Источники:  " Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности " , И.Завьялов, Санкт-Петербург, 1909 г. Летопись города Кашина " ,  kashin.fo.ru " Внутри монастыря, с южной стороны, между тёплой церковью и братским корпусом, с 1425 года существует ветхая деревянная келья преп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца, в которой он положил начало иноческих своих подвигов; над этой кельей устроен деревянный шатёр; крыша покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Длина кельи преподобного Макария, с углами, снаружи 3 арш. 18 вершков (около 2,93 м), ширина 3 аршина 3 вершка (2,27 м), а вышина от земли до крыши 2 арш. 2 вершка (1,51 м); внутри же длина 3 арш. 9 вершк (2,53 м), ширина 3 арш. (2,13 м). Пол в ней и крыша снаружи ветхи, потолка нет; окно только одно волоковое, в 5 верш. (22 см), на правой стороне при входе в келью. В ней находится деревянный крест, аналой и подсвечник старинные, деревянные " , - так описывает о. Серафим Архангелов келью прп. Макария Калязинского, хранившуюся в Николаевском Клобукове монастыре. Собственноручно построенная преподобным около 1425 года, она почиталась как святыня, поражая богомольцев своей скромностью, даже убожеством. В 1903 году над этой кельей в качестве футляра поднялась кирпичная Макарьевская часовня, примыкающая к Алексеевской церкви. В годы советской власти келью уничтожили. В 2009 году келью преподобного Макария воссоздали на исконном месте в первозданном виде, восстановленном по житию святого и по последнему описанию монастыря, составленному в 1903 году. Нынешняя келья лишена деревянного саркофага, в которой некогда была заключена. Размером она крайне невелика - спать, по всей видимости, в ней получалось только сидя. Топилась келья, скорее всего, по-чёрному, о чём свидетельствует небольшое оконце. Для воссоздания кельи преподобного Макария использовались брёвна от старых разобранных домов, не менее чем вековой давности каждое. В восстановленной Макарьевской часовне сейчас находятся иконы, принесённые в обитель кашинцами и жителями окрестных сёл и деревень в 1990-е годы, когда стало возможным возрождение Николаевского Клобукова монастыря. Многие из них были найдены старостой Петропавловской церкви города Кашина (подворье Клобукова монастыря) Анатолием Снегирёвым. Особенность большинства " домашних " икон - объёмные деревянные золочёные киоты, выполненные в местной технике тиволинской резьбы. Её отличительная черта - обрамляющий икону резной орнамент в виде спелых виноградных гроздьев и витой лозы. Фигурка голубя - также традиционный для Кашина элемент декора в киоте. Многие киоты украшены кружевными рушниками с вышивкой - обычное дело для традиционного крестьянского дома. В левом углу часовни пребывает икона Воскресения Христова, подаренная монастырю потомками кашинского купеческого рода Ждановых.

http://sobory.ru/article/?object=07727

19 мая в зале в Храме Мученицы Татианы – домовом храме МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось заседание секции, инициированной Администрацией Калязинского района Тверской области и Кашинско-Калязинским землячеством в Москве в рамках направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» XXIX Международных образовательных чтений. Тема секции: «Макарий Калязинский Чудотворец – история и традиции прославления и почитания (в память о 500-летии обретения мощей преподобного)». С 2012 года в Калязине проводятся Макарьевские Калязинские чтения, которые за это время объединили немало людей: ученых, музейных работников, духовенство, краеведов - всех тех, для кого имя святого Макария дорого и почитаемо. 20-21 мая 2021 года в Калязине и Кашине прошли V Калязинские Макарьевские чтения под традиционным девизом «Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской». С начала 2021 года в Тверской области проводилось множество творческих конкурсов по различным направлениям среди детей и молодёжи, посвященных большой дате, жизни святого. В эти праздничные дни на Калязинской земле будет завершаться XXII Волжский Крестный ход от истока Волги, который также посвящен Макарию Калязинскому. Возродится традиция проведения Крестного хода из Кашина в Калязин, - по пути, который совершил в своей жизни Макарий, избрав место для своей иноческой жизни и тем самым, положив начало городу Калязину (6 июня). Отрадно, что на Монастырском острове, который в этом году благодаря решению Тверского Владыки обрел статус Архиерейского подворья, теперь постоянно звучит молитва, проводятся церковные службы. Основные торжества пройдут в Калязине и Кашине 6-8 июня 2021 года. Подробнее в программе праздничных мероприятий. ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ 6-8 ИЮНЯ 2021 ГОДА, ПОСВЯЩЕННЫХ 500-ЛЕТИЮ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКОГО 6 ИЮНЯ XXII ВОЛЖСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКОГО КАШИНСКИЙ РАЙОН г. Кашин 07.00 – Крестный ход к Кашинскому Николаевскому Клобукову монастырю. 08.00 - Божественная литургия в Алексеевском храме монастыря.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/03/pr...

