Закрыть itemscope itemtype="" > «Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской» Пятые Макарьевские Чтения объединят Москву, Калязин и Кашин 18.05.2021 815 Время на чтение 4 минуты 20-21 мая 2021 года состоятся V Калязинские Макарьевские чтения под традиционным девизом «Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской», сообщает пресс-служба Администрации Калязинского района . Чтения проводятся с 2012 года по благословению правящих архиереев Тверской и Кашинской епархии Русской Православной Церкви и приобрели всероссийский характер. Первые Чтения были приурочены к важнейшему событию – переносу из Твери в Калязин мощей Преподобного Макария Калязинского. Это мероприятие позволило привлечь внимание к имени святого, к проблеме сохранения духовности на нашей земле. Четыре прошедшие краеведческие конференции памяти преподобного Макария объединили немало людей: ученых, музейных работников, духовенство, краеведов - всех тех, для кого имя святого Макария дорого и почитаемо. Представленные в прошлые годы доклады открыли много интересных важных страниц в истории Калязина и Тверского края, в истории средневековой святости и трагической истории новомучеников и исповедников Российских, прославленных в Соборе Тверских святых. Изданы три красочных сборника докладов по итогам прошлых чтений. Нынешние Чтения посвящены предстоящему 500-летию прославления Преподобного Макария Калязинского, а также 800-летию Св. Благоверного князя Александра Невского, 450-летию со дня рождения Преподобного Дионисия Радонежского (в миру Давида Зобниновского) и 600-летию Кашинского Николаевского Клобукова монастыря. В оргкомитет чтений входят: архимандрит Макарий (Веретенников) - доктор церковной истории, доктор теологии, Троице Сергиева Лавра; игумения Варвара - настоятельница Кашинского Николаевского Клобукова монастыря; Конявская Елена Леонидовна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРИ РАН, главный редактор журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики»; Леонтьев Ярослав Викторович - доктор исторических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, староста Кашинско-Калязинского землячества; Воробьев Вячеслав Михайлович - доктор культурологии, член Общественной палаты Тверской области; Гадалова Галина Сергеевна - кандидат исторических наук, автор монографии «Преподобный Макарий Калязинский. История почитания»; Матасова Татьяна Александровна - кандидат исторических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова; Рудаков Владимир Николаевич - кандидат филологических наук, главный редактор журнала «Историк»; Шокарев Сергей Юрьевич - кандидат исторических наук, доцент РГГУ, главный редактор журнала «Подмосковный летописец» и другие уважаемые ученые. Почетным председателем Оргкомитета Чтений является митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/18/ma...

14.       П. Венедикта, свв. Евсхимона, еп. лампсакийского, Феотоста, митр. киев. и моск.; ик. Б. М. Феодоровской. Всех п.п. о.о. печерских; кн. Ростислава-Михаила (1167 г.). В жизни препод. Венедикта находим указание на важность поминовения умерших и в частности на спасительность для умерших принесения бескровной о них жертвы. Вот что рассказывается о сем предмете в житии святого. При жизни св. Венедикта были две постницы, которые, славясь святостью жизни, имели несчастную страсть говорить много, а потому, как часто бывает при несдержанности языка, говорили много ложного и вредного. Святой старец умолял их удерживать язык свой и за непослушание угрожал им отлучением. Но они не отставали от своей привычки и через несколько дней умерли, быв, отлучены от общежития с сестрами, вследствие угрозы праведника. Как постницы, они погребены были, по тогдашнему обыкновению, в своей церкви; но вот что обнаружилось потом: