После кончины князя глава Церкви приводит к крестному целованию бояр на верность наследнику, малолетнему Иоанну IV 268 . Управление Русским государством после этого переходит в руки княгини Елены Глинской при малолетнем Иоанне Грозном. Великий князь и княгиня испрашивают в 1535 г. у митрополита Даниила благословение перед началом военных действий с Литовским княжеством 269 . 16 мая 1535 г. в Москве был основан Земляной город, митрополит Даниил с Собором архиереев с крестным ходом кропил его основание святой водой 270 . В Посольском приказе хранились материалы мятежа удельного князя Андрея Старицкого 1537 г., в малолетство Иоанна Грозного: «Свяска, а в ней грамоты от князя Ондрея Ивановича к великой княгине и к Данилу митрополиту». Когда в 1537 г. возник мятеж князя Андрея Старицкого, то к нему посылались Сарский епископ Досифей, симоновский архимандрит Филофей и княжеский духовник Спасский протопоп Семион со словами увещания 271 . Ранее, в 1533 г., митрополит Даниил венчал в Успенском соборе Старицкого князя Андрея с Евфросинией Хованской 272 . Первосвятителя отличает также сугубо церковная многогранная деятельность на первосвятительском престоле. Впервые в XVI в., в начале правления митрополита Даниила, был канонизован преподобный Макарий Калязинский († 1483; пам. 17 марта), мощи которого были открыты в 1521 г. Затем в 1531 г. последовало прославление преподобного Пафнутия Боровского († 1477; пам. 1 мая), который постригал преподобного Иосифа Волоцкого 273 . Их прославление предшествовало макарьевским канонизациям середины XVI в. 11 февраля 1535 г., в канун памяти святителя Алексия († 1378; пам. 12 февр.), митрополит Даниил совершил соборне торжественное переложение его святых мощей в Чудовом монастыре в присутствии Великого князя и бояр. «И того же месяца 11, в четверток первыя недели Поста, в 3 час нощи, Данил митрополит и епископ Иона Рязаньскый и епископ Досифей Крутицкий и архимарит Иона обителя тоя, молебьная пев, и преложиша мощи святаго Алексиа Чюдотворца в раку сребрену» 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Строительство каменного Троицкого собора осуществлял выдающийся ростовский зодчий Григорий Борисов. Собор его работы простоял около ста лет и был разрушен поляками в 1610 г. Кроме собора, Г. Борисов в 1525-1530 гг. построил в монастыре каменную одностолпную трапезную палату. К более поздним его постройкам относится собор и Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря под Ростовом, собор Данилова монастыря в Переяславле, трапезная церкви Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере и др. По мере накопления пожертвований в монастыре вскоре появилась возможность начать восстановление разрушенных и строительство новых церквей и зданий. Первые из них поднялись из руин уже в 1617 г. Восстановление Троицкого собора началось в 1637 г. на монастырские средства при пособии 600 рублей, пожертвованных соборным старцем Леонидом Высоцким. К этому времени относится начало строительной деятельности " каменных дел подмастерья " Калязинского монастыря Аверкия Мокеева. Ему было поручено сооружение главного монастырского храма. В память об этом событии на стенах Троицкого собора была выбита надпись: " Волением Отца, поспешением Сына, совершением Святаго Духа, молитвами Преподобного и Богоноснаго отца нашего игумена Макария, Калязинского Чудотворца, зачата бысть сия соборная церковь Живоначальныя Троицы и придел Рождества Пресвятая Богородицы и церковь Спаса Нерукотворного образа 7162 (1654) года июня в 8 день, при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия, малыя и белыя Руси в девятое лето Государства его, и при сыне его благоверном Царевиче, Князе, Алексее Алексеевиче в первое лето рождения его, и при Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея Руссии, в третье лето патриаршества его... " Собор, оконченный в 1655 г., имел вид правильного, почти равностороннего четырехугольника и делился внутри на три части. Средняя соборная холодная церковь была посвящена Святой Троице, слева располагался холодный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а справа - теплый придел Нерукотворного образа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=24771

