Четырехъярусный иконостас главного храма был устроен в 1748 г. и обновлен в 1856 г. усердием кашинской помещицы Лидии Николаевны Истоминой. Резные царские двери представляли собой изображение в центре Благовещенья Божьей Матери, а внизу - евангелистов. Верх иконостаса венчало резное распятие Господа Вседержителя с предстоящими. Во втором ярусе помещалось 15 икон с Тайной Вечерей посредине. Среди шести икон третьего яруса замечательна была икона Спасителя на престоле, а в середине четвертого яруса, состоявшего из пяти икон - Богоматерь с младенцем. Полукруглый алтарь был разделен арками на три части. В средней располагался престол, в южной - дьяконник, в северной - жертвенник. Стены алтаря были расписаны священными изображениями. За горним местом на возвышении стоял кипарисный крест, в котором в серебряных клеймах помещалось 69 святынь, в том числе перстень с кровью Господа Иисуса Христа, часть камня гроба Господня, песок из Киевских пещер, перстень из Вифлеема и др. По обеим сторонам горнего места помещались старинные иконы Воскресения Христова и Божьей Матери " Одигитрия " с серебряно-позолоченными украшениями. Большинство храмовых икон было приобретено на средства прихожан или пожертвовано различными благотворителями. Так, икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле, располагавшаяся с правой стороны царских ворот, была пожертвована в 1836 г. калязинском купцом и потомственным почетным гражданином Михаилом Тихоновичем Полежаевым. Серебряная риза и вызолоченный венец, украшавшие икону, весили более пуда. Храмовую икону Живоначальной Троицы в виде трёх странников, беседующих под дубом с предстоящими Авраамом и Саррой, принёс в дар монастырю в 1831 г. кашинский купец Иван Иванович Жуков. Икона была в серебряной ризе с позолоченными венцами. С левой стороны царских ворот располагалась, пожертвованная в 1838 г. калязинским купцом и потомственным почётным гражданином Алексеем Михайловичем Полежаевым, икона Тихвинской Божьей Матери с изображением девяти святых: преподобномученицы Евдокии, преподобного Михаила Клопского, блаженного Василия Московского, святителя Николая Чудотворца, митрополита Ростовского Дмитрия, преподобного Макария Калязинского, великомученицы Евфимии и преподобномученицы Ксении.

