Храм Всех Святых Храм Всех Святых был восстановлен к 1994 году и освящен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Будничные богослужения совершаются ежедневно в храме Всех Святых. Храм Рождества Христова Храм Рождества Христова расположен также на территории подворья в г. Приозерске. Богослужения в нем совершаются в праздники и воскресные дни. Архитектурный облик-идея храма Рождества Христова родилась во время паломнической поездки в 2000 году. В Капернауме на северной оконечности Галилейского моря расположена замечательная греческая церковь в честь Собора 12-ти апостолов, отличается эта церковь прекрасной акустикой. Теперь и в Приозерске есть подобный по архитектуре храм. Храм Покрова Богородицы в поселке Плодовое Храм Покрова Богородицы в поселке Плодовое строился всем миром под чутким и деятельным руководством Валаамской братии. Служащий священник иерей Александр Зайцев. Староста храма, ныне покойная Лидия Евдокимовна Иванова, дочь репрессированного священника, организовала общий сход поселка Плодовое для решения вопроса о возведении нового храма. По поручению Владыки Митрополита благочинный Приозерского района протоиерей Николай Тетерятников на поселковом сходе объявил о благословении строительства храма Покрова силами жителей поселка под духовным окормлением Валаамского подворья. Храм строился без каких-либо масштабных капиталовложений, хозяйственным методом, что называется, с «мира по нитке», самоотверженным трудом братии, усилием благотворителей и попечителей, которые без сомнения могли доверить свои средства именно Валаамскому монастырю. Сооружение храма пришлось на трудные 90-е годы, а в 2001 году, на Покров, в храме совершилась первая Божественная литургия. В 2010 году 6 июня в неделю Русских Святых Храм Покрова Божией Матери был освящен преосвященным епископом Троицким Панкратием, игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 1999 году прихожане Валаамского подворья в городе Приозерске, жители поселка Кузнечное обратились в митрополию о благословении на строительство своего храма из-за удаленности поселка от г. Приозерска. Из-за отсутствия средств в епархии митрополит благословил строить храм жителям поселка под духовным окормлением Валаамского подворья.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/17/...

– В жизни отца было много мест, где он работал: Москва, Петербург, Прага, Прибалтика, Тихвин… Его интересовало церковное искусство, и когда в 1985 году областные реставрационные мастерские занялись аварийным укреплением росписей Валаамского монастыря, он сразу же стал туда ездить. Реставраторы приезжали на Валаам на лето. Я с детства путешествовал вместе с отцом, а лет с 18-ти начал работать вместе с ним. Когда в 1987 году ему предложили остаться на Валааме, чтобы реставрировать хранившиеся в фондах музея иконы, он согласился. Многие иконы находились в тяжелом состоянии. Одним из наиболее пострадавших оказался образ Преображения Господня из Спасо-Преображенского собора, написанный на холсте, – его обнаружил отец около входа в кладовое помещение рядом с лестницей собора, где он лежал в качестве половой тряпки. Афиша выставки «Дом для “Всецарицы”» На Валааме художнику предоставили жилье. У нас был очень интересный адрес прописки: Карелия, остров Валаам, улица Центральная, дом 1, квартира 1. Когда отец объяснял, как нас найти, то говорил: первая дверь налево. Мы жили в каре Валаамского монастыря, под Царскими кельями. По преданию, там останавливался Александр I, когда приехал на Валаам инкогнито после кончины Павла I. Конечно, помимо реставрационной работы, отец не прекращал заниматься творчеством: создал ряд пейзажей с видами Валаама, пробовал писать иконы. – Монастырь в те годы еще не действовал? – В то время никто даже не предполагал, что монастырь восстановится. При Горбачеве существовал генплан, согласно которому Валаам должен был стать крупным туристическим центром: канатная дорога, творческая дача в скиту Всех святых, грузовой порт, а рядом с пристанью Монастырской бухты – заведение, запомнившееся забавным названием «Дом увеселительного питания». Часть местных жителей и сотрудников музея, в том числе мой отец, были против этого. Они писали Раисе Горбачевой, собирали подписи за возрождение обители. Наконец монастырь постепенно стали передавать Церкви, приехали первые монахи, начались службы. Отец написал иконы для временного иконостаса нижней церкви монастырского собора, посвященной преподобным Сергию и Герману Валаамским, где проходили первые богослужения.

