В-третьих, сразу же по поставлении в архипастыри Герман послушно ввел - по приказу президента - празднование Пасхи по новому стилю (ни в одной Православной Церкви такого не существует!), что является вопиющим нарушением святоотеческих соборных правил и карается Церковью следующим образом: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон Святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина» (Правило 7 из «Правил Святых Апостол»). О том же еще решительней говорится и в Правиле 1-ом Антиохийского Собора: «Все дерзающие нарушати определение святого и великого Собора, в Никеи бывшаго... о святом празднике спасительныя Пасхи, - да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто от предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей, и к возмущению Церквей, особитися, и со иудеями совершати Пасху, таковаго святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самаго себя, но и виною разстройства и развращения многих...». И далее то же Правило указывает, что (и не стоит ли задуматься над дальнейшими его словами всем, и ныне общающимся с этой «Церковью»?) - «...И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству». Именно поэтому значительная часть валаамских монахов, пребывавших тогда на территории Финляндии, не признала Германа с его обновленчеством и не стала принимать участия в совершавшихся им богослужениях, оказавшись в итоге или затравленными - на поселении в отдаленных островных скитах Валаама, или же высланными в СССР и затем закончившими свои дни в лагерях НКВД, а порой и попросту чекистами расстрелянными (есть и уже канонизированные мученики-валаамцы) (подробней обо всём этом см. в книге: Диакон Георгий Малков, П.Ю. Малков. «Любовь покрывает всё...». Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Дамиан Кононов (так звали о. Дамаскина до пострижения в монашество) родился в 1795 году в деревне Репенки Мичковской волости Старицкого уезда Тверской губернии. Его родители, Конон и Матрона, происходили из экономических крестьян. «Еще с юных лет Господь вдохнул избраннику Своему благие чувства – идти по пути заповеди Господней» 2 . В 1816 году Дамиан совершил с товарищами паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Через год, уже один, отправился он к Соловецким чудотворцам, а на обратном пути посетил Ондрусову пустынь и Валаамский монастырь. На Валааме «одну или две ночи» 3 провел и поспешил домой. Летом 1819 года вернулся в монастырь, осенью трудился за святое послушание, а на зиму поехал в родную деревню получить увольнение от общества и родительское прощальное благословение. В 1820 году Дамиан Кононов вступил в число Валаамской братии, стал проходить разные послушания: был конюхом, рабочим нарядчиком, шил сапоги и рукавицы, охранял остров, работал в хлебопекарне. В 1825 году, 12 декабря, на 31 году жизни принял монашеский постриг с именем преподобного Иоанна Дамаскина . Все три рода иноческой жизни испытал монах Дамаскин: киновию, скит и пустынь. Весной 1838 года, на пятый год «исправления» послушания скитоначальника в скиту во имя Всех Святых, произошло их знакомство с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) . Это было сложное для Валаамского монастыря время. Живший за штатом игумен Варлаам, бывший настоятелем Валаамской обители в 1830–1833 годах, и монах Иосия написали несколько доносов, в том числе на Высочайшее имя, в которых обвинили игумена Вениамина – управлявшего монастырем с 1833 года – в потакании якобы возникшей на Валааме масонской ереси и неспособности его к настоятельству. Часть братии поддержала их обвинения, часть – осталась на стороне игумена Вениамина. Начались нестроения, развилась взаимная неприязнь. Дело было передано на рассмотрение в Святейший Синод. По предложению Обер-прокурора Синода графа Н. А. Протасова разобраться в причинах происходившего в монастыре было поручено настоятелю Свято-Троицкой Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Наталия 31 августа 2014 Карта и ближайшие объекты Согласно валаамскому преданию, первый из учеников Христовых - Св. Андрей Первозванный, просвящая славянские народы, отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Название " Валаам " переводят с финского как " высокая земля " . Монастырь был основан в Х веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV-XVI в.в. монастырь именовался " великою Лаврою " . В XVIII в. строителем Валаамской обители был определен иеромонах Назарий, старец-подвижник из Саровской обители. Важнейшим делом Назария было строительство каменного пятиглавого Преображенского собора и ограждающего его каре келейных корпусов с Успенской (1785 г.) и Никольской (1793 г.) церквями по собственному плану. По своей архитектуре и принципам построения Преображенский собор был близок собору Саровской пустыни и Византийских монастырей. Внешнее каре монастырских корпусов с надвратными церквями во имя Святых Апостолов Петра и Павла (1805 г.) и больничной во имя Божией матери " Живоносный Источник " (1814 г.) было построено при приемнике о. Назария - игуменом Иннокентием. В 1887 году происходит закладка нового собора - Преображенского. При его строительстве использовался как старый кирпич из разобранного собора, так и новый, изготовленный на двух валаамских кирпичных заводах. Проект составили епархиальный архитектор Г.И. Карпов и А.Н. Силин. Монастырь неоднократно посещали императорские особы. В память об этом, возможно по проекту А.М. Горностаева, у входа на ведущую к пристани лестницу была построена " Царская " часовня во имя иконы Божией Матери " Знамение " (1865 г.). Как в закладке Преображенского собора, так и в освящении нижней, во имя преподобных Сергия и Германа (1892 г.) и верхней, во имя Преображения Господня (1896 г.) церквей участвовал Великий Князь Владимир Александрович. В память о его посещениях Валаама у пристани построена часовня во имя Божией матери " Всех Скорбящих радости " (1896 г.). Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, 1 класса, общежительный, на Ладожском озере, на острове Валааме, на вершине довольно высокой утесистой горы. Основан в первой половине XIV века. Основателями монастыря считаются преподобные греческие иноки Сергий и Герман (см. 28 июня). Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем. В последний раз возобновлен в 1756 году после пожара 1744 года.

