горы Афон прибыл новгородский уроженец Преп. Арсений Коневский, удалившийся затем от многолюдного братства на о. Коневец на Ладоге. Преподобный Савватий в 1429 г. отошел с Валаама на Соловецкий остров в Белом море. Там он положил начало монашеской жизни вместе с Преподобным Германом Соловецким. В одно время с Преподобным Савватием пребывали на Валааме его ученик и инок Геннадий, впоследствии Святой архиепископ Новгородский, знаменитый борец с ересью, составитель первого полного свода Священного Писания на славянском языке (1499 г.), Пасхалии на 1000 лет и Преп. Евфросин из рода князей Тепринских. В 1474 п пришел на Валаам Преп. Александр Свирский. На Валааме еще в 1930-е годы почиталась могила схимника Григория. Предание отождествляло его со шведским королем Магнусом II Смеком. В 1371 п король вел войну с русскими. Поднялась на Ладоге страшная буря, разметала все корабли. Спасся только сам король. На доске его принесло к берегам Валаама. Здесь он был присоединен к Православной Церкви, принял схиму (великий постриг) и через три дня скончался, оставив своим соплеменникам завет не воевать с Русью.             Скиты Скиты Валаамского архипелага: Скит Всех Святых (Белый скит); Святоостровский скит (преподобного Александра Свирского) восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года; Ильинский скит (уничтожен в 50-ые года, заново отстроен в 2006 году); Никольский скит; Предтеченский скит; Коневский скит (разобран в 1950-ых годах, ныне восстановлен); Свято-Авраамиевский скит (разрушен); Воскресенский скит (Красный скит); Гефсиманский скит; Смоленский скит (восстановлен в 2005 году); Свято-Владимирский скит (построен в 2007 году). Скиты на других остравах Ладожского озера: Германовский скит ( остров Сюскюансаари) с церковью Александра Невского, в настоящее время находится в руинированном состоянии; Сергиевский скит (остров Путсаари); Тихвинский скит (остров Воссинансаари) в наши дни не существует, все постройки скита были разрушены. [править]Возрождение жизни монастыря. Современность       Скиты подробнее   Воскресенский скит, расположенный над Большой Никоновской бухтой, на горе, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св.

http://isihazm.ru/1/?id=586

Закладка храма была проведена 7 октября 1975, а 5 июня 1977 в воскресенье, в неделю Всех святых, новопостроенный храм был торжественно освящен в честь Преображения Господня. Освящение совершили архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел, епископ Ладожский Марк (Шавыкин), бывший в молодости иноком прежнего Валаамского монастыря, и епископ Питтсбургский и Западно-Виргинский Феодосий из Американской Православной Церкви. Иерархам сослужили: прот. Павел Красноцветов, благочинный приходов Московской Патриархии в Финляндии, прот. Ярослав Шуварский из Чехословакии и многочисленные клирики Финляндской Православной Церкви. Среди почетных гостей находились епископ Павел Ферсхурен из Римско-Католической Церкви в Финляндии, д-р Аймо Т. Николайнен, епископ Хельсинской епархии Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, министр просвещения Финляндии Христиан Гестрин и другие официальные лица. Поздравительные телеграммы были получены от Патриарха Московского и всея Руси Пимена и от архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии д-ра Мартти Симойоки. В новом соборе много привезенных со «старого» Валаама икон Пресвятой Богородицы, среди них – Казанская, Толгская, Тихвинская и Смоленская. Иерусалимскую икону Божией Матери написал в 1901 известный московский иконописец В. П. Гурьянов. С левой стороны, у солеи, рядом с Голгофой, висит в киоте Валаамская икона Божией Матери, работа монастырских мастеров конца XIX века. Эта икона почиталась на «старом» Валааме; ее празднование, установленное в 1988, приходится на 7 августа. В особом киоте хранится драгоценная святыня Финляндской Православной Церкви – чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая была, по преданию, привезена в конце XIV века прп. Арсением Коневским с Афона. Икона – двухстороннего письма, на ее обратной стороне изображен Нерукотворный Спас. Трехъярусный иконостас главного придела собора сделан из сосны и местами украшен резьбой. В нем находятся, в основном, старые иконы. Новые написал талантливый иконописец Петрос Сасаки, православный японец, проживающий в Финляндии. Царские врата происходят из одного из храмов старого Валаама.