http://pravoslavie.ru/158485.html

Отец Силуан (Браун) с митрополитом Ионой (Паффхаузеном) и прихожанами монастыря В общем, начало нового монастыря – это был процесс, и, я думаю, мы оба смотрели, ожидали и старались понять, чего Господь хочет от нас как от людей и от вероятных членов монашеского братства. Мы старались идти шаг за шагом и жить во Христе. И у нас на горизонте всегда оставалась цель: создать крепкое монашеское братство. Мы старались идти шаг за шагом и жить во Христе Сейчас в монастыре уже нет возможности принимать новых монахов – нам попросту не хватает места, нужно искать более просторное помещение. Но я уверен, что Господь будет давать нам все необходимое, пока мы остаёмся верными Ему. Владыка Иона обладает особым даром помогать молодым людям, борющимся с трудностями, и давать им поддержку и терпение для исцеления и обретения Христа. Митрополит Иона (Паффхаузен) освящает помещение монастыря – Вы видели монастырскую жизнь в России, на Украине, в других странах. Можете сопоставить ее с тем, какая она в монастыре Великомученика Димитрия? – Духовным отцом владыки Ионы является епископ Панкратий (Жердев), наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В мой прошлый приезд на Валаам мне рассказали, что когда монахи восстанавливали монастырскую жизнь после падения Советской власти, они не строго следовали русскому Типикону. У них были монахи с Афона, которые принесли с собой лучшие Афонские традиции. Таким образом, Валаамское братство восприняло в своем Типиконе лучшее из русской и греческой традиций. И даже сейчас вы можете услышать это смешение традиций в их песнопениях. Это оказало очень серьезное влияние на владыку Иону. А кроме того, он многое воспринял от святого Силуана, святого Софрония, старца Захарии из Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс в Великобритании, которые уделяли особое внимание Иисусовой молитве. Это очень схоже с тем, что есть в скиту Всех Святых на Валааме. Есть литургия, есть вечерни, есть часы. И еще есть время, когда братья в молчании читают Иисусову молитву. Это своего рода синтез, идущий через Валаам. Скажем так, это синтез лучшего из Америки, из Греции, из России и пустынной духовности, сосредоточенности на Иисусовой молитве и действительного применения ее как инструмента, который позволяет искоренить наши глубоко укоренившиеся страсти.

