГО ПРИСУТСТВИЯ В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления.  PDF-bepcuя. Церковная дискуссия в Предсоборном Присутствии стала неоценимым вкладом в процесс подготовки реформ высшей власти и управления Российской Церкви, осуществленных спустя одиннадцать лет Всероссийским Церковным собором 1917–1918 годов.  14 января 1906 года Святейший Синод вынес определение за 127, утвержденное 16 января высочайшим повелением императора по докладу обер-прокурора, о создании Особого Присутствия для подготовки созыва Поместного Собора и для предварительного обсуждения всех намеченных для соборного рассмотрения вопросов. В то время предполагалось, что Собор может быть созван уже в 1906 году. В работе Присутствия принимали участие пятьдесят человек. Архиереи не имели в коллегиальном органе большинства, которое составляли священники (профессора-протоиереи М. И. Горчаков, Т. И. Буткевич, П. Я. Светлов, Ф. И. Титов и другие священнослужители) и богословы-­миряне (профессора Н. А. Заозерский, А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский, И. С. Бердников, В. З. Завитневич, В. И. Несмелов, Н. С. Суворов и другие — всего 21). Принимал участие в работе Предсоборного Присутствия и академик Е. Е. Голубинский. В течение 1906 года список членов Присутствия неоднократно менялся и дополнялся, в том числе включением будущего мученика Алексия (профессора А. Б. Нейдгардта), в будущем мученика Иоанна (профессора гражданского права И. В. Попова), будущего священномученика архимандрита Сергия (В. П. Шеина).

http://e-vestnik.ru/history/opyt_tserkov...

274–276. Равноапостольный наш просветитель и его святые дети-мученики I Ровно 900 лет прошло с того дня, как в уединении своих княжеских хором, близ Киева, на Берестове, тихо почил славнодержавный просветитель земли Русской, ее красное солнышко – князь Владимир. Горько оплакивала его кончину родная ему Русь, которую он сделал православною, для которой он был отцом, заступником, наставником и кормильцем. Это был ее первый князь – носитель русского идеала государственной власти, человек с истинно русской душой; широкая, как говорится, русская натура, в высшей степени добрый, великодушный, не способный входить в сделки со своей совестью, кривить душою: он горячо любил свою Русь и умелою рукою поставил ее на назначенный Богом исторический путь. Весьма благовременно и поучительно вспомнить его жизнь и деяния, особенно в наши дни, когда наша Святая Русь всею мощью своего духа отстаивает свои вековые устои, заложенные святым ее просветителем, – напомнить его святые заветы родному народу на все роды родов. Как восходу солнца предшествует сияние зари, так в нашей истории князю Владимиру предшествовала его приснославная бабка, благоверная княгиня Ольга. Окриленная, по выражению церковной песни, крилами Богопознания, она взлетела духом превыше видимой твари, и, познав истинного Бога, всем сердцем желала просветить истинною верою не только своего воинственного сына Святослава, но и весь Русский народ. День и ночь молилась она, чтобы дал им Бог познать веру истинную. И услышал Господь молитву ее; правда, не слушал ее постоянно занятый походами сын, но добрым семенем пали на детское сердце внука ее, юного князя Владимира, ее рассказы о Христе Спасителе и в свое время вспомнились и принесли добрый плод. Князь Владимир был младший сын Святослава. По кончине матери, св. Ольги, Святослав, по своему обычаю, отправился в поход, а сыновей оставил княжить в особых для каждого уделах. Владимиру дал он Новгород, куда он и отправился с дядею по матери, Добрынею. И дядя, и новгородцы были суеверные и грубые язычники. В язычестве и возрастал Владимир; казалось, что святое семя веры, посеянное бабушкой, готово было совсем заглохнуть в нем, но Бог не допустил этому случиться. Его братья, по смерти отца, скоро поссорились, старший Ярополк убил второго – Олега; Владимир бежал за море к варягам, а Ярополк овладел Новгородом. Но Владимир собрал большую дружину из варягов и вместе с Добрынею пошел на Ярополка. На пути овладел Полоцком, здесь убил князя Рогвольда с двумя сыновьями, а дочь Рогнеду взял себе в жены. Оттуда двинулся он к Киеву на Ярополка, который и погиб в этой войне, а Владимир овладел Киевом и стал единодержавным властителем всей Руси. Это было в 980 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