С 11 июня 2009 года настоятельницей монастыря является игумения Варвара (Иванова), при которой было закончено восстановление Южного корпуса, окончен ремонт Северного келейного корпуса, отремонтирована трапезная, Покровский храм, Алексеевский храм, посажены сад и виноградник, организованы ткацкая, швейная и вышивальная мастерские. В настоящее время в обители 14 насельниц. Одна из древнейших святынь монастыря — копия уникальной резной иконы Богоматери «Клобуковская Одигитрия», которая находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Этот редкий памятник тверской пластики и живописи, датируемый концом XV — началом XVI веков, выполнен в технике полихромной резьбы с позолотой. Особо почитается в обители рака, в которую были положены мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской во время ее второго прославления в 1909 году. Главная святыня обители — воссозданная келья преподобного Макария Калязинского, собственноручно построенная преподобным около 1425 года. В ней находится деревянный крест, и старинные деревянные аналой и подсвечник. В 1903 году над этой кельей была воздвигнута кирпичная Макарьевская часовня, примыкающая к Алексиевской церкви. В годы советской власти келью уничтожили. В 2009 году келью преподобного Макария воссоздали на прежнем месте, восстановив ее по житию святого и по последнему описанию монастыря, составленному в 1903 году. 6 июня с.г. в Алексеевском храме Николаевского Клобукова монастыря митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в сослужении духовенства Тверской епархии.  Здесь начались главные торжества по случаю 500 -летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского. В монастыре располагается женская паломническая гостиница, в которой единовременно можно разместить 15 женщин. Монастырь организует для паломников трапезы. В обители организован пункт приема от прихожан и выдачи нуждающимся и малоимущим прихожанам и гражданам одежды, обуви и предметов первой необходимости, а также лекарств.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Макарьевская), (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря . Находилась в разных храмах обители; исчезла в 20-х гг. XX в., когда мон-рь был закрыт и разорен. Принадлежит к типу «Одигитрия». Согласно «Сказанию...» о явлениях и чудесах М. и., составленному архим. Макариева Унженского мон-ря Платоном (1850-1867), икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена прп. Макарию Унженскому во время молитвы 17 сент. 1422 г. несомой «по воздуху неведомою силою» в окружении «светозарных лучей». Прп. Макарий взял икону к себе в келью, после чего она стала называться «келейной». Рассказ о явленной иконе архим. Платон дополнил «Сказанием...» об обретении и о чудесах еще одной иконы Божией Матери - списка, сделанного учениками преподобного с «келейного» образа прп. Макария. Список был раскрыт от позднейшей записи 30 апр. 1858 г., и этот день считается днем обретения иконы. «Сказания...» сопровождаются историями многочисленных чудес от обеих икон. Прп. Макарий Калязинский в молении иконе Божией Матери «Одигитрия». 2-я пол. XIX в. (ц. Рождества Христова в г. Макарьеве) Прп. Макарий Калязинский в молении иконе Божией Матери «Одигитрия». 2-я пол. XIX в. (ц. Рождества Христова в г. Макарьеве) О «келейной» иконе архим. Платон сообщал, что она отличается от Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»: голова Богоматери немного склонена к Младенцу, лик Которого обращен чуть вправо, лентион перекинут через оба плеча, ножки переплетены. Список (размер 2 аршина 8 вершков × 2 аршина, или 177×142 см) имел те же иконографические особенности. В мон-ре хранилась «Соборная память», выданная в 1717 г. из Казенного Патриаршего приказа при местоблюстителе Патриаршего престола Стефане (Яворском) по прошению игум. Леонтия с братией для сбора пожертвований, в которой икона называлась чудотворной. С. И. Снессорева (1892) и Е. Поселянин (1909) на время составления своих сводов икон отмечали, что в мон-ре имеется только список с явленной М. и.