http://sobory.ru/article/?object=07791

По смерти пр. Сергия он был настоятелем иноческой общины на Валааме. На свою долю пр. Герман так много потрудился для утверждения монашества там, что предание, наравне с преп. Сергием, ставит его основателем монашества на Севере. О жизни и подвигах св. Сергия и Германа в службе говорится, что их любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия – истинен, молитва непрестанна, нрава кротость, слез струи приснотекущие, пост, бдение и труды – предел естества превосходящие (стр. II, изд. 1862 года). Ещё при жизни они имели от Бога особенные дары Св. Духа. Тии святые – Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы преславные, говорится в прошении архимандрита Макария 1696 г. – ещё живи быша и тогда прорицаху (пророчествовали) настоящая и будущая. Из того же прошения известно именно, что они предсказали о запустении обители Валаамской, причиненном Шведами в 1611 году. Сверх того, в письменных памятниках последующего времени говорится, что святые Сергий и Герман законом установили быть в основанном ими монастыре общежительству („Акты историч.” изд. Археограф. Коммисс, т. I, стр. 285). По смерти Германа многие посадники, по свидетельству рукописи Оповедь, продолжали владеть Валаамскими островами. Память св. отец Сергия и Германа для всех была священна. Преосв. Амвросий, митрополит Новгородский, в донесении св. Синоду от 25 августа 1819 года, ходатайствуя о внесении в церковные книги памяти препод. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, между прочим, писал: в списках рукописных хранящихся в оной обители, довольно есть чудес сих преподобных. В молитве же, напечатанной при их службе, о чудесах их говорится следующее: Вы бо в недузех явистеся целители, по морю плавающим кормчии и утопающим благонадежное избавление и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение, и всяких наветом содержимых очищение и помощь. „Вселетник” митрополита Илариона дает разуметь, что и мощи святых Сергия и Германа открыты были очень рано, ещё в доисторический период Валаамского монастыря и что они неоднократно переносимы были в Новгород и обратно на Валаам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приход под руководством священника иерея Виктора Чикуна ведет просветительскую деятельность в Петровской средней школе. Рождество Христово, Крещение, Пасха и другие праздники послужили прекрасным поводом для общения с учащимися и учителями. Таким образом, при наставничестве и молитвенной помощи Валаамской обители, храм свт. Николая является духовным центром поселка. Часовня Святителя Алексия, Митрополита Московского Также было построено несколько часовен, в том числе, часовня святого благоверного князя Александра Невского на территории городского кладбища; часовня Святителя Николая на территории воинской части п. Сторожевое; часовня Святителя Алексия, Митрополита Московского и в память в Бозе почившего Святейшего Патриарха Алексия II на территории подворья. Средняя общеобразовательная Школа Русской Культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских При Приозерском подворье Валаамского монастыря действует уже почти 20 лет негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Школа Русской Культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских». Школа была основана в 1994 году, ее благословил и освятил 12 июля 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Школа Русской Культуры - единственное православное учебное заведение на территории Приозерского района Ленинградской области. Итак, по порядку. Кратко основываясь на документах, стоит проследить хронологию событий, касающихся Приозерского Всехсвятского подворья Валаамского монастыря: 1. Исполнительный комитет Приозерского городского совета народных депутатов Ленинградской области принял решение N65 от 23.02.1989 о передаче пустующего здания церкви «Всех святых» («Андреевской») для молитвенных целей религиозному обществу в г. Приозерске. В соответствии с выпиской из протокола от 16.11.88 года N21 заседания Совета по делам религий при Совете Министров СССР , «О регистрации религиозного общества Русской православной церкви в г. Приозерске», Исполнительный комитет Приозерского городского Совета народных депутатов РЕШИЛ: Передать пустующее здание церкви «Всех святых» (Андреевской) в г. Приозерске религиозному обществу Русской православной церкви для молитвенных целей. Подписи: председатель исполкома В. Степанько и секретарь исполкома Л. Кедрова.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/17/...