http://sobory.ru/article/?object=24771

—584— житии Евфимия Суздальского читается пометка: „и вдаста его на учение святых и Божиих душеполезных писаний. Блаженный же отрок, с сердечною радостию послушая родителей своих, с великим прилежанием уча божественная писания с сверстники своими“ 1005 . В житии Макария Калязинского в том же роде: „вдаху его родителя в научение грамоте, отрок же добрее навыче от божественных писаний“ 1006 . В общем скудный интересующими нас сейчас сведениями ряд житий Макарьевского периода заканчивается важным сообщением жития св. Иосифа Волоколамского. Здесь определенно указывается, в каком порядке шло учение „божественным книгам“. Отданный на учение грамоте, Иосиф „учашеся разумно и всех сверстников превзыде; единем годом изъучи псалмы Давидовы, на другий год вся божественная писания навыче: и в святой церкви чтец бысть и певец“ 1007 . Таким образом, в школе времени автора жития Иосифова сначала учили грамоте или искусству читать по псалтири. Искусство это давалось не скоро: по крайней мере даже для людей с выдающимися талантами требовалось год времени, для остальных такая быстрота была недостижима. Научившийся читать по псалтири приучался к чтению других книг „божественных“. Счастливое сочетание термина „извыче вся божественная писания“ с указанием времени, которое требовалось для этой цели, раскрывает самый смысл этого термина. Школьник, только что в первый год научившийся бойко читать по псалтири, конечно ничего большего не мог достигнуть в такой короткий промежуток времени, как год, никак иначе не мог „извыкнуть вся божественная писания“», как в смысле бойкого чтения всякой книги. Во второй половине XVI в. монах Сийского монастыря Иона, характеризуя школьное образование Антония Сийского словами 1008 : „по времени же вдан бывает в научение —585— книгам, яко же обычай имать детем, и благодатию Христовою навыче скоро и превзыде всех сверстник своих“, в другом своем житии – Варлаама Вожеского 1009 совершенно уклоняется от каких-либо сообщений в указанном роде. В рукописях XV–XVI вв. сохранилось житие св. Антония Римлянина. Так как автор жития не был очевидцем или даже только современником святого, то заметка об образовании святого, которое тот, будто бы получил в Италии, может выражать лишь взгляд самого автора на образование. Здесь к тому же мы читаем об школьном образовании всё ту же стереотипную фразу: „преподобный навыче грамоте“ 1010 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Паисий Угличский. По заказу того же вкладчика была сделана серебряная панагия с помещенными на внутренней стороне одной из створок образами святых М., Алексия, человека Божия, и Исаакия Далматского, к-рому был посвящен придел Борисоглебского храма при трапезной обители (Там же. С. 505-506; оба произведения упом. в описаниях мон-ря: Лебедев. 1867. С. 89-90 (неверно датированы 1624 г.); Павел (Крылов). 1897. С. 75). Известна еще одна палица калязинских архимандритов, относящаяся к кон. XVII в. и ныне находящаяся в мон-ре Прасквица (Черногория), куда она была передана из храма Преображения в Бечичи ( Б. Руски надбедреник из Црне Горе. 1964. Т. 2. С. 53-59); на ней М. и прп. Алексий представлены припадающими к стопам стоящего Господа Вседержителя (т. н. тип Спаса Смоленского). В 1654 г. на вклад старца Леонида Высоцкого монастырский Троицкий собор был расписан Симеоном Абрамовым, Василием Ильиным, Иваном и Михаилом Феофилактовыми и др. мастерами (встречающееся в литературе мнение реставратора П. И. Юкина, что программа росписи 1654 г. восходит к фрескам XVI в., необоснованно, т. к. отсутствуют даже косвенные данные о существовании более ранней стенописи). Роспись, почти полностью утраченная в 1939-1940 гг., включала образ М., помещенный на восточной грани юго-зап. столба вместе с образом прп. Сергия Радонежского ( Антонова Л. И. Фрески Троицкого собора Макарьевского Калязина монастыря//Филёвские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 359). На соседней грани того же столба находились фигуры прп. Алексия, человека Божия, и свт. Алексия, митр. Московского,- «ангелов» царя Алексея Михайловича и новорожденного царевича Алексея. Эта особенность программы росписи говорит об укреплении традиции совместного почитания М. и прп. Алексия, человека Божия, при царе Алексее. В 1655 г. в Калязинском мон-ре на средства келаря Иринарха была построена ц. во имя прп. Алексия, человека Божия, очевидно, в воспоминание о пребывании в обители царской семьи, спасавшейся от московской эпидемии чумы в 1654 г. Сведения о первоначальном убранстве церкви отсутствуют: вероятно, там находились изображения М.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Музей архитектуры в Москве готовит выставку фресок затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине Москва, 8 июля 2020 г. Фото: Rublev.com/снимок экрана      Выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря» Музея архитектуры будет развернута на Малой анфиладе Государственного музея архитектуры и расскажет, во-первых, об истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, а во-вторых — о том, как специалисты музея спасали, сохраняли и реставрировали уникальные росписи, сообщает «Рублев» . Для экспозиции были выбраны фрески соборного Троицкого храма обители, а также монастырской трапезной. На выставке будут представлены ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. Кроме того, публика сможет увидеть прижизненные портреты царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской, которые были активными жертвователями (ктиторами) монастыря, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие. Об этом сообщает сайт Государственного музея архитектуры . Выставка, которую готовили 20 лет Как рассказала в видеоблоге Музея архитектуры его директор Елизавета Лихачева, сейчас идут работы по монтажу экспозиции. «Производство выставки — достаточно долгий процесс. В случае калязинских фресок, по-хорошему, этот процесс занял двадцать лет, потому что первые попытки вынести фрески в зал и поставить были предприняты еще двадцать лет назад, и я очень рада, что нам наконец удалось это сделать. …Это был огромный и очень тяжелый труд, который, к сожалению, был приостановлен из-за пандемии», — отметила она. По словам директора МУАР, выставка разместится в трех залах. Первый будет посвящен истории Калязинского монастыря. Второй зал расскажет о сохранении памяти об уничтоженной обители. «Третий зал, самый светлый, самый теплый, — это зал, посвященный реставрации и спасению этих фресок уже в современности», — пояснила Е. Лихачева.