http://pravenc.ru/text/2561274.html

Калязин. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская кладбищенская церковь Карта и ближайшие объекты Ансамбль Вознесенской церкви открывается красивыми арочными воротами. Сама церковь - скромный маленький кубик - построена в 1787 году, но сильно перестроена. Выразительнее здесь трехъярусная колокольня, несколько перегруженная коренастыми колоннами. Тяжеловатые пропорции и четкие пластичные формы делают колокольню значительной. Между ней и церковью выстроена громоздкая эклектическая трапезная, совершенно задавившая маленькую церковь. Долгое время в здании храма располагался хлебзавод, ныне храм вновь открыт для прихожан. В 1783 г. на отведенном для городского кладбища месте устроена каменная церковь в честь Вознесения Господня, а в 1784 г. к ней пристроили два придела в честь Тихвинской Божией Матери и преподобного Макария, Калязинского чудотворца. Позднее между ними возник третий престол - в честь Успения Божией Матери. В храме свято чтилась икона Тихвинской Божией Матери - точный список с чудотворной, находившейся в Новгородском Тихвинском мужском монастыре. Граждане Калязина имели такое усердие к этой иконе, что весь храм называли Тихвинским. Другой свято чтимой иконой являлась икона преподобного Макария с изображением в клеймах 24-х эпизодов из жизни чудотворца от рождения его до смерти. В икону была вложена частица его мощей. Известно, что немалые средства в создание храмового комплекса внесли купцы Блохин М.Е. и Полежаев М.Т. Сейчас храм имеет статус памятника архитектуры и восстанавливается на средства Русской православной церкви. Церковь Вознесения Господня в Калязине была построена в 1783 году. Изначально это была кладбищенская церковь, приписанная к Никольскому (Николаевскому) собору. Ее построили тогда, когда кладбище Николаевского прихода перенесли от собора в более отдаленное от центра города место. На кладбище покоились именитые калязинцы, купцы, духовенство, интеллигенция, мещане. Сначала церковь имела один престол Вознесения Господня, позднее к храму были пристроены еще два придела – Тихвинский и Макария Калязинского. В Тихвинском приделе хранилась особо почитаемая икона Тихвинской Божией Матери – список с известной чудотворной иконы, а в Макарьевском – икона преподобного Макария с частицей мощей. Основной объем храма был пятиглавым, фасады приделов оформлены в стиле эклектики, с элементами популярной во второй половине XIX века псевдоготики. Очень хороша величественная трехъярусная колокольня в стиле классицизм, богато украшенная парными колоннами, фронтонами и рустовкой, увенчанная высоким тонким шпилем. Она как будто призвана перекликаться с колокольней Никольского (Николаевского) собора, пышной, в том же стиле, которая ныне возвышается посреди водохранилища, над затопленной частью Калязина...