Отвесные скалы, живописные сосны, разноцветные мхи – в общем, дух захватывает от созерцания северной величественной красы. Экологу или фотографу – огромное поле для деятельности. Конечно, все это настраивает на молитву, наводит на раздумья о важном, о вечном, отвлекает от суеты. Вся атмосфера острова пропитана молитвенным духом, тем более что, куда ни поедешь, везде встретишь какую-нибудь часовню или могилу того или иного, когда-то очень чтимого в обители старца… Часовня в честь Всех Валаамских святых К Валааму примыкают несколько меньших размеров островов. На некоторые из них нас возили в воскресные дни организованной группой. Их стоит посетить. На всех островах расположены скиты, каждый своеобразен, имеет свою интересную историю, связанную с монахом-отшельником. Кстати, на одном из отдаленных скитов Валаама имеется дерево, на котором остались следы бобровых зубов. Эти животные на острове не водятся, но непонятно как один там все же жил, его так и называли – бобер-отшельник. Он погрыз много деревьев, а потом исчез, видимо, отправился на поиски подруги. Да и вообще Валаам настолько благоприятен экологически, что всякая живность чувствует себя там очень хорошо. Были даже зафиксированы случаи, когда лосихи рожали двойню, а это уникальное явление. Кстати, остров богат большим количеством птиц разных видов и множеством котов. Особенное внимание стоит уделить монастырским богослужениям. Они совершаются полностью, без каких-либо сокращений, неторопливо и тихо. Волонтеры в нерабочее время могут посещать практически все службы в главном соборе острова – Спасо-Преображенском. Мы обычно ходили на воскресные богослужения и каждый день на молебны Божией Матери или святым Сергию и Герману, основателям обители. Как раз успевали во время обеденного перерыва. Удивительно проходит в соборе Всенощное бдение. Все молящиеся стоят в полумраке, ровно и спокойно читает псаломщик, также неспешно служит священник и поет братия. Если быть откровенной, я не любитель долгих служб, меня хватает на два часа максимум, но не Валааме . В первый раз, когда я пошла на всенощную, после исповеди я решила проверить время, и была поражена, обнаружив, что уже 11 часов вечера, то есть я простояла больше четырех часов, забыв про усталость. А служба продолжалась до полуночи. Так же красива и Божественная литургия, в частности из-за неповторимого Валаамского пения. Хоть я и хожу на подворье Валаамского монастыря в Петербурге , где поют теми же распевами, однако пение братии отличается от пения мирского хора.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/valaam-g...

Помимо фермы, на острове есть пекарня, электростанция, пожарная служба, кузница, иконописная мастерская, школа, библиотека и даже своя монастырская фотолаборатория. Валаам — это государство в государстве, воплощенная утопия. Сперва удивляло, что нигде на острове нет нищих и попрошаек, ни на пристани, ни на усадьбе, ни у храмов. Впрочем, откуда им взяться: любого сразу накормят, напоят, а захочет трудиться — и оставят при монастыре. Вечер с вареньем Вечером Антоний принес брусничного варенья, приготовленного из ягод, собранных здесь же, на острове. Но после ужина в келье никто не сидит. Катя с Дариной попросили у дяди Славы удочки и ушли к одному из внутренних озер. Сам дядя Слава бренчит на гитаре. Маша готовится к причастию у себя. Иван решил впервые исповедоваться и тоже читает в келье, не обращая внимания на работающее радио. Аня и Ксения, художницы из Петербурга, в свободное время отправляются на этюды. Поэтому, набив рюкзаки красками, прихватив планшеты и бумагу, они уходят ко Скиту Всех Святых, удаленному от банальных туристических троп и маршрутов. Очертаниями причудливых башенок Всесвятский скит напоминает сказочный замок, затерянный в лесу. Между тем, это один из самых строгих скитов на Валааме. Здесь не пользуются электричеством, нет горячей воды, только баня раз в неделю, на территорию обители нельзя заходить женщинам, а богослужения идут не только утром, днем и вечером, но даже ночью. После этюдов они вернутся, и мы увидимся уже в храме. На поздней Всенощной накануне дня усекновения главы Иоанна Предтечи нижний храм полон и тих. Темно, жёлтым горят свечи, и в их свете двигаются монахи: в богослужении участвует вся братия. Торжественная и таинственная служба. Сердце на мгновение замирает — вдруг тишину прорывает знаменитый мужской хор Валаамского монастыря, поющий Нагорную проповедь. Закончился еще один день на Валааме — тот, что один за три. В большой женской келье уже погасили свет. У нас еще шуршат, пьют чай, нанизывают на нитку грибные сувениры из лесу, читают Лескова. Через чердачное окно я вылезаю на покатую крышу работного дома. Свежо, в объемной космической черноте будто нарисован собор. Стрекочут сверчки. Купола голубыми зефиринами выделяются в контрастном свете маяка-колокольни. Наверху в ясном небе мерцают миллиарды звезд, больших и маленьких. Как у Бога на ладони. Послесловие

http://foma.ru/odin-den-volonterom-na-va...