http://pravoslavie.ru/132461.html

В Твери состоялось первое заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 500-летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского 19 марта 2021 г. 15:50 18 марта 2021 года в большом зале здания правительства Тверской области под председательством губернатора региона Игоря Рудени состоялось первое заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 500-летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского. В заседании принял участие митрополит Тверской и Кашинский Амвросий . Мероприятия по случаю памятной даты пройдут в течение нескольких месяцев текущего года в Твери, Калязине, Кашине и ряде других городов Верхневолжья. Главные торжества состоятся 8 июня. Игорь Руденя отметил: «Верхневолжье — это территория, которая имеет огромное культурное и историческое значение. Калязин, Кашин и другие города Тверской области — это не просто исторические центры в прошлом, это хранители великого наследия». Митрополит Амвросий поблагодарил губернатора за инициативу по созданию оргкомитета празднования юбилейной даты и подчеркнул, что Макарий Калязинский — это святой, который занимает важное место в истории России. Участники заседания рассмотрели план проведения празднования. К юбилейной дате запланированы культурно-массовые мероприятия духовно-нравственной и информационно-просветительской направленности, организованные совместно правительством региона и Тверской епархией. Планируется участие представителей епархии в Макарьевской секции XXIX Международных образовательных чтений в Храме Христа Спасителя в Москве, которые пройдут с 16 по 19 мая. Помимо церковного празднования 500-летия обретения мощей преподобного Макария, в Твери, Кашине и Калязине будут организованы тематические экскурсии, конференции, лекции, круглые столы, выставки, концерты, художественные конкурсы. Одним из главных событий празднования станет XXII Волжский крестный ход, который в этом году будет посвящен памяти обретения мощей преподобного Макария. Глава региона поручил дополнить план содержательными мероприятиями, которые будут способствовать распространению духовного наследия преподобного и древней Тверской земли. По словам Игоря Рудени, необходимо предусмотреть просветительские мероприятия для подрастающего поколения.

http://patriarchia.ru/db/text/5789939.ht...

В XIX в. монастырь по мере сил и средств, при участии жертвователей из кашинского купечества, все таки продолжал благоустраиваться. В 1823 г. он сделан общежительным. В 1851 г., вместо пришедшей в ветхость Макарьевской церкви (превращена в келии), устроен новый каменный храм во имя св. Алексия, с теплыми приделами в честь Тихвинской Божией Матери и Апост. Петра и Павла. В 1869 г. кашинская купчиха А. В. Вончакова внесла капитал в 68,000 рубл. с тем, чтобы настоятели монастыря были в сане архимандрита. До сего времени они носили звание игуменов или даже строителей. В 1873 г. отлит новый колокол весом в 306 пудов. В 1879 г. устроено хорошее двухэтажное здание для настоятеля. В 1888 г. устроена четырехъярусная вышиною (без шпиля) в 12 саж. каменная колокольня. В XIX в. много благотворили обители и тем выводили ее из трудных обстоятельств А. и П. Ждановы, В. И. Ярославцев и особенно А. В. Вончакова. Монастырь во многом улучшился при архимандрите Феофане. В 1902 г. Алексеевский храм заново отремонтирован; в теплой его части освящены тогда же новые престолы, с прибавлением к прежним наименованием великомуч. Варвары и Макария Калязинского. В 1903 г. рядом с этим храмом устроена красивая и немалых размеров каменная часовня. Ремонт Алексеевской церкви и устройство часовни произведены на средства В. А. Лодыгиной. В начале ХХ века в обители было три каменных храма, а в них 6 престолов. Для помещения иноков и проживающих на испытании в обители послушников имелось достаточное количество келий в двух каменных корпусах и настоятельских покоях; а сверх сего имелась трапеза, кухня и другие необходимые для хозяйства постройки. Источники: " Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности " , И. Завьялов, Санкт-Петербург, 1909 г.  " Летопись города Кашина " , В.Н. Кошелевский. Архивный отдел администрации Кашинского района, Тверь, 1999 г. сайт kashin.fo.ru В конце XVIII века в Кашине проживало около 4 тысяч человек, в городе имелось 13 монастырей и более 60 храмов, из которых пять было каменных (в их числе - Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря). Церкви воздвигали парами - зимнию (отапливаемую) и летнюю. В плане города 33 храма образовывали крест, 24 храма - круг, а монастыри - три треугольника.

