Глава 2. Развитие высшей церковно-правительственной власти от смерти Констанция до вступления на престол Феодосия Великого I. Развитие на востоке высшей церковно-иерархической власти в связи с образованием церковных партий и союзов епископов под влиянием религиозной политики Юлиана отступника С низложением Македония константинопольскую кафедру занял бывший епископ антиохийский Евдоксий. Константинополь становится знаменем церковно-государственной политики. Омойузианство, к которому принадлежало большинство епископов восточно-римской империи, пало. Вследствие ловкой закулисной игры придворной партии восторжествовало омойство. Вера большинства на востоке была принесена в жертву не имевшей корней в догматике голой омейской формуле. Единство церкви было восстановлено. Насколько оно было прочно, это можно было предвидеть из генезиса и это вскоре оправдалось событиями 1625 . Искусственно созданное единство держалось только благодаря сильной воле Констанция. Умер он, и с его смертью рассыпалось с таким трудом построенное здание. На арену истории выступили новые императоры Юлиан (361–63), Иовиан (363–64) и Валентиан I (364–375), или враждебные церкви, или державшиеся в области религии, если так можно выразиться, принципа laissez faire, laissez passer. Особенно важное значение имело кратковременное царствование Юлиана. Освобожденная от всяких оков теологическая мысль пробудилась и забила живым ключом. Эти годы, как и последовавшие затем годы царствования Валета и Феодосия, несмотря на некоторые невзгоды, были весьма счастливы для восточной церкви. Работали, говорит Гарнак 1626 , над великой задачей: восстановить на востоке правую веру. Сражались в почетной борьбе. Грезили о вечном союзе между наукой и верой. Это же время было весьма благоприятно для развития церковного устройства. В эту пору совершается концентрация и внутренняя реорганизация церкви. Вмешательство двора в церковную жизнь прекратилось. Следствием этого явилось выступление вперед догматических партий, чисто как таковых, и возможность без давления со стороны правительства завязать друг с другом враждебные или дружественные отношения соответственно их догматическому положению. На сцену выступили соборы, положившие основание союзам епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Черты бытовой истории славянской Библии с конца XV до XVIII века (К 200-летию со времени издания первого царского указа об усовершении славянского текста Библии) Предисловие История славянской Библии будет написана еще не скоро. В настоящее время, по состоянию источников, возможно только уяснение отдельных сторон этой истории. В связи с подготовительными работами в Комиссии по научному изданию славянской Библии, пишущий эти строки решил принять на себя разработку бытовой обстановки славянской Библии в жизни славянских народов, вместе с историко-литературным обзором письменных и печатных библейских текстов, в их историческом движении. Но особым обстоятельствам разработка начата не с начального периода славянской Библии, а со времени окончательного перехода ее истории на русскую почву, с конца XV века. В общем плане составителя предлагаемые ныне страницы из истории Библии будут составлять первый выпуск второй части «Очерков по истории славянского перевода Библии ». 14-го ноября 1912 года исполнилось 200 лет со дня высочайшего указа Императора Петра I высшей церковной власти о надлежащем усовершении славянского текста Библии, в согласии с греческим текстом LXX. Как и в других областях церковной и государственной жизни, участие великого преобразователя в деле устроения славянского библейского текста составляет знаменательную эпоху в судьбе славянской Библии, ставит грань для старой истории и программу для новой истории нашей славянской Библии. Осуществление этой программы выпало на долю его преемников, и является единственным примером вполне определенного заботливого попечения о судьбе славянской Библии нашей государственной власти, а вслед за нею и по ее настоянию, и нашей церковной власти за все время, когда попечение о Библии лежало на ответственности русских, т. е. с XV-ro века. Действие властного петровского распоряжения продолжается до настоящего времени: и мы пользуемся славянским текстом Библии, образовавшимся в силу указа 1712 года и его позднейших подтверждений. Даже более: под влиянием двухсотлетнего господства петровской идеи или ее практических видоизменений относительно славянской Библии, в некоторых кругах русского общества одно время возможно было наблюдать значительную переоценку продукта этой идеи, в виде известной исторической попытки в сороковых годахпрошлого столетия канонизовать принятый ныне