В XIX в. монастырь по мере сил и средств, при участии жертвователей из кашинского купечества, все таки продолжал благоустраиваться. В 1823 г. он сделан общежительным. В 1851 г., вместо пришедшей в ветхость Макарьевской церкви (превращена в келии), устроен новый каменный храм во имя св. Алексия, с теплыми приделами в честь Тихвинской Божией Матери и Апост. Петра и Павла. В 1869 г. кашинская купчиха А. В. Вончакова внесла капитал в 68,000 рубл. с тем, чтобы настоятели монастыря были в сане архимандрита. До сего времени они носили звание игуменов или даже строителей. В 1873 г. отлит новый колокол весом в 306 пудов. В 1879 г. устроено хорошее двухэтажное здание для настоятеля. В 1888 г. устроена четырехъярусная вышиною (без шпиля) в 12 саж. каменная колокольня. В XIX в. много благотворили обители и тем выводили ее из трудных обстоятельств А. и П. Ждановы, В. И. Ярославцев и особенно А. В. Вончакова. Монастырь во многом улучшился при архимандрите Феофане. В 1902 г. Алексеевский храм заново отремонтирован; в теплой его части освящены тогда же новые престолы, с прибавлением к прежним наименованием великомуч. Варвары и Макария Калязинского. В 1903 г. рядом с этим храмом устроена красивая и немалых размеров каменная часовня. Ремонт Алексеевской церкви и устройство часовни произведены на средства В. А. Лодыгиной. В начале ХХ века в обители было три каменных храма, а в них 6 престолов. Для помещения иноков и проживающих на испытании в обители послушников имелось достаточное количество келий в двух каменных корпусах и настоятельских покоях; а сверх сего имелась трапеза, кухня и другие необходимые для хозяйства постройки. Источники: " Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности " , И. Завьялов, Санкт-Петербург, 1909 г.  " Летопись города Кашина " , В.Н. Кошелевский. Архивный отдел администрации Кашинского района, Тверь, 1999 г. сайт kashin.fo.ru В конце XVIII века в Кашине проживало около 4 тысяч человек, в городе имелось 13 монастырей и более 60 храмов, из которых пять было каменных (в их числе - Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря). Церкви воздвигали парами - зимнию (отапливаемую) и летнюю. В плане города 33 храма образовывали крест, 24 храма - круг, а монастыри - три треугольника.

http://sobory.ru/article/?object=03191

Митрополит Амвросий поздравил регента молодежного хора Тверской епархии Феодору Фаерман с прошедшим днем рождения и подарил ей букет цветов. После трапезы вниманию гостей был предложен мультипликационный фильм о преподобном Макарии Калязинском, созданный друзьями обители к 20 -летию возрождения монастыря. Николаевский Клобуков монастырь основан предположительно в конце XII века в городе Кашине при впадении речки Вонжи в реку Кашинку. Впервые упоминается около 1420 года, когда в монастырь пришел и принял постриг Матфей Кожин, впоследствии преподобный Макарий Калязинский, чудотворец. Также известны другие подвижники обители — преподобный Ефрем, основатель Перекомского монастыря, преподобный Савва Вишерский, преподобный Паисий Угличский, подвизавшиеся в Клобуковом монастыре. Монастырь разделял судьбу города — его жгли, грабили во время вражеских нашествий, однако он вновь возрождался. Обитель была духовным и культурным центром города и района. В 1929 году монастырь закрыли. В Макарьевской часовне на месте кельи преподобного Макария Калязинского разместили скотобойню, в Алексиевском храме — колбасный цех Горпромкомбината, в Троицком храме — гончарную мастерскую, в Покровском храме, настоятельском и братских корпусах устроили жилые помещения. В советский период монастырь был разрушен на 70%, были снесены монастырские постройки — скотный двор, конюшня, каретный сарай, часть настоятельского корпуса, колокольня, главный придел Троицкого собора с колокольней, Введенский храм с колокольней. На их месте были построены два жилых дома, помещения которых в настоящее время представляют собой частную собственность, что мешает развитию монастыря, установке ворот, ограды и производству работ по благоустройству территории согласно генплану. Возрождение обители началось в 1994 году, настоятелем мужского монастыря был назначен архимандрит Сергий (Швырков). В 2001 году монастырь был преобразован в женский (журнал 19 от 17 июля 2001 года). Первой настоятельницей монастыря была игумения Анна (Топоркова) (2001-2008 гг.), за три месяца до своей кончины принявшая схиму с именем Стефанида; с ней в монастыре жили две насельницы. При первой настоятельнице были отремонтированы храм святителя Алексия Московского, Макарьевская часовня, Северный корпус (частично), Покровский храм, настоятельский корпус, частично восстановлена ограда монастыря, начато восстановление Южного корпуса по программе «Культура России». Схиигумения Стефанида скончалась 20 марта 2009 года и похоронена на территории монастыря.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

