- Не могли бы рассказать о наиболее важных культурных событиях па калязинской земле? - У нас прошли 18 межрегиональных фестивалей духовной и светской музыки, 8 фестивалей традиционного народного творчества молодежных самодеятельных коллективов Центрального Федерального округа. 15 лет подряд проводятся межрегиональные экспедиции по местам сражений периода Смутного времени «Под княжеским стягом». Регулярно проводим также Макарьевские Калязинские чтения, фестивали детского и молодежного духовного творчества «Искорка Божия». Почти все эти мероприятия выходят за рамки нашего района и даже области. То же самое касается и фестивалей славянской письменности и культуры. В их организации на помогает Международный Фонд славянской письменности и культуры. Традицией стал приезд в район артистов Большого театра, известных писателей, режиссеров, художников. Особо выделю, что в Калязине проведены четыре конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». На них российские ученые, писатели, общественные деятели обсудили животрепещущие вопросы современности. К числу самых значительных событий отнесу установку в райцентре памятников преподобному Макарию и М.В. Скопину-Шуйскому. - К сожалению, многие не знают, кто такие Макарий Калязинский и Скопин-Шуйский. - Это наши духовные защитники. Макарий (в миру Матвей Васильевич Кожин), небесный покровитель калязинской земли, родился в селе Кожино Кашинского уезда в боярской семье. После кончины супруги он оправился в Клобуковский монастырь города Кашина, где был пострижен с именем Макарий. Покинув монастырь, поставил себе келью недалеко от Кашина, здесь к нему присоединились семь старцев. На этом месте образовался Троицкий монастырь. После кончины 17 марта 1483 года Макарий был погребен в построенной им деревянной церкви. В 1521 году при ремонте обнаружили гроб, а в нем нетленные мощи. В 1547 году на церковном соборе Макария прославили в лице святых. В 1700 году для мощей изготовили серебряную раку. В 1930-е, после закрытия и разрушения монастыря, их перевезли в Тверь. Сейчас они уже 5 лет в Калязине, находятся в Вознесенском храме города. А Михаил Васильевич Скопин-Шуйский - князь, государственный деятель, одаренный полководец эпохи Смутного времени. Он нанес поражение полякам, разорившим многие города, положил начало освобождению Руси от польско-литовских захватчиков в Смутное время.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/21/...

Между образовательными учреждениями и православными приходами церквей города Калязина и Калязинского района заключены договоры о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности, духовно- нравственного и патриотического воспитания, которые способствуют укреплению взаимодействия церковных и светских систем образования. Традиционным стало проведение на Калязинской земле в сотрудничестве с Международной общественной организацией «Русское собрание» международных научно- практических конференций «Калязинские чтения». В рамках конференций рассматриваются вопросы национального суверенитета России, русской идеологии, сохранения русской культуры, традиционных семейных ценностей и др. В целях гражданского и нравственного развития общества и духовно -нравственного и патриотического воспитания населения Калязинского района ежегодно в июне проводятся мероприятия в рамках празднования памятных «Макарьевских дней»: День памяти прп. Макария Калязинского, Крестный ход от Вознесенского Храма к памятнику прп. Макария Калязинского, торжественное возложение цветов, День города, выставки, фестивали, чтения, экскурсии и др. Ещё в мае 2020 года президент РФ В.В. Путин инициировал изменения в законе «Об образовании в РФ», направленные на повышение значимости воспитания в образовательном процессе. Трудно спорить с утверждением, что воспитание – это фундаментальная часть нашей образовательной системы. Впервые понятие воспитание закреплено законодательно. Какие ценности мы будем вкладывать в наше подрастающее поколение, что сможет дать нашим детям детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, педагоги, какую среду мы сформируем вокруг ребёнка с самого детства – всё это системообразующие вещи для общества и формирования будущего нашей страны. С 1 сентября 2021 года воспитательная работа стала одной из составных частей образовательной программы. Сама по себе программа не является инструментом воспитания ребёнка. Воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношением. В учебных планах наших школ нет иностранных учебных программ, нет засилья иностранной литературы. Традиционно очень важным является живое слово учителя, особенно на уроках гуманитарного цикла предметов, живое общение, взаимодействие педагогов и обучающихся, поскольку нет ничего важнее в духовно -нравственном воспитании детей, чем личный пример учителя его любви к детям, его профессионализма.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/02/es...

