НАЧАЛО ТРОИЦКОЙ ОБИТЕЛИ Прибыв в пределы Камчатской епархии, иеромонах Алексий деятельно взялся за исполнение своей миссии: он собирал добровольные пожертвования и подыскивал место для устройства монастыря, расспрашивая сведущих лиц об удобных во всех отношениях для будущей обители местах. Преосвященный Макарий и начальник края С. М. Духовской оказывали отцу Алексию всяческое содействие. Местом для основания обители отец Алексий выбрал живописные берега озера Петропавловского, находящегося в сорока верстах от города Хабаровска вниз по Амуру. Озеро это глубоко и изобилует множеством рыбы. Монастырь предполагалось построить на мысе, вдающемся в озеро в северной его части. На первый взгляд, выбранное отцом Алексием место являлось самым удобным и подходящим по всем условиям для существования здесь монастыря. Участок земли, намеченный под монастырь, имел вид четырехугольника, площадь которого равнялась приблизительно 30 000 десятин. Главнейшими отраслями монастырского хозяйства имелись в виду на первых порах рыболовство и скотоводство, а затем уже и хлебопашество. Найдя место для монастыря, отец Алексий с разрешения Священного Синода (указ 25 мая 1894 г. 2295) оставляет Амур и едет на шесть месяцев в Иерусалим и на Святую Афонскую Гору для приглашения иноков, желающих поступить на служение в будущий в Приамурском крае мужской общежительный монастырь. Братия афонских монастырей отнеслась весьма сочувственно к делу устроения новой обители на берегах Амура: некоторые из афонских обителей (Русский Пантелеимоновский, Русский Свято-Андреевский скит, Хиландарская Лавра, скит святого пророка Илии и другие) принесли отцу Алексию в дар для его монастыря частицы Животворящего Древа Креста Господня и мощей святых угодников Божиих. Святейший Синод указом от 12 августа 1894 г. за 3537 разрешил отцу Алексию принять вышеупомянутый дар, с тем чтобы в удостоверение подлинности частиц взяты были от обителей свидетельства. Но поехать с отцом Алексием на Амур из афонских иноков желающих не нашлось. Почему отец Алексий обратился к Высокопреосвященному Архиепископу Финляндскому Антонию и к валаамскому игумену с просьбою назначить для Приамурского монастыря иноков с Валаама. Святейший Синод определением от 28 октября 1 ноября 1894 г. постановил:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=249...