http://pravoslavie.ru/157201.html

Валаам невидимый Главный Спасо-Преображенский собор монастыря Тоже гранит. Оказывается, это камень в основании нашей веры – самый древний русский монастырь! Доподлинно время основания обители неизвестно. От тех времён практически не осталось документов, и поэтому «серьёзные историки избегают валаамской проблематики». Но предание гласит, что духовная жизнь началась здесь на заре нашей эры: сам святой апостол Андрей Первозванный воздвиг на острове крест и сказал слова первой проповеди. А Житие преподобного Авраамия Ростовского свидетельствует, что задолго до 989 года пришёл в Валаамский монастырь отрок, которому предстояло, став в монашестве Авраамием, просиять во времена крещения Руси. В ту пору, когда князь Владимир начал крестить киевлян, Авраамий уже жил отшельником в Ростовской земле и прославился как основатель Авраамиевского Богоявленского монастыря! Как лучи от солнца, разошлись по Руси с Валаама подвижники, несущие свет православия. В XII веке ушёл преподобный Корнилий и основал первый монастырь на Онежском озере – Палеостровский. В XIV веке ушёл на Коневец преподобный Арсений. В XV веке покинул Валаам преподобный Савватий, будущий устроитель Соловецкой обители. В XV же веке уходит на Свирь преподобный Александр. А ещё преподобные Евфросин Синоезерский, Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский, Лев Оптинский. Добрался до Аляски святитель Герман, назвавший свой Еловый остров Новым Валаамом… Вид на Ладогу. Фото: Павел Козионов Собор Валаамских святых – целый сонм преподобных, святителей, мучеников. Здесь и 34 монаха, погибшие от мечей шведов в 1634 году. А ещё новомученики валаамские. Сосчитать всех – не меньше сотни. А велик ли остров? Вот и получается, что «на каждом камне здесь можно служить литургию». Святая земля!.. Кстати сказать, Валаам и топографически Святая земля: на карте острова есть гора Фавор, гора Елеон, река Иордан, Мёртвое море, Кедрон… Недалеко от Гефсиманского скита стоит гранитный Поклонный крест – символ Крестных страданий Спасителя. В нижнем храме Воскресенского скита – кувуклия, мраморное подобие Гроба Господня… Так строился и обустраивался монастырь по замыслу великого наставника валаамского монашества игумена Дамаскина (Кононова, 1794–1881).

http://pravoslavie.ru/37253.html

– Были, конечно же, и другие интересные направления? – Поездки по России: ближние, дальние монастыри. С молодежью побывали и в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре, и в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре – хотелось показать им святость нашей земли. Была большая поездка в северные пределы (Северную Фиваиду) – Вологодские, Костромские земли, где прославились подвижничеством многие ученики преподобного Сергия Радонежского . Мы служили Литургию в разрушенных храмах, где иногда оставалась только алтарная часть, но под спудом еще были мощи святых Мы приглашали иеромонаха из Свято-Прилуцкого Димитриева монастыря, он брал антиминс, был временный приставной Престол, и мы служили Литургию в разрушенных храмах, где иногда оставалась только алтарная часть, но под спудом еще были мощи святых. Восстановление церквей пока трудно представить, потому что исчезли с лица земли все близлежащие селения. Пусто. Стоят разрушенные храмы, и жители Москвы и Санкт-Петербурга периодически приезжают помолиться. Ходили по реке Пинеге в село Суру, где родился и вырос святой праведный Иоанн Кронштадтский , и у нас было благословение правящего архиерея – крестить. Храмов не было, и многие хотели креститься. Для них оказалось откровением, что уже есть церковная жизнь и что в ней участвует молодежь. С молодежью оптимальная группа – 25 человек. Мобильно, удобно, небольшой автобус, иногда маршрутку или машину ловим – и добираемся до монастырей. Творожковский Свято-Троицкий монастырь      Люди должны видеть не одни лишь благоустроенные монастыри, но и обители, которые только начинают свой молитвенный подвиг – Расскажите, пожалуйста, о запомнившемся месте, о котором мало знают. – По дороге в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, между Санкт-Петербургом и Псковом, есть Творожковский Свято-Троицкий женский монастырь, где всего 12 монахинь. Обитель стоит на берегу красивого озера, монахини молятся. Они были очень рады 50 паломникам. Мы опасались внести суету в их размеренный образ жизни, а матушка потом призналась, что они с сестрами, когда всех нас разместили, пошли служить благодарственный молебен за паломников, которые вместе с ними молились. Люди должны видеть не одни лишь благоустроенные монастыри, но и обители, которые только начинают свой молитвенный подвиг.