3. Братский корпус со знаменитой Трапезной, построенный Григорием Борисовым в 1530 г., восстановлен в 1641 и подновлен в 1836 году. В верхнем этаже кельи монахов и послушников. В ннжнем кухня и трапезная. Длина 36 1/2, ширина 6 саженей;. 4. Больничный корпус, каменный, построен в 1655 году, над ним в 1889 году надстроен другой этаж для келий - деревянный. 5. С юго-западной стороны к церкви прспод. Макария прилегает каменный 3-х этажный корпус, в нем помещаются архив и кладовая. 6. В ограде на южноЙ стороне древниЙ каменныЙ корпус на 2 отделения; в нем помещаются квасоварня и кладовая. Кроме того, в ограде размещаются два ледника, конюшни, экипажный сарай, баня, коровник и другие службы. аменная ограда, вышина 5 саженей (более 10 м), длина 326 саженей (ок. 700 м), 6 башен, четверо ворот, построена в 1644-1648 гг., строили отец Марк и сын Иван Шарутины. Здания и владения вне монастыря: 1. Каменная часовня на 2-ой части города между Николаевским собором и торговыми рядами построена в 1863 году; надворные строения - деревянные. 2. Училища: Рождественское мужское и Макарьевское женское. На овощном монастырском огороде, обнесенном каменной оградой с тремя небольшими башнями, находилась деревянная рабочая изба, каменная баня, рига, деревянный молотильный сарай. 3. До 1764 года, т. е. до секуляризации церковных земель, Троицкий монастырь владел тринадцатью селами, четырьмя мельницами на реках Жабне, Нерехотке, Эре ии Нерли, семью подворьями. Во всех владениях насчитывлось 2303 двора и в них 12000 ревизских крестьянских душ. В конце XIX в. монастырь владел подворьем в Москве, которое сдавалось в аренду московскому купцу за 12000 руб. Земли, угодья под монастырем и огородом 5 дес. 470 кв. саженей... Троицкий монастырь располагал прекрасной библиотекой. В ней шесть рукописных книг, в т. ч. " Пролог " , якобы принадлежавший преп. Макарию; " Слово Григория Богослова " , написанное в XVI в. преп. Паисием Угличским, племянником преп. Макария; " Псалтырь " XVI в.; " Житие преподобного Макария " , писанвое в 1547 г.; " Евангелие " в кожаном переплете неизвестно кем и когда написанное; " Житие " разных святых в кожаном переплете. Книги печатанные XVI-XIX в. в количестве 26 томов. 