когда диакон во время литургии возглашал «Оглашении, изыдите!» – они, как открыто было некоторым из благочестивых христиан, выходили вон из церкви. Св. Венедикт, узнав о сем, послал в церковь , в которой они были погребены, просфору; повелел вынуть из нее часть за упокой душ их и поминать при совершении животворящих и страшных тайн. После сего никто не видел, чтобы они выходили из церкви, а отсюда верные уразумели, что заупокойной жертвой, принесенной за них, по желанию раба Божия, они прияли от Бога прощение. Тот же святой осенил крестом стелянницу с ядом, и она разбилась вдребезги, «как бы от некоего каменного ударения». Митр. Феогност († 1353 г.), сознавая неисправность церковно-славянских богослужебных книг, исправил по греческим спискам Требник. 15. Свм. Александра; мч. Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия, Дионисия, п. Никандра город. 16. М. Савина, Папы, Трофима, Фала, Иулиана аназарвского; ап. Аристовула, еп. вританийск.; свм, Александра, папы римского, п. Серапиона новг. (1456 г.). 17. Преп. Алексия, человека Божия (411), мч. Марина, п. Макария игумена, калязинск. чудотворца (1433 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

– В перг. рук. того же времени и той же библ. 158, под 5 сент.: «В т днь (5 сент.) оубиенье святаго Глеба, его же оуби треоканьный Святополк, посла нань к Смолиньскоу оубици Горясера и еловица итальца. Его же не обрете в Смолиньсце и погнавше в след его и оугониша и на Смадыне,и ту его зарезаша, и предасть святую свою душу непорочьноую в роуце Господни». В Прол. Калязинск. монаст., XIII в., Л. 5 об., более подробное сказание, сходное с помещаемым в печатном Прологе, но также с названием имен убийц св. Глеба, только, к сожалению, и здесь соответственное место трудно понять: «Горясер, мрутилаць, еловичь, яшко» (Ляшко). В Прол. Спасо-Прилуцк. и Типограф. 153, относящ. к XIII–XIV в., буквально тоже сказание, какое приведено нами по печат. Прологу: подновлен только язык; оно же вошло в Макар. Ч.-Мин. – Глеб был убит в 1015 г.; тело его перенесено в Вышгород и похоронено вместе с Борисом в 1020 г.; вскоре затем были открыты их мощи, построен храм в честь их (при митроп. Иоанне) и установлено им празднество (в 1020–1039 г.); подробное житие их было составлено монахом Иаковом (около 1072 г.) и преп. Нестором (ок. 1091 г., –то и другое изданы И. И. Срезневским , Спб. 1860 г.). Приведенное нами Проложное сказание о смерти св. Глеба во всем безусловно согласно с летописными записями. – Чествование памяти святых Бориса и Глеба, прославившихся чудесами, очень рано широко распространяется не только на Руси, где оно было, в до-монгольский период, всенародным и великим годовым праздником (Голубинский, Ист. I, 2, 429), но и на Востоке и у славян. Так, по свидетельству новгородского паломника Антония, совершившего свое путешествие около 1200 г. – «в Константинополе Святей Софьи у алтаря на правой стороне (около царского места) поставлена икона велика святых Бориса и Глеба». Он же сообщает: «в Испигасе граде (в Константинополе) есть церковь святых мучеников Бориса и Глеба: в том граде явишася святии и исцеления многа бывают от них». В Болгаро-Сербском Прологе XIII в. Румянц. Музея 319) приводится о кончине св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Малеванный, по выходе из заключения в доме душевно-больных, сильно сблизился с известным толстовцем и другом петербургского «братца» Чурикова – Иваном Трегубовым, последний повлиял на Малеванного в сторону толстовства. Каждый малеванец изъясняет евангельские слова по-своему и как хочет. Вот что записано одним из миссионеров из малеванского изъяснения св. Писания. «Спаситель живет в человеке грешном, то ,значит, он и страдает в человеке, а не на кресте. Если человек познает путь, то тогда в человеке