http://pravoslavie.ru/80177.html

Священник Анатолий Копалкин, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря, рассуждая о великих святых, которых явила Русская земля, начиная с XIV века до XIX века, подчеркнул, что это именно те люди, которые исполнили заповеди Божии. «Это идеальные люди, какими нас всех хочет видеть Бог. Которые воистину хотели, понудили себя и стали святыми. В сердцах этих людей не было обиды, не было злости, мести, уныния». Отец Анатолий прочитал знаменитое стихотворение Бориса Пастернака как поэтический пример, какими были преподобные отцы, и какими нам надо быть: Учись прощать, когда душа обижена, И сердце, словно чаша горьких слез, И кажется, что доброта вся выжжена, Ты вспомни, как прощал Христос. Учись прощать, прощать не только словом, Но всей душой, всей сущностью своей. Прощение рождается любовью В творении молитвенных ночей. Учись прощать. В прощеньи радость скрыта. Великодушье лечит, как бальзам. Кровь на Кресте за всех пролита. Учись прощать, чтоб ты был прощен сам. (1952 год) Куратор выставки Лариса Ивановна Алехина поделилась трудностями подготовки экспозиции, как не сразу было понятно, каким образом разместить иконы, но постепенно все складывалось так, что было понятно – «сами святые находили свое местечко». Особенно поражает на выставке раздел представленных рукописей, одна из них – Слова Симеона Нового Богослова 1628 года. К этому времени книгопечатание существует уже почти 70 лет, но еще долгое время переписывание книг, необходимых для богослужения, соборного и келейного чтения, будет одним из монашеских деланий.. Эта рукопись сделана настоятелем Ниловой пустыни, который в будущем станет архиепископом Тобольским и Сибирским. Среди рукописей XVIII века представлен помянник Валаамского схимонаха Авраама, который в 80-ые годы был в Саровской пустыни и очевидно был знаком с преподобным Серафимом. Среди Оптинских рукописей есть список 1349 года Слов постнических Исаака Сирина, который был написан на Афоне, потом попал в Лавру Саввы Освященного, и только потом в Оптину.

http://pravmir.ru/ot-prepodobnogo-sergiy...

Владыка Феодор так и стоит у меня перед глазами — на фоне куста сирени, буквально лучась добротой. Я знавал его в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века, и мог ли помыслить тогда о том, что, вот, пройдет почти сорок лет — и, Промыслом Божиим, мы с сыном обнаружим (это случилось года четыре назад) в одной из монастырских башен несколько никому не известных ящиков с историческими документами: с давними келейными записками, дневниками, заметками, даже фрагментами воспоминаний целого ряда печерских иноков — и в том числе документы епископа Феодора… А в результате вышла составленная нами книга — «Истина всегда победоносна» — с жизнеописанием владыки (с подробными комментариями), с обширными келейными его записками, статьями и проповедями — чуть ли не на весь годовой круг! Петр Юрьевич Малков: — Корпус найденных нами тогда документов такой стройностью отнюдь не отличался. Это была какая-то ужасная каша из отдельных разрозненных листков, просто кучей сваленных в несколько картонных ящиков… Пришлось потратить немало времени на разбор рукописей того же владыки Феодора (особенно различных вариантов проповедей и черновиков к ним), чтобы получить в конце концов приемлемое целое. При этом замечательно и то, что там же мы обнаружили полный комплект келейных записок владыки (с дарственной надписью на машинописном сборнике — отцу Иоанну Крестьянкину). А из этих записок ранее у нас имелось только несколько небольших фрагментов (изданных нами в книге «У пещер…»), найденных, в свою очередь, в бумагах одной уже скончавшейся печерской жительницы, в доме которой мы останавливались однажды на ночь перед праздничной службой. Диакон Георгий Малков: Любовь покрывает все... Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского/авт.–сост. диакон Георгий Малков, П. Ю. Малков. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 400 с. : ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века») — Вторая же книга из упомянутой серии о подвижниках прошлого века посвящена старцу иеросхимонаху Михаилу (Питкевичу), известному валаамскому монаху-исповеднику, более тридцати лет преследовавшемуся обновленцами-коллаборационистами в духовно разоренном в свое время финской властью и ими (некотрыми монахами!) Валаамском монастыре, оказавшемся после октябрьского переворота на территории Финляндии. Отца Михаила особенно преследовали за верность церковному канону, запрещающему праздновать Пасху по календарному новому стилю (дабы не совпадать с празднованиями иудейской Пасхи), что стало совершаться Финляндской Церковью с 1920-х годов по указу Президента страны (единственной в этом — из всех Православных Церквей) — а ведь делающие так подпадают по жесткому определению Святых Соборов под анафему!