http://sobory.ru/article/?object=00888

Общение Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей с Президентом России продолжилось за обедом, который глава Российского государства дал в честь прибытия в Москву Святейшего Патриарха Варфоломея. 26 мая Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Отдел внешних церковных связей и выступил перед учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с лекцией «Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира». В тот же день Патриарх Варфоломей побывал в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, благословив ее учащихся и обратившись к ним со словом назидания. В ходе визита в Русскую Православную Церковь Святейший Патриарх Варфоломей посетил остров Валаам, где поклонился честным мощам основателей Валаамской обители преподобных Сергия и Германа, другим святыням и побывал в скитах Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. В городе Кронштадте он посетил восстанавливаемый Никольский Морской собор и побеседовал с супругой Президента России Светланой Медведевой, которая является членом общественного Попечительского совета храма. Во время пребывания в северной столице Святейший Патриарх Варфоломей осмотрел экспозиции Эрмитажа, побывал в Казанском соборе и соборе Спаса-на-крови. Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей посетили Александро-Невскую лавру и Никольское кладбище, где Патриарх Варфоломей совершил литию у места захоронения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Перед началом литии Патриарх Варфоломей, обращаясь к собравшимся архиереям, духовенству и мирянам, отметил: «Митрополит Никодим являлся выдающимся представителем не только Русской Православной Церкви, но и всего Православия — в те трудные годы, которые мы пережили, он имел дерзновение вести себя открыто, открыться внешнему миру. Мы помним о нашей совместной работе в Константинополе, а также на различных конференциях и симпозиумах за рубежом. Его духовным чадом стал не только Святейший Патриарх Кирилл, благодаря ему в Русской Православной Церкви имеется целая плеяда выдающихся иерархов. Я думаю, что его душа сейчас радуется на небесах, видя всех своих последователей».

http://e-vestnik.ru/church/patriarh_varf...