http://sobory.ru/article/?object=24771

После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель 816 . В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: «...у Чюда Быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей» 817 . Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время «Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю» 818 , – говорится в Книге степенной царского родословия. В 1544 году 21 февраля «поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый» 819 . Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием 820 . Через несколько дней, 24 февраля, был «поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский» 821 . Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский 822 , в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.) 823 . Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. «В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Конечно, в местном бюджете нет финансовых средств на восстановление колокольни, ведь Калязин - маленький уездный городок с небольшим муниципальным кошельком. Отмечу, что колокольня имеет общероссийское значение, поэтому помощь должна исходить от всей России, ведь этот памятник является не собственностью Калязина, а всемирным наследием культуры! Изо всех уголков необъятного мира стекаются потоки туристов, желающих воочию познакомиться с этим удивительным памятником архитектуры. Колокольня – символ не только Калязина, но и всей России, ее можно изучать не только как достояние всей православной России, но и как трагедию советской эпохи, когда строили водохранилища, уничтожая колокольни. В те времена был затоплен древнейший Макарьевский монастырь с уникальными строениями и культурными ценностями. Что успели спасти из обители, ныне находится в музее. К сожалению, в ту пору советские власти практиковали затопление уникальных объектов культуры. Например, погрузили под воду Леушинский монастырь, а древнейший город Аркаим лишь чудом уцелел. В те времена власть не заботило сохранение великой культуры, а ведь можно было обойтись и без затапливания православных обителей, архитектурных памятников. На встрече с главой калязинской администрации я затронула тему купеческих домов. Неплохо было бы государству вернуть эту собственность, превратив ее в туристический комплекс, обустроив гостиницу, сувенирные магазины. Было бы замечательно перенести в этот туристический уголок и музей, ныне расположенный в храме. Кстати, в этом году калязинскому Николаевскому собору исполняется 320 лет! Необходимо обустроить уникальный музейный исторический ансамбль. Этот туристический уголок Калязина являлся бы настоящей жемчужиной России. Ныне это отдельная жемчужина, не собранная в ожерелье. Мы обязаны всем миром спасти этот архитектурный православный памятник. Возрождение России должно происходить в первую очередь в наших душах, а затем в восстановлении святыни России! Наши искренние подписи, поставленные под воззванием по спасению колокольни, – это наши духовные скрепы, благодаря которым мы спасем архитектурную жемчужину. Все калязинцы давно призывают россиян услышать их мольбы! Поэтому каждый гражданин России должен рассказать всем своим близким и знакомым, а порой и незнакомым людям о взывании калязинцев!

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/13/ka...

