В XIX-haчaлe XX в. Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря. В 1920-е г.г. Никольский храм был закрыт. После возвращения Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов, оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 г. по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был пе­редан Богородице-Рождественской обите­ли. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII в.: от него остался один остов. К концу 2003 г. Никольский храм был не просто восстановлен, но что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех требований по реставрации памятников ар­хитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 г. было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители. Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах - списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма - иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии. В праздник Рождества Христова, 7 января 2005 г., в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня. В первом верхнем ряду - частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой. Во втором ряду - преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского. В третьем ряду - преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.

http://sobory.ru/article/?object=00603

Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829-1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года. В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки. В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: " Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг " . Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного " Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле " и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников. Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев.

http://sobory.ru/article/?object=00768

Вокруг отца Сергия сложилась небольшая монашеская община. В этот период отец Сергий вел продолжительную переписку с известным игуменом и духовником Валаамского монастыря старцем от которого получил множество ценных наставлений для своей духовной жизни. Харитон (Дунаев) (1872–1947). – в 1894 г. поступил в Валаамский монастырь; в 1905 г. пострижен в монашество; в 1909 г. назначен экономом монастыря; в 1910 г. рукоположен в иеромонаха архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским) ; в 1933 г. утвержден финляндским Церковным Управлением в должности настоятеля; в 1927 г. опубликовал свой труд «Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях»; Игумен Харитон являлся последним Настоятелем Спасо-Преображенской Валаамской обители, занявшим эту должность на «Старом» Валааме. При нем в 1939–1940-м гг. прошли эвакуация  монастыря в глубь Финляндии и устроение нового монашеского поселения в Папин-ниеми; незадолго до кончины принял схиму.) Отец Сергий был настоятелем храма в Ванве с 1945 года до своей кончины. Отец Сергий принимал монахов разных национальностей, которые искали его духовного руководства, а также православных французов, которые в конце шестидесятых годов приходили в храм в Ванве. Современники рассказывали, что старцу Сергию благодаря его любви, смирению удавалось поддерживать на своем приходе атмосферу единства и братства. Отец Сергий обладал безграничной любовью к ближнему. Он одинаково обходился со всеми людьми – независимо от их социального положения, независимо от того, праведниками они были или грешниками. Он принимал всех, кто приходил к нему, с неизменной улыбкой, полной радости и доброты. По отношению ко всем он проявлял равную доброжелательность, равное беспредельное терпение, равную кротость... Очень строгий к самому себе, отец Сергий был чрезвычайно снисходителен к другим. Отец Сергий с момента рукоположения и до начала тяжелой болезни непрестанно трудился.  Значительная доля его времени была посвящена богослужению, которое он считал своим долгом совершать во всей полноте и со всей точностью, требуемой Типиконом, не опуская ни одной молитвы и ни одного песнопения, никогда не сообразуясь с собственными силами и зачастую даже до полного изнеможения. Помимо Господских и Богородичных праздников, он служил в многочисленные дни памяти своих любимых святых. Во время Великого поста службы длились по восемь часов в день. ( Молитва Ефрема Сирина , по его мнению, на время Великого поста должна являться минимумом, что положен человеку в день. Вместе с тем, он отмечал, что молитва должна быть постоянной – Иисусова молитва в силу своей краткости и повторяющегося характера совместима с любой физической работой.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первая после полувека «мерзости запустения» Литургия совершена в праздник Всех святых в 1993 г. в нижнем храме скита наместником Валаамской обители игуменом Панкратием (ныне епископ Троицкий). В скиту была восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом. С начала 1990-х годов в скиту начались восстановительные работы, но их объем был явно недостаточным. Ситуация стала меняться только в 2009 г., когда основанный Г.Н. Тимченко фонд «Ладога» взял на себя финансирование реставрационных работ. За короткий срок были отреставрированы храм, келейные корпуса и ограда с башнями, завершены работы по благоустройству территории. Скит во имя св. Иоанна Предтечи Предтеченский остров площадью около трех квадратных километров находится в четырех километрах от монастыря. Прежде он назывался Монашеским, может быть, от древнего скита. В начале XIX в. здесь жили рыбаки. В 1855 г. на самой высокой точке острова была устроена часовня во имя св. Иоанна Предтечи. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVII в., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама. В 1858 г церковь была полностью воссоздана по проекту А.М. Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским митрополитом Григорием. Храм украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860 г. о. Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале «пещерный» зимний храм во имя Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконы для него написал В. Пешехонов. В подражание великому постнику св. Иоанну Предтече этот скит был «овеян духом древнего сурового подвижничества» и отличался самым суровым уставом: иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Женщинам доступ на остров был воспрещен, а мирянам разрешен только с благословения игумена.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3708737...