Перед нами сегодня стоят особые задачи возрождения монашеской жизни — от внешней красоты к созиданию внутренней духовной силы. Каждый, несущий послушание, знает, что послушание забирает силы, внимание. Иногда не хватает времени для достаточной молитвы, для чтения святых отцов и Священного Писания, для размышления о своей собственной жизни. Задача заключается в том, чтобы соединить умело и правильно одно с другим, чтобы забота о внешнем благочестии и красоте, столь необходимая сегодня, как и вчера, сопровождалась повышенным вниманием к своему духовному состоянию. Потому что именно в глубине души монашествующих и вызревает та сила, которая способна защитить Церковь и принять на себя удар миродержителей тьмы века сего . Все то, о чем я говорю, не должно приводить к горделивому взгляду на самих себя и на свое служение. Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества — в молитве. Сила монашества — во внутреннем делании. И я, обращаясь сегодня в первую очередь к братии обители, призываю всех вас не забывать о самом главном — о том стратегическом направлении жизни, потеряв которое, человек теряет все ориентиры. Достаточно взглянуть на современное общество, чтобы увидеть, что подлинные стратегические цели практически отсутствуют в сознании людей, вовлеченных в суету повседневной жизни. Некогда подумать о своей жизни, о своем предназначении, о смысле своего пребывания на земле. Некогда духовно оценить все, что происходит сегодня с современным человеком, с самим собой, потому что все силы уходят на внешние обязательства — по работе, перед семьей, на множество других обязательств, которые человек выполняет. Монастырь и должен отличаться от мира тем, что в сознании братьев или сестер, принявших на себя священные обеты, никогда не должно меняться стратегическое измерение жизни. Оно не должно преломляться и разрушаться в наших обыденных каждодневных заботах. Мы должны видеть перспективу исторического развития рода человеческого. Мы должны чутко воспринимать своим сердцем опасности. Молиться, дабы предупредить гнев Божий. Молиться, дабы через молитву нашу Церковь обретала силу, способную вразумлять людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1557811.ht...

Такой вывод, однако, не исключает того, что уже в средневековье духовный авторитет и известность самого Валаамского монастыря были велики. Видимо, этому способствовали крепкие общежительные устои, заложенные «законом монастырским Сергия», суровые условия жизни на острове в окружении величественной природы. На Валааме с раннего времени существовали отшельники, строго соблюдавшие евангельские заповеди (более подробно: Охотина-Линд Н. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996). Текст публикуется по единственному сохранившемуся списку: РГБ, собр. Д. В. Разумовского, ф. 379, 73, л. 87–108 – третья четверть в. В квадратных скобках даются синонимы, помещенные писцом на полях. СКАЗАНИЕ КРАТКОЕ О СОЗДАНИИ ПРЕЧЕСТНОЙ ОБИТЕЛИ БОГОЛЕПНОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДА БОГА СПАСА НАШЕГО ИСУСА ХРИСТА НА ВАЛААМЕ, А ТАКЖЕ ПОВЕСТЬ О ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦАХ СЕРГИИ И ГЕРМАНЕ, ЗАЧИНАТЕЛЯХ ТОЙ ОБИТЕЛИ, И О ПЕРЕНЕСЕНИИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ ИХ Благослови, отче! Творец и Владыка всего сущего, которого не объявлены пути и неизвестны решения, который есть мера и определение всему сущему в стремлении к праведности, – всем подает неоскудевающей рукой свои благодатные дары, и сохраняет каждого, и воздаст по достоинству его. Он, который из одной и той же крови создал все народы, рассеял их по всему лицу земли и установил предел числу народов по числу ангелов Божиих, – имея обо всех человеколюбивое попечение. Одних он поселил в теплых странах и возвеселил сладостью благовонных ароматов, украсил золотом и драгоценными многоцветными камнями. Иным на плодоносных землях жительствовать назначил и обогатил их веселящими садами. Иных по степям рассеял, даровав им обильное пропитание для их скота. Других же у многих вод и в великих лесах поселил, и обогатил их рыбой, и одарил их мехами красивейших зверей, – да хвалит каждый народ свою страну и, привязанный к своему отечеству родственной сердечной любовью, восхваляет подателя такой благодати; и пусть угощение от плодов своей земли с любовью и братолюбием посылают друг другу на удивление в честь Бога, все это сотворившего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Слово Евангельское есть Слово Божие. От него нельзя отмахнуться. Нельзя сделать вид, что ничего не происходит. Сам Бог говорит нам, что блаженны, то есть счастливы, те, кто является нищим духом, кто алчет, кто плачет, кого гонят. В каком же смысле человек может быть счастливым, неся на себе такую тяготу? Является ли нищета сама по себе ценностью? Конечно же, нет. Именно поэтому люди и отталкиваются от этой опасности, стремятся улучшить свое материальное положение — потому что сама по себе нищета никакой ценностью не является. А голод? Мы совсем рядом с Петербургом. Мы знаем, какой страшный голод унес почти миллион человеческих жизней во время прошедшей Великой Отечественной войны. Разве можно этот голод, эту скорбь назвать ценностью? Конечно же, нет. Когда мы плачем, когда нас постигает боль, если кто-то нас гонит — выгнали с хорошей работы, выгнали с насиженного места, притеснять стали за убеждения, за веру, — ведь воспринимается все это как скорбь. В каком же смысле Господь связывает эти скорбные, стесненные обстоятельства нашей жизни со счастьем? Замечательные слова мы вчера читали в Евангелии за утреней. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим. А почему покой? А потому что иго Мое благо, и бремя Мое легко есть. Значит, не просто теснота и скорбь жизни являются ценностями, а только те сложные обстоятельства, которые мы встречаем вместе с Богом. Христос предлагает нам научиться от Него. Чему научиться? Научиться тайне человеческого счастья. Понять, что только с Богом человек обретает силу, которая способна и голод, и слезы, и гонения преобразовать в блаженство. Потому что Бог является источником жизни, в Его руках наши жизни, и если мы в кротости и чистоте сердца открываем навстречу Ему свое сердце, если мы принимаем Бога, то мы становимся внутренне такими сильными, что и скорбь, и теснота ничто пред этой силой. Но почему же мы читаем это Евангелие именно в день памяти преподобных святых? К преподобным мы относим монашествующих. Монах это тот, кто добровольно принимает на себя и нищету, и голод, и слезы, и гонения. Монах — это как бы живая лаборатория, в которой видимым для всех образом осуществляется Божий замысел о человеке. Отказавшись от всего от радостей жизни, от денег, от хорошего питания, от свободы передвижения, от всех тех радостей жизни, которые являются столь вожделенными, монах, живя с Богом, обретает такое внутреннее состояние духа, которое дает подлинное счастье человеку блаженство, радость общения с Богом.