славянский текст печатной Библии. Одним словом, для истекшего 200-летия петровский указ был непререкаемым авторитетомв истории славянского текста Библии, хотя в полной мере не осуществленным до настоящего времени, по недостатку внимания и некоторой холодности к этому делу высшей церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Чтим Державный образ святыни Твоея, Богородице " (комментарий в цифрах и фактах) Большой герб Российской Империи М. Зызыкин Отречение от престола Отречение от престола, согласно ст. 57 и 58 Основных законов Российской Империи, св. коронование происходило по чину, установленному Церковью. Особая незыблемость правил о св. короновании вытекала из самого установления царской власти; о нем же упоминала и ст. 39 Основных законов, согласно которой Император присягал закону о престолонаследии. Если ст. 25—39 Основных законов подтверждались присягой государя, то ст. 62, 63 и 64 о вере утверждались самой идеей царской власти; без них нет той царской власти, которая выращена не только русской историей, но и православным самосознанием. И там, где мы встречаемся с развитием основных принципов статей Основных законов о вере или с принципами, обусловленными положением Императора как священного чина, там мы встречаемся с той же неприкосновенностью, вытекающей из самой идеи учреждения. Печать Временного правительства, 1917 г. Выше воли Царствующего Императора стоят все те статьи Основных законов, которые констатируют царскую власть как определенное учреждение — священный чин, регулируют порядок ее преемства и устанавливают требования, неразрывно связанные с понятием царской власти. Во всех проявлениях своей власти Император связан самим принципом своей власти. То же относится и к отречению от престола Императора. О нем ничего не говорят Основные законы и не могут говорить, ибо, раз сами Основные законы исходят из понимания императорской власти как священного сана, то государственный закон и не может говорить об оставлении сана, даваемого Церковью. Как для снятия присяги, для оставления монашества, так и для снятия царского сана требовалось постановление высшей иерархической власти. Так и бывало на практике.

http://sedmitza.ru/text/413798.html

И.Перов В работе ставится задача раскрыть историю древнего церковного управления в России — на примере устройства епархий. Каждая епархия в древней России представляла собой отпечаток всей поместной Церкви, а потому изложение устройства и управления епархии вместе с тем может быть принято за изложение устройства и управления всей Русской Церкви. Века, выбранные для рассмотрения вопроса, не случайны: с одной стороны, они являются временем церковных соборов, решавших вопросы об управлении Церкви, а с другой — в их рамках сконцентрировано множество памятников и свидетельств, необходимых для полного и обстоятельного раскрытия истории управления Церковью. Автор от изложения внешнего устройства епархий переходит к их внутреннему устройству, сопоставляя каждое отдельное епархиальное учреждение древней Русской Церкви с аналогичным в древней восточной Церкви. Оглавление Предисловие Вступление Деление древней восточной Церкви в порядке управления Деление Русской Церкви в порядке управления Пределы епархий в древней восточной Церкви Пределы епархий в Русской Церкви Споры о пределах епархий в древней восточной Церкви Споры о пределах епархий в Русской Церкви Отношение одной епархии к другой в древней восточной Церкви Отношение одной епархии к другой в Русской Церкви Отношение епархии к высшей центральной духовной власти в древней восточной Церкви Отношение епархии к высшей центральной духовной власти в Русской Церкви Назначение и поставление епархиального архиерея в древней восточной Церкви Назначение и поставление епархиального архиерея в Русской Церкви Отношение епархиальных архиереев между собой в древней восточной Церкви Отношение епархиальных архиереев между собой в Русской Церкви Отношение епархиальных архиереев к собору в древней восточной Церкви Отношение епархиальных архиереев к собору в Русской Церкви Отношение епархиальных архиереев к областному митрополиту в древней восточной Церкви Отношение епархиальных архиереев к митрополиту и патриарху в Русской Церкви Пространство епархиальной власти