http://pravoslavie.ru/35215.html

Отрок Алексий всем сердцем полюбил древний Валаам. На помещенной здесь фотографии 1939 года Алеша Ридигер сидит перед игуменом Харитоном (Дунаевым) вместе с братией и паломниками Валаамского монастыря. Именно здесь, вспоминал впоследствии Святейший Патриарх, он почувствовал призвание идти по пути служения Церкви Христовой. Благочестивый отрок приглянулся духоносным валаамским старцам. На всю жизнь запомнил мальчик встречи с насельниками обители схиигуменом Иоанном (Алексеевым), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым). Особенно теплые отношения сложились у Алеши с архивариусом отцом Иувианом (Красноперовым), который принял отрока в свое сердце. Между ними завязалась переписка. Вот небольшой фрагмент из письма о. Иувиана. «Дорогой о Господе, милый Алешенька! Сердечно благодарю тебя, дорогой мой, за приветствие с праздником Рождества Христова и с Новым годом, а также за твои добрые пожелания. Да спасет тебя Господь Бог за все эти дары духовные. . Если бы Господь сподобил всех вас приехать к нам на Пасху, это увеличило бы нашу пасхальную радость. . . Прости, дорогой Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь. В своей чистой детской молитве вспомни и о мне недостойном. Искренне любящий тебя о Господе м. Иувиан». Отец Иувиан посылал Алексею образки и духовные стихи, сугубо молился о его здравии во время его детских болезней. Через монаха Иувиана духовная нить соединяет Святейшего Патриарха Алексия с ангелом-хранителем России святым Иоанном Кронштадтским. Именно по благословению св. Иоанна отец Иувиан стал валаамским монахом, и конечно он рассказывал милому его сердцу мальчику Алеше о великом пастыре. Эта связь напомнила о себе в июне 1990 года, когда Поместный собор Русской Православной Церкви, избравший Святейшего Патриарха Алексия, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых. Уже в детстве Алеша Ридигер хотел стать священником. В восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой игрой его было «служить». Дома он сооружал алтарь и иконостас и имитировал церковную службу. Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, но им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно.

http://patriarchia.ru/db/text/124985.htm...