http://patriarchia.ru/db/text/692554.htm...

Приозерский причал с 1990 года является связующим звеном между Валаамом и миром, поэтому подворье в Приозерске, и причал в частности, нужно планомерно развивать. Ведь только за 2012 год через Приозерский причал на Валаам отправлено 2,5 тыс. т. грузов (строительные материалы, продукты, всевозможные хозяйственные грузы). В прежние годы, по благословению настоятеля Приозерского подворья, прихожане размещали паломников, следующих на Валаам, в своих квартирах и домах, поэтому строительство гостиницы на причале в г. Приозерске было жизненной необходимостью. Так за 2012 год услугами гостиницы воспользовались 1200 человек. Но сегодня уже и эта гостиница в летние дни не справляется с количеством паломников, поэтому строительство на Приозерском подворье здания нового братского корпуса поможет решить и эту проблему. Множество людей своими руками, вложив немалые средства, отстроили замечательные каменные и деревянные храмы и часовни. В ближайшем будущем планируются строительство приходских домов и завершение сооружения братского корпуса. Современное состояние [ править править код ] Храмы подворья [ править править код ] Храм Всех святых Дата постройки – 1890 г. Храм был восстановлен к 1994 году и освящен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Храм Рождества Христова Храм Рождества Христова расположен также на территории подворья в г. Приозерске. Богослужения в нем совершаются в праздники и воскресные дни. Архитектурный облик-идея храма Рождества Христова родилась во время паломнической поездки в 2000 году. В Капернауме на северной оконечности Галилейского моря расположена замечательная греческая церковь в честь Собора 12-ти апостолов, отличается эта церковь прекрасной акустикой. Теперь и в Приозерске есть подобный по архитектуре храм. Храм освящен малым иерейским чином 07.01.2008 г. начальником подворья игуменом Фотием (Бегалем). Часовня святителя Алексия, митрополита Московского Часовня названа в честь патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (Ридигера), который приложил много усилий для восстановления храма Всех Святых и создания подворья Валаамского монастыря. Подворье Валаамского монастыря расположено на территории старинного православного кладбища Приозерска, первые захоронения которого датируются шестидесятыми годами 18 века.

http://azbyka.ru/palomnik/Приозерское_по...