http://sobory.ru/article/?object=00636

Троицкий собор Калязинского Макариева монастыря. Фотография 1897 г. Известно, что царь Иоанн IV посетил Макариев Калязинский монастырь в 1544 и 1553 гг. В 1599 г. в нем побывал новый правитель страны – Борис Годунов со своим семейством. В 1609 году под стенами Троицкого Макарьева монастыря формировал свою армию против польско-литовских интервентов полководец Михаил Скопин-Шуйский. Однако в мае 1610 года Троицкий Макарьев монастырь был взят и разграблен подразделением польско-литовской кавалерии, при этом погибли все защитники. После событий Смутного времени Макарьев монастырь был довольно быстро восстановлен. В первой половине XVII века были построены надвратная Макарьевская церковь, братские кельи, столпообразная колокольня, башни и стены. В 1776 году указом Екатерины II калязинскому поселению был присвоен статус уездного городка. Известно, что в ризнице Макарьева Троицкого монастыря в начале XX века хранились рукописные книги XVI века. После октябрьской революции монастырь был закрыт. Случилось это в начале 1920 года. В 1930-е годы мощи преподобного Макария были перевезены в Тверь и впоследствии переданы в Троицкий собор.        Старинный монастырь, стены которого видели множество событий русской истории, как и вся старая часть города Калязина, навсегда ушли от людей в 1940 году, когда были погребены под водами строящегося Угличского водохранилища. Паисиев Покровский монастырь, стоявший на берегу Волги напротив Углича, с. Покровские Горки. Полностью затоплен при строительстве водохранилища Такая же печальная участь настигла и не менее древний Покровский монастырь, стоявший напротив Углича, и колокольню Никольского собора, бывшего Николо-Жабенского монастыря (перед строительством водохранилища собор разобрали, а колокольня частично ушла под воду).   Колокольня Никольского собора Николо-Жабенского монастыря, находящаяся частично под водой Ценители старины перевезли из поруганного монастыря в краеведческий музей фрагменты фресок XVII века, облачения духовенства и шитье XVII-XIX вв., церковную утварь. Известно, что в Новоторжском Борисоглебском монастыре была найдена икона Спасителя. По ее краям были изображены преподобные Ефрем Новоторжский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский. В описях монастыря икона значилась как дар царя Иоанна IV.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Была ли Калязинская колокольня? История о том, как колокольня чудесным образом вышла из воды – сильно преувеличена 15 мая, 2014 История о том, как колокольня чудесным образом вышла из воды – сильно преувеличена В акватории Угличского водохранилища стоит знаменитая затопленная колокольня Николаевского собора. Каждую весну, как только растает снег, она уходит под воду. В этом году вода чудесным образом расступились перед колокольней. Чудесным ли? О том, что колокольня вышла на сушу , Тверская епархия сообщила в апреле. Местные жители поспешили запечатлеть явление на фотоаппараты и мобильные телефоны, фотографии колокольни появились в социальных сетях. 75-метровая колокольня, до которой обычно в это время года можно было добраться только вплавь, оказалась окружена сушей. Верующие воспринимали произошедшее как чудо, несмотря на заверения Тверской метеорологической службы , что колокольня оказалась на суше из-за небольшого количества осадков и, если уж и называть что-то чудом, то только малоснежную зиму, какой в Тверской области не отмечалось уже 50 лет. Директор Калязинского краеведческого музея Светлана Мокрова рассказала «Правмиру» о том, что колокольня действительно необычная. Но не тем, что вышла из воды: «Ширина реки Волги в этих местах от одного берега до противоположного сейчас составляет 1,5–2 километра, а до 40-х годов XX века ширина Волги составляла в среднем 70 метров. Разница очевидна. Как небольшой посад Калязин известен с XII века, он выстраивается по обоим берегам Волги. С одной стороны – посад Николы на Жабне, где располагался Николо-Жабенский монастырь, который был упразднен в XVIII веке. На его месте впоследствии был возведен Николаевский собор. Вторая сторона – Макарьевский посад, который относится к XV веку. Троицкий Макарьев мужской монастырь, датированный XV веком, принес известность этой территории. Именно с ним связаны основные исторические вехи этого региона. В дальнейшем, к XVIII веку, обе части стали городом Калязиным. На начало XX века это был небольшой мещанско-купеческий городок, население которого составляло 5–6 тысяч человек».