http://sobory.ru/article/?object=03191

Упразднен был монастырь в 1920-х годах, в настоящее время находится в зоне затопления Угличской ГЭС. Автор статьи: Денисов В.В.  На дне Угличского водохранилища, созданного на Верхней Волге в 1930-40-е годы заключенными Волголага, покоятся руины не только старинного города Калязина и Троице-Макарьевского мужского монастыря, но и древней Покровской обители, основанной в 15 веке преподобным Паисием Угличским. Угличское водохранилище печально знаменито колокольней Свято-Никольского собора в старой затопленной части города Калязина Тверской губернии. Колокольней, которая вот уже без малого 75 лет возвышается над водами искусственного моря, напоминая о той трагедии, что произошла в России в первой половине ХХ века, - поругание и затопление водохранилищами святынь, превращение рек в озеровидные химерные водоемы. Святейший Патриарх Кирилл, проплывая однажды по Угличскому водохранилищу на теплоходе, назвал Калязинскую колокольню символом непотопляемости Русской Православной Церкви. Неподалеку от колокольни затоплен некогда величественный Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный в 15 веке преподобным Макарием Калязинским. В этой святой обители не единожды бывали Иван Грозный и Борис Годунов, Екатерина II и Александр II. Троице-Макарьевский монастырь был духовной кузницей Верхневолжья. Именно отсюда вышло немало святых Христовых подвижников, в том числе преподобный Паисий - племянник Макария Калязинского, основавший ниже по Волге близ города Углича Покровский мужской монастырь. Точная дата рождения Павла, а именно так до монашеского пострига звали преподобного Паисия, неизвестна. Известно лишь то, что родился он примерно в 1427 году неподалеку от Тверского го­рода Кашина в селе Богородском. Его отец Иоанн Гавренев служил у угличского князя Андрея Большого - сына великого Московского князя Василия Темного. А мать Ксения была дочерью полководца Василия Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского. Павел вместе с родителями часто ездил в Калязин в Троицкий монас­тырь к своему дяде игумену Макарию, там он рано был обучен грамоте и уже в семилетнем возрасте много и бегло читал, пересказывая неграмотным прихожанам Священное Писание.

http://sobory.ru/article/?object=34796

20 человек, ежедневно преодолевая по льду несколько километров до монастыря, в пятидесятиградусные морозы вели в полуразрушенном стылом соборе серьёзную научную работу, такого рода - впервые в СССР . Времени на установку лесов не было, поэтому снимали фрески по принципу доступности и подходящего, небольшого размера. Работа экспедиции стала настоящим подвигом благодаря своим героическим участникам, среди которых - выдающиеся учёные художник Игорь Эммануилович Грабарь, исследователь и реставратор П.Д. Барановский, художник-реставратор Павел Иванович Юкин. Параллельно шла работа над составлением монографии, которая не была издана из-за начала войны (1941 год). Сохранилось три макета 16 века, в том числе Калязинская трапезная, Троицкий Собор. В Северной стене Донского монастыря, где в те времена располагался Музей архитектуры, до сего дня сохранены наличники Троицкого храма и трапезной. В продолжение доклада З.В. Золотницкой был показан фильм «Фрески обители», составленный авторским коллективом (Мокрова С.В., Коршунов А.П., Неверова М.В., Вирченко Р.О) по материалам коллекции фото-негативов Калязинского музея. Насколько поразительна работа проведённая экспедицией Академии Архитектуры по спасению фресок, настолько же поражает и видео-ряд того, что было безвозвратно утрачено после уничтожения Калязинского монастыря. Фильм разворачивает перед зрителями масштабы случившейся трагедии. После его просмотра иначе видится работа экспедиции: в годы, когда ведётся нещадная борьба с инакомыслием, расстреливают духовенство и верующих, а вековые святыни уничтожают и расхищают культурное наследие народа, учёные Академии Архитектуры закладывают основы, разрабатывают методологию научной реставрации. Рискуя подпасть под репрессии и даже подвергаясь преследованиям, эти люди спасают многие шедевры зодчества и живописи российского и мирового значения. Полную коллекцию Музей архитектуры имени А.В. Щусева планирует впервые представить посетителям уже в конце 2016 года. А следующий доклад вернул слушателей к периоду расцвета Троицкого Макарьева монастыря, когда он служил одним из центров паломничества.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