Восстанавливается Смоленский скит,  ведутся работы по восстановлению скита Всех святых, Ильинского скита. Особых забот Попечительского совета требует недавно переданное в собственность Валаамского монастыря здание Зимней гостиницы, памятник архитектуры Федерального значения.    В этом году начинается второй этап работ по комплексу  Свято-Владимирского скита. Здесь предполагается построить храмовый комплекс с  иконописные, реставрационные мастерские, музей. Будет выстроен келейный корпус. Это очень важно для обители: ведь сегодня монастырские иконописцы вынуждены работать в чердачных помещениях Санкт-Петербургского подворья. Возрождается когда-то знаменитое сельское хозяйство Северного Афона. Уже в прошлом году силами братии Валаамского монастыря удалось на расчищенных и подготовленных полях вырастить картофеля 15 т/га, свеклы — 23 т. На монастырской ферме содержатся высокопородные коровы (20 голов). Помимо этого здесь выращивают 600 кур. За десять месяцев прошлого года было получено 77,2 тонн молока и 113 штук яиц. В 2005 году в рамках Программы Патриаршего Попечительского совета в Храме Христа Спасителя прошла выставка «Афон глазами иноков Валаама». А в Санкт-Петербурге — «Остров монашеского подвига». 18-20 августа, в день Преображения Господня — престольного праздника обители, состоялся ставший доброй традицией паломнический рейс на теплоходе «Санкт-Петербург». В октябре в рамках Питиримовских чтений прошли Дни Валаама на Тамбовщине. Организаторы — Валаамский монастырь, Тамбовская епархия, Тамбовский региональный фонд «Возрождение православный святынь». И в нынешнем году 10-11 июля на престольный праздник обители, день прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, отправится очередной паломнический рейс. С 1 по 4 октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве пройдет Международная научно-богословская конференция «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства», посвященная 450-летию преставления прп. Максима Грека и десятилетию обретения его святых мощей. В организации этой конференции непосредственное участие принимают члены Попечительского совета.

http://patriarchia.ru/db/text/117829.htm...

Все мы чувствуем ту особенную духовную атмосферу, которая присутствует здесь на Валааме, ибо много поколений православных монахов совершали здесь свой подвиг, свое служение и оставили здесь свое духовное наследие. Вспомним хотя бы только иеросхимонаха Ефрема, который в Смоленском скиту ежедневно совершал Божественную литургию и поминал вождей и воинов, отдавших, защищая Отечество на поле брани, самое дорогое – свои жизни. Вспомним любвеобильного схиигумена Иоанна и архивариуса монастыря монаха Иувиана, который скрупулезно собирал архив Валаамского монастыря. Я бережно храню его письма мне, девяти и десятилетнему мальчику, которые он посылал из этой обители. Посещая Ново-Валаамский монастырь в Финляндии, всякий раз с особым чувством проходишь по рядам могил тех, кого знал и за кого молишься, ибо почти вся братия старого Валаамского монастыря нашла свое упокоение на кладбище Ново-Валаамской обители. Мы верим, что возрождение Валаамской обители происходит сегодня не без их молитвенной помощи. Они своими молитвами помогают игумену и братии обители возрождать то, что было разрушено. Я хочу еще раз с любовью поздравить всех вас с великим праздником Преображения Господня – престольным праздником этого святого храма, поздравить с Великим освящением этого собора. Поздравляю причастников, которые сегодня причастились Святых Христовых Таин. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18. 20). Мы верим, что Господь с нами. А если Господь с нами, и мы с Господом, то нам не страшны ни скорби, ни болезни, ни испытания. Мы должны помнить слова апостола, который говорил: Все могу о укрепляющем меня Господе Иисусе». (Фил.4. 13). На молитвенную память об освящения этого соборного храма я хочу передать святую Дарохранительницу для Святых Даров – на престол храма Преображения Господня. А Вам, владыка игумен, хочу передать панагию с изображением преподобного Серафима Саровского, великого подвижника и молитвенника Русской земли. Пусть он своими молитвами и своей любовью помогает Вам нести Ваш нелегкий игуменский крест, возрождать на Валааме монашескую жизнь, чтобы все приходящие вновь ощущали ту любовь и то сострадание, которые находили здесь прежние поколения, посещая Валаамский монастырь до его разорения.

http://patriarchia.ru/db/text/36908.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010