Христос нарождается. Пресвятая Дева – это премудрость; от премудрости и в человеке Христос нарождается. Если кто почувствует в себе духа (ощутит трясение), это и есть свидетельство, что Христос в нем воскрес. Христос не крестился в воде, потому что крещение есть вера и покаяние. Ясли, где родился Христос, это – сердце человеческое. Лазарь, о котором говорится в евангелии, это образ всех людей: когда люди грешат, это значит, что Лазарь умер и смердит, а когда люди покаются, то Лазарь, значит, воскрес, Марфа – суета, а Мария – премудрость. Мертвые не воскреснут и царства небесного нет. Мы с телами не пойдем на небо: небо внутри нас; тело погибает, а дух будет носиться в воздухе, пока не найдет себе нового жилища в человеке. Бедная вдова, бросившая две лепты в сокровищницу храма, это народ, не знающий Писания. Самарянка – сама рана, зараза, – человек, не познавший Христа в сердце. Ап. Петр – всякий человек, который интересуется и расспрашивает о Малеванном. Иуда – это малеванец, вернувшийся в православие. Иван – евангелие. Пять хлебов – Пятикнижие Моисеево. Пять мудрых дев и пять неразумных – это люди, познавшие Малеванного и не познавшие его. Взявшие масла, но не засветившие его, это – люди, вскорости от Малеванного отпадшие. «Конец закона – Христос»: значит, теперь ни церковного, ни гражданского закона ненужно. «Русские сектанты». М. А. Кальнев . 3911 г., стр. 231. LXXIX. Об иоаннитах Иоанниты, как секта, признаны лишь на IV Всероссийск. Миссион. Съезде в Киеве в 1908 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Церковная пастырская проповедь должна с особою настойчивостью теперь обсуждать вопрос о смысле жизни, по учению христианства, и всеми способами, на этой основе, бороться против умножающихся случаев самоубийств в русском обществе, особенно же среди молодого поколения». При обсуждении этого тезиса был поднят вопрос и о дуэли, а также о необходимости уяснения смысла жизни и вообще о необходимости борьбы с эротическим настроением юношества. V Отдел, приняв изложенный тезис, постановил: просить Святейший Синод пересмотреть вопрос о погребении самоубийц в смысле ограничения церковных молитв о самоубийцах, выразить осуждение дуэли, дающей как бы одобрение самовольному прекращению жизни и признать желательным распространение книг, уясняющих смысл жизни, в роде, например, книги Победоносцева: «История детской души». Все, изложенные в журнале V Отдела от 21 июля, постановления в 9-м Общем Собрании членов съезда 25 июля вечером были «полностью утверждены». 9. Новое вероисповедное законодательство (Его оценка на IV всероссийск. миссионерск. съезде.) В последнем заседании V отдела съезда 23-го июля были рассмотрены доклады, касающиеся новой вероисповедной политики русского государства. В отдел поступили: переданный из первой комиссии журнал с отзывами епархиальных начальств: Самарского, Симбирского, Саратовского, Новгородского, Владимирского и Нижегородского о последствиях указа 17 апреля 1905 года по отношению к православию и миссии среди раскольников-старообрядцев. Большинство сведений свидетельствует о неблагоприятных действиях закона 17 апреля 1905 г. по отношению к православной Церкви; 2) доклад члена Государственной Думы 3-го созыва и члена вероисповедной её комиссии, священника Саввы Богдановича но поводу той группы законопроектов, внесенных Министерством Внутренних Дел на уважение Государственной Думы, которые касаются благоустройства православной Церкви, расколов и разных ересей; 3) просьба русских монархических союзов в Москве и русских монархических организаций в Киеве о рассмотрении вероисповедных законопроектов, внесенных в Государственную Думу, и о принятии мер к тому, чтобы православная Церковь сохранила права первенствующей и господствующей, а не оказалась бы в положении менее благоприятном, чем раскол и сектантство, инославие и иноверие; 4) такое же заявление русского собрания в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Один брат получил для нашей кассы от сестер 12 руб., собранных таким путем». Баптист. 