5. В нижней церкви при больнице, в пятницу, в неделю св. Пасхи, в день празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. 6. В верхней больничной церкви, в день Святой Троицы. 7. В храме свв. Ann. Петра и Павла, 29-го июня. В скитах: В скиту Всех Святых в верхней церкви: в день празднования собора св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8-го ноября, и в день празднования собора Архангела Гавриила, 13-го июля, и в нижней церкви–в неделю Всех Святых, в восьмое воскресенье по святой Пасхе. В скиту Свято-Островском в день преподобного Александра Свирского , 30-го августа. В скиту св. Иоанна Предтечи: в верхней церкви, в день Рождества св. Крестителя, 24-го июня, и в день Усекновения честныя его главы, 29 августа, и в нижней в день св. Трёх Святителей, 30-го января, В скиту св. Николая–в день памяти святителя, 6-го декабря, и в день перенесения св. его мощей, 9-го мая. В скиту св. Прор. Илии–20-го июля, в день его памяти. В скиту Коневской чудотворной иконы Божией Матери, 10 июля. В скиту преподобного Авраамия Ростовского– 29-го октября, в день его памяти. В Кладбищенской церкви во имя Всех преподобных Отецов в посте просиявших в день их памяти–в сырную субботу. Во всех часовнях во дни празднования тем святым, в честь которых они устроены, также и у крестов, совершаются молебные пения с водоосвящением. Крестных ходов на Валааме установлено три: 1. 1-го августа крестный ход на воду. С монастырской горы направляется он к месту, нарочно для этого устроенному на монастырском заливе. Оттуда, по совершении освящения воды, проходит он мимо гостиницы, обходит кругом монастыря и через Святые Ворота возвращается, в обитель. Во время этого хода братья поют догматики. Установлен он по общему церковному чиноположению для освящения воды. 2. 29-го июня, в день св. Ап. Петра и Павла. В соборном храме начинается тогда молебен Пресвятой Деве Богородице. С первою песнею канона выходят из храма и крестным ходом обходят кругом монастыря. Этот крестный ход установлен в обители с давнего времени. Он совершался по возобновлении монастыря во дни строителя Иосифа и игумена Ефрема и в последующее за тем время, до настоящих дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Среди опасностей, возникающих на пути приобретения добродетели послушания, архиепископ Феофилакт отметил желание псевдостарцев подавлять критическое мышление своих учеников. Владыка Феофилакт напомнил, что личность учителя становится исключительной и недоступной для рассуждения именно в сектах, в том числе и псевдоправославных. В отношениях духовника и новоначального монаха послушание последнего возможно только в той мере, в какой он видит и воспринимает опыт послушания своего старца Господу и Спасителю Христу. Послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером. «Послушание есть средство обучения молитвенному деланию. В то же время молитва — средство, приводящее наш ум и сердце в благословенное послушание Самому Богу. И здесь цель и средство меняются местами. Благословенное послушание Спасителю во все дни жизни становится целью внутренней молитвы», — заключил архиепископ Феофилакт. Игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги, в докладе «Послушание — основной монашеский обет» подчеркнула, что послушание есть не что иное, как закон жизни человека, с помощью которого он должен воплотить замысел Божий о нем. Небесная иерархия подчинена закону послушания: все Небесные Силы, в т.ч. архангелы и ангелы, живут радостным послушанием Богу, отметила докладчица. Далее игумения Анастасия привела святоотеческие высказывания о необходимости для монашествующих исполнения обета послушания. «Исполнение обета послушания оберегает монаха от всех козней врага, хранит, поддерживает, утешает и радует в течение всего следования по тесному монашескому пути», — заключила матушка Анастасия. В ходе второй секции круглого стола «Что такое жизнь в послушании» (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), участники заслушали выступления: митрополита Почаевского Владимира, наместника Успенской Почаевской лавры; протоиерея Александра Чеснокова, клирика храма святителя Николая г. Краснодара; иеромонаха Рафаила (Янкевича), насельника Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря ; игумении Филареты (Калачевой) , настоятельницы  Успенского  Пюхтицкого  ставропигиального женского монастыря (Эстония); игумении Елисаветы (Евдокимовой), настоятельницы Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской епархии . Докладчики поделились воспоминаниями о жизни в послушании у старцев и рассказали присутствовавшим о подвижниках благочестия, память о которых хранят их обители.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5231533...

Но благодать Божия изобильно изливается на всех с верой приходящих к чудотворному образу и в наши дни. В декабре 2008 года служащий Тобольской пожарной охраны был с сослуживцами на экскурсии в Абалакском монастыре. И после неё с благоговением приложился к иконе. На следующий день он снова приехал в монастырь поблагодарить Божию Матерь за явленное ему чудо и дарованное исцеление, и рассказал, что у него в районе глаза был застарелый фурункул и врачи уже наметили операцию, но на следующее утро, после посещения монастыря фурункула не стало. Он почувствовал большую радость, и сразу понял, что это Божия Матерь явила помощь через свою икону. Одним из самых значимых событий связанным с чудотворным образом, безусловно, является избавление жителей Тобольска от голодной смерти из-за проливных дождей в 1665 году. Летом 1665 года в Тобольске и его окрестностях непрерывно шёл дождь. Урожай погибал, народ приходил в отчаяние. Тогда Тобольский архиепископ Корнилий послал в Абалак за чудотворным образом Божией Матери. Святыня была вынесена из Абалака и следующим утром прибыла в Тобольск. Преосвященный с крестным ходом вышел навстречу иконе и с молебным пением перенёс её в собор, где началась Литургия. Служба ещё не кончилась, как дождь прекратился и облака исчезли. В память этого события архиепископ Корнилий постановил ежегодно приносить чудотворную икону из Абалака в Тобольск. Традиция совершения Крестного хода с чудотворным образом была возобновлена в 1999 году и совершается ежегодно в июне накануне дня памяти святителя Иоанна Митрополита Тобольского и всея Сибири Чудотворца. В монастыре в разное время проживали или посещали его люди, в последствие прославленные в лике святых. В первой половине XIX века в монастыре некоторое время проживал праведный иеромонах Мисаил, память которого совершается в Соборе Сибирских святых 23 июня и отдельно 1 сентября по новому стилю. В 1917 году на праздник перенесения Абалакской иконы Божией Матери в Тобольск сюда приезжал сщмч. Гермоген, епископ Тобольский. В 1900 г. в монастырь переводятся 22 монаха из Валаамского монастыря во главе с иеромонахом Антонием. Среди них был и последний наместник монастыря архимандрит Аркадий (Гусев), который оказал сопротивление изъятию церковных ценностей в 1923 году, за что был подвергнут суду, лишению свободы, а затем расстрелян в 1937 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Знаменск...