2. Самой древней церковью в монастыре была церковь теплая, каменная, построенная в 1530 г. ростовским мастером Григорием Борисовым по повелению Дмитрвского князя Юрия Ивановича. Церковь была двухпрестольная: на правой стороне - благоверных Бориса и Глеба, на левой стороне - во имя преподобных Исаакия, Далматия и Фавста. В 1830 г. церковь была перестроена, поставлен новый иконостас; престолы: правый - Казанской Божьей Матери, левый - Сретения Господня. Поэтому церковь получила новое наименование - Сретенская теплая церковь. 3. Церковь на Святых вратах, каменная, построена в 1617 г., престол 1: преподобного Макария Калязинского. Церковь построена на средства Кашинского купца Широкого-Машкина. Церковь неоднократно перестраивалась (1607, 1750, 1808 гг.). В церкви хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария, в ней подушка из простого холста и икона с портретом преподобного Макария. 4. Больничная церковь, каменная, во имя Святого Алексея, Человека Божьего, построена в 1655 г., в 1671 г. построен придел в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Церковь была невелика: длина 11 аршин (6,7 м), ширина 6 аршин (6,4 м). 5. Церковь во имя Успения Божией Матери, каменная, теплая, с подвальным этажом, построена в 1884 году на монастырские средства. Длина храма 33, ширина 27 и вышина в каменной кладке 10 с половиной аршин. Церковь отапливалась духовой печью, устроенноЙ в подвальном этаже. 6. Колокольня четырехъярусная, построена в 1822 году. Образцом архитектуры стала колокольня Николаевского собора. Высота 29 саженей, золочение креста произведено в 1896 г. Колокольня была разобрана в 1939 г. перед затоплением. 12 колоколов: большой 1038 пудов, отлит в 1895 г. на средства монастыря; 2-й - 514 пудов, отлит в 1814 г.; 3-й - 257 пудов, отлит в 1895 году. Здания внутри монастыря: 1. Настоятельскии корпус, построен в 1753 г., каменный, 2-х этажный, длина 23 1/2 сажени; ширина 5 саженей; в верхнем этаже кельи, в нижнем этаже - кухня и кладовая. 2. Наместничий корпус, построен в 1753 г., одноэтажный, длина - 20, ширина 4 1/2 сажени, в нем помещены кельи наместника, казначея и 2 братских.

http://sobory.ru/article/?object=24771

В самом начале XXI века силами православной общины начались работы по восстановлению этой церкви. В 2000 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий принял решение о создании при внуковской церкви подворья Александро-Невского женского монастыря села Маклакова Талдомского района. Подворье со дня открытия развернуло большую духовную работу, сёстрами монастыря были созданы хор мальчиков, а также православный класс на базе Внуковской средней школы. Большую помощь в этом оказали районные власти. Крыша и купола Троицкого храма были покрыты оцинкованным железом, на которые установили позолоченные кресты. Смонтирована система газового отопления, система электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. В храме установлены новые окна, настелен пол, установлены иконостасы, на колокольню водружены колокола, приобретена богослужебная утварь, иконы... К 2005 году внешне церковь была отремонтирована, а также восстановлены боковые престолы - Ипатия, епископа Гангрского и преподобного Макария, игумена Калязинского. Рядом с храмом появились церковные постройки, которые были обнесены церковной оградой, благоустроена территория. Источники информации: http://храм-внуково.рф/istoriya-khrama.html, http://www.derevenka.su/page35.html В старину село называлось также Елпатьевским, так как первая деревянная церковь на этом месте была посвящена священномученику Ипатию Гангрскому – святому угоднику Елпатию. Деревянный храм во Внуково имел также придел во имя преподобного Макария – основателя древнего Троицкого Калязинского монастыря. С середины XVIbeka и до секуляризации церковных земель в 1764 году Внуково принадлежало к числу вотчин этой древней монашеской обители Тверской епархии. «Нам монастырским, жилось лучше, монастырь не гонял ни на какую полевую работу. Барские нам завидовали. Подати оброк заплати, вроде налога, и больше ничего не знаешь», – так вспоминал жизнь экономических крестьян житель бывшей монастырской деревни Слободищево Дмитровского уезда крестьянин Гадалкин в 1928 году. В старину все селения Дмитровского края делились на две большие группы: бывшие монастырские и помещичьи. Положение бывших монастырских сел и деревень было лучше и свободнее барских. В Дмитровском уезде свои вотчины имели следующие монастыри: Троице-Сергиев, Николо-Пешношский, Борисоглебский (в Дмитрове), Горицкий (в Переславле-Залесском), Новоспасский и т.д. Внуково было одним из таких сел: исторически оно являлось вотчиной Троицкого Калязинского монастыря. Древний Троицкий Калязинский (Макарьевский) монастырь находился в Тверской епархии, но его история была тесно связана с подмосковным Дмитровским краем. Местность, где преподобным Макарием был основан новый монастырь, в XVbeke относилась к владениям дмитровского удельного князя. Обитель преподобного Макария в Калязине пользовалась особым почитанием дмитровского князя Юрия Ивановича.