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много перемен в своих уставах пережила наша духовная школа. Представителями высшей церковной власти, производившей эти перемены, всегда, конечно, руководило искреннее желание возможно большей пользы делу русского духовного просвещения. И уже эта довольно частая ломка уставов показывает, с какой бдительностью руководители церковной жизни присматривались к плодам и результатам той или иной системы, введенной в духовных школах. Но она же, эта ломка, показывает и то, что по сознанию самой власти церковной, производившиеся перемены и переделки не всегда давали желательные благие результаты; – сознание сделанных ошибок служило основанием для новых реформ. Существующий строй духовного образования, по уставам 1884 года, тоже, по-видимому, признается в высших сферах не вполне удовлетворительным. В газеты уже года два тому назад проникло известие о комиссии из высших иерархов, занятой пересмотром действующего семинарского устава. А в сравнительно недавнее время стало известно, что и к епархиальным архиереям разосланы запросы о недостатках и желательных улучшениях в системе семинарского образования и воспитания. Надо желать и надеяться, что перемены, если таковые будут произведены, действительно, окажутся к лучшему. Но погрешительность и несовершенство всяких вообще человеческих начинаний и предприятий, сколь бы ни были обогащены опытом и дальновидностью их виновники, дает достаточный повод всякому дорожащему судьбой нашего духовного образования не оставаться апатично-равнодушными к возможным переменам в последнем, а по мере своего разумения содействовать выяснению тех или иных его нужд и задач, – в надежде, что всякое добросовестное и сколько-нибудь ценное указание в этом смысле не пройдет незамеченным кем следует. Настоящая заметка, не ставя себе широких задач общего обсуждения нужд нашей духовной школы, ограничивается лишь обсуждением того значения, какое в ней имеют науки философские, которые наиболее дороги и близки автору и о значение которых он может высказаться с полным убеждением и с наибольшей уверенностью. Автор имеет в виду главным образом нужды образования семинарского, в строе которого есть повод ожидать каких-либо перемен; но при тесной связи средней и высшей школы и при весьма значительной общности их задач, само собой понятно, что предлагаемые ниже рассуждения не могут не относиться до некоторой степени и к нуждам академического образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕКРЕТАЛИЯ [лат. decretalis, littera decretalis, epistola decretalis], тип папских грамот: 1) в средние века и Новое время - приговоры, решения и определения папского суда по отдельным делам; ответы папы на вопросы ординарных и делегированных церковных судей (архиепископов, епископов, аббатов и др.), касающиеся церковной дисциплины и канонического права в целом; 2) общее наименование для канонов, входящих в своды декретального права (хотя в их составе находились не только Д., но и декреты Соборов, папские постановления (consultationes) и др. типы папских грамот); 3) после реформ папы Льва XIII (1878-1903) обозначение litterae decretales употребляется для консисторских булл; 4) в широком смысле - синоним decretum, папской грамоты с предписанием, повелением; употребляется также как синоним всех папских посланий (litterae) о церковной дисциплине. Происхождение и типология Прилагательное decretalis (определяемый декретом, декретный) не встречается в классической латыни и появляется в поздней античности в законодательных актах, судебных и делопроизводственных документах имп. канцелярии и церковных учреждений (напр., в Дигестах Юстиниана - Dig. 38. 9. 1. 7). Прилагательное decretalis происходит от decretum (распоряжение, приказание, имп. декрет), обозначало, что юридическая сила определяемого декретом (декретального) действия или состояния зависит от постановления магистрата или решения судьи. В поздней античности и раннем средневековье термины littera/epistola decretalis и decretum часто употреблялись как синонимы применительно к папским грамотам, представляющим собой ответы на обращения в Рим за консультацией по вопросам вероучения, церковной дисциплины или за правосудием и содержащим папское распоряжение, повеление. Формирование Д. как особого типа папских грамот произошло к XII-XIII вв. Первые сохранившиеся Д. относятся к кон. IV в., к правлению пап Дамаса I (366-384) и Сириция (384-399). В историографии Нового времени распространена гипотеза о том, что появление Д. в кон. IV в. было связано с передачей в 378/9 г. императорами Грацианом и Валентинианом II Римскому епископу высшей судебной власти в церковных делах на территории Зап. Римской империи (рескрипт «Ordinariorum», согласно к-рому кафедра Римского епископа наряду с Собором 15 епископов провозглашалась высшей инстанцией в разбирательствах обвинений, выдвинутых против митрополитов и епископов, и 2-й инстанцией после императора в гражданском судопроизводстве, а также сходная привилегия имп. Валентиниана III от 8 июля 445 г. (PL. 54. Col. 636-640)).