3. В неделю Всех Святых. В этот день совершается храмовой праздник в нижней церкви, в скиту Всех Святых. С молебным пением Царице Небесной выходят братья из соборного монастырского храма и по ездовой скитской дороге идут крестным ходом в скит. По окончании в скиту литургии и молебна, ход возвращается в монастырь по скитской пешеходной дороге. Затем братия, с установленным пением, переезжает на пароме через монастырский залив, потом шествует мимо гостиницы и возвращается в собор через Святые Ворота. Этот крестный ход установлен в 1843 году, по перестройке скита, при настоятеле о. Дамаскине, в обители с особенною торжественностью при многочисленном стечении приезжих богомольцев. О разрядах поминовения живых и усопших. При отправлении Божественных литургий и при неусыпном чтении Псалтири, на Валааме совершается непрерывное поминовение как о здравии и спасении живущих, так и о вечном блаженном упокоении усопших благотворителей монастыря. Поминовение это разделяется на четыре разряда. Первый разряд составляет поминовение благотворителей при чтении Псалтири, в трёх скитах: Всех Святых, Святоостровском и Никольском, а также и в самой обители при больничной церкви Живоносного Источника Пресвятой Девы Богородицы, где братия, поочередно, день и ночь, читают псалмы Давида, умоляя милосердного Господа о здравии и спасении своих живых благотворителей и об упокоении со святыми усопших. Для такого поминовения при церквах находятся особенные синодики и по тройному числу славословий (слава Отцу и Сыну и Святому Духу) в каждой кафизме каждый синодик разделён на три части: в первой части записаны все имена живых: Государя и всего Царствующего Дома, Митрополита, братии и благотворителей, которым после первой славы каждой кафизмы просится от Господа здравия и спасения; во второй же и в третьей части записаны и поминаются имена усопших царей, некоторых митрополитов, братий и благотворителей, об упокоении которых молят по окончании второй и третьей славы кафизмы. Таким образом, в течение суток синодик придется повторить несколько десятков раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