Солеварением занимались в монастыре преподобного Корнилия Комельского, в Ошевенском и других монастырях. Но главным поставщиком соли в России был, конечно, Соловецкий монастырь. На Соловках монахи занимались солеварным промыслом с самого возникновения обители. Они восстановили монастырские доходы в основном за счет соляных варниц и беспошлинной продажи соли. 2 Ловить рыбу Наиболее важными видами рыболовства были мурманские тресковые промыслы, промысел беломорской сельди и семужий промысел. При этом хотя по объему промысла семга уступала другим видам, ценилась она выше трески и сельди. Не зря на Русском Севере лосося (семгу) называли «рыбой», а всех других рыб — по их названиям. Именно промысел семги стал одним из главных привлекательных факторов прихода монастырей на побережье Белого моря. Особенно хорошо улов рыбы был поставлен в Кресто-Онежском, Антониево-Сийском и Соловецком монастырях. Монахи Валаамского монастыря на рыбалке. Фото: valaam.ru Уже к XVI веку в разных частях Соловецкого архипелага стояли рыболовецкие тони: промысловые участки с избами, поварнями, ледниками и амбарами, с поклонными крестами и часовнями. «Тонями» называли и большие сети для ловли рыбы: вдоль их нижнего края подвешивали грузы. Таким неводом с лодки огораживали значительные прибрежные участки, затем несколько монахов заходили на глубину и вели сеть к берегу. В сезон за один раз вытягивали от 2 до 30 пудов сельди, а за год на Соловках добывали от 100 до 2000 пудов рыбы (в одном пуде — 16,38 килограмма). Кроме сельди соловецкие монахи ловили в море семгу, камбалу, треску и корюшку. В зимнее время в морских губах крючками ловили навагу. Около берегов в море добывали морскую капусту, листья которой достигали в длину полтора метра, а в ширину — больше 35 сантиметров. Самой распространенной пищей в мясоед в Соловецкой обители была треска. В Кирилло-Белозерском монастыре в Великий пост по субботам и воскресеньям подавалась икра черная с луком и икра красная сиговая с перцем. С ловлей рыбы связано немало историй в житиях северных святых. Например, однажды преподобный Кирилл Белозерский послал рыбаков на Сиверское озеро ловить рыбу. И когда рыбаки были уже на середине озера, поднялась сильная буря, волны вздымались и угрожали рыбакам смертью. Не в силах справиться с волнами, рыбаки не могли подплыть к берегу. Некий человек по имени Флор стоял в это время на берегу и видел терпящих бедствие. Он быстро побежал к святому и сказал ему: «Рыбаки тонут!» Святой, взяв в руки крест, поспешил на берег озера. Он перекрестил озеро, и оно тотчас же перестало волноваться, став совершенно тихим. В тот день рыбаки поймали множество рыбы, больше, чем в прежние дни.

http://sever.foma.ru/sem-drevnih-i-neoby...

Это было удивительное путешествие. Валаам — жемчужина Ладожского озера, остров, который отделен от материка. Зимой туда попасть особенно сложно, и мы проделали длинный путь. На машине доехали до Сортавалы, там заночевали, утром нашли место на воздушной подушке и несколько часов добирались по льду. Уже сама дорога настраивала на определенный лад. Первое впечатление, когда ты ступаешь на остров, — это люди, которые тебя встречают. Таких ясных небесных глаз я не видел нигде. Нас сразу отвезли в скит Всех Святых. В то время он был в первозданном виде. Там не было ни электричества, ни горячей воды. Храм, 12 домиков с печным отоплением да монастырская трапезная в одной из келий. А вокруг зима. Заканчивался Великий пост, Страстная седмица. Валаамский монастырь. Скит во имя Всех Святых На меня никто не обращал внимания. Я просто сидел на скамеечке, смотрел, как протекает служба. А она шла и днем, и ночью. Все просыпались в 12 ночи от звука колокола. Представьте себе зимнее небо, вокруг нет города, который отсвечивает, видны звезды, луна. И необыкновенный благовест колокола, который зовет на службу. Ты выходишь в морозную ночь, а люди с разных сторон со свечками и фонариками текут к храму. Они молятся всю ночь, причащаются и где-то в 5 утра расходятся. А в 9 утра начинается новый день. И начались чудеса К Великой среде, когда я прожил в такой атмосфере несколько суток, именно не дней, а суток, у меня возникло желание с кем-то поговорить. Так я познакомился со своим будущим духовником — схиигуменом Серафимом (Покровским), духовным сыном архимандрита Софрония (Сахарова) . Мы с ним разговаривали, вернее, спорили. Я сыпал цитатами из фильма «Дух времени». «Я не знаю, что такое Бог, но я знаю точно, что Им не является», — говорил я. Архимандрит Софроний (Сахаров) и схиигумен Серафим (Покровский), ныне начальник скита во имя Всех святых Валаамского монастыря Отец Серафим не пытался меня переубедить, но мы с ним как-то неожиданно нашли контакт. И в тот же вечер я впервые в жизни исповедовался. И начались чудеса. Господь потихонечку начал касаться моего не оформившегося мышления.

http://blog.predanie.ru/article/ya-prish...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010