27–28. Сотрудник Братства св. Гурия. 22 мая 1910 года Вреднейшая идея Много существует исторических причин наших отечественных бедствий, которые мы переживаем. Все эти причины перечислить очень трудно. Мы хотим обратить внимание на одну чрезвычайно важную по её нравственному достоинству – в обратном смысле. Кажется, очень естественно ждать, что человек, которому вверено то или другое дело, будет заботиться об этом деле, будет употреблять все средства к его наилучшему осуществлению. И тогда, само собой разумеется, в этом деле полный успех обеспечен. Там, где есть преданность делу, этот успех несомненен. Но бывают, конечно, такие затруднения у всякого деятеля, когда он сам единолично не в состоянии с ними справиться, или когда дело представляется требующим по существу вмешательства высшей власти и силы. Вот тут и является для всякого мелкого общественного или церковного деятеля выбор: или замалчивать – по временам вопиющее зло, или „беспокоить начальство». Но „начальство” и ныне остаётся для всех мелких „подчинённых” столь страшным понятием, что они готовы претерпеть все беды и несчастия, лишь бы избежать самого страшного: встречи с начальством или его гнева. В таких случаях самые храбрые из этих подчинённых отваживаются только или на анонимное письмо, или на псевдонимную статью в газетах. А в остальных случаях за благо признаётся молчать. Но вот „начальство” само решило ехать для обозрения – хотя бы епархии. Лишь только разнесётся по епархии грустное для всех известие об этом путешествии, – начинается приготовление ко встрече. Все, кого касается это путешествие, начинают готовиться, „как бы угодить преосвященному». У всех единственная забота, чтобы „не расстроить владыку”. Я обращаю внимание именно на путешествие по епархии высшего духовного начальства. Ведь это же – вовсе не „начальство!” Это апостолы Христовы идут к своей пастве; это преемники апостольского служения несут благодать Божию чадам своим духовным, чадам св. Церкви. И, однако же для всех, решительно для всех, эти служители Духа Божия, являются только начальством... И только боязнь выговора, страх пред начальственным неудовольствием, – только эти низменные, рабьи чувства и волнуют тех, кто должен был бы от владычнего посещения испытывать только радость, только душевное облегчение. А вследствие этого всякое начальство жизни не видит, всеми возможными, а иногда и невозможными, средствами всё стремятся скрыть от него истинное положение вещей. И оказывается везде всё благополучно при проезде „начальства”, а только что оно проехало, начинается ряд известий, что „вследствие непредвиденных обстоятельств” или „по воле Божией” случилась та или иная беда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Archive Нужна ли «светская» теология Церкви? 19 December 2012 year 20:35 В дискуссии о теологии в высшей школе, помимо узкоспециальных тем, таких как методология, преодоление кадрового дефицита, создание научно-богословских центров и борьба за государственное признание кандидатских и докторских богословских степеней, важным является вопрос о том, должна ли Церковь взаимодействовать с университетскими кафедрами теологии. Как же должно выглядеть сотрудничество Церкви с подразделениями теологии в светских вузах? Об этом размышляет ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев . Теология — греческое слово, прочно вошедшее в большинство европейских языков — в церковнославянском и в русском языках употребляется в буквальном переводе — «богословие». Понятие «теология» для христианина раскрывается в двух смыслах: это, с одной стороны, таинственное созерцание Божественных откровений и, с другой стороны, систематическое изучение религиозной жизни человека и человечества во всех ее проявлениях. Во втором смысле теология — целый комплекс гуманитарных дисциплин: систематическое богословие (догматика), библеистика, история Церкви, патрология, каноническое право, церковная археология, церковное искусство и т.д. В XIX — начале XX века в духовных академиях Российской империи выросла научная богословская школа мирового уровня, имена и труды русских ученых богословов того времени украсили мировую науку. С приходом богоборческой власти Русская Православная Церковь лишилась и своей богословской науки, и ученых, и библиотек. После войны удалось открыть духовные школы, целью которых была пастырская подготовка будущего духовенства. В настоящее время ведущие учебные заведения Русской Православной Церкви — Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия , Московская , Санкт-Петербургская , Киевская духовные академии, Православный Свято-Тихоновский университет строят свою образовательную деятельность в соответствии с православной ветвью государственного поликонфессионального образовательного стандарта по теологии и мировым уровнем теологической науки.

http://patriarchia.ru/en/db/text/4506355...

Arhiva Are oare nevoie Biserica de o teologie „laic”? 19 decembrie 2012 20:35 В дискуссии о теологии в высшей школе, помимо узкоспециальных тем, таких как методология, преодоление кадрового дефицита, создание научно-богословских центров и борьба за государственное признание кандидатских и докторских богословских степеней, важным является вопрос о том, должна ли Церковь взаимодействовать с университетскими кафедрами теологии. Как же должно выглядеть сотрудничество Церкви с подразделениями теологии в светских вузах? Об этом размышляет ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев . Теология — греческое слово, прочно вошедшее в большинство европейских языков — в церковнославянском и в русском языках употребляется в буквальном переводе — «богословие». Понятие «теология» для христианина раскрывается в двух смыслах: это, с одной стороны, таинственное созерцание Божественных откровений и, с другой стороны, систематическое изучение религиозной жизни человека и человечества во всех ее проявлениях. Во втором смысле теология — целый комплекс гуманитарных дисциплин: систематическое богословие (догматика), библеистика, история Церкви, патрология, каноническое право, церковная археология, церковное искусство и т.д. В XIX — начале XX века в духовных академиях Российской империи выросла научная богословская школа мирового уровня, имена и труды русских ученых богословов того времени украсили мировую науку. С приходом богоборческой власти Русская Православная Церковь лишилась и своей богословской науки, и ученых, и библиотек. После войны удалось открыть духовные школы, целью которых была пастырская подготовка будущего духовенства. В настоящее время ведущие учебные заведения Русской Православной Церкви — Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия , Московская , Санкт-Петербургская , Киевская духовные академии, Православный Свято-Тихоновский университет строят свою образовательную деятельность в соответствии с православной ветвью государственного поликонфессионального образовательного стандарта по теологии и мировым уровнем теологической науки.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2660277...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010