http://sobory.ru/article/?object=02801

Интересно, что именно у Калязинской колокольни завершается традиционный ежегодный Волжский крестный ход, начинающийся у истока Волги в Осташковском районе Тверской области. В настоящее время колокольня является главной достопримечательностью города, посмотреть на которую ежегодно съезжаются тысячи туристов, путешествующих по городам Золотого кольца России. Добраться до колокольни в летний период можно на небольших частных лодочках (местные жители за определённую плату устраивают такой речной вояж), а с палуб прогулочных теплоходов, не делающих остановку у островка, полюбоваться этой местной достопримечательностью и одним из символов города. Зимой, когда воды водохранилища сковываются льдом, дойти до колокольни пешком не составит никакого труда. Зданию колокольни требуются масштабные ремонтно-реставрационные работы и администрация Калязинского района содействовала РПЦ в подготовке документов для включения колокольни в федеральную программу «Культура России на 2012-2018 г.г.». Существует версия, даже не версия, а подтверждённый факт, о существовании подземного хода от колокольни к Макарьевскому монастырю святой Троицы. А также рассказ о том, что когда только-только произвели взрыв Троицкого монастыря, через несколько минут появился гонец с бумагой о решении Правительства сохранить обитель. По слухам, в подземных тайниках монастыря монахи спрятали от разграбления большое количество церковной утвари: золотые чаши, кадила, богато украшенные драгоценными камнями книги и многое другое. Несколько минут промедления, и история жизни целого города могла бы пойти другим путём... Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Сам Николаевский собор разобран в 1937-39 гг. при подготовке ложа будущего Угличского водохранилища. Собор был построен в 1694 г. Рядом стояла тёплая церковь Иоанна Предтечи 1797 г. постойки и разобрана также в 1937-39 гг. С колокольней в Калязине связны различные легенды. Ещё до затопления города, с неё пытались опустить колокол, однако при работах он сорвался и, пробив ограждения между этажами, упал на самый нижний ярус.

http://sobory.ru/article/?object=00637

Урон, нанесенный обителям и храмам Руси в годы смуты, был огромным. После изгнания поляков провели приблизительные подсчеты потерь. В Москве сгорели от пожара, вызванного поляками Гонсевского, практически все 450 храмов. Соборы Кремля и Китай-города хотя и сохранились, но стояли обобранными и разграбленными: оклады икон, утварь, другие ценности, – все, что не было изъято при Шуйском, было расхищено поляками. В других областях России потери были столь же велики. Так, при разорении Толгского монастыря было убито 46 монахов. При взятии кафедральной Вологды в сентябре 1612 года поляки убили 3 протоиереев, 34 священников, 6 диаконов, 6 иноков, – то есть практически было уничтожено все духовенство. Один лишь епископ Вологодский Сильвестр едва сумел избежать гибели. В вологодском Спасо-Прилуцком монастыре было сожжено вместе с монастырской трапезной 59 монахов, а 32 – убито. О разрушениях в Макарьевском Калязинском монастыре скупо сообщается следующее: «Мощи святого Макария повергли на землю, серебряную раку рассекли, игумена и всю братию, всех людей избили, всю монастырскую казну взяли, монастырь сожгли». Такая же участь постигла практически все русские обители и храмы. Бродячие воровские шайки добрались вплоть до самых северных пределов Руси: даже в Каргопольском и Поморском краях храмы и монастыри стояли разграбленными и сожженными. Все эти поруганные святыни нужно было восстанавливать и приводить в порядок, заново освящать. При этом Русская Церковь за годы смуты сильно обеднела. Помимо грабежей, которые творили интервенты и казаки, Церковь страдала и от государственных поборов, которые вынуждено было проводить правительство. Но Церковь в этих случаях никогда не отказывала, понимая, что это нужно ради блага Отечества. Государство также использовало людские ресурсы Церкви. Первым мобилизацию монастырских людей провел Борис Годунов, который повелел архиереям прислать монастырских слуг из всех монастырей и архиерейских домов. Всех годных носить оружие предписывалось вооружить за счет епархий и отправить в царское войско. Затем Василий Шуйский издал аналогичный указ в 1608 году.