http://pravmir.ru/kalyazinskaya-kolokoln...

59 ...и по шести трапезъ ставити на всяко лто по нихъ и по соб на братию и на нищихъ. – Трапеза – заздравное или поминальное монастырское застолье, общий стол; угошение, которое присылалось монахам по большим праздникам для поминания усопших или здравствующих. 60 О отцы Макарии Калязиньскомъ.Макарий Калязинский, в миру Матвей, родился в 1402 г., происходил из рода кашинских бояр Кожиных. После смерти родителей и жены постригся в Николаевском Клобуковском монастыре, откуда вскоре ушел с семью монахами и основал недалеко от Кашина Троицкий монастырь (Макарьевский – по имени создателя, Калязинский – по имени владельца земли, где был выстроен монастырь). Макарий был сторонником строгого общежительного устава, долго уклонялся от игуменства, но по настоянию братии был посвящен в игумены монастыря тверским епископом Моисеем (1453–1459). Макарий вел трудническую жизнь, носил «худые ризы», за что позднее Вассиан Патрикеев назвал его «калязинским мужиком», выступив против канонизации Макария как «нового чудотворца». При Макарии монастырь был духовным центром борьбы Твери с Москвой; в Калязинском монастыре получил благословение на «хождение за три моря» тверской купец Афанасий Никитин (см. наст. изд., т. 7). В 1478 г. монастырь посетил Иосиф Волоцкий и со слов Макария составил рассказ о его жизни, который читается в Волоколамском патерике. Макарий умер 17 марта 1483 г., его мощи обретены 26 мая 1521 г., повсеместное празднование святому установлено на соборе 1547 г. 61 ...сродници его – Захариа, Бороздинъ прозваниемъ... – Речь идет о боярине Захарии Бороздине, основателе рода Захарьиных-Бороздиных. Ему принадлежало село Кузьмодемьянское Дмитровской волости Старицкого уезда, которое его внук Ф. Б. Бороздин в 1547/1548 г. передал в Иосифо-Волоколамский монастырь. 62 ...поживе въ простот, якоже великий Спиридонъ. – Спиридон Тримифийский (ум. в 348 г.) – родился на острове Кипр; его родители – люди «простого звания»; после смертн жены за святость был избран епископом города Тримифии. Несмотря на отсутствие богословского образования, на Первом Вселенском соборе в Никее (325) сумел убедить одного известного философа в истине православного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На протяжении нескольких веков помолиться в Калязин приезжали и царственные особы - Иван Грозный, его мать Елена Глинская, Борис Годунов, царь Алексей Михайлович, Петр Великий, императрица Екатерина Великая. Галина Сергеевна Гадалова, кандидат исторических наук, доцент филиала Государственной академии славянской культуры в г. Твери, главный библиотекарь научной библиотеки ТвГУ (Тверь), многие годы посвятившая исследованиям древних источников, связанных с преподобным Макарием, рассказала о паломничестве Ивана Грозного (а было это дважды - в 1544 и 1553 году). В летописи упоминается иконописный образ, перед которым молился Иван Грозный: на нём изображены преподобные Макарий Калязинский, Нил Столобенский, Ефрем Новоторжский и мученица Параскева Пятница. Галина Сергеевна отметила, что это самое раннее известное упоминание образа Преподобного Макария, и если его удастся разыскать - это станет уникальной находкой. Дмитрий Владимирович Попов, чтец Троицкого храма г. Реутов Московской области на основе материалов Российского Государственного Архива Древних Актов подготовил доклад о подворье Троицкого Калязинского монастыря в Москве. Внутри подворья были в ходу свои денежные знаки (15 и 20 копеек). Комплекс зданий Подворья на Лубянской площади, постройки 1905 года, сохранился доныне (находится напротив головного здания ФСБ России). Сейчас это фешенебельный 5-звездочный отель и один из вестибюлей станции метро «Лубянка» в виде «ракушки». На карте столицы даже был Калязинский переулок, однако современной топонимике он не сохранился. Владимир Никитович Ревякин, председатель Александровского историко-краеведческого клуба «Отечество», член Союза краеведов России (г.Александров Владимирской области) представил доклад под названием « Пути продвижения войск князя М.