для увековечения памяти Императора Александра III " на доброхотные пожертвования признательных сынов Отечества " . Прочие девять колоколов весили от 70 пудов до одного пуда. Успения Божьей Матери церковь Троицкого монастыря Каменная Успенская церковь была построена в 1884 г. на монастырские средства. Обе главы и кресты на них в 1897 г. были вызолочены. Своды церкви поддерживали четыре каменных столба. Церковь отоплялась духовой печью, устроенной в подвальном этаже. В церкви было три престола: средний был посвящен Успению Пресвятой Богородицы, по правую сторону от него - придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а по левую - во имя святителя Арсения епископа Тверского и святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Трехъярусный резной деревянный иконостас, колонны и карнизы в 1893 г. были вызолочены, а гладь иконостаса и стены с потолком окрашены масляной краской. Живописные иконы были выполнены на кипарисных досках. В этой церкви находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост, изготовленная из крышки гроба, в котором были обретены нетленные мощи святого в 1521 г. По материалам издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007. Макарьев Троицкий Калязинский мужской монастырь представлял собой один из наиболее ценных ансамблей церковного зодчества допетровской эпохи. Являясь крупнейшим в Тверской губернии, он стоял в ряду самых значительных обителей России. Собственно говоря, и город Калязин разросся из небольшого села в уездный город благодаря монастырю и от него позаимствовал своё имя. Сам же монастырь получил название Калязинского по имени боярина Ивана Коляги, отписавшего ему свои земли. Каменные здания появились в обители в 1520-е годы, когда приглашённые ростовские мастера возвели соборный Троицкий храм, тёплую церковь и трапезную. В Смутное время (1610 г.) все эти постройки сильно пострадали от войска, возглавляемого польским воеводом Лисовским, а защитники монастыря-крепости числом 68 человек вместе с воеводой Давыдом Жеребцовым, сподвижником князя Михаила Скопина-Шуйского, были перебиты интервентами. Кроме того, показывая презрение к православным святыням, захватчики изрубили раку прп. Макария и раскидали его кости по всей территории монастыря. После ухода польско-литовских отрядов обитель недолго пребывала в запустении. Восстанавливаться и отстраиваться в камне заново она начала одной из первых среди множества разорённых в то время русских монастырей. После посещения обители царь Алексей Михайлович выделил средства на восстановление монастыря и строительство нового Троицкого собора.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Монастырская колокольня, как и Троицкий собор, пережила несколько рождений. О времени построения первой деревянной колокольни сведений не сохранилось. Известно, что она была за ветхостью разобрана в 1636 г., а материал с нее пошел на строительство Христорождественской приходской церкви. Вторая (каменная) колокольня была поставлена в 1636 г. Камень для ее постройки был прислан по грамоте царя Михаила Федоровича из Старицы " беспошлинно " . Однако неудачное расположение колокольни по отношению к другим зданиям монастыря нарушило гармонию архитектурного ансамбля. Построенная с южной стороны собора, колокольня заслоняла и скрадывала его. За неимением средств долгое время приходилось мириться с возникшими неудобствами. Лишь в 1816 г. колокольня была разобрана, а кирпич употреблен на строительство новой. Эта третья колокольня была начата строением в 1818 г. при архимандрите Афанасии и окончена в 1822 г. Для ее устройства монастырские власти воспользовались планом колокольни Николаевского собора. Однако, как вспоминал современник, " изменения, хотя и небольшие в частностях и небрежность в исполнении, весьма много повредили целому " . Каменная четырехъярусная колокольня имела высоту с главой, яблоком и крестом - 29 сажен (61,77 м). Железная крыша была выкрашена медянкой, глава, яблоко и крест - вызолочены. На разных ярусах колокольни помещены были колонны всех четырёх орденов: в первом этаже тосканские, во втором - ионические, в третьем коринфские, в четвертом - дорические. Сама по себе колокольня была стройна и пропорциональна, но, по отзывам очевидцев, " совершенно не вязалась с окружающими ее стенами и башнями " . На колокольне было 12 колоколов разной величины. Самый большой колокол весом 1038 пудов был отлит в 1895 г. в память восшествия на престол Императора Николая II на монастырские средства. Второй по величине колокол весом 514 пудов был отлит в 1808 г. из старого 240 пудового с прибавлением новой меди ярославским мастером купцом Чарышниковым. Третий колокол весом в 257 пудов был отлит в 1895 г.