После Собора 1547 года иерархи разъехались по своим епархиям, где стали собирать материалы для канонизации новых святых. Это произошло на Соборе 1549 года, на котором был канонизован преподобный Евфимий Суздальский. Однако готовить данные материалы пришлось, очевидно, преемнику владыки Ионы, епископу Трифону (Ступишину; 1549–1551) 38 , так как на следующий год после Собора 1547 года епископ Иона скончался. Господь призвал епископа Иону во “единыйнадесять час” ( Мф 20:9 ) к архиерейскому служению, которое было недолгим. Будучи в преклонном возрасте, он почил и был погребен “в Суздальском соборе” 39 . В исторических источниках значительно более подробно отражен доархиерейский период жизни епископа Ионы. Написание биографий и жизнеописаний русских Владык – дело будущего, данная проблематика еще ждет своих исследователей и писателей. Представленный небольшой очерк об иерархе Макарьевской эпохи – вклад в решение данной большой темы. Ниже прилагается фрагмент из жития преподобного Макария Калязинского. [Л. 32 об.] Лета 7029 (1521) месяца мая в 26 день обретение мощей преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макариа игумена новаго чюдотворца Колязинскаго. Царствующу тогда в Русской земли благоверному Великому князю Василию Ивановичю, в пределе же своем царствующу тогда благоверному князю Георгию Ивановичю, бе убо некий купець, христолюбив сый, имя ему Михаил, кипяше имением доволно, служаше же благоверному князю Георгию Ивановичю, князь же любяше его и почиташа. Той же предиреченный Михаил вниде ему по Божию смотрению страх Господень в сердце его, нача велию веру имети к святым Божиим церквам, паче же и к монастырем милостыня даяше неоскудну. Та же убо паче инех велию веру нача простирати к преподобнаму Макарию. Не неведом бо ему бяше: еще юну ему сущу, слышах при родителех своих о чудном мужи Макарии, понеже бо всяко [Л. 33] дело благо Божественым мановением сподобляется начати и вершити. Се уже времени достигшу рачению его внити во ум, нача помышляти в себе, каково угождение да сотворит, яже что требе монастыреви и угодно Господеви Богу и преподобному отцу Макарию. Се же приходящу Михаилу к благоверному князю Георгию Ивановичю, поклонение сотворяющи умилнным сердцем: Господи[не] княже наю 40 , да повелит твое господство нашей худости, твоему рабу, хотящему создати церковь камену прекрасну в твоей державе во имя Святыя и Живоначалныа Троица, еще же и пределу быти на десной стране во имя Пресвятыа Владычица нашеа Богородица и Приснодевы Мариа честнаго и славнаго Ея Рождества, иже и бысть тако, иже ныне всем видима и славима.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Архив Троицкого монастыря богат древними царскими, княжескими, патриаршими и архиерейскими грамотами и другими документами. Грамоты относятся к XV -XVI вв., позднейшие к XVIII в. Всех документов в архиве насчитывалось 381 грамота. Из них царских - 178, в т.ч. 48 царя Михаила Федоровича, 95 грамот царя Алексея Михайловича, 18 - царя Федора Алексеевича, 6 - царей Ивана и Петра Алексеевичей, 5 - царя Петра Алексеевича, 6 - патриарха Никона. Наиболее интересна Жалованная грамота Тверского князя Бориса Александровича на монастырь Никола на Жабне, предположительно относящаяся к 1461 году и много других. В архиве монастыря были грамоты о ссылаемых в монастырь " для исправления и совершенного ума его выздоровления " . В монастырском архиве хранилась и " Кормовая книга " , в которую записывались все вклады, вносимые разными лицами в монастырь: церковные сосуды, облачения, иконы, колокола, деньги, лошади, земли с крестьянами, съестные припасы, строительный материал и др. Троицкий Калязинский монастырь был первоклассным, занимал 11 место в степенной лестнице монастырей России. Во главе монастыря - архимандрит с 1655 года, наместник, казначей, иеромонахов 8, монахов 8, иеродьяконов 4. Весь штат состоял из 34 человек. Жалование всем - 432 рубля 17 коп., кроме того монастырь получал на разные хозяЙственные нужды - 1465 руб. 22 коп в год. В течение почти 500 лет в монастыре служили 46 игуменов, 44 архимандрита. Некоторые из них получили сан митрополита. Последний настоятель монастыря в 1917-1920 гг. был иеромонах Аркадий. 8 февраля 1919 года в монастыре была вскрыта рака с мощами Макария Калязинского.  В начале 1920 г. монастырь был закрыт. В конце 1930-х гг. Троицкий КалязинскиЙ монастырь перестал существовать.  Суворов Н.А. " Калязинские храмы и монастыри " . 2004 Алексеевская больничная церковь Алексеевская каменная холодная церковь была построена в 1655 г. на средства монастырского келаря старца Иринарха. В 1671 г. с левой стороны в ней был устроен теплый придел во имя Иоанна Богослова. В те же годы и на иждивение того же старца при церкви были выстроены каменные больничные кельи, а над ними в 1889 г. надстроены деревянные. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным восьмиконечным крестом. В 1752 г. при церкви была выстроена колокольня и поставлен новый иконостас. В 1801-1802 гг. в приделе устроены резные царские врата и новый резной вызолоченный червонным золотом иконостас, украшенный ярью и новыми образами. В 1844-1845 гг. местные иконы Спасителя, Богоматери, Алексея человека Божия, а также икона Богородицы, именуемая Страстная, усердием больничного иеромонаха Иова, украшены ризами апплике. В 1881 г. в главной церкви был устроен новый трехъярусный резной иконостас, а в приделе одноярусный вызолоченный. Для обоих иконостасов были выполнены новые живописные иконы.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Поэтому и вся церковь называлась трапезной. В 1830 г. церковь внутри была переделана: расширены окна, вместо каменного пола настлан деревянный, поставлен новый иконостас и иконы, стены местами расписаны живописью. При освящении церкви 25 ноября того же года престол во имя Бориса и Глеба был переименован и стал носить имя Сретенья Господня, а престол преподобных Исаакия, Далмата и Фавста - имя Казанской иконы Божьей Матери. Одноглавую церковь венчал восьмиконечный крест. В 1839 г. новый резной иконостас был вызолочен червонным золотом и перед ним для отделения солеи устроена железная решетка. Оба деревянных церковных иконостаса имели два яруса. Они располагались в одну прямую линию по всей ширине храма и разделялись между собой иконой Воскресения Христова, вставленной в тот же иконостас. Иконы первого яруса разделялись колоннами, капители которых поддерживали небольшой карниз, испещренный сухариками. Резьба царских ворот представляла собой лучи, исходящие из центра, в котором помещался крест. С северной стороны через паперть в церковь вел единственный вход. К нему со двора была пристроена галереей лестница, покрытая железом. С южной стороны церкви был вход в монастырскую библиотеку и архив. Под церковью в нижнем ярусе до 1841 г. помещалась братская трапезная, но по причине тесноты вскоре была переделана в мастерскую. В том же этаже исстари помещались книжная лавка, просфоропекарня, две кладовые, братская провизная палатка и два подвала для овощей. В Сретенской церкви находился портрет митрополита Сарского и Подонского Серапиона во весь рост, шитый шелком и золотом. По преданию, портрет был заказан петербургским купцом, которому во время болезни во сне явился святитель Серапион и, назвав себя, повелел изобразить свой образ в таком виде, в каком больной сподобился видеть его во сне и отослать в Калязин монастырь. В 1799 г. портрет был доставлен в монастырь и установлен в церкви. Троицкий собор Троицкого монастыря Первая монастырская церковь во имя Живоначальной Троицы, по которой и вся обитель получила название Троицкой, была устроена основателем монастыря Макарием с братией в середине XV в.