21 мая 1866 года Георгий Гаврилов, будущий игумен Гавриил, сошел с парохода на землю Валаама. Красивая природа, строгая жизнь монашествующей братии, а главное, – уединенность острова от мира – все это укрепило юношу в намерении навсегда остаться здесь. Игумен Дамаскин принял Георгия в монастырь. Как все новички он выполнял тяжелые послушания: молотил хлеб, колол дрова, стирал, на кухне делал квас. Юноше, не привыкшему к тяжелому крестьянскому труду, первое время было очень трудно. Отец Гавриил так вспоминает об этих годах: «Когда становилось очень трудно, на ум приходила мысль попросить у игумена благословение на послушание полегче, но затем я отгонял такое искушение. Надо идти указанным Господом путем. Я понимал, что раз я посвятил себя на служение Богу, нужно целиком подчиниться воле Всевышнего и ни от чего не отказываться, к чему Господь призывает меня через руководство монастыря. Принимающий волю Божию остается спокойным, потому что только Богу ведомо, что нам нужно. Таково было мое убеждение с самого начала». Через год Георгия перевели в Назарьевскую пустынь. Это место находилось в километре от монастыря и было тихим и пустынным. В летнее время паломники туда не допускались, да и братия могла посещать его только по благословению игумена. Рядом с каменной пустынькой, где когда-то пребывал в безмолвии игумен Назарий, находился питомник ценных пород деревьев: кедра, лиственницы, пихты. Вместе с другим послушником брат Георгий ухаживал за саженцами. Спустя некоторое время его перевели в скит Иоанна Предтечи. В монастыре он считался одним из самых строгих по уставу: скоромное, елей, а также рыбу здесь никогда в пищу не употребляли. Любители безмолвия и молитвы из числа монастырской братии годами ожидали перевода в этот отдаленный островной скит. Георгий сравнивал Предтеченский скит с раем на земле. В его послушание входило пение на клиросе, уход за скитским огородом и другие хозяйственные работы. В это время здесь проживал известный подвижник схимонах Иоанн Молчальник. В тиши пустыни Георгий выучил наизусть Акафист Божией Матери и всю Псалтирь. Всенощное бдение и монашеское правило скитские насельники скита часто совершали при слабом освещении, да и свет им был не нужен – чтецы знали богослужебный текст наизусть. Через шесть лет уединенного жительства рясофорного послушника Георгия назначили начальником скита Всех святых, а в 1880 году, на Страстную седмицу, он был пострижен в монашество с именем Гавриил. В должности начальника скита он проявил себя деятельным монахом и, в то же время, отечески заботливым по отношению к своей братии. Спустя семь лет его вновь перевели в монастырь, теперь уже помощником эконома. 24 декабря 1881 года монах Гавриил был рукоположен во иеродиакона, а 21 мая 1884 года во иеромонаха. Отец Гавриил последовательно прошел монастырские послушания казначея обители, наместника монастыря, а в 1891 году, после смерти игумена Иоанафана II (Дмитриева), был возведен в сан настоятеля Валаамской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Побывал святитель Игнатий и в скиту Всех святых. Он тогда был при монастыре один (позднее возникло еще несколько). „Скит Валаамского монастыря, – писал святитель, – находится от главной обители в трех верстах. Путь к нему – и водою и берегом. Надо спуститься из монастыря по гранитной лестнице к гавани. Здесь садитесь в катер и тем же заливом, которым прибыли в монастырь, плывете далее в глубину острова, в Скит. Залив то суживается, то расширяется, вы непрестанно видите с обеих сторон ландшафты, изменяющиеся в формах, сохраняющие тон угрюмый. Наконец въезжаете в большой овал, окруженный отлогими берегами, на которых растет много березок, рябин, клену; скалы почти скрылись от вас; кое-где вдали из-за елей и сосен выглядывает камень. Воды овала не мрачны, в них приятно отражается синева небес. Зеленеющие луга, испещренные и благоухающие безчисленными дикими цветами, утешают взор. Здесь нет ветру, того сурового порывистого ветру, который редко стихает на возвышенной открытой площади, где стоит главный монастырь... Вы подымаетесь по отлогому лугу излучистою тропинкою, входите в чащу леса: перед вами внезапно – уединенный Скит. Посреди Скита – каменная двухэтажная церковь в византийском вкусе; вокруг церкви отдельные келлии братий, также каменные, и каменная ограда. Скит со всех сторон в лесу; в нем – необыкновенная тишина. Совсем другое чувство обдает вас, когда взойдете в Скит, нежели при входе в монастырь. Там все дышит жизнью строгою; здесь же – какое-то непостижимое спокойствие, как бы спокойствие скончавшихся блаженною кончиною. В Скиту отправляется богослужение дважды в неделю, в воскресенье и в субботу; в прочие дни братия безмолвствуют по келлиям, занимаясь молитвою, чтением, богомыслием и рукоделием“. Жизнь была почти такая же, как в Иоанно-Предтечейском Скиту при Оптиной Пустыни. Так же – неусыпаемая Псалтирь, так же – почти круглый год растительная пища. Но этого мало: в 1811 году, когда в скиту Всех святых подвизался иеродиакон Варлаам, приехал сюда иеромонах Леонид, будущий великий Оптинский старец Лев.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

— Зайчикова Елена Николаевна, главный юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации; — Моспанова Елена Викторовна, руководитель направления помощи детям Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; — Старинова Наталья Львовна, юрист Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Положение о комиссии было решено принять на очередном заседании Священного Синода. Члены Священного Синода удовлетворили прошение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия об освобождении его от должности председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Священный Синод выразил глубокую благодарность митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию за многочисленные плодотворные труды на должности председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, через которые в Русской Православной Церкви возобновился процесс канонизации подвижников благочестия и был прославлен сонм святых, воссиявших на всем пространстве Святой Руси как в годы гонений, так и в более ранние времена. Новым председателем комиссии участники заседания постановили назначить епископа Троицкого Панкратия, викария Московской епархии, наместника Свято-Преображенского Валаамского монастыря. Священный Синод постановил также освободить игумена Филиппа (Рябых) от обязанностей заместителя председателя Отдела внешних церковных связей и назначить на означенную должность игумена Филарета (Булекова), представителя Московского Патриархата и настоятеля прихода Всех святых в Страсбурге. Представлять позицию Московского Патриархата в Совете Европы поручено игумену Филиппу (Рябых). Священный Синод одобрил отчеты о работе за 2010 год Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Синодального миссионерского отдела. Члены Синода выразили удовлетворение в связи с завершением реорганизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и отметили положительные изменения в работе упомянутых отделов. Священный Синод постановил считать успешной работу Синодального миссионерского отдела по организации миссионерских станов и экспедиций. Рассмотрение отчетов других синодальных учреждений было решено продолжить на очередном заседании Священного Синода.

http://e-vestnik.ru/church/svyashchennyy...

В нижнем этаже устроена церковь во имя Всех святых, в верхнем – во имя Небесных Сил бесплотных. По дошедшим до нас воспоминаниям паломников «нижняя церковь теплая; иконостас в ней деревянный, раскрашенный под орех, с дорическими, местами позолоченными колоннами; иконы в нем отличной работы петербургского мастера В.М. Пешехонова. На четырех столбах храма размещены во весь рост живописные изображения светил монашества. За клиросами, в отделанных под орех резных золотом иконостасах находились: на правой стороне – образ Воскресения Господа Иисуса Христа с двунадесятыми праздниками, в серебряной позолоченной ризе – приношение купеческой жены Шатиловой, и на левой – Тихвинская икона Божией Матери, писанная в меру чудотворно-явленной, в серебряной, местами позолоченной ризе, украшенная разными камнями – дар гражданки Одинцовой. Эта невысокая, освященная шестью окнами церковь, с ее скромными украшениями, трогательно говорит о смиренном шествии святых (памяти которых она посвящена) к небу, и располагает к тихой, умиленной молитве. В ней совершается чтение Неусыпаемой Псалтири, за которым поминаются имена живых и усопших братий, благотворителей, усердствующих вписать свои имена для поминовения, вечного или временного». Нижний храм во имя Всех святых был освящен 18 августа 1849 года благочинным монастырей Санкт-Петербургской и Новгородской епархии архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) . В 1894 году храм расписали монастырские живописцы под руководством иеромонаха Луки. Деятельное участие в росписи принимал игумен Гавриил, который написал на сводах храма трех серафимов и на полотне Нерукотворенный Образ Спасителя с двумя предстоящими ангелами. Верхняя церковь во имя Небесных Сил бесплотных имела характер Церкви торжествующей, Церкви небесной. Иконостас храма, выполненный трудами валаамской братии, был позолочен; резные Царские врата венчало большое сияние, в центре которого находилась икона Пресвятой Троицы. Все иконы в храме выполнены в иконописной мастерской Пешехонова. В резных позолоченных киотах находились иконы Господа Вседержителя и Тихвинской Богоматери в серебряных ризах, на храмовых столбах – иконы Вселенских иерархов и Всероссийских святителей. В 1887 году монастырские живописцы расписали верхний храм масляными красками: в вершине купола – Господь Саваоф в сонме архангелов, под окнами купола – Господь Иисус Христос и двенадцать апостолов; на четырех арках – святые евангелисты; на западной стене, над дверями, изображены мироносицы, пришедшие ко Гробу Спасителя, по стенам – лики преподобных. Пол церкви выстлан путиловской плитой. 19 июля 1850 года храм во имя Небесных Сил бесплотных освятил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор.

http://azbyka.ru/palomnik/Всехсвятский_с...

Особенно большое стечение посетителей (русских) бывает в дни постов св. Апостолов и Успения Пресвятой Богородицы. Тогда многие из них остаются в тихой пустыне, чтобы собрать свои мысли, очистить сердце покаянием и сподобиться причащения Св. Христовых Таин. Всем такого рода гостям в те дни подается в трапезе постная пища без масла. Много бывает также богомольцев в скитский праздник Всех Святых, в день соборного празднования Боголепного Преображения Господня, в день памяти св. ап. Петра и Павла и в день памяти перенесения мощей преподобных отцов наших Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Всех посетителей (русских) в течение года бывает в обители насколько тысяч человек. При отправлении из монастыря, гости берут благословение у о. настоятеля на благополучное возвращение домой. Некоторые из них тогда же изъявляют желание остаться в обители до следующего парохода поговеть. Со всеми ласково беседует о. игумен, каждому – бедному и богатому – даёт в благословение: кому образок, кому просфору, кому книжку, кому что-либо другое; всем выражает свое сердечное удовольствие за душеполезный труд их в посещении святого места. Напутствуемые благословением, гости оставляют обитель. 3. Монастырские правила для приезжающих. Не требуя никакого вознаграждения за своё гостеприимство, предоставляя это вознаграждение совести, усердию и средствам каждого богомольца, Валаамский монастырь, с своей стороны, желает только, чтобы богомольцы, живя в монастыре, соблюдали следующие правила монастырского благочиния. 1. Без особенного благословения не ходить в лес, в пустыни, скиты, в монастырские кельи. Из живущих в монастыре никого не принимать к себе в кельи, им не давать и от них ничего не брать, ни под каким предлогом. 2. Не оказывать никому здесь частных благотворений, а доброхотное свое приношение полагать в общую кружку на пользу св. обители, так как, по правилам общежития, никто из живущих в монастыре не имеет права приобретать отдельной собственности. 3. Привозимые в монастырь письма и посылки на имя проживающих в нём отдавать монастырскому начальству, для передачи по принадлежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010