http://pravenc.ru/text/171626.html

К вопросу о церковной реформе I. Проект заявления относительно задач предстоящей церковной реформы, составленной группою профессоров С-Петербургской духовной академии. Современное оживление народного самосознания и преобразования русского строя обещают произвести глубокие изменения в состоянии отечественной церкви. Если до последнего дня она жила под оградою и водительством внешней власти, то при ожидаемой независимости печати и слова, при свободе вероисповеданий, при общественном самоуправлении, русской церкви предстоит возродиться в учреждение, почерпающее свою самобытную силу из правоты и жизненности своих верований. Отсюда для будущей церкви открываются новые и сложные задачи, которые уже обрисовывают перед средоточиями высшей духовной науки небывало широкое, просветительное поприще. Подготовляясь к этому грядущему подвигу, но не скрывая от себя и предстоящих тягостей, С.-Петербургская духовная академия пред началом его чувствует за собою нравственную обязанность выразить по поводу их свои пожелания, применяя к себе слова: «Сыне человече, стража дах тя дому Израилеву, да иже видя рать приходящу, а не возвращаеши, кровь их изыщу от руку твоею» (Иезек. 3:17–18). Наблюдая за текущей вокруг себя жизнью, Академия с прискорбием видит прежде всего, что новые задачи, поставленные пред лицом церкви, застают ее малоподготовленною к надлежащему их разрешению. Вековая привычка находиться под защитою и попечением государственной власти, недостатки в системе и формах управления, стеснение строго научных изысканий вечной истины, ограничение свободных проявлений живой религиозности: в проповеди , богослужении, в устроении общественной жизни, разъединение мирских членов от иерархии от низшей – все это ослабило живые силы церкви. Они оскудели и омертвели, а последствием этого явился общий застой духовной жизни. Все, кому дорого благо церкви, с сердечным сокрушением сознают и указывают, насколько личные и руководящие силы ее оказываются недостаточными для того, чтобы успешно ответить на всю совокупность трудных и многообразных запросов переживаемого возрождения. Жатвы давно стало много, а истинных и сильных духом деятелей давно стало мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М. В. Советская власть и судьбы мощей православных святых Рецензия на книгу:  Кашеваров А. Н. Советская власть и судьбы мощей православных святых. СПб.: Наука, 2013. 228 с. В начале 2013 г. вышло новое исследование крупного специалиста по истории Русской Православной Церкви и государственно-церковным отношениям советского периода профессора Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского Политехнического университета А. Н. Кашеварова. Оно посвящено актуальной и, к сожалению, до сих пор недостаточно изученной теме — полной драматизма и даже трагизма истории мощей святых Русской Православной Церкви в советский период. Эта история началась со вскрытия и конфискации мощей в первые послереволюционные годы, затем в короткий период сталинской религиозной «оттепели» некоторые из православных святынь были возвращены Церкви, однако во время так называемых хрущевских антирелигиозных гонений им грозила новая конфискация, и лишь в годы перестройки в связи с 1000-летием Крещения Руси процесс обретения мощей возобновился. В отечественной и зарубежной историографии до выхода монографии А. Н. Кашеварова фактически отсутствовали работы обобщающего характера, в которых тема судьбы мощей православных святых рассматривалась бы в качестве специального предмета изучения. Рецензируемое исследование позволяет составить целостное представление о судьбах мощей православных святых в советскую эпоху в контексте государственно-церковных отношений того времени. В работе представлен детальный анализ акций советской власти, касавшихся святых мощей, показаны их связь и место в общей религиозной политике советского государства и выявлена подлинная реакция верующих, духовенства и, прежде всего, высшей церковной власти на эти акции. Достоинством работы является также освещение специфики подхода властных органов, в различное время курировавших «церковную» политику государства, к вопросу о святых мощах, и, в первую очередь VIII отдела Наркомюста и Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (с 1965 г. Совета по делам религии). Все это позволяет более полно представить, какие мероприятия проводила советская власть в данной сфере религиозной политики и какова была официальная реакция Московской Патриархии по отношению к ним.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157275/