http://sobory.ru/article/?object=24771

В Службе святителю Макарию неоднократно говорится, что он следовал Евангельским Заповедям Блаженств 243 , о подражании им Египетскому пустыннику: « Макария Великого имя носил еси, его житию последуя в посте и подвизех, воздержании и кротости...» 244 . По принципу службы преподобного Михаила Клопского построен акростих и в службе Святителю 245 . Ко времени святителя Макария на Руси уже были известны своими подвигами святые соотечественники, носившие это имя. Имя Египетского подвижника носили преподобный Макарий, постник Киево-Печерский (XII в.; пам. 19 янв.), преподобный Макарий Унженский (†1444; пам. 25 июля), преподобный Макарий Калязинский (†1483; пам 17 марта), который был канонизован на Макарьевском Соборе 1547 года. Кроме того, во время первосвятительства Митрополита Макария это же имя носили и другие иерархи Православных Церквей. Киевскую Митрополию возглавлял Митрополит Макарий, правление которого (1534–1555) соприкасается со временем святителя Макария, хотя об их общении сведений не имеется 246 . В среде Восточной иерархии известны митрополит Христианопольский Макарий, митрополит Кесарийский и Каппадокийский Макарий, епископ Сербский Макарий. Их подписи поставлены на грамоте, утверждающей царское венчание Иоанна Грозного 247 . Синайскому архиепископу Макарию из Москвы посылались «на тысячу золотых рухляди для обновления Синайского монастыря» 248 . Попутно можно привести следующее высказывание протоиерея Сергия Булгакова об имени: «Оно индивидуально для данного лица, но оно вовсе не индивидуально само по себе: как идея оно осуществляется во многих феноменальных экземплярах» 249 . Наряду со своим Небесным покровителем святитель Макарий глубоко чтил великого чудотворца святителя Николая Мирликийского. Истоки этого явления можно относить ко времени его настоятельства в Можайском Лужецком монастыре. В Можайске, как известно, находился почитаемый чудотворный образ Николы Можайского. В 1532 году Д. Сырков по повелению святителя Макария построил в Великом Новгороде на владычном дворе храм святителя Николая 250 . Затем в 1555 году Первосвятитель поновлял принесённый в Москву Великорецкий образ святителя Николая. Во время чудесного явления свирскому игумену Иродиону Митрополита Макария вместе с преподобным Александром Свирским у Святителя в руках была икона Чудотворца Николая 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В Музее архитектуры открывается постоянная выставка фресок затопленного калязинского монастыря Москва, 19 августа 2020 г.      11 сентября 2020 года Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева откроет новую постоянную экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря, сообщает Епархия города Москвы . Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в 1434 году и был одним из самых богатых и почитаемых в России. Монастырь посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович. Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, были созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде. Монастырский ансамбль был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры. Под руководством художника-реставратора П.И. Юкина в январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей -32 , со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м, 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 — направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.      Экспозиция Музея архитектуры посвящена, с одной стороны, истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, с другой — деятельности Музея по спасению и реставрации уникальных росписей. Фрески, выбранные для экспозиции, включают в себя ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. В частности, публике будут показаны ктиторские прижизненные портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие. Экспозиция также представит макеты Троицкого собора и монастырской трапезной (автор макетов — архитектор Иван Леонидов), чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник с наблюдениями, фотографии. Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В.П. Бурого и осуществленной в разные годы реставраторами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. 19 августа 2020 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/133425.html

Музей архитектуры в Москве готовит выставку фресок затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине Москва, 8 июля 2020 г. Фото: Rublev.com/снимок экрана      Выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря» Музея архитектуры будет развернута на Малой анфиладе Государственного музея архитектуры и расскажет, во-первых, об истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, а во-вторых — о том, как специалисты музея спасали, сохраняли и реставрировали уникальные росписи, сообщает «Рублев» . Для экспозиции были выбраны фрески соборного Троицкого храма обители, а также монастырской трапезной. На выставке будут представлены ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. Кроме того, публика сможет увидеть прижизненные портреты царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской, которые были активными жертвователями (ктиторами) монастыря, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие. Об этом сообщает сайт Государственного музея архитектуры . Выставка, которую готовили 20 лет Как рассказала в видеоблоге Музея архитектуры его директор Елизавета Лихачева, сейчас идут работы по монтажу экспозиции. «Производство выставки — достаточно долгий процесс. В случае калязинских фресок, по-хорошему, этот процесс занял двадцать лет, потому что первые попытки вынести фрески в зал и поставить были предприняты еще двадцать лет назад, и я очень рада, что нам наконец удалось это сделать. …Это был огромный и очень тяжелый труд, который, к сожалению, был приостановлен из-за пандемии», — отметила она. По словам директора МУАР, выставка разместится в трех залах. Первый будет посвящен истории Калязинского монастыря. Второй зал расскажет о сохранении памяти об уничтоженной обители. «Третий зал, самый светлый, самый теплый, — это зал, посвященный реставрации и спасению этих фресок уже в современности», — пояснила Е. Лихачева.