http://pravoslavie.ru/5234.html

Председатель Нижегородского отделения Русского Собрания, член Союза журналистов России, академик Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры Сергей Васильевич Скатов познакомил участников чтений со святыми именами Нижегородской земли. Представил альманах «Русское междуречье», выпущенный к 800-летию Нижнего Новогорода, которое отмечается в этом году. В книге представлены уникальные материалы по истории древней Нижегородской земли. Он также поднял вопрос по возвращению исторических названий улицам и площадям в исторической части города. В частности, улице Стрелка, которая ведет к кафедральному собору в Нижнем Новгороде, исконного названия Александро-Невская. Одну из важных тем, связанных с предстоящими юбилейными датами нынешнего года, на конференции освятил Ярослав Викторович Леонтьев - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, староста Кашинско-Калязинского землячества. «Макарий Калязинский - святой заступник земли Русской» - именно так звучит девиз предстоящего празднования, такое название носят краеведческие Макарьевские чтения, которые будут проводиться в Калязине уже в пятый раз. О некоторых аспектах подготовки к празднованию 500-летия обретения мощей Макария Калязинского докладчик рассказал гостям конференции, пригласив их к участию в будущих праздничных торжествах в июне этого года. Интересным, содержательным и дискуссионным было выступление постоянного тверского участника Калязинских чтений Дмитрия Ивановича Мамонова - сопредседателя Союза православных педагогов «За нравственное спасение детей России». Он представил доклад на тему «Тверской князь Александр и спасение Руси». Речь шла о жизни и подвиге сына святого Михаила Ярославича Тверского и его внуке Феодоре, убитых в Орде, которых можно назвать мучениками за Христа, но незаслуженно непочитаемыми на уровне страны и непрославленными. Член тверской делегации Иван Владимирович Демидов - директор государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверьгосфильмофонд» поднял проблему приобщения молодого поколения к истинным ценностям через показ правильных фильмов, мультфильмов, телепередач. Сегодня это является большой проблемой, поскольку медиа и кинорынок страдают от засилья иностранщины. И в этих условиях большую роль выбору того, что смотреть и на чем учить детей, он отводит родителям, семье.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/02/sv...

Вторая сессия Чтений, по приглашению игуменьи Варвары (Ивановой), настоятельницы Николаевского Клобукова монастыря, состоялась в Кашине. Делегации участников III Чтений предложили обзорную экскурсию по древней обители, где принял постриг и откуда начал свой великий молитвенный подвиг Преподобный Макарий Калязинский. Докладчики из г.Кашина представили свои работы: Александр Николаевич Хренов, краевед-любитель - на тему «Епископ Русской Православной Церкви Серафим Чичагов» об оставившим глубокий след на тверской и кашинской земле архиепископе, и Татьяна Михайловна Голубева, председатель Общества изучения Кашинского края, преподаватель истории в МОУ СОШ N 3, руководитель исторических походов дорогами Скопина-Шуйского, с сообщением «Воспитательные возможности информационного блока о Смуте в школе». Вечер завершился выступлением православного автора-исполнителя из Калязина Натальи Лебедевой. Она представила новую песню, написанную ею на стихи Ильи Евтеева «На старом фото все ещё живые», и свою собственную «Балладу о затопленном городе», уже полюбившуюся жителям и гостям Калязина. Второй день Чтений начался с участия в Божественной Литургии в Вознесенском храме города - у мощей святого Макария, а затем снова собрал докладчиков и слушателей Большой зал Администрации Калязинского района. Участники увидели телерепортаж лейтенанте Дмитрии Сергеевиче Никитском, павшим смертью храбрых в Латвии в 1944 г., который был представлен к высокому званию Героя Советского Союза, но не получил золотую Звезду Героя посмертно единственно по той причине, что происходил из рода священников. Светлана Владимировна Гусева, кандидат исторических наук, член Союза краеведов РФ, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности МГОМЗ «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино» (Москва) представила обзор современной историографии по Троицкому Калязину монастырю. Автор и сама недавно участвовала в подготовке статьи о нашем монастыре для многотомной «Православной энциклопедии». Старейший краевед Верхневолжья Гречухин Владимир Александрович, член-корреспондент Петровской Академии Наук и Искусств (Мышкин) в докладе «Сквозь без верное время» рассказал о таком примечательном явлении как народное православие в прославлении Паисия Угличского на его родине.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