1909 г. 17, стр. 20. Председ. миссион. общест. В. Павлов. ср. стат. «Божья курица» в 25 Баптист за 1910 г, стр. 195–196. «Община, согласно Божиим повелениям ( 1Тим.5:17–18 ; 1Кор.9:7–14 ), обязана дать ему (старцу или учителю) пристойное, соразмерно с её средствами, содержание. Вероуч. русск. еванг. Христиан-баптистов. 1900 г., стр. 11. «Служители, посвящающие всё своё время Церкви, могут получить от неё содержание» ( Мф.10:10 ; Лк.22:35 ). Вероучение евангельск. христиан. Издан. всероссийск. союза еванг. христиан, стр. 37. 284 И привел Моисей сынов Аароновых, и одел их в хитоны, и опоясал их поясом, и возложил на них кидары, как повелел Господь Моисею. 285 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. 286 На обложках сектантских журналов «Баптист» и «Христианин» Иисус Христос изображается с длинными волосами (и в длинной одежде – см. обложку жур. «Христиан»). Значит, предание Церкви – очевидная истина, если сектанты враги её (Церкви) принимают его. 288 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. 299 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. 304 Мозолевский Гр. Обличительная речь Господа против книжников и фарисеев. 1900 г., стр. 123–130. 310 Стефан еп. Правосл. – христианское нравствен. учение по сочинен. Иннокентия, архиеп. Херсонского. 1907 г. Могилев. Том. 2. Стр. 102, 104, 110–112. 311 О святости храма сектанты (баптисты, пашковцы) так поют: : “И я по милости великой, : Войду в Твой дом и поклонюсь, : И пред Твоим небесным ликом, : Я в страхе радостном смирюсь». Гусли. 1908 г., стр. 127. 123. 314 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. 316 Сектанты (баптисты, пашковцы и др.) враждебно относясь к св. храмам, в то же время усиленно стремятся открывать свои молитвенные дома. Такова последовательность и искренность сектантов. 331 Выражения «поклоняться пред иконой» и «молиться пред иконой» между прочим мы находим в чине благословения и освящения икон. Так при освящении иконы Христовой иерей читает: «даждь ему (образу) силу целебну всякия болезни и недуга, всяких диавольских козней прогонительну от всех верно к нему прибегающих, и пред тем Тебе кланяющихся, молящим же ся и прибегающим». Требник; ср. чин благосл. и освящен. икон; Пресвятыя Троицы, Пресвятыя Богородицы и святых Угодников

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Призыв к единению Влияние Франк-масонства на Оксфордскую конференцию Доклад Архимандрита Серафима «Монастыри и монашество» Монастыри и монашество Доклад Епископа Шанхайского Иоанна «Положение Православной Церкви после войны» Положение Православной Церкви после войны. (Доклад Епископа Иоанна Шанхайского) Доклад гр. Ю. П. Граббе «Взаимоотношение Зарубежной Русской Церкви с автокефальными Церквами и отделившимися частями Русской Церкви» Доклад К. Н. Николаева «Положение Православной Церкви после войны» Доклад проф. Н. С. Арсеньева «Православная Церковь и западное христианство в наши дни» Православная Церковь и западное христианство в наши дни I II III IV V VI VII Доклад К. К. Изразцова «По вопросу о материальном положении Архиерейского Снода» Доклад Н. Ф. Степанова «Иудейско-католическое сближение и в связи с ним перспективы дальнейшей эволюции экуменического движения» Иудейско-католическое сближение и, в связи с ним, перспективы дальнейшей эволюции Экуменического движения Доклад гр. Ю. П. Граббе «Переход Митрополита Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриарха» Переход Митрополита Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриарха и отношение к этому акту Русской Зарубежной Церкви. (Доклад графа Ю. П. Граббе) Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, от 9/22 августа с. г., по поводу перехода Митроп. Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриарха Доклад К. Н. Николаева «Восточный обряд» Восточный обряд. I II III IV V VI VII VIII IX X XI Доклад К. Н. Николаева «Гонение на Православие в Польше» Гонения на Православие в Польше. I II Приложения I. Послание Русского Заграничного Церковного Собора Русскому народу в Отечестве страждущему II. Послание Второго Всезарубежного Собора с участием клира и мирян русской пастве в разсеянии сущей III. Вера и наука Доклад проф. А. И. Щербакова Выводы и заключения IV. По поводу лжеучения прот. С. Булгакова. Доклад члена Всероссийск. Церковного Собора гр. П. М. Граббе     Второй Всезарубежный Собор состоялся в Сремских Карловцах в 1938 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В древних славянских рукописях встречается много раз трегубая аллилуйя, иногда с присовокуплением, что поющие по дващи аллилуиа на грех себе поют, разлучают Св. Духа от Отца и Сына (Сборн. Софийск. библ. Петерб. акад. 1264, л. 15 об., Макарьевск. Мин. авг., л. 586. См. в сочинении арх. Павла «Замечание на поморские ответы», стр. 177 и 178). По объяснению современных гебраистов, аллилуиа значит хвалите Господа, и употреблялась и может употребляться неодинаковое число раз: и один, и два, и три и гораздо более, смотря по тому, что хотят выразить этим числом. Если хотят словом аллилуйя выразить Троичность, то, понятно, оно должно произноситься три раза (прот. Малов). Сами старообрядцы, защитники Стоглава, не исполняют некоторых его определений и тем показывают, что и они не считают все эти определения обязательными. В 95 главе Стоглав повелевает праздновать наряду с воскресным днём и субботу, на основании правила, приписываемого апостолам Петру и Павлу. Это правило было уже отменено 29 правилом Лаодикийского собора. А после Стоглава в иноческом Потребнике п. Иоасафа, в чине принятия от ересей, проклинаются те, которые «субботствуют оклеветавше св. апостола Петра» (л 251). В Кирилловой книге, в статье о Римских ересях, приводится означенное правило Лаодокийского собора и замечается, что кто «жидовствует, тот проклят от Христа» (л. 242). Наконец в Стоглаве находится одно такое определение, которое прямо может быть направлено против раскольников-старообрядцев. В 9 главе говорится, что в 8 члене символа веры нужно читать одно слово: или Господа или истинного, а читать Господа истинного «не гораздо» 4 . Большой Катехизис Прав. Собес. 1855 г. т. 3 и 4. и 1856 г. т. 3 и 4. Книга Катехизис (большим принято называть его в отличие от другого катехизиса, малого) написан протоиереем г. Корец (ныне местечко Волынск. губ.) Лаврентием Зизанием, который был также учителем Львовского училища. Он отличался ревностью по православию в борьбе с латинством (предисл. к Бес. апостол. Киев, 1623 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

6) Малый Катихизис, л. 34 об.: «Вопрос: Которая есть четвертая тайна? Ответ: Священство, установленное от Христа во апостолех, ихже возложением рук на епископах, от епископов же на священниках, яже освящени бывают чином церковным на строение святых таин». Б. Священство необходимо для спасения 1) Катихизис большой, гл. 72. л. 359 об.: «Аще бо и не всяк должен есть священствовати, но убо потребовати священничества всяк должен есть, без него бо спастися не может». 2) Зонар с Богом, прав. 80, л. 4: «Но праздновати и почитати (праздники) молитвами и пении, и славословии, абие же попы призывати в домы, и благословение творити во брашнах своих всякому христианину; идеже бо иереи не входят, и молитвы творят, оттуду Бог отступает; во унынии и во скверне суть вся». 