В самом начале XXI века силами православной общины начались работы по восстановлению этой церкви. В 2000 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий принял решение о создании при внуковской церкви подворья Александро-Невского женского монастыря села Маклакова Талдомского района. Подворье со дня открытия развернуло большую духовную работу, сёстрами монастыря были созданы хор мальчиков, а также православный класс на базе Внуковской средней школы. Большую помощь в этом оказали районные власти. Крыша и купола Троицкого храма были покрыты оцинкованным железом, на которые установили позолоченные кресты. Смонтирована система газового отопления, система электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. В храме установлены новые окна, настелен пол, установлены иконостасы, на колокольню водружены колокола, приобретена богослужебная утварь, иконы... К 2005 году внешне церковь была отремонтирована, а также восстановлены боковые престолы - Ипатия, епископа Гангрского и преподобного Макария, игумена Калязинского. Рядом с храмом появились церковные постройки, которые были обнесены церковной оградой, благоустроена территория. Источники информации: http://храм-внуково.рф/istoriya-khrama.html, http://www.derevenka.su/page35.html В старину село называлось также Елпатьевским, так как первая деревянная церковь на этом месте была посвящена священномученику Ипатию Гангрскому – святому угоднику Елпатию. Деревянный храм во Внуково имел также придел во имя преподобного Макария – основателя древнего Троицкого Калязинского монастыря. С середины XVIbeka и до секуляризации церковных земель в 1764 году Внуково принадлежало к числу вотчин этой древней монашеской обители Тверской епархии. «Нам монастырским, жилось лучше, монастырь не гонял ни на какую полевую работу. Барские нам завидовали. Подати оброк заплати, вроде налога, и больше ничего не знаешь», – так вспоминал жизнь экономических крестьян житель бывшей монастырской деревни Слободищево Дмитровского уезда крестьянин Гадалкин в 1928 году. В старину все селения Дмитровского края делились на две большие группы: бывшие монастырские и помещичьи. Положение бывших монастырских сел и деревень было лучше и свободнее барских. В Дмитровском уезде свои вотчины имели следующие монастыри: Троице-Сергиев, Николо-Пешношский, Борисоглебский (в Дмитрове), Горицкий (в Переславле-Залесском), Новоспасский и т.д. Внуково было одним из таких сел: исторически оно являлось вотчиной Троицкого Калязинского монастыря. Древний Троицкий Калязинский (Макарьевский) монастырь находился в Тверской епархии, но его история была тесно связана с подмосковным Дмитровским краем. Местность, где преподобным Макарием был основан новый монастырь, в XVbeke относилась к владениям дмитровского удельного князя. Обитель преподобного Макария в Калязине пользовалась особым почитанием дмитровского князя Юрия Ивановича.

http://sobory.ru/article/?object=02801

После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель 29 . В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: “…у Чюда Быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей” 30 . Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время “Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю” 31 , – говорится в Книге степенной царского родословия. В 1544 году 21 февраля “поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый” 32 . Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием 33 . Через несколько дней, 24 февраля, был “поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский” 34 . Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский 35 , в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.) 36 . Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. “В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском” 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010