Дубовая аллея (дорога на скит Всех Святых). Фото: Павел Козионов Умеем ли мы в своём доме порядок навести? А как же игумен Дамаскин столько всего сумел? Пришёл на Валаам неграмотный крестьянин, а после 19 лет монашеской науки он принимал царственных паломников, беседовал с философами, вёл переписку с историками, приглашал в обитель известных русских художников (до сих пор экскурсоводы останавливаются у сосны, которая «позировала» И.Шишкину). Причём монахи роптали, что братии не разрешалось свободно ходить по острову. Для них под запретом было посещение, к примеру, Предтеченского скита, а художников пускали всюду. Почему так? Да, видать, потому, что игумен Дамаскин заботился и о судьбах русской культуры. Многое, наверно, предвидел. Какая же скрыта тайна за девятнадцатью годами жизни рядового инока на Валааме? Чем напитал его душу Спасо-Преображенский монастырь? Конечно же, биографа тогда рядом не было. Но сохранились некоторые рассказы из жизни монаха Дамаскина. Известно, к примеру, что 7 лет прожил будущий игумен отшельником. «Келья его стояла на берегу озера и разделена была на 4 комнатушки. В одной Дамаскин занимался рукоделием, в другой – переписывал книги святых отцов, в третьей – совершал молитвенное правило и поклоны. В четвёртой комнатке стоял сосновый гроб. Гроб служил Дамаскину постелью, а одеялом была крышка. Когда Дамаскин согревался “могильною теплотою”, то открывал деревянное своё одеяло». Как вы представляете себе «могильную теплоту»? Что значит «согревался»? «Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нём» – это сочинение святителя Игнатия. Описана и ситуация, предшествовавшая избранию монаха Дамаскина игуменом. Единомыслия в монастыре не было. При назначении Дамаскина духовное неповиновение среди монахов «рожном стояло». На нового игумена даже с кулаками бросались. А он всё преодолел! Сколько же всего он преодолел? Всмотритесь в его лицо: как будто из валаамского гранита… Центральная усадьба Преподобные Сергий и Герман погребены в скале – в камне. И весь остров – камень. Ещё и поэтому на каждом камне можно служить литургию. Над местом их упокоения возвышается Спасо-Преображенский собор – над водами Ладоги, на горе Фавор. Это центр обители. Собор – самое высокое, самое величественное здание на Валааме. От зеркала воды до креста колокольни около 140 метров. Гранитная лестница ведёт от причала к монастырю. Александр Дюма назвал лестницу в 62 ступени гигантской. У меня фантазии поменьше, чем у знаменитого француза. Мне лестница кажется по размеру обычной. Но после подъёма всё-таки хочется отдышаться. На гранитной стелле читаем имена высочайших особ, посетивших Валаам: Пётр I, Александр I, Александр II…

http://pravoslavie.ru/37253.html

2. В Совет по делам религий при Совете Министров СССР от Приходского Совета Всехсвятского прихода г. Приозерска Ленинградской области 17.09.90 за N69 поступила справка-подтверждение о том, что община Русской Православной церкви, зарегистрированная в установленном Законом порядке 15.11.88 г., получившая в пользование здание церкви Всех Святых (решение исполкома N65 от 23.02.89) не возражает против преобразования указанного храма в подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и изъятия его из приходов Ленинградской епархии. Подписи: настоятель, и.о.председателя Приходского Совета церкви Всех Святых - игумен Сергий (Булатников), члены-учредители: Исайченко Е.М., Алексеева М.А, Чащин М.И., Сковородина А.П., Манолов К.И., Ковш И.А. 3. Из канцелярии Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна 24 октября 1990 года за N2548/11 на имя наместника Спасо-Преображенского Валаамского монастыря игумена Андроника поступило письмо с резолюцией Его Высокопреосвященства, положенной на письме о переводе Всехсвятской церкви г. Приозерска из числа приходов Ленинградской епархии в состав подворий Спасо-Преображенского Валаамского монастыря: «НА РЕШЕНИЕ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА». Подпись: секретарь митрополита архимандрит Симон. 4. 26 ноября 1990 года за N2459 на имя Его Высокопреподобия игумена Андроника, наместника Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, из канцелярии Московской Патриархии пришла резолюция ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенная на рапорте от 15.11.1990 г. о благословении на перевод Всехсвятской церкви из числа приходов Ленинградской епархии в состав подворий Спасо-Перображенского Валаамского Ставропигиального монастыря и утверждения кандидатуры нынешнего настоятеля храма игумена Сергия (Булатникова): «19.XI.1990r. Подворья Ставропигиальных монастырей, как и сами монастыри, подчинены непосредственно Патриарху, поэтому Всехсвятское подворье Ставропигиального монастыря должно быть выведено из состава Ленинградской епархии. Настоятелем Подворья Ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря в Приозерске утвержден игумен Сергий (Булатников). Подпись: управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Ростовский и Новочерскасский Владимир.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/17/...