http://sobory.ru/article/?object=24771

В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, из- вестный ныне как храм святого Василия Блаженного. В нем был устроен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архи тектуры. Сюда, на Красную площадь, в воспоминание евангельского события святитель совершал торжественное шествие на осляти в праздник вербного воскресения. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (V 1563; пам. 5 дек.). В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий же, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, подъял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские соборы 1547 г. явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев». Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. На Макарьевских Соборах были канонизованы первый автокефальный митрополит Иона, Новгородские иерархи Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества - преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевскии и др. Хронология этих имен охватывает чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени, их литургическое прославление показывает многообразие их спасительных подвигов. К их молитвенному предстательству с усердием о6ращались русские люди.

http://pravicon.com/info-2832

В целом следует сказать, что в Белой Троице замечательна не столько её архитектура, сколько её история. Можно найти много храмов, более интересных с точки зрения зодчества - и в том числе в окрестностях Твери. Но тот исторический путь, который прошла Троицкая церковь вместе с Тверью, ставит её в ряд уникальных тверских достопримечательностей. За то она и любима жителями города. В убранстве храма самую заметную - и ценную - часть составляет иконостас XVIII столетия. Он имеет четыре яруса, причём праздничный ряд икон расположен непосредственно над местным. Большинство икон выполнено в своеобразной переходной манере письма - сохраняя общий строй традиционной иконописи, они имеют черты, сближающие их с академической живописью, занявшей главенствующее место в церковном искусстве уже в XIX столетии. Резьба иконостаса довольно скромна, а Царские врата являются в иконостасе " наиболее резным " элементом. Иконостасы приделов по преимуществу более новые, а стенные росписи в приделах выполнены в совсем недавнее время (тогда как росписи основного четверика относятся к XIX веку). Полы в храме частью деревянные (солея перед центральным и придельными иконостасами), частью покрыты - видимо, также недавно - плиткой. Вплоть до самого недавнего времени в Троицком храме находились мощи прп. Макария Калязинского, составлявшие, если можно так выразиться, главный объект притяжения для верующих. Мощи оказались в Твери после разорения Макарьевского монастыря в Калязине, с 1988 года находились в Ефремовском приделе Троицкой церкви у южной стены в особой раке, но недавно были возвращены калязинцам. Сейчас осталась только рака, а в ней, как память о пребывании святого в Твери, частица его мощей. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Освящение церкви состоялось 15 августа 1564 г. Изначально у храма не было примитивной четырёхскатной кровли. Покрытие церкви, все фасады которой венчали полукруглые закомары, было позакомарным. Каждую из трёх апсид также перекрывала отдельная полусфера. Маловероятно, чтобы сразу после завершения строительства церковь Троицы Живоначальной была увенчана семью главами. По-видимому, это стало поздним приобретением – возможно, XVII века. Судя по аналогичным сооружениям в других городах, храм первоначально мог иметь одну или три главы. В XVI веке оконные проёмы, безусловно, были узкими, щелевидными. В XVIII–XIX в.в. их практически все растесали.

http://sobory.ru/article/?object=00015

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010