VII. Суждения в литературе и журналистике по вопросу об улучшении церковно-общественных дел Представив краткие данные о начале законодательных работ, касавшихся преобразований в церковно-гражданской области, мы должны остановить внимание на том движении в литературе и журналистике, которое было вызвано правительственным почином 1862 года об улучшении церковно-общинных дел. Отклонив от себя задачу составления подробного исторического очерка деятельности особого присутствия, мы равны образом отклоняем от себя и непосильную задачу: представить в систематическом изложении весь литературный и журнальный материал, относящийся до указанного предмета. Мы лишь в самых сжатых чертах постараемся набросать картину литературного движения по церковно-общественным вопросам и, выдвинув на первый план самые существенные из них, коснемся только наиболее выдающихся (по нашему мнению) сочинений, статей и заметок. Предварительно лишь укажем, что в литературе и журналистике шестидесятых годов была безбоязненно затронута вся система церковного управления и обращено было внимание не только на улучшение материального быта духовенства, но и на его образование и воспитание, на его отношение к высшей иерархической власти и мирянам, на его сословное положение среди других классов общества, и не его в деле народного образования. Обзор этих статей и сочинений мы представим под четырьмя рубриками: I) материальное улучшение быта духовенства, II) преобразование духовных училищ, III) духовное управление и администрация и IV) сословное положение духовенства и расширение его личных, семейных и гражданских прав. Ι. Материальное улучшение быта духовенства Главным условием улучшения быта духовенства является несомненно прочное обеспечение его средств к существованию. Со времени обращения высшим правительством внимания на это дело, в светской и духовной журналистике стали во множестве появляться статьи и заметки по этому животрепещущему вопросу. Из числа этих статей и заметок наибольшее количество принадлежит духовным лицам, которые, как известно, уполномочены были присутствием давать свое мнение только об этой стороне их быта. Почти все духовенство, как в своих статьях и заметках, так и в официальных сообщениях на имя губернских присутствий, высказывало свое желание о поступлении на казенное содержание. Такое желание представлялось весьма понятным, если принять во внимание полной неустройство приходской жизни и стоящее в тесной связи с таким неустройством унизительное для духовенства собирание, или правильнее сказать выколачивание доходов за требоисправление. Но в этом желании нельзя было видеть одно только эгоистическое соблюдение священниками своих интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

V. Суждение о началах этого проекта и его направления Предложенный комитету по преобразованию духовно-судебной части в записке его числа А. Ф. Лаврова проект нового устройства церковного суда имел в виду не освободить только нынешний духовный суд от принятых обрядов и форм производства-напротив образовать новые, в отдельности от администрации, духовные суды на новых началах и с новыми приемами действования. Поэтому, осуждая в самом источнике статьи устава духовных консисторий (ст. 328–330), в коих определяется отношение епархиального архиерея к судным делам, проект будущее устройство духовного суда организует на принятых в судебных уставах 20 ноября 1864 г. началах, стараясь применить и провести эти начала с последовательностью в отношении ко всем инстанциям духовного суда. При применении и проведении этих начал проект, хотя и заявляет о невозможности разделения судебной и административной власти в лице епархиального архиерея, тем не менее, в действительности, при кажущемся сохранении за архиереем судебной власти, административное его значение умаляет до невозможной степени. Устраняя епархиального архиерея, во имя начала разделения властей, от административных действий по делам о духовных лицах, проект назначает его председателем судной коллегии пресвитеров, из коих каждый, на началах коллегиального решения судных дел, имеет свой особый независимый голос, причем, в случае маловажности рассматриваемого дела, проект предоставляет председателю право заменить себя старшим членом, и судное дело решается вовсе без непосредственного участия епархиального архиерея. От предания обвиняемых суду епархиальный архиерей старательно устраняется и не участвует в этом,-ибо он судья-председатель судной коллегии, а власть обвинительная отделяется от судебной; вследствие сего, подведомых епархиальному архиерею и подсудных епархиальному суду священно-церковнослужителей предает на суд духовные совет пресвитеров, с викарным архиереем, если таковой имеется, в противном случае и один пресвитерией совет по докладу своего собрата пресвитера-прокурора, который, в случае несогласия с мнением совета, идет со своим протестом далее, вверх, к исполняющему прокурорские обязанности в высшей инстанции.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010