В 1999 году произошло знаменательное событие в жизни обители. Резолюцией Его Святейшества от 4 июля было установлено празднование дня Собора Валаамских святых (7/20 августа, второй день престольного праздника Преображения Господня). Собор составили святые, уже прославленные Церковью, которые в разное время подвизались на Валааме в числе братства, и те, кто приложил много трудов для процветания северной обители. В том же году состоялась научная конференция «Архив Валаамского монастыря», посвященная 10-летию возрождения обители. В приветственном слове участникам конференции Святейший Патриарх, подчеркнув, что Валаам всегда был хранителем духовной силы, опыта и мудрости, вспомнил о старце Иувиане, с которым так тепло переписывался в детстве: «Знаменательно, что церковноисторическая конференция, посвященная 10-летию возрождения монашеской жизни на Валааме, темой своей работы избрала судьбу архива Валаамского монастыря. Ибо архив это память, и возрождение монастыря без возвращения к свой памяти, без собирания вновь по крупицам своего прошлого невозможно. Даже в самые трудные годы XX века у Валаама был свой хранитель архива, свой летописец монах Иувиан (Красноперов), который сумел сберечь бесценные сокровища при эвакуации монастыря в Финляндию. И сегодня необходимо объединить усилия всех, кто любит Валаам, кто может отдать свои силы, знания делу воссоздания архива Валаамского монастыря». Одной из наиболее почитаемых валаамских святынь является образ преподобных Сергия и Германа, установленный над их ракой. В 1999 году он начал мироточить. По этому случаю Святейшему Патриарху был составлен рапорт, в котором говорилось: «11 июля 1999 года в день празднования памяти прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, после совместной молитвы с Вашим Святейшеством, вечером икона над ракой преподобных начала мироточить. Сначала миро в виде небольших капель проявилось на мантиях прпп. Сергия и Германа, а спустя некоторое время тонкими струйками стекало в низ иконы. При ближайшем рассмотрении поверхности на иконописных изображениях преподобных можно было заметить множество мельчайших струек мира. Миро представляет собой прозрачную густую маслянистую жидкость с едва заметным благоуханием...».

http://patriarchia.ru/db/text/124985.htm...

Из книги «Валаамский монастырь и его подвижники» Издательство Валаамского монастыря, 2005г. V. Валаам В первый год пребывания своего в России, как только открылась навигация, посетил отец Антипа Валаамский монастырь. Всей душой полюбил он тогда пустынные безмятежные кущи Валаама. И как только кончились его дела по сбору подаяний в пользу Молдавского скита, с благословения своих молдавских старцев, 6 ноября 1865 года прибыл он на Валаамские горы. Маленькая, уединенная келия в скиту Всех святых приютила здесь ревностного любителя безмолвия и молитвы. Прожив шесть лет на Валааме отец Антипа пожелал навсегда здесь остаться. 21 декабря 1871 года игумен Дамаскин обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору с представлением об определении отца Антипы в число братии Валаамского монастыря. К сожалению, переписка о принятии отцом Антипы российского гражданства и включении его в число братии монастыря продолжалась до самой его смерти, так и ничем и не закончившись. Велики были молитвенные подвиги отца Антипы на Афонской Горе и среди шума мирского в городах Молдавии и России, но там они развлекаемы были, по необходимости, то рукоделием с целью пропитания, то обращением с мирскими людьми по делам монастырским и по сбору. В уединении же Валаамском молитва сделалась единственным и исключительным его занятием. Она занимала весь день и почти всю ночь подвижника. Кроме неопустительного исполнения денно-нощной службы по церковному уставу, отец Антипа каждый день прочитывал два акафиста Божией Матери: один – общий и другой – Ее Успению, и ежедневно полагал по 300 земных поклонов с молитвою о спасении всех усопших. Помянник отца Антипы был очень велик. Поминал он всех знаемых. Это поминовение продолжалось более часу. В определенное время, между службами и поклонами, занимался он умною молитвою и ей же посвящал свободные от установленного молитвословия часы дня и ночи. Когда случалось ему быть или служить в монастыре, точно так же как и каждую субботу, когда он причащался Божественных Христовых Таин в скиту, в алтаре, облачаясь сверх мантии, в священническую ризу, предварительно в келье совершал он полную службу на молдавском языке и потом выстаивал без упущения и всю церковную службу в скитском или монастырском храме

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010