http://pravoslavie.ru/132461.html

Упразднен был монастырь в 1920-х годах, в настоящее время находится в зоне затопления Угличской ГЭС. Автор статьи: Денисов В.В.  На дне Угличского водохранилища, созданного на Верхней Волге в 1930-40-е годы заключенными Волголага, покоятся руины не только старинного города Калязина и Троице-Макарьевского мужского монастыря, но и древней Покровской обители, основанной в 15 веке преподобным Паисием Угличским. Угличское водохранилище печально знаменито колокольней Свято-Никольского собора в старой затопленной части города Калязина Тверской губернии. Колокольней, которая вот уже без малого 75 лет возвышается над водами искусственного моря, напоминая о той трагедии, что произошла в России в первой половине ХХ века, - поругание и затопление водохранилищами святынь, превращение рек в озеровидные химерные водоемы. Святейший Патриарх Кирилл, проплывая однажды по Угличскому водохранилищу на теплоходе, назвал Калязинскую колокольню символом непотопляемости Русской Православной Церкви. Неподалеку от колокольни затоплен некогда величественный Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный в 15 веке преподобным Макарием Калязинским. В этой святой обители не единожды бывали Иван Грозный и Борис Годунов, Екатерина II и Александр II. Троице-Макарьевский монастырь был духовной кузницей Верхневолжья. Именно отсюда вышло немало святых Христовых подвижников, в том числе преподобный Паисий - племянник Макария Калязинского, основавший ниже по Волге близ города Углича Покровский мужской монастырь. Точная дата рождения Павла, а именно так до монашеского пострига звали преподобного Паисия, неизвестна. Известно лишь то, что родился он примерно в 1427 году неподалеку от Тверского го­рода Кашина в селе Богородском. Его отец Иоанн Гавренев служил у угличского князя Андрея Большого - сына великого Московского князя Василия Темного. А мать Ксения была дочерью полководца Василия Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского. Павел вместе с родителями часто ездил в Калязин в Троицкий монас­тырь к своему дяде игумену Макарию, там он рано был обучен грамоте и уже в семилетнем возрасте много и бегло читал, пересказывая неграмотным прихожанам Священное Писание.

http://sobory.ru/article/?object=34796

20 человек, ежедневно преодолевая по льду несколько километров до монастыря, в пятидесятиградусные морозы вели в полуразрушенном стылом соборе серьёзную научную работу, такого рода - впервые в СССР . Времени на установку лесов не было, поэтому снимали фрески по принципу доступности и подходящего, небольшого размера. Работа экспедиции стала настоящим подвигом благодаря своим героическим участникам, среди которых - выдающиеся учёные художник Игорь Эммануилович Грабарь, исследователь и реставратор П.Д. Барановский, художник-реставратор Павел Иванович Юкин. Параллельно шла работа над составлением монографии, которая не была издана из-за начала войны (1941 год). Сохранилось три макета 16 века, в том числе Калязинская трапезная, Троицкий Собор. В Северной стене Донского монастыря, где в те времена располагался Музей архитектуры, до сего дня сохранены наличники Троицкого храма и трапезной. В продолжение доклада З.В. Золотницкой был показан фильм «Фрески обители», составленный авторским коллективом (Мокрова С.В., Коршунов А.П., Неверова М.В., Вирченко Р.О) по материалам коллекции фото-негативов Калязинского музея. Насколько поразительна работа проведённая экспедицией Академии Архитектуры по спасению фресок, настолько же поражает и видео-ряд того, что было безвозвратно утрачено после уничтожения Калязинского монастыря. Фильм разворачивает перед зрителями масштабы случившейся трагедии. После его просмотра иначе видится работа экспедиции: в годы, когда ведётся нещадная борьба с инакомыслием, расстреливают духовенство и верующих, а вековые святыни уничтожают и расхищают культурное наследие народа, учёные Академии Архитектуры закладывают основы, разрабатывают методологию научной реставрации. Рискуя подпасть под репрессии и даже подвергаясь преследованиям, эти люди спасают многие шедевры зодчества и живописи российского и мирового значения. Полную коллекцию Музей архитектуры имени А.В. Щусева планирует впервые представить посетителям уже в конце 2016 года. А следующий доклад вернул слушателей к периоду расцвета Троицкого Макарьева монастыря, когда он служил одним из центров паломничества.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель 29 . В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: “…у Чюда Быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей” 30 . Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время “Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю” 31 , – говорится в Книге степенной царского родословия. В 1544 году 21 февраля “поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый” 32 . Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием 33 . Через несколько дней, 24 февраля, был “поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский” 34 . Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский 35 , в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.) 36 . Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. “В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском” 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010