— На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви приняты рекомендации, которые нужно исполнять каждому приходу — это установка памятных табличек, а лучше крестов, потому что во многих храмах есть новомученики, которые пострадали в годы репрессий. И, конечно, нельзя забывать об этом. Человеческая память обладает такими свойствами, что если не напоминать, то постепенно эта информация забывается, а этого ни в коем случае допустить нельзя. — Как Валаамский монастырь участвует в деле прославления новомучеников и исповедников Российских? — На скиту Всех Святых сейчас начинается сбор информации о местах захоронения и памятниках жертвам политических репрессий. Сегодня точно известно о более чем 410 мест захоронений расстрелянных, ссыльных и спецпереселенцев на территории Российской Федерации. Всего существует более 1200 таких кладбищ. Мы понимаем, что нет ни одного населенного пункта в бывшем Советском Союзе, где бы ни пострадали люди, вольно или невольно. Специально по заказу насельников скита написана икона «Плач Богородицы о земле Российской» с частицей Животворящего Креста Господня и камешком с Голгофы. Дополнительно в икону вмонтированы святые мощевики с частицами мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, святителя Афанасия исповедника, епископа Ковровского и прочих новомучеников. Перед этой иконой совершается молитвенное поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Это является поистине великим событием в жизни Валаамского монастыря, потому что образовался еще один особый уголок, где будет совершаться молитва о русской земле, о нашей России. И я уверен, что Господь откроет имена всех, пострадавших за Него, а мы до конца познаем и уразумеем эту великую и непостижимую трагедию русского народа. — Каким еще образом можно прославлять святых, рассказывать об их жизни и подвиге? — Сейчас снимаются документальные и художественные фильмы, из которых мы узнаем, что новомученики — это обыкновенные люди, с такими же, как у нас страстями и чувствами, они также ходили по этой земле, были такими же людьми внешне. Против них точно так же велись кампании антицерковной направленности в тогдашних СМИ. Современным людям, через фильмы, книги  и телепередачи, очень важно знать о том, какими могут быть подлинные христиане. Особенно это важно знать в наше время, которое характеризируется большим распространением эгоизма и самолюбия. Поэтому всем нам нужно регулярно напоминать о подвиге новомучеников, которые, по сути, были такими же обычными людьми, но смогли пожертвовать всем во имя Христа. Ведь человек не рождается святым. Равноапостольный князь Владимир, например, по сути, прожил две разных жизни. Одна — до обращения ко Христу и совершенно другая — после. Важен итог его жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3986715...

Будем молиться пророку Илии, чтобы, с одной стороны, он учил нас силе, деятельной живой вере, а с другой стороны, — смирению, чтобы он ходатайствовал о нас к Богу, в Троице прославляемому, укреплял нас для продолжения нашей миссии». Затем на катерах иерусалимская делегация переправилась на о. Светлый, где состоялся обед в честь Блаженнейшего Патриарха Феофила. Праздничными песнопениями гостей встретил хор Валаамского подворья в Санкт-Петербурге. На трапезе также присутствовали министр природопользования и экологии Республики Карелия В.Ф. Чикалюк и благотворитель обители А.Д. Буков. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви поблагодарил епископа Панкратия за радушный прием, после чего коснулся ситуации, сложившейся сегодня на Ближнем Востоке: «Сегодня такое явление, как терроризм, осуществляется якобы от имени Бога. В том регионе, где мы живем, для обозначения терроризма даже употребляются слова «мученичество» и «мученик». Террористы гибнут сами и забирают с собой в могилу ни в чем неповинных людей. Это, конечно, дело диавола, который хочет внести смущение и уменьшить силу мучеников нашей Церкви. Существует огромная разница между «мучениками» и мучениками Церкви. Террорист — свидетель диавола, а мученик Церкви — это мученик за любовь Христову. Мученик за любовь Христову приносит себя в жертву не ради себя самого, не ради своих родственников, он приносит себя в жертву за весь мир, ради спасения всех людей. В этом заключается свидетельство и мученичество святых нашей Церкви. В этом же состояло мученичество святых Русской Православной Церкви, которые пострадали за любовь Христову. Это свидетельство любви Христовой и сегодня продолжает жить в Русской Церкви, и в последнее время оно становится известно всему миру». По окончании трапезы Блаженнейший Патриарх Феофил и сопровождающая его делегация на вертолёте отбыли в Санкт-Петербург. Ильинский скит находится в 10 км к северо-востоку от монастыря, на небольшом о. Лембос. Дореволюционные постройки, включая храм, до наших дней не сохранились. К 2006 году усердием иноков и благотворителей Ильинский храм был отстроен заново в традициях русского северного зодчества. Рядом возведены два келейных корпуса. На высоком берегу установлен резной поклонный крест.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3006874...