В. Скопина-Шуйского и его соратников в Александровскую слободу». Сопоставляя различные источники - сведения из житийной литературы, исторической науки, археологические исследования - Владимир Никитич установил локализацию древних дорог. По ним в 1609 году собирались в Александровскую слободу под начальство М.В.Скопина-Шуйского царские полки и боярские дружины перед освобождением Троицкой Сергиевой обители. На современной карте дороги дальнейшего продвижения войск к столице проходят по земле современной Москвы, и далее по северо-восточной части Московской области (у всех сегодня на слуху сохранившиеся в топонимике названия бывших селений Черкизово, Стромынь, Черноголовка, Киржач). Владимир Владимирович Хухарев, старший научный сотрудник ТНИИР центра (Тверь), совместно с Клочковым Константином Викторовичем, специалистом по истории денежного обращения (Москва), представили сообщение «Клады Калязинского края как источник по изучению истории Смутного времени». В архивах Тверского объединенного музея и Государственного Исторического Музея сохранились материалы о 4-х кладах, найденных на территории Калязинского района, обзор находок и был представлен авторами доклада.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > По благословению преподобного Макария Итоги Третьих Макарьевских Чтений в Калязине 24.06.2016 540 Время на чтение 14 минут 11 и 12 июня в г. Калязине Тверской области состоялись Третьи Макарьевские чтения. Форум, начало которому было положено по случаю торжества возвращения мощей святого покровителя Калязина - преподобного Макария в 2012 году, на сей раз посвятили 430-летию со дня рождения героя преодоления Смуты М.В. Скопина-Шуйского, подвиги которого связаны с Калязинским Макарьевым монастырём, и 400-летию преставления преподобного Иринарха, затворника Ростовского, благословившего на сражения князей Скопина-Шуйского и Пожарского. Утром 11 июня в актовом зале Калязинского колледжа, предваряя научную конференцию, состоялся Четвёртый Открытый православный фестиваль детского и молодежного духовного творчества «Искорка Божия», учреждённый в 2013 году по случаю годовщины возвращения мощей преподобного Макария Калязинского из Твери в Калязин. Приветствуя участников Чтений в Большом зале Администрации района, глава Калязинского района К.Г. Ильин отметил, что 8 июня 2016 года исполнилось 495 лет обретения цельбоносных, нетленных мощей покровителя Калязина и этих Чтений - преподобного отца нашего Макария. И данное мероприятие призвано привлечь внимание широкой общественности к личности основателя Троицкого Калязинского монастыря, к его жизни; активизировать работу учёных, историков, краеведов, чтобы изучить эту тему глубоко и предметно. Также Константин Геннадьевич отметил тесную связь Калязинского района с Борисоглебским (Ярославская обл.): «Из жития Преподобного Иринарха, затворника Ростовского, мы знаем, что Святой был воспитан в благочестивой крестьянской семье. С юных лет он мечтал подражать подвигам преподобного Макария Калязинского, тайно носившего тяжелые вериги. Так семена православного благочестия и святости, посеянные преподобным Макарием Калязинским столетием раньше того, проросли и продолжали приносить добрый плод». Благочинный церквей Кимрского округа Тверской Митрополии протоиерей Евгений Морковин передал участникам Конференции благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Отец Евгений рассказал о том, что ещё 20 лет назад, когда он был только назначен благочинным, не было никаких видимых предпосылок тому, что Преподобный Макарий вернётся в Калязин. Поначалу едва заметные, изменения в общественной жизни Калязинского района нарастали, и сегодня мы можем уже не только видеть новые памятники героям Калязинской земли, восстановленный храм, но, что самое главное, - многие люди нашли свою дорогу к Богу и укрепляются в вере предков. В Калязине сегодня особо чувствуется благословение и помощь преподобного Макария.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010