3) Макарьевск. Минея, м. август 31, слово св. Козьмы презвитера на еретики богомилы иже Богу не милы... «О, христолюбцы, но имите им веры, лживи бо суть, якоже и отец их диавол, како бо могут христиане быти, не имуще себе полов, ни самаго тела крови Христовой пиюще, ни попов честно творяще» (у Зеленкова «Материалы» ч. 1, стр. 92–93, § 170). 4) Симеон новый богослов , в. 1, сл. 11, стр. 87: «Если теперь кого-нибудь из этих пастырей наших, архиереев, иереев, учителей, игуменов и отцов духовных, которые хранят учения и предания св. апостолов и преподают нам, если кого-нибудь из таковых мы дерзнем как-нибудь презреть и преобидеть, или не принять в дом свой и слова его не послушать, вменяя его ни во что, то не самого ли Павла, не самого ли Петра, и не весь ли хор Апостолов изгоним мы в таком случае»? 5) Там же, стр. 97: «Без духовнаго отца, руководителя и учителя нельзя человеку соблюсти, как должно, заповеди Божии, жить вполне добродетельно и не быть уловлену сетьми диавольскими». 6) Афанасий Великий ч. 2. стр. 63–64: «Отсутствие пастырей дает случай нашествию волков на стадо». 7) Киприан Карфагенский τ. 1, п. 3, стр. 26–27 (а по 2 изд. 107): «Пусть и не воображают, что можно наследовать жизнь и спасение, не повинуясь епископам и священникам... Бог повелел умерщвлять тех, которые не повиновались своим священникам и не слушались судей, от Него на то время поставленных. И как тогда было еще время телесного обрезания, то гордые и непокорные умерщвляются мечом духовным, быв отлучаемы от церкви. Ибо вне ее нет жизни; дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

3324 Успенский, магистр, бакалавр герменевтики и библейской археологии действительный член конференции и библиотекарь. Впоследствии митр. Киевский. 3325 На листке, посланном без конверта, след. адрес: «Его Благородию. В М.Д. Академию Г. Бакалавру Александру Васильевичу, Милостивейшему Государю Горскому. В Сергиевском Посаде». 3327 Магистр XII-ro курса. Был преподавателем Вифанской Семинарии, а затем перешел в Москву и окончил службу благочинным протоиереем Сергиевской, в Рогожской церкви («У Троицы в Акад.» стр. 442 примеч.). 3328 Юлия Васильевна – сестра А. В-ча Горского. Павел Петрович Птицын (см. «У Тр. в Ак-мии», стр. 765). 3329 Платон Фивейский , магистр IX-ro курса. Бакалавр церковной словесности (с 1834 до 1842 г.), пастырского богословия (с 1836 до 1842 г.) Английск. яз. (в 1837 г.). Впоследствии Архиеп. Костромской. † 12 мая 1877 г. Его сочинения и более полн. биографию см. «Ист. М.Д.А-мии» С. Смирнова , 428–9 стр. Очень деятельный и строгий администратор. Ныне здравствующая внучка иерея Платоновской эпохи – одного из самых глухих приходов Макарьевск. у., Костром, е-хии, – рассказывает о своеобразной чести, оказанной А-пу Платону ее дедом, во время объезда Пр-ым епархии. Растерянный старец произнес многолетие Высокопреосвящ-ему «Платонищу», на том основании, что в приходе и староста Платон, и сторож Платон, а владыка почетнее их. 3334 В листке этого письма находятся на одном почтовом листе письме А.В. Горского к Ивану Иларионовичу Космину и ответ последнего Александру Васильевичу: «Иван Иларионыч! О. Евсевий в письма, которое Вы мне от него доставили, между прочим писал, что проезжавший товарищ Ваш О. Августин, доставивший ему нисколько тетрадок по Философии обещался вместе с тем выпросит у Вам для него записок бывшего Вашего О. Ректора на Догмат, п Нравствен. Богословия. В случае Вашего на то согласия о. Евсевий просил меня быть посредником в доставлении этих записок ему. Ныне я пишу к О. Евсевию ответ: что прикажите мне написать об этом предмете? – С своей стороны и я бы просил Вас не скрывать таланта, но вдать его торжникам, – если только Вы его имеете. Просил бы этого не только для о. Евсевия, но и для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003