Приходя в монастыри, монахи освобождаются от этой колеи. Никакие стереотипы, никакие указания моды, никакие указания тех, кто привык давать указания миру, не воспринимаются монахом. Он освобождает себя для праведности и, живя как бы в стесненных обстоятельствах, становится свободным от того, от чего не могут освободиться самые сильные и могущественные люди на земле. Он обретает свободу во Христе. У Василия Великого мы находим замечательные слова: «Не могут Бог и грех одновременно царствовать в душе человека». Эти слова следует правильно понимать. Это не означает, что мир делится на святых и грешников. Это не означает, что святой человек не имеет греха, или слабости, или несовершенства. Здесь главное слово не «грех» — здесь главное слово «царствует». Не могут Бог и грех царствовать одновременно. Если в жизни человека царствует Бог, это не значит, что этот человек святой. Это не значит, что он не падает, не ошибается, не разбивает о тяжкую реальность современной жизни свои руки и ноги, а иногда и голову. Все может быть. Но как важно, чтобы в жизни царствовал Бог, а не грех! И это Божие Царство мы опознаем нашей способностью верить в Бога. Когда мы лишаемся этой способности, Бог не царствует в нашем сердце. Мы опознаем присутствие Бога в нашей жизни через голос нашей совести, когда что-то вдруг начинает беспокоить — так мучительно, что с этим чувством не сладить. И если мы сознаем, что причиной беспокойства является наш грех, наша слабость, наше несовершенство, то это означает, что Бог царствует в нашем сердце, поддерживая голос совести. А если есть этот голос, есть вера в сердце, то всегда придет покаяние, желание изменить свою жизнь к лучшему, преодолеть свой грех добрыми делами, духовным подвигом и через это обрести свободу от сковывавших нас внешних обстоятельств, влекущих во власть греха. Освящение этого храма, небольшого по сравнению с великими соборами земли нашей, во Всехсвятском ските Валаамской обители неслучайно совпало с днем, когда апостол обращает к нам великие слова о сути и смысле человеческой свободы. Да поможет Господь всем нам — и монашествующим, и мирянам, и знатным, и простым, и богатым, и бедным, и образованным, и простецам — быть свободными от греха, чтобы поработить себя праведности, войти в Божий мир и в жизнь вечную, как свидетельствует о том в сегодняшнем чтении апостол Павел. Молитвами всех святых да укрепит нас Господь на таком жизненном пути. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/1559111.ht...

Через духовный подвиг, который концентрируется в обителях, мы можем приобщаться к таким идеям, таким мыслям, такой практике жизни, которая может реально изменить жизнь всего народа, всей нашей страны к лучшему. Из проповеди после Литургии в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря 11 июля 2018 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев Сила апостольского свидетельства Сила апостольского свидетельства дошла до наших дней, и в этом смысле мы все их преемники. А если так, то мы должны воспринимать не только то, чему научаемся через их послания, через их житие, но и воспринимать само их апостольское служение. Церковь именуется апостольской именно потому, что продолжает апостольское служение, продолжает свидетельствовать миру. Было бы большой ошибкой считать, что это свидетельство – дело лишь архиереев, священников. Вся Церковь свидетельствует миру – быть может, в первую очередь через апостольские труды мирян. И сегодня это служение очень значимо. Знаю много историй, которые до меня доносит и человеческая молва, и свидетели, о том, как простые верующие люди обращают к вере своих сограждан. Удивительная история апостольства нашей Церкви продолжается и в нынешнее время. Наверное, никогда в деталях невозможно будет обо всем этом рассказать, очень многое уйдет с теми, кто совершал и совершает это служение. Но я бы хотел, мои дорогие, поблагодарить за эти труды всех, кто обратил хотя бы одного своего соотечественника, привел его ко Христу, к купели крещения. А всех вас призываю помнить, что наш долг – не только самим молиться в храме, исповедовать веру, но и трудиться для того, чтобы вера Христова, как и во времена апостолов, через свидетельство членов Церкви укреплялась в народе нашем. Из слова после Литургии в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове 12 июля 2018 года, в день памяти апостолов Петра и Павла Она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной Размышляя об этой трагедии, я подумал: почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть… Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами – ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу.