Доклад «Кисловские - Кожины: 600 лет на службе России», подготовленный Ольгой Александровной Никитиной (кандидат филологических наук, педагог дополнительного образования МБУ ДО Дом детского творчества, г.Кашин-С.-Петербург) совместно с Я.В. Леонтьевым, содержит результаты исследования родственной преподобному Макарию семьи, старшему представителю которой, полковнику в отставке и ветерану Великой Отечественной войны Владимиру Сергеевичу Кисловскому в этом году исполнится 90 лет. В следующем же году исполнится ровно 600 лет поступления Кисловских на службу к тверским князьям. Многие из них были затем воеводами Кашина. Семен Кисловской, похороненный в некрополе Троицкого Макарьева монастыря был героем Бородинской битвы. Сергей Владимирович Кисловской являлся известным краеведом и героем Первой мировой войны. Николай Сергеевич Беллюстин, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ФГНУ НИРФИ, профессор НГТУ им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород) в своём докладе раскрыл тему «Род Белюстиных как уникальный инструмент исторических исследований». Автор выделил необходимые условия, которые позволяют использовать историю отдельного рода - в частности, это наличие известных людей, активных деятелей, ведших заметную (а значит, зафиксированную в государственных бумагах) деятельность, заметные фигуры среднего звена, общественная активность достаточного числа представителей рода, и др. Напомним, что Белюстины являются одним из самых известных священно-церковнослужительских родов Тверской епархии благодаря священнику Николаевского собора г.Калязина Ивану Степановичу Белюстину, который подготовил и издал в Лейпциге в 1858 г. книгу «Описание сельского духовенства». Николай Сергеевич также дополнил свой рассказ, что и среди ныне живущих Белюстиных есть православный священник, в настоящее время служащий в Англии. Родственница Белюстиных и потомок многих древних священнических родов Валентина Петровна Попова, член Кашинско-Калязинского землячества (Москва), на Вторых чтениях рассказывала, что в её роду зафиксированы 10 поколений священнослужителей, многие из которых были за свою деятельность репрессированы и убиты. В нынешнем докладе «Женские линии рода Белюстиных» Валентина Петровна поведала о своих предшественницах, которые служили родной земле вместе с мужьями - на протяжении поколений многие становились матушками священников, в непростых условиях растили и воспитывали в православной вере детей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

Ярославский Спасский монастырь пользовался покровительством московских властей и всегда находился на позициях официальной политики Московского государства. Уже в первые годы опричнины Спасский монастырь в числе немногих монастырей вместе с Кирилло-Белозерским и Симоновым монастырем выступил в поддержку внутриполитической линии царя и был активным ее проводником. Вторая половина правления Ивана Грозного отмечена также неспокойной и внешнеполитической ситуацией: 1562–1563 годы – полоцкий поход; 1570 год – погром Новгорода и борьба с Крымским ханом Девлет-Гиреем. Кроме того, продолжалась затяжная Ливонская война (1558–1582 годы). Поэтому по-прежнему актуальной была тема прославления воинских подвигов. Неслучайно на кресте находилось довольно много изображений святых воинов. Важно отметить и тот факт, что большинство святых, чьи имена сохранились на кресте, получили признание Русской Церкви еще до Макарьевских соборов. На соборах 1547 и 1549 годов было канонизировано еще более тридцати новых святых, что также нашло отражение в иконографической программе креста. На нем были помещены четыре вновь канонизированных святых: Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Иаков (епископ Ростовский), Никита Новгородский. Изображения этих святых есть и в стенописях Спасо-Преображенского собора 389 . Анализ состава изображений на кресте Салмана наводит на мысль, что он был задуман, прежде всего, как запрестольный. Его иконографическая программа перекликается с системой росписей Спасо-Преображенского собора, выполненных на четырнадцать лет раньше. Всего на кресте Салмана и в росписях собора встречается около двадцати общих изображений святых. При этом и тут и там местная монастырская тема отчетливо звучит на фоне общерусских тем. Среди массы икон и складней, которые изготавливали в Ростове, отдельные вещи выполнялись на заказ. Вероятно, одним из таких заказов является крест для ярославского Спасского собора. Известно, что в XVIbeke Спасский монастырь был одним из крупнейших монастырей центральной Руси. Запрестольный крест для центрального монастырского храма – серьезный заказ, и то, что Феодосий делает его в Ростове, свидетельствует о соответствующем уровне подготовки ростовских резчиков, способных создавать такие сложные произведения, как запрестольные кресты с многочисленными композициями праздников и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010