http://pravoslavie.ru/114449.html

В притворе храма Преподобных предлагаются посетителям кипарисные крестики и образочки работы братий, образки на финифте, литографированные и фотографические изображения Валаамских угодников и служба им, книжки „Описание Валаамского монастыря”, „Собрание видов местностей острова Валаама” и литографированные виды обители и ее скита; и в гостином доме разные глиняные изделия: вазы, сахарницы, молочники, чайники и прочее – труды иноков Валаамских. Особенно большое стечение посетителей (русских) бывает в дни постов св. Апостол и Успения Пресвятой Богородицы. Тогда многие из них остаются в тихой пустыне, чтобы собрать свои мысли, очистить сердца покаянием и сподобиться причащения св. Христовых Таин. Всем такого рода гостям в те дни подаётся в трапезе постная пища без масла. Много бывает также богомольцев в скитский праздник Всех Святых, в день соборного празднования Боголепного Преображения Господня, в день памяти св. Апостол Петра и Павла и в день памяти пренесения мощей преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Всех посетителей (русских) в течение года бывает в обители несколько тысяч человек. При отправлении из монастыря гости берут благословение у о. настоятеля на благополучное возвращение домой; некоторые из них тогда же изъявляют желание остаться в обители до следующего парохода поговеть. Со всеми ласково беседует о. игумен, каждому: бедному, странному и богатому дает в благословение кому образок, кому просфору, кому книжечку, кому что-либо другое, всем выражает своё сердечное удовольствие за душеполезный труд их к посещению святаго места. Напутствуемые благословением, гости оставляют святую обитель. Сохраняя тщательно своё направление, исторически установившееся, Валаамский монастырь и в последний период времени явил немало знамений своего глубокого единства с православно-кафолическое Церковию, на других местах существующею, и своей преданности нуждам и пользам отечества. Так из Валаама единовременно пожертвовано в пользу бедствующей Александрийской патриархии 100 руб. серебром на духовные потребности, Черногорской православной Церкви 100 руб., на построение церкви в Пятигорске 50 руб., Боснийским церквам принесены в дар серебряные сосуды: потир, дискос и прочее; Сербским церквам, понесшим разорение от возмутившихся Венгерцев – серебряные же сосуды: потир, дискос, ковшичек и прочее, также ризы, воздухи, покровцы, и в пользу Болгарских церквей серебряные сосуды: потир, дискос, ковчег, ковшичек, кадило, серебряный напрестольный вызолоченный крест с финифтяными образочками, воздухи, ризы, подризники, стихари и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свою очередь Предстоятель Православной Церкви в Америке сердечно поблагодарил Его Святейшество за приветствие, в частности, отметив: «С большой теплотой вспоминаю мой февральский визит и нашу встречу, когда отмечалось 10-летие интронизации Вашего Святейшества как шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Вновь хочу поздравить Вас и передать поддержку всех епископов, духовенства, монашеской братии и всех верующих, всей паствы Православной Церкви в Америке». По свидетельству Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона, предстоящие торжества в честь 25-летия подворья Православной Церкви в Америке в Москве и 50-летия автокефалии Православной Церкви в Америке, дарованной Русской Православной Церковью в 1970 году — знаковое событие, которое свидетельствует о нерушимой апостольской традиции и духовной связи между двумя Церквами. «Наши отношения стоят на прочной основе, — подчеркнул Блаженнейший Владыка. — Еще 225 лет назад преподобный Герман и насельники Валаамского монастыря прибыли на Аляску, на остров Кадьяк. За ними последовали святитель Иннокентий, святитель Тихон, святой Иоанн Кочуров и многие другие святые угодники, просиявшие в Северной Америке. Их апостольское служение — прочная основа наших связей. Взирая на их пример, мы черпаем мудрость и вдохновение, стараясь продолжать апостольскую традицию, выполняя заветы Христовы и неся благую весть по всему миру. Благодаря их трудам, мы имеем возможность укреплять наше единство во Христе и развивать отношения со старшей сестрой — Русской Церковью и со всеми остальными Православными Церквами». На состоявшейся после молебна встрече Святейший Патриарх Кирилл выразил удовлетворение высоким уровнем двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке. Его Святейшество упомянул о таком образовательном проекте, как Летний институт при Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который, в том числе, оказывает гостеприимство в летнее время представителям разных Церквей, приезжающим для знакомства с жизнью Русской Православной Церкви, в частности, с церковной